Специализированные или профориентационные акции
Помочь с выбором: как проводить профориентацию для школьников
Денис Вихарев
14 июня 2019 • 20:00
Летние каникулы – отличное время для школьников, чтобы подумать о будущей профессии. Сегодня существует множество проектов, которые доступно рассказывают ребятам о том, какие специалисты будут востребованы на рынке труда. Расскажем о том, как выбрать для ученика траекторию развития и заинтересовать его конкретной специальностью.
Роль учителя в профориентации всегда остается ключевой. Именно педагог способен направить ученика, помочь ему сориентироваться в информационном потоке и выделить самое полезное и актуальное лично для него. Об этом недавно заявила глава Министерства просвещения Ольга Васильева.
Билет в будущее
Ольга Васильева рассказала об одном из самых масштабных профориентационных проектов для российских школьников. Речь идет о «Билете в будущее» – это новый государственный проект, который предлагает школьникам пройти тестирование и выбрать профессию. Принять участие могут ученики 6-11 классов. Школьник проходит тестирование в три этапа. Первый шаг – развивающий опросник, определяющий готовность ученика к выбору профессии (его должны организовать в школе). Второй шаг – диагностика важных способностей и «мягких» навыков. Третий шаг определяет, много ли ученик знает о различных перспективных направлениях, здесь проверяются «твердые» навыки. Два последних теста школьник проходит самостоятельно.
После тестирования участник может пройти профессиональные пробы – мастер-классы, хакатоны, конкурсы и другие практико-ориентированные мероприятия, которые позволяют погрузиться в какую-либо профессиональную сферу. На профпробы записываться нужно заранее: в списке множество компетенций – от блокчейна до флористики. В рамках проекта в каждом регионе планируют провести масштабные фестивали, где школьники смогут ближе познакомиться с разными профессиональными сферами: фармацевтикой, энергетикой, ракетостроением, технологиями искусственного интеллекта и другими. После профессиональных проб у школьника появится свой личный наставник – школьный учитель, студент профильного вуза, который будут дистанционно помогать в изучении будущей профессии.
«На площадках недавно запущенного проекта «Билет в будущее» я и мои коллеги наблюдаем живую картину общения педагога, представителей профессий и заинтересованных молодых ребят. Более ста тысяч детей уже остались благодарны наставникам после подобных уроков, а кто-то сделал выбор той или иной профессии», – написала Ольга Васильева.
Окно в профессию
Важно, чтобы учитель старался помочь ребятам в профессиональном самоопределении. Например, вёл календарь профориентации, где будет отмечать все важные события в этой сфере: дни открытых дверей вузов, программы стажировок и практик для школьников.
О днях открытых дверей вузы заранее сообщают на своих сайтах, нередко там появляются объявления и о наборе участников летних школ и стажировок. Например, с 17 по 24 июня на территории Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого будет проходить летняя школа «Твой город – цифровой». Это образовательный интенсив для учеников 9-10 классов, которые смогут почувствовать себя в роли специалистов будущего, познакомиться с новыми техническими разработками. В программе – мастер-классы, лекции, практические занятия, экскурсии и тренинги, а также конференция, где лучшие команды представят свои проекты. На каникулах летние школы и профориентационные фестивали для школьников пройдут на площадках вузов по всей стране.
Полное погружение
Экскурсия
До окончания школы ученики могут попробовать себя в нескольких профессиях. Это поможет им сделать правильный выбор. Какую роль в таком случае может сыграть учитель? Например, организовать экскурсию на промышленное предприятие или креативную студию, где ученики смогут увидеть, как работают специалисты.
Чтобы повысить вовлечённость учеников, можно подготовить для них задание: самостоятельно узнать у сотрудников компании, какие должности есть на предприятии, а поле экскурсии сделать об этом видеоролик или презентацию.
Стажировка
Другой формат погружения в профессию – стажировка. Это возможность поработать над реальными задачами. После окончания стажировки ребята смогут завести полезные знакомства и получить строчку в резюме.
Такой формат подойдет больше старшеклассникам с 14 лет (по закону), ученики помладше могут поехать в профориентационный лагерь.
Мастер-класс
Эксперт познакомит ребят с профессией. Он поделится хитростями в решении рабочих проблем и подскажет, какие дополнительные навыки понадобятся школьникам. В формате мастер-класса будет проще сосредоточиться на самой профессии, а не компании в целом.
На бесплатном онлайн-курсе повышения квалификации Фоксфорда эксперты рассказывают о трендах на рынке труда и новых профессиях. Каждый вебинар касается одной современной сферы и помогает разобраться, как она устроена и какое образование поможет успешной карьере внутри этой индустрии.
Профориентационная акция «Твой шанс»
Титова Оксана Станиславовна,
заместитель директора по учебно-производственной работе
МБОУ «Межшкольный учебный комбинат» города Калуги
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ АКЦИЯ «ТВОЙ ШАНС»
Из опыта профориентационной работы МБОУ «Межшкольный учебный комбинат» города Калуги
Реальная ситуация на рынке труда такова, что молодые люди имеют довольно абстрактные представления о многих профессиональных и карьерных возможностях. Не исключено, что сегодняшние школьники, повзрослев, выберут профессию, о которой они располагают недостаточной информацией.
Традиционные формы информационно-ознакомительной профориентационной работы не всегда эффективно решают эту проблему.
С целью повышения эффективности профориентации и подготовки молодежи к важному выбору, в процессе «очного» знакомства с деятельностью организаций, при непосредственном участии и поддержке руководства и персонала, мы выстроили профориентационную акцию «Твой шанс».
Это мероприятие создано на основе «Дней карьеры», проводимого в рамках проекта «Достижения молодых», популярного и востребованного в России и мировом масштабе.
С подробной информацией об организации и проведении проекта можно ознакомиться на сайте www.ja-russia.ru в разделе «День карьеры». Связаться с организаторами проекта и получить информационную и методическую поддержку можно в Исполнительной дирекции МОО «Достижения молодых» по электронной почте ja-russia@inbox.ru. Исполнительный директор Нина Геннадьевна Кузнецова.
По существу, проект возрождает традиции наставничества, но на более современном уровне, отвечающем потребностям молодежи, которой предстоит выбор профессии, и организаций, нуждающихся в грамотных, мотивированных и хорошо подготовленных сотрудниках.
Обучающимся 10 классов мы предлагаем выбрать предприятие или профессию и провести часть рабочего времени в выбранной должности (по согласованию с предприятием).
I этап (Декабрь) – сбор и анализ заявок от учащихся на ознакомление с профессией (некоторые указывают два варианта). Знакомим участников с целями и стратегией проведения акции.
II этап (Январь) – согласование с предприятиями и учреждениями возможности проведения акции (время и место проведения, количество участников).
Кроме этого создаются:
III этап (Февраль) – непосредственное проведение акции.
Группа учащихся (5-10 человек) и сопровождающий их преподаватель посещают компанию в течение одного (полного или неполного) рабочего дня.
Интенсивное «погружение» в обычный рабочий день организации или предприятия осуществить очень тяжело, поэтому мы соглашаемся на любые предложенные варианты общения – беседа, экскурсия, наблюдение и т.д.
Мероприятие подразумевает встречу с руководителем с целью общего знакомства с деятельностью организации (миссия, основные направления, организационная структура и политика и др.).
Затем школьникам предоставляется возможность изучить условия труда и особенности работы ряда отделов и сотрудников, которые на рабочих местах рассказывают о своих повседневных задачах и обязанностях, демонстрируют, какими организационными и техническими средствами достигаются результаты, помогают ребятам узнать о требованиях, возможностях и перспективах различных профессий, а также отвечают на вопросы молодых людей, выбирающих будущую профессию.
В 2013-14 уч.году подали заявку для участия 214 обучающихся по 19 направлениям
Школьники сформировали представление о профессиях на базе следующих учреждений и предприятий:
6. Эксперт-криминалист (17 чел.) УВД г.Калуга, Комсомольская Роща, 10, экспертно-криминалистический отдел.
9. Архитектор (11 чел.) ООО «Творческая мастерская архитекторов», Первомайская, 31.
10. Фармацевт (15 чел.) – фармацевтическое отделение, Калужский базовый медицинский колледж.
13. Психолог (11 чел.) – КФ МГЭИ, ф-т менеджмента и психологии.
15. Следователь (12 чел.) – УВД г.Калуга, ул.Тульская 5а, следственный отдел
16. Судья, адвокат (6 чел.) – «Калужский Районный суд» Калужской обл., ул. Кутузова, д. 4
18. Экономист, финансист (12 чел.) – ГАУ «Агентство регионального развития Калужской области», Труда, 33, стр.3.
19. Банковский служащий, (10 чел.) – Сбербанк, ул. Кирова
В ходе акции нашим ребятам удалось присутствовать на судебном заседании, операции по стерилизации кошки, снятии отпечатков пальцев, проведении проб для отбора в театральную студию, записи прогноза погоды и проведении эфира на радио.
По результатам проведения профориентационной акции «Твой шанс» участники анализируют опыт участия и предоставляют отчет в виде докладов и презентаций и по выбранным профессиям.
Во всех организациях обучающихся встречают радушно, с энтузиазмом проводят планируемую работу. Общение со специалистами, знакомство с содержанием и спецификой работы, режимом труда, порядком трудоустройства позволяет подросткам зачастую по другому взглянуть на выбранную профессию. Впечатления бывают как положительные, так и негативные. В результате школьники задумываются о правильности их дальнейшего профессионального пути.
В перспективе полученный опыт способствует уточнению профессиональных интересов и более осмысленному и взвешенному выбору профессии и карьеры, помогает подросткам сделать свой правильный выбор.
Огромный интерес и энтузиазм, проявляемые учащимися и их консультантами, стали лучшим подтверждением успеха и значимости этого мероприятия.
Могут ли тесты на профориентацию помочь определиться со специальностью
Профессиональная ориентация дает возможность ответить на один из важных жизненных вопросов — в каком карьерном направлении развиваться. Чаще всего им задаются старшеклассники, и хотя выбор профессий на современном рынке труда широчайший, куда идти учиться после школы, подростки часто не представляют.
По данным международного проекта по оценке образовательных достижений учащихся PISA, более полумиллиона молодых людей в возрасте 15 лет из 79 стран выражают интерес к ограниченному количеству профессий. Треть из них хотят работать всего по десяти традиционным специальностям, среди которых врач, учитель, инженер, ученый, менеджер.
В каком возрасте стоит определиться с профессией
Чаще всего выбор профессии происходит в спешке, в 10 или 11 классе. Выпускники попадают под жесткий пресс: общество и родители требуют от ребенка как можно скорее определиться с будущим, выбрать вуз, начать готовиться к экзаменам. Отсюда и скорый выбор, который может стать ошибочным.
Однако в мае 2021 года в России был принят закон, по которому в университетах и колледжах теперь можно получить сразу несколько квалификаций. Студенты сначала учатся два года, получают общие знания по предмету, и только потом должны выбрать узкое направление и начать углубленно его изучать. Причем во время обучения будущий специалист сможет набрать себе дополнительные предметы, собрать собственный конструктор из знаний и навыков. Предполагается, что так вузы смогут предлагать рынку труда актуальных специалистов, в которых он действительно нуждается.
Для начала профориентации некоторые специалисты считают оптимальным возраст 10-12 лет. Это еще не «колючие» подростки, дети в этом возрасте наиболее отзывчивы, открыты и уже достаточно сознательны, чтобы воспринимать сложную информацию и думать о будущем.
Начинать определяться с делом жизни можно еще раньше: существуют опросники для младших школьников — 2-4 класса. Американские исследователи Ричард Аугер, Энн Блэкхерст и Кай Хертинг Уаль отмечают, что уже в четыре года дети с интересом играют «в работу», обсуждают, кем станут, когда вырастут. Правда, у такого подхода есть существенный минус: велик риск лишить своего ребенка детства. Кроме того, с тех пор предпочтения могут еще не раз поменяться.
Тесты на профориентацию
Самый простой, удобный и быстрый способ понять, в каком направлении двигаться — это онлайн-тесты. Их много, они доступны, пройти исследования можно прямо из дома в любой момент. Тесты определяют темперамент, особенности мышления, склонности и профессиональные интересы. Правда, такие домашние опросники не вполне надежны, а в случаях с детьми и вовсе врут. У ребенка часто меняются вкусы и интересы, что не может не отразиться на его ответах.
Гораздо более достоверны исследования, предлагаемые в центрах профориентации. Все они так или иначе базируются на пяти классических теориях: теории Джона Льюиса Холланда, «я-концепции» в теории карьерного развития Дональда Сьюпера, теории адаптации к работе, теории исключений и компромисса Линды Готтфредсон, социально-когнитивной карьерной теории. Методики появились еще в середине XX века и в различных модернизированных формах существуют до сих пор. Вариаций тестов сотни, ниже рассмотрены несколько самых популярных.
Даже если тест поможет с выбором профессии, он не даст никакого понимания, как и где этому научиться. На все дальнейшие вопросы — об актуальности выбранной работы, ее интересности, ценности, зарплаты, о выборе учебного заведения — предстоит искать ответы самому человеку.
Как помочь ребенку выбрать профессию
Словенский школьный психолог Роберт Пене Зор считает, что самый важный фактор при выборе профессионального пути — это семья ребенка. «На этапе принятия решения о выборе будущей профессии абитуриентам необходимо как можно больше информации», отмечает он. Расширить представление ребенка о современном рынке труда могут родители:
Профориентация для взрослых
А что делать, если, отучившись в техникуме или вузе и начав работать по специальности, человек понял, что совершил ошибку? В каком возрасте не поздно переучиться?
Профориентологи считают, что в любом. Известный советский и российский профориентолог Евгений Климов считал, что человек обязательно должен иметь хобби. В какой-то момент оно может стать делом жизни. В 40 с лишним лет уйти с работы, которая приносит доход, непросто, даже если она нелюбимая. Найти себя, переучиться, отыскать новое место тоже тяжело. Хобби или деятельность, которой можно заниматься на досуге, может обеспечить плавный переход.
Профориентация по-новому
В России о профориентации как о научном направлении заговорили в 1970-х годах. В индустриальном обществе и экономике она была необходима. Исследователи пытались придумать, как на определенные рабочие места найти подходящих людей. Тогда и родилась идея: узнаем сильные и слабые стороны человека, выясняем, что он знает и умеет, что у него хорошо получается — и предлагаем ему приемлемые специальности. И долгое время это работало. Однако с тех пор прошло почти полвека. Уже нет той страны, изменился рынок труда и экономика. Профориентация не могла остаться прежней. Карьеру больше не выбирают, а конструируют.
Екатерина Павленко, младший научный сотрудник Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ:
«Раньше понятия «выбор профессии» и «выбор карьеры» означали одно и то же. Сейчас это разные вещи. В современном мире нужно уметь конструировать карьеру. Для этого явления пока нет адекватно переведенного термина. В международном контексте это звучит как career guidance, career education. В России до сих пор используется термин «профориентация». Современный рынок труда предлагает новые типы карьер и траекторий: фриланс, работа из дома, гибкость и междисциплинарность. Все движется к тому, что узкодисциплинарные знания начинают пересекаться. Например, успешным будет программист, который еще и разбирается в социологии или дизайне, который к тому же коммуникабелен, может найти специалистов под свою задачу, имеет зачатки исследовательских навыков, умеет искать информацию. В университете этому не учат, но на современном рынке труда эти навыки уже могут рассматриваться как отдельный капитал».
Профессии будущего
Какие специалисты будут необходимы через 15-20 лет, предугадать практически невозможно. Мир меняется очень быстро и непредсказуемо. К примеру, одна из самых популярных сегодня профессий — ИТ-специалист. «Работа.ру» и «СберИндекс» провели совместное исследование, согласно которому каждый восьмой россиянин (13%) назвал профессию айтишника самой перспективной в 2021 году. На программистов приходится 11%, еще по 1% опрошенные отдали разработчикам и системным администраторам.
Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации Центра «Гуманитарные технологии»:
«Сама специальность «программист» — это очень широкое понятие. Есть backend-разработчики, frontend-специалисты, есть более универсальные full-stack developers. У каждого — свои язык программирования и функционал. Языки программирования — это вообще целая вселенная. Они трансформируются и, возможно, что дальше будут очень серьезно меняться. Если я знаю только один язык и не учу второй — вряд ли мне это может серьезно помочь. Но если я хорошо понимаю в алгоритмах, то дальше выучу любой язык либо создам новый. Поэтому самый главный навык программиста — это умение выстраивать сложные алгоритмы».
Сегодня на зарубежном рынке труда профессии, связанные с информационными технологиями и разработкой, еще более желанны, чем в России. В рейтинге социальной сети для поиска деловых контактов LinkedIn (на территории РФ сайт заблокирован Роскомнадзором с 4 августа 2016 года), среди 15 наиболее перспективных профессий 2020 года 12 позиций занимают эти направления. Список возглавляет специалист по искусственному интеллекту, дальше почти без отрыва идут инженер-робототехник, аналитик данных, full-stack разработчик, инженер-программист, специалист по компьютерным приложениям, дата-инженер, специалист по кибербезопасности, back-end разработчик, специалист по облачным технологиям, JavaScript-разработчик.
Однако это не значит, что так будет всегда. Компьютерные системы становятся все сложнее. Возможно, что такого количества разработчиков просто не понадобится, когда все нужное уже будет придумано.
Кирилл Кузнецов:
«Я бы осторожно предположил, что на горизонте пяти-десяти лет полезным окажется навык предпринимательства. Его не хватает уже сейчас. Активно будет развиваться все, что связано с продажами. Сюда входит огромное количество профессий, среди которых популярны маркетолог, менеджер по продажам. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, уже сегодня 60% занятости находится в сфере услуг. С постепенным переходом к ней связана любая постиндустриальная экономика. Я бы также выделил медицину, как перспективное направление будущего. В прошлом году мы все могли видеть резкий рост спроса на медиков. Люди все больше будут заботиться о своем здоровье. Россия — стареющая страна, поэтому направление семейных врачей набирает обороты. Причем, думаю, что слово за частным сектором, который на рынке медицинских услуг сейчас не очень развит (не берем в расчет крупные города и стоматологов, востребованных даже в небольших населенных пунктах). И, думаю, будет спрос на педагогов и психологов».
Никто не знает наверняка, каким будет мир через 15 лет. Мы можем угадать или нет с нашими предположениями. Однако дать ребенку не рыбу, но удочку и самому следить за трендами — вполне в нашей власти.
Карьера как предчувствие: зачем нужна новая система профориентации
MAXIMUM Education — компания, специализирующаяся на сфере дополнительного образования школьников. Занимает четвертое место в рейтинге 35 крупнейших EdTech-проектов России по версии РБК.
По данным Атласа новых профессий, созданного Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с инновационным центром «Сколково», к 2030 году появятся 186 новых профессий и 57 исчезнут. Даже такие вроде бы вечные специальности, как врач и учитель, меняются под влиянием бурного развития технологий. Как в таком многообразии ребенку выбрать, чем заниматься в будущем?
По результатам исследования, проведенного WorldSkills Russia при поддержке министерства просвещения, более 70% школьников не имеют представления о том, чем они собираются заниматься в жизни. И лишь 5% опрошенных уже определились с профессией. Эти цифры говорят о системной проблеме, которая должна решаться на разных уровнях: государства, рынка, общества и семьи.
Госзаказ на профессионалов
Сегодня основной вектор развития на рынке профориентации задает государство. Нехватка специалистов в конкретных областях, перекос внимания выпускников в сторону «хайповых» специальностей и повышение конкурентоспособности страны в сфере инноваций заставляют государство вкладывать бюджетные деньги в профессиональную ориентацию детей. И у него для этого есть как минимум два больших инструмента.
Самый понятный и очевидный — искусственное создание спроса на те или иные профессии путем регулирования количества бюджетных мест в высших и средних специальных учебных заведениях. Прогнозы по нехватке конкретных специалистов на горизонте от 5 до 20 лет дают возможность властям сделать обучение по проблемным направлениям максимально доступным. Напротив, переизбыток специалистов в той или иной отрасли в перспективе заставляет перераспределять бюджетные места, тем самым «отговаривая» выпускников от выбора этих направлений. Это понятный рабочий инструмент, но он не решает вопроса профессионального самоопределения отдельного человека, хоть и позволяет регулировать рынок труда.
Второй глобальный инструмент — создание и поддержка проектов, которые позволяют школьникам погружаться в различные профессии. Один из масштабных проектов — сеть технопарков «Кванториум». Это площадки дополнительного образования, оснащенные высокотехнологичным оборудованием и нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей. Планируется, что к 2024 году их будет 245 в 85 регионах страны, а также появятся 340 мобильных детских технопарков.
Еще один федеральный проект «Билет в будущее» помогает выявить, насколько осознанно подросток выбирает свой профессиональный путь. После прохождения тестирования школьникам предлагается поучаствовать в ознакомительных практических мероприятиях и профессиональных практикумах углубленного формата (например, экскурсии на чемпионаты профессионального мастерства и профориентационные фестивали, а также очные или онлайн-пробы с носителем профессиональных компетенций).
На региональных уровнях также развиваются различные государственные программы. Одной из них является проект департамента образования города Москвы «Профсреда», который предлагает школьнику пройти различные профессиональные пробы для получения не только гипотетического, но и практического представления о будущей работе. Площадки организованы на базах колледжей Москвы, поэтому в большей степени представлены рабочие специальности. Также в рамках проекта проводятся тренинги, мастер-классы и другие просветительские мероприятия.
Другой игрок — большие корпорации с их программами, нацеленными на формирование узнаваемости и построение HR-бренда у аудитории уже с подросткового возраста. В рамках своих акций, проводимых на федеральном и региональном уровнях, они не только знакомят школьников с конкретными профессиями, но и формируют желание пойти работать в конкретную компанию.
Кроме этого, есть еще и родители, которые переживают за будущее своих детей. При этом цели у них могут быть разные: одни озабочены больше выбором предметов для ЕГЭ, другие хотят помочь детям осознанно выбрать любимое дело.
В связи с этими запросами формируется рынок частных профориентационных услуг. Некоторые из них стараются последовательно развивать осознанный подход к выбору профессии, знакомя подростка с состоявшимися специалистами и профессиями, где можно применить свои качества и умения. Другие делают упор на посещение подростками компаний, банков, лабораторий, где в рамках экскурсии можно расспросить об особенностях их работы и узнать все подробности. Есть программы, заявляющие, что они готовы сделать выбор профессии за ребенка, выявив его интересы и способности, и на основе этого подобрать вузы.
Как измерить эффективность профориентации?
Измерять и оценивать эффективность использования вышеупомянутых инструментов можно с разных позиций. Иногда достаточно задать подростку несколько вопросов:
Если он отвечает на них уверенно, и его представления соответствуют реальности, значит профориентационная работа прошла успешно. При этом важно понимать, что абсолютной уверенности в выборе на этом этапе не может быть, так как подросток в любом случае выбирает из того, с чем близко еще никогда не сталкивался, а значит, не может со 100% уверенностью сказать, что ему подходит, а что нет.
Умения или призвание
«Только 27% процентов населения России работают по специальности», — таков неутешительный итог опроса Роструда. Как же помочь своему ребенку выбрать будущую профессию? И как понять, какие знания и навыки будут актуальны к моменту, когда он начнет работать?
Большинство родителей рассуждают так: «Мы привели к вам ребенка, заплатили деньги, скажите, какой ЕГЭ сдавать и куда поступать». Это самый популярный подход, который плодит сотни микро-бизнесов с разной степенью качества, отвечающих этим потребностям.
Проблема в том, что выбор, сделанный за ребенка с помощью тестов или экспресс-консультаций, не дает ему представления о будущей профессии и его пути в ней. В результате многие бросают учебу в вузе или, окончив его, идут работать не по специальности.
Поэтому появляется спрос на другой тип профориентации — персонализированный, благодаря которой ребенок сможет узнать свои сильные стороны, интересы, сформулировать жизненные цели, и на этой основе выбрать то, чем реально хочет заниматься.
И как показывает практика современных профориентационных проектов, именно развитие навыков и компетенций поможет ребенку стать конкурентоспособным в стремительно меняющемся мире.
Бурное развитие анализа данных, машинного обучения и других новейших технологий в образовании уже сейчас позволяет собирать и анализировать большое количество информации о каждом конкретном ученике. Цифровой образовательный след, который уже совсем скоро начнут собирать, начиная с рождения, поможет строить действительно индивидуальные образовательные траектории, опирающиеся на интересы и склонности ребенка.
Значит ли это, что уже в средних классах он будет понимать, кем станет? Пожалуй, что нет. Но, возможно, у ребенка будет перед глазами некая карта с различными траекториями его профессионального развития, а также инструментарий, позволяющий ему попробовать себя в разных сферах еще до окончания школы.