создатель самбо краткая биография
Харлампиев, Анатолий Аркадьевич
Из Википедии — свободной энциклопедии
Анато́лий Арка́дьевич Харла́мпиев (29 октября 1906, Смоленск, Россия — 16 апреля 1979, Москва, СССР) — исследователь боевых искусств мира и национальных видов борьбы народов СССР, один из создателей борьбы самбо. Заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР. Его предшественниками в деле создания борьбы самбо были Виктор Афанасьевич Спиридонов и Василий Сергеевич Ощепков.
Энциклопедичный YouTube
Субтитры
Содержание
Происхождение
Дед А.А. Харлампиева — Георгий Яковлевич Харлампиев, был гимнастом и кулачным бойцом. Много лет собирал, изучал и классифицировал различные приёмы рукопашного боя, борьбы и самозащиты.
Отец — Аркадий Георгиевич Харлампиев (1888 —1936) — с отличием окончил Академию художеств и для продолжения обучения был направлен в Париж (за государственный счёт). Через некоторое время из-за недостатка средств для продолжения учёбы начал выступать на профессиональном европейском ринге. Вернувшись в Россию, Аркадий Георгиевич стал популяризировать бокс.
С ранних детских лет Анатолия Харлампиева тренировали дед и отец. Уже в 6 лет он выступал в номере воздушных гимнастов под куполом цирка. В шестнадцать — был довольно разносторонним спортсменом и хорошо подготовленным борцом и боксёром.
Образование
После школы окончил курсы спортивных инструкторов, в 1922 г. начал работать преподавателем физкультуры в Обществе строителей Международного Красного стадиона и Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ).
В 1936 г. окончил Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры (отделение дзюдо Василия Сергеевича Ощепкова). В 1935 г. В.С. Ощепков (из-за своей болезни) поручил своему ученику А.А. Харлампиеву вести секцию борьбы вольного стиля, созданную В.С. Ощепковым в этом институте. В том же году он способствовал назначению А.А. Харлампиева руководителем секции в московском дворце спорта «Крылья советов».
Участие в Великой Отечественной войне
В 1941 году А.А. Харлампиев добровольцем ушёл на фронт. Награждён орденом и медалями.
Профессиональная деятельность в послевоенные годы
С 1945 г. по 1952 г. работал старшим тренером по борьбе самбо Центрального Совета «Динамо» и старшим тренером по борьбе самбо ДСО «Крылья Советов» (Москва). С 1953 г. — старший преподаватель, а затем доцент кафедры физвоспитания Московского энергетического института (МЭИ), руководитель секции борьбы самбо.
Анатолий Аркадьевич подготовил десятки мастеров спорта СССР по самбо, среди которых четырёхкратный чемпион СССР Евгений Чумаков и трёхкратный чемпион СССР Альфред Каращук.
Среди его учеников – выдающиеся тренеры-педагоги: заслуженный тренер СССР Евгений Чумаков, заслуженный тренер России по боевому самбо Валерий Волостных, заслуженный тренер России Виктор Голяков [1] и многие другие.
Е.М. Чумаков уже к 1960 году подготовил в своей «СКИФовской кузнице» (секции самбо Государственного центрального ордена Ленина института физической культуры) больше чемпионов СССР, чем любой тренер по борьбе самбо тех лет.
Анатолий Харлампиев. Непобедимый «отец самбо»
Анатолию Харлампиеву удалось создать боевую систему, способную сделать из простого советского гражданина супергероя. Вобрав в себя все лучшее, самбо стало нашим ответом дзюдо, карате и боксу. Ответом, который понятен без всяких слов.
Фамилия Харлампиев с греческого языка переводится как «сияющий свет». Дед Анатолия Харлампиева, Георгий, добросовестно дослужился до чина надворного советника, был уважаемым в обществе человеком и настоящим силачом. В книге Эдуарда Хруцкого «Этот неистовый русский», рассказывается о том, что в семье Харлампиева большое значение уделялось физическим упражнениям, своего сына Аркадия Георгий Харлампиев воспитывал в строгой дисциплине, проводил с ним атлетические занятия.
Харлампиевы участвовали в кулачных боях на берегу или льду Днепра. Себя в качестве бойца Георгий Харлампиев не позиционировал, в то время всех физически развитых людей просто называли гимнастами.
Но гимнаст Георгий Харлампиев был особенным, он рвал пальцами трехкопеечную монету, однажды остановил руками понесшую лошадь. Сын Георгия, Аркадий, был художником, альпинистом и первым профессиональным русским боксером. Для того, чтобы заработать деньги на пропитание семьи и обучение в парижской Академии изящных искусства, он принимал участие в боях за деньги под псевдонимом Шарль Лампье. Вернувшись в Россию, развивал бокс, преподавал в центральной школе милиции и других учебных заведениях, писал в соавторстве с Гретье и Градополовым учебные пособия по боксу, называя его «благородным искусством самозащиты».
Достойный сын и внук
Анатолий Харлампиев был, таким образом, потомственным бойцом. Его дед-силач и отец-боксер с раннего детства воспитывали ребенка в атмосфере уважения к атлетизму и тяжелому труду. В возрасте шести лет будущий «отец самбо» выступал в цирке, исполняя гимнастические кульбиты под куполом манежа.
В 16 лет он был уже разносторонне развитым спортсменом, ещё во время обучения в школе занимался силовой атлетикой, гимнастикой, борьбой, боксом, альпинизмом.
Однако Анатолий Харлампиев был не просто силачом и спортсменом, но и живо интересовался искусством, изучал живопись, скульптуру, учился в музыкальном техникуме. Однако его подлинной страстью все равно остаются единоборства. После школы Анатолий Харлампиев закончил курсы спортивных инструкторов и начал работать в Обществе строителей Международного Красного стадиона и Красном университете трудящихся Востока преподавателем физкультуры. В это же время Харлампиев познакомился с Николаем Подвойским, председателем Спортинтерна, который «подкинул» ему идею создания универсальной борьбы вольного стиля. Видимо, тогда Харлампиев и «загорелся».
До сих пор, когда Харлампиева называют «отцом самбо», в интернете разгораются жаркие споры по поводу его «отцовства». Учителем Харлампиева был друг его отца Василий Ощепков. Он был настоящим «локомотивом» развития боевых искусств в России. В 1913 году Ощепков закончил в Японии школу «Кудокан», обучался он у самого Дзигоро Кано и стал третьим европейцем, получившим второй дан по дзюдо.
В России Ощепков открыл школу дзюдо, обучал рукопашному бою милиционеров и бойцов Красной армии, проводил турниры.
Однако Ощепков не только продвигал дзюдо, но и пошел дальше: ввел русские названия приемов, заменил поклон на рукопожатие до и после схватки, ввел весовые категории и «борцовки», изменил покров куртки и внедрил в арсенал дзюдо приемы из национальных видов борьбы, которые изучал, путешествуя по республикам Союза. Ощепкова действительно можно считать одним из патриархов самбо, но не отцом, а скорее «дедом». Систематизировал техники Советской вольной борьбы в одежде (так первоначально называлось самбо) уже Анатолий Харлампиев.
Об этом периоде его жизни в 1983 году был снят фильм «Непобедимый», в котором роль Харлампиева исполнил Андрей Ростоцкий. К 1936 году, когда Харлампиев защищал диплом, он собрал уже более 1000 приемов из разных видов борьбы. Сразу после начала Великой Отечественной войны, Харлампиев ушел добровольцем на фронт. Закончив войну в войсках, разгромивших Квантунскую армию, он также учился борьбе у пленных японцев, в обозе которых нашлось с десяток татами. Начав воевать простым солдатом, Харлампиев был демобилизован в звании старшего лейтенанта, заслужил ордена и медали.
В отличие от всех традиционных боевых искусств, самбо до сих пор является открытой системой. Первоначальный импульс к развитию был задан дзюдо, но самбо быстро его переросло, включив в свой арсенал не только приемы из национальных видов борьбы (куреша, чидаобы и других), но и техники армейских боевых систем.
В начале 60-х годов, в преддверии Токийской олимпиады, в СССР впервые прибыли лучшие дзюдоисты Японии со своими тренерами.
В 50-х годах японцы присвоили Харлампиеву почетный восьмой дан по дзюдо, что для неяпонца было просто немыслимо. За годы своей тренерской деятельности (только в МЭИ Харламипиев преподавал 25 лет) он подготовил 70 мастеров спорта. В 1961 году дзюдо было включено в программу Олимпийских игр, самбисты стали уходить из самбо в дзюдо, что не могло, конечно, нарвиться Анатолию Харлампиеву, но этот «исход» показал, насколько самбо универсальная система.
Доказывают это и успехи российских мастеров самбо в соревнованиях по смешанным единоборствам.
Харлампиев был предан самбо, вкладывая в его развитие всего себя. Даже когда самбо стало популярным видом спорта (его даже включили в нормы ГТО-2) и в залах не хватало места, Харлампиев не отказывал никому. Первая тренировка у мастера начиналась в 9 утра, последняя в 9 вечера. Сам Харлампиев ничего не требовал за свои достижения для себя и своей семьи, долгое время жил в коммуналке. Одна комната была для него и спальней, и кабинетом, и кухней. Скончался «отец самбо» в 1979 году, оставив после себя школу, мастеров и новый эффективный вид единоборства.
Самбо устояло: кто на самом деле придумал «борьбу вольного стиля»
80 лет назад 16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издал приказ №633 «О развитии борьбы вольного стиля». В нем, в частности, говорилось о необходимости «организовать секции борьбы вольного стиля при всех республиканских, краевых, областных и городских комитетах по делам физкультуры и спорта. В республиках, краях и областях, в которых национальные виды борьбы пользуются популярностью среди местного населения, организовать и укрепить спортивную работу по данным видам борьбы». Для этого «отделу физкультуры и спорта ВЦСПС и всем ЦС добровольных спортивных обществ дать указания на места о развертывании работы по борьбе вольного стиля, обязав выделить на это дело необходимые средства». Хотя в документе говорится о «борьбе вольного стиля», на самом деле речь идет о самбо. Точнее, о том виде единоборства, которое мы сегодня знаем под этим названием.
Уроки русских пластунов
Виктор Афанасьевич Спиридонов — один из основателей борьбы самбо
В конце 1930-х его вынудили уйти из «Динамо», но, к счастью, у него уже было достаточно много учеников, которые могли продолжить дело. В начале Великой Отечественной войны уже почти шестидесятилетний Виктор Афанасьевич вернулся к активной деятельности и обучал эффективному рукопашному бою бойцов формировавшейся из спортсменов-динамовцев Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД. В 1943 году он скончался в столице после тяжелой болезни.
Ветер с востока
Второй Атлант, на плечах которого было построено современное самбо, — это Василий Ощепков, родившийся в 1892 году на Сахалине. Родители его были каторжанами, позже мать перевели на положение ссыльной. Мальчик рано остался сиротой. В 1905 году остров отошел Японии, и Василий оказался в Стране восходящего солнца в духовной семинарии при Русской православной миссии в Токио. Там начал заниматься дзюдо, которое входило в обязательную школьную программу. Успехи юноши были столь очевидны, что его решили показать в институте дзюдо Кодокан, — Василий выдержал вступительные испытания и был принят в школу, которую называют храмом дзюдо. Дословно Кодокан переводится как «Дом изучения пути». Он был основан Дзигоро Кано — человеком, создавшим современное дзюдо, заложившим основы техники и философии. У него и учился Ощепков.
Василий Ощепков, родоначальник советского дзюдо и один из основателей самбо
В 1913 году Василий получил черный пояс первого дана, став третьим европейцем и первым русским мастером в истории. Через несколько лет он сдал экзамен на второй дан. После революции Ощепков вернулся в Россию, видимо, из-за прекращения финансирования. Дальний Восток был занят Колчаком, Ощепкову волей-неволей пришлось контактировать с новым правительством; но в Гражданской войне он не участвовал. Василий свободно владел японским, поэтому зарабатывал переводами и уроками. Почти сразу открыл школу дзюдо во Владивостоке. В 1923 году Ощепков снова объявился в Японии уже как бизнесмен-кинопрокатчик, не нашедший общего языка с советской властью. На самом деле он уже работал в отделе агентурной разведки Пятой армии.
Древнегреческая фреска с изображением двух бойцов в перчатках, напоминающих современные шингарты
Старинная русская народная забава — кулачный бой. Картина художника Федора Солнцева, 1836 год
8 августа 1889 года в США состоялся последний боксерский поединок на голых кулаках за звание чемпиона мира между Джоном Салливаном и Джеком Килрейном. Бой продлился 75 раундов
Бой между Джеймсом Джеффрисом и первым чернокожим чемпионом-тяжеловесом Джеком Джонсоном
Величайший американский боксер-профессионал Шугар Рэй Робинсон в своем главном бою против Джейка Ламотты, 1951 год, Чикаго. До этого поединка соперники встречались на ринге шесть раз
Первый в истории бой между бойцом смешанных единоборств Конором Макгрегором и профессиональным боксером Флойдом Мейвезером, 2017 год. Поединок проходил по правилам бокса, где Макгрегору пришлось сменить привычные шингарты на классические перчатки боксера
Через несколько лет Ощепкова обвинили в растрате казенных денег — не все потраченные им на агентов средства оказались подтверждены расписками. Наверное, свою роль сыграло и недоверие ОГПУ к бывшему «колчаковскому переводчику», да еще женившемуся в Японии на белоэмигрантке. Ощепкову пришлось вернуться в СССР. Дело против него быстро закрыли, однако путь в Токио теперь был отрезан. Зато боевое искусство становится главной сферой его жизни.
Сначала Ощепков преподавал искусство самообороны в Новосибирске, но уже в 1929 году его пригласили в Москву. Он вел занятия в ЦДКА (Центральный дом Советской Армии — предтеча ЦСКА) занятия по рукопашному бою, которые имели всё больше поклонников. Была даже создана специальная группа для высшего комсостава РККА. С 1930 года Василий Сергеевич преподает дзюдо в качестве одной из учебных дисциплин в Московском институте физкультуры и ведет там несколько групп.
В это время Ощепков стал замечать, что некоторые чисто японские традиции непонятны нашим людям, и стал реформировать свой стиль. Отказался от непривычного татами и классического кимоно, оставив только куртку с поясом, без которых невозможно было проводить захваты. Отменил церемониальные поклоны, заменив их рукопожатием, и изменил систему оценки приемов. Заменил непривычные японские названия приемов на русские: «отхват изнутри с захватом ноги», «зацеп», «боковая подсечка», «бросок через голову», «бросок через бедро», «удержание» и т.д. Кроме того, Ощепков обогатил технику борьбы новыми приемами, которые подметил в процессе работы. На организуемые им соревнования приезжали борцы со всей страны, которые не знали, что такое дзюдо, зато владели национальными видами единоборств — армянской борьбой кох, азербайджанской гюлеш, казахской, узбекской и татаркой куреш, грузинской чидаоба, тувинской хапсагай, бурятской бухэ барилдаан, молдавской трынта и т.д.
Собственно, термин «вольный стиль» и появился сначала как возможность показать себя борцам разных национальных школ. А потом Ощепков пошел дальше и включил ряд неожиданных приемов из этих самобытных стилей в свою систему борьбы.
С самого начала Ощепков разделял спортивное и прикладное направление своего стиля борьбы. Первое нужно было для тренировок, самосовершенствования и соревнований, второе — для применения в бою. И здесь ограничений не было, а борцовские приемы были дополнены ударными техниками японского карате, окинавского джиу-джицу, французского савата и классического бокса. Но всё же, основой системы Ощепкова было дзюдо, чего он никогда не скрывал. В традиции восточных единоборств, где каждый мастер мог создавать свою школу, творчески развивая опыт его учителей, можно было бы говорить о «школе дзюдо Ощепкова», но советские реалии вынуждали его расширять спектр возможностей своего стиля.
Здание Центрального дома Советской армии на Суворовской площади в Москве
К середине 1930-х Ощепков преподавал рукопашный бой на военном факультете Институте физкультуры, школе профсоюзов имени Шверника, вел секцию во Дворце спорта Осоавиахима. Летом 1937 года Василию Сергеевичу удалось добиться открытия специализации по дзюдо в организованной при инфизкульте Высшей школе тренеров. И вдруг в начале октября арест и обвинение по традиционной 57-й статье — враг народа и японский шпион. Всего через неделю великий тренер скончался — то ли не выдержало больное сердце, то ли «перестарались» на Лубянке.
Летом 1937-го Красная армия вошла на территорию Монголии, после чего отношения с Японией обострились до предела. В прессе началась антияпонская истерия, под которую попало и дзюдо. Вот типичная газетная цитата тех времен: «Родина воинствующего фашизма, страна реакции, террора и интервенции Япония имеет систему физического воспитания, предназначенную исполнять классовые заказы японских империалистов. Эта система носит название дзюу-до» (цитата по книге: Лукашев М. Н. «Сотворение самбо: родиться в царской тюрьме и умереть в сталинской»).
Ощепков с его японским воспитанием, языком и дзюдо сразу же попал под подозрение. Но арест его был вызван не реальной деятельностью тренера, а начавшимся маниакальным поиском шпионов. Поскольку «фигурант» скончался в тюрьме, дело закрыли, и подробности его канули в Лету. Через несколько дней после ареста Василия Сергеевича, когда он был еще жив, в инфизкульте вышел приказ о закрытии отделения дзюдо.
Рождение самбо
Тем не менее школа выжила. Ученики Ощепкова — В.В. Сидоров. Н.М. Галковский, Р.А. Школьников, Б.А. Сагателян, А.А. Будзинский, A.M. Ларионов, В.П. Волков и другие продолжили дело. К этому времени почти все они стали самостоятельными мастерами, вели секции, издавали пособия для разных силовых ведомств. И всё же особняком стоит фигура еще одного ученика Ощепкова — Анатолия Харлампиева.
Заслуженный тренер СССР Анатолий Харлампиев, стоявший у истоков нового вида спорта самбо, 1976 год
Выходец из цирковой семьи, он уже в детстве стал выходить на манеж в качестве акробата. Его дед был знаменитым борцом и цирковым атлетом, а отец изучал бокс во Франции, стал чемпионом Европы и одним из основоположников этого спорта в СССР. Но Анатолий увлекся борьбой и поступил в институт физкультуры к Ощепкову на отделение дзюдо. Окончил в 1936-м, после чего Василий Сергеевич передал ему свою секцию во Дворце спорта Осавиахима — Ощепков физически не успевал сам вести занятия во всех основанных им кружках и «подтягивал» лучших учеников.
Когда Ощепкова арестовали, Анатолий по просьбе супруги тренера забрал все его архивные материалы — книги, конспекты, рукописи и т.д. Это был по тем временам весьма смелый и рискованный шаг, тем более что родной брат Харлампиева тоже числился «врагом народа». Так Харлампиев, по сути, стал наследником мастера, хотя он не был самым сильным или самым способным из его последователей и представлял уже «вторую генерацию» — учеников его первых учеников. С другой стороны, их связывали и неформальные отношения, поскольку Василий Сергеевич дружил с отцом Анатолия, между прочим, основателем Высшей школы тренеров по боксу при Институте физической культуры.
Харлампиев отлично понимал «суть времени». Он сразу отказался от названия дзюдо (или сознательно им пожертвовал), чтобы сохранить содержание и организационную структуру созданной Ощепковым школы. Не меняя ничего в технике и философии его стиля борьбы, он окружил ее идеологическим пузырем, который идеально вписался в пропагандистскую систему тех лет. При каждом удобном случае нужно было говорить о «народном» и «национальном» происхождении «борьбы вольного стиля», его объединяющем «пролетарском» смысле и, конечно, важнейшей роли партии в оттачивании техники бросков и удушающих приемов.
Летом 1938 года в Москве состоялся первый всесоюзный тренерский сбор «борьбы вольного стиля», в рамках которого состоялась и научно-практическая конференция. На ней Харлампиев выступил с докладом с характерным названием «О систематике советской борьбы вольного стиля»: «Только в нашей Советской стране, руководимой коммунистической партией, которая идет под знаменем Ленина-Сталина, только в Сталинскую эпоху, согретые Сталинской заботой о человеке, народы необъятного Советского Союза Республик сумели создать этот прекрасный вид спорта — «Советскую борьбу вольного стиля»!» (цитата по стенограмме конференции).
В секции самбо Анатолия Харлампиева, 1976 год
В итоге Харлампиев был назначен старшим тренером по борьбе, которая через несколько месяцев — 16 ноября — обрела официальный статус. Была создана Всесоюзная секция борьбы вольного стиля, ответственным секретарем которой тоже стал Анатолий Харлампиев. В следующем году в Ленинграде прошел первый чемпионат СССР по «борьбе вольного стиля», были выработаны правила проведения соревнований. Точнее сказать — утверждены, ведь они мало отличались от тех, которые ранее создал Ощепков. Еще до войны вышла работа по «борьбе вольного стиля» Николая Галковского и Романа Школьникова, было издано учебное пособие для школ НКВД Виктора Волкова — ученика и Ощепкова, и Спиридонова. Кстати, тогда возник конфликт между Волковым и Спиридоновым, который обвинил своего воспитанника в плагиате. Пришлось даже создавать комиссию для разрешения этого спора.
Война стала важнейшим рубежом в становлении нового вида борьбы, поскольку ее прикладная ценность была доказана практикой. Аргументировать необходимость и целесообразность развития ее больше не было необходимости. Многие мастера из школ Ощепкова и Спиридонова тренировали различные армейские спецподразделения, многие сами применяли навыки в боях. В 1946 году у отточенной практикой системы появилось новое название — «самбо». Оно мгновенно вошло в обиход, заменив не ставший популярным термин «самоз» и аморфное понятие «борьба вольного стиля». В эти же годы произошло четкое разделение на чисто прикладное «боевое самбо» и спортивную борьбу с тем же названием.
Мифы и реальность
В 1947 году в журнале «Огонек» появился очерк писателя Исая Рахтанова «История самбо», в котором основателем этого вида единоборства был объявлен Анатолий Харлампиев. С этого началась легенда, в которой не нашлось места Ощепкову, Спиридонову или Нилу Ознобишину, а все лавры достались исключительно Харлампиеву. Это, мягко говоря, не совсем справедливо, хотя и его роль как функционера, популяризатора и автора первых книг по самбо принижать тоже не стоит. К тому же до реабилитации в 1957 году имя «врага народа» Ощепкова опасно было даже упоминать. А когда это стало возможно, были уже написаны десятки статей и книг о «создателе самбо» Харлампиеве, и разрушить легенду оказалось практически нереально. Правда, Анатолий Аркадьевич и не пытался.
XVIII летние Олимпийские игры. Чемпион Олимпиады по дзюдо в тяжелом весе И. Инокума во время соревнования, Япония, Токио, 12 октября 1964 год
Завершил сотворение мифа снятый в 1983 году фильм «Непобедимый», в котором главный герой Андрей Хромов (его сыграл Андрей Ростоцкий), в котором даже по инициалам легко узнается Анатолий Харлампиев, ездит по только что освобожденным от басмачей районам Средней Азии и собирает приемы народной борьбы. К реальности, даже к настоящим фактам из биографии Харлампиева сценарий Павла Лунгина никакого отношения не имел, зато тысячи мальчишек после просмотра фильма записались в секции самбо. Так даже после своей смерти (Харлампиев скончался в 1979 году) он продолжал популяризировать вид спорта, которому отдал всю жизнь. И, наверное, это важнее, чем споры о том, кто же был создателем борьбы самбо.
На международной арене самбо заявило о себе в 1964 году. XVIII Олимпийские игры проводились в Токио, и в них впервые были включены соревнования по дзюдо. В СССР дзюдо не практиковали со времен ареста Ощепкова, но специально к Играм при федерации самбо создали секцию дзюдо. Естественно, на Игры отправились облаченные в кимоно самбисты. Итог — четыре бронзовые медали, а ведь соревнования проводились только среди мужчин и всего по четырем категориям. Лишнее подтверждение того, где стоит искать истоки самбо. Собственно, сейчас это уже никто не опровергает, а большинство борцов участвуют в соревнованиях как по дзюдо, так и по самбо.