современные проблемы формирования здорового образа жизни
Альманах педагога
Автор: Лаптева Анастасия Сергеевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБОУ РОЦ 76
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы формирования здорового образа жизни современных подростков
Раздел: полное образование
Проблемы формирования здорового образа жизни современных
Здоровье детей является неотъемлемой составляющей общественного
богатства, а поэтому привлечение их к здоровому образу жизни – обязанность
декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
общечеловеческих ценностей. Он зависит, прежде всего, от того, как человек
относится к своему здоровью, ведь медики, психологи указывают на то, что
на 50% наше здоровье зависит от здорового образа жизни человека и только
сожалению, не все ученики имеют высокий уровень культуры здоровья и
ведут здоровый образ жизни. Отчасти у молодежи отсутствует интерес к
своей личности вообще и к здоровью в частности. Однако данные ВОЗ
состояния здоровья молодежи.
Для решения проблемы здоровья вообще и формирования здорового
предпосылки. Они воспроизведены в трудах философов и социологов (Ю.
Лисицын, А. Сахно, Л. Сущенко, Л. Рубина), психологов (С. Бондаренко, Ю.
Орлов, В. Ясвин), педагогов (Г. Максименко, Г. Зайцев, Н. Новикова), медиков
валеологии и физического воспитания (В. Горащук, И. Никитин, В. Зайцева)
формирования здорового образа жизни молодежи и особенно школьников ни
исследованы сущности здорового образа жизни и культуры здоровья, не
организации здорового образа жизни учащихся и т. п.
медицинскую, а как комплексную проблему, сложный феномен глобального
взаимодействует с окружающей средой.
Для формирования здорового образа жизни школьников надо иметь
организация здравоохранения определяет здоровье как достижение полного
физического, психологического и социального благополучия, а не только
Зарубежные исследователи выделяют такие составляющие здоровья:
• Физическую (активность, физическое благополучие).
• Социальная (контакт с людьми).
• Ролевую (дома, в школе, на улице).
• Общее восприятие благополучия.
В исследованиях зарубежных ученых отсутствует моральный аспект, на
который обратил внимание И. Брехман.
определении содержательной сущности культуры здоровья школьников.
сохранение и укрепление здоровья людей. Он включает знания и умения
соблюдать режим дня, личной гигиены, соблюдение полноценного питания,
осознание вредности употребления наркотиков, алкоголя, курения. Здоровый
образ жизни требует и использования оздоровительных технологий (массаж,
оптимальная для существующих социально-экономических и исторических
находится валеологическое мировоззрение личности».
Таким образом, в современной научно-методической литературе нет
общепринятого определения здоровья и здорового образа жизни.
Человек, ведущий здоровый образ жизни, легче выдерживает стрессы,
психоэмоциональные перегрузки, эффективнее защищается от негативного
воздействия окружающей среды. Поэтому среди других задач воспитатель во
время мероприятий значительное место должен отводить ориентации детей
на здоровый образ жизни.
умственному развитию и только 20% отводится на физическое развитие. Не
всегда в образовательных учреждениях имеются благоприятные условия для
учебы и отдыха, нормальный воздушно-тепловой режим, оборудование и т.п.
Формирование здорового образа жизни через образование, создание
родителей осознание ценности здоровья, культивирование здоровья и тому
формированию здорового образа жизни. С целью распространения знаний о
образовательных учреждений был введен новый курс по выбору «Основы
экологии, физики, химии, философии, медицины, и многих других наук, так
психические и духовные составляющие.
На занятиях по курсу «Основы валеологии» знакомят воспитанников с
убеждают в необходимости выполнения комплекса утренней гимнастики для
упражнения для формирование правильной осанки. Все знания, умения и
навыки воспитанники могут и должны применять в повседневной жизни.
Одним из компонентов здорового образа жизни и правильного его
формирования является физическое воспитание. Оно стимулирует не только
состояние здоровья, но пробуждает в людях стремление жить, двигаться,
обучения молодежи нужно постоянно производить не только потребности, но
и навыки здорового образа жизни.
совершенству и здоровья. Новые требования к физическому воспитанию
учащихся привычку самостоятельно заниматься физическими упражнениями,
вооружать их знаниями, умениями и навыками, необходимыми для этого. Эта
задача последовательно осуществляется в течение всего периода обучения в
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что здоровая
формирование здоровой личности, способной сохранить свое здоровья, а
проблемы формирования здорового образа жизни подростков.
Перед тем, как заниматься проблемами формирования здорового образа
жизни учащихся, необходимо изучить отношение семьи к этой проблеме: как
родители заботятся о своем здоровье и здоровье детей, умеют и стремятся
придерживаться правил здорового образа жизни, насколько они осведомлены
по этим вопросам, или придерживаются определенных моделей здорового
образа жизни [1, с. 14]. Поэтому одной из задач образовательных учреждений
является активная просветительская работа с родителями.
Ведь только проводя активную работу по формированию
образа жизни детей и
и в образовательном учреждении можно
добиться действенного комплекса оздоровительных мероприятий, которые
Современные проблемы формирования здорового образа жизни
Состояние здоровья подрастающего поколения по-прежнему сохраняет неблагоприятные тенденции и требует к себе пристального внимания со стороны системы здравоохранения, образования и социальной защиты населения. Охрана здоровья населения является приоритетной задачей государственной политики современного российского общества.
Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплена значимость профилактических мероприятий в области охраны здоровья граждан, а основным принципом охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей [7].
Однако, несмотря на предпринятые в последние годы масштабные меры по охране здоровья граждан, улучшения функционирования системы здравоохранения, проблема здоровья граждан, в том числе и детей и подростков, остается по-прежнему актуальной.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
ФГАУ «ННПЦЗД» Минздрава России численность абсолютно здоровых детей, относящихся в первой группе здоровья, не превышает 10 %, не снижается число инвалидов детства и детей, страдающих хроническими заболеваниями [5]. По-прежнему остаются актуальными мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни.
Традиционно, здоровый образ жизни рассматривается как стиль жизни, активная жизнедеятельность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья, включающие в себя формирование взаимообуславливающих навыков и привычек. В отечественной науке приоритетное значение имеет представление, что ведущую роль играет мотивация здорового образа жизни, установки на соблюдение основных принципов здорового образа жизни. Основными факторами формирования здорового образа жизни подрастающего поколения являются: соблюдение режима сна отдыха, принципов здорового питания, занятия физической культурой и спортом, отсутствие «вредных привычек», благоприятное эмоциональное состояние [1,4].
Приобщение детей и подростков к здоровому образу жизни – это прежде всего процессы социализации и воспитания. При этом важнейшими факторами формирования здорового образа жизни подростков и молодёжи является семья и школа, поскольку именно благодаря этим социальным институтам формируется установка на ведение здорового образа жизни, закладываются основы индивидуального здоровья конкретных людей, в совокупности составляющие здоровье всего общества в целом [2,3].
Цель исследования: анализ особенностей формирования здорового образа жизни и отношения учащихся общеобразовательных учреждений к здоровому образу жизни (на примере МБОУ Лицея № 15 г. Ставрополя).
Материалы и методы. С целью изучения отношения учащихся к здоровому образу жизни было проведено социологические исследование. Основу исследования составила стандартизированная анкета. В исследовании приняли участие учащиеся 6–11 классов МБОУ Лицей №15 г. Ставрополя. Исследование было проведено в апреле 2017 года. Респонденты были выбраны на основе случайной выборки. В выборочную совокупность вошли 180 респондентов, что составляет 13,4 % от генеральной совокупности (общего числа учащихся образовательного учреждения). После проверки достоверности и правильности заполненных анкеты и выбраковки для анализа были использовано 174 анкеты. В исследовании приняли участие 50,6 % юношей и 49,4 % девушек.
Данные, собранные путем анкетирования, были обработаны с помощью программы SPSSBase 17. В целом структура опрошенных соответствует расчетной выборочной совокупности и может быть распространена на генеральную совокупность со степенью погрешности ошибки выборки ± 4 % при уровне точности 99,7.
Результаты и обсуждение. Согласно статистическим данным медицинской службы лицея № 15 г. Ставрополя, составленным на основе профилактических осмотров, большинство учащихся (65,8 %) относятся ко второй группе здоровья. Практически каждый четвертый осмотренный ребенок в 2016 г. имеет пониженную остроту зрения, а 13 % нарушение осанки (рис. 1).
Рис. 1. Выявленные нарушения состояния здоровья учащихся МБОУ Лицей № 15 г. Ставрополя в 2014–2016 гг.
В силу возрастных особенностей, опрошенные школьники достаточно высоко оценивают состояние своего здоровья. Более 62 % опрошенных оценивают состояние своего здоровья как хорошее. 32,9 % как удовлетворительное, и лишь 4,6 % как неудовлетворительное.
Соблюдение учащимися режима дня является основой формирования здоровья детей. Не менее 7–8 часов в день спят только практически половина учащихся, каждый третий опрошенный спит 5–6 часов в день, меньше 6 часов в сутки спит 11,6 % детей.
Ежедневно завтракают лишь половина участвующих в исследовании детей. 30 % завтракают время от времени. 13,3 % завтракают очень редко, а 5,8 % никогда не завтракают перед школой.
Приверженность здорового питания является не только основой для соблюдения здорового образа жизни, но и залогом крепкого здоровья и предупреждения развития различных заболеваний. В ходе проведения исследования учащимся было предложено выбрать принципы здорового питания, на которые они ориентируются в своей жизни. Рейтинг основных принципов здорового питания школьников представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Рейтинг принципов здорового питания школьников
(Каким принципам здорового питания Вы придерживаетесь в своей жизни?)
Систематические занятие физической культурой и спортом является залогом крепкого здоровья, мотивацией соблюдения здорового образа жизни. Согласно результатам проведенного исследования 44,2 % опрошенных посещают спортивную секцию или клуб, 39 % – делают это периодически, когда возникает желание или есть время. 12,2 % систематически, спортом не занимаются 16,9 % учащихся. В свободное время наибольшей популярностью у несовершеннолетних пользуется: катание на велосипеде – 32,2 %; роликах, самокате – 14,4 %, гироскутере – 9,8 %, скейтборде – 7,5 %. Из числа опрошенных 8 % играют в футбол, баскетбол.
Современные компьютерные и информационные технологии стали сегодня неотъемлемым элементом жизни современных школьников. С одной стороны, компьютерные технологии на новом более качественном уровне обеспечивают доступ к информации, но, с другой стороны, негативным образом сказываются на состоянии здоровья детей и подростков.
Основными вредными факторами воздействия на человека компьютера являются:
— широкий спектр электромагнитного излучения, который включает рентгеновскую, ультрафиолетовую и инфракрасную области;
— сидячее положение в течение длительного времени;
— эргономические параметры (мерцание, блики, контрастность);
— перегрузка суставов кистей;
— повышенная нагрузка на зрение;
— влияние компьютера на психическое здоровье (стресс при потере информации) [6].
Как показали результаты исследования, не более 2 часов в день за компьютером проводят только 20,8 % опрошенных, не более 4 часов – 31,8 %. Более 6 часов в день за компьютером проводят 17,3 % опрошенных. При этом с возрастом резко возрастает длительность нахождения подростков за компьютером. Так, например, если в 6 классе за компьютером более 6 часов проводят 7,7 % опрошенных, то в 11 классе эта цифра уже равна 41,4 % (рис. 3).
Рис.3. Среднее количество времени, проводимое за компьютером в сутки
(Сколько времени Вы в среднем проводите за компьютером, планшетом?)
Ранее вовлечение несовершеннолетних в употребление алкогольных напитков остается одной из самых актуальных проблем современного российского общества. Согласно законодательству Российской Федерации за употребление алкогольных напитков несовершеннолетние и их родители несут административную ответственность. Однако, как показывают результаты исследования, никогда не употребляли алкогольные напитки лишь 53 % опрошенных, при этом практически 10 % употребляли крепкие алкогольные напитки.
На рисунке 4 представлена динамика употребления алкогольных напитков от 6 до 11 класса. Если в 6 классе 69 % подростков никогда не употребляли алкогольных напитков, то к 11 классу их процент равен 20,7 %.
В ходе исследование анализировали позиции обучающихся по отношению к спиртным напиткам. 16,1 % убеждены, что спиртные напитки нельзя употреблять никогда и ни при каких обстоятельствах. Большинство опрошенных 72 % считают, что употреблять спиртные напитки можно по праздникам и в ограниченном количестве. В ходе проведенного исследования факт табакокурения признали 7 % учащихся.
Рис. 4. Степень вовлеченности несовершеннолетних в употребление алкогольных напитков (Вкус каких алкогольных напитков вам знаком?)
В ходе исследования анализировали позиции обучающихся по отношению к спиртным напиткам. 16,1 % убеждены, что спиртные напитки нельзя употреблять никогда и ни при каких обстоятельствах. Большинство опрошенных 72 % считают, что употреблять спиртные напитки можно по праздникам и в ограниченном количестве. В ходе проведенного исследования факт табакокурения признали 7 % учащихся.
Важным компонентом здорового образа жизни здоровья является психическое здоровье. В последние годы проблема роста депрессивных и стрессовых состояний приобретает особую значимость и актуальность. 10,4 % учащихся лицея № 15 постоянно испытывают состояние стресса и депрессии, 59,5 % – время о времени, а 30,1 % – никогда (рис. 5).
Рис. 5. Самооценка стрессового состояния
(Как часто Вы испытываете состояние стресса, депрессии?)
Более всего стрессовым состояниям подвержены учащиеся 9-х и 11-х классов. Можно предположить, что во многом основными причинами стрессовых состояний являются предстоящие экзамены и сложности выбора дальнейшего образования (рис. 6).
Рис.6. Причины возникновения стрессовых состояний у школьников
Основными факторами, вызывающими стрессовые состояния для школьников является плохие оценки и проблемы с учебой, взаимоотношения с родителями вызывают стрессовые состояния у 27,6 % опрошенных. Настораживает тот факт, что у 12 % опрошенных состояние стресса и депрессии вызывает одиночество.
Выводы. Таким образом, можно с определенной степенью уверенности утверждать, что образовательная деятельность относится к потенциально опасной для здоровья детей и подростков и нуждается в постоянном внимании как со стороны медицинских работников, так и работников образования и специалистов социальной сферы.
Проведённое исследование свидетельствует о наметившихся негативных тенденциях и проблемах в формировании здорового образа жизни современных школьников: нарушение рекомендованных нормативов сна в течение суток, принципов здорового питания, низкая вовлеченность в систематические занятия физической культурой и спортом, несоблюдение рационального режима работы за компьютером и электронными устройствами, вовлечение в употребление алкогольных напитков, распространение депрессивных и стрессовых состояний.
Приоритетными направлениями социально-педагогической работы в области формирования здорового образа жизни являются: формирование культуры здорового питания; противодействие потреблению табака; предупреждение формирования зависимых форм поведения от алкоголя, наркотических и психоактивных веществ; реализация спортивно-оздоровительных программ, мероприятий по сохранению и укреплению психического здоровья, предупреждение стрессовых и депрессивных расстройств, в том числе и суицидального поведения.
Деятельность общеобразовательных организаций по формирования здорового образа жизни должна носить комплексных характер и включать в себя информационно-просветительский, педагогический, психологический, социальный и медико-профилактический компоненты.
ПУТИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто
Здоровый образ жизни как социальный фактор: реальное положение и проблемы
Что же такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.
Человек всегда должен стремиться к развитию таких физических качеств, как сила, ловкость, быстрота, выносливость. У каждого из нас множество дел, которые требуют физических усилий, надежной закалки. При составлении распорядка дня особенно важно определить сроки и продолжительность активного и пассивного отдыха. В частности, определенное время отводите оздоровительным занятиям и тренировкам. В процессе систематических занятий физическими упражнениями не только укрепляется здоровье, но и улучшаются самочувствие и настроение, появляется чувство бодрости, жизнерадостности.
Недостаток движений отрицательно сказывается на здоровье человека. Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом, утренняя зарядка, физкультминутки, прогулки, туризм и призваны компенсировать двигательное голодание, или, как говорят ученые, гиподинамию.
Казалось бы, все ясно. Но на практике получается не совсем так. Мы все с вами являемся свидетелями того, что из года в год ухудшается состояние здоровья населения республики, областей России в целом. Этому способствуют социально-экономические факторы, ухудшение экологической обстановки, заметное снижение двигательной активности, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие веры в самого себя, семью, как опоры общества и т.д.
Вызывает большую озабоченность и тот факт, что в настоящее время Российская Федерация по уровню смертности и средней продолжительности жизни устойчиво занимает одно из последних мест среди индустриально развитых стран. Согласно прогнозу Госкомстата России и Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации в течение ближайших 10 лет численность населения страны может сократиться на 11,2%. По оценкам специалистов 70% населения России живет в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, который истощает, как мы знаем, приспособительные и компенсаторные механизмы, поддерживающие здоровье. Об этом свидетельствуют увеличение психических заболеваний, неврозов, депрессий, рост алкоголизма и наркомании (около 2 млн. человек в России), сердечно-сосудистых заболеваний
М.А. Грязнова предлагает следующее:
Первое. Переориентация медицинской науки и здравоохранения на первичную профилактику. Что мы имеем здесь в виду? Стоимость профилактических программ несравненно ниже стоимости лечения пациента и их дальнейшего социального обеспечения по причине нетрудоспособности и инвалидности. В Канаде было подсчитано, что затраты в год на программу профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в провинции с населением в 1 млн. человек (практически как Республика Мордовия) равняются стоимости содержания одной койки интенсивной терапии в год. Многие профилактические программы в странах, добившихся успехов в борьбе с заболеваниями, начались в неблагоприятной для этих стран экономический период. Этому есть объяснение: дефицит средств заставляет лучше планировать их использование. Данное положение справедливо и для нашей России.
В рамках бюджетного финансирования необходимо использовать финансовые средства для развития профилактики в виде перераспределения ресурсов внутри здравоохранения. Конечно, в условиях дефицита в скудном бюджете трудно изыскать какие-либо средства. Развитие профилактики требует перераспределения финансирования внутри сектора здравоохранения, отказ от финансирования на койко-день и переход на финансирование на душу населения. Одним из источников финансовой поддержки профилактики на уровне первичного здравоохранения могут стать средства страховых организаций, фонда обязательного медицинского страхования.
Поскольку процесс формирования здоровья должен быть непрерывным и последовательным, то реализацию курсов и программ гигиенического воспитания в учебных заведениях предпочтительнее возлагать на педагогов, прошедших у врачей-специалистов по гигиеническому и психическому воспитанию расширенную подготовку. Поэтому необходима корректировка программ подготовки в ВУЗах как педагогов, независимо от профиля преподаваемого ими предмета, так и врачей, независимо от специальности.
Общеизвестно, что занятия физической культурой и спортом, наряду с прямым положительным эффектом, значительно снижают воздействие негативных факторов социальной среды на человека. Физическая активность способствует отказу от вредных привычек, повышает здоровье, работоспособность, способствует увеличению сопротивляемости организма экологически неблагоприятной окружающей среде. В связи с этим в республике большое внимание, на наш
Таким образом, говоря о нашем обществе, можно сказать, что практически здоровых людей нет, потому что одни страдают физическими и психическими заболеваниями, а другие нравственными.
Инновационные подходы к формированию здорового образа жизни молодежи
Для того чтобы общество осознало важность профилактических мер, позволяющих укрепить и сохранить свое здоровье, необходимо повысить социальную значимость физической культуры и спорта, важность физической активности; сформировать взгляд на физическую культуру и спорт, как на факторы здорового образа жизни.
Очевидно, что в последнее время интерес к здоровому образу жизни и спорту в нашей стране значительно возрос.
На сегодняшний день можно выделить пять основных блоков мер, влияющих на формирование здорового жизнеспособного молодого поколения:
Массовый спорт еще некоторое время назад был недооценен в нашей стране как интересное и функциональное по социальной ценности зрелище и форма физической активности. На сегодняшний день ситуация меняется. В республике регулярно проводятся массовые любительские физкультурно-оздоровительные соревнования среди детей и молодежи, доступные каждому желающему. Такие соревнования, как «Кросс наций», «Лыжня России» и другие, способствуют привлечению большого числа молодежи к занятиям физической культурой и спортом. Проведение спортивных праздников, открытие спортивных центров и освещение этих событий в средствах массовой информации также способствуют формированию убеждения молодого поколения в престижности здорового образа жизни.
Необходимо учитывать мотивационную функцию зрелищности профессионального спорта. В стране успешно и на высоком уровне проходят чемпионаты мира, России, Европы по различным видам спорта. Проведение международных крупномасштабных соревнований показало, что яркое, эмоциональное освещение спортивных соревнований в средствах массовой информации может вовлечь в мир спорта многих.
Подготовка к проведению престижных всемирных соревнований даст возможность строительства новых спортивных объектов, что послужит дополнительным толчком к развитию массового спорта.