социальные медиа и блогеры их роль в системе массовой информации и коммуникации

Что такое социальные медиа и чем они отличаются от всего интернета

социальные медиа и блогеры их роль в системе массовой информации и коммуникации

социальные медиа и блогеры их роль в системе массовой информации и коммуникации

Социальные медиа помогают в продвижении сайтов, способствуют повышению узнаваемости брендов и увеличению клиентов. Это достигается не только благодаря размещению рекламных объявлений, но и за счет интерактивного взаимодействия компаний с клиентами. Через соцмедиа можно распространять информацию о продукции, делиться новостями, презентовать новые товары или услуги, повышать доверие аудитории. Это большая платформа для привлечения пользователей через разные методы продвижения.

социальные медиа и блогеры их роль в системе массовой информации и коммуникации

Что такое социальные медиа

При коммерческом продвижении контент во всех социальных медиа объединен общей идеей или тематикой, имеет узнаваемый стиль публикаций как в тексте, так и в иллюстрациях.

социальные медиа и блогеры их роль в системе массовой информации и коммуникации

Аналитик Брайан Солис представил на виртуальной карте все типы социальных медиа, где собраны наиболее крупные и известные площадки.

Развитие таких площадок начиналось постепенно, пропорционально доступности технологий. Это увеличивало число интернет-пользователей и количество платформ, на которых можно было свободно обмениваться информацией.

Отличительные особенности социальных медиа

Особенности социальных медиа характеризуют их как площадки для общественного взаимодействия. Среди них:

социальные медиа и блогеры их роль в системе массовой информации и коммуникации

Назначение

Назначение площадок можно определить следующим образом:

Виды социальных медиа

Все медиа можно классифицировать по нескольким группам на основании принципа взаимодействия их участников:

Обширная категория, в которую входят социальные сети, микроблоги, сайты знакомств и отзывов, форумы, чаты и так далее. Их главная задача – построить диалог между пользователями.

Разработчики таких платформ реализуют возможность совместного редактирования информации, представленной на площадке путем внесения дополнений, событий и прочего. К таким ресурсам относятся Википедия, Яндекс.Карты.

Это сети, на которых можно размещать разного рода информацию, с возможностью комментирования, скачивания и сохранения.

социальные медиа и блогеры их роль в системе массовой информации и коммуникации

Каждый из видов социальных медиа способствует продвижению. Главное, учитывать специфику платформы, с которой решите работать.

Социальный медиа-маркетинг или SMM

SMM (Social Media Marketing) – разновидность маркетинга, предназначенная для продвижения продукции на больших социальных платформах. Ее принцип работы основан на презентации товара через прямой диалог с целевой аудиторией.

SMM – значительная часть маркетинговой стратегии по продажам, выделяющаяся в самостоятельный вид продвижения. Эта разновидность маркетинга помогает малому бизнесу расширять аудиторию через публикации привлекательного контента, а крупному бизнесу – поддерживать активность аудитории и интерес к продуктам компании.

социальные медиа и блогеры их роль в системе массовой информации и коммуникации

Социальный медиа-маркетинг основан на двух типах продвижения:

Группа продвижения продукта позиционируется как информационная, а вставляемая реклама преподносится нативно. В таком формате отсутствуют открытые призывы к покупке, однако товары или услуги бренда тесно вплетаются в публикуемый контент. Например, продвижение происходит через публикацию рецептов с продуктом компании, постинг смешных картинок, в которых он задействован и так далее.

Рекламные посты публикуются без развлекательных вставок. Характер страницы направлен исключительно на продажу и содержит информацию рекламного характера.

Продвижение может сочетать обе стратегии. Оно не должно быть слишком агрессивным или навязчивым, чтобы не отталкивать, но вместе с тем достаточно ярким и увлекательным. Статистика показывает, что чем не навязчивее и аккуратнее рекламный баннер или объявление, тем больше людей обратит на это внимание.

Мониторинг социальных медиа

Мониторинг необходим для отслеживания показателей продвижения бренда, оценки эффективности выбранного способа, анализа активности пользователей на социальных площадках компании. Этот процесс осуществляется путем отбора групп пользователей, показателей взаимодействия на основании установленных критериев анализа.

Есть два способа проведения мониторинга:

Выполняется маркетологами или директором компании. Помогает понять поведение пользователей на основании специфических критериев, которые выделяют не все аналитические системы. Способ требует значительных затрат времени и усилий, зато можно получить точные результаты, которые отсутствуют в работе автоматизированной системы.

Проводится с помощью сервисов, которые отбирают статистику по стандартным запросам. Обычно такие системы демонстрируют частоту упоминания товара или бренда, помогают понять репутацию компании в социальных сетях.

Заключение

Социальные медиа незаменимы для увеличения продаж и распространения вирусного контента. Также соцмедиа поддерживают репутацию бренда и считаются одним из значимых методов продвижения. Через свои площадки компании могут информировать пользователей, интриговать, общаться и через интерактивные действия стимулировать к покупке.

Источник

Место и роль блогосферы в системе массовой коммуникации (на примере России и США) Савенков Владислав Дмитриевич

Содержание к диссертации

Глава 1. Особенности развития блогосферы в системе СМК 19

1.1. Новые медиа как составная часть системы средств массовой коммуникации 19

1.2. История и типология блогосферы 39

1.3. Социальные сети как блог-платформы 77

1.4. Тенденции развития и функционирования блогосферы как средства презентации коллективного самосознания 92

Глава 2. Блогосфера России и США как инструмент презентации коллективного самосознания 123

2.1. Современная новостная блогосфера как платформа общественных дискуссий и самопрезентации авторов и читателей 124

2.2. Специфика коммуникации новостных блогеров с аудиторией 143

2.3. Место блогосферы в Интернет-пространстве 157

Список использованной литературы 201

Новые медиа как составная часть системы средств массовой коммуникации

В настоящее время в использовании и функционировании средств массовой информации (СМИ) и средств массовой коммуникации (СМК) как каналов распространения информации происходят существенные изменения. Если ранее для выполнения своей определяющей функции, а именно донесения определенной информации до широкой общественности средства массовой информации должны были быть востребованы потребителями, то сегодня можно вести речь о совсем другой ситуации. В настоящее время информационный вакуум сменяет переизбыток информации, при этом не всегда качественной по своему содержанию и достоверной. А новые технологии массовой коммуникации позволяют устанавливать контакт с широкими массами населения фактически любым ресурсам, участвующим в ее распространении и воздействии на массовое сознание. В современном журналистском и социальном пространстве наравне с происходящими положительными трансформациями параллельно возникает и множество негативных явлений, связанных с хаотическим развитием СМИ и СМК как каналов продуцирования и распространения информации, навязыванием информации читателям, распространением «информационного терроризма», антисоциальных идей и заведомо ложной информации5. Сегодняшние СМИ и СМК нуждаются в разработке новых подходов и методов их практического применения, их теоретико-методологическом осмыслении. Во многом решение данных задач связывается исследователями с развитием такого феномена, как «новые медиа»6.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что понятие «новые медиа» (new media) является объектом исследования в современной науке на протяжении нескольких последних десятилетий. Однако содержание данного феномена, его типология и функционал при этом по-прежнему отличаются неоднозначностью и дискуссионностью ввиду сложности и многогранности его природы.

Обращаясь к изучению исследуемого нами феномена с точки зрения эволюционного подхода, следует отметить, что история появления новых медиа берет свое начало в XX веке. В этой связи рядом авторов, как свидетельствует проведенный анализ научных источников7, дата появления термина «новые медиа» связывается с трагическими событиями террористического акта в г. Оклахома (США, 1995 г.), после которого журналистами было начато активное освоение Интернет-пространства, где размещались все собранные ими факты, сведения и подготовленные публикации о крупнейшем на тот момент террористическом событии в жизни страны и реакции на него общественности. В результате произошла качественная трансформация сети Интернет из формата информационного хранилища в глобальное информационно-коммуникационное пространство, которое, отличаясь отсутствием барьеров и ограничений, свойственных печатным изданиям, в то же время составило значительную конкуренцию и такому передовому источнику, как телевидение. На фоне подобных изменений появился термин «новые медиа»8. В то же время перед исследователями встал вопрос о том, какую роль призваны играть новые медиа в сложившейся системе СМИ и СМК, и могут ли они рассматриваться как совершенно инновационный феномен, являющийся результатом развития СМК, или же противопоставляемый при этом некоторыми из ученых, традиционным СМИ, или же входящими в уже существующие в данной области типологии. С целью аргументации авторского мнения и ответа на данный вопрос обратимся к анализу теоретических источников, рассматривающих вопросы эволюции и содержания данного феномена.

Прежде всего, необходимо заметить, что появление феномена новых медиа не было одномоментным, о предпосылках его появления следует вести речь с более раннего периода. Концепт традиционных медиа формировался в индустриальную эпоху – во время доминанты теорий массового общества и массовой культуры. Наука стала обращать внимание на тот факт, что в социуме набирают силу определенные скрытые взаимодействия, не укладывающиеся в рамки привычных теорий, уже в 1960-70-е гг. Речь при этом шла не только о теории постиндустриального общества Д.Белла9, но и теории сетевого общества (Б.Веллмен, С. Кастельс, Я. ван Дейка и др.), представители которой «обращали особое внимание на социальную статику, прогнозируя возникновение электронных коммуникационных сетей»10.

Данная теория, по мнению А.Н.Назаренко, стала «особенно значимой для понимания новых медиа как средств уже не массовой, а сетевой коммуникации»11.

В целом появление новых медиа связано с изменениями в общественной, культурной, научной и политической сфере, происходящих в период с середины XX столетия и еще не завершившимся до настоящего момента. К числу наиболее значимых из них относятся следующие:

переход к постмодернизму, который повлек за собой культурные и общественные, научные изменения в жизни современного человека;

усиление процессов глобализации на всей направлениях;

переход от индустриального к постиндустриальному способу производства и экономике (переход рабочей силы, инвестиций и бизнеса из сферы производства материальных благ в сектор услуг и информационных технологий);

развитие теории сетевого общества, переход к информационному обществу и возникновение новой технокультуры, распространение цифровых технологий.

Новые медиа рассматриваются исследователями как неотъемлемая часть и непосредственных участник этих фундаментальных изменений12. В контексте развивающихся с 80-х гг. ХХ в. теорий и концепций им приписываются свойства и характеристики стимулятора информационного обмена и межкультурной коммуникации; источника, снижающего релеватность общественных границ, разрывающего границы между физическим и социальным местоположениями, делая первое незначительным для передачи информации и осуществления социальных отношений (Ф. Кейрнкросс); феномена, создающего условия для возникновения «коллективной общественной дискуссии», «рационального дискурса» в пространстве Интернет (И. Волкмер)13).

Особо отметим тот факт, что изучение природы, характерных особенностей и специфики функционирования новых медиа и их роли в системе средств массовой коммуникации самым прямым образом коррелирует с исследованием информационного общества и его определяющих свойств. Исследование концептуальных основ изменений, связанных с наступлением информационной парадигмы (М.Кастельс, М.Маклюэн, Э.Тоффлер14 и др.) свидетельствует, что исследователями признана главенствующая роль информации в современных социально коммуникативных и экономических процессах. В качестве ведущих свойств информационной парадигмы при этом выделяются «структурообразующая роль информации, сетеобразная, мозаичная структура общества, преобладание горизонтальных общественных связей, конвергенция средств связи, децентрализация СМИ и активное развитие электронных средств связи»15.

Социальные сети как блог-платформы

В новейшей истории России развитие Интернета и социальных сетей стало одним из главных трендов, определяющих развитие социальных, культурных, государственных и другого рода институтов в XXI столетии. Последнее, в частности, отразилось в ряде прошедших встреч Президента РФ с представителями социальных медиа в 2011 году. Помимо представителей крупных корпораций медиаиндустрии и социальных сетей «Facebook», «Одноклассники», «Живой журнал» (LiveJoumal), в них приняли участие и ведущие представители из числа российских блогеров (Р.Адагамов, А.Носик). Фактически это событие можно было расценивать как признание на государственном уровней растущего влияния социальных медиа на общественно-политические процессы в нашем государстве155.

Переходя к непосредственному анализу поставленной в настоящем параграфе проблемы, необходимо, в первую очередь, определиться с содержанием понятия «социальные сети». Анализ научных источников показывает, что, как и в случае с развивающимся феноменом, который представляет сегодня блог, содержание дефиниций социальных сетей сегодня также достаточно неоднородно и многозначно. При этом в работах исследователей очень часто присутствует смешение двух данных понятий, что требует их дифференциации.

В первую очередь необходимо выделить обобщающее понятие, которым можно оперировать по отношению к социальным сетям и блогам как новым медиа – это «социальные медиа». Очень часто смешение понятий социальных медиа и сетей происходит из-за того, что они приравниваются друг к другу и используются исследователями как синонимичные термины. Однако наиболее верно будет обозначить их как общее и частное.

Социальные медиа являются сегодня самой большой и самой влиятельной частью новых медиа, их формой. Однако следует подчеркнуть, что не все формы новых медиа — социальные. В то время как новые медиа позволяют пользователям делиться информацией друг с другом, развитие социальных сетей и интерактивных компонентов вебсайтов позволило комментировать, реагировать, делиться, критиковать, изменять и получать доступную информацию в широких масштабах. Свободное одноуровневое взаимодействие, которое, в основном, не контролируется и не цензурируется, является центральным элементом социальной взаимосвязи. Социальные медиа «интерактивны, ориентированы на социальные связи» и «разработаны с учетом социальных связей»156.

Первые платформы социальных медиа обычно существовали недолго, хотя и обладали чертами нынешних соцсетей. Пионером в данном области выступил сайт Sixdegrees.com. Дальнейшее развитие таких сервисов, как и новых, а тем более новейших медиа, было стремительным, и уже к 2010 году время, проводимое пользователями в соцсетях, превысило 20%157.

Диалогичность в системе передачи информации, которая была свойственна новым медиа, также составляла основу социальных медиа. Путь информации от многих «трансляторов» ко множественным «реципиентам» и обратно существует в рамках всех социальных сетей, однако реализуется по-разному, с использованием различных технических инструментов (постов на стене, чатов, подписок и др.).

Социальные медиа существуют в различных формах и не ограничиваются социальными сетями. М.М.Панюшева, в своем определении социальных медиа называет их «совокупностью всех Интернет-площадок, которые на основе онлайн-технологий предоставляют пользователям возможность устанавливать коммуникацию друг с другом и производить пользовательский контент.”158

О соотношении социальных медиа и социальных сетей свидетельствует и примерная классификация современных медиа, приводимая сегодня в качестве одной из наиболее распространенных в научных источниках. Она включает в себя следующие категории:

– блоги, микроблоги (ЖЖ, Blogger, LiveInternet, Twitter и др.);

– социальные сети («ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook);

– ресурсы обмена данными (YouTube и др.);

– подкасты (Russian Podcasting, PodFM);

– wiki-ресурсы (общественно создаваемые энциклопедические ресурсы и базы данных) в различных формах (Wikipedia, Google Docs);

– профессионально-ориентированные и социальные базы данных (LinkedIn, Friendfeed);

– онлайновые игровые площадки (Second Life, World of Warcraft);

– новостные социальные сайты и прочие социальные ресурсы.159

Таким образом, можно отметить, что число социальных медиа сегодня достаточно значительно.

Возвращаясь к понятиям блога и социальной сети, следует отметить, что, например, в работе И.А.Небыкова и Е.Г.Ефимова блог определяется как «разновидность социальный сетей»160. Данный подход следует охарактеризовать как некорректный, о чем опять-таки наглядно свидетельствует вышеприведенная классификация. Социальные сети и блоги представляют собой различные феномены, хотя нужно признать, что у данных ресурсов присутствуют объединяющие признаки. Главная из таких особенностей состоит в том, что большая часть материалов как в блогах, так и социальных сетях готовится и размещается пользователями161. Эта особенность характерна технологии и коммуникационной модели социальных сетей поколения Web 2.0, 3.0162.

Согласно определению зарубежного исследователя Д.Бойда, социальные Интернет-сети представляют собой «сетевые услуги», которые создают возможность для построения социальных и полуобщественных профилей в соответствии с определенными ограничениями платформы; определения аудитории общения и обмена информацией внутри системы163. Необходимо заметить, что функционирование блогов основывается на близком принципе: в них в большинстве также создается профиль автора, куда вносятся определенные данные (их видимость для аудитории может характеризоваться той или иной степенью публичности), они дают возможность формировать списки друзей (френдленту) для просмотра постов и списки читателей/комментаторов (разрешение на тот или иной уровень участия в коммуникации выбирается и устанавливается блогером), просматривать доступные личные данные других пользователей, списки их друзей, их публикации и завязывать с ними общение.

Тенденции развития и функционирования блогосферы как средства презентации коллективного самосознания

Сегодня особенно интенсивно идет процесс формирования глобального, «планетарного» мышления, участниками которого являются блоги как разновидность новейших медиа. Роль блогов в социуме, а также их влияние, по мнению исследователей, «возрастают невиданными ранее темпами», являясь «новейшим комплексным средством освоения человеком окружающего мира в его социальных, интеллектуальных, коммуникативных и психологических аспектах»209.

Место блогосферы в Интернет-пространстве

Проведенное исследование новостной блогосферы на примере ресурсов России и США показало, что одна из главных составляющих коммуникации здесь – сообщение блогера – в большинстве случаев представлена в классическом виде, в формате видеоблога или гибридном формате (последнее – более характерно американским блогам). Полученные результаты объясняются общемировым трендом визуализации контента в блогосфере, который благодаря таким образом приобретает большую привлекательность для читателя, а в случае с новостной коммуникацией – позволяет быстрее и эффективнее донести до аудитории определенные идеи. При этом в России речь идет о доминировании функции самопрезентации, тогда как в зарубежных блогах – новостной. В контексте микрожанровой принадлежности, следует отметить, что в российском новостном блогинге превалируют материалы, написанные в информационных жанрах (в основном в виде заметки), а в американском – в аналитических (обзор, комментарий, статья). Большинство материалов при этом являются авторскими, оригинальными. В американском новостном блогинге подобных материалов 87%, а в российском – 78%.

Коммуникация в новостных блогах становится более содержательной, насыщенной, но в то же время психологически непринужденной, неформальной и многослойной. В связи с этим происходит закономерное размытие и смешение границ жанров и стилей.

Российские блогеры часто делают своеобразный репост материала, дополняя его своим мнением, тем самым выражая свою позицию имплицитно, предлагая читателю самому сделать выводы на основе имеющихся в материале данных, фактов. Отечественные новостные блогеры также обосновывают свою позицию, преимущественно ссылаясь на авторитетный источник, но не всегда подтверждают его ссылкой, тогда как для авторов американских блогов примерно в равных долях при обосновании суждения характерно использование логических аргументов и также обязательная ссылка на авторитетный источник (в т.ч. аудио, видео). Можно сказать, что в американских блогах присутствует значительная гипертекстуальность новостных сообщений (в связи с чем они больше коррелируют с понятием «коллективного медийного продукта»), но при этом они сохраняют авторский характер, стимулируя общественность к созданию собственных медийных продуктов-размышлений по проблеме (при отсутствии функции прямых комментариев в режиме онлайн) и активизируя, таким образом, их гражданскую позицию и ее проявление.

Коммуникация в новостной блогосфере, являясь частью сетевой, обладает спецификой, присущей интернет-коммуникации в целом вне зависимости от национального сегмента интернет-пространства, что проявляется, в частности, в тенденции к визуализации, преобладании критической тональности сообщений и др. В российском сегменте первое выражается в росте числа видеоблогов (в США – гибридных блогов), а последнее более свойственно содержанию материалов блогов, тогда как в американском – комментариям пользователей. Отметим, что такая ситуация в целом коррелируют с общей тенденцией публикацией большего числа негативных по содержанию материалов в социальных медиа и на новостных порталах (если вести речь о России), которые являются площадкой для обсуждения острых социальных тем. В то же время на содержательном уровне в коммуникации проявляются особенности национальной культуры, особенностей медиапотребления региона блогера (жанровые особенности текстов, уровень рассмотрения темы, специфика аргументации и др.).

В новостном блогинге в целом превалируют материалы, связанные с актуальной «повесткой дня» онлайн и оффлайн, обусловленной национальной спецификой медиапотребеления. Нужно заметить, в целом в ведущих новостных блогах двух стран присутствует достаточно большое число материалов, связанных с социальной сферой жизнедеятельности общества, поскольку именно эта сфера больше всего затрагивает население (в отличие от того же «Живого журнала», где публикации часто посвящены не только политически, общественно значимым, но и незначительным событиям из жизни автора). Однако если в США дискуссии по социально значимым темам инициируются во многом общественными деятелями, то в России чаще всего – политическими блогерами, реже «народными». При этом российскому сегменту новостного блогинга характерна достаточно высокая политизированность как содержания контента, так и комментариев пользователей, для американского – эта тенденция больше прослеживается в комментариях. В этой связи у российских пользователей очевидно желание примкнуть к определенным элитарным группам (политикам, СМИ) и оказывать влияние на общественное мнение. Полученный нами вывод о том, что политическая тематика в российской новостной блогосфере становится ведущей, совпадает и с экспертными мнениями в отношении тенденций, характерных для всей отечественной блогосферы. В частности, специалистами Центра Беркмана по изучению интернета и общества отмечается, что дискуссионным ядром российской блогосферы являются политические и общественные отношения306. Однако политическая тематика при этом проникает в интенциональные установки блогеров более глубоко. Политическая тема становится для них средством повышения популярности. В результате, блоги начинают осознаваться как площадка для реализации медийных установок, и одновременно используют социально значимую информацию в качестве средства повышения популярности.

Таким образом, в силу своего дуалистического характера новостной блогинг приносит изменения в жизнь общества. Возрастает возможность образования и мобилизации новых социальных субъектов, изменяется взаимоотношение государственных структур и представителей различных профессиональных кругов с населением и роль населения в принятии общественно значимых решений. Наряду с этим есть и другая сторона: в руках элит растет влияние нового инструмента для продвижения своих интересов и целей среди населения.

Следует отметить синкретичный характер Интернет-коммуникации в новостных блогах, который проявляется в полижанровости и во взаимодействии и реализации форм формального и неформального общения. В плане коммуникации с читателями наблюдается развитие гибридных, в том числе новых моделей, однако при этом и в российской и американской блогосфере авторы демонстрируют все большую дистанцированность от своей аудитории. Что касается особенностей организации коммуникации с читателями, то для российских блогеров и читателей, к сожалению, в наибольшей степени характерно беспорядочное, недостаточно структурированное рассуждение о предмете дискуссии и управление комментариями пользователей, высокая эмоциональность публикаций.

Американские читатели показывают более эффективное выстраивание дискуссионной «цепочки», приближенной к коммуникации между оппонентами в реальной жизни. В то время как новостные блоги для российских читателей еще во многом остаются инструментом самоинформирования, психотерапии, в том числе эмоциональной разгрузки, не приводящей к какому-либо формированию на основе обсуждения той или иной темы обоснованной гражданской позиции и тем более, активным социальным действиям. Таким образом, во втором случае можно вести речь о еще недостаточной зрелости позиции и культуры российских читателей в контексте проявления ими гражданской активности онлайн и ее переносе в оффлайн-пространство. Сказывается в этом случае и доминирующая функция самопрезентации и имиджевой направленности авторов, ярко проявляющаяся в российских новостных блогах.

Можно констатировать, что вышеупомянутые результаты в целом подтвердили гипотезу исследования за исключением ряда отмеченных выше отличий. Новостная блогосфера в России и США остается сегодня значимым сегментом глобального Сетевого пространства, а также важной формой коммуникации в обеих странах, привлекая внимание сотен тысяч граждан каждый день к обсуждению актуальных в национальном контексте вопросов, формируя так или иначе (и с разной степенью эффективности) определенное общественное мнение, о чем свидетельствует количество комментариев и реакций на материалы блогеров. Блог-платформы, особенно новостного характера, способны обеспечить блогеру большую популярность, при закрытости личных данных и формальности общения с блогерами. Хотя в случае российских блогов была выявлена достаточно значительная доля тяготения авторов блогов к неформальному общению с аудиторией (что не касается комментариев, на которые блогеры предпочитают прямо не отвечать), в то время как в американских новостных блогах неформальный стиль общения обнаруживается только в постах по социальным, молодежным темам. Это сближает анализируемые ресурсы с профессиональными новостными, так как по своей изначальной природе блог, как уже отмечалось в теоретической части нашего исследования307, представляет собой особое средство коммуникации именно неформальной направленности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *