социальная жизнь это краткое определение
ЖИЗНЬ СОЦИАЛЬНАЯ
Социальную жизнь следует рассматривать также со стороны тех свойств и форм, которые не проявляются в публичном виде или проявляются слабо, имея «скрытый» социальный характер, например, непосредственная (естественная) и личная (частная) жизнь человека. Речь идет о том, что, как все другие процессы и формы общественной жизни, социальная жизнь есть вместе с тем проявление и обеспечение непосредственной жизни, протекающей в индивидах. Люди, живя социальной жизнью, одновременно живут и своей непосредственной жизнью, затрачивая на социальную жизнь собственную энергию, нервы, здоровье. Поэтому социальная жизнь насквозь пропитана процессами и отношениями, связанными с реализацией, производством и воспроизводством этой непосредственной жизни. А поскольку данный процесс, как известно, бывает двоякого рода (с одной стороны, производство средств к жизни, с другой — производство самого человека, продолжение рода), то социальная жизнь подчиняется в конечном итоге законам не только первого, но и второго. Правда, здесь она приобретает форму личной (частной), в том числе и семейной, жизни, характеризующийся таким типом совместимости, который, как правило, предельно индивидуализирован и не существует, не обособившись от общества.
Таким образом социальная жизнь есть совместная жизнедеятельность людей, предполагающая их взаимную зависимость и потребность друг в друге и обеспечивающая сохранение и развитие социального организма. Это жизнь людей непосредственно в коллективе, социальной группе, где осуществляется совместная деятельность, общение, обмен услугами, пользование общими вещами и ценностями. Это жизнь в рамках коллективно выработанных стереотипов поведения, общественной дисциплины, социальных предписаний, обезличенных норм, требующих соответствующих реакций и действий. Созидая свою социальную жизнь, люди вместе с тем создают и социальные отношения, в рамках которых она реализуется. Отсюда основными формами социальной жизни являются труд, потребление, досуговая деятельность, общение, личная жизнь, социализация (обучение и воспитание) молодых поколений.
Смотреть что такое ЖИЗНЬ СОЦИАЛЬНАЯ в других словарях:
ЖИЗНЬ СОЦИАЛЬНАЯ
Понятие социальная жизнь
Понятие “социальная жизнь” употребляется в широком и узком смысле.
В узком смысле (в социологическом понятии) – это рассмотрение социальной жизни как организованной, упорядоченной системы действий и взаимодействия людей, социальных общностей (групп), общества в целом через функционирование социальных институтов и организаций, социальных норм и ценностей, социального контроля.
Социальная жизнь – это особый тип жизни. Ее самые разнообразные формы – от семьи до общества погружены в природу, которая способна прямо или косвенно, сильно или слабо влиять на них. Общество вынуждено считаться с природой, адаптироваться к ней.
Рассмотрим различные аспекты влияния природы на жизнедеятельность человека, формы организации социальной жизни.
1. Первый механизм – это механизм принудительного воздействия, или достаточно жесткого воздействия географической среды, проявляющегося в нескольких аспектах:
· Прежде всего, это наличие необходимого минимума природно-географических условий, необходимого для успешного развития человека. Вне границ этого минимума социальная жизнь как таковая невозможна, или носит вполне определенный характер (малые народы севера, которые как бы замерли на определенном этапе своего развития)
· Принудительная сила экологического фактора, который обязывает социум вырабатывать такие правила, которые могли бы предотвратить возникновение экологической угрозы или способствовали бы ее своевременной нейтрализации.
· Влияние природных катаклизмов (гибнут целые цивилизации с их нравами, порядками и устоями; люди вынуждены покидать свои жилища, расселяясь в разных концах Земли, в результате чего их обычаи и нравы исчезают; иногда люди совместно переселяются на новое место и в основном воспроизводят свои прежние обычаи и традиции).
2. Второй механизм – это механизм формирующего воздействия природно-географической среды, механизм адаптации к внешним природно-географическим условиям путем прямого приспособления:
· Характер занятий, тип хозяйственной деятельности, тип жилья и т.п. – все это несет отпечатки той природно-географической среды, в которой находится социум (хлопководство, оленеводство и т.п.).
· Влияние среды на духовно-этическую жизнь общества (специфика архитектуры, живописи, языка, песен, танцев, одежды и т.д.).
3. Третий механизм проявляется в содействии или препятствии географической среды эффективному социальному развитию (например, плодородие почвы создает благоприятные условия для прогресса народа, и наоборот, скудные почвы сдерживают развитие благосостояния человека, эффективность прилагаемых усилий снижается; высокие горы затрудняют контакты между общинами, равнина же способствует возникновению крупных этносов; наличие рек благоприятно для установления контактов с другими народами, развития торговли).
При всем этом приходится констатировать, что одна и та же географическая среда может по-разному отразится на жизни людей (т.е. в одних случаях природно-климатическая среда оказывает прямое воздействие, в других – незначительное, в третьих, – не оказывает вообще). Следовательно, существует некая невидимая стена, “оболочка”, пройдя через фильтры которой природно-географическая среда оказывает то или иное воздействие на социальную жизнь. Этой “оболочкой” становится социокультурная система, которая включает в себя ценности, нормы поведения, стандарты хозяйственной деятельности, организацию общественно-политической жизни. И, видимо, чем совершеннее организация социальной жизни, тем слабее способность географического фактора влиять на социальную жизнь.
Социальная реальность символична. По сути своей – это сфера смыслов и значений, рожденных внутри человеческого общения. А чтобы уловить эти значения необходимо иметь “социальное зрение”, которое формируется социальной средой.
Важной формой проявления социальных длительных, постоянных, системных, обновляемых, разнообразных по содержанию связей являются социальные отношения.
Они являются отношениями сходства и отличия, равенства и неравенства, господства и подчинения между отдельными людьми и группами.
Основой социальных отношений являются социальные связи, которые объединяют индивидов, группы и другие элементы общества в функциональное целое. Ядром их являются отношения равенства и неравенства, поскольку раскрывают взаимоотношения между людьми, которые находятся на разных социальных позициях. Речь идет о сложной диалектике равенства и неравенства между людьми в границах социальной структуры общества. Поскольку отношения абсолютного равенства невозможные, ведущими выступают отношения социального неравенства.
Характер социального неравенства в системе социальных отношений определяют:
— отличия между людьми заложенные природой, присущие им от роду: этническая принадлежность, половые и возрастные особенности, физические возможности, интеллектуальные способности;
— отличия между людьми, которые возникают в связи с профессиональными ролями;
— отличия между людьми, которые обусловлены владением (собственностью, товарами, привилегиями и др.).
Отношения неравенства в определенных ситуациях превращаются в отношения социального равенства (когда речь идет о справедливом стимулировании равноценного труда).
Выделяют разнообразные виды социальных отношений:
— по объему властных полномочий: отношения по горизонтали, отношения по вертикали;
— по степени регламентации: формальные (официально оформлены), неформальные;
— по способу общения индивидов: безличные или опосредствованные, межличностные или непосредственные;
— по субъектам деятельности: межорганизационные, внутриорганизационные;
— по уровню справедливости: справедливые, несправедливые.
Основой отличий между социальными отношениями являются мотивы и потребности, главными из которых являются первичные и вторичные потребности (власть, уважение) каждого человека.
Специфика социальных отношений состоит в том, что:
— эти отношения осознанны;
— они связаны с действием в социуме высокоразвитых знаковых систем (языка, мимики, жестов, поз), с созданной в обществе системой этикетных норм и правил.
Осознанность социальных отношений связана с наличием у человека высокоорганизованной материи (мозга), которая способна отражать объективную реальность и на этой основе формировать субъективный психический образ, который регулирует поведение и деятельность человека. Для неживой материи отражение возможно только на физическом и химическом уровне. Существенной особенностью человека является наличие у него интеллекта, т.е. способности не только отражать предметы, но и связи между ними, а также абстрагироваться от конкретных явлений действительности.
Развитие психики животных обусловлено чисто биологическими законами, а человеческое сознание – ходом общественно-исторического развития.
Большинство знаний, умений и приемов поведения человека не столько является результатом личного опыта (как у животных), сколько формируется путем усвоения общечеловеческого опыта в обучении посредством высшей формы человеческого общения – человеческой речи.
Человеческая речь – это также продукт общественно-исторического развития, что связано с формирование артикуляционного аппарата, приспособленного к произношению членораздельных звуков, комплексы которых наделены определенным смыслом и образуют символически-знаковую систему – язык.
Язык – это уникальное социальное явление. Если язык животных не имеет границ, то язык, созданный людьми одной общественной системы, может быть не понятен представителям другой общественной системы (французский, китайский, украинский и т.д.).
Жесты и мимика – также достаточно сложные знаковые системы человеческого общения, которые позволяют не только лучше понимать друг друга представителям одного социокультурного пространства, но и затрудняют общение представителей разных культур.
Благодаря сформировавшимся в обществе нормам и правилам поведения, люди имеют возможность прогнозировать поведение друг друга в той или иной ситуации и вести себя соответственно социальным ожиданиям. По сути, это определенные правила игры в обществе, которые представляют собой своеобразные договоренности, разделяемые всеми взаимные обязательства, в соответствии с которыми люди строят свою жизнь.
Родовой предпосылкой социальных отношений является социальное действие. Анализ системы социальных действий приводит к пониманию сущности социальных отношений.
Под социальным действием понимается осмысленное индивидуальное поведение человека, соотносимое с поведением другого человека и ориентируемое на него. Теория социальных действий разрабатывалась М. Вебером, К. Марксом, Т. Парсонсом, Р. Мертоном, Г. Беккером и др.
М. Вебер называл социальными действиями только те поведенческие акты, которые носят в той или иной мере преднамеренный характер, являются мотивированными, т.е. осуществляются во имя определенной цели, связаны с анализом, выбором определенных средств, способствующих достижению цели в данной ситуации, в данных условиях.
Следовательно, социальное действие должно отвечать таким условиям: преднамеренность, мотивированность, ориентированность на другого (других).
Социальное действие – это самый элементарный узел социальной действительности. Но для всех очевидно, что социальная жизнь – это взаимодействие, интеграция людей.
Субъекты вступают в социальную связь, т.к. зависят друг от друга в процессе удовлетворения различных потребностей, реализации жизненных целей и установок.
Основными элементами социальной связи независимо от ее формы являются:
1) субъекты связи (ими может быть любое количество людей);
2) предмет связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);
3) механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами).
Социальная связь может иметь вид или социального контакта, или социального взаимодействия.
Социальный контакт – это единичный акт (контакт с пассажирами в транспорте, прохожим на улице, гардеробщицей в театре и т.п.)
Социальное взаимодействие – систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную (ожидаемую) реакцию со стороны партнера; причем ответная реакция порождает новую реакцию со стороны партнера.
Именно сопряженность систем действий обоих партнеров по отношению друг к другу, возобновляемость (и не только действий, но и их координации), устойчивый интерес к ответным действиям своего партнера отличают социальное взаимодействие от социального акта, делают его главным предметом социологического анализа.
В основе социального взаимодействия всегда находится обмен, который проявляется в договорных и диффузных формах.
Договорные формы наиболее отчетливо проявляются в экономической сфере; социальный обмен здесь приобретает форму сделки, в которой строго оговорены объем услуг, сроки их возмещения, стоимость и т.д.
Широко развиты договорные формы в политической сфере (договоры между государствами, партиями, договоры между политическими деятелями о координации деятельности и т.п.).
Диффузность (нежесткость) в чистом виде проявляется в обменах, имеющих морально-этическое содержание: дружба, соседство, взаимоотношения родителей и детей, партнерство.
Сколь бы ни были жесткими договорные формы социального обмена, они базируются на таких нежестких материях, как ожидание, доверие и т.п. Основная масса обменов между людьми в обществе осуществляется в кредит, на основе риска, ожидания взаимности, на основе доверия.
Обмен осуществляется на уровне как индивидов, так и социальных групп, общностей.
Строятся социальные взаимодействия на основе определенных принципов: личностной целесообразности, взаимной эффективности интеракций, принципе единого критерия, социальной дифференциации, принципе равновесия в системе социальных взаимодействий.
Основными типами социальных взаимодействий являются сотрудничество и соперничество.
Сотрудничество проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами и др. Отличительные черты взаимодействий типа сотрудничества: обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, наличие совместной цели, уважение, поддержка, признательность, верность.
Соперничество как тип взаимодействия предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний обеих сторон (голоса избирателей, авторитет, территория, властные права и т.п.). Основу соперничества составляют: стремление опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника, отсутствие общих целей, но обязательное наличие аналогичных целей, неприязнь, озлобленность, неискренность, скрытность.
Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта.
Таким образом, социальные отношения возникают в связи с реализацией потребностей и интересов, достижением определенных жизненно важных целей отдельными людьми или их совокупностями.
Императивами социальных отношений выступают: социальные потребности – социальные интересы – социальные цели индивидов, проявляющиеся в их деятельности во всех без исключения сферах жизни.
Ознакомившись с особенностями современных социальных общностей и людей, которые в них участвуют, мы можем подойти к пониманию более крупных структур, а именно — современных обществ. Вместе с тем, мы можем понять также причины сложности и неопределенности многих структур, систем и институтов, которые возникают и действуют в современных обществах.
Социология определяет общество как исторически сложившееся множество отношений, систем и институтов, функционирующее на некоторой территории.
Таким образом, общество состоит:
— из множества лиц, граждан, объединяемых по месту проживания (города, поселки, деревни), по месту работы (предприятия, государственные учреждения), по месту учебы (школа, институт, университет);
— множества социальных позиций, или статусов, которые занимают люди, а также социальных функций (граждане, руководители, депутаты разных уровней, деятели политических и общественных организаций);
— множества разнообразных норм и ценностей, определяющих в той или иной степени особенности и содержание деятельности людей, общественных институтов и систем.
Из приведенного определения видно, что общество имеет очень сложную структуру, причем все ее элементы находятся в состоянии непрерывного и неопределенного движения.
Вместе с тем, общество представляет собой относительно целостный (хотя и не свободный от противоречий) социальный организм. Общество состоит их множества людей, но не является простой суммой людей. Общество — это крупное образование, отличающееся устойчивыми формами взаимодействия и взаимозависимости составных частей — людей, социальных институтов, социальных общностей (групп) и социальных норм. В этом смысле понятие общества может считаться совпадающим с понятием государства.
Социальная структура — это сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных отношениями классов и других социальных групп, разделением труда, характером социальных институтов. Различают социальную структуру в целом, охватывающую совокупность всех общественных отношений, и социальную структуру отдельных подсистем и сфер данного государстве! — производства, политики, науки, культуры и т. д.
СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Для индивида социальное действие обусловлено определенной потребностью, которая формирует цель, импульс действий, энергетический источник их выражения. Голод, моральный дискомфорт, беспокойство и тревога, отсутствие места работы побуждают к целенаправленным действиям для разрешения, снятия этого состояния (голод можно утолить производством продукции или покупкой их, установлением жестких нормативов потребления продуктов питания; человек может украсть продукты питания, но породит, тем самым, дискомфорт в ожидании наказания; отсутствие работы заставляет человека активно искать ее, осуществлять переквалификацию, мигрировать в другой регион, искать нишу для своей деятельности). В этом человеческом действии проявляется действие социальное, т. к. оно учитывает ситуацию, реакцию других людей, логику и оценку действий, возможные препятствия, выбор вариантов действий. Но не всякое действие может быть социальным, например, неосторожный толчок в толпе прохожего, нечаянно разбитая человеком посуда, использование зонта во время дождя.
В социальном действии важно понимание источника и мотивации начала деятельности. Ими могут быть подражание, ориентация на других, затруднительность положения (ориентация на социальный статус специалистов банковского дела или менеджеров вызывает у некоторой части молодежи стремление получить образование в этой области, а привлекательный имидж этих специалистов, создаваемый телевидением, дает толчок к внешнему подражанию им). Критерием эффективности социальных действий, по мнению социологов, является система социальных связей, обеспечивающая удовлетворение потребностей и достижение цели индивида.
Социальные действия вызывают и такие же социальные взаимодействия, которые исследовал социолог П. Сорокин в работе «Система социологии». Взаимодействия возникают как функциональные связи между людьми под воздействием эмоционально-волевых, а также внешних факторов. Взаимодействия порождают коллективное единство и тем самым способствуют формированию определенных общностей (групп). Этот ученый систематизировал проводники взаимодействия (звуковые, световые, механические, письменные, двигательные), а также их комбинации. Наряду с факторами, способствовавшими коллективному
традициями, сформированными дистанциями внутри этой общности в соответствии со статусом и выполняемой ролью. Социальное пространство отличается от геометрического пространства, так как в ее основе лежат связи и отношения. Индивид в этом пространстве выражает свое отношение к другим ему подобным (солидарность, интеграцию, дезинтеграцию). Социальное положение может сближать индивидов в социальном пространстве или наоборот устанавливать социальные дистанции. В обществе связи, отношения между индивидами, группами находятся в постоянном изменении.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ это любая и необратимая перемена социальной системы как определенной целостности. Изменения происходят в структуре общества, функциях, связях с внешней средой. Изменения могут носить частичный характер или охватывать широкий ареал социальных отношений. Они могут также в корне изменять саму социальную систему (например, революции во многих странах мира, ревореформы). Изменения могут накапливаться внутри общества и подводить его к взрыву (например, диктатуры постепенно эрозируют и тем самым открывают дорогу развитию демократических институтов в обществе). Социальные изменения могут рассматриваться в качестве преобразований в организации общества, образе и стиле мышления, поведении людей, изменяются традиционные ценности, и культура.
Социальные изменения связаны с социальными движениями в обществе, которые представляют собой коллективные действия людей, не входящих в организации и не объединенных в социальные группы. По мнению ряда социологов, изучающих данную проблему, социальные движения выступают как совокупность действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе, социальной группе (Р. Тернер). Социальные движения можно типизировать как религиозные, молодежные, революционные, политические, эмигрантские. К ним можно относить движение в поддержку на выборах кандидатов во властные структуры. Типами социальных движений являются и такие, как экспрессивные движения (связанные с выходом эмоций и использованием различных ритуалов или символики), утопические движения (современные коммуны типа «альтернативных обществ», в прошлом движения коммун Оуэна, фаланг Фурье), реформистские движения различной направленности. Предпосылками социальных движений зачастую выступают неудовлетворенность, структурная блокада, контакты между неудовлетворенными людьми, уверенность в том, что коллективные действия могут изменить существующее положение, идеология, оправдывающая это движение.
идентификации людей <определению их принадлежности к какой-то группе, общности),смягчают неудовлетворенность повседневным существованием, они могут тормозить общественный прогресс, выполнять дисфункцию (пережитки сталинизма, исламские ортодоксальные верования).
Социальная жизнь во всех своих формах проявления протекает в определенной СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ, в которой происходит ОСВОЕНИЕ людьми ценностно нормативных форм жизни общества, составляющих стержень их поведения. КУЛЬТУРА играет решающую роль в социальной жизни, организуя содержание и стиль практической деятельности людей и их групп, “поле деятельности” человека. Ведь недаром перевод с латыни слова “cultura” означает “возделывание”, “образование”, “воспитание”, “развитие”. Люди, осваивая культурные нормы поведения и нравственные ценности, проявляют себя в обществе, утверждают и возвышают свой статус. Они же являются и СОЗДАТЕЛЯМИ материальных и духовных ценностей культуры, среди которых выделяются общечеловеческие, конфессиональные, национальные, групповые (памятники архитектуры, традиции, обычаи и др.).
Выделите социокультурные ценности в различных странах
Жизнь социальная
Социальную жизнь следует рассматривать также со стороны тех свойств и форм, которые не проявляются в публичном виде или проявляются слабо, имея «скрытый» социальный характер, например, непосредственная (естественная) и личная (частная) жизнь человека. Речь идет о том, что, как все другие процессы и формы общественной жизни, социальная жизнь есть вместе с тем проявление и обеспечение непосредственной жизни, протекающей в индивидах. Люди, живя социальной жизнью, одновременно живут и своей непосредственной жизнью, затрачивая на социальную жизнь собственную энергию, нервы, здоровье. Поэтому социальная жизнь насквозь пропитана процессами и отношениями, связанными с реализацией, производством и воспроизводством этой непосредственной жизни. А поскольку данный процесс, как известно, бывает двоякого рода (с одной стороны, производство средств к жизни, с другой — производство самого человека, продолжение рода), то социальная жизнь подчиняется в конечном итоге законам не только первого, но и второго. Правда, здесь она приобретает форму личной (частной), в том числе и семейной, жизни, характеризующийся таким типом совместимости, который, как правило, предельно индивидуализирован и не существует, не обособившись от общества.
Таким образом социальная жизнь есть совместная жизнедеятельность людей, предполагающая их взаимную зависимость и потребность друг в друге и обеспечивающая сохранение и развитие социального организма. Это жизнь людей непосредственно в коллективе, социальной группе, где осуществляется совместная деятельность, общение, обмен услугами, пользование общими вещами и ценностями. Это жизнь в рамках коллективно выработанных стереотипов поведения, общественной дисциплины, социальных предписаний, обезличенных норм, требующих соответствующих реакций и действий. Созидая свою социальную жизнь, люди вместе с тем создают и социальные отношения, в рамках которых она реализуется. Отсюда основными формами социальной жизни являются труд, потребление, досуговая деятельность, общение, личная жизнь, социализация (обучение и воспитание) молодых поколений.
Полезное
Смотреть что такое «Жизнь социальная» в других словарях:
Жизнь социальная — совокупность многообразных видов и форм совместной деятельности людей, направленной на обеспечение условий и средств существования, реализацию потребностей, интересов, ценностей. «. Что такое жизнь,спрашивал К. Маркс,если она не есть… … Социологический справочник
Социальная обусловленность — Социальная обусловленность относится к социальному процессу обучения людей в обществе действовать или реагировать таким образом, чтобы эти действия были одобрены обществом в целом и окружением в частности. Концепция сильнее, чем социализация … Википедия
СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА — СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА. В обычном в буржуазных странах понимании С. г. означает «учение о воздействиях общественных и экономических влияний на народное здоровье? (Вольф). Гротьян различает «дескриптивную» С. г.,… … Большая медицинская энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп. С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… … Философская энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — концептуально автономная область филос. познания, обращенная на общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий. В истории филос. мысли выделяются два типа социального философствования, исходящие из разного понимания… … Философская энциклопедия
Социальная инженерия — Социальная инженерия это метод несанкционированного доступа к информации или системам хранения информации без использования технических средств[1]. Основной целью социальных инженеров, как и других хакеров и взломщиков, является получение… … Википедия
Социальная защита — в широком смысле деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену… … Финансовый словарь
Жизнь с Богом (издательство) — «Жизнь с Богом» («La Vie avec Dieu») христианское издательство, существовавшее в Брюсселе с 1945 по 2000 годы. Основано Ириной Михайловной Посновой, католичкой по вероисповеданию, дочерью русского историка Церкви Михаила Эммануиловича… … Википедия
Социальная психология и общество (журнал) — Социальная психология и общество Специализация: взаимодействия и взаимовлияния в системе «личность – группа – общество» Периодичность: 4 раза в год Язык: русский … Википедия
Жизнь в цитадели (фильм) — Жизнь в цитадели Жанр драма Режиссёр Герберт Раппапорт Автор сценария Леонид Трауберг В главных … Википедия