состояние наибольшей внутренней удовлетворенности полноты и осмысленности жизни это

СЧАСТЬЕ (состояние человека)

Смотреть что такое «СЧАСТЬЕ (состояние человека)» в других словарях:

СЧАСТЬЕ — состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни … Большой Энциклопедический словарь

СЧАСТЬЕ — понятие, конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Как слово живого языка и феномен культуры С. многоаспектно. Пол. исследователь В … Философская энциклопедия

Счастье — Счастье ♦ Bonheur Довольно широко бытует мнение, что счастье – это удовлетворение всех наших желаний. Однако, будь это так, ни один человек никогда не был бы счастлив, и нам, увы, пришлось бы согласиться с Кантом, утверждавшим, что счастье – … Философский словарь Спонвиля

Счастье (философ.) — Счастье, понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. С.… … Большая советская энциклопедия

Счастье (значения) — Счастье: Счастье понятие морального сознания, обозначающее состояние человека Счастье (город) город в Луганской (бывшей Ворошиловградской) области Украины Счастие (линейный корабль, 1741) Счастье (фильм) Счастье (телесериал) … … Википедия

СЧАСТЬЕ — англ. happiness; нем. Gluck. Состояние человека, к рое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиям своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Antinazi. Энциклопедия социологии,… … Энциклопедия социологии

Счастье — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (15 мая 2011) … Википедия

Счастье — I Счастье понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого… … Большая советская энциклопедия

СЧАСТЬЕ — понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, к рое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Как и мечта, С.… … Словарь по этике

счастье — я; ср. 1. Состояние высшей удовлетворённости жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем л.; внешнее проявление этого чувства. Семейное с. Желаю счастья. С. народа. Стремление к счастью. С. созидания. С. общения друг с другом … Энциклопедический словарь

Источник

Высоты успеха. Обречен на успех

состояние наибольшей внутренней удовлетворенности полноты и осмысленности жизни это

Дорогой читатель, если тебе понравилась моя книга и она действительно помогла тебе выбраться из неудач, рекомендуй её друзьям и близким. Открой глаза всем тем, кто еще не нашел смысл жизни!

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Высоты успеха. Обречен на успех предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

состояние наибольшей внутренней удовлетворенности полноты и осмысленности жизни это

Вам не нужно кричать о своем счастье в Фейсбуке, чтобы быть счастливым. Счастье это когда все рады, когда ты просыпаешься утром с отличной настроений, когда ты утром просыпаешься на один час раньше чем зазвенит твой будильник, когда ты утром поставишь любимую песню и начинаешь радостно танцевать, когда ты с легкостью берешься за работу, ты полон сил и ты готов выполнять и достигать все твои оставшиеся цели, когда в тебя столько энергий и позитивных мыслей что уж хочется вежливо выйти из дома и обнимать всех проходящих на улице, когда заходишь в любое общественное место и хочется всех вежливо приветствовать. Когда у тебя абсолютно все в порядке вся твоя семья здоровая и все твои знакомые обращаются к тебе не за помощью, а просто приятно провести время вместе.

Если говорить более объективно:

Счастье это — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Высоты успеха. Обречен на успех предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также

состояние наибольшей внутренней удовлетворенности полноты и осмысленности жизни это

Смени тесное платье хорошей девочки на сарафан счастливой женщины. Удивительная история счастливой женщины

состояние наибольшей внутренней удовлетворенности полноты и осмысленности жизни это

Профессия массажист от А до Я

состояние наибольшей внутренней удовлетворенности полноты и осмысленности жизни это

Успех и/или счастье

состояние наибольшей внутренней удовлетворенности полноты и осмысленности жизни это

Как улучшить свою жизнь на 100% за 1 день

состояние наибольшей внутренней удовлетворенности полноты и осмысленности жизни это

Каждая пешка потенциальный ферзь. Бестселлер № 1

Евгений Владимирович Задёра

состояние наибольшей внутренней удовлетворенности полноты и осмысленности жизни это

Всё о чём молчат лучшие торговцы

Александр Александрович Москаленко

состояние наибольшей внутренней удовлетворенности полноты и осмысленности жизни это

Пароль «Счастье для тебя»

Виктория Олеговна Рогозина

состояние наибольшей внутренней удовлетворенности полноты и осмысленности жизни это

21 шаг к богатству и изобилию. Как впустить в свою жизнь богатство легко и играючи

состояние наибольшей внутренней удовлетворенности полноты и осмысленности жизни это

Как достичь любой цели. Тесты Александра Невзорова

Источник

Жестокая правда: почему несчастные люди просто недостойны счастья

состояние наибольшей внутренней удовлетворенности полноты и осмысленности жизни это

Счастье — это состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого призвания, самореализации. Вот такая формулировка — никакого позитивчика, сплошной реализм. А дальше будет ещё хуже. Для понимания, как же достичь счастья, нам придётся вычленить основные тезисы из этого определения и разобрать их.

Внутренняя удовлетворённость

Внутренняя удовлетворённость условиями своего бытия — штука коварная. С одной стороны, человек может довольствоваться малым, и кажется, что этот пункт легко достижим. С другой стороны, говорить-то можно что угодно, можно сколько угодно заниматься самоубеждением, однако же реальное удовлетворение не наступает. Это потому, что себя не обмануть. Если человек засматривается на дорогие тачки и мечтает о технике с логотипом яблока, значит, они ему необходимы для этой внутренней удовлетворённости. Хорошо, если подобные побрякушки достижимы хотя бы теоретически, хотя бы в перспективе, но что, если нет? Что, если получение их в личную собственность исключено? Тогда и счастья не видать. Либо придётся осознать их не первичность, а может быть, и бесполезность. Только осознать по-настоящему, а не на словах.

«Кто виноват и что делать?» — такой вопрос мог возникнуть. В большей мере виновато медиапространство. Это оно диктует моду, современный стиль жизни; диктует даже мечты и цели, к которым следует стремиться. Вместе с тем виноват и сам человек. Вот взгляни на рыбу: она так глупа, что заглатывает наживку вместе с крючком. Человек, заглотивший наживку, брошенную медиапространством, не сильно умнее такой рыбы. Узкий кругозор, отсутствие интересов и настоящих целей переключают внимание человека на погремушки и блестяшки.

Полнота и осмысленность жизни

Начнём с полноты жизни. Хороший пример — туристические поездки куда-нибудь в Турцию или Таиланд. Туристы довольно часто возвращаются из этих путешествий неудовлетворёнными: «Нечего там делать», «Всё дорого», «У нас на море то же самое». Некоторым действительно может просто не понравиться, но чаще такое недовольство исходит от внутренней пустоты. Человек покупает недельный тур all inclusive и всю неделю сидит в стенах отеля, изредка выходя к ближайшему рынку, чтобы купить сувениры. Ну да, с такой полнотой ощущений и правда нет разницы между Таиландом и черноморскими курортами. Лежать под солнышком подобно тюленю можно где угодно, но это же выбор самого человека. Это он решил, что всю неделю пролежит около бассейна, попивая халявное бухлишко. Другой человек за эту же неделю исколесит весь город (а может, и не один), заведёт какие-то знакомства, окунётся в культуру страны, вернётся с букетом эмоций и новых знаний.

Прицепом идёт «осмысленность жизни» в целом и отдельных поступков в частности. Речь об осознании того, откуда человек идёт, куда направляется, идёт ли он самостоятельно, по собственному решению или его несёт течением. Это та самая внутренняя пустота, которую сложно описать словами, когда вроде бы всё нормально, но явно что-то не так. Природа этой пустоты сложна и глубока, она свидетельствует о несформированном мировоззрении, о несформированном отношении к окружающей действительности. Наполнить счастьем можно целостную ёмкость — личность. Если ёмкость не сформирована или дырявая, счастье из неё утечёт, сколько ни заливай.

Человеческое призвание и самореализация

состояние наибольшей внутренней удовлетворенности полноты и осмысленности жизни это
Человеческое призвание — это труд. Наш вид появился благодаря труду (ну ты знаешь, обезьяна взяла палку — и понеслось.) Сегодня мы зашли довольно далеко в своём развитии. Теперь не обязательно трудиться палкой, но человек по-прежнему должен чем-то заниматься. Применение своих навыков на практике — это жизнедеятельность. В общем-то, это сама жизнь. Вполне можно сказать, что призвание — это любимое дело, в котором человек живет своей собственной жизнью.

В более узком смысле призвание — это то, к чему человек предрасположен, чем он хочет заниматься. «Хочет заниматься» — первично, зарплата и всё остальное — вторично. Только занимаясь действительно своим делом, человек может раскрыть весь свой потенциал, реализоваться как личность. Эта самореализация может сопровождаться признанием общественности, что немаловажно, но главное, она дарует покой и равновесие самому человеку. Достижение самореализации означает конец поисков и начало счастливой жизни.

Источник

Текст книги «Эмоции и чувства»

состояние наибольшей внутренней удовлетворенности полноты и осмысленности жизни это

Автор книги: Евгений Ильин

Жанр: Классики психологии, Книги по психологии

Текущая страница: 38 (всего у книги 76 страниц) [доступный отрывок для чтения: 28 страниц]

12.9. Удовлетворенность

Понятие «удовлетворенность» (как и противоположное ему – «неудовлетворенность») используется во многих психологических и социологических работах (Асеев, 1976; Белова, 1978; Гатман, 1971; Еделева, 1989; Журин, 1991; Китвель, 1974; Лихачев, 1981; Мурутар, 1977; Наумова, 1970; Хаав, 1978, и др.). Однако при этом авторами не раскрывается сущность данного понятия, и поэтому оно часто подменяет другое понятие – «удовлетворение». В связи с этим, как показано в одной из моих работ (Ильин, 1981), часто наблюдается путаница в понимании предмета исследования.

В основном феномен удовлетворенности изучается с двух позиций – общепсихологической и социально-психологической (или социальной).

В рамках общепсихологического подхода удовлетворенность рассматривается либо как состояние, либо как мотив. В первом случае удовлетворенность понимается (в соответствии с ее ошибочной трактовкой в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова) как чувство удовольствия, состояние довольства, радости, испытываемое субъектом, пожелания и требования которого удовлетворены. Удовлетворенность – неудовлетворенность как состояние рассматривается, например, Н. Д. Левитовым (1964), М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовичем (1998).

Имеется и противоположная тенденция. Так, П. М. Якобсон (1969) использует термин «удовлетворение», хотя по сути речь идет о факторах, способствующих или не способствующих формированию удовлетворенности.

Своеобразная трактовка удовлетворения и удовлетворенности, вконец запутывающая понимание этих феноменов, дана К. К. Платоновым (1984). Под удовлетворением достижения цели автор понимает чувство, возникшее на основе эмоции разрешения после усилия воли. Удовлетворенность же, по этому автору, психическое явление, полярное потребности, как отражение устранения нужды. Но разве устранение нужды – не достижение цели? В чем же тогда различие между удовлетворением и удовлетворенностью?

Представители социального и социально-психологического подходов рассматривают удовлетворенность как оценку деятельности и ее условий, оценку результатов этой деятельности. Поскольку оценка является частным случаем проявления отношения, то и удовлетворенность рассматривается как один из аспектов проблемы отношений (Китвель, 1974; Крупнов, Столяр, 1972; Мурутар, 1977; Наумова, 1970; Хаав, 1978). Понимание удовлетворенности как отношения к чему-либо мне представляется наиболее адекватным.

Для подмены одного понятия («удовлетворенность») другим («удовлетворение») имеются основания. У них много общего как в происхождении, так и в их функциях. И об удовлетворенности, и об удовлетворении говорят, когда заходит речь:

1) об удовлетворении потребностей и достижении целей;

2) о выражении отношения к чему-либо, так как оба понятия несут в себе оценку;

3) о мотивации, так как оба явления могут участвовать в этом процессе в качестве мотиваторов;

4) о выяснении механизмов формирования удовлетворенности, которые нередко подменяются механизмами возникновения удовлетворения.

Однако сходство причин и условий проявления этих двух феноменов не должно заслонять фундаментальных расхождений в их сущности и проявлении. Первое различие касается того, что они характеризуют. Удовлетворение характеризует однократный и чаще всего краткосрочный акт (выполненную работу, совершенный поступок, удовлетворенную потребность). Удовлетворенность же характеризует долгосрочные события, деятельность.

Отсюда возникает и второе различие, связанное с быстротой формирования того и другого феномена: удовлетворение возникает уже после однократного достижения цели, удовлетворенность – только после многократного достижения цели, когда человек убеждается в высокой вероятности и даже гарантированности удовлетворения своих потребностей.

Третье различие состоит в длительности того и другого феномена: удовлетворение как состояние длится относительно короткое время, удовлетворенность же как отношение к чему-либо сохраняется длительное время.

Четвертое различие состоит в динамике интенсивности того и другого феномена при многократном достижении одной и той же цели: переживание удовлетворения становится все слабее, а удовлетворенность, наоборот, возрастает.

Уже из этих различий видно, что удовлетворение – неудовлетворение проявляет себя как эмоциональная реакция, как переживание удовольствия – неудовольствия, а удовлетворенность – как эмоциональная установка, отношение.

Пятое различие состоит в том, что удовлетворение можно испытывать как на биологическом уровне (например, чувство сытости, комфорта), так и на социальном (удовольствие от прослушивания музыки, чтения книги, победы любимой команды в сегодняшнем матче и т. п.); удовлетворенность же явление только социальное, переживаемое на уровне личности.

Шестое различие состоит в том, что удовлетворение – неудовлетворение это полимодальные феномены, в то время как удовлетворенность – неудовлетворенность – одномодальные. Это значит, что удовлетворение переживается при разных эмоциональных состояниях: радости, злорадстве, органическом наслаждении, а неудовлетворение – при печали, досаде, разочаровании; удовлетворенность же качественно всегда одинакова (как положительное отношение), так же как и неудовлетворенность, независимо от характеристик того, чем они вызваны (работой, жильем, достижениями, в целом своей жизнью).

Итак, удовлетворенность (или неудовлетворенность) является специфическим психологическим феноменом, отличным от удовлетворения (неудовлетворения). Удовлетворенность можно определить как устойчивое долгосрочное положительное эмоциональное отношение (установку) человека к чему-либо, возникающее в результате неоднократно испытанного удовлетворения в какой-то сфере жизни и деятельности и высказываемое в форме суждения. Удовлетворение же можно определить как положительное переживание человеком его эмоциональной реакции на совершаемые или совершенные действия и поступки, а также произошедшие или происходящие события.

Между удовлетворенностью и удовлетворением существует функциональная связь, но не тождество. Удовлетворение – первичный феномен, а удовлетворенность – вторичный.

Удовлетворенность своей жизнью. Л. В. Куликов (2000), проведший исследование на достаточно репрезентативной выборке людей (около 500 человек), принадлежащих к различным социальным группам, выявил, что более других удовлетворены своей жизнью те, кто доволен своими супружескими отношениями и здоровьем. Не было обнаружено связи удовлетворенности жизнью с ожиданием в будущем хороших или плохих событий, с характеристикой жилья (отдельная или коммунальная квартира). Удовлетворенность жизнью теснее связана с оценками удовлетворения потребностей, чем с оценками значимости этих потребностей. В то же время полнота удовлетворения потребностей, по мнению автора, лишь опосредованно влияет на удовлетворенность жизнью. Молодые взрослые, по данным Л. Бирон (Bearon, 1989), получают максимальное удовлетворение от достижений в работе, самосовершенствовании.

Очевидно, что полнота переживания удовлетворенности своей жизнью, достигаемыми результатами зависит от личностных и индивидных особенностей человека. Так, для людей с типом поведения «А» (иначе называемым медиками коронарным типом, поскольку особенности их поведения увеличивают вероятность развития сердечно-сосудистых расстройств примерно в два раза) характерна меньшая удовлетворенность вследствие более выраженных мотива достижения, честолюбия, эмоциональности со склонностью к враждебности и гневливости. Для людей типа «Б» характерна большая удовлетворенность жизнью, они более спокойны, менее эмоционально напряжены.

Динер с соавторами (Diener et al., 1992; Pavot et al., 1990) обнаружили, что в разнообразных социальных ситуациях экстравертов отличает большая удовлетворенность своей жизнью («субъективное благополучие»), чем интровертов. Даже при наличии ситуационного фактора, влияющего на самооценку благополучия, различия между экстравертами и интровертами сохраняются (Larsen, Kasimatis, 1990).

П. И. Яничев (1999) выявил, что у подростков и юношей удовлетворенность прошлым значительно выше, чем удовлетворенность настоящим. Положительная корреляция между удовлетворенностью настоящим и прошлым выявлена только у девятиклассников. У семиклассников корреляции нет, а у студентов она отрицательная.

Удовлетворенность жизнью у пожилых людей зависит от многих факторов, но меньше всего – от возраста (Larson, 1978). Самым важным фактором является здоровье. Играют роль материальная обеспеченность, семейное и социальное положение, жилищные условия, уровень общения с окружающими. Например, выявлено, что у женатых мужчин негативные переживания с возрастом (с 25 до 74 лет) ослабевают, чего не наблюдается у неженатых (Mroczek, Kolarz, 1998).

Характер переживания субъективного благополучия несколько варьируется в разных культурах. В индивидуалистических культурах эмоциональный опыт более связан с субъективным благополучием, чем в коллективистских культурах (Suh et al., 1998).

Удовлетворенность браком. Показано, что в счастливых браках основным мотивом вступления в брак была любовь (Харчев, Мацковский, 1978). Ю. Е. Алешина (1985) установила, что удовлетворенность браком зависит от стажа семейной жизни; кривая этой зависимости имеет U-образную форму: в начале, в течение первых 20 лет существования семьи удовлетворенность постепенно понижается, достигая минимального значения в парах со стажем совместной жизни от 12 до 18 лет, а затем возрастает, но более резко.

Показано, что люди менее удовлетворены браком, когда супруги озабочены избеганием нежелательных ситуаций, неприятных последствий (King, Emmons, 1991).

Н. Г. Юркевич (1970) была выявлена зависимость удовлетворенности женщин браком от удовлетворенности работой, а также от разделения домашнего труда. Так, когда муж помогает жене, 94% женщин оценили свой брак как счастливый и удовлетворительный. Сходные данные получены и Т. А. Гурко (1987): в тех случаях, когда женщины довольны участием мужа в домашних делах, они чаще удовлетворены браком, чем неудовлетворены (соответственно, 50 и 19%). Напротив, недовольство отношением супруга к хозяйственным делам приводит к тому, что семейная жизнь не приносит удовлетворения чаще, чем приносит (соответственно, 58% и 12%). Характерно, что в том же направлении изменяется, хотя и не так существенно, и удовлетворенность браком мужчин. Видимо, если муж самоустраняется от домашней работы, жена постоянно выражает ему недовольство по этому поводу.

12.10. Счастье

Высокий уровень удовлетворенности и личного благополучия в жизни обозначается как счастье (Yensen, 1975). В «Словаре русского языка» (1985) счастье определяется как чувство и состояние полного удовлетворения, а в «Философском энциклопедическом словаре» (1983) – как чувственно-эмоциональная форма идеала, как понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. В то же время отмечается, что понятие счастья имеет нормативно-ценностный характер, так как оно выражает представление о том, какой должна быть жизнь человека, что именно является для него блаженством.

Еще А. Шопенгауэр писал, что «…наше счастье зависит от того, что такое мы сами, каковы мы, от нашей индивидуальности, меж тем как большею частью в расчет принимается только наш жребий, только то, что мы имеем или что представляем… Поэтому-то Гёте и говорит:

Раб, народ и победитель
Сознаются все давно:
Счастье высшее земное
В личности заключено.

Что для нашего счастья и наслаждения субъективная сторона несравненно важнее и существеннее объективной – это подтверждается на всем…» (2000, с. 468). И далее: «Счастливыми или несчастными нас делает не то, каковы вещи объективно, что они есть в действительности, а то, что они такое для нас, каковы они в нашем восприятии» (там же, с. 475).

Таким образом, понятие «счастье» является сложным, имеющим как когнитивный, так и эмоциональный компонент, который отражает как оценку своего существования, так и отношение к себе как к счастливому или несчастному человеку. При этом четких и единых для всех людей критериев счастья нет. Социологи, например, выявили, что счастливых людей чаще можно встретить в экономически слабо развитой Индии, чем в материально благополучной Швеции. Следовательно, уровень жизни слабо влияет на переживание собственной счастливости-несчастливости. Еще Сенека писал, что если человеку кажется, что он имеет недостаточно, то он будет считать себя несчастным даже в том случае, если завладеет всем миром. По этому поводу сатирик М. Задорнов справедливо говорит, что счастлив не тот, у кого много, а тот, кому хватает. Полезно прислушаться и к тому, что говорил Б. Шоу: секрет несчастного существования состоит в том, что человек имеет свободное время (досуг), чтобы беспокоиться о том, счастлив он или нет.

Безусловно имеют значение эмоциональность человека, его экзальтированность, сила потребности. Одними людьми один и тот же успех воспринимается как счастье, другими просто как удача, а третьими – как то, что и должно было быть. В связи с этим высказывается даже мнение, что понятие «счастье» вряд ли можно оценивать как достаточно конструктивное для психологического исследования (Куликов, 2000).

Действительно, в обыденном представлении о счастье имеется много мифотворчества. Например, считают, что талантливые люди более счастливы, чем «бесталанные». Что это не так, видно из биографических описаний видных деятелей искусства, литературы. Полагают, что раньше люди были более счастливыми, чем теперь, что уровень счастья зависит от количества приятных событий и т. д. Разоблачению этих мифов посвятил свою работу М. Айзенк (Eysenck, 1990).

Счастье, как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть.

Среди факторов, обусловливающих счастье человека, А. Шопенгауэр в первую очередь называл здоровье и красоту человека, причем роль последнего объяснял так: «Хоть это субъективное преимущество и не способствует прямо и непосредственно нашему счастью, а содействует только косвенно, посредством впечатления на других, тем не менее оно имеет громадное значение также и для мужчины. Красота есть открытое рекомендательное письмо, заранее располагающее сердца в нашу пользу». Он указывает и на двух врагов человеческого счастья, на горе и скуку: «Нужда и лишения порождают горе; обеспеченность и избыток – скуку» (2000, с. 478). Таким образом, несчастными бывают не только бедные, но и богатые. Отсюда А. Шопенгауэр подчеркивает значение для счастья внутреннего богатства человека, богатства духа, «ибо оно тем меньше оставляет простора скуке, чем возвышеннее» (там же, с. 479).

Д. Фридман (Freedman, 1978) изучал факторы, влияющие на восприятие счастья. Оказалось, что супружеские пары считают себя счастливее, чем холостяки или неженатые пары, живущие вместе. Деньги не всегда являются гарантией счастья, так как после достижения определенного уровня благосостояния повышение доходов не делает людей счастливее. Счастье не зависит от возраста и принадлежности к какой-либо определенной религии. Однако, как показал Д. Майерс (Myers, 1992), в целом люди с активными религиозными убеждениями испытывают большее удовлетворение от жизни. Самое же сильное влияние на ощущение счастья оказывают общение и взаимоотношения с другими людьми.

С точки зрения партийных идеологов, в советское время счастье понималось как умение человека найти радость в общественно-полезном труде.

Вообще, как показано И. А. Джидарьяном (2000), счастье не имеет самодостаточной и самообоснованной сущности в обыденном сознании человека. Ценности счастья включают в себя самые различные по содержанию и предметной направленности жизненные блага и духовно-нравственные ориентации. Джидарьян выявил, что для россиян главными факторами счастья являются «любить и быть любимым», «семейное благополучие», «умение радоваться жизни и тому, что имеешь». Большую роль играют также самореализация и ощущение полноты жизни, осознание нужности другим людям, личностный рост, наличие смысла жизни. Гедонизм и стремление к наслаждениям, а также фатализм получили самые низкие оценки.

Имеются некоторые половые различия в назывании факторов, от которых зависит представление о счастье. Любовь, семья, радость и смысл жизни для женщин имеют большее значение, чем для мужчин. Для мужчин же большее значение имеют такие факторы, как судьба, везение, устремленность в неизведанное, острота борьбы и радость одержанной победы.

Характерно, что большинство опрошенных считали, что женщины чаще несчастны, чем мужчины (соотношение 72 к 28%). Соответствует этому и то, что счастливых реже видят среди женщин, чем среди мужчин. В то же время по самооценкам женщины считают себя более счастливыми и удовлетворенными жизнью, чем мужчины.

Сложность понимания феномена счастья состоит и в том, что этим словом обозначается и сиюминутная радость человека (так называемое «вершинное переживание» – кратковременное ощущение безграничного счастья и полноты жизни, например счастливый миг победы). Чем чаще у человека возникают эти сиюминутные радости, тем более счастливым он себя считает. Отсюда М. Аргайл (1990) определяет счастье как осознание человеком удовлетворенности своей жизнью или как частоту и интенсивность позитивных эмоций, а С. Райс (Reiss, 2001) различает два вида счастья: кратковременное, основанное на приятных ощущениях, и долговременное, основанное на ценностях.

Собственно, об этом писал еще А. Шопенгауэр: «Пусть человек будет молод, хорош собою, богат и пользуется почетом; но если хочешь оценить его счастье, следует спросить, – веселого ли он при этом нрава; если же, напротив, он весел, то решительно все равно, стар он или молод, горбат или строен, богат или беден: он счастлив. В ранней молодости мне попалась раз старая книга, в которой было сказано: “Кто много смеется – счастлив; а кто много плачет – несчастлив”. Как ни глуповато это замечание, я не мог забыть его из-за его простой истинности, хотя оно представляет верх трюизма… (Веселость) одна представляет, так сказать, звонкую монету счастья, тогда как все остальное лишь банковые билеты, ибо она одна осчастливливает непосредственно в настоящем» (2000, с. 474).

А. Вессман и Дж. Рикс (1966) выявили, что счастливые и несчастные люди по-разному переживают состояние приподнятости («хорошее настроение»). Первые переживают состояние истинной приподнятости, которое характеризуется энергичным, открытым, живым интересом к полноте и богатству окружающего мира и сознанием собственной включенности в происходящее. Вторые переживают хорошее настроение как облегчение, как передышку от тревог и волнений, которыми насыщена их жизнь.

Как стать счастливым

Майкл Фордайс, справедливо считая, что нет простой магической формулы счастья, на основе длительных исследований указал 14 основных направлений повышения индивидуального уровня счастья, каждое из которых имеет свои задачи по изменению поведения и самосознания (Fordyce, 1977): 1) быть занятым и более активным; 2) больше времени посвящать социальным контактам; 3) быть продуктивным в значимой работе; 4) стремиться к лучшей организации и планированию; 5) прекращать беспокоиться; 6) снижать свои ожидания и притязания; 7) развивать позитивное, оптимистическое мышление; 8) стремиться к ориентации на то, что происходит в настоящем; 9) стремиться к сохранению психического здоровья; 10) развивать общительность и легкий характер; 11) стремиться быть собой; 12) избавляться от негативных эмоций и проблем; 13) создавать близкие взаимоотношения; 14) придавать счастью приоритетное значение.

Б. С. Братусь (1994) выделил ступени развития представления человека о счастье. На первой (эгоцентрической) ступени это личное счастье независимо от того, счастливы или несчастны другие. Лучше даже, чтобы они были несчастны, чтобы на этом фоне ярче сияло собственное счастье.

На второй ступени счастье связано с процветанием группы, с которой идентифицирует себя человек. Он не может быть счастлив, если терпит несчастье его группа. Несчастье других ему не мешает.

На третьей ступени счастье подразумевает его распространение на всех людей, все человечество.

На четвертой ступени к этому прибавляется ощущение связи с Богом, и счастье представляется как служение ему и соединение с ним.

Надо отметить, что эта попытка привлечь христианские идеи к пониманию счастья не единственная. Н. И. Цыганова (1996) полагает, что причины счастья и несчастья надо искать в самом человеке, в каких-то качествах личности, и одним из таких качеств она видит смирение.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *