сообщение отражение жизни человека в древнерусской литературе
Литература как художественное отражение жизни.
Литература как художественное отражение жизни.
Мы продолжаем цикл наших статей для подготовки к ЕГЭ по литературе. Сегодня мы изучим с вами понятие «литература» и начнем подробно рассматривать историю древней литературы. Тема сложная, и у большинства экзаменуемых складывается обманчивое впечатление о легкости материала. В то время как вся литература раннего христианского периода, древнерусская литература, житийная литература крайне тяжела для восприятия и необходимо проанализировать очень подробно ее. Мы с вами это и будем делать в ближайшее время. Кстати, те кто собирается сдавать егэ по истории также смогут воспользоваться данными статьями при подготовке.
«Составляя опись пороков и добродетелей, собирая важнейшие случаи проявления страстей, создавая типы путем соединения отдельных черт многочисленных однородных характеров, быть может, думалось мне, смогу в конце написать историю, забытую столькими историками, историю нравов» («Человеческая комедия» Оноре де Бальзак)
Как у истоков земледелия, мореходства, торговли. Медицины, всех изобретений. Ремесел и искусств есть своя мифология, точно так же есть она и у литературы, потому что человеческая мысль не осмеливалась приписать себе открытие всех явлений без участия сверхъестественных сил, а потому и литература некогда искала колыбель свою в мире богов и героев. Это соответствовало и необычайности творческого даря, и покрытому тайной давности искусству слова.
Те, кто считает, будто писателем надо родиться, получили бы здесь материал для сомнений. Пророк, апостол, политический деятель, вождь не видят в своем писательстве ни своей главной цели, ни своего призвания. Писательство оказывается одной из форм их деятельности, отнюдь не всегда полезной, нередко компрометирующей, иногда просто нежелательной.
Внезапное пробуждение писательских склонностей и способностей в человеке является неожиданным для него самого и долго им вынашивается. Та, которая развита сильнее, чем другие, даже если она долго и не давала о себе знать: способность почувствовать, сколько силы таится в слове и как эту силу можно сделать послушной.
Литература – это искусство слова. Она представляет собой бесконечно разнообразную и многогранную историю человеческого общества, как бы переведенную на язык живых человеческих нравов и страстей, передающую для последующих поколений все богатство мыслей, переживаний, интимнейших человеческих чувств самых различных периодов существования и развития человеческого общества. Благодаря литературе мы как бы живем множеством жизней, роднящих нас и с прошлым человечества, и со всем миром окружающей нас современности. Вот почему тот же Бальзак, определив писателя как секретаря общества, пришел и к другой мысли, к мысли о том, что писатель является «учителем людей».
Изучая литературу, мы должны найти внутренние связи, единство, все то, что как бы спаивает эти всегда самостоятельные и неповторимые проявления художественно-литературного творчества в единое общее целое, воплощающее в себе художественный опыт человечества, сохраняя вместе с тем живое индивидуальное своеобразие каждого его исторического проявления в конкретном художественном произведении. В этом и состоит основная задача научного осмысления закономерностей, управляющих художественно-литературным творчеством, определение принципов и методики его изучения, короче – науки о литературе.
Изучение литературного процесса с древних времен до сегодняшнего дня.
Древняя литература – очень широкое понятие. Она охватывает литературное творчество всех народов древнего мира – от китайцев и индийцев до римлян, от армян и персов до создателей древней цивилизации на Американском континенте.
Без фундамента, первые камни которого были заложены древними эллинами почти три тысячелетия назад, не могло бы вырасти великое здание европейской культуры. Этими первыми камнями были гомеровские поэмы. Он оканчивает историю античной литературы, охватывающую почти пятнадцать столетий.
История древней русской литературы
Задолго до возникновения на Руси книжной литературы восточные славяне обладали широко развитой устной поэзией в разнообразных ее видах и жанрах, зародившейся еще в дофеодальный период, в пору общинного родового строя. О характере древнейшей устной поэзии на Руси имеются лишь косвенные данные, извлекаемые из письменных памятников, больше всего – из летописи и «Слова о полку Игореве»., а также из свидетельств иностранных путешественников и историков. Летописные тексты содержат в себе пословицы, поговорки, загадки, исторические предания и легенды, следы заговоров и заклинаний, отзвуки эпических песен, сказочных мотивов, похоронных плачей, мифологических верований.
Хранителями обрядового фольклора в значительной мере являлись приверженцы язычества – жрецы и волхвы, стоявшие в оппозиции к развивавшемуся феодальному строю.
Рост общественного сознания в пору сложения Киевского государства вызвал к жизни самое драгоценное достояние старинного русского фольклора – былевой эпос, отразивший исторические события этой эпохи, героическую борьбу русского народа с его внешними врагами, а также отдельные эпизоды из жизни киевских князей и их дружины. Нет сомнения, что уже в десятом веке былевой эпос существовал, в дальнейшем обогащаясь новыми темами и сюжетами.
Как генезис былевой поэзии, так и сюжеты и трактовка исторических лиц и событий убеждают в том, что былины возникли в народной среде. Так, отдавая должное Владимиру как строителю Киевского государства, былины далеко не всегда идеализируют его личность, подчеркивают в нем отрицательные черты характера и в качестве защитников народных интересов выдвигают богатырей, стойких и бескорыстных защитников Русской земли.
Былины создавались на всем пространстве обширного Киевского государства не только в Киеве и в Новгороде, но и в Галицко-Волынском княжестве.
К Киеву должны быть приурочены былины о Добрыне – свате, Добрыне и Змее, Алеше и Тугарине, Иване Гостином сыне, Михаиле Потыке, Иване Даниловиче, Соловье Будимировиче, Сухане, частично Буслаевиче, Садке Богатом госте, Ставре Годиновиче. Возникновение этих былин можно относить к двенадцатому веку. В конце двенадцатого, начале тринадцатого веков в Галицко-Волынской земле сложилась былина о Дюке Степановиче и, видимо, былина о Чуриле Пленковиче.
Былины Киевского цикла группируют богатырей вокруг князя Владимира Святославовича, образ которого частично осложнился чертами, характеризующими личность Владимира Мономаха.
В былинах о Добрыне, как и в летописных упоминаниях о нем, он является ближайшим помощником Владимира, выполняющим его поручения, и отважным воином.
В былине об Алеше и Тугарине нашли отражение борьба русского народа с половцами.
…Остальные былины киевского цикла – преимущественно бытового характера. То же нужно сказать и о большинстве былин новгородского и галицко-волынского происхождения.
Нет сомнения в том, что и богатые образные средства русского фольклора, особенно былинного, и языковые и стилистические его особенности, и идейное содержание, а также реалистические элементы благотворно воздействовали на нашу старинную литературу и что содержание и стиль письменных памятников в свою очередь оказывали влияние на наш старинный фольклор. Таким образом, устное и письменное творчество в старину находилось у нас во многих случаях в состоянии органического взаимодействия и взаимопроникновения.
Древнехристианская книжность на Руси
С принятием христианства Русь получила большею частью в староболгарских переводах с греческо-библейские книги.
Библейские книги Ветхого завета состояли из трех отделов: «Закон», «Пророки» и «Писания», «Закон» или «Пятикнижие Моисеево», включал в себя книги «Бытие», «Исход», «Левит», «Числа» и «Второзаконие» и содержал правила и положения, относящиеся к религиозной и общественной жизни евреев, легендарные сведения о создании мира и человека и предания о происхождении еврейского народа и его судьбах до занятия им Палестины. «Пророки» содержали сочинения, приписывавшиеся ранним пророкам (книги Иисуса Навина, Судей, Самуила, Царств) и излагавшие историю еврейского народа от поселения его в Палестине до разрушения вавилонянами Иерусалима и писания позднейших пророков (Исаии, Иеремии, Иезекииля и 12 так называемых «малых» пророков).
К «Писанию» относились Псалтырь, книги «Притчей Соломоновых», «Премудрости Соломона», «Премудрости Иисуса, сына Сирахова», Книга Иова, Екклезиаст и так далее.
Библейские книги Нового завета составляют Евангелия, Деяния и Послания апостолов.
Лекции для. Литература как художественное отраже
Литература
как художественное отражение исторической жизни народа с древних времён.
Человековедческая направленность русской литературы:
постановка и попытка решения в ней морально этических проблем…
1. Исследователь древнерусской жизни и литературы Д.С. Лихачёв писал: «Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…». В жизни часто можно встретить мнения, противопоставляющие естественные науки гуманитарному знанию: одни считаются «точными», другим в этой ипостаси отказано. Однако на самом деле они вряд ли отличаются, ибо сходны по способу исторического подхода: и среди естественных наук есть чисто исторические исследования, становящиеся как бы основой дальнейшего развития науки: «История флоры», «История фауны», «История геологического строения земной коры» и т.д. Гуманитарные науки имеют дело со статистическими закономерностями случайных явлений, но и многие естественные науки лишь кажутся точными, так математика на высшем уровне развития не столь точна и однозначна, как в учебнике начальной школы. Нет ни одной методологической особенности, которые бы не применялись во всём многообразии наук и научных школ.
Но в литературе как в познании есть одна особенность, отличающая её от иных форм по-знания мира: она несёт в себе воспитательное значение, повышает и совершенствует социально-этические качества человека. Что же изучает литература? Что является предметом её исследования? В первую очередь предметом исследования литературы всегда становится человек во всей полноте его материальной и духовной деятельности. Литература как вид искусства, изучая человека, осмысляет его в многомерном духовно-этическом и историко-социальном аспектах, в контексте исторической (реальность), либо псевдоисторической действительности (фантастика), изображая и осмысляя её как изменяющийся во времени процесс. Медицина тоже изучает человека, но она не занимается его духовными запросами и его взаимоотношениями с действительностью. Химия изучает органическую сущность человека, химические реакции, протекающие в его организме, суть этих реакций и их воздействие… Но необходимо оговориться, сегодня многие исследователи считают, что взаимовлияние любой сути и ипостаси на мир настолько велико, что наука этого объяснить сейчас не может. Например, нумерология считает, что индексы чисел могут влиять на человека и его жизнь, другие говорят о влиянии имени на облик поведение и даже судьбу человека… На мой взгляд, литература и является пока такой всеобъемлющей наукой, пытающейся объяснять человеку человека во всех его взаимосвязях с мирозданием и взаимозависимостях от него…
Многообразие литературы изучает наука «литературоведение», которая и развивает чита-тельский интерес и глубину восприятия текста читателями, их общественное чувство, позволя-ющее развить в человеке терпимость к проявлениям иных культур, иных исторических эпох, иноязычных или инонациональных сообществ.
Художник, на ментальном уровне исходя из вышесказанного, изображает что-то индивидуальное, вкладывая в него суть обобщения, чтобы читатель чувствовал свою сопричастность к миру героев произведения. Именно дар художественного воображения позволяет автору превращать свои обобщения в образы, волнующие читателя. Видеть большое в малом, воплотить в малом большое, общее – это главный принцип литературы, поиски истины всегда начинаются с малого факта, накопления их, но и в любой науке происходит то же самое.
Созданию художественного образа действительности способствует умение абстрактно мыслить. Чем развитее абстрактное мышление автора, создающего образ (мира, человека, стра-ны, исторической картины жизни) тем большие ассоциации возникнут у читателя при знаком-стве с ним.
Образное обобщение возникает у автора на основе его собственного жизненного и духов-ного опыта, на основе многозначности изображаемой действительности, всегда соотносится со множеством закономерностей, которые ему необходимо вычленить, отделив друг от друга, а потом, по-своему сгруппировав, создать единый, узнаваемый «типический» образ. Именно при помощи воображения он оживляет созданный образный мир, вдыхает в него жизнь, если же он этого не сделает, то читатель говорит: «так не бывает, и таких героев в жизни нет…»
Природа художественного таланта – это и есть способность автора ярко и сильно вообра-жать. Вот что об этом думают разные художники слова.
И.А. Гончаров: «Работа идёт в голове, лица не дают покоя, пристают, позируют в сце-нах, я слышу отрывки их разговоров, – и мне часто казалось, прости Господи, что я это не вы-думываю, а что всё это носится в воздухе около меня, и мне надо смотреть и вдумываться»
И.С. Тургенев: «Вы чувствуете, что возле вас кто-то стоит, ходит с вами, – и вот жи-вое лицо сложилось. Это нечто вроде сна. Ходишь среди героев романа, видишь себя между ними…»
Л.Н. Толстой: «Пока он (герой) не сделается для меня старым, хорошим знакомым, пока я не вижу его и не слышу его голоса, я не начинаю писать»
Без дара воображения, превращающего обобщения в образы, волнующие читателя, заде-вающие его душевные струны, писатель, если он и обладает знанием жизни, умением обобщать, языковой культурой и многими другими достоинствами, он не сможет создать цельную картину жизни, заставить читателя поверить в изображаемое. Но, чтобы читатель стал чувствителен к литературе, она и должна использовать своё главное достоинство – образную систему.
Образ – это конкретная и в то же время обобщённая картина жизни, созданная при помощи вымысла и имеющих эстетическое значение.
Вот образ России у трёх лирических поэтов России:
А.С. Пушкин:
Товарищ, верь, взойдёт она
Заря пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена…
Н.А. Некрасов:
Родная земля, назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал…
Идея человека в древнерусской литературе
1. Периодизация истории древнерусской литературы
2. Человек в литературе древней Руси
Список использованной литературы
Введение
Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Её начало восходит ко второй половине 10 века. Из этого великого тысячелетия более семисот лет принадлежат периоду, который принято называть «древней русской литературой».
Литература возникла внезапно. Скачок в царство литературы произошел одновременно с появлением на Руси христианства и церкви и был подготовлен всем предшествующим культурным развитием русского народа.
Художественная ценность древнерусской литературы еще до сих пор по-настоящему не определена.
Некоторые из древнерусских литературных сочинений читались и переписывались в течение нескольких веков. Другие быстро исчезали, но понравившиеся переписчикам части включались в состав других произведений, так как чувство авторской собственности еще не развилось настолько, чтобы охранять авторский текст от изменений или от заимствований из других произведений.
Мы часто говорим о внутренних закономерностях развития литературных образов в произведениях новой литературы и о том, что поступки героев обусловлены их характерами. Каждый герой новой литературы по-своему реагирует на воздействия внешнего мира. Вот почему поступки действующих лиц могут быть даже «неожиданными» для авторов, как бы продиктованными авторам самими действующими лицами.
Аналогичная обусловленность есть и в древней литературе. Герой ведет себя так, как ему положено себя вести, но положено не по законам закономерного характера, а по законам того разряда героев, к которому принадлежит герой в феодальном обществе. Например, идеальный полководец должен быть благочестив и должен молиться перед выступлением в поход. И вот в «Житии Александра Невского» описывается, как Александр входит в храм Софии и молится со слезами Богу о даровании ему победы. Идеальный полководец должен побеждать многочисленного врага немногими силами, и ему помогает Бог.
Чем больше человек работала над этим, тем больше он как бы изнутри озарялся внутренним светом, который посылал ему Бог, как свою Благодать. Богатая духовная жизнь любого человека могла сотворить чудо: сделать некрасивого прекрасным. Для этого необходим праведный, благочестивый образ жизни (особенно путем молитвы, покаяния, поста). Значит, Духовная сфера воспринималась, прежде всего, эстетически; в ней видели высшую красоту. Она не нуждалась в красоте физической.
Идеалом человека в Древней Руси считались в первую очередь святые подвижники, в которых видели прямых посредников между грешным человеком и божественной сферой. В каждой эпохе были свои герои. На примере нескольких произведений рассмотрим, как развивалась тема человека и его деяний в древнерусской литературе. Но прежде рассмотрим периодизацию истории древнерусской литературы.
1. Периодизация истории древнерусской литературы
Произведения литературы Древней Руси всегда прикреплены к конкретному историческому событию, к конкретному историческому лицу. Это повести о битвах (о победах и поражениях), о княжеских преступлениях, о хождениях в святую землю и просто о реально существующих людях: чаще всего о святых и князьях-полководцах. Есть повести об иконах и о построении церквей, о чудесах, в которые верят, о явлениях, которые якобы совершились. Но не новых произведений на явно вымышленные сюжеты.
Литература огромным потоком сопровождает русскую действительность, русскую историю, следует за ней по пятам. Боясь лжи, писатели основывают свои произведения на документах, которыми считают и всю предшествующую письменность.
Далее наступает сравнительно короткий период монголо-татарского нашествия, когда создаются повести о вторжении монголо-татарских войск на Русь, о битве на Калке, «Слово о погибели Русской земли» и «Житие Александра Невского». Литература сжимается до одной темы, но тема эта проявляется с необыкновенной интенсивностью, и черты монументально-исторического стиля приобретают трагический отпечаток и лирическую приподнятость высокого патриотического чувства.
Победа, одержанная русскими над монголо-татарами на Куликовом поле, произвела огромное впечатление не только на современников. Этим объясняется то, что Мамаеву побоищу посвящен целый ряд литературных памятников: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и др.
Во второй половине 15 века в русской литературе обнаруживаются новые явления: получают распространение памятники переводной литературы, развивается публицистика.
Такова периодизация истории древней русской литературы. Нет необходимости рассматривать все памятники, бытовавшие в Древней Руси. На примере нескольких произведений рассмотрим, как развивалась тема человека и его деяний в древнерусской литературе.
2. Человек в литературе древней Руси
Киевские книжники утверждали, что история Руси подобна истории других христианских государств. Здесь также были свои христианские подвижники, пытавшиеся личным примером побудить народ к принятию новой веры: княгиня Ольга крестилась в Константинополе и убеждала своего сына Святослава тоже стать христианином. Были на Руси свои мученики и свои святые, например, Борис и Глеб, убитые по приказанию своего брата Святополка, но не преступившие христианских заветов братолюбия и покорности старшему.
Таким образом, святые Борис и Глеб вошли в русскую литературу, как люди, чтившие христианские заветы.
Характеристики Александра Невского в произведении разноплановы. В соответствии с житийными канонами подчеркиваются его «церковные добродетели». И в то же время Александр, величественный и прекрасный внешне. Мужественный и непобедимый полководец. В своих воинских действиях Александр стремителен, самоотвержен и беспощаден. Получив известие о приходе на Неву шведов. Александр «разгорелся сердцем», «с малою дружиною» он устремляется на врага. Стремительность Александра, его полководческая удаль характерна для всех эпизодов, в которых говорится о ратных подвигах князя. Здесь он предстает как эпический герой.
Перечисляя многие свои «пути» и «ловы» (походы и охоты), Мономах имеет в виду личным примером научить своих детей и всех тех, кто прочтет его «грамотицу», которая была написана не только для детей князя.
Владимир Мономах осуждает междоусобицы, стремится к смягчению феодальной эксплуатации, достигшей в 11 веке жестоких форм, и установлению на Руси твердой и единой власти.
Мономах не стремится составить в своем «Поучении» законченную биографию, а передавал лишь цепь примеров из своей жизни, которые он считал поучительными. В этом уменье выбрать из своей жизни то, что представляет не личный, а гражданский интерес, заключается своеобразие автобиографии Мономаха.
Обзор Мономаха выступает в «Поучении» как бы помимо его воли, чем достигает особенной художественной убедительности. В последствии Владимир Мономах был идеализирован русской летописью.
Для потомков «Поучение» являлось своего рода настольной книгой в нравственном воспитании.
Среди переводных и оригинальных новелл повести и сказания.
Образ героини в «Повести о Карпе Сутулове» напоминает героинь русской литературы 19 века: пушкинскую Татьяну, тургеневскую Асю и других, для которых верность мужу, искренность и честность были превыше всего.
Заключение
В основном это герои войн, вооруженные защитники родины, либо правители древних княжеств. Даже женщины прославлялись за храбрость, верность воинам и беспощадность к врагам.
Были, однако, на Руси герои, о чьих делах можно говорить не как о подвиге, а как о подвижничестве, скромном, но повседневном. Таким был протопоп Аввакум.
Рамки данной работы не позволяют рассказать обо всех героях древнерусской литературы. Важно отметить, что у писателей Древней Руси было вполне определенное отношение к изображению человека. Главное не внешняя красота, а красота души. Именно это мы и пытались показать, выбирая из семисотлетней древнерусской литературы несколько произведений.
Список использованной литературы
Идея человека в древнерусской литературе
1. Периодизация истории древнерусской литературы
2. Человек в литературе древней Руси
Список использованной литературы
Введение
Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Её начало восходит ко второй половине 10 века. Из этого великого тысячелетия более семисот лет принадлежат периоду, который принято называть «древней русской литературой».
Литература возникла внезапно. Скачок в царство литературы произошел одновременно с появлением на Руси христианства и церкви и был подготовлен всем предшествующим культурным развитием русского народа.
Художественная ценность древнерусской литературы еще до сих пор по-настоящему не определена.
Некоторые из древнерусских литературных сочинений читались и переписывались в течение нескольких веков. Другие быстро исчезали, но понравившиеся переписчикам части включались в состав других произведений, так как чувство авторской собственности еще не развилось настолько, чтобы охранять авторский текст от изменений или от заимствований из других произведений.
Мы часто говорим о внутренних закономерностях развития литературных образов в произведениях новой литературы и о том, что поступки героев обусловлены их характерами. Каждый герой новой литературы по-своему реагирует на воздействия внешнего мира. Вот почему поступки действующих лиц могут быть даже «неожиданными» для авторов, как бы продиктованными авторам самими действующими лицами.
Аналогичная обусловленность есть и в древней литературе. Герой ведет себя так, как ему положено себя вести, но положено не по законам закономерного характера, а по законам того разряда героев, к которому принадлежит герой в феодальном обществе. Например, идеальный полководец должен быть благочестив и должен молиться перед выступлением в поход. И вот в «Житии Александра Невского» описывается, как Александр входит в храм Софии и молится со слезами Богу о даровании ему победы. Идеальный полководец должен побеждать многочисленного врага немногими силами, и ему помогает Бог.
Чем больше человек работала над этим, тем больше он как бы изнутри озарялся внутренним светом, который посылал ему Бог, как свою Благодать. Богатая духовная жизнь любого человека могла сотворить чудо: сделать некрасивого прекрасным. Для этого необходим праведный, благочестивый образ жизни (особенно путем молитвы, покаяния, поста). Значит, Духовная сфера воспринималась, прежде всего, эстетически; в ней видели высшую красоту. Она не нуждалась в красоте физической.
Идеалом человека в Древней Руси считались в первую очередь святые подвижники, в которых видели прямых посредников между грешным человеком и божественной сферой. В каждой эпохе были свои герои. На примере нескольких произведений рассмотрим, как развивалась тема человека и его деяний в древнерусской литературе. Но прежде рассмотрим периодизацию истории древнерусской литературы.
1. Периодизация истории древнерусской литературы
Произведения литературы Древней Руси всегда прикреплены к конкретному историческому событию, к конкретному историческому лицу. Это повести о битвах (о победах и поражениях), о княжеских преступлениях, о хождениях в святую землю и просто о реально существующих людях: чаще всего о святых и князьях-полководцах. Есть повести об иконах и о построении церквей, о чудесах, в которые верят, о явлениях, которые якобы совершились. Но не новых произведений на явно вымышленные сюжеты.
Литература огромным потоком сопровождает русскую действительность, русскую историю, следует за ней по пятам. Боясь лжи, писатели основывают свои произведения на документах, которыми считают и всю предшествующую письменность.
Далее наступает сравнительно короткий период монголо-татарского нашествия, когда создаются повести о вторжении монголо-татарских войск на Русь, о битве на Калке, «Слово о погибели Русской земли» и «Житие Александра Невского». Литература сжимается до одной темы, но тема эта проявляется с необыкновенной интенсивностью, и черты монументально-исторического стиля приобретают трагический отпечаток и лирическую приподнятость высокого патриотического чувства.
Победа, одержанная русскими над монголо-татарами на Куликовом поле, произвела огромное впечатление не только на современников. Этим объясняется то, что Мамаеву побоищу посвящен целый ряд литературных памятников: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и др.
Во второй половине 15 века в русской литературе обнаруживаются новые явления: получают распространение памятники переводной литературы, развивается публицистика.
Такова периодизация истории древней русской литературы. Нет необходимости рассматривать все памятники, бытовавшие в Древней Руси. На примере нескольких произведений рассмотрим, как развивалась тема человека и его деяний в древнерусской литературе.
2. Человек в литературе древней Руси
Киевские книжники утверждали, что история Руси подобна истории других христианских государств. Здесь также были свои христианские подвижники, пытавшиеся личным примером побудить народ к принятию новой веры: княгиня Ольга крестилась в Константинополе и убеждала своего сына Святослава тоже стать христианином. Были на Руси свои мученики и свои святые, например, Борис и Глеб, убитые по приказанию своего брата Святополка, но не преступившие христианских заветов братолюбия и покорности старшему.
Таким образом, святые Борис и Глеб вошли в русскую литературу, как люди, чтившие христианские заветы.
Характеристики Александра Невского в произведении разноплановы. В соответствии с житийными канонами подчеркиваются его «церковные добродетели». И в то же время Александр, величественный и прекрасный внешне. Мужественный и непобедимый полководец. В своих воинских действиях Александр стремителен, самоотвержен и беспощаден. Получив известие о приходе на Неву шведов. Александр «разгорелся сердцем», «с малою дружиною» он устремляется на врага. Стремительность Александра, его полководческая удаль характерна для всех эпизодов, в которых говорится о ратных подвигах князя. Здесь он предстает как эпический герой.
Перечисляя многие свои «пути» и «ловы» (походы и охоты), Мономах имеет в виду личным примером научить своих детей и всех тех, кто прочтет его «грамотицу», которая была написана не только для детей князя.
Владимир Мономах осуждает междоусобицы, стремится к смягчению феодальной эксплуатации, достигшей в 11 веке жестоких форм, и установлению на Руси твердой и единой власти.
Мономах не стремится составить в своем «Поучении» законченную биографию, а передавал лишь цепь примеров из своей жизни, которые он считал поучительными. В этом уменье выбрать из своей жизни то, что представляет не личный, а гражданский интерес, заключается своеобразие автобиографии Мономаха.
Обзор Мономаха выступает в «Поучении» как бы помимо его воли, чем достигает особенной художественной убедительности. В последствии Владимир Мономах был идеализирован русской летописью.
Для потомков «Поучение» являлось своего рода настольной книгой в нравственном воспитании.
Среди переводных и оригинальных новелл повести и сказания.
Образ героини в «Повести о Карпе Сутулове» напоминает героинь русской литературы 19 века: пушкинскую Татьяну, тургеневскую Асю и других, для которых верность мужу, искренность и честность были превыше всего.
Заключение
В основном это герои войн, вооруженные защитники родины, либо правители древних княжеств. Даже женщины прославлялись за храбрость, верность воинам и беспощадность к врагам.
Были, однако, на Руси герои, о чьих делах можно говорить не как о подвиге, а как о подвижничестве, скромном, но повседневном. Таким был протопоп Аввакум.
Рамки данной работы не позволяют рассказать обо всех героях древнерусской литературы. Важно отметить, что у писателей Древней Руси было вполне определенное отношение к изображению человека. Главное не внешняя красота, а красота души. Именно это мы и пытались показать, выбирая из семисотлетней древнерусской литературы несколько произведений.