соня делоне биография картины
Чем покорила мир парижанка, которая «одевала» русский балет, шила одеяла и вдохновляла кутюрье: абстракционистка Соня Делоне
Соня Делоне была ключевой фигурой парижского авангарда и радикальной силой в формировании образа «Новой женщины» 1920-х годов. Её яркие и красочные работы были связаны с живописью, модой и дизайном. Вместе со своим мужем, художником Робертом Делоне, она прославилась новаторским использованием цвета в своём творчеств, сыграв важную роль в развитии абстрактного искусства.
Партнёры по жизни и искусству, Роберт и Соня разработали новые формы и теории, в том числе орфизм и одновременность. При жизни Соня частенько находилась в тени своего мужа. Только в 1960-х годах она получила всемирное признание.
Краткая биография
Учёба
Одеяло от Сони Делоне, 1911 год.
Одеяло, которое Соня сшила для своего сына в 1911 году, послужило предлогом для последующего развития абстрактного искусства и орфизма. Она использовала кусочки ткани разных цветов, сочетая русские и народные элементы с парижским авангардом и экспериментируя с цветами и формами. Соня была вдохновлена крестьянскими одеялами, которые она использовала в России в детстве. Затем она попыталась применить тот же стиль к другим предметам и картинам.
Орфизм
Электрические призмы, Соня Делоне, 1914 год.
Период между 1911-1912 годами ознаменовал новое начало в современном искусстве, поскольку Делоне разработали новый абстрактный язык, называемый орфизмом. Этот термин определяет тип абстрактного искусства, которое обычно является геометрическим и направлено на то, чтобы передать ощущение простоты и чистоты. Орфизм произошёл от кубизма, но принёс больше ритма и движения цвета.
Певица фламенко, Соня Делоне, 1915 год.
Соня участвовала в первой волне абстракционизма в 1910-1920 годах. Она создавала произведения искусства, которые завораживали людей ритмом, движением и глубиной благодаря накладывающимся друг на друга ярким цветовым пятнам. Сопоставляя первичные и вторичные цвета, они создавали новую визуальную стимуляцию. Цвета будут выглядеть по-разному в зависимости от окружающих цветов, и они создадут для зрителя новый мощный визуальный опыт.
Рынок в Минхо, Соня Делоне, 1915 год.
Этот подход был включён в работу Сони, перенеся её методы в текстильные узоры геометрических форм. Соня и Роберт были вдохновлены быстрыми изменениями в обществе в это время, особенно появлением электрического уличного фонаря. Они хотели выяснить, как геометрические формы и цвета, взаимодействуют друг с другом. На самом деле, они начали с узнаваемых форм, но быстро перешли от кубизма к чистой абстракции, используя геометрические формы и чистые оттенки цветов. Цель состояла в том, чтобы исследовать цветовые отношения, придать цвету значение и создать абстрактные цветовые сопоставления.
Она была модельером
Le Bal Bullier, Соня Делоне, 1913 год.
Цвет и динамизм одновременности, разновидности орфизма, доминировали в начале двадцатого века в Париже. Двумя яркими примерами были картины Сони, серия «Электрические призмы» и «Ball Bullier». В 1913 году Соня и Роберт посетили этот бальный зал, который был общественным танцевальным залом для коллег-художников и писателей-авангардистов. Они даже оделись в костюмы, созданные Соней, включая «Simultaneous dress», которое она носила.
Simultaneous dress, Соня Делоне.
Идея для платья возникла из обрывков ткани, расположенных в абстрактном дизайне с динамичными цветами. Роберт также носил яркие цвета в своих сшитых на заказ костюмах. Это послужило вдохновением для её следующей картины «Le Bal Bullier». Она запечатлела энергию и движения танцоров в бальном зале. Картина демонстрирует интерес Сони к одновременной цветовой теории орфизма, которая будет доминировать в её карьере. На картине изображены яркие огни, смелые цвета и танцующие пары, подчёркивающие движения танцоров.
Она оказала влияние на парижскую моду 20-х годов
Костюм Клеопатры в русских балетах, Соня Делоне, Париж, 1918 год.
С началом Первой мировой войны в 1914 году Соня и её муж переехали в Испанию. В поисках нового источника дохода она познакомилась с художником Сергеем Дягилевым и начала разрабатывать костюмы для театрального представления «Клеопатра». Позже она открыла Casa Sonia, магазин одежды и дизайна, торгующий аксессуарами, мебелью и текстилем. Из Испании пара вернулась в Париж в 1921 году. Однако их финансовые проблемы были большими.
Simultaneous dresses: Три женщины, Соня Делоне, 1925 год.
К 1923 году она переключила своё внимание на дизайн повседневной одежды. Соня начала разрабатывать текстиль с геометрическими формами и яркими цветами, такими как ромбы, треугольники и полосы, которые отличались от натуралистических популярных дизайнов 1920-х годов. Изделия, которые она делала, были спроектированы так, чтобы соответствовать женскому телу, а не сопротивляться ему. Её искусство теперь стало пригодным для ношения. Она создавала произведения для современной творческой женщины. В 1925 году она открыла свою бутик-студию Atelier Simultané в Париже.
На картине Сони 1925 года под названием «Simultaneous dresses: Three women» изображены три фигуры манекенов. За ними находится трёхкратная гардеробная ширма с тремя различными цветовыми схемами на каждой панели. Произведение искусства непосредственно отражает её как модельера, поскольку её искусство пересекается с модой и демонстрирует, как они вдохновляют друг друга. Её внимание было сосредоточено на дизайне одежды, пока фондовый рынок не рухнул в 1929 году. Соне пришлось закрыть свой бутик, но она продолжала заниматься дизайном текстиля.
Дизайн автомобилей
Две модели в меховых шубах, созданных Соней Делоне, 1925 год.
Разнообразие работ Сони на протяжении всей её жизни включало картины, рисунки, текстиль, предметы интерьера и даже автомобили. В 1924 году Соня разработала узор с геометрическими формами и яркими цветами, который должен был стать дизайном для Citroën B12. Она также использовала тот же мотив для изготовления шуб. На этой фотографии 1925 года две модели позируют с автомобилем, выкрашенным в цвет ткани Сони, в одинаковых меховых пальто, которые также были разработаны ею.
Обложка британского журнала Vogue, Соня Делоне, 1925 год.
В том же году иллюстрация, на которой она стоит рядом с автомобилем, появилась на обложке британского журнала Vogue. В 1967 году Соня разработала ещё один образец для автомобиля. На этот раз речь шла о спортивном автомобиле Matra 530, который был частью выставки «Пять автомобилей, персонализированных пятью современными художниками». Она экспериментировала с оптическими эффектами, которые заставляли узоры на автомобиле двигаться во время движения. Цветные блоки были спроектированы так, чтобы превращаться в единый бледно-голубой оттенок во время движения автомобиля, чтобы не отвлекать других водителей и не вызывать аварию.
Парижская международная выставка
Пропеллер (Воздушный павильон), Соня Делоне, 1937 год.
В 1937 году Соня вернулась к живописи. Её с мужем пригласили спроектировать и украсить два выставочных здания на Международной выставке искусств и технологий в Париже. Она создала масштабные фрески для павильона Chemins de Fer и Дворца воздуха, изображающие пропеллер, двигатель и приборную панель. На панелях были изображены абстрактные композиции из шестерёнок, пропеллеров и чертежей в ярких цветах. Проект был завершён в течение двух лет, и проекты Сони были награждены золотой медалью.
Ретроспектива в Лувре
Портрет Сони Делоне.
В июне 1940 года, незадолго до того, как немецкая армия достигла Парижа, Соня и её муж отправились на юг Франции. Когда началась Вторая мировая война, Роберт уже был очень болен. В конце концов он умер в октябре 1941 года в Монпелье. После смерти мужа Соня продолжала экспериментировать с абстракцией, работая как художником, так и дизайнером. В 1940-х и 1950-х годах она участвовала во второй волне абстракционизма, продвигая молодое поколение художников. Она собрала вместе множество разных художников, поэтов и писателей.
Соня Делоне со своими работами.
После 1959 года она была признана на многочисленных ретроспективных выставках. В 1964 году она стала первой женщиной-художницей, чьи работы при жизни были выставлены в Лувре, благодаря пожертвованию ста семнадцати работ, сделанных ею самой и её мужем Робертом. Соня продолжала получать широкое признание благодаря ещё одной ретроспективе в Национальном музее современного искусства в 1967 году, прежде чем, наконец, была награждена орденом Почётного легиона в 1975 году. Художница умерла в Париже в 1979 году в возрасте девяноста четырёх лет, оставив после себя большое художественное наследие.
Уважаемые друзья!Обязательно ставьте лайки и подписывайтесь на сайт и делитесь своим мнением в комментариях!
Рекомендую также прочесть :
Как McDonald’s пробуждает аппетит, почему китайцы не любят зеленый: 10 неожиданных фактов о цвете https://otari.mirtesen.ru/blog/43863081407/
Когда и почему мужчины возвращаются после р асставанияhttps://otari.mirtesen.ru/blog/43007767254/
Интересные факты про Вьетнам, которые вы сегодня узнаете https://otari.mirtesen.ru/blog/43538125003
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Соня Делоне: жизнь и творчество художника
Соня Делоне или Терк-Делоне (настоящее имя Сарра Ильинична (Элиевна) Штерн, 14 ноября 1885, Градижск, Полтавская область, Украина — 5 декабря 1979, Париж) — французская художница-абстракционистка еврейского происхождения.
Содержание
Биография Сони Делоне
Соня Делоне-Терк родилась в 1885 году в Градижске (Полтавская губерния). Родители девочки умерли очень рано, и малышку забрал в свою семью дядя Анри Терк.
Имея адвокатскую практику в Петербурге, он смог дать Саре прекрасное образование. Во время школьных каникул девочка путешествовала по Европе, знакомясь с лучшими коллекциями музеев Франции, Германии, Италии.
Ее способности в живописи заметил школьный учитель рисования, и по его совету она в 18 лет поступила в Академию изящных искусств Карлсруэ.
Через 2 года девушка переехала в Париж, где продолжила художественное образование в Академии Ла Палетт. Но неудовлетворенная академической манерой преподавания Сара много времени проводит в художественных галереях, студиях, входит в круг радикальной французской молодежи. В то время молодая художница находилась под влиянием Ван Гога, Гогена, Руссо, фовистов.
В 23 года Соня Терк выходит замуж за немецкого критика, коллекционера и галериста Вильгельма Уде, который занимался примитивистами и современной живописью. Пышную свадьбу играют в Лондоне, но уже через год Соня уходит от него к молодому талантливому абстракционисту Роберу Делоне, котрый в 1910 году становится ее мужем. Вскоре у супругов родился сын Шарль (в будущем известный историк джаза).
Творчество Делоне
Соня и Робер Делоне разработали совершенно новый стиль в изобразительном искусстве — симультанизм (или орфизм, как назвал его Гийом Аполлинер). Живописным языком концентрических «солнечных кругов» этот стиль выражал динамику движения, тонкости цветовых созвучий.
В это же время Соня Делоне увлеклась созданием рисунков на ткани, вышивкой и оформлением интерьеров. Даже одеяльце для своего новорожденного сына она превратила в арт-объект, создав его в стиле пэчворк (хранится в Музее современного искусства в Париже), который она затем взяла на вооружение, используя в дизайне экстравагантных платьев.
Для антрепризы Дягилева она создала эскизы костюмов, а к балету «Клеопатра» — декорации. В этот период Соня Делоне берется буквально за любую работу: создает модели одежды и обуви, рисунки к игральным картам, театральные костюмы, занимается тюнингом автомобилей, ткет ковры, иллюстрирует книги.
В 1916-1920 годах она участвует в выставках в Стокгольме, Бильбао, Берлине.
После войны супруги вернулись в Париж, где Соня Делоне подружилась с основателями сюрреализма Андре Бретоном и Луи Арагоном, а также презентовала свои знаменитые «платья-стихотворения».
Поэтические строки, которые художница воспроизвела на модных нарядах, написал знаменитый дадаист Тристан Тцара.
Ее ноу-хау вошли в моду, и в 1924 году на Елисейских полях вместе Ж.Хеймом она открыла «Симультанистский бутик» (вошедший в состав Международной выставки декоративных искусств в Париже). Там демонстрировались модели деловых, вечерних и спортивных платьев из тканей подобного авангардного типа – с крупными и броскими цветовыми узорами, рассчитанными на сочетание с аналогичными декоративными ритмами модных интерьеров.
Таким образом она воплотила свою мечту об «изменяющемся и движущемся произведении искусства». Даже на пляже она и ее клиентки носили лишь «искусство».
Вместе со своим мужем участвовала в оформлении Парижской Всемирной выставки 1937 года, для которой создала панно величиной в 235 кв. м. Ее работа была отмечена золотой медалью.
В 1939 году она основала салон под названием Realites Nouvelles («Новые реальности»), существующий и поныне.
После смерти Робера Делоне в 1941 году, Соня, несмотря на постигнувшее ее горе, продолжает с удвоенной энергией работать над общими проектами, стремится увековечить память о муже, издает его теоретические труды. Она пишет воспоминания о Роберте и своих друзьях – Г. Аполлинере, П.Пикассо, Ф.Леже, Ж.Брака, А. Экстер, В. Кандинского, А. Архипенко.
Умерла художница в Париже 5 декабря 1979 года.
История жизни и творчества Сони Делоне — королевы авангарда
Вы когда-нибудь слышали о культовом художественном движении «орфизм»? Стиль, характеризуемый геометрическими формами и яркими цветами, изобрели Соня Делоне и ее муж Робер. В Государственном музее современного искусства в Париже им с супругом выделен отдельный зал. Только за последние шесть лет масштабные выставки работ Сони прошли в парижском Музее современного искусства (2014–2015), лондонской Tate Modern (2015), Центре современного искусства Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне (2016), Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде (2017). В 2018 году ее работы были представлены на выставке «Дада есть дада» в Музее картин в Умео (Швеция). Она — первая художница, удостоившаяся прижизненной выставки в Лувре. Также Делоне — офицер ордена Почетного легиона, кавалер ордена Искусств и литературы, икона дизайна — в первую очередь в мире моды: созданные ей пальто носили голливудские звезды (например, Глория Свенсон) и самые модные светские персоны и аристократки (среди них Нэнси Кунард). Ее идеи до сих пор вдохновляют великих кутюрье, а книги о ней выходят чуть ли не ежегодно.
Начало карьеры
Когда Соня Терк вышла замуж за Робера Делоне в 1910 году, ей было 25 лет. К этому моменту она уже дважды сменила страну проживания и свое имя и один раз побывала замужем (на ее счету недолгий брак по расчету с Вильгельмом Уде, художественным критиком и коллекционером). Вильгельм предпочитал общество мужчин, из-за чего Соню порицали члены ее традиционной семьи из России. Второе замужество позволило ей остаться в Париже, а не возвращаться в родную Одессу. С экс-супругом художница осталась в дружеских отношениях, а в Делоне, пионере абстракции, она нашла родственную душу. Вместе они создали живописный стиль, изображающий «движение цвета в свете».
Соню, родившуюся в Украине (ее настоящее имя — Сара Эльевна Штерн), родители в юном возрасте отправили жить с дядей и тетей в Санкт-Петербург. Это были образованные, зажиточные евреи, и Соня решила взять их фамилию. Семейство путешествовало по Европе, особенно девушка любила посещать музеи. Первым ее способности к живописи заметил школьный учитель рисования, именно по его совету она в восемнадцатилетнем возрасте отправилась учиться в Художественную академию Карлсруэ в Германии. В 1905 году, прочитав книгу Юлиуса Мейера-Грефе «Мане и его круг», Соня решила переехать в Париж, который тогда считался центром искусств. В 21 год она отправилась в столицу Франции в поисках свободы, жизненных сил и вдохновения, которые, собственно, там и нашла. Эксперимент удался. На фотографии 1908 года она сидит за столом в темном платье и выглядит уставшей и хмурой. А вот со снимка, сделанного пять лет спустя, на нас смотрит молодая и счастливая Соня, позирующая в свободном наряде собственного дизайна, выполненном в стиле simultané.
Еще в допарижские времена работы Сони были представлены в национальной британской галерее современного искусства. Это портреты и пейзажи, написанные маслом на холсте, которые напоминают яркие картины Поля Гогена. Раннее увлечение цветом определило ее дальнейшую карьеру. Вскоре она начала создавать геометрические абстракции. В 1909 году Соня познакомилась с художником Робером Делоне, в 1910 году развелась с первым супругом и вышла замуж за Делоне (будучи от него беременной). Тетя юной художницы, которая жила в Санкт-Петербурге, умерла, завещав ей все свое имущество, а Робер был мелким аристократом, поэтому можно сказать, что семья ни в чем не нуждалась. Они вместе проводили салоны, куда приглашали общих друзей: Василия Кандинского и Марка Шагала, Гийома Аполлинера и Блеза Сандрара.
Соня
Делоне
Биография и информация
Первая женщина, чья персональная выставка прошла в Лувре. Законодательница мод, сделавшая своими холстами платья парижанок и автомобили парижан. Вместе с мужем создавшая живописный стиль, изображающий «движение цвета в свете». Соня Делоне (Sonia Delaunay) прожила долгую, плодотворную, насыщенную и счастливую жизнь.
Как одесская девочка стала французской художницей
Родилась на свет 14 ноября 1885 года отнюдь не Соня Делоне, а маленькая еврейская девочка Сара Штерн. В этом все сходятся, а дальше начинаются разногласия. Половина источников сообщает о городе Градижске в Полтавской области как о родине Сары Штерн, половина эту честь приписывает Одессе. Искусствовед Евгений Деменок устроил настоящее детективное расследование. Он изучил все имеющиеся биографии Сони Делоне, собрал всю возможную информацию, заставил всерьез потрудиться работников архивов Полтавы и Одессы и, в конце концов, нашел доказательства того, что Сарочка Штерн – таки да, таки одесская девочка (ясность вносит лист из книги одесского раввината 1885 года «О родившихся», в котором черным по белом сообщается о рождении у Эли (Ильи) Штерна и его супруги Ханы дочери Сары)
О детских годах художницы известно совсем мало, потому и путаница возникла. Девочка рано потеряла родителей, однако несчастным ее детство не назовешь. В пять лет ее забрал в Санкт-Петербург дядя по материнской линии адвокат Анри Терк. Тогда же имя и фамилию сменили. В гимназии училась уже не Сара Штерн, а Соня Терк. Племянницу дядя баловал, на каникулы отправлял путешествовать по Европе. Именно в поездках во Францию, Италию, Германию Соня поняла, что больше всего ей нравится рисовать. Учитель рисования подтвердил, что рисует она хорошо и имеет смыл это развивать. В 18 лет дядя отправил Соню в Академию изящных искусств в Карлсруэ. Через два года она переехала в Париж (по некоторым сведениям, к переезду подвигло прочтение книги об Эдуаре Мане) и поступила в Академию Ла Палетт. Ее преподавателями были Эдмон Аман-Жан, Амеде Озанфан, Дюнуайе де Сегонзак. Впрочем, больший толк, по мнению художницы, ей принесли регулярны визиты в парижские музеи.
В ранних работах Сони заметно влияние Гогена, Ван Гога, Руссо. Яркость красок художница явно позаимствовала у «диких» фовистов Матисса и Дерена (1, 2).
В 1908 году Соня Терк вышла замуж за немецкого искусствоведа и галериста Вильгельма Уде. Брак был по расчету. Начинающей художнице тесное знакомство с владельцем галереи всегда на пользу, к тому же приемные родители настойчиво звали Соню вернуться в Петербург и заняться «устройством личной жизни», что ее отнюдь не привлекало. Уде, в свою очередь, с помощью этого брака на время развеял слухи о своем гомосексуализме. Обоих хватил ненадолго, и через два года Соня развелась с Уде и вышла замуж за начинающего абстракциониста Робера Делоне, уже будучи беременной от него. Так появилось имя, под которым мы знаем ее и сегодня – Соня Делоне. Кстати, с Робером ее познакомил сам Уде, который на всю жизнь сохранил с парой Делоне хорошие отношения и с удовольствием организовывал их выставки.
Симультанизм – круги, цвет, свет, одновременность
Второй брак оказался длиною в жизнь. Некоторые исследователи считают, что «Робер сделал Соню» как художника, что в корне неверно. К моменту встречи с Робером Соня уже написала «Филомену», «Спящую девушку», «Ню в желтом цвете».
Никакого Робера Делоне еще не было, а уверенное владение цветом, смелость кисти – были, равно как и отголоски Матисса, Гогена, раннего Пикассо.
Кстати, круги Соне Делоне отлично удавались не только на картинах. Она умела делать то, что называется «вращаться в кругах». Ловко встраивалась в компании, составляла удачные творческие партии, знакомилась с нужными людьми. А поскольку это не было синдромом проныры, а совмещалось с ярким талантом, то не удивительно, что она была успешной. Или все-таки удивительно? Успешной Соня Делоне была, кажется, во всём, за что бралась.
Живопись и мода Сони Делоне
Имя Сони Делоне неразрывно связано с модой. Началось всё с одеяльца для маленького Шарля в стиле пэчворк, сшитого художницей в 1911 году. Оно и сейчас хранится в парижском Музее современного искусства. А в 1913 году мадам Делоне явилась на богемную вечеринку в собственноручно скроенном платье в «симультном» стиле и произвела фурор. Она же ввела в моду такое явление как «платье-поэма»: на платье помещалось целое стихотворение, причем слова соседствовали с симультанными образами.
В Испании, куда супруги Делоне уехали в Первую мировую войну, Соня рисовала эскизы костюмов и декораций к балету «Клеопатра» для антрепризы Дягилева. В Мадриде не без покровительства Дягилева открылся первый собственный Дом моды Сони Делоне Casa Sonia, а по возвращении в Париж в 1921 году – парижский Delaunay. Соня проектировала модели одежды и расцветки тканей, создавала макеты игральных карт, придумывала оформление автомобилей, театральные костюмы и книжные иллюстрации и даже ткала ковры.
А вот теперь – слава
Еще до войны совместно с поэтом Блезом Сандраром Соня Делоне выпустила двухметровую книжку-гармошку. Поэма Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» и иллюстрации Сони Делоне впечатлили ко всему привычный Париж
Чуть позже книга была представлена на выставке в Берлине, где ее увидел Пауль Клее. С этого момента квадраты, подобные Сониным, стали неотъемлемой частью его творчества (1, 2, 3, 4).
Делоне и ранее не оставалась незамеченной, но настоящая слава пришла после выставки. Театры и киностудии мечтали заполучить ее костюмы, Сорбонна пригласила художницу читать лекции по истории искусств.
Верный друг, муж и соратник Робер умер в 1941 году от онкозаболевания. Чтобы преодолеть боль этой утраты Соня Делоне с утроенной энергией продолжила работу. Она много пишет о Робере, издает мемуары, участвует с картинами мужа и своими во всех более-менее значимых европейских выставках абстрактного искусства.
В 1963 году художница передала в дар Франции 117 картин – своих и Робера Делоне. А в следующем году состоялось историческое событие – первая прижизненная персональная выставка женщины-художницы в Лувре. В 1975 году, в возрасте 90 лет Соня Делоне получила высшую награду Франции – орден Почетного Легиона. Она прожила 94 года и осталась в истории одной из первых художниц, соединивших искусство и одежду.
Все известные картины и биографию их автора вы найдете на страницах Артхива.
Художник недели: Соня Делоне
ARTinvestment.RU 15 июня 2020
История, ценовые и маркетинговые показатели выдающейся художницы орбиты русского искусства, стоявшей у истоков орфизма и внесшей огромный вклад в развитие ар-деко Сони (Сары Ильиничны) Делоне-Терк (урожденной Штерн)
С момента, когда Соня Делоне взялась за кисть,
ее творческие поиски были направлены
в сторону очищения и высвобождения цвета.
Соня Делоне. Автобиография
Годы жизни: 1885–1979
Направление: модернизм
Вид искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство
Первая в истории художница, удостоившаяся прижизненной выставке в Лувре, кавалер ордена Почетного легиона Соня, урожденная Сарра, Делоне родилась 14 ноября 1885 года в городе Градижск Полтавской губернии либо в Одессе. Источники расходятся в указании места рождения художницы, так как в самые первые годы жизни девочки ее семья — отец, инженер гвоздильной фабрики Елия (Илья) Штерн и мать, Хана Штерн (урожденная Терк), — какое-то время жила в Одессе.
В 1890 году в семье пятилетней Сарры случилось несчастье — скончался отец; и мать, не имея возможности содержать дочь, отдала ее на воспитание в семью брата — преуспевающего санкт-петербургского адвоката Генриха Тимофеевича Терка и его жены Анны. В новой семье Сарру стали называть Соней. И когда речь зашла об официальном удочерении, то единственным вариантом имени для девочки было имя Софья (Соня) Терк. Родная мать Хана Штерн не позволила семье брата удочерить племянницу, однако Сарра Штерн начала называть себя Соней Терк.
Начальное образование Соня получила в Санкт-Петербурге. Отмечая успехи девочки в математике, учителя прочили ей будущее, связанное с науками, однако преподаватель черчения обратил внимание родителей Сони на ее успехи в рисовании и посоветовал отдать дочь в художественное учебное заведение.
Так, в 1903 году, Соня Терк оказалась среди учениц художника Людвига Шмидта-Рейтера в художественной академии в Карлсруэ. Биографы художницы отмечают, что возможностей ее семьи вполне хватило бы, чтобы определить девушку в более престижную академию в Мюнхене, однако выбор пал на Карлсруэ, поскольку по соседству жили дальние родственники Терков, которые могли бы оказать поддержку 18-летней Соне. Легенда гласит, что дальнейшую судьбу начинающей художницы определил случай: однажды в руки к Соне попала книга об импрессионистах «Мане и его круг» Юлиуса Мейера-Грефе — и она была потрясена: «Кому теперь нужна старая живопись?! Я хочу поехать туда, где рождается новое искусство, где работают Мане, Моне, Ренуар, Ван Гог, Гоген».
В 1905 году она становится студенткой парижской академии «Ла Палетт» на Монпарнасе. Учеба не продлилась долго: Соня была разочарована академическим подходом к обучению и гораздо чаще, чем в студии, ее можно было видеть в художественных галереях, в обществе маршанов и художников и в окружении самого современного на тот момент искусства. В литературно-художественном салоне баронессы Эттинген в конце 1900-х — начале 1910-х годов Соня познакомилась со многими представителями художественной жизни Парижа того времени — Б. Сандраром, Г. Аполлинером, А. Озанфаном, Д. де Сегонзаком, Р. Делоне. Среди ее знакомых были даже некоторые русские революционеры, которых далекая от политики Соня Терк считала «забавными». Такие знакомства не могли пройти мимо родителей, обеспокоенных будущим дочери и к тому же оплачивающих ее жизнь в Париже, они настаивали на том, чтобы Соня остепенилась: вышла замуж или вернулась домой в Санкт-Петербург.
Чтобы угодить родителям и не дать им повода забрать ее из Парижа, в 1908 году Соня Терк фиктивно вышла замуж за немецкого арт-критика и галериста Вильгельма Уде. Уде, специализировавшийся на авангардной живописи, привил ей вкус к новому искусству; в его же галерее Notre-Dame-des-Champs прошла и ее первая персональная выставка. К слову, отношений с родителями этот брак не улучшил: биографы сообщают, что на церемонии бракосочетания присутствовали только родители невесты и партнер жениха. Семья была, выражаясь языком того времени, скандализована: не на такую свадьбу для своей дочери рассчитывал состоятельный санкт-петербургский адвокат, поэтому, возвратившись в Санкт-Петербург, родители прекратили финансовую помощь дочери и возобновили ее только в 1910 году, когда Соня развелась с Уде и вышла замуж за Робера Делоне.
Брак с Делоне не только дал Соне Терк новую фамилию, но и определил ее будущую жизнь.
С первых лет совместной жизни Соня Делоне-Терк (этой фамилией она подписывалась до середины 1920-х годов) и Робер Делоне вместе разрабатывали теорию симультанизма (одновременности) в живописи. Применить теоретические разработки на практике Соня попробовала в 1911 году, украсив сделанное собственными руками одеяльце для своего годовалого сына Шарля абстрактным геометрическим узором. К 1912 году супруги Делоне уже окончательно сформулировали теорию симультанизма, которая выделилась в отдельное направление кубизма; в том же 1912-м поэт Гийом Аполлинер назвал это направление орфизмом, уподобив воздействие новой живописи музыке Орфея, который звуками своей лиры мог передвигать камни, усмирять волны, зачаровывать животных и растения.
Орфизм — направление в абстрактной живописи, задачей которого была одновременная (симультанная) передача цветового контраста и ритма с помощью локальных повторяющихся форм.
К середине 1910-х годов Соня Делоне перешла от написания натюрмортов и пейзажей к геометрической абстракции. А к 1920-м изменился не только стиль художницы — ее творческий арсенал пополнился новыми техниками и материалами. Начиная с 1911-го она много экспериментировала с аппликацией, коллажными техниками, делала эскизы для тканей, разрабатывала так называемые «симультанные платья». В 1913 году она совместно с поэтом и романистом Блезом Сандраром придумала первую симультанную книгу — поэму-картину из 445 строк «Проза о транссибирском экспрессе и о маленькой Жанне Французской», выпущенную парижским издательством «Люди нового склада» тиражом 150 экземпляров. С 1914-го или 1915-го (источники расходятся) Соня и Робер Делоне жили в Испании и Португалии, где познакомились с Сергеем Дягилевым и его окружением — Стравинским, Мясиным, Нижинским и др. В 1918 году супруги Делоне работали над оформлением балета «Клеопатра» в постановке Михаила Фокина: Соня создавала костюмы, а Робер — декорации. И позже, вернувшись в Париж в 1920-м, художница продолжила оформлять театральные постановки и книги.
Однако все более ее время и творчество занимали дизайн и мода. После революции родители Сони потеряли возможность поддерживать ее финансово, а производство и продажа одежды приносили неплохой доход, поэтому уже в 1918-м в Мадриде Соня открыла бутик Casa Soniа для продажи своих дизайнерских вещей, а в начале 1920-х в Париже делала эскизы тканей для фабрик шелка в Лионе. Попутно дизайн и мода давали художнице прекрасную возможность экспериментировать с прикладными техниками и применять на практике принципы симультанности.
В 1924 году небольшая парижская мастерская Сони Делоне превратилась в ателье мод Atelier simultanée, где демонстрировались модели одежды, производственных костюмов, рисунки тканей, эскизы интерьеров, проекты оформления автомобилей и т.д. Ателье просуществовало до 1933 года и принесло художнице всемирную известность, а также признание в качестве одного из создателей ар-деко, нового направления в дизайне. К 1930-м годам семья Делоне занялась украшением неоновой рекламой общественных пространств, а в 1937-м за оформление интерьеров французского павильона на Всемирной выставке в Париже Соня Делоне была отмечена золотой медалью.
При всем разнообразии видов искусства, материалов, техник, неизменной в творчестве художницы оставалась лишь приверженность к геометрической абстракции, которая в 1930-е годы постепенно приобретала все более строгие черты. Четкость линий и контрастность цветовых переходов оставались знаковыми чертами искусства Сони Делоне до самого позднего периода творчества — плавность цветовых и графических переходов появится в большом позднем абстрактном цикле «Ритм и цвет».
Общественная деятельность Сони Делоне тоже была связана с развитием и поддержанием абстрактного искусства: в 1931 году мы видим ее в числе учредителей авангардного объединения «Абстракция — Созидание», а в 1939-м семья Делоне открыла авангардистский художественный салон «Новая реальность».
После смерти мужа в 1941 году Соня занялась сохранением и продвижением его творческого наследия, в том числе с помощью многочисленных выставок и интервью. В 1963 году 78-летняя Соня Делоне согласилась побеседовать с журналистом Vouge Жаком Дамасом. Эта беседа позже переросла в близкую дружбу, несмотря на 45-летнюю разницу в возрасте. Дамас написал множество статей о творчестве Сони Делоне, помогал организовывать ее выставки. Во многом благодаря усилиям Дамаса по популяризации творчества художницы в 1964 году в Лувре прошла персональная выставка Сони Делоне. Она стала первой в истории женщиной, удостоившейся этой чести при жизни.
Скончалась Соня Делоне в 1979 году.
Согласно базе Artfacts, в последние 100 лет работы Сони Делоне принимали участие в 287 групповых и 37 персональных выставках, а также как минимум в 46 ярмарках искусства. На Западе активно торгуют произведениями художницы такие галереи, как Galerie Ludorff (Дюссельдорф), Crane Kalman Gallery (Лондон), Galerie Pierre-Alain Challier (Париж), La Caja Negra (Мадрид), Galerie Proarta (Цюрих).
Произведения Делоне находятся во многих ведущих мировых музейных собраниях, в том числе в Нью-Йоркском музее современного искусства MoMA, Tate Britain в Лондоне, Центре Жоржа Помпиду в Париже, филиале Лувра в Абу-Даби, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
Финансовые показатели
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1986–2005 | 217 | 192 | 88 | 25 |
2006–2015 | 1079 | 833 | 77 | 246 |
2016–2020 | 609 | 442 | 73 | 167 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
Франция | 813 | 596 | 73 | 217 |
США | 356 | 318 | 89 | 38 |
Великобритания | 312 | 276 | 88 | 36 |
Германия | 123 | 77 | 63 | 46 |
Швейцария | 80 | 60 | 75 | 20 |
Бельгия | 45 | 35 | 78 | 10 |
Дания | 36 | 28 | 78 | 8 |
Швеция | 25 | 18 | 72 | 7 |
Монако | 25 | 0 | 0 | 25 |
Нидерланды | 23 | 18 | 78 | 5 |
Италия | 22 | 14 | 64 | 8 |
Австрия | 16 | 10 | 63 | 6 |
Израиль | 10 | 7 | 70 | 3 |
Канада | 5 | 2 | 40 | 3 |
Португалия | 5 | 2 | 40 | 3 |
Испания | 4 | 1 | 25 | 3 |
Финляндия | 3 | 3 | 100 | 0 |
РФ | 2 | 2 | 100 | 0 |
Таблица 3. Повторные продажи
С рыночной точки зрения, Соня Делоне — типичный представитель художницы «русского круга», которой эмиграция в зарубежную творческую среду помогла изначально попасть на международные торги импрессионизма и модернизма, миновав основную обойму авторов «Русских недель». Отсюда — и количество аукционных продаж, в том числе и повторных, и внимание со стороны зарубежных галерей и музейных собраний топ-уровня. При этом, Делоне — художница, пока недооцененная рынком в плане ценообразования (в отличие от той же Тамары де Лемпицки), с хорошей перспективой роста стоимости работ. Обращает внимание, что из 1905 аукционных прецедентов на Россию приходится всего два (оба – успешные). Это говорит о том, что любое появление качественных работ француженки украинско-еврейского происхождения на отечественном рынке расценивается покупателями сродни событию.
Мария Кузнецова, AI
Денис Белькевич, AI