согласно все происходящее в мире включая ход человеческой жизни и человеческой истории

Принцип детерминизма. Типы и виды детерминационных связей.

(от лат. determinare — ограничивать, очерчивать, определять границы, определять) — учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов[1], доктрина о всеобщей причинности.

Согласно детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом (учение о предопределении, теологический детерминизм

), либо природой (
космологический детерминизм
), либо человеческой волей (
антропологическо-этический детерминизм
), либо развитием общества (социальный детерминизм).

На этой основе определяется понимание свободы, в том числе делается вывод, согласно которому для выбора и, соответственно, личной ответственности у людей, по существу, нет места.

В таком виде детерминизм может быть определён как утверждение, согласно которому имеется только одно, точно заданное возможное будущее.

Детерминизм может пониматься и как фатализм.

Противоположностью детерминизма является индетерминизм[2].

Приверженцем абсолютного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. Он постулировал, что если бы какое-нибудь разумное существо смогло узнать положение и скорость всех частиц в мире, оно могло бы совершенно точно предсказать все события Вселенной. Впоследствии такое гипотетическое существо было названо демоном Лапласа.

Принцип детерминизма в науке

Детерминизм как представление о взаимосвязи всех явлений и процессов является важнейшей составной частью научной методологии, нацеливающей исследователей на выявление причинности и закономерностей в природе, обществе и мышлении[1].

На принципе детерминизма построена классическая физика. Особый вопрос представляют собой в этой связи термодинамика и молекулярная физика. Детерминизм не подразумевает обратимость времени, исходя из предположения, что частица не обязательно придёт в исходное состояние при обращении времени, имея в виду, что траектория не всегда будет однозначно определяться конечными условиями.[источник не указан 144 дня

Принцип детерминизма. Типы и виды детерминационных связей.

Все в мире находится в движении, во взаимодействии, взаимосвязи (связь эта носит динамический характер). Все чем-то обусловлено – в этом суть принципа детерминации. Этот принцип имеет большое значение в духовной, материальной, живой, неживой природе, в обществе. Принципом детерминизма долгое время занимался саратовский философ Яков Фомич Аскин. Виды детерминационных связей: 1) материальная детерминация связана с взаимодействием, в котором передается вещество, поле, информация (имеется в виду живая природа). 2) критерий тут – временные отношения. Настоящее может быть детерминировано прошлым, будущим и настоящим.

а) прошлое → настоящее (причина и следствие);

б) настоящее → настоящее (содержание и форма);

в) будущее → настоящее (возможность и действительность, цель).

Детерминационные отношения могут быть однозначными (необходимость) и многозначными (случайность).

Категории причины и следствия.

С помощью данных категорий мы обусловливаем, детерминируем настоящее прошлым. Причина есть условие, которое предшествует во времени обусловливаемому, является действующим фактором и порождает следствие (обусловливаемое). Юм

говорил: «До этого – не значит по причине этого». Если ночь предшествует дню – это не значит, что ночь обусловливает день. Причинная цепь длинная, но порождает лишь последняя из причин (П2 → П1 → Сл). Причина – фактор действующий. Нельзя что-то детерминировать, не действуя при этом. Действующий фактор – это причина, а недействующий фактор – это условие.

Когда мы ведем речь о сотворении мира Богом, то тут нет действия, нет изменений в пространстве и времени, нет затраты энергии. Бог – творец, но не причина. Спиноза утверждал, что природа есть причина самой себя. Причина не должна совпадать со следствием в данном случае; что-то одно должно порождать что-то другое.

Покой не может рассматриваться как причина движения (нет порождения). Но есть скачкообразные явления, которые происходят вдруг, вне времени. Августин Блаженный

говорил: Бог создал мир из ничего. Причинно-следственная связь (ПСС) – это нечто, которое возникает из другого нечто (а не из ничего). ПСС образует цепочку причин и следствий, которая уходит в бесконечность. Мир не имеет начала, раз нет конкретно первой причины. Древние греки понимали под первопричиной различные субстанции,
Аристотель
– перводвигатель (сам неподвижен, двигает другими). Если признавать цепь замкнутой
(Платон)
, то получается, что следствие является первопричиной цепи, которая является причиной следствия. Если причина и следствие одновременны, то отрицается время. Причина – это условие, изменяющееся во времени. Причина начинает действовать и постепенно угасает (полностью – в момент формирования следствия). Следствие влияет на причину (не порождает, а является условием, в котором действует причина). Диалектическая философия утверждает, что истинная причина всех следствий – противоречия (
Гераклит
говорил: все держится войной).

Необходимость и случайность как категории детерминизма.

Это виды детерминационных связей. Связь необходимости и случайности относится к детерминации настоящего настоящим. Нет чистой случайности до существования необходимости, и наоборот. Необходимость – значит неизбежность, закономерность; то, что не может не произойти. А случайность – то, что может произойти, а может и не произойти.

Существуют ли объективно необходимость и случайность? Древняя философия утверждала: необходимость существует, случайность не существует. Демокрит выразился ярче, у него субъективная трактовка случайности: «Случайности не существует. Случайность – показатель нашего незнания необходимости». По мере познания становится все меньше случайностей и все больше необходимости. Понятие необходимости всегда связывалось с закономерностью (напр., законы природы у древних греков).

Право и мораль не являются необходимостью. «Ты должен это сделать» – говорим мы, предполагая, что человек не может этого не сделать. А понятие случайности не могли связать с закономерностью. Случайность воспринималась как отклонение от нормы, закона, правила. Как объяснить случайность непонятно. В античности Эпикур говорил о границах свободы, о спонтанном отклонении атомов от траектории. Он превратил случайность в необходимость, иначе невозможно было бы соединение атомов. Демокрит отрицал объективный характер случайности. Но с середины 19 века с развитием биологии, статической физики (теория Лапласа) поняли, что все это не могло возникнуть, если не признавать объективный характер случайности. С возникновением квантовой физики обнаружились процессы, обладающие самостоятельной реальностью. Т.е. случайность реально существует.

Необходимость и случайность взаимосвязаны. Но до сих пор есть точка рения, что они относятся к разным сферам действительности (существуют 100% необходимые явления и 100% случайные явления, не взаимодействующие между собой). В диалектике Гегеля (потом у Энгельса) – Н. и С. едины. Существует две модели связи необходимости и случайности:

Есть много реальных возможностей (условия для них есть) и при данных условиях может реализоваться лишь одна из них. Процесс реализации какой-либо одной возможности – это случайностью

Случайность есть пересечение двух необходимостей. Значит, случайность – часть первой и второй необходимостей.

Возможность и действительность. Вероятностное понимание мира.

В. и Д. – эти понятия были введены Аристотелем для описания процесса, движения, перехода. Бытие возможности есть потенциальное, бытие действительности есть актуальное. Возможность – это потенция, способность действительности. Действительность – это реализованная возможность. Бытие представлено в виде действительности и возможности. Каждая действительность содержит массу возможностей. Возможность – это то, что будет действительностью, а изменение действительности обусловлено ее возможностями.

Выделяют виды возможностей (критерии – наличие условий). Реальная возможность – та, условия реализации которой уже существуют. Абстрактная возможность – та, условия реализации которой еще не существуют. Это практическое различие хорошо видно на примерах развития Человеческое, социальное развитие есть новая действительность, которая возникает. Она воспринимается нами как реализация возможностей, но при этом в прежнем состоянии были и другие возможности, которые не могут реализоваться, т.к. условий для их реализации нет (формальные возможности). Процесс развития приобретает последовательный характер (реализуются одни возможности, но еще не реализуются другие).

Когда мы строим планы, то мы исходим из реальных и абстрактных возможностей. Мы должны стремиться к осуществлению реальных возможностей и создавать условия для реализации абстрактных.

Категория невозможности имеет огромное значение. Лейбниц выдвинул тезис – «Все может быть!». Это сильно, но неправильно. Если все может быть, значит, может быть и то, чего быть не может. Возможно не все – глупо смотреть на любую экономику, которая решает любые вопросы. Это не значит, что определенный тип экономики содержит неограниченные возможности. Реализуются одни потребности, отметаются и не реализуются другие. У сытого, богатого отпадает потребность, гармонии, справедливости, познании. Англ. философ Уайтхел говорил: «любой закон содержит в себе запрет». Любое общее суждение говорит о том, что другого быть не может.

Невозможность полезна, т.к. мы понимаем, почему процесс развития необратим. Какая-то реальность переходит на уровень невозможности и уже не возвращается в действительность. Возможность – форма бытия (это не «то, чего нет»).

Категории дух, душа, сознание в истории философии. Субстанциальное и несубстанциальное понимание сознания.

ДУХ (с лат. spiritus букв.: «дуновение», «тончайший воздух») – в широком смысле понятие, выражающее идеальное начало, от которого исходит творческая сила, совершенствующая и поднимающая человека и мир к абсолютному, безусловно ценному. В узком смысле дух отождествляется с мышлением. В целом понятие духа помогает человеку осмыслить себя в качестве существа, открытого миру, совершенствующегося и свободного.

Античное понимание духа космологично, безлично, рационалистично. Он вступает в виде Нуса – идеи идей, космической мысли мыслящей себя, перводвигателя, оформляющего хаотичную материю (Аристотель); в виде Логоса – осмысленного слова мира, закона, устанавливающего в нем порядок и гармонию (Гераклит). Для Платона дух есть наиболее возвышенная, разумная часть души, разлитая по всему телу. В то же время разум человека – часть мирового духа. Однако дух понимался и как сверхразумное начало, познаваемое непосредственно, интуитивно (Плотин).

Христианская средневековая философия (Августин Блаженный) рассматривает духовное и телесное как начала двойственной природы человека. Главная способность человеческого духа – вера в Бога. Третья ипостась Божественной Троицы – Дух Святой – вездесущ, вечен, всемогущ, чудодейственен, обладает мощью животворения. Он пребывает в мистическом единении с церковью. К нему непосредственно обращена человеческая духовность и от него исходит вдохновение.

Начиная с философии Нового времени нарастает тенденция к субъективизации, пониманию духа как всеобще-человеческого личностного начала. Эта линия явственно проступает в немецкой классической философии, начиная с учения Канта о трансцендентальном субъекте (абстрактном представлении, концентрирующем познават. способности человека). Представители нем. класс. идеализма подчеркивали активность духа, рассматривая его, прежде всего, с т. зр. деятельности самосознания. Так, Гегель понимал дух как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме, как единство практической и теоретической деятельности: бытие духа есть его деяние, хотя это деяние понимается только как познание. Дух, по Гегелю, проходит стадии субъективного (личного) духа, объективного духа (право, мораль, нравственность) и абсолютного духа (искусство, религия, философия). С помощью философии дух преодолевает природное, чувственное и поднимается до самого себя в процессе самопознания.

Материализм рассматривает дух как вторичное по отношению к материи. Материалисты 17–18 вв. (Гоббс, Локк, Ламетри) понимали Д. лишь как комбинацию ощущений, общее чувство. Диалектический материализм же связывает его с процессом человеч. деятельности. Духовное есть особый, высший результат материальной, общественно-исторической практики людей.

В философии жизни, интуитивизме, экзистенциализме распространяются воззрения на дух как явление иррациональное, определяющее неограниченную творческую силу личности, ее способность к свободной коммуникации (Бергсон, Бердяев, Шестов, Ясперс, Лосский и др.). Бердяев считал, что дух есть божественный элемент в человеке, проявляющийся в любви, доброте, сострадании и т.д. След-но, дух лежит не в объективности, а в субъективности. Поэтому о нем нельзя дать рационального понятия.

ДУША — исторически первый термин, употреблявшийся в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории философии выражались воззрения на внутренний мир человека, отождествляемый в идеализме с особой нематериальной субстанцией.

На первых этапах развития философии ДУША рассматривалась как безличное начало, лишенное неповторимости и индивидуальности человеческой личности. Свойства души связывались со свойствами космоса: собственная активность человеч. души открыта еще не была.

Так, у Платона душа человека бестелесна, бессмертна и неуничтожима, содержит в себе три неравноценные части (разумную, волевую и вожделеющую). Разум человека соединяет его с космическим духом – миром идей. Задача души – подчинить себе телесность и постараться заслужить после смерти лучшую участь в новом теле. Платон развивает учение о мировой душе, которая связывает мир идей и мир вещей, правит ими, дает творческую жизненность макрокосму. Таким образом, макрокосм – мир – изображается в виде совершенного живого существа. По Платону, трехкомпонентное строение человеческой души соответствует структуре души макрокосма. Приобретение истинного знания связывается с процессом припоминания человеческой душой своего пребывания в мире идей.

Источник

Детерминизм

Добавлено в закладки: 0

Что такое детерминизм? Описание и определение термина

Детерминизм – от латинского термина, в переводе обозначающего «определяю».

Детерминизмом является принцип взаимосвязи и взаимообусловленности различных явлений.

Под этим термином понимается также учение о наличии причинно-следственных связей между проявлениями материального и духовного мира, о всеобщей причинности. Считается, что родоначальником этого направления мысли был Демокрит, который в своих работах стремился определить причину любого явления.

Согласно детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено или же судьбой, или же богами или Богом в другом случае природой, либо человеческой волей либо развитием общества. Именно на такой основе определяется понимание свободы, в том числе делается вывод, согласно которому для выбора и, соответственно, личной ответственности у людей, по существу, нет места. Именно в такой форме детерминизм может быть определен как утверждение,согласно которому имеется только одно, точно заданное возможное будущее. Звучит как учение о предопределении.

Рассмотрим более детально, что значит термин детерминизм.

Детерминизм – это концепция, в согласии с которой физические, поведенческие и ментальные события не являются случайными, а, они скорее, обусловлены действием специфических причинных (каузальных) факторов.

В философии данное понятие, детерминизм, несет в себе некий элемент необходимости — а именно: все события в этом мире должны происходить именно так, как будто они происходят в силу предшествующих им определенных причин. Эта идея является центральной для науки, которая утверждает, что если бы нам были известны все факторы, причастные к некоемсогласно все происходящее в мире включая ход человеческой жизни и человеческой историиу грядущему событию, его наступление в таком случае,можно было бы точно предсказать; и так же наоборот, если событие происходит, значит оно неизбежно. Согласно этому философскому понятию, каждая вещь и каждое событие во вселенной определяются — и всегда будут определяться — законами природы, другими естественными причинами, которые можно легко установить посредством научных методов.

Детерминизм может классифицироваться и как фатализм. С развитием познания представления о детерминизме. как ни странно, усовершенствовались и обогащались. Они были напрямую связаны с разработкой базовых моделей устройства мира и его эволюции, которые были положены в основу анализа и решения обширного класса исследовательских задач. Созданное учение о детерминизме фактически выражает структуру этих моделей. Базовые модели мироздания, которые разрабатываются в рамках научного подхода, основываются на первоначальных представлениях человека о строении мира.

Суть детерминизма

Теория «географического детерминизма» настаивает, что процесс общественного развития не является результатом проявления объективных закономерностей, а является лишь следствием постоянного влияния природных сил. По мнению представителей этой концепции, рельеф местности, почва, климат, растительный и животный мир и другие подобные естественные факторы непосредственно влияют и определяют характер общественного строя, уровень хозяйственного развития тех или иных стран, и даже физические и психологические черты людей, их способности, наклонности, темперамент и талант. Сторонники географического детерминизма ставят социально-экономические явления в решающую зависимость от сугубо географических факторов.согласно все происходящее в мире включая ход человеческой жизни и человеческой истории

Географический детерминизм называют также географическим направлением в социологии, ставящим развитие общества в прямую зависимость от географических условий (климата, почвы, рек и так далее). Это признание, по существу означало натуралистическое, идеалистическое объяснение хода истории. Идея об определяющей роли природных условий в жизни общества выдвигалась уже античными мыслителями (например, Платон, Аристотель и другие) в противоположность религиозно-мифологическим воззрениям. В XVIII веке географический детерминизм становится определенным направлением в науке. Основоположником этой теории был Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — французский просветитель, правовед, философ. На этом этапе своего развития географический детерминизм противостоит феодально-религиозной идеологии, проповедовавшей божественную предопределенность общественных явлений.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Источник

Коротко о главном.

Не знаю, многие ли задумываются о том, что предыдущие события предопределяют последующие, так или иначе влияют на ход дальнейшего развития истории. Но спорить о том, что это так, вряд ли кто-то будет. Ведь это очевидно.

Есть даже термин такой: детерминизм.

«Детерминизм (от лат. determinare — ограничивать, очерчивать, определять границы, определять) — учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов[1], доктрина о всеобщей причинности.
Согласно детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом (учение о предопределении, теологический детерминизм), либо природой (космологический детерминизм), либо человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), либо развитием общества (социальный детерминизм).
На этой основе определяется понимание свободы, в том числе делается вывод, согласно которому для выбора и, соответственно, личной ответственности у людей, по существу, нет места.
В таком виде детерминизм может быть определён как утверждение, согласно которому имеется только одно, точно заданное возможное будущее.
Детерминизм может пониматься и как фатализм. Противоположностью детерминизма является индетерминизм».

Но с теорией детерминизма согласны далеко не все, да и я хотел бы сказать здесь не о нём, а о том, насколько события в России конца девятнадцатого века и века двадцатого повлияли на жизнь простых сегодняшних людей, нас.

И рассуждать долго не хочется, просто хочу сказать о том, о чём сам часто задумываюсь. Ведь как бы мы ни характеризовали роль и значение Великой Октябрьской социалистической революции (теперь просто Октябрьской), Гражданской и Великой Отечественной войн, но то, что мы сегодня живём, те, кто родился после 1917 года, обязаны именно им.

Независимо от того, каковыми они оказались по сути, мы обязаны им своей жизнью. Может, я говорю об элементарных вещах, но для меня это стало очень существенным и значительным с этой точки зрения, после того, как я об этом задумался.

Ведь, если бы не было революции, а затем Гражданской войны, то в России было бы изначально больше людей, чем в Советском Союзе, люди бы в другое время сеяли, собирали другой урожай, по-другому питались, жили в других городах. А таких городов, как Магнитогорск, например, или Братск, да очень много, каких, либо не было бы сейчас, либо они появились бы в другое время. Возникло бы много других городов.

И многие люди в тех других условиях не встретились бы, а встретились бы с другими, потому что в тех условиях, соответственно, возникли бы совсем другие социальные связи. И родилось бы много совсем других людей.

Но в истории нет сослагательного наклонения, частица бы неуместна для неё. И говорить о том, что было бы, если бы не – неэтично и некорректно, потому что по-другому быть не могло, раз произошло именно так.

Я лишь хочу сказать о том, что, как вода, вылитая из ведра, растекается в определённых направлениях, в зависимости от того, где, кем, когда и как разлита, капли дождя возникают и разлетаются тоже в зависимости от множества уникальных факторов, а реки текут только в тех направлениях, которые однозначно возможны в тех местностях, где они протекают, и так можно сказать обо всём, что нас окружает, так же люди рождаются, живут, создают потомство в зависимости от тех условий, которые благоприятствовали их появлению на свет.

И даже хотя бы благодаря этому фактору, нам, ныне живущим, стоит с благодарностью и уважением относиться ко всем грандиозным историческим событиям, произошедшим ранее в нашей стране, а во многом и в мире, потому что мы обязаны им своим существованием. А ко всем людям, оказавшимся в эпицентре тех событий, не с критикой и ругательствами в адрес кого-то из них, а с пониманием и беспристрастностью с точки зрения оценок.
Это не значит, что мы всех без исключения должны расчесать под одну гребёнку, оправдать преступления против человечества, варварство, оккупации и геноцид. Нет, я вовсе не об этом.

Я лишь хочу сказать о том, что не стоит рвать на себе волосы и посыпать себя пеплом из-за того, что исторически сложилось именно так, ведь благодаря тому, что сложилось именно так, а не иначе, мы и появились на этом свете. Так скажем спасибо Богу за всё, что было, есть и будет. Как сказал Сергей Есенин:
«Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю».

Источник

есть ли ответы на все вопросы?

Согласно детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом (учение о предопределении, теологический детерминизм), либо природой (космологический детерминизм), либо человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), либо развитием общества (социальный детерминизм).

На этой основе определяется понимание свободы, в том числе делается вывод, согласно которому для выбора и, соответственно, личной ответственности у людей, по существу, нет места.

В таком виде детерминизм может быть определён как утверждение, согласно которому имеется только одно, точно заданное возможное будущее.

Детерминизм может пониматься и как фатализм. Противоположностью детерминизма является индетерминизм

У этих шаманов был еще один элемент познания под названием колесо времени. Они объясняли понятие колеса времени, рассказывая, что время похоже на туннель бесконечной длины и ширины – туннель с зеркальными бороздками. Каждая бороздка бесконечна; бесконечно и их число. Сила жизни принудительно заставила живые существа всматриваться в одну бороздку. Всматриваться только в одну бороздку означает оказаться пойманным в ее ловушку, жить этой бороздой.

Окончательная цель воина заключается в том, чтобы посредством акта глубокой дисциплины сфокусировать свое непоколебимое внимание на колесе времени и заставить его повернуться. Те воины, которые добились успеха в повороте колеса времени, могут увидеть любую бороздку и извлечь из нее все, что угодно. Свобода от зачаровывающей силы взгляда в одну бороздку означает, что воины могут смотреть в любом направлении и видеть, как время отступает от них или приближается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *