согласно воздушному кодексу рф лимит ответственности перевозчика за жизнь пассажира

Статья 117. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 331-ФЗ в статью 117 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 117. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 117 Воздушного кодекса РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июня 2012 г. N 78-ФЗ пункт 1 статьи 117 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

1. Ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке пассажира его жизни или здоровью, определяется международными договорами Российской Федерации либо, если настоящим Кодексом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 331-ФЗ статья 117 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.2, вступающим в силу с 1 января 2010 г.

1.2. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке здоровью пассажира воздушного судна, в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. Размер указанной компенсации не может превышать два миллиона рублей.

1.3. В случае, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации.

Информация об изменениях:

2. В целях настоящей статьи воздушная перевозка пассажира включает в себя период нахождения пассажира на борту воздушного судна, период посадки пассажира на борт воздушного судна и период высадки пассажира с борта воздушного судна. Порядок исчисления продолжительности периода посадки пассажира на борт воздушного судна и периода высадки пассажира с борта воздушного судна устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Источник

Статья 103.1. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июня 2012 г. N 78-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 103.1, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

Статья 103.1. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 103.1 КВВТ РФ

1. Ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира его жизни или здоровью, определяется международными договорами Российской Федерации либо, если настоящим Кодексом или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством.

3. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его здоровью, в сумме, определяемой исходя из характера и степени повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. Размер указанной компенсации не может превышать два миллиона рублей.

4. В случае, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни или здоровью, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации.

5. В целях определения периода перевозки пассажира, в течение которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира и (или) его багажу, иному находящемуся при этом пассажире имуществу, перевозка пассажира включает в себя период, в течение которого пассажир находится на борту судна, периоды посадки и высадки пассажира, а также период, в течение которого пассажир доставляется водным путем с берега на судно или наоборот, если стоимость такой перевозки включена в стоимость билета или используемое для такой вспомогательной перевозки судно предоставлено перевозчиком в распоряжение пассажира.

Источник

Статья 117 Воздушного кодекса. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна

1. Ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке пассажира его жизни или здоровью, определяется международными договорами Российской Федерации либо, если настоящим Кодексом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством.

1.2. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке здоровью пассажира воздушного судна, в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. Размер указанной компенсации не может превышать два миллиона рублей.

1.3. В случае, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации.

2. В целях настоящей статьи воздушная перевозка пассажира включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром.

Комментарии к ст. 117 ВЗК РФ

Положения комментируемой статьи содержат отсылочную норму к правилам главы 59 ГК РФ, предметом регулирования которой являются вопросы обязательств вследствие причинения вреда. К указанной норме правоприменитель может обратиться в случае, если законом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика. Кроме того, международные договоры имеют приоритет в применении ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира воздушного судна.

В целях применения положений, касающихся определения ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира воздушного судна, статьей установлен временной интервал между моментом прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и моментом, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром.

В случаях применения главы 59 ГК РФ необходимо иметь в виду, что вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Кроме того, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

Статья 1085 ГК РФ определяет объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья. Так, при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.

Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему, могут быть увеличены законом или договором.

Определение заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья, установлено статьей 1086 ГК РФ.

Кроме того, ГК РФ устанавливает порядок возмещения вреда при повреждении здоровья лица, не достигшего совершеннолетия (ст. 1087), возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца (ст. 1088), возмещение расходов на погребение (ст. 1094).

В случае повышения стоимости жизни суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда подлежат индексации в установленном законом порядке.

Источник

Энциклопедия судебной практики. Перевозка. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира (Ст. 800 ГК)

Энциклопедия судебной практики
Перевозка. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира
(Ст. 800 ГК)

1. Вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, подлежит возмещению в полном объеме, независимо от вины перевозчика

В силу ст. 800 Гражданского кодекса РФ ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 Гражданского кодекса РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.

По правилам главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, подлежит возмещению в полном объеме и независимо от вины перевозчика.

2. Ответственность перевозчика за причиненный пассажиру вред здоровью охватывается как периодом непосредственно перевозки граждан, так и периодом посадки пассажира в транспортное средство

Несмотря на доводы апеллянта о незаключении истицей договора перевозки, истица в силу приведенных норм права относится к категории пассажиров автомобильного транспорта, поскольку совершала маневр по посадке в маршрутное такси и имела намерение продолжить следование по маршруту.

В данном случае ответственность перевозчика за причиненный вред здоровью охватывается не только периодом непосредственно перевозки граждан, но и периодом посадки пассажира (истца) в транспортное средство.

3. Причинение вреда здоровью пассажира при посадке в транспортное средство признается страховым случаем по договору ОСАГО, т.к. посадка пассажиров является элементом дорожного движения транспортных средств

Из указанного определения следует, что данная совокупность включает в себя собственно, само движение транспортного средства, а также его остановку, высадку и посадку людей, передвижение пешеходов, права и обязанности водителей, пассажиров и пешеходов.

4. Перевозка пассажиров подлежит регулированию положениями ст. 1079 ГК РФ, т.к. является разновидностью деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих

Согласно ст. 800 Гражданского кодекса РФ ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 настоящего Кодекса, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.

Суд верно отметил, что перевозка пассажиров является разновидностью деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, поэтому регулируется ст. 1079 ГК РФ.

5. Перевозчики несут ответственность за обеспечение безопасности перевозки, в частности, пассажиров, только в пределах своей компетенции при осуществлении этой деятельности

Из смысла правовых норм [ст.ст. 800, 1064 ГК РФ, ч. 2 ст. 20 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Статьей 80 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 N 18-ФЗ] следует, что перевозчики, владельцы инфраструктуры, несут ответственность за обеспечение безопасности перевозки, в частности пассажиров, лишь в пределах своей компетенции при осуществлении этой деятельности.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

Источник

Статья 120 Воздушного кодекса. Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза

За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Комментарии к ст. 120 ВЗК РФ

Комментируемой статьей установлена ответственность за просрочку в доставке пассажира, багажа или груза. За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Указанная норма исключает из числа оснований применения соответствующего штрафа такое нарушение договора перевозки пассажира со стороны перевозчика, как задержку отправления транспортного средства, что может иметь принципиальное значение в ситуации, когда пассажир отказывается от перевозки из-за длительной задержки отправления самолета. При таких обстоятельствах пассажир в соответствии с п. 2 ст. 795 ГК РФ вправе требовать возврата уплаченной провозной платы. Представляется, однако, что и в данном случае перевозчик не может быть освобожден от уплаты законной неустойки, установленной ГК РФ, в размере, предусмотренном статьей.

Необходимо отметить, что в ГК РФ отсутствуют нормы об ответственности перевозчика за несвоевременную доставку багажа.

В соответствии со статьей 795 ГК РФ перевозчик несет ответственность за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия в пункт назначения. В этих случаях перевозчик (воздушно-транспортное предприятие) уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном комментируемой статьей.

Помимо ссылки на непреодолимую силу как на основание освобождения от ответственности транспортной организации, ст. 795 ГК РФ и почти текстуально воспроизводящая ее комментируемая статья называют устранение неисправности транспортных средств, угрожающей жизни или здоровью пассажира, а также иные обстоятельства, не зависящие от перевозчика.

Не могут быть приняты во внимание и такие обстоятельства, как неисправность поставщика горючего для заправки самолета, отсутствие денег для оплаты услуг наземных служб аэропорта и т.п. Все эти обстоятельства охватываются риском предпринимательской деятельности, которую ведут коммерческие транспортные организации.

Международные перевозки пассажиров подчиняются правилам, согласованным в международно-правовых актах. Применительно к воздушному транспорту, например, следует назвать Конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки, подписанную в Варшаве 12 октября 1929 г. и ратифицированную СССР в 1934 г. (Варшавская конвенция).

Гватемальский протокол 1971 г., касающийся пассажирских перевозок, повысил предел ответственности перед пассажиром и установил, что она наступает независимо от вины воздушного перевозчика. Правда, Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 г. (принята в Монреале, но еще не вступила в силу) в ст. 19 указывает, что за вред, причиненный вследствие задержки при перевозке пассажиров, багажа или груза, перевозчик отвечает, если не докажет, что им, его служащими и агентами были приняты все возможные, разумно необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что у него не было возможности принять такие меры. Поэтому в связи с противоречивостью решений, предлагаемых Гватемальским протоколом и Монреальской конвенцией, следует руководствоваться действующей в России Варшавской конвенцией.

В соответствии со ст. 19 Варшавской конвенции перевозчик несет ответственность за вред, произошедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажира. Конвенция не раскрывает понятие вреда. Представляется, что термин «вред» в данном контексте охватывает как имущественный, так и моральный вред. При этом любая оговорка, клонящаяся к освобождению перевозчика от ответственности, является недействительной и не порождает никаких последствий (ст. 23 Варшавской конвенции).

Таким образом, и в международных воздушных перевозках ответственность за просрочку в доставке пассажира не может быть снята с перевозчика ссылкой на условия, помещенные на обороте авиабилета, о праве перевозчика отменить рейс, изменить расписание без предупреждения пассажира.

Оценивая условия договора перевозки пассажира, установленные перевозчиком, следует также иметь в виду норму ст. 16 Закона о защите прав потребителей: условия договора, ущемляющие права потребителей, по сравнению с правилами, установленными законодательством, признаются недействительными. Включенные в авиабилет сведения о том, что время отправления и прибытия, указанное в билете, расписании или других документах, не гарантируется и не является условием договора перевозки, ущемляют права пассажира-потребителя по сравнению со ст. 792 ГК РФ и ст. 103 Воздушного кодекса РФ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *