сочинение по тексту лихачева что же самое главное в жизни

по тексту Д. С. Лихачёва, проблема понимания человеком, что главное в его жизни (ЕГЭ по русскому)

Д. С. Лихачёв «Что же самое главное в жизни человека?»

Если спросить человека: «Что самое главное в вашей жизни?», то он, не задумываясь, ответит. Человек – личность, и каждый, в зависимости от своих привычек, вкусов, предпочтений, считает главным разное. Кто-то назовёт семью, другой – работу, третий – дружбу… Автор данного текста рассуждает над проблемой понимания того, что главное в жизни человека.

Во фрагменте из «Писем о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачёва рассказывается о том, что человек должен быть выше повседневных проблем, он должен думать о смысле своей жизни, о своей значимости.

Если человек будет беспокоиться только о мелких повседневных заботах, то он канет в небытиё, а если жить для других, заботиться о них, думать, то «другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы».

Д. С. Лихачёв считает, что самое главное в жизни человека – это доброта, «и при этом доброта умная, целенаправленная». Я согласна с мнением автора, доброта, направленная на нужды других людей – это залог счастья, а значит, самое главное.

В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Пьер Безухов, став масоном, понял, что он погубил свою жизнь, живя для себя. Он стал счастлив только тогда, когда стал жить для других. Пьер осознал, что так легко материально помочь людям, дать им больницу и приют. Смыслом его жизни стала добродетель. Читая роман, понимаешь, что Л. Н. Толстой считал главным – бескорыстную добродетель.

Повесть Максима Горького рассказывает нам о людях, которые оказались в ловушке – вокруг был лес и болота, и никто не решался ничего сделать, но среди них нашёлся герой. Молодой и смелый Данко ценой своей жизни вывел их из леса. Он вырвал своё сердце из груди и осветил людям путь. Великая любовь к людям – самое главное для героя повести Горького.

У каждого человека есть понимание того, что для него самое главное. Оно может меняться с возрастом и новым опытом, но от него всегда зависит, счастлив ли человек.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

В чем самая большая цель в жизни? По тексту Д. С. Лихачева «А в чем самая большая цель жизни. » (ЕГЭ по русскому)

В чем самая большая цель в жизни? Именно на этот вопрос отвечает русский писатель Д. С. Лихачев.

Давайте рассмотрим, как автор раскрывает данную проблему. В центре внимания Лихачева рассуждения о добре, о счастье людей, о великой цели и о влиянии семьи на человека.

сочинение по тексту лихачева что же самое главное в жизни

Лихачев также говорит о том, что любовь и дружба делают человека мудрее.

Но и они в свою очередь должны быть умными. Писатель советует читателю не только замечать недостатки в людях, но и бороться с ними. Это, по мнению Лихачева, и должно называться мудростью, и к этому мы должны стремиться.

Дмитрий Сергеевич считает, что самая большая цель в жизни человека – это увеличение добра в каждом из нас, так как оно приносит человеку мудрость, а вместе с ней и «доброе имя и прочное счастье», «счастье надежное, долголетнее» и «спокойную совесть».

Я согласна с позицией автора. Добро, обращенное к человеку, вызывает в нем только положительные эмоции и желание творить добро самому. Мне кажется, что надо быть терпимее друг к другу и не создавать конфликты и трудные ситуации, которые зачастую базируются на мелочах.

В заключение хочу сказать, что добро – это самая большая цель в жизни и она достойна уважения и достойна того, чтобы приложить свои усилия к ее достижению.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Сочинение по тексту с досрочного ЕГЭ 2017

Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть одна – иначе будет не жизнь, а прозябание.
Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя только.

сочинение по тексту лихачева что же самое главное в жизни

В определенный момент жизни у каждого человека возникает ряд вопросов, касающихся его предназначения, смысла его бытия и сущности всего, что он делал, делает и будет делать. Десятки философских течений, сотни теорий, несчетное количество публикаций и статей, споров и размышлений – и все для того, чтобы каждый смог ответить для себя на один лишь вопрос. В чем смысл жизни? Над этой проблемой предлагает нам в своем тексте порассуждать Д.С. Лихачев.

Основная мысль текста заключается в том, что каждый человек, движимый одной единственной целью, должен на протяжении всей жизни сохранять и совершенствовать тот творческий посыл, с которым создала его природа, делать счастливым себя и окружающих, не размениваться на мелкие и гнусные поступки и с достоинством совершать что-то исключительное и масштабное, что-то, что может и должно остаться новой страницей в мировой истории, или хотя бы одной в ней строкой.

С такой же проблемой столкнулся Григорий Печорин, герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий, подобно Евгению Онегину, с самого детства стал закутываться в клубок непонимания и отторжения, он разрушал жизни людей и в какой-то степени наслаждался этим, а вместе с тем терял собственное лицо, разрушал себя как личность и к концу своей жизни запутался окончательно, так и не сумев понять, зачем он появился и к чему шел. Главный герой не был счастлив сам, отказывая себе в любви и радости, а также намеренно рушил счастье Беллы, Мэри, Грушницкого и многих других, тем самым принося в свой мир лишь разрушения. В жизни Печорина были только боль, несчастье, тоска и апатия его и окружающих, герой с каждым днем сам от себя отдалял собственное счастье, собственный покой и смысл существования, что изначально не могло привести к чему-то хорошему.

Источник

Сочинение по тексту Д.С. Лихачева

В предложенном для анализа тексте Д.С.Лихачев ставит проблему добра и доброты. Какую роль играет добро в жизни человека и общества? Именно на этот вопрос и пытается ответить автор.

Д.С.Лихачев раскрывает проблему, рассуждая о «сферах» добра и зла. Во-первых, он подчеркивает, что «добро социально в широком смысле этого слова». Оно объединяет и роднит людей, вызывает дружбу и любовь. Особый акцент автор делает на том, что добро вечно и несокрушимо. Во-вторых, Д.С.Лихачев противопоставляет сферу добра сфере зла. Он привлекает внимание читателей к тому, что зло, в отличие от добра, разобщает людей, дробит общество. Также заслуживает внимания высказывание о том, что «злые объединения недолговечны». Таким образом, автор критикует зло и превозносит добро.

Позиция Д.С.Лихачева четко сформулирована и аргументирована: человек должен жить в сфере добра и сам творить добро. Это качество — самое ценное в человеке.

Я разделяю точку зрения автора. Действительно, доброта ведет к личному счастью и счастью человечества в целом. Добро достигается труднее, чем зло, но оно гораздо благородней.

Для подтверждения мыслей Д.С.Лихачева обратимся к образу Наташи Ростовой, одной из главных героинь романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». Наташа — отзывчивая и добрая девушка, способная к состраданию и готовая помочь. Ключевым в раскрытии образа героини является эпизод, когда она решает помочь раненым солдатам, которых перевозили через Москву после Бородинской битвы, жертвуя имуществом своей семьи. Наташа понимает, что у раненых не будет возможности выбраться из Москвы, в которую в скором времени прибудут французские войска, поэтому она предоставляет подводы, предназначенные для перевозки вещей семьи Ростовых, для перевозки раненых. Можно заключить, что Наташа проявляет доброту и милосердие, тем самым спасая жизни многих солдат.

В заключение можно сделать вывод: добрые дела и поступки делают нас лучше, помогают пережить жизненные трудности и объединяют людей.

Нужна помощь в написании сочинение?

Источник

Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С) по 46 письму Д.С. Лихачева «Путями доброты»

На конкурс методических разработок

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Вечерняя сменная общеобразовательная школа города

Кызыла Республики Тыва при ИК-1

Методическая разработка к уроку русского языка.

Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
(часть С) по 46 письму Д.С.Лихачева
«Путями доброты»

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Очур-оол Светлана Салчаковна

Тема: Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С) по 46 письму Д.С.Лихачева «Путями доброты»

организовать деятельность учащихся по систематизации знаний об особенностях публицистического стиля, создать содержательные и организационные условия для осознания и понимания исходного текста.

развивать у обучающихся умение проводить самоанализ на основе личного жизненного опыта, создавать условия для развития устной монологической речи, мышления, работать во времени, отработать навыки выполнения заданий по синтаксису, морфологии, совершенствовать навыки построения высказывания в форме сочинения – рассуждения.

подвести обучающихся к осмыслению своей жизненной позиции, воспитывать позитивное отношение к окружающим, интерес к публицистике Д. С. Лихачева.

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: литература, обществознание

Оборудование: видеопроектор, компьютер, презентация к уроку, раздаточный материал, рабочие карты.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

У: Кто же такой Лихачев? Что вы знаете о нем? Дома вам нужно было подготовить небольшое сообщение о Д.С. Лихачеве (подготовленные сообщения учащихся).

3. Знакомство с темой и целями урока

У: Я держу в руках книгу Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Письма о добром». К кому обращены эти письма? Кого представлял себе академик, когда писал их? Студента, старшеклассника, журналиста? Домохозяйку, озабоченную воспитанием детей? Школьную учительницу? А может, интеллигентного рабочего?

Для своих бесед с читателем академик избрал форму письма.

Итак, перед вами «Письма о добром» Д. С. Лихачёва. Всего 46 писем. 46 писем – 46 ступеней, по которым поднимается читатель. Читая письма доброты, мы не просто поднимаемся по ступеням нравственного опыта автора, но и учимся подниматься над собой, своими мелкими заботами, тяготами и невзгодами.

Умный и добрый наставник, понимает и сочувствует молодым, которым предстоит изведать немало житейских бурь.

Призвание книги – служить людям. В «Письмах о добром» речь идёт о начале добра, которым должны быть пронизаны все поступки человека, все его действия и помыслы. Добро по самой своей природе прекрасно, красота же несёт добро.

Мы сейчас остановимся на 46-м письме академика.

Откройте рабочие карты, напишите тему урока: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С) по 46 письму Д.С.Лихачева «Путями доброты» .

-Какие задачи нам предстоит решить с вами на этом уроке? (совместная постановка задач)

Учитель: также мы будем работать с заданиями на основе этой статьи, напишем фрагменты сочинения – рассуждения, аналогичного тому, которое вы будете писать на экзамене.

4. Лингвистическая разминка. Составление кластера (графический прием РКМЧП для поиска разновидностей результатов, связанных единством темы).

У: Статья Д.С. Лихачева называется «Путями доброты». Что же такое доброта, ребята? (см. в толковом словаре Ожегова).

У: Запишите – доброта. Поставьте ударение (падает на 3 слог). Подберите однокоренные слова к нему – добро, добротность, добротолюбие, добродетель, добряк (сущ.) – добреть, одобрить(глагол) – добрый (прилаг.). Определите значение и части речи этих слов.

У: Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите добро, доброта?

Благо, благодеяние, пожертвование, услуга

5. Объяснение темы урока. Работа с текстом.

У: Обратимся непосредственно к письму Д.С. Лихачева

6. Чтение текста учителем.

… (1)Что же самое главное в жизни? (2)Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. (3)Но все же главное должно быть у каждого человека. (4).Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.
(5) И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.
(6)Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.
(7) Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. (8)Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.
(9)Заметил ли читатель, что все дурное и мелкое в жизни быстро забывается? (10)Еще людьми владеет досада на дурного и эгоистичного человека, на сделанное им плохое, но самого человека уже не помнят, он стерся в памяти. (11)Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти,
люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго.(12) Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. (13)О них рассказывают. (14)Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.
(15)В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. (16)Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.
(17)В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. (18)Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.
(19) Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. (20)Это «неразменный рубль».
(21) Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно.(22) Поверьте мне!

7. Составление логической схемы исходного текста

Какие проблемы поднимает автор? Сформулируйте их. Сколько проблем можно вычленить из этого текста?

Попробуем составить логическую схему текста для наиболее полного осмысления и выяснения проблем.

Что же самое главное в жизни?

Главное у каждого должно быть

Человек должен думать

о смысле своей жизни

если жить для себя – если жить для других –

тебя забудут будут помнить

все дурное и мелкое людей, служивших другим, имевших в

в жизни забывается жизни добрую значительную цель

рассказывают, помнят их слова,

поступки, облик, шутки

( проблема забвения) ( проблема памяти)

В жизни важно иметь свое служение.

В жизни важнее всего ДОБРОТА.

Это верный путь к счастью.

Вывод: Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других, способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.

Это «неразменный рубль».

Знать это и помнить всегда, значит идти

В чем основная проблема текста? В чем позиция автора?

( Смысл человеческой жизни). (Жить для других, делать добро

людям, творить умную доброту).

У: Какова тема этого текста? (ответы детей)

Тема указана в заглавии, причем Лихачев заставляет обратить внимание на слово путями. Значит, следуя путями доброты можно найти ключ к чему-то важному (Запись в рабочих картах).

У: Что волнует автора, какова проблематика этого текста?

«В жизни ценнее всего доброта. », так ли это?

Добрый человек. Какими качествами он обладает?

Для чего мы живем на этом свете?

Почему злые дела, злые люди забываются быстрее, чем добрые дела и добрые люди?

У: Какова основная мысль этого текста?

Главная мысль выражена в утверждении: в жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная

У: К чему призывает нас Лихачев в этом письме?

(запись в рабочих картах)

Основная мысль текста

Определите стиль речи:

(запись в рабочих картах)

8. Фронтальный опрос

У: Почему автор избирает именно публицистический стиль? С какой целью?

Давайте более подробно поговорим об особенностях этого стиля:

(конкретность, логичность эмоциональность, общедоступность)

Цель публицистического стиля – привлечь внимание читателя к поднятой проблеме, заставить задуматься, поразмышлять. Тексты этого стиля вызывают ответную реакцию у адресата.

(сообщить информацию о жизни страны, сформировать определенное отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию)

(книжные и разговорные слова(дурной), однородные предложения, параллельный способ связи, побудительные, вопросительные предложения).

7. Анализ публицистического текста «Путями доброты».

У: Давайте посмотрим, какие приемы построения текста использует Лихачев? (запись в рабочих картах – номера предложений)

Приемы построения текста

Вопросительные и побудительные предложения – № 1, 9, 22;

У: Какие способы связи предложений в тексте вы знаете?

У: Как называется такой прием

Анафора— это повтор слов в начале строк.

2. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества.

О них рассказывают…

— Посмотрите, какие предложения преобладают в тексте?( сложноподчиненные).

— Какие союзы преобладают в тексте? (подчинительные). Значит предложения СПП.

— Какова роль этих предложений в тексте? (заставляют задуматься над проблемой в тексте).

— Что вы можете сказать о типе речи?

— Почему автор выбирает такой тип речи? (в роли вступления работает цепочка риторических вопросов, таким образом, автор указывает проблему, нацеливает на обсуждение важного вопроса, далее автор четко ставит задачу, заставляет задуматься, даёт конкретный ответ, рекомендации, совет, своеобразный рецепт «как жить», «что ценнее всего в жизни»).

8. Работа в группах

Первая группа должна сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором.

Вторая группа будет формулировать тезисы, в которых выразит позицию автора.

Третья группа должна выразить собственное восприятие текста и одной из его проблем, помня о том, что необходимо два аргумента в защиту своей позиции, подкрепленные вашим жизненным опытом. Обратите внимание на структуру собственной аргументации.

Я предлагаю обратиться к художественным произведениям и привести аргументы. На основе каких произведений можно выстроить аргументацию?

Герой рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького Данко, служа людям, спасая их, пожертвовал жизнью, чтобы вывести людей из тьмы, разорвал грудь, вырвал сердце и осветил им путь.

Сам автор Д.Лихачев – академик, замечательный русский мыслитель, ученый и гражданин, жизнь которого стала великим подвигом стояния за духовность народа, за родную культуру, за все доброе и прекрасное.

Мать Тереза, всю свою жизнь посвятившая служению больным, прокаженным, умирающим, которая также стала матерью для многих никому не нужных детей – младенцев из мусорных ящиков, маленьких инвалидов и сирот. Соня Мармеладова из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского).

Четвертая группа должна написать заключение к сочинению.

У: У вас на столах лежат материалы, которые понадобятся вам при написании работ.

Итак, можете приступать к работе. Удачи!

9. Этап контроля знаний и полученных фрагментов сочинения

У: Учимся зачитывать свои работы как единое целое. Защита своих работ.

10. Выставление и комментирование оценок.

У: Сегодня мы с вами рассуждали о доброте, о смысле жизни.

Убедил ли вас Лихачев в том, что главное в жизни человека – служение людям, творение добра? (ответы учащихся)

У: Когда я слышу слово добро, я вспоминаю строки Марины Гущенской, ведь именно они дают возможность найти верное решение:

Он в поисках и СЧАСТЬЯ и ЛЮБВИ,
Он ищет смысл земных противоречий,
Считая годы, месяцы и дни,
А время пролетает быстротечно!

ДОБРО и ЗЛО всем суждено узнать,
И пережить РАЗЛУКУ и УТРАТУ,
И у СУДЬБЫ на краешке стоять,
И как ХРИСТУ быть на кресте распятым.

12. Домашнее задание.

У: Я вижу, что эта проблема никого из вас не оставила равнодушным.

На уроке мы с вами сделали небольшие наброски вашего сочинения, а дома я попрошу вас написать полноценное сочинение – рассуждение. Я хочу вам пожелать, чтобы эскизы, которые вы сделали в классе, превратились дома в настоящее сочинение.

Рабочая карта учащегося ___класса

Лингвистическая разминка. Кластер.

Тема_____________________________________________________________________________
Проблема ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основная мысль текста____________________________________________________________

Я зыковые средства и приёмы построения текста:

Вопросительные и побудительные предложения_______________________________________

Параллельный способ связи предложений______________________________________________

Использование предложений с однородными членами___________________________________

Указать СПП и тип придаточного предложения_______________________________________

Предложения с обособленными членами­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________________

Составление логической схемы_________________________________________________

В ступление (проблема и её комментарий). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тезис (позиция автора)____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________1 аргумент ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рефлексия: Убедил ли вас Лихачев в том, что главное в жизни человека – служение людям, творение добра?___________________________________________________________________ ____

1. Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном», М., «Детская литература», 1988г.

2. Д.С. Лихачев. Предисловие «От автора» в книге «Земля родная».

3. Новая иллюстрированная энциклопедия, т. 10, М., ООО «Мир книги», научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2000г.

4. Популярный энциклопедический словарь, М., научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2007г.

5. Статья «Памяти Дмитрия Сергеевича Лихачева», Л.И. Сазонова, М.А. Робинсон, Славяноведение, М., 2006г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *