событиям явлениям духовной жизни в советском обществе во второй половине 20 века
Особенности развития советской культуры в 1950–1980-х гг
Содержание:
Развитие советской культуры во второй половине XX века
После победы в Великой Отечественной войне сформировалось поколение граждан, умеющих брать на себя ответственность, имеющих свое мнение, и умеющих самостоятельно принимать решения. Такие граждане представляли угрозу для советского правительства. Выход был найден в системе тоталитарного контроля.
Особенности развития культуры
Начиная со второй половины 20 века первостепенной задачей правительства стала борьба с отклонениями от идеи «соцстроительства». Партия сильно давила на граждан. Контроль был настолько велик, что многих людей уже мало интересовала духовная жизнь, даже сферы искусства и науки. Учитывая влияние ситуации в стране, вокруг этих сфер разворачивались массовые дискуссии. На самих деятелей различных духовных сфер это влияло негативно.
После прихода к власти Хрущева наблюдается изменение ситуации в лучшую сторону. Этот период назывался эпохой Оттепели. Характеризовался он относительной свободой в культурной сфере. Ослабление контроля правительства было существенным. Это оживило культуру и творчество в стране. Но это оживление носило временный характер.
В середине 1970-х годов правительство снова вернулось к прошлым мерам. Для этого была введена система госзаказов, цензура возросла. Также правительство ограничивало возможность советских граждан ознакомиться с зарубежной культурой.
Выделяемые финансовые средства на развитие культуры в этот период постоянно увеличивались. Но высоких достижений не было.
Наука
Главное направление науки во второй половине XX века – космонавтика. Также проводились исследования в авиации, аэрогидродинамике. Была создана орбитальная станция «Салют», ракетоносители «Протон».
Были достижения и в сфере программирования. Например, Конторовичем были созданы основы линейного программирования.
Получили Нобелевскую премию:
Нельзя забыть про главное достижение в космонавтике. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые в истории человечества совершил полёт в космос.
Литература
Развитие литературы происходило в следующих направлениях:
Также популярны были и другие писатели:
Интересно, что именно литература раньше других областей в эпоху оттепели отреагировала на изменения в стране. У граждан появился массовый интерес к поэзии. Стали популярные поэты-шестидесятники:
В политехническом музее Москвы проходили поэтические вечера.
Советская власть против литературы
Еще одним писателем, оказавшимся под травлей государства, стал Александр Исаевич Солженицын. Многие его произведения печатались за рубежом. Это тоже не устраивало советское правительство. В 1969 году Солженицына исключили из Союза писателей. В 1970 году ему также была присуждена Нобелевская премия за написание романа «Архипелаг ГУЛАГ». Травля привела к тому, что писателю пришлось эмигрировать из страны.
Также советское правительство не устроили стихи Иосифа Бродского. Правительство считало, что они обладали «эстетической независимостью». Травля была организована в прессе. Сам Бродский был арестован. Его осудили на 5 лет ссылки в 1964 году. Официальная причина ссылки – «за тунеядство».
В его защиту выступали многие поэты и писатели:
В 1972 году после ссылки Бродский эмигрировал в Америку. В 1987 году он получил Нобелевскую премию уже как гражданин США.
Также из-за вынужденной миграции пострадали:
Иммиграция коснулась не только поэтов и писателей. Также пришлось уехать из страны деятелем и других сфер культуры.
Писатели, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у правительства:
Произведения этих авторов касаются нравственной тематики.
Театр и кино
Во второй половине XX века развитие получило и эстрадное искусство. Значимые достижения театра:
Военная тематика нашла отражение и в кино. В тот период это была самая популярная тема в киноискусстве:
Существовали кинофильмы и в других направлениях. Например, о проблемах молодёжи – Хуциев «застава Ильича» или романтические фильмы – «Я шагаю по Москве», «Осенний марафон», «Вокзал для двоих».
Стали сниматься и такие знаменитые комедии как «Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию». Позже появились и остроумные комедии – «Ирония судьбы или с легким паром».
Помимо театра и кино эстрадное искусство развивалось и других направлениях:
Также появляется бардовская песня и вокально-инструментальные ансамбли.
Живопись
В живописи отразилось государственное обновление. Появился «суровый стиль», который показывал окружающую действительность без приукрашивания и праздности. Примеры сурового стиля в живописи: Жилинский «Молодые скульпторы», Попкова «строители Братской ГЭС».
Существовали и такие направления, которые не нашли поддержки у правительства. Например, авангардная живопись. Это направление вызвало негативную реакцию даже у Хрущёва, который ослаблял контроль в культурной жизни. В 1962 году в Манеже Хрущев посетил выставку московских художников. Те из них, которые представили работы в авангардном стиле были лишены права продолжать работу. Некоторые вынуждены были даже эмигрировать. 15 сентября 1974 года в Москве прошла выставка, в которой 24 художника-авангардиста выставили свои работы. Она была разгромлена и впоследствии получила название «бульдозерная выставка».
В целом в искусстве существовало чередование запретов по непонятным причинам и временных послаблений.
Социализм в живописи привел к тому, что советские зрители уже не воспринимали никакие картины кроме тех, на которых копировалась окружающая действительность.
Образование
В 1958 году был принят новый закон в системе образования. Он предполагал связать школу с работой на промышленных предприятиях. Официально это называлось «связь школы с жизнью». Закон стал основой для школьной реформы.
Положения школьной реформы:
В результате принятия реформы наблюдалось снижение качества получаемых знаний, и впоследствии преобразования были отменены. Из-за того, что образовательная реформа не дала положительных результатов, в системе образования стал нарастать кризис.
Архитектура и скульптура
Среди скульпторов тоже были авангардисты, против которых был Хрущёв.
Также в то время скульпторы создали знаменитые здания и сооружения. В скульптуре тоже нашла свое выражение Великая Отечественная война:
Относительно другой тематики было построено здание МГУ на Воробьёвых горах и Министерство иностранных дел на Смоленской площади.
«Духовная жизнь в 20-30-е гг. XX века»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Духовная жизнь в 20-30-е гг. XX века
Цели урока: Познакомить учащихся с достижениями русской культуры 20-30-х годов. Подвести учащихся к пониманию причин идеологического давления на культуру, ознакомить с методами такого давления. Продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой.
План: 1. Борьба с неграмотностью 2. Власть и интеллигенция 3. Партийный контроль над духовной жизнью 4. «Сменовеховство» 5. Большевики и церковь 6. Начало «нового искусства» 7. Развитие образования 8. Власть и наука 9. Научные достижения 10. Социалистический реализм. Советский кинематограф 11. Музыка и ИЗО 12. Литература. Театр
Культурная революция в СССР Это коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в. Предусматривала: ликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции перестройку быта развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.
Власть и интеллигенция Цель большевиков: привлечь к сотрудничеству ученых, которые способствовали укреплению обороны, экономики страны или имели мировое признание. Многие ученые считали долгом работать на благо Родины, но не разделяли воззрений большевиков.
Н.Е. Жуковский (современное самолетостроение) В.И. Вернадский (создатель геохимии и биохимии)
Н.Д. Зелинский (химик) А.Н. Бах (биохимик)
К.Э. Циолковский (отец космонавтики) И.П. Павлов (физиолог)
И.В. Мичурин (астроном-испытатель) К.А. Тимирязев (растениевод)
Партийный контроль над духовной жизнью С 1921 года большевики все активнее контролировали духовную жизнь в стране. 1922 образование ГЛАВЛИТа-главное управление по делам литературы ( специальный цензурный комитет- контролировал всю печатную продукцию). 1923 образование ГЛАВРЕПЕРТКОМа- главный репертуарный комитет ( контролировал репертуар театров и др. мероприятий). Утвердился партийный диктат.
«Сменовеховство» Сменовеховство — идейно-политическое течение, возникшее в 1920-е годы в русской эмиграции первой волны. Название происходит от сборника статей «Смена вех», изданного в 1921 году в Праге, в котором были сформулированы основные идеи этого течения. Сменовеховцы выступали за примирение и сотрудничество с Советской Россией, мотивируя свою позицию тем, что большевистская власть уже «переродилась» и действует в национальных интересах России. Первым идеологом сменовеховства был профессор Николай Устрялов.
Вернувшиеся из эмиграции на родину: А.Н. Толстой С.С. Прокофьев
М. Цветаева М. Горький
Большевики и церковь Апрель-май 1922 в Москве и июль в Петрограде организованы судебные процессы над церковными иерархами(смертная казнь). Тихона взяли под домашний арест, затем в тюрьму. Создание Союза воинствующих безбожников Журнал «Безбожник»
Начало «нового искусства» Пролеткульт-литературно-художественная и культурно-просветительская организация (проповедовала идею «чистой пролетарской культуры»). 1925 РАПП- Российская ассоциация пролетарских писателей (требовала оценивать литературные произведения с точки зрения не их художественных достоинств, а социального происхождения авторов)
Плакаты В.Н. Дени «Банда»
Д.С.Моор «Ты записался добровольцем?»
Архитектура Направление в искусстве, выдвинувшее задачу формирования особой среды, окружающей человека Идеи конструктивизма В.Е. Татлин 1919 г. «Башня III Интернационала
Кино С.М. Эйзенштейн «Броненосец Потемкин», «Октябрь»
Духовная жизнь в 30-е гг. XX века
Развитие образования В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Только в течение 1933 — 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.
Развитие образования В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений.
Развитие образования К концу 30-х годов процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89.7%; грамотность мужчин составляла 96 %, женщин – 83,9 %, городского населения –94,9 %, сельского – 86,7 %;
Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.С. Бубнов, талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий По поручению Полтавского губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького. В 1925г. — секретарь ЦК партии. Член ВЦИК, ЦИК СССР. С сентября 1929 года — Нарком Просвещения РСФСР. «Единая» школа – это значит такая, которая одинаково доступна для всех слоев населения. Всю систему народного образования, от дошкольных учреждений до вузов, Н.К. Крупская мыслила как единую школу.
Блонский Павел Петрович Значительная часть психологических трудов П.П. Блонского имеет педагогическую направленность. Изучал проблему возрастных особенностей умственного развития детей. С. Т. Шацкий организует опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения Опытная станция вела работу c детьми, организовывала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью.
Власть и наука Большое значение придавалось деятельности Российской Академии наук; были созданы новые научно-исследовательские институты: геологических наук, горючих ископаемых, физический, физических проблем, машиноведения и др.; С 1932 г. стали создаваться филиалы Академии наук в республиках ; В 20-30-е гг. происходило становление советской исторической науки. к концу 30-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научных учреждений, в которых было занято 98 тыс. научных работников; Большой размах получила деятельность по изучению месторождений полезных ископаемых в стране; В начале 30-х годов началось освоение Арктики. В 1937 г. экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный полет через Северный полюс из СССР в США,
Борьба в биологической науке Сторонники Лысенко выступили против генетики, объявив ее «буржуазной наукой»; Многие из советских генетиков впоследствии были расстреляны. Н.И.Вавилов – Т.Д. Лысенко Т.Лысенко на сессии ВАСХНИЛ «клеймит» «менделистов-морганистов»
1938 г. – выпущен «Краткий курс истории ВКП(б)» Сталин берет под личный контроль учебники по истории; Появляется новая отрасль исторической науки – история партии; Историческая наука должна руководствоваться марксистско-ленинской идеологией. Особое внимание власть уделяла истории
Социалистический реализм направление в советском искусстве, представляющее собой в формулировке 1930-х гг. «правдивое и исторически конкретное изображение действительности в сочетании с задачей идейной переделки трудящихся в духе социализма». Жизнь отображается не такой, какая она на самом деле, а такой, какая она должна быть при социализме. Советское искусство в 30-е годы
Советское кино «Чапаев» – режиссеры братья Васильевы; «Мы из Кронштадта» – Е.Л.Дзиган; 1931г. – первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» Н.В.Экк; Музыкальные комедии Г.В. Александрова и И.А. Пырьева; Исторические картины С.М.Эйзенштейна и В.И. Пудовкина: «Александр Невский» и «Минин и Пожарский»; Замечательный детский кинематограф.
«нам песня строить и жить помогает…» Пресекались новаторские поиски в области музыки; На оценке произведений сказывались личные эстетические вкусы вождей: неприятие музыки Шостаковича. И.О.Дунаевский Т.Н.Хренников А.И.Хачатурян Д.Д.Шостакович С.С.Прокофьев Коллективы: Квартет им. Бетховина; Большой государственный симфонический оркестр; Оркестр Государственной филармонии Музыкальное искусство
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс повышения квалификации
Методика преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с учётом реализации ФГОС ООО
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДВ-232062
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил провести экспертизы учебников для бакалавриата
Время чтения: 1 минута
В Москве увеличат зарплату педагогам
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор планирует вернуть обязательную сдачу ЕГЭ по базовой математике
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Духовная жизнь советского общества в 1960—1980-е годы
60-90-е годы 20 столетия – это время молодости наших бабушек и дедушек, детства наших родителей. Чем они жили, почему они жили именно так — в каждой семье найдутся свои ответы, свои истории и рассказы, проясняющие жизнь советского общества того времени. Попробуем взглянуть на эту проблему объективно и обратимся к страницам истории.
В конце 60-х гг. отечественная художественная культура стала освобождаться от иллюзий построения коммунизма. Ее творцы, как и большая часть советского общества, все отчетливей осознавали лживость официальных лозунгов, а в слова Н. С. Хрущева о том, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», сказанные на XXII съезде КПСС, вообще мало кто верил.
«Болезненное двоемыслие» — так можно назвать психологическую атмосферу 60-80-х гг., когда люди, с одной стороны, произносили заученные политические лозунги, а с другой — в узком кругу, где-нибудь на кухне, ловили запрещенные и специально заглушаемые вражеские голоса в надежде получить правдивую информацию о политическом и экономическом состоянии страны.
В 70 – 80-е годы была значительно укреплена материальная база культуры. Выросло число общеобразовательных школ и ПТУ, библиотек. В стране насчитывалось около 50 тыс. новых кинотеатров, более 1,5 тыс. различных музеев. Вступила в строй первая очередь Останкинского телевизионного центра. К олимпийским играм были построены новые спортивные сооружения во многих городах страны. Но следует отметить, что культура финансировалась по остаточному принципу, а само открытие школ, вузов, музеев, театров еще не означало автоматического роста культурности народа.
В 60 – 80-е годы обозначилось противостояние двух культур: культуры официальной и раскрепощенной. С конца 60-х годов поддерживаются те произведения, которые трактуют события предвоенных лет и военную историю в духе неосталинизма. Вместе с тем официально приветствуются произведения на производственную тему. С середины 70-х годов была введена система государственных заказов, прежде всего, в кинематографе.
Заранее определялось, сколько должно быть поставлено фильмов на историко-революционную, военно-патриотическую, морально-бытовую темы. В художественной жизни возросло влияние цензурного пресса. Ограничивалось знакомство советских людей с новинками зарубежной художественной культуры. Но, несмотря на эти трудности, художественная культура советского народа была представлена именами многих талантливых писателей.
Среди них были романист Г.Марков («Сибирь»), С.Залыгин («Соленая падь») и многие другие, которые посвятили свои произведения осмыслению событий революционных лет. Тема памяти звучит в произведениях Федорова, Чивилихина, Паустовского, Кетлинской. Тематика войны представлена Симоновым, Чаковским, Стаднюком, Васильевым, Баклановым.
Идеологии неосталинизма противостоит «деревенская проза» Абрамова, Белова, Астафьева, Шукшина, Можаева и др. Особое место заняли произведения Бондарева, Айтматова, Распутина, Гранина. Лидером «бытовой» прозы стал Трифонов. На сценах театров ставились пьесы Арбузова, Вампилова, Шатрова. Настоящим явлением общественной жизни были спектакли Ленкома и Театра на Таганке в Москве. Пользовался успехом во всем мире советский балет, в котором блистала Г.Уланова. Стали известны кинофильмы «А зори здесь тихие» Ростоцкого, «Они сражались за Родину» Бондарчука, «Восхождение» Шипитько.
Многие деятели культуры, которые выражали свои сомнения и протесты, оказывались в заключении или за пределами СССР. В 1965 г. были осуждены режиссер Любимов, писатель Некрасов, поэт Бродский, виолончелист Растропович.
Музыкальная жизнь ярко отражала настроение того времени. Шостакович сумел отстоять идеалы человечности, милосердия, справедливости в жестких условиях тоталитаризма. Более молодые композиторы Петров, Слонимский, Эшпай, Пейко, Щедрин, раскрывали общечеловеческие представления о нравственности, счастье, красоте, правде и лжи, добре и зле. Такие композиторы как Шнитке, Денисов, Губайдуллина отразили «диссидентское» начало.
Мощный пласт отечественной художественной культуры — молодёжные массовые музыкальные жанры. Происходит становление рок-музыки несмотря на противостояние партийно-комсомольской бюрократии, официальной прессы, деятелей культуры старшего поколения.
В эпоху застойного общественного лицемерия и лживых лозунгов «развитого социализма» рок фактически взял на себя функцию молодежного протеста против мифических идолов большевизма. Советский рок стремился говорить о наболевших проблемах молодежи, о социальной несправедливости и всеобщей апатии, призывая к обновлению жизни («Кино» Цоя). С начала 80-х жёсткий стиль «хеви метал» («Круиз», «Ария», «Черный кофе», «Мастер» и др.) стал своеобразным «ответом» советской молодёжи на несправедливость жизни в «мире взрослых».
Этот период не совсем правомерно называть «периодом застоя», т.к. в этот период было создано много выдающихся произведений литературы и искусства, активно развивался театр, кино, спорт.Именно в это время начала развиваться правозащитная деятельность, в 1970 г был создан Комитет защиты прав человека, а в 1977 г принята новая Конституция.
В 1970-80е годы многие литераторы искали такие способы выражения своих мыслей, которые не выглядели прямым вызовом правящей элите. Отношения между властями и правящей элитой находились на грани конфликта, но редко перерастали в открытые противостояния — существовала атмосфера ограниченного компромисса. Духовная жизнь советского общества развивалась очень активно. А духовная оппозиция деятелей искусства сыграла большую роль в размывании идеологических основ советского строя.
Несмотря на общую партийную цензуру, национальная литература сохранила и отразила специфику мировосприятия народов СССР, в том числе и реалий советской власти. Духовная жизнь общества в 1960-1980-е годы стала более насыщенной, чем когда-либо в советской истории.
Событиям явлениям духовной жизни в советском обществе во второй половине 20 века
30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В его основе были передовые идеи русских и зарубежных педагогов: поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважение к личности ребёнка, внедрялись элементы самоуправления и принцип бесплатного обучения. Впрочем, были и издержки: в школах убирались парты, отменялись уроки, задания на дом, учебники, отметки, экзамены.
Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. При университетах и институтах были созданы рабочие факультеты (рабфаки). К 1925 г. выпускники рабфаков, направляемые на учёбу по партийным и комсомольским путёвкам, составляли половину всех абитуриентов. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями. Так началось создание советской интеллигенции.
Власть и интеллигенция
В расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию корифеи художественной культуры Серебряного века. Одни из них считали, что отечественные культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов. К середине 20-х гг. за границей оказались писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники: И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, И. Е. Репин, В. В. Кандинский, М. 3. Шагал и др. Критическую позицию по отношению к большевистской власти занимал и М. Горький, который в 1921 г. выехал за границу и поселился в Италии.
Не все избрали участь эмигрантов. Ряд выдающихся деятелей культуры, таких, как А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков, ушли в глубокую духовную оппозицию, продолжили традиции русского инакомыслия.
Многим казалось, что революция, как очистительная гроза, омолодит страну, разбудит созидающие силы. Они шли навстречу новой жизни, считая себя продолжателями революционных традиций русской культуры. Октябрьская революция уже в первые годы была воспета в стихах В. В. Маяковского («Ода революции», «Левый марш») и А. А. Блока («Двенадцать»), в картинах К. С. Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде») и Б. М. Кустодиева («Большевик»), в первом советском спектакле «Мистерия-буфф» по пьесе Маяковского в постановке В. Э. Мейерхольда и с оформлением К. С. Малевича.
Большевики стремились привлечь к сотрудничеству учёных, особенно тех, кто способствовал укреплению обороны и экономики страны или имел мировое признание. Им обеспечивались сносные по сравнению с другими слоями населения условия жизни и работы. Многие известные учёные считали своим долгом работать на благо Родины, хотя они и не разделяли политических и идеологических воззрений большевиков. Назовём среди них основоположника теории современного самолётостроения Н. Е. Жуковского, создателя геохимии и биохимии B. И. Вернадского, выдающегося химика Н. Д. Зелинского, биохимика А. Н. Баха, отца космонавтики К. Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии физиолога И. П. Павлова, агронома-испытателя И. В. Мичурина, растениевода К. А. Тимирязева и др.
Партийный контроль над духовной жизнью
В конце августа 1922 г. советское правительство выслало из страны 160 учёных и деятелей культуры, среди которых были выдающиеся философы Н. А. Бердяев, C. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, Е. Н. Трубецкой, историк А. А. Кизеветтер, социолог П. А. Сорокин и др. Не разделяя идеологических установок большевизма, они не являлись и активными борцами с ним.
В 1922 г. был учреждён специальный цензурный комитет — Главлит, который осуществлял контроль за всей печатной продукцией, дабы на её страницы не просочились неугодные властям материалы. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.
Однако до 1925 г. культура развивалась в условиях относительной духовной свободы. Бурные внутрипартийные споры мешали выработать единую линию в области культуры. С укреплением позиций Сталина партия «поворачивается лицом к культуре». В 1925 г. была принята резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы». Началось упразднение художественного разномыслия. Утверждался партийный диктат. Так, Н. И. Бухарин предложил интеллигенции «идти под знамёна рабочей диктатуры и марксистской идеологии».
«Сменовеховство»
После Октябрьской революции и Гражданской войны Россию покинуло около 2 млн её граждан — офицеры, солдаты, представители всех сословий и профессий. Большинство эмигрантов были настроены к советской власти враждебно и считали её падение неизбежным. Но были и те, кто иначе смотрел на происходившее в стране. В июле 1921 г. в Праге вышел сборник статей «Смена вех».
В революции, принявшей форму русского бунта, «бессмысленного и беспощадного», его авторы увидели глубокие корни. Большевикам, считали они, удалось вогнать анархию в государственное русло и начать восстановление русской державы. Ради осуществления этой задачи, пусть и руками большевиков, необходимо прекратить борьбу с советской властью, которая неизбежно придёт к восстановлению буржуазно-демократических порядков. В нэпе они увидели подтверждение правильности своих выводов. Главный идеолог сторонников примирения с большевиками — «сменовеховства» — Н. В. Устрялов сравнивал советскую власть с редиской, которая снаружи красная, а внутри белая.
«Сменовеховство» с удовлетворением и даже с облегчением восприняла часть интеллигенции, оставшаяся на родине, на службе новой власти. Эта идеология оправдывала и даже возвышала их, ибо они могли почувствовать себя сопричастными делу воссоздания России. Подобные настроения способствовали возвращению многих людей из эмиграции на родину. Одним из первых в 1923 г. вернулся писатель А. Н. Толстой, позднее, в 30-е гг., приехали в Россию С. С. Прокофьев, М. И. Цветаева, М. Горький, А. И. Куприн.
«Сменовеховство» устраивало и лидеров большевиков. С одной стороны, оно позволяло расколоть эмиграцию, а с другой — освящало результаты Октябрьской революции. Однако они не допустили распространения этих идей в собственной стране.
Большевики и церковь
Большевики ставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Борьба с религией была обусловлена не только их атеистическими воззрениями, но и стремлением устранить опасного конкурента в духовной жизни страны.
Первым актом борьбы стал декрет 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Он послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и её служителям. Повсеместно стали закрываться храмы и монастыри. Их имущество и предметы культа конфисковывались «для революционных нужд». Священнослужителей арестовывали, отправляли на принудительные работы. Они были лишены избирательных прав, облагались самыми высокими налогами, их дети лишались возможности получить специальное или высшее образование.
Главой Русской православной церкви после восстановления патриаршества в 1917 г. стал митрополит Московский Тихон. В январе 1918 г. он предал большевиков анафеме.
Документ
ИЗ ПЕРВОГО ПОСЛАНИЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА. 19 ЯНВАРЯ 1918 г.
Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в русской земле. всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани. Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение.
Охарактеризуйте отношение главы Русской православной церкви к советской власти.
Когда в 1921 г. в Поволжье разразился голод, патриарх обратился к главам христианских церквей с призывом помочь голодающим. Созданный им церковный комитет помощи голодающим поднял всю верующую Россию.
В ответ в феврале 1922 г. Совнарком принял декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Исполнение декрета вылилось в некоторых местах в грабёж церковного имущества. В течение трёх месяцев произошло более тысячи столкновений верующих с отрядами, проводящими реквизиции. Ленин использовал эти события для решающего удара по церкви.
Документ
ИЗ ЗАПИСКИ В. И. ЛЕНИНА. 19 МАРТА 1922 г.
Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо, во всяком случае, будет не в состоянии поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету.
Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом. Без этого никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности. совершенно немыслимы. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать.
С какими целями (их несколько) предлагал Ленин провести изъятие церковных ценностей?
В апреле—мае 1922 г. в Москве и в июле в Петрограде были организованы судебные процессы, ряд крупных церковных иерархов приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем переведён в тюрьму.
Усилилась антирелигиозная пропаганда, был создан Союз воинствующих безбожников, стал выпускаться массовый журнал «Безбожник». После смерти патриарха Тихона в 1925 г. власти не допустили выборов нового патриарха. Принявший патриаршие обязанности митрополит Пётр был выслан на Соловки.
Начало «нового искусства»
Набирали силу новые тенденции и явления в области художественной культуры. Всё громче заявлял о себе Пролеткульт — литературно-художественная и культурно-просветительская организация. Проповедуя идею «чистой пролетарской культуры», её руководители призывали выбросить «на свалку истории» культурные достижения и традиции прошлого. Они создавали художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству пролетариев. В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Она требовала оценивать литературные произведения с точки зрения не их художественных достоинств, а социального происхождения авторов. Всё вышедшее из- под пера писателей не рабоче-крестьянского происхождения объявлялось идейно вредным.
В литературу вошли писатели нового поколения, участники революции и Гражданской войны. Они не только воспевали революционную романтику, но и исследовали жизненные проблемы, психологические конфликты. Таковы произведения И. Э. Бабеля («Конармия»), Вс. В. Иванова («Бронепоезд 14-69»), А. С. Серафимовича («Железный поток»), К. А. Тренёва («Любовь Яровая»), М. А. Шолохова («Донские рассказы»), Д. А. Фурманова («Чапаев»), А. Весёлого («Россия, кровью умытая»).
Во всю мощь раскрылся талант великого русского поэта С. А. Есенина. Его творческая и личная судьба отразила противоречия революционной эпохи: «Остался в прошлом я одной ногою, скольжу и падаю другою».
Востребованным жанром в годы нэпа стала сатира. Она обнажала противоречия времени, которое меняло, часто не в лучшую сторону, характеры людей и их души. Этот жанр был представлен рассказами М. М. Зощенко, романом И. А. Ильфа и Е. П. Петрова «Двенадцать стульев», сатирическими пьесами В. В. Маяковского «Клоп», «Баня».
Большевикам нужны были новые художественные формы воздействия на чувства, агитации за коммунистическое будущее. Расцвело искусство плаката, появлялись талантливые мастера этого жанра — В. Н. Дени («Банда»), Д. С. Моор («Ты записался добровольцем?», «Помогите!»). Особое место занимала новая форма агитационного искусства — «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Острые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Большую роль в создании «Окон РОСТА» сыграл В. В. Маяковский.
Возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Ведущее место занимала группа АХРР (Ассоциация художников революционной России): долгом каждого мастера, считали её члены, является «художественнодокументальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». Эта идея нашла своё воплощение в работах И. И. Бродского, А. М. Герасимова, М. Б. Грекова. Произведения, овеянные революционной романтикой, создал в 20-е гг. скульптор И. Д. Шадр. Классической стала его работа «Булыжник — орудие пролетариата. 1905 год».
Архитекторы создавали гигантские планы строительства городов будущего, в основе которых лежали идеи конструктивизма. В 1919 г. В. Е. Татлин спроектировал «Башню III Интернационала», заложившую основы современного индустриального дизайна.
В историю мирового кино вошли фильмы С. М. Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин», «Октябрь», с которых началось освоение революционной темы в этом виде искусства.
Духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличалась относительной свободой, но по мере укрепления позиций Сталина началось партийное наступление на культуру.