собянин подписал указ об отмене куар кода
Собянин разрешил ходить в летние кафе без QR-кодов до 12 июля
Летние кафе и веранды заведений общепита в Москве до 12 июля можно будет посещать без подтверждающих наличие защиты от коронавирусной инфекции QR-кодов. Соответствующий указ подписал мэр Москвы Сергей Собянин.
«С 24 июня по 11 июля (включительно) допускается посещение сезонных летних кафе при стационарных предприятиях общественного питания без предъявления QR-кода», — говорится в документе.
Одновременно указ освободил от обязанности предъявлять QR-коды постояльцев гостиниц, хостелов и т.д., которые направляются в расположенные в «объектах размещения» кафе. Не потребуются QR-коды и в буфетах и столовых, обслуживающих сотрудников тех предприятий и учебных заведений, в которых они расположены. Но в обоих случаях указом поставлено условие — не пускать в такие кафе, буфеты и столовые посторонних, то есть тех, кто не живет в гостинице, не работает на предприятии или не учится в вузе.
22 июня Собянин подписал указ, в соответствии с которым с 28 июня в кафе и рестораны смогут ходить только «посетители, имеющие защиту» от COVID-19. Доказательством, что такая защита есть, будет считаться QR-код, подтверждающий либо прохождение курса вакцинации от COVID-19, либо перенесенную в последние полгода болезнь, либо наличие свежего (не старее трех дней) документа об отрицательном тесте.
Необходимость жестких мер Собянин объяснил тем, что ситуация с заболеваемостью COVID-19 в столице остается очень сложной, а чтобы массовая вакцинация начала давать результат, «потребуется еще два-три месяца».
В среду, 23 июня, руководитель департамента торговли и услуг столицы Алексей Немерюк заявил, что новый режим работы распространится также на «летние веранды и сезонные кафе, в том числе в парках». Тогда же стало известно, что столичные рестораторы обратились в мэрию Москвы с просьбой о смягчении ограничений. В частности, они попросили освободить посетителей летних веранд кафе от обязанности предъявлять QR-код.
Сергей Собянин: Решение об отмене обязательных QR-кодов принято взвешенно и исходя из эпидемиологической ситуации
С 19 июля в московских кафе и ресторанах на входах отменят обязательные QR-коды. Об этом сообщил Сергей Собянин в интервью для телеканала «Россия 1».
«Это достаточно серьезное решение, но мы принимали его абсолютно взвешенно, исходя из той ситуации, которую мы на сегодня имеем», — заявил Мэр Москвы.
Это было сделано в связи с устойчивым улучшением эпидемиологической ситуации в столице, а также по многочисленным просьбам бизнеса.
Сергей Собянин отметил, что на снижение показателей заболеваемости коронавирусом повлияло выполнение санитарных требований и массовая вакцинация. За последний месяц в столице привились более двух миллионов человек.
«В большинстве своем благодаря вот такому ответственному отношению бизнеса, предприятий удалось выполнить эту задачу. На многих предприятиях, в таких сферах, как здравоохранение, образование, этот показатель приближается к 70 процентам», — отметил Мэр Москвы.
Жители по-прежнему смогут оформить QR-коды, а заведения общепита будут самостоятельно принимать решение, проверять их у всех посетителей или нет. QR-коды доступны переболевшим не более шести месяцев назад и вакцинированным гражданам, а также тем, кто сделал ПЦР-тест и получил отрицательный результат, который действителен 72 часа с момента его регистрации в лаборатории.
Также с 19 июля с сохранением необходимых санитарных требований возобновляют работу фуд-корты, а рестораны и кафе смогут обслуживать посетителей в ночное время (с 23:00 до 06:00). Кроме того, откроются детские игровые комнаты, ночные клубы и бары.
Сейчас в Москве можно сделать прививку от COVID-19 в 119 пунктах вакцинации на базе городских поликлиник по предварительной записи. Кроме того, пройти вакцинацию без записи можно в павильонах «Здоровая Москва», в торговых центрах, центрах госуслуг «Мои документы» и других общественных местах, где работают выездные бригады.
В Москве отменяют обязательные для посещения ресторанов
В Москве с понедельника, 19 июля, перестанет действовать система обязательных для посещения заведений общепита. Об этом заявил мэр столицы Сергей Собянин на заседании координационного совета по борьбе с коронавирусом.
Сергей Собянин, мэр Москвы: «В связи с улучшением ситуации и хорошей динамикой вакцинации мы приняли ряд серьезных решений. (…) С числа мы отменяем обязательные в общепите».
Также Собянин сообщил, что в Москве уже четвертую неделю фиксируется «улучшение основных показателей» по коронавирусу. Однако ситуация остается сложной, сказал он.
Сергей Собянин: «От пика заболеваемости почти в два раза снизилось количество ежедневно выявляемых заболевших ковидом. На треть снизилось количество госпитализаций».
Недавно введенные меры по стимулированию вакцинации показали свою эффективность, также рассказал Собянин. По словам мэра, к настоящему моменту первым компонентом вакцины в столице привиты более 3,8 млн человек. Завершили курс вакцинации более 2 млн горожан.
Власти Подмосковья также приняли решение об отмене с понедельника обязательных для посещения кафе и ресторанов. В губернатора и правительства региона сообщили, что «с 19 июля владельцы предприятий общепита смогут принимать решение о проверке у посетителей самостоятельно». Если заведение решит отменить требование о предъявлении кода, то будет обязано соблюдать антиковидные меры, среди которых термометрия на входе, ношение масок и соблюдение дистанции.
Напомним, что в Москве система заработала 28 июня. Посетителям заведений общепита на входе необходимо предъявить специальный и удостоверение личности. Получить код могут вакцинированные граждане, а также переболевшие и те, у кого есть свежий с отрицательным результатом (срок его действия 72 часа).
🔗 Похожие новости
Новости по теме
Борьба с коронавирусом
Поздно обратился к врачам: друзья переживают за находящегося в реанимации Серова
Роспотребнадзор начал проверку концерта Риты Дакоты
Игры со смертью: как мошенники наживаются на страхах человека перед коронавирусом
Москва попрощалась с QR-кодами
Почему власти свернули систему
Мэрия Москвы с 19 июля отменила систему пропусков в рестораны, оставив горожан и специалистов в недоумении. Врачи называют решение преждевременным, политологи — вынужденным. А бизнес, который местами потерял 80% выручки, не рассчитывает на быстрое восстановление. Зачем вводили и почему свернули систему QR-кодов? С подробностями — Иван Корякин.
Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ / купить фото
Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ / купить фото
«Ну и зачем же я прививался?», — теперь сокрушаются некоторые москвичи. Многие только получили свои долгожданные QR-коды и даже не успели ими воспользоваться. Но это лишний раз напоминает — механизм стимулирования вакцинации оказался рабочим. Первый компонент в Москве получили почти 4 млн человек. Полный цикл прошли более 2 млн. Задача выполнена, заявил Сергей Собянин.
Почему столичные власти заявляют об улучшении эпидемиологической обстановки
Правда, не полностью, считает первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Николай Прохоренко: «Если нет должного уровня доверия населения к государству, то вступают в силу некие побудительные меры. Они в какой-то степени ущемляют права граждан. Сначала ввели QR-коды, потом говорили о других ограничениях. Все это в совокупности показало, что власть настроена решительно. А вот разброд и шатания показывают, что, честно говоря, власти это не особо нужно».
Хотя заболеваемость в Москве действительно идет на спад. Смертность рекордная, но она отражает статистику двухнедельной давности. Тем не менее, решение о снятии ограничений выглядит неожиданным. Ведь если это был метод стимулирования вакцинации, зачем было от него отказываться?
Темпы иммунизации населения теперь упадут, говорит директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович: «Некоторые люди сделали прививку из-за необходимости получить QR-код или из-за боязни. Если исчезнут отрицательные стимулы, то останется только позитивная информация о том, что такое вакцины, как они действуют.
Но число людей, которые будут вакцинироваться благодаря позитивным стимулам, суммарно будет меньше, чем и негативным, и позитивным».
Мэр отдельно поблагодарил рестораторов за вклад в прививочную кампанию. За такое стимулирование им пришлось расплачиваться собственными убытками в первую очередь. За месяц ограничений выручка заведений Москвы без веранд упала на 60–85%, подсчитали в Минпромторге. Продолжать такими темпами было просто опасно, сообщил “Ъ FM” замглавы ведомства Виктор Евтухов: «Выручка некоторых точек, прежде всего быстрого питания, не упала, а даже значительно прибавилась. Но мы же не хотим, чтобы у нас весь общепит состоял из одного McDonald’s и пиццерий. Все-таки есть очень много кафе, семейных ресторанчиков, куда люди привыкли ходить. Не хотелось бы, чтобы они закрывались. Поэтому, как только темпы иммунизации позволили, власти столичного региона и Московской области приняли важное решение по отмене кодов».
Михаил Гуревич — об отмене QR-кодов в столице
Правда, власти столичного региона оценивали падение выручки иначе — не 80%, а 15-20%, говорил в начале месяца заместитель мэра по вопросам экономической политики Владимир Ефимов. Он тогда упрекнул некоторых рестораторов в «играх с общественным мнением» и «злоупотреблениях». Некоторым заведениям, видимо, в подтверждение этих слов пришлось и вовсе закрыться или уйти в вынужденный отпуск, чтобы не работать себе в убыток.
Отмене ограничений рестораторы, конечно, рады, правда, впереди август — худший месяц лета из-за отпусков, — да и сколько придется радоваться, непонятно. Ведь власти становятся все более непредсказуемы в своих действиях.
Но отмена QR-кодов, видимо, стала сюрпризом и для самой мэрии, говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов: «Вопреки традиции, Собянин не публиковал постов ни на сайте, ни в Telegram, которые разъясняли бы эти решения. Это шаг, совершенный под федеральным давлением. Считалось, что, возможно, у власти есть план к середине-концу августа снять часть ограничений для того, чтобы перед парламентскими выборами начать нагнетать социальный оптимизм. Тем не менее, произошел какой-то испуг, связанный либо со сломом в обществе, либо с усилением Собянина. По сути, повторяется июнь 2020 года, когда внезапно были отменены большинство ограничительных мер накануне голосования по Конституции».
Такая непоследовательность, как говорят собеседники “FM”, едва ли добавляет темпов прививочной кампании, цель которой, к слову, уже не 60%, а 80-90% защищенного населения. Зато те, кто по разным причинам не хотят входить в это число, теперь могут не переживать по поводу похода в ресторан. Непонятно, правда, как быть тем, кто сделал татуировку с QR-кодом.
QR сделал свое дело, QR может уйти
С понедельника, 19 июля, в Москве отменяется система QR-кодов, объявил мэр Москвы Сергей Собянин в эфире телеканала «Россия 24». Это решение мэрия приняла совместно с правительством, рассказали РБК два источника, близких к московским властям. Собянин 16 июля обсудил его с премьер-министром Михаилом Мишустиным, рассказали собеседники РБК.
Система QR-кодов выполнила свою задачу и будет отменена в связи с тем, что большая часть московских компаний сумела вакцинировать 60% сотрудников. Всего за последний месяц более двух миллионов человек сделали прививку от COVID-19, сообщил в обращении Собянин. По его словам, задача по стимулированию вакцинации была выполнена благодаря московским рестораторам.
Cобеседник РБК в мэрии допустил, что снятие ограничений связано и с проблемами «задыхающегося» ресторанного бизнеса. «Кафе было плохо, многие плохо пережили еще локдаун, а это все (введение QR-кодов. — РБК) их вообще убивало, так что не в последнюю очередь систему решили отменить из жалости и понимания», — уточнил он.
Вслед за столицей об отмене QR-кодов в кафе с 19 июля заявили и власти Подмосковья.
Система QR-кодов была введена в Москве в конце июня. С 28 июня без них невозможно было попасть в заведения общепита (кроме летних веранд) и на массовые мероприятия численностью более 500 человек. Ограничение было введено для людей старше 18 лет, несовершеннолетние могли посещать кафе и мероприятия в сопровождении взрослых.
Продажи в московских ресторанах и кафе после этого упали вдвое, писал РБК на основе подсчетов аналитического ресурса «Чек Индекс» «Платформы ОФД».
Позже QR-коды начали проверять и на входе в некоторые музеи — в Музее космонавтики, в музее-заповеднике «Царицыно» и музее-усадьбе «Кусково». Минкультуры также рекомендовало ввести такую систему своим подведомственным учреждениям в Москве, включая федеральные театры и кинотеатры.
Основанием для получения QR-кода были сертификат о вакцинации, сведения о перенесенном за последние полгода заболевании коронавирусом, если человек болел «официально» и попал в государственный регистр, либо «чистый» ПЦР-тест.
Ранее глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк в разговоре с журналистами допустил, что система QR-кодов может быть расширена и на другие отрасли. Источник РБК утверждал, что проверка кодов может начаться и в общественном транспорте (такая мера обсуждалась и властями Подмосковья).
Блок видео рекомендаций
После введения системы QR-кодов, а также обязательной вакцинации для работников ряда отраслей ее темпы в столице действительно выросли. К 7 июля Москва впервые с весны, по подсчетам РБК, попала в пятерку регионов с наибольшим процентом вакцинированных жителей.
16 июля в России в очередной раз был установлен рекорд по смертности от COVID-19: умерли 799 человек. Число зараженных за сутки по стране составило 25,7 тыс. человек, в Москве — 5382 заболевших. Помимо Москвы QR-коды ввели и в Подмосковье, Волгоградской области и Якутии. В Московской области QR-коды были нужны даже для посещения веранд кафе, а также зоопарков и детских игровых комнат. Также без кода нельзя было останавливаться в гостиницах больше чем на трое суток, а в такси принимать заказы на перевозку могли только привитые водители.
С QR-кодами возникали проблемы: так, военнослужащие и сотрудники спецслужб жаловались на невозможность получить коды из-за предусмотренных законом ограничений на передачу персональных данных.
Более 30 регионов ввели обязательную вакцинацию для сотрудников, занятых в определенных сферах деятельности. В Бурятии в течение двух недель действовал локдаун, затем его сняли, но часть ограничений осталась. В Туве, помимо прочего, решили остановить движение общественного транспорта по выходным дням.
Как отреагировал бизнес
«Мы рады, что мэр нас услышал», — заявила основатель сети «АндерСон» и бизнес-омбудсмен по малому и среднему предпринимательству Анастасия Татулова. По ее словам, отмена требований о QR-кодах последовала после состоявшейся в четверг, 15 июля, встречи рестораторов с представителями мэрии, на которой она рассказала о тяжелой ситуации и попросила «закончить ограничения».
«Мы говорили о том, что за последние две недели закрылось почти 200 ресторанов, а за весь прошлый пандемийный год — 220. За две с половиной недели мы потеряли почти столько же заведений, как за весь предыдущий год, тяжелейший для индустрии», — говорит Татулова. Бизнес-омбудсмен надеется, что примеру Москвы последуют и власти остальных регионов — по ее мнению, в отличие от обязательной вакцинации QR-коды не оказали существенное влияние на принятие людьми решений о прививке.
Представитель группы «Шоколадница» заявил РБК, что надеется, что восстановление потока посетителей произойдет «за пару недель, так как гости скучают по атмосфере кофеен, летним встречам с друзьями и с радостью вернутся в стены любимых кофеен и ресторанов». У компании привиты 76% сотрудников, указывает собеседник РБК. По словам представителя сети, дополнительных затрат на закупку оборудования для QR-кодов не было — считывать коды можно было обычными смартфонами.
Результаты первых дней работы общепита после введения QR-кодов бизнес оценивал как «удручающие»: «Гостей с веранд смыло ливнем, а в залы ресторанов почти никто не пришел». «В итоге мы имеем падение выручки в заведениях с верандами на 50%, в ресторанах без веранд — до 95%», — говорил РБК управляющий партнер и гендиректор Ginza Project Moscow Максим Ползиков.
Основатель сети ресторанов «Мясо & Рыба» и уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса в Москве Сергей Миронов тогда говорил, что загрузка и выручка у заведений снизились в среднем на 80%. Рестораны рассчитывали, что к ним пойдут 15–16% привитых жителей Москвы, но они не пришли — люди часто ходят в ресторан посидеть компанией, и, если хотя бы у одного человека из компании не будет QR-кода, «вся компания идет домой», пояснял Миронов.
В первые дни после введения QR-кодов выручка московских заведений общепита упала примерно на 20%, следовало из данных налоговой службы о движении денежных средств через кассы, переданных РБК вице-мэром Москвы Владимиром Ефимовым. Похожие данные давал проект «Тинькофф КоронаИндекс»: оборот в сфере общепита Москвы в первый день начала ограничений, 28 июня, упал лишь на 19% по сравнению с предыдущим понедельником (21 июня), при этом средний чек снизился только на 40 руб.
Различие в статистике Миронов объяснял тем, что мэрия видит «среднюю температуру по больнице», сравнивая неделю, начавшуюся с 28 июля, с предыдущей, когда уже не работали рестораны на фуд-кортах и выручка отрасли была ниже, чем несколько недель назад. Но картина у предприятий разная: например, «очень хорошо» работают столовые внутри предприятий, в которые пришли сотрудники предприятий, потому что для их посещения не требовался QR-код, в плюсе были те, кто торгуют навынос пиццей, суши и бургерами, и рестораны с большими летними верандами. Но у ресторанов без веранды, «как правило, все очень плохо», указывал Миронов.
Пик для столичного общепита приходится не на летние месяцы, а на декабрь, следует из данных управления Росстата по Москве и Московской области. До пандемии, в декабре 2019 года, оборот кафе, ресторанов и других заведений общепита превысил 19,7 млрд руб. В июне и июле 2019-го оборот составил 16,3 млрд и 17 млрд руб. соответственно. В июне 2020-го, когда летние веранды кафе смогли возобновить работу только в середине месяца и ближе к его концу посетителей разрешили пускать внутрь заведений, оборот московского общепита упал, по данным Росстата, до 9,5 млрд руб. В июле 2020-го, когда все ограничения были уже сняты, оборот вырос до 15,1 млрд руб.
Почему было принято такое решение
Отмена QR-кодов — в первую очередь предвыборное решение, считает политолог Александр Пожалов. По его словам, социология последних недель показывала высокое раздражение обязательной вакцинацией и другими инициативами чиновников по борьбе с коронавирусом.
Сейчас власть должна была перейти к массовым штрафам для бизнеса и закрытию точек, отмечает Пожалов. 15 июля истек срок, до которого руководители организаций и индивидуальные предприниматели обязаны были обеспечить проведение вакцинации первым компонентом 60% сотрудников. Но, по мнению политолога, жесткие меры перед выборами невозможны по политическим причинам. При этом Пожалов считает, что непоследовательность решений может осложнить дальнейшую работу с общественным мнением в рамках кампании за массовую вакцинацию и ревакцинацию.