собачье сердце главные герои актеры
Фильм — шедевр, актеры — культовые, цитаты — расхожие. Как снимали «Собачье сердце» (22 фото + 1 видео)
– Не читайте до обеда советских газет!
– Все отнять и поделить!
– Котов душили, душили…
– Разруха не в клозетах, а в головах!
– Человеку без документов строго воспрещается существовать.
– Успевает всюду тот, кто никуда не торопится!
Первая экранизация булгаковского шедевра была снята за рубежом в 1976-м. В СССР же только в 1987 году опубликовали написанную в 1925 году повесть Булгакова «Собачье сердце», а режиссер Владимир Бортко экранизировал ее через год.
И только еще через год после экранизации состоялся премьерный показ фильма «Собачье сердце». Он, как и оригинальное произведение Булгакова, пережил трудные времена, но в итоге стал классикой – пересматривать его можно снова и снова.
А ведь после премьеры на фильм обрушилась критика. Трудно передать в полном объеме, как тогда доставалось режиссеру. Экранизацию называли безвкусной дрянью, режиссеру предлагали запретить снимать, и казалось совершенно невозможным изменение отношения власти к «Собачьему сердцу».
— Насколько быстро – за полтора месяца – мы запустились с этим фильмом, настолько сложно было его сдавать, – рассказывал режиссёр. – Худсовет на студии заключил, что кинофильм не сильно удался. На Центральном телевидении были более благосклонны: начали смотреть картину с мрачными лицами, а под конец даже развеселились. Зато газеты на следующее утро после премьеры камня на камне от нас не оставили. Это надо было почитать: дурость редкостная. Помню, позвонил расстроенный Толоконников: «За что нас так? Где мы недоработали?” Я ответил: «Подожди, время рассудит».
Чиновники от культуры выбрали привычный для себя и проверенный временем метод – обругать режиссера и его творение через прессу устами журналистов.
Бортко потом вспоминал:
— Я открыл газеты и обомлел. За достоверность цитат не ручаюсь, но можно поднять архив, и вы убедитесь, что я близок к тексту… Там было написано примерно следующее: «Такого дерьма, как «Собачье сердце», никто отродясь не снимал. Режиссёру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста». Но я все-таки уцелел. Чувствовал, что все сделал правильно. За границей нас приняли благосклонно… А через два года после выхода «Собачьего сердца» на экран мне и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию.
Кроме этого, фильм был награжден за лучшую операторскую работу, получил Гран-при международного фестиваль Prix Italia в номинации «Игровое кино» и несколько раз получал призы за режиссуру.
Евгений Евстигнеев, Владимир Федоров и Владимир Бортко на съемках
ПРО СЦЕНАРИЙ
Сценарий Бортко писал в соавторстве с женой Натальей, и использовал тексты рассказов и писем Булгакова. Например, профессор Персиков был взят из произведения «Роковые яйца», рассказ дворника, прочитавшего два тома словаря Брокгауза и Эфрона – цитата из рассказа «Самоцветный быт», сцена с соседями профессора, занимающимися столоверчением – из рассказа «Спиритический сеанс», крестины детей пролетариев позаимствованы из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Капорцева», а цирковая пророчица («Сделай загадочное лицо, дура!») – из рассказа «Мадмазель Жанна» и т.д.
Это прекрасно объясняет удивление зрителей, кинувшихся скупать тиражи произведения в книжных магазинах и не обнаруживших многих цитат из фильма в первоисточнике.
Целью насыщения сценария такими яркими деталями было желание режиссера наполнить историю жизнью и колоритным бытом, раздвинуть стены профессорской квартиры и перенести действие в народ и на улицы.
Оставалось найти подходящих исполнителей. Бортко вспоминал:
— Одна древняя редакторша «Ленфильма» говорила мне: «Вова, запомни, 80 процентов успеха — это актеры. Поверь мне, я начинала с Эйзенштейном».
ПОДБОР АКТЕРОВ
Профессор Преображенский
Среди звезд советского кино на роль профессора Преображенского пробовались Михаил Ульянов, Леонид Броневой и Юрий Яковлев. Все они сыграли на пробах великолепно, но, когда на пробы пришел Евгений Александрович, то стало понятно – его Филипп Филиппович гениален.
Евстигнеев получил эту роль очень вовремя – он был в состоянии творческого кризиса.
— Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его, – говорит сын актёра Денис Евстигнеев. – Трудно соглашаясь на работу в «Собачьем сердце» (он отказывался сниматься, ссылаясь на слишком большой объем его реплик), он потом просто жил ею. Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены…
Дело в том, что незадолго до этого, как раз после раздела МХАТа, перенесший инфаркт Евгений Александрович попросил худрука Олега Ефремова не занимать его в новых спектаклях. Ефремов воспринял это как предательство и сгоряча выдал: «Так иди на пенсию…» А тут такая роль!
— Все актеры на пробах замечательно играли, но Евстигнеев был точнее, — вспоминает Бортко.— Он, как и я, не читал «Собачьего сердца”. И спрашивал у родственников, стоит ли ему сниматься. Они дружно отвечали: «Да!». Всё он делал правильно, разве что походкой профессор Преображенский напоминал профессора Плейшнера из «17 мгновений весны». Я сказал ему об этом. «А какой она должна быть?” — последовал вопрос. Отвечаю: «Как у Менделеева Д. И.».
Позже сам Евстигнеев признается, что это роль на всю жизнь останется для него самой любимой.
Доктор Борменталь
В Борисе Плотникове, актере Московского театра сатиры, режиссёр увидел доктора Борменталя. Сначала Плотников робел и тушевался на одной съемочной площадке с именитым артистом, но Евстигнеев сказал ему: «Мы с вами равны, коллега», и Плотников раскрылся в полной мере.
Шариков
Сложнее всего оказалось найти актера на роль Шарикова – ведь режиссеру требовался этакий человек-собака. На все киностудии и по некоторым театрам страны разослали телеграмму с просьбой выслать фото самых уродливых актеров.
Как это ни удивительно, но на эту роль претендовали такие звезды кино, как Николай Караченцов и Алексей Жарков. Их Бортко не утвердил, считая, что в них зритель увидел бы не персонажа, а уже известных актеров.
В итоге выбор пал на Владимира Толоконникова – актера алма-атинского театра, фото которого режиссер обнаружил в актерской базе.
Когда же Владимира Толоконникова привезли на пробы, то, как вспоминал позже режиссер, он увидел перед собой реального «пса в галстуке», гениально провозгласившего тост «Желаю, чтобы все!». В тот же день актер был утвержден на роль.
— Как мне говорят, он на меня на первого указал — первого вызывайте, — говорит о режиссёре Толоконников. — Пробовал я с Броневым, с Симоновым. Я так и думал, что Броневой будет играть. А, оказывается, третья проба была с Евстигнеевым. Я уже на первой пробе почувствовал, что понравился Бортко. Он мне сам подавал реплики, а потом периодически выходил из помещения. Впоследствии признался, что выходил, потому что не мог сдерживаться, его сотрясал смех.
Чиновникам из худсовета этот выбор не понравился – они настаивали, что играть должен любимец публики Караченцов. Действие возымел ультиматум режиссера: дескать, или Толоконников, или я не буду снимать.
Шарик
Чтобы найти исполнителя роли пса съёмочная бригада узнала координаты хозяев потенциальных Шариков в клубе служебного собаководства. Среди них была хозяйка Карая Елена Никифорова – ей позвонили и предложили придти на кастинг. Карая выбрали из более чем 20 претендентов, и решающим аргументом стала его внешность: одно ухо у пса стояло, а другое – висело. На съемках часто делали дубли из-за игры актеров, но пес не входил в их число – все команды он выполнял с первого раза.
На съемочной площадке Карай сразу стал всеобщим любимцем. Он всегда «здоровался» с Евстигнеевым, а тот в ответ приветливо трепал его. Толоконников, съемки которого не совпадали со съемками пса, один раз специально приходил на площадку, чтобы познакомиться со своим «предшественником», как он его называл. Только Бортко опасался Карай на съемочной площадке – наверное, понимал, что он тут главный.
Служивший в милиции пес почти ничего не боялся во время съемок – ни грима, ни бинтов, ни софитов, ни даже страшной гудящей машины – ветродуя, которым нагоняли метель, потому что зима в год съёмок выдалась малоснежная. Единственное, чего он боялся – это уколов: он на самом деле вырывался, когда ему вводили снотворное, но в результате это сделало натуральнее его и так идеальную актерскую игру.
С помощью Елены специально для фильма Карай научился новым для себя вещам: сидеть «зайчиком», ходить на задних лапах, огрызаться на кошек (хотя в жизни Карай жил с кошкой в одной квартире и очень ее любил). И даже обидно, что эпизод с кошкой, над которым пришлось помучиться, так и не вошел в фильм.
Нелегко далась Караю и сцена с колбасой – колбаса была очень соленая, а за несколько дублей его просто закормили ею. Несмотря на это, пес каждый раз добросовестно ловил ее, а потом сплевывал и бежал к ведру с водой, чтобы запить.
Единственная серьезная проблема со съемками возникла у Карая в эпизоде, где он должен был укусить человека за ногу. Так как никто из актеров не хотел быть «укушенным”, сделали муляж, но умный пес сразу распознал подмену и долго отказывался ее кусать.
После дебюта в «Собачьем сердце» Карай снялся в короткометражке «Переэкзаменовка», в детской сказке Одесской киностудии «Рок-н-ролл для принцессы» и в эпизодических ролях в фильмах «Навеки 19-летний» и «Свадебный марш». В 1990 году пёс умер от отравления.
Швондер
Роман Карцев сыграл председателя домкома так, что Швондер стал именем нарицательным и оказался лучшей ролью талантливого комика в кино.
ИНТЕРЕСНЫЕ ПОДРОБНОСТИ СО СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ
— На съёмки в Ленинград Евстигнеев с Плотниковым ездили в «Красной стреле», и едва войдя в купе, народный артист СССР ставил на стол бутылку коньяка и заводил долгий разговор.
Актриса Малого драматического театра Санкт-Петербурга, исполнительница роли заведующей культотделом Вяземской Наталья Фоменко, одна из свидетельниц работы Евстигнеева на съёмках, вспоминала:
— Ни для кого не было секретом тяжелое душевное состояние Евстигнеева в то время. Иногда он брал свой дипломатик и удалялся в комнату, объявляя: «Пойду поучу текст!” А выходил оттуда уже навеселе. К концу дня реквизиторы этот дипломатик с коньячком уже припрятывали…
Из-за этого Бортко однажды поссорился с актером. Это был первый и последний их конфликт, и с тех пор на работе Евгений Александрович спиртного не употреблял.
— На съёмках Толоконников все время был недоволен своей игрой и постоянно просил переснять или переделать сцены, на что Бортко обычно отвечал: «А иди ты, всегда ты чем-то недоволен».
— Мы переснимали только один раз, — говорит актер. — Помните, эпизод с галстуком, когда я говорю: «Документ мне нужен, Филипп Филиппыч”. Первоначально эта сцена решалась, что я, вроде Сталина, должен был сидеть за столом. Но потом ее переделали. Тогда же коммунисты были еще сильны, шел переходный период. Или вот другая сцена, которой нет у Булгакова, — когда Шариков на трибуне выступает. Этот кадр хотели вырезать, но Бортко заявил: «Я, может быть, из-за этого кадра весь фильм делал». Я Шарикова обожаю! Это прекрасный человечек, испорченный Швондером и гипофизом Клима Чугункина, который ему вшили. Он же не виноват в этом. Если бы ему пересадили гипофиз Эйнштейна, он был бы Эйнштейном.
— В книге Булгакова Шариков не играл на балалайке и не пел частушек – в повести было просто написано «поют», но увидев однажды, как бойко Владимир Толоконников отплясывает в римской аудитории на репетиции, режиссер понял, что тут нужны частушки вроде тех, что были у Есенина: «Пароход плывет мимо пристани, будем рыбу мы кормить коммунистами!». Он позвонил своему знакомому барду Юлию Киму и сказал: нужны частушки, и уже через день он получил «Эх, яблочко, мое ты спелое».
— Во время съёмки сцены, где Шариков разбивает стёкла в буфете, пока его ловит Борменталь, Толоконников сильно порезал ногу на самом деле.
— Он пытается проникнуть в свою прошлую жизнь. Это был как бы оправдательный момент, и я старался сыграть эпизод так, чтобы Шарикова защитить. Я собак любил с детства, у меня всегда их было очень много. И видимо, это они мне дали отмашку — иди, мол, скажи за нас слово. Но это, конечно, шутка, – вспоминал позднее Толоконников.
— Хотя по сценарию действие фильма происходит в Москве, съёмки проходили в Ленинграде, и улицы Москвы «сыграли» питерские улицы:Обухов переулок, где находится дом, в котором проживал Преображенский, снимали на Моховой,Пречистенкой, где Шарик с профессором встретились, стала Боровая улица,
Также съемки проходили на улице Рылеева, на Преображенской площади, в Дегтярном переулке и в других местах северной столицы.
— Во время съёмок эпизода с устроенным Шариковым потопом Евстигнеева дубль за дублем носил на себе помощник режиссёра Юрий Вертлиб: никто не хотел, чтобы тот намочил ноги и заболел.
— Чтобы передать на экране колорит того времени и стилизовать фильм под кино 1930-х, Бортко применил в съемках фильма специальный фильтр – «сепию». Впоследствии режиссёр применял этот прием при съемках фильмов «Мастер и Маргарита» и «Идиот».
— Кадры в фильме с участием трамвая, на которых представлена якобы документальная хроника, были сняты специально для «Собачьего сердца».
— Второстепенный персонаж кухарки в доме профессора благодаря неоспоримому актерскому таланту Нины Руслановой стал фактически главным женским образом картины.
— «Филиппыч ну скажи ему» — был экспромт от Толоконникова. Смеялись всей площадкой:
— Псу Караю на момент начала съемок было 5 лет, он состоял на службе в милиции и уже отличился 38 задержаниями.
— В этом фильме режиссёр Бортко снялся в эпизодической роли зеваки в Обуховом переулке.
Шариков — интеллигент из Казахстана: истинные судьбы актеров «Собачьего сердца»
«Он похож на собаку!» — Шариковым мог стать Караченцов
Чтобы сыграть пса, превратившегося в человека, нужен не только талант — необходимо какое-то внешнее сходство и внутреннее «попадание». Режиссер Владимир Бортко дал ассистентам четкое задание: отыскать актера, похожего на собаку. Растерянные ассистенты кого только не предлагали, дошло дело даже до Николая Караченцова и Алексея Жаркова, но все было «не то».
Наконец, Бортко пригласил на пробы театрального актера из Казахстана — ему понравилось фото Владимира Толоконникова. И первый же пробный дубль покорил режиссера: Толоконников так лихо опрокинул рюмку водки, предварительно произнеся тост «Ну, желаю, чтобы все!», — что немедленно был утвержден.
Шариков — главная роль жизни
Роль Шарикова стала для артиста переломной: его популярность взлетела до небес, его начали приглашать и другие режиссеры, он сыграл множество ролей. А ведь на момент съемок Толоконникову было уже 45 лет, и он давно перестал надеяться на чудо, решив, что до конца жизни так и будет играть Лешего в детских спектаклях театра Алма-Аты.
И только Владимиру Бортко каким-то чутьем удалось уловить удивительную органичность и талант этого актера, которые вместе с той самой специфической внешностью «сделали» настоящего Шарикова. А для Толоконникова эта работа стала и звездным часом, и причиной для огорчений. Дело в том, что он очень уж хорошо вжился в роль Шарикова: его так и окликали на улицах. Актер сильно обижался, хотя понимал: если бы не Шариков, его бы вообще никто не знал.
После «Собачьего сердца» его карьера пошла вверх: он сыграл в полусотне картин, и многие из его работ стали известными. Например, за роль Хоттабыча в одноименной комедии актеру вручили премию MTV. Интересно, что в жизни Владимир Алексеевич был полной противоположностью Шарикова: о нем рассказывали, как об очень интеллигентном человеке, тонком ценителе искусства. Его не стало в 2017 году, в разгар съемок в сериале «СуперБобровы».
Профессор Преображенский — пробовались Броневой, Яковлев и Ульянов
Режиссеру было очень важно найти такого Преображенского, чтобы он с первых минут безошибочно покорял сердца зрителей: интеллигентного, гениального, искреннего. Бортко вдумчиво перебирал образы известных артистов, размышляя, кому доверить роль Филиппа Филипповича.
Фото: как спустя 30 лет выглядят актеры культового фильма «Собачье сердце»
Как же жаль, что некоторых из них уже нет с нами…
В следующем месяце, 19 ноября, своеобразную «круглую дату» – 30-летний юбилей – будет отмечать один из лучших фильмов советского кинематографа, подаривший нам множество цитат и афоризмов; вряд ли хоть кто-то в России не знаком с шедевральным «не читайте до обеда советских газет» из «Собачьего сердца», экранизации одноименной повести Михаила Булгакова. Спустя 30 лет после выхода картины на экраны «Киноафиша» предлагает взглянуть, как изменились за прошедшие годы главные звезды «Собачьего сердца».
Роман Карцев (Швондер, председатель домкома)
С обаятельнейшим одесситом мы вынуждены были попрощаться совсем недавно: Роман Карцев скончался 2 октября 2018 года, не дожив несколько месяцев до 80-летнего юбилея. Работать в кино культовый советский актер продолжал до самой старости – последней его ролью стала роль одесского таксиста в мелодраме «В стиле jazz» с Аглаей Шиловской.
Нина Русланова (Дарья Петровна Иванова, кухарка в доме профессора)
В этом году народная артистка РФ будет отмечать 73-летие. Несмотря на почтенный возраст, Нина Русланова продолжает периодически мелькать на большом экране – в 2014 году, например, ее можно было увидеть в нашумевшем отечественном фильме «Вий 3D».
Владимир Бортко (режиссер, появляется в фильме в эпизодической роли зеваки)
Экранизация повести Булгакова принесла Владимиру Владимировичу международную известность и Государственную премию РСФСР, а позднее с творчеством Булгакова Бортко работал еще не раз – например, снял сериал «Мастер и Маргарита», собрав в кадре таких звезд, как Олег Басилашвили, Александр Абдулов, Сергей Безруков.
Анжелика Неволина (Васнецова, машинистка в конторе)
Заслуженная артистка РФ, в этом году отметившая 56-летие, по-прежнему работает и в кино, и на театральной сцене, а также активно занимается озвучиванием анимационных лент – голос Неволиной, например, можно было услышать в «Приключениях Флика» и «Истории игрушек», где Анжелика озвучила Барби. В последние годы Неволина активно снимается в сериалах – «Провинциал», «Чужие», «Лучше не бывает».
Ольга Мелихова (Зинаида Прокофьевна Бунина, социальный работник в доме Преображенского, служанка)
Поклонникам отечественного кинематографа Мелихова так и осталась знакомой только по роли Зинаиды Прокофьевны в «Собачьем сердце» – ролей в кино у Ольги действительно мало, всего 7, поскольку основная ее профессия – актриса театра. Мелихова много лет проработала в Ленинградском государственном молодежном театре на Фонтанке. В 2009 году из России Мелихова уехала в Финляндию, где и живет сегодня.
Борис Плотников (Иван Арнольдович Борменталь, доктор, ассистент профессора)
69-летний актер продолжает сниматься в кино и в сериалах, а также работать в театре, и, судя по количеству заявленных новых проектов и ролей, снижать темпы, к счастью, совсем не собирается. В 2019 году Плотникова можно будет увидеть в новом историческом сериале «Годунов», главную роль в котором играет Сергей Безруков.
Евгений Евстигнеев (профессор Преображенский)
К сожалению, с «профессором Преображенским» поклонникам отечественного кино пришлось проститься давным-давно: Евгений Евстигнеев скончался в 1992 году, не дожив до операции на сердце, которую актеру должны были провести в Лондоне. Могила Евстигнеева расположена на Новодевичьем кладбище, а в Нижнем Новгороде, где актер родился в 1926 году, ему установлен памятник.
Юрий Кузнецов (начитанный дворник «Мандриан»)
3 сентября Юрий Александрович отметил 72-й день рождения и, несмотря на почтенный возраст, по-прежнему много и упорно работает – его можно видеть и на большом экране, и на малом, в многочисленных фильмах и телесериалах. Под конец этого года зрителям предстоит попрощаться с Кузнецовым и другими полюбившимися героями в новогодней комедии «Елки последние» (официально подтверждено, что фильм завершит многосерийную франшизу).
Владимир Толоконников (Полиграф Полиграфович Шариков)
Замечательный актер, который навсегда останется в памяти многих зрителей именно как Шариков, скончался в возрасте 74 лет в Москве 15 июля 2017 года. Толоконников работал до последнего – он умер от остановки сердца прямо на съемочной площадке, во время съёмок продолжения комедии «СуперБобровы». Только что стартовавшая в кинотеатрах «СуперБобровы. Народные мстители» (премьера в России состоялась 20 октября 2018) – последняя в жизни роль Владимира Алексееевича.
Как сложилась судьба актеров из фильма «Собачье сердце» (6 фото)
А вот для многих актеров, снявшихся в «Собачьем сердце», фильм так и не стал судьбоносным.
Но, несмотря на то, что актерская карьера шла вполне успешно, Ольга решила изменить свою судьбу. В 1993 году она устроилась в качестве менеджера в крупную компанию по продаже мебели. Дослужилась до должности управляющего. Живет в Санкт-Петербурге.
Наталья родилась в поселке Бзагаш Красноярского края. Учиться отправилась в Ленинград. В 1979 году окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии.
В картине Бортко актриса Анжелика Неволина сыграла машинистку Васнецову.
Иван Ганжа ( на фото справа)
О его судьбе известно крайне мало. Говорят, что в жизни Иван был очень добрым и отзывчивым человеком, хотя жизнь и не была к нему особо благосклонна. Любил лошадей, сам занимался верховой ездой и обучал этому детей. Друзья вспоминают, что он никогда ни с кем не был груб или невежлив. Не пил и не ругался матом.
Иван ушел из жизни в августе 2009 года.
Замечательный драматический актер Алексей Миронов появляется в фильме в роли дворника Федора.
Алексей Миронов пришел в армию мальчишкой, ему не было и семнадцати. Как и многие ребята, рвавшиеся на фронт, приписал себе год. Будущий актер прошел всю войну, дошел до Берлина и брал этот город, дослужился до офицера. После войны преподавал в Школе сержантского состава в Вене. В 1946 году, уволившись из рядов Красной армии, он вернулся в Москву и поступил в ГИТИС.
Но актерская профессия давалась Алексею крайне тяжело. Он работал в Калининградском и Мурманском областных драмтеатрах, а с 1953 года служил на сцене театра Советской армии. Причем, целых 35 лет. Но, в конце концов Алексей Миронов разочаровался в искусстве театра. Для него не было хороших ролей.
С тех пор актер снимался почти ежегодно. Роли его были небольшие, но характерные. Алексей Миронов был из тех актеров, которые одним своим появлением привносят в фильм какую-то необыкновенную достоверность. Так, в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» заняты около сорока актеров. Но не затерялся среди других и Миронов, исполнивший роль водителя опергруппы Копытина. Он проходит через весь фильм как бы на заднем плане, и все равно ясно виден его характер, его взгляды на жизнь.