со дна вершины главный герой актер инвалид или нет
«Человек борется и через боль становится сильнее. Это настоящая победа!»
Актер Павел Шевандо — о дебюте в фильме «Со дна вершины» и прототипе своего героя.
Актер Павел Шевандо — о дебюте в фильме «Со дна вершины» и прототипе своего героя
На российские экраны вышла спортивная драма «Со дна вершины». Это история о человеке, который, оставшись без ног, смог вернуться в спорт и стать победителем. Прототипом главного героя, которого сыграл 24-летний актер Павел Шевандо, стал двукратный паралимпийский чемпион Алексей Мошкин, который в фильме исполняет роль тренера. Согласно поручению Президента Владимира Путина государственную поддержку проекту оказало министерство культуры РФ. По словам Павла Шевандо, такие картины нужны, чтобы люди верили в себя и шли к своей цели. Своими впечатлениями о съемках актер поделился с Татьяной Скороходовой.
«С»: Павел, поздравляем с удачным дебютом!
— Спасибо. Благодарен судьбе за возможность сниматься в этой картине. Продюсеры долго искали исполнителя главной роли. Они пришли на дипломный спектакль нашей театральной школы — «Пастух и пастушка», который стал своего рода кастингом. Преподаватели сказали: «Привыкайте, это нормально. Кого-то пригласят, а кого-то — нет». Я тогда подумал, что мне точно не «светит», потому что не вписываюсь в образ главного героя. Был уверен, что выберут другого актера. Каково же было мое удивление, когда продюсеры фильма сказали, что им понравился Павел Шевандо. И тут же пригласили на пробы. Радости не было предела! Повезло, что досталась непростая и интересная роль!
«С»: Услышав историю своего героя, вы сказали, что такое пережить нереально…
— Действительно, был шок. В первый момент было трудно поверить, что в реальной жизни есть такой человек Алексей Мошкин. Захотелось увидеть его вживую, пообщаться, задать вопросы. При первой встрече почувствовал исходящую от Алексея сильную энергетику. Мне передались его уверенность, твердость и спокойствие. Вроде бы обычный человек, лишнего слова не проронит, но сколько в нем силы и выносливости! Алексей во время съемок меня подбадривал. Благодарен ему за помощь в работе. Продюсеры постоянно говорили, что я должен «прожить» историю Алексея Мошкина. Думаю, мне это удалось.
«С»: Как вы думаете, смогли бы, как он, подняться «со дна вершины»?
— В процессе съемок понял, что такое настоящая сила воли. Думаю, мне до этого далеко. Когда снимали роковой момент падения, почувствовал пере-
живания моего героя. Земля уходит из-под ног. Тяжело собраться с силами, постоянно мучает вопрос: «Что будет дальше?» Когда успокаиваешься, понимаешь: нужно идти дальше. Иначе просто нельзя. Такие фильмы нужны, чтобы люди верили в себя и, не сворачивая с пути, шли к своей цели.
«С»: Кроме Алексея Мошкина, у вас был перед глазами еще один пример — сопродюсер картины Руслан Витрянюк, который нашел в себе силы справиться с тяжелым недугом и начать жизнь заново.
— Он действительно сильно болел. Из-за инсульта был парализован и потерял зрение, но не сдался и стал победителем. Это человек, с которого стоит брать пример!
«С»: Картину снимали несколько лет…
— Честно говоря, не знаю, почему процесс затянулся. На этот счет существуют разные версии. Слышал, что возникли проблемы с финансированием… Начали с одним режиссером, а после годичного перерыва — с другим… Поначалу съемочная группа работала «спустя рукава». Но потом ситуация изменилась к лучшему. Мне довелось работать с такими мэтрами, как Владимир Вдовиченков и Сергей Никоненко. Помню, как Вдовиченков «строил» режиссера. Ругался, когда ему что-то было непонятно. Но это все по делу. А с Никоненко мы ездили в Ярославль на кинематографический фестиваль «Созвездие». Он очень тепло со мной общался и похвалил после просмотра картины. Значит, работа проделана не зря.
«С»: Вы сами делали «горнолыжные трюки»?
— Некоторые — да, но самые опасные выполняли каскадеры. К сожалению, никогда не увлекался горнолыжным спортом. В детстве занимался баскетболом, который мне очень нравился. А лыжи — это не мое. Но с удовольствием принял предложение Алексея Мошкина покататься на горных склонах. Правда, и у него, и у меня постоянно не хватает времени.
«С»: Как оцениваете фильм «Движение вверх»?
— Неплохая работа! История понравилась зрителям, актеры выполнили свою миссию. Коллеги в театре говорили, что просто не могли смотреть этот фильм, потому что герои «неживые», а их речь «ненастоящая». Но у всех разное мнение… Многие говорили, что история моего героя похожа на историю главного персонажа «Движения вверх». Человек борется и через боль становится сильнее. Это настоящая победа!
«С»: Девиз фильма «Со дна вершины»: «Побеждает тот, в чьем сердце больше любви!»
— Поддержка любимых людей играет важную роль в жизни каждого человека. Она спасает в самые сложные моменты. Но все зависит от нас самих, от наших стремлений. Мы должны верить в себя, свои силы. И тогда все получится!
«С»: Картина получила поддержку Владимира Путина.
— Приятно, что Президент не оставил без внимания наш фильм. Продюсеры и Алексей Мошкин лично встречались с Владимиром Владимировичем. Мошкин даже договорился покататься с ним на горных лыжах… Если бы у меня была возможность пообщаться с Путиным, то я в первую очередь спросил мнение о нашем фильме. Хочется верить, что он затронет сердца зрителей. Признаюсь, мне было немного страшно перед премьерой.
Как снимали фильм «Со дна вершины»
1 марта 2018 года за 8 дней до начала XII Паралимпийских зимних игр в Пхенчхане на большие экраны вышла спортивная российская драма «Со дна вершины». В отечественном кинематографе тема спортивных достижений, сплетенных с непростыми историями людей, имеет большую популярность в последнем десятилетии. Это, например, «Легенда №17», «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее», «Движение вверх», «Тренер» и другие. Чем выделяется данная картина? Попробуем ответить на данный вопрос и осветить ряд других моментов про фильм «Со дна вершины» 2017: актеры и роли, описание фильма, как снимали.
Создание сценария и сюжет картины
Как рассказывает Тамара Цоцория, основной продюсер и режиссер фильма, работа длилась более 5 лет. За это время сценарий несколько раз писался заново: первоначальная версия показалась Цоцориной слишком тяжелой и мрачной, она же хотела сделать более светлый, вдохновляющий фильм. Неизменным оставалось стремление сделать кино про победу человека над собой, про преодоление себя. Тема волевого изменения своего положения постоянно используется в спортивных фильмах, однако особенностью данной картины стало то, что ее главный герой, Алексей Царев, – спортсмен паралимпиец.
Кстати, фильм «Со дна вершины» основан на реальных событиях – прототипом Царева послужил Алексей Мошкин, дважды ставший чемпионом паралимпийских игр по горным лыжам. Он же выступил в роли консультанта при создании картины. Конечная версия сценария была написана Рауфом Кубаевым («Географ глобус пропил», «С чего начинается Родина»), которому удалось создать цельный костяк повествования, реализовав основную идею преодоления себя.
Алексей Мошкин (второй справа) со съемочной группой
Сюжет фильма строится вокруг истории двух друзей – Алексея и его друга Константина. Оба занимаются горнолыжным спортом, состоят в юношеской сборной и конкурируют друг с другом. Они также соревнуются за внимание и симпатию их одноклассницы – Лины. Но однажды все меняется: Алексей по вине друга попадает в инцидент на канатной дороге, после чего оказывается в больнице. С этого момента ему приходится практически учиться заново жить. Герой, несмотря на все трудности, преодолевает возникшие препятствия благодаря силе духа, силе любви и силе дружбы.
Съемочная группа и актерский состав
Цоцория не единственный режиссер «Со дна вершины». После многочисленных изменений в составе съемочной группы к ней присоединились Яна Поляруш и Константин Кутуев – оба не имели до этой работы большого режиссерского багажа. Поляруш, правда, участвовала в создании комедии «Видримасгор, или История моего космоса». Оператором стал Илья Овсенев («Неадекватные люди», «Сладкая жизнь»). Он в 2020 году работал над другой спортивной драмой, основанной на реальных событиях, – «Один вдох» про тренера по плаванию, которая решила заняться фридайвингом.
Команда долгое время не могла найти подходящего кандидата на роль Алексея Царева. Спустя некоторое время Цоцорина и ее коллеги получили приглашение от агента актера Владимира Вдовиченкова, который на тот момент дал согласие исполнить роль отца главного героя, посетить дипломный спектакль Московской театральной школы Олега Табакова «Пастух и пастушка». На нем продюсер и заприметила молодого актера Павла Шевандо, который, несмотря на не самый подходящий типаж, смотрелся крайне органично. Притом сам Павел признался, что был уверен, что выберут кого-то другого.
Вдовиченков и Шевандо
Наталья Кузьмина, которая исполнила роль Лины, попала в проект случайно. Она просто по ошибке зашла не в то помещение в здании Мосфильма. Тамара Цоцория догнала ее уже в коридоре. Примечательно, что уже через год Наталья снимается в клипе у известного американского хип-хоп исполнителя Lil Pump, а уже через год – в клипе у Арианы Гранде.
Наталья Кузьмина в роли Лины
Локации фильма
География съемок картины достаточно обширная. Один из городов, где снимали фильм «Со дна вершины», – Кировск в Мурманской области. Туда команде для работы над разными сценами пришлось возвращаться три раза. Отдельные эпизоды снимались также в Сочи, Яхроме, Московской области, Ульяновске, Москве. У группы уходило достаточно много времени на экспедиции. В связи с этим возникали, в том числе, и проблемы с бюджетом.
Кадр с тренировкой Алексея
Одна из животрепещущих сцен фильма, когда Царев принимает участие в Кубке Мэра, но из-за падения ломает протез и катится со склона, была снята в Калуге. Для съемок финала фильма – участия спортсмена в Паралимпиаде – команда отправилась во Францию в Валь-д’Изер, где на тот момент проходил Кубок мира по горным лыжам.
Особенности процесса съемок
Во-первых, стоит заметить, что съемки фильма шли длительное время, так как продюсеров картины не устроила работа первой съемочной группы. С ней пришлось распрощаться и потом переснимать около 70 процентов материала. Это же сильно подорвало бюджет картины и вынудило создателей искать дополнительных спонсоров.
В фильме было задействовано множество каскадеров. Хотя Павел Шевандо сам выполнял некоторые трюки, он по собственному признанию, никогда не питал особую страсть к горным лыжам. Смежные кадры с участием актера и дублера сейчас легко монтируются и склеиваются с помощью программ для обработки видео. Порой замену актеру приходилось искать прямо на месте. Например, привезенный каскадер, который должен был сниматься в упомянутой выше сцене с падением во время участия в Кубке Мэра, специализировался на трюках с лошадьми и не смог приспособиться к горным лыжам. В итоге группа нашла местного экстремала Илью Малыгина, изначально согласившегося на участие в проекте из соображений выгоды, но потом влившегося в процесс и ставшего полноценным членом команды.
Главный герой и его тренер
На самом деле в фильме «Со дна вершины» не снимался актер-инвалид без ног. Однако в некоторых сценах Шевандо заменял дублер – Сергей Александров, альпинист, потерявший ноги. Сергей, между прочим, вошел в состав российской паралимпийской сборной и принял участие в соревнованиях в Пхенчхане в год выхода фильма.
Создание собственного фильма
Картина «Со дна вершины» – достойная отечественная драма, призванная вдохновлять и мотивировать тех, кто ее смотрит. Это также первый художественный фильм, посвященный в нашей стране паралимпийцам. Несмотря на то, что команда не располагала большим бюджетом, ей удалось создать хорошее произведение за счет ответственного подхода к материалу: разработки сценария, консультаций с профессионалами и так далее.
Съемочная группа «Со дна вершины»
Если вы тоже хотите попробовать себя в роли режиссера кино или клипа, вам нужно учесть несколько важных моментов. Самое главное – хорошая идея и продуманный сценарий. Потратьте на это достаточно времени. С технической составляющей все проще: подойдет даже камера на хорошем смартфоне, либо недорогой полупрофессиональный аппарат. Такие устройства отлично будут сочетаться, например, с жанром мокьюментари или даже инди-хоррором.
И, наконец, вам будет необходима программа для монтажа видео, которая понадобится на этапе постобработки материала. Тут все еще проще: воспользуйтесь редактором ВидеоМОНТАЖ. Это программа с понятным интерфейсом на русском языке, в которой будет несложно разобраться даже новичку. При этом она предоставляет отличный функционал: возможность обрезать и склеивать фрагменты записи, накладывать визуальные эффекты, делать переходы, даже использовать хромакей. Скачивайте видеоредактор с нашего сайта и смело приступайте к созданию оригинальных роликов!
Cохраните себе статью, чтобы не потерять:
На экраны Союзного государства вышел фильм «Со дна вершины»
Кто был консультантом фильма?
Фильм заканчивается сценой на Паралимпийских играх в Альбервилле, когда Алексей Мошкин, помогая товарищу после травмы, опоздал на старт, но был допущен до соревнований и выиграл. Представители сборной Франции подали протест, и результат Мошкина аннулировали, но несмотря на это, французский лыжник отдал свою медаль Алексею.
Как проходил кастинг?
Тамара Цоцория: Мы объехали несколько творческих вузов, смотрели карточки молодых артистов, но кандидатов на роль главного героя Алексея Царева не находили. К тому моменту мы уже заручились участием в фильме Владимира Вдовиченкова в роли отца Царёва. На очередной встрече с его творческим агентом мы получили приглашение на спектакль Московской театральной школы Олега Табакова, в котором было занято аж 12 юных талантливых актеров. В середине спектакля на сцене появился Паша Шевандо. Он стоял в валенках, в огромной шинели, из которой торчала маленькая голова, очень смешной.
Возлюбленную главного героя сыграла молодая актриса Наталья Кузьмина. Наташа в то время была студенткой первого курса Щукинского училища. Она пришла на Мосфильм пробоваться в какой-то другой проект и перепутала двери. Она просто заглянула и закрыла дверь, но я успела её увидеть, выбежала за ней в коридор, буквально схватила её и пригласила на пробы.
На роль лучшего друга Алексея, Кости, был выбран актер театра им. Вахтангова Константин Белошапка, который уже снялся в сериалах «Тихий Дон», «Жизнь и судьба», «Восьмидесятые», «Отель «Элеон».
В фильме заняты Ксения Кузнецова и Владимир Вдовиченков в роли родителей Лёши, Сергей Никоненко в роли тренера, а также Эльдар Калимулин, Ирина Розанова, Сергей Пускепалис, Нонна Гришаева, белорусская актриса Алла Пролич в роли жены мэра. В роли спортивного комментатора снялся известный российский комментатор Георгий Черданцев.
Как шел съемочный процесс?
Тамара Цоцория: Съёмочный процесс был сложным. Продюсерам пришлось дважды сменить режиссера. Потом нам посоветовали Яну Поляруш. Основные съёмки проходили в Кировске Мурманской области, Сочи, Калуге, Москве.
Фильм требовал множество каскадеров. Порой дублеров находили случайно в киноэкспедициях. В Калуге снимали драматичную сцену, когда герой участвует в Кубке мэра, падает, ломает протез и летит кубарем со склона. Мы привезли каскадера из Москвы, начали съемку и поняли, что парень толком не стоит на лыжах. Оказалось, он специализируется на трюках с лошадьми. Мы пытаемся найти хоть какого-то горнолыжника. Местные рекомендуют нам экстремала Илью Малюгу, который у них носится по всем горам. Он достаточно цинично с нами стал разговаривать, мол, «давайте платите» и «не рассказывайте сказки, что у вас денег нет». Нам деваться некуда, мы соглашаемся на его условия, и. он начинает прыгать, падать, крутиться и постепенно входит во вкус. Мы вроде бы уже и сняли всё, говорим «отлично, заканчиваем», а он не соглашается «подождите, я неправильно сделал со спортивной точки зрения, здесь нужно было сгруппироваться». Расставались мы уже друзьями, он позже приехал к нам на съемки в Кировск, когда мы снимали падение с канатки. И так он правдоподобно летел кубарем, что при просмотре в Минкульте Владимир Мединский сказал: «Я не мог на это смотреть!»
Основные планы для сцен на Паралимпиаде были сняты во французском Валь-д’Изере во время Кубка мира по горнолыжному спорту.
Картина «Со дна вершины» начала свой путь к зрителю уже прошлым летом. Картину показали в Госдуме, затем при поддержке Администрации Президента РФ на Фестивале молодежи и студентов в Сочи, на форумах «Балтийский Артек», «Проектория» и «Волонтеры победы», в детских центрах «Орленок» и «Океан».
Откуда ноги растут Новые высоты российского кино в горнолыжной драме «Со дна вершины»
Отечественный кинематограф продолжает разрабатывать жанр спортивной драмы – в прокат выходит «Со дна вершины» Тамары Цоцория, основанная на реальных событиях драма о горнолыжнике, в несчастном случае потерявшего ноги, но отказавшегося сдаваться. Редкий для подобного кино случай – здесь совсем нет натужного патриотизма.
Для Алексея Царева (Павел Шевандо) не существует второго места. Ни в учебе – где он служит примером всем остальным ученикам выпускного класса старшей школы в Апатитах. Ни в спорте – где Леша делает большие успехи в горных лыжах и вот-вот отберется на чемпионат России. Ни в любви – а вот тут уже есть загвоздка: если на трассе своего лучшего друга Костю Королькова (Константин Белошапка) Царев превосходит более-менее всегда, то в гонке за сердце одноклассницы Лины (Ксения Кузнецова) пацаны идут ноздря в ноздрю. Определиться девушка обещает на выпускном бале – кого позовет на белый танец, тот и заслужит заветный статус ее бойфренда.
Куда «Со дна вершины», проект, который режиссер и продюсер Тамара Цоцория лелеяла на протяжении пяти лет, двинет дальше, должно быть более-менее очевидно всем, кто хоть сколько-то знаком с жанром спортивной драмы. Такое кино – по крайней мере, в своем массовом, зрительском изводе – почти всегда подразумевает историю персонального преодоления, восстания пристыженного жизнью и профессией героя из пепла – причем восстания, преисполненного эмоционального пафоса. Так что, конечно, Лешу Царева еще ждет перемена участи – если, конечно, он последует совету отца-геолога (Владимир Вдовиченков) и откажется сдаваться, а уж тем более погружаться в бездну жалости к самому себе (тем более, что у Царева есть реальный прототип – горнолыжник Алексей Мошкин, который потерял обе ноги, попав под поезд, но вернулся в спорт и выиграл Паралимпиаду).
Ключевой для спортивных фильмов вопрос, впрочем, заключается не в траектории драматичного пути персонажей как таковой, а в ее деталях – и в том, куда авторы в итоге направляют сгенерированный сюжетом заряд духоподъемного пафоса. Российское кино навострилось с его помощью провоцировать у зрителей прилив патриотического духа – подход, который работает без дидактической пошлости только в самых серьезных и масштабных образцах жанра, и только при наличии реальных спортивных побед прошлого в центре сюжета (как в «Движении вверх» или «Легенде №17»). К чести авторов «Со дна вершины» соблазна пойти в эту сторону они избегают – в этом кино совсем нет натужного патриотизма (не раздражает даже упоминание санкций комментирующим финальную гонку паралимпийцев Георгием Черданцевым).
Победа, которую не украсть! Как снимали первое кино про паралимпийцев
Создатели фильма «Со дна вершины» рассказали, как снимали картину об Алексее Мошкине – горнолыжнике, лишившемся ног.
Кино о том, как обычный человек, преодолевая трудности, идет к заветной победе и становится олимпийским чемпионом, обычно обречено на успех. Но что, если главный герой – человек с ограниченными возможностями? Как отнесутся зрители к такой истории?
Эти вопросы долгое время задавали продюсеру, режиссеру и главе продюсерского центра «АЛЬТАИР-Ц» Тамаре Цоцория, когда она решилась рассказать историю молодого, подающего надежды горнолыжника, из-за трагической случайности потерявшего обе ноги. К счастью, у нее нашлись единомышленники. Идея снять первое в России кино про паралимпийского чемпиона пришлась по душе сценаристу и режиссеру Рауфу Кубаеву, и он с радостью согласился написать сценарий для будущей картины.
Съемки длились несколько лет с вынужденными перерывами. Начиная с мая 2014 года съемочная группа побывала в самых разных уголках России: в Кировске (Мурманская область), Сочи, Москве, Калуге, Яхроме, Ульяновске и даже во Франции. Все это время главным спортивным консультантом главного героя неизменно оставался Алексей Мошкин – тот самый горнолыжник-герой, двукратный чемпион и двукратный бронзовый призер зимних Паралимпийских игр, чемпион мира и заслуженный мастер спорта России – и все это без обеих ног, на протезах…
Премьера фильма «Со дна вершины» намечена на 1 марта 2018 года, в преддверии Олимпийских и Паралимпийских игр в Пхенчхане. Создателям этой киноленты пришлось столкнуться с рядом трудностей, но тут пришла неожиданная поддержка со стороны самого президента. Когда Владимиру Путину пересказали сюжет фильма, он очень заинтересовался и поручил Министерству культуры Российской Федерации обеспечить государственную поддержку проката этой картины.
«История.РФ» поинтересовалась у автора сценария Рауфа Кубаева, какие эпизоды из реальной жизни Алексея Мошкина он включил в сценарий, а что пришлось изменить и почему и какой главный посыл у этого фильма.
Преодоление с большой буквы
– Рауф, насколько я понимаю, для вас тема Паралимпиады оказалась достаточно новой и непривычной. Да и вообще фильмов на эту тему, кажется, сейчас почти не снимают. Вам было на что опереться, когда вы работали над сценарием?
– Это действительно первое кино про паралимпийцев в России. Если вы имеете в виду какие-то похожие работы, то ориентироваться именно в плане сюжета здесь было не на что. Но было много того, на что и на кого можно было опереться. Это, к примеру, наш прототип – Алексей Мошкин, о судьбе которого мы рассказали, и другие хорошие советские фильмы, где самым важным было Преодоление с большой буквы.
– Я думаю, все понимают, что любой фильм, основанный на реальных событиях, описывает далеко не все и не так, как было на самом деле. Но зрителю всегда интересно: что правда, а что вымысел? Когда вы писали сценарий для фильма «Со дна вершины», вы что-то изменили, приукрасили? Или наоборот – добавили драматизма?
– Вы знаете, многое из того, о чем мне рассказывал Алексей Мошкин, когда я с ним встречался, я просто физически не смог втиснуть в рамки сценария. Не все можно взять и автоматически привнести в сценарий, потому что у него есть своя собственная структура и многие части зависят друг от друга. И то, что очень хорошо в жизни, может не войти в сценарий, потому что это будет мешать пониманию каких-то других сцен, событий и т. д. Я практически ничего не приукрасил, но, конечно, вставил в сюжет лирическую линию. Это было важно, ведь мы снимали не документальный фильм об Алексее Мошкине. Мы просто оттолкнулись от этого и на его примере рассказали историю, которая могла бы очень для многих послужить примером. Поэтому много очень статусных и очень волнующих событий из жизни Мошкина, к сожалению, не вошли в сценарий, а многое из того, чего в его жизни не было, было нами придумано и воплощено только для того, чтобы подчеркнуть общую тенденцию.
– Какую?
– Все должно быть вознаграждено. Преодоление должно быть вознаграждено, а любовь должна побеждать.
– Что ж, справедливо. Но скажите, правда ли, что на самом деле Мошкин потерял ноги, попав под поезд, а не упав с канатной дороги из-за соперничества с другом?
– Да, но лично для меня, честно говоря, было не очень важно, каким образом он потерял ноги. Для меня было важно то, как он смог стать паралимпийским чемпионом и что он для этого сделал.
Продюсер Тамара Цоцория буквально дневала и ночевала возле съемочных камер. Для нее эта работа стала настоящим детищем, и сейчас она делает все, чтобы картину увидело как можно больше людей.
Первый сценарий был мрачным
– Тамара, расскажите, как к вам пришла идея снять кино на такую необычную тему? Не так часто можно встретить фильм про паралимпийцев, особенно у нас в стране.
– Вы знаете, сначала мне принесли другой сценарий, просто он очень сильно трансформировался. Там была история про человека, который практически сломался, но потом нашел в себе силы и смог подняться, заняться спортом и победил сам себя, свои слабости. Меня очень сильно вдохновила мысль о том, что победа над собой – это одна из главных побед в жизни человека и самая сложная победа. И я решила, что нужно заняться этой темой.
– Почему вам не понравилась первоначальная версия сценария?
– Над сценарием мы работали очень долго. Та идея, которую мне принесли, была очень мрачная, там было много тяжелых вещей… Я понимала, что все это совершенно не о том и кино нужно делать светлым, позитивным, вдохновляющим – это был мой главный внутренний позыв. Когда нас познакомили с Рауфом, мы ему дали почитать письмо к Владимиру Владимировичу Путину, которое мы в тот момент написали, о том, какое у нас будет кино и к чему мы стремимся. К тому моменту мы уже очень долго работали, у нас было много пожеланий и даже наметки каких-то сюжетных линий – какими мы видим героев, какими они должны быть. Мы это всё «вдохнули» в Рауфа, и он, как профессиональный человек, помог нам создать костяк будущего фильма. Он посмотрел на все свежим взглядом. А ценности у нас совпали, по счастью. Потом мы еще дорабатывали сценарий, меняли его, наращивали мясо на те кости, которые Рауф помог нам создать, и этот «скелет» мы уже не трогали, просто немножко дотягивали линии, характеры персонажей. Но на тот момент он нас просто спас, мы барахтались в пучине правок, и самим нам было не выгрести.
Реальная история живого человека
– Прототипом главного героя, насколько я знаю, стал российский горнолыжник и паралимпийский чемпион Алексей Мошкин. Я видела, что он есть в списке актеров вашего фильма – это правда? Какая у него была роль?
–Да, он снялся в маленьком эпизоде. Мошкин постоянно присутствовал на съемочной площадке, помогал нашим героям, был спортивным консультантом главного героя. Но это все же кино не о нем, а главный герой – в большей степени собирательный образ олимпийского чемпиона. Просто, когда мы познакомились с Мошкиным, он рассказал нам несколько своих спортивных историй, и в них была такая живая, настоящая основа, что мы поняли: нужно этим воспользоваться. Не нужно было ничего придумывать, перед нами была реальная история живого человека, который встал на протезы и стал победителем. Даже историю о том, как его дисквалифицировали с соревнований и лишили медали, мы тоже встроили в фильм.
– Вы про тот случай во Франции, когда во время Паралимпиады Алексей помог на трассе другому нашему спортсмену и опоздал на старт? Тоже очень показательная история, я считаю: Мошкин помог товарищу, рискуя быть дисквалифицированным. В итоге, насколько я помню, его все-таки допустили к участию, и он победил, но французы подали протест, и золото Алексея отдали другому спортсмену – из Франции, что не удивительно. Впрочем, тот потом сам отдал свою медаль Мошкину.
– Да, это действительно произошло во Франции, на Паралимпийских играх в Альбервиле. Мы включили эту историю в фильм, хотя коротко и без особых подробностей, потому что это происходит уже в финале картины. Но тем не менее этот эпизод с Паралимпиадой, когда француз отдал Мошкину свою медаль, длится шесть минут.
70 % материала пришлось переснимать
– Скажите, что в процессе съемок было самым сложным? С какими трудностями пришлось столкнуться?
–Трудностей у нас было очень много, начиная от финансирования и подбора актеров на роли, потому что это тоже было крайне сложно. Первая группа, которая занималась съемками, совершенно нас не удовлетворила по качеству работы, поскольку мы изначально задали себе высокую планку и не согласны были снимать абы что. Были очень большие обещания, все считали, что знают, как снимать кино, но в итоге нам пришлось расстаться с первой съемочной группой, которая при этом потратила огромные деньги. После этого мы были вынуждены переснимать 70 процентов материала, потому что он был очень плох. Потом мы приостанавливали съемки, так как у нас не хватало денег, мы разыскивали средства и опять начинали снимать.
– Кроме того, съемки ведь проходили в самых разных местах – в Мурманской области, Сочи, Москве, Московской области, Калуге, Яхроме, Ульяновске…
–Да, кроме Франции, мы ездили по два раза в каждый город, а в Кировск вообще пришлось ездить три раза. У нас было очень много экспедиций, причем, наученные горьким опытом с первой группой, мы старались расходовать средства очень экономно. Но тем не менее постоянно приходилось выкручиваться, и, в общем-то, приходится до сих пор. Пришлось взять кредит, потому что мы понимали, что иначе мы кино не закончим.
–Мы рассказали президенту про это кино. Это удалось благодаря помощи и заинтересованности в проекте Управления Администрации Президента по общественным проектам и лично Сергею Новикову. После показов на Фестивале молодежи и студентов в Сочи, на Форуме Волонтеров Победы и других стало понятно, что фильм нужен и важен, он мотивирует, вдохновляет, призывает не опускать руки и не сдаваться в сложных жизненных ситуациях. И что фильму нужен широкий прокат. То есть реакция всех, кто смотрел этот фильм, говорила сама за себя. Поэтому в нас поверили, и у нас произошла встреча с президентом. Владимир Владимирович фильм пока не видел, но обещал, что в ближайшее время посмотрит. Мы очень надеемся, что ему понравится. И что судьба у фильма будет все-таки счастливая.
Настоящую победу не украсть
– Выход фильма «Со дна вершины» анонсирован на 1 марта – решили приурочить к Олимпийским играм в Пхенчхане?
– Да, но рекламная кампания должна начаться еще до Олимпиады. Поэтому мы хотим проехать по основным городам-миллионникам и сейчас согласовываем этот список с «Централ Партнершип» и Администрацией Президента. Таким образом мы хотим поддержать российских спортсменов. На эти показы мы приглашаем олимпийцев и паралимпийцев, чтобы они смогли высказаться в поддержку всего спортивного сообщества. Главный посыл в нашем фильме звучит так: «Настоящую победу украсть невозможно». В свете последних санкций и нападок на наших спортсменов это очень актуально и важно. Наш народ очень тонко это воспринимает, и это буквально поднимает зал – во время финальных титров зрители аплодируют по десять минут.
– Да, эта картина, конечно, пришлась как нельзя кстати. Кроме того, в России ведь никогда не снимали художественное кино про паралимпийцев. Почему эта тема так долго была незамеченной?
– Действительно, у нас и даже во всем мире толком нет ни одного фильма про паралимпийских чемпионов.
– Почему? Ведь это такая животрепещущая тема, а истории о внутренней борьбе и преодолении знакомы почти каждому. Мне кажется, должен быть большой отклик.
–Вы знаете, когда я начинала этот проект, от меня отмахивались абсолютно все. Все пытались мне доказать, что такое кино никто смотреть не будет. Вы не представляете, сколько я всего выслушала! «Зачем это нужно?», «Такая тяжелая тема!», «Какому зрителю это надо? Никто не будет это смотреть»… А сейчас люди смотрят и говорят, что такое кино непременно нужно снимать и воспитывать на нем детей. Так что у нас с этим фильмом тоже было свое преодоление. Как у паралимпийцев!