со дна вершины актер без ног правда
Как снимали фильм «Со дна вершины»
1 марта 2018 года за 8 дней до начала XII Паралимпийских зимних игр в Пхенчхане на большие экраны вышла спортивная российская драма «Со дна вершины». В отечественном кинематографе тема спортивных достижений, сплетенных с непростыми историями людей, имеет большую популярность в последнем десятилетии. Это, например, «Легенда №17», «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее», «Движение вверх», «Тренер» и другие. Чем выделяется данная картина? Попробуем ответить на данный вопрос и осветить ряд других моментов про фильм «Со дна вершины» 2017: актеры и роли, описание фильма, как снимали.
Создание сценария и сюжет картины
Как рассказывает Тамара Цоцория, основной продюсер и режиссер фильма, работа длилась более 5 лет. За это время сценарий несколько раз писался заново: первоначальная версия показалась Цоцориной слишком тяжелой и мрачной, она же хотела сделать более светлый, вдохновляющий фильм. Неизменным оставалось стремление сделать кино про победу человека над собой, про преодоление себя. Тема волевого изменения своего положения постоянно используется в спортивных фильмах, однако особенностью данной картины стало то, что ее главный герой, Алексей Царев, – спортсмен паралимпиец.
Кстати, фильм «Со дна вершины» основан на реальных событиях – прототипом Царева послужил Алексей Мошкин, дважды ставший чемпионом паралимпийских игр по горным лыжам. Он же выступил в роли консультанта при создании картины. Конечная версия сценария была написана Рауфом Кубаевым («Географ глобус пропил», «С чего начинается Родина»), которому удалось создать цельный костяк повествования, реализовав основную идею преодоления себя.
Алексей Мошкин (второй справа) со съемочной группой
Сюжет фильма строится вокруг истории двух друзей – Алексея и его друга Константина. Оба занимаются горнолыжным спортом, состоят в юношеской сборной и конкурируют друг с другом. Они также соревнуются за внимание и симпатию их одноклассницы – Лины. Но однажды все меняется: Алексей по вине друга попадает в инцидент на канатной дороге, после чего оказывается в больнице. С этого момента ему приходится практически учиться заново жить. Герой, несмотря на все трудности, преодолевает возникшие препятствия благодаря силе духа, силе любви и силе дружбы.
Съемочная группа и актерский состав
Цоцория не единственный режиссер «Со дна вершины». После многочисленных изменений в составе съемочной группы к ней присоединились Яна Поляруш и Константин Кутуев – оба не имели до этой работы большого режиссерского багажа. Поляруш, правда, участвовала в создании комедии «Видримасгор, или История моего космоса». Оператором стал Илья Овсенев («Неадекватные люди», «Сладкая жизнь»). Он в 2020 году работал над другой спортивной драмой, основанной на реальных событиях, – «Один вдох» про тренера по плаванию, которая решила заняться фридайвингом.
Команда долгое время не могла найти подходящего кандидата на роль Алексея Царева. Спустя некоторое время Цоцорина и ее коллеги получили приглашение от агента актера Владимира Вдовиченкова, который на тот момент дал согласие исполнить роль отца главного героя, посетить дипломный спектакль Московской театральной школы Олега Табакова «Пастух и пастушка». На нем продюсер и заприметила молодого актера Павла Шевандо, который, несмотря на не самый подходящий типаж, смотрелся крайне органично. Притом сам Павел признался, что был уверен, что выберут кого-то другого.
Вдовиченков и Шевандо
Наталья Кузьмина, которая исполнила роль Лины, попала в проект случайно. Она просто по ошибке зашла не в то помещение в здании Мосфильма. Тамара Цоцория догнала ее уже в коридоре. Примечательно, что уже через год Наталья снимается в клипе у известного американского хип-хоп исполнителя Lil Pump, а уже через год – в клипе у Арианы Гранде.
Наталья Кузьмина в роли Лины
Локации фильма
География съемок картины достаточно обширная. Один из городов, где снимали фильм «Со дна вершины», – Кировск в Мурманской области. Туда команде для работы над разными сценами пришлось возвращаться три раза. Отдельные эпизоды снимались также в Сочи, Яхроме, Московской области, Ульяновске, Москве. У группы уходило достаточно много времени на экспедиции. В связи с этим возникали, в том числе, и проблемы с бюджетом.
Кадр с тренировкой Алексея
Одна из животрепещущих сцен фильма, когда Царев принимает участие в Кубке Мэра, но из-за падения ломает протез и катится со склона, была снята в Калуге. Для съемок финала фильма – участия спортсмена в Паралимпиаде – команда отправилась во Францию в Валь-д’Изер, где на тот момент проходил Кубок мира по горным лыжам.
Особенности процесса съемок
Во-первых, стоит заметить, что съемки фильма шли длительное время, так как продюсеров картины не устроила работа первой съемочной группы. С ней пришлось распрощаться и потом переснимать около 70 процентов материала. Это же сильно подорвало бюджет картины и вынудило создателей искать дополнительных спонсоров.
В фильме было задействовано множество каскадеров. Хотя Павел Шевандо сам выполнял некоторые трюки, он по собственному признанию, никогда не питал особую страсть к горным лыжам. Смежные кадры с участием актера и дублера сейчас легко монтируются и склеиваются с помощью программ для обработки видео. Порой замену актеру приходилось искать прямо на месте. Например, привезенный каскадер, который должен был сниматься в упомянутой выше сцене с падением во время участия в Кубке Мэра, специализировался на трюках с лошадьми и не смог приспособиться к горным лыжам. В итоге группа нашла местного экстремала Илью Малыгина, изначально согласившегося на участие в проекте из соображений выгоды, но потом влившегося в процесс и ставшего полноценным членом команды.
Главный герой и его тренер
На самом деле в фильме «Со дна вершины» не снимался актер-инвалид без ног. Однако в некоторых сценах Шевандо заменял дублер – Сергей Александров, альпинист, потерявший ноги. Сергей, между прочим, вошел в состав российской паралимпийской сборной и принял участие в соревнованиях в Пхенчхане в год выхода фильма.
Создание собственного фильма
Картина «Со дна вершины» – достойная отечественная драма, призванная вдохновлять и мотивировать тех, кто ее смотрит. Это также первый художественный фильм, посвященный в нашей стране паралимпийцам. Несмотря на то, что команда не располагала большим бюджетом, ей удалось создать хорошее произведение за счет ответственного подхода к материалу: разработки сценария, консультаций с профессионалами и так далее.
Съемочная группа «Со дна вершины»
Если вы тоже хотите попробовать себя в роли режиссера кино или клипа, вам нужно учесть несколько важных моментов. Самое главное – хорошая идея и продуманный сценарий. Потратьте на это достаточно времени. С технической составляющей все проще: подойдет даже камера на хорошем смартфоне, либо недорогой полупрофессиональный аппарат. Такие устройства отлично будут сочетаться, например, с жанром мокьюментари или даже инди-хоррором.
И, наконец, вам будет необходима программа для монтажа видео, которая понадобится на этапе постобработки материала. Тут все еще проще: воспользуйтесь редактором ВидеоМОНТАЖ. Это программа с понятным интерфейсом на русском языке, в которой будет несложно разобраться даже новичку. При этом она предоставляет отличный функционал: возможность обрезать и склеивать фрагменты записи, накладывать визуальные эффекты, делать переходы, даже использовать хромакей. Скачивайте видеоредактор с нашего сайта и смело приступайте к созданию оригинальных роликов!
Cохраните себе статью, чтобы не потерять:
Победа, которую не украсть! Как снимали первое кино про паралимпийцев
Создатели фильма «Со дна вершины» рассказали, как снимали картину об Алексее Мошкине – горнолыжнике, лишившемся ног.
Кино о том, как обычный человек, преодолевая трудности, идет к заветной победе и становится олимпийским чемпионом, обычно обречено на успех. Но что, если главный герой – человек с ограниченными возможностями? Как отнесутся зрители к такой истории?
Эти вопросы долгое время задавали продюсеру, режиссеру и главе продюсерского центра «АЛЬТАИР-Ц» Тамаре Цоцория, когда она решилась рассказать историю молодого, подающего надежды горнолыжника, из-за трагической случайности потерявшего обе ноги. К счастью, у нее нашлись единомышленники. Идея снять первое в России кино про паралимпийского чемпиона пришлась по душе сценаристу и режиссеру Рауфу Кубаеву, и он с радостью согласился написать сценарий для будущей картины.
Съемки длились несколько лет с вынужденными перерывами. Начиная с мая 2014 года съемочная группа побывала в самых разных уголках России: в Кировске (Мурманская область), Сочи, Москве, Калуге, Яхроме, Ульяновске и даже во Франции. Все это время главным спортивным консультантом главного героя неизменно оставался Алексей Мошкин – тот самый горнолыжник-герой, двукратный чемпион и двукратный бронзовый призер зимних Паралимпийских игр, чемпион мира и заслуженный мастер спорта России – и все это без обеих ног, на протезах…
Премьера фильма «Со дна вершины» намечена на 1 марта 2018 года, в преддверии Олимпийских и Паралимпийских игр в Пхенчхане. Создателям этой киноленты пришлось столкнуться с рядом трудностей, но тут пришла неожиданная поддержка со стороны самого президента. Когда Владимиру Путину пересказали сюжет фильма, он очень заинтересовался и поручил Министерству культуры Российской Федерации обеспечить государственную поддержку проката этой картины.
«История.РФ» поинтересовалась у автора сценария Рауфа Кубаева, какие эпизоды из реальной жизни Алексея Мошкина он включил в сценарий, а что пришлось изменить и почему и какой главный посыл у этого фильма.
Преодоление с большой буквы
– Рауф, насколько я понимаю, для вас тема Паралимпиады оказалась достаточно новой и непривычной. Да и вообще фильмов на эту тему, кажется, сейчас почти не снимают. Вам было на что опереться, когда вы работали над сценарием?
– Это действительно первое кино про паралимпийцев в России. Если вы имеете в виду какие-то похожие работы, то ориентироваться именно в плане сюжета здесь было не на что. Но было много того, на что и на кого можно было опереться. Это, к примеру, наш прототип – Алексей Мошкин, о судьбе которого мы рассказали, и другие хорошие советские фильмы, где самым важным было Преодоление с большой буквы.
– Я думаю, все понимают, что любой фильм, основанный на реальных событиях, описывает далеко не все и не так, как было на самом деле. Но зрителю всегда интересно: что правда, а что вымысел? Когда вы писали сценарий для фильма «Со дна вершины», вы что-то изменили, приукрасили? Или наоборот – добавили драматизма?
– Вы знаете, многое из того, о чем мне рассказывал Алексей Мошкин, когда я с ним встречался, я просто физически не смог втиснуть в рамки сценария. Не все можно взять и автоматически привнести в сценарий, потому что у него есть своя собственная структура и многие части зависят друг от друга. И то, что очень хорошо в жизни, может не войти в сценарий, потому что это будет мешать пониманию каких-то других сцен, событий и т. д. Я практически ничего не приукрасил, но, конечно, вставил в сюжет лирическую линию. Это было важно, ведь мы снимали не документальный фильм об Алексее Мошкине. Мы просто оттолкнулись от этого и на его примере рассказали историю, которая могла бы очень для многих послужить примером. Поэтому много очень статусных и очень волнующих событий из жизни Мошкина, к сожалению, не вошли в сценарий, а многое из того, чего в его жизни не было, было нами придумано и воплощено только для того, чтобы подчеркнуть общую тенденцию.
– Какую?
– Все должно быть вознаграждено. Преодоление должно быть вознаграждено, а любовь должна побеждать.
– Что ж, справедливо. Но скажите, правда ли, что на самом деле Мошкин потерял ноги, попав под поезд, а не упав с канатной дороги из-за соперничества с другом?
– Да, но лично для меня, честно говоря, было не очень важно, каким образом он потерял ноги. Для меня было важно то, как он смог стать паралимпийским чемпионом и что он для этого сделал.
Продюсер Тамара Цоцория буквально дневала и ночевала возле съемочных камер. Для нее эта работа стала настоящим детищем, и сейчас она делает все, чтобы картину увидело как можно больше людей.
Первый сценарий был мрачным
– Тамара, расскажите, как к вам пришла идея снять кино на такую необычную тему? Не так часто можно встретить фильм про паралимпийцев, особенно у нас в стране.
– Вы знаете, сначала мне принесли другой сценарий, просто он очень сильно трансформировался. Там была история про человека, который практически сломался, но потом нашел в себе силы и смог подняться, заняться спортом и победил сам себя, свои слабости. Меня очень сильно вдохновила мысль о том, что победа над собой – это одна из главных побед в жизни человека и самая сложная победа. И я решила, что нужно заняться этой темой.
– Почему вам не понравилась первоначальная версия сценария?
– Над сценарием мы работали очень долго. Та идея, которую мне принесли, была очень мрачная, там было много тяжелых вещей… Я понимала, что все это совершенно не о том и кино нужно делать светлым, позитивным, вдохновляющим – это был мой главный внутренний позыв. Когда нас познакомили с Рауфом, мы ему дали почитать письмо к Владимиру Владимировичу Путину, которое мы в тот момент написали, о том, какое у нас будет кино и к чему мы стремимся. К тому моменту мы уже очень долго работали, у нас было много пожеланий и даже наметки каких-то сюжетных линий – какими мы видим героев, какими они должны быть. Мы это всё «вдохнули» в Рауфа, и он, как профессиональный человек, помог нам создать костяк будущего фильма. Он посмотрел на все свежим взглядом. А ценности у нас совпали, по счастью. Потом мы еще дорабатывали сценарий, меняли его, наращивали мясо на те кости, которые Рауф помог нам создать, и этот «скелет» мы уже не трогали, просто немножко дотягивали линии, характеры персонажей. Но на тот момент он нас просто спас, мы барахтались в пучине правок, и самим нам было не выгрести.
Реальная история живого человека
– Прототипом главного героя, насколько я знаю, стал российский горнолыжник и паралимпийский чемпион Алексей Мошкин. Я видела, что он есть в списке актеров вашего фильма – это правда? Какая у него была роль?
–Да, он снялся в маленьком эпизоде. Мошкин постоянно присутствовал на съемочной площадке, помогал нашим героям, был спортивным консультантом главного героя. Но это все же кино не о нем, а главный герой – в большей степени собирательный образ олимпийского чемпиона. Просто, когда мы познакомились с Мошкиным, он рассказал нам несколько своих спортивных историй, и в них была такая живая, настоящая основа, что мы поняли: нужно этим воспользоваться. Не нужно было ничего придумывать, перед нами была реальная история живого человека, который встал на протезы и стал победителем. Даже историю о том, как его дисквалифицировали с соревнований и лишили медали, мы тоже встроили в фильм.
– Вы про тот случай во Франции, когда во время Паралимпиады Алексей помог на трассе другому нашему спортсмену и опоздал на старт? Тоже очень показательная история, я считаю: Мошкин помог товарищу, рискуя быть дисквалифицированным. В итоге, насколько я помню, его все-таки допустили к участию, и он победил, но французы подали протест, и золото Алексея отдали другому спортсмену – из Франции, что не удивительно. Впрочем, тот потом сам отдал свою медаль Мошкину.
– Да, это действительно произошло во Франции, на Паралимпийских играх в Альбервиле. Мы включили эту историю в фильм, хотя коротко и без особых подробностей, потому что это происходит уже в финале картины. Но тем не менее этот эпизод с Паралимпиадой, когда француз отдал Мошкину свою медаль, длится шесть минут.
70 % материала пришлось переснимать
– Скажите, что в процессе съемок было самым сложным? С какими трудностями пришлось столкнуться?
–Трудностей у нас было очень много, начиная от финансирования и подбора актеров на роли, потому что это тоже было крайне сложно. Первая группа, которая занималась съемками, совершенно нас не удовлетворила по качеству работы, поскольку мы изначально задали себе высокую планку и не согласны были снимать абы что. Были очень большие обещания, все считали, что знают, как снимать кино, но в итоге нам пришлось расстаться с первой съемочной группой, которая при этом потратила огромные деньги. После этого мы были вынуждены переснимать 70 процентов материала, потому что он был очень плох. Потом мы приостанавливали съемки, так как у нас не хватало денег, мы разыскивали средства и опять начинали снимать.
– Кроме того, съемки ведь проходили в самых разных местах – в Мурманской области, Сочи, Москве, Московской области, Калуге, Яхроме, Ульяновске…
–Да, кроме Франции, мы ездили по два раза в каждый город, а в Кировск вообще пришлось ездить три раза. У нас было очень много экспедиций, причем, наученные горьким опытом с первой группой, мы старались расходовать средства очень экономно. Но тем не менее постоянно приходилось выкручиваться, и, в общем-то, приходится до сих пор. Пришлось взять кредит, потому что мы понимали, что иначе мы кино не закончим.
–Мы рассказали президенту про это кино. Это удалось благодаря помощи и заинтересованности в проекте Управления Администрации Президента по общественным проектам и лично Сергею Новикову. После показов на Фестивале молодежи и студентов в Сочи, на Форуме Волонтеров Победы и других стало понятно, что фильм нужен и важен, он мотивирует, вдохновляет, призывает не опускать руки и не сдаваться в сложных жизненных ситуациях. И что фильму нужен широкий прокат. То есть реакция всех, кто смотрел этот фильм, говорила сама за себя. Поэтому в нас поверили, и у нас произошла встреча с президентом. Владимир Владимирович фильм пока не видел, но обещал, что в ближайшее время посмотрит. Мы очень надеемся, что ему понравится. И что судьба у фильма будет все-таки счастливая.
Настоящую победу не украсть
– Выход фильма «Со дна вершины» анонсирован на 1 марта – решили приурочить к Олимпийским играм в Пхенчхане?
– Да, но рекламная кампания должна начаться еще до Олимпиады. Поэтому мы хотим проехать по основным городам-миллионникам и сейчас согласовываем этот список с «Централ Партнершип» и Администрацией Президента. Таким образом мы хотим поддержать российских спортсменов. На эти показы мы приглашаем олимпийцев и паралимпийцев, чтобы они смогли высказаться в поддержку всего спортивного сообщества. Главный посыл в нашем фильме звучит так: «Настоящую победу украсть невозможно». В свете последних санкций и нападок на наших спортсменов это очень актуально и важно. Наш народ очень тонко это воспринимает, и это буквально поднимает зал – во время финальных титров зрители аплодируют по десять минут.
– Да, эта картина, конечно, пришлась как нельзя кстати. Кроме того, в России ведь никогда не снимали художественное кино про паралимпийцев. Почему эта тема так долго была незамеченной?
– Действительно, у нас и даже во всем мире толком нет ни одного фильма про паралимпийских чемпионов.
– Почему? Ведь это такая животрепещущая тема, а истории о внутренней борьбе и преодолении знакомы почти каждому. Мне кажется, должен быть большой отклик.
–Вы знаете, когда я начинала этот проект, от меня отмахивались абсолютно все. Все пытались мне доказать, что такое кино никто смотреть не будет. Вы не представляете, сколько я всего выслушала! «Зачем это нужно?», «Такая тяжелая тема!», «Какому зрителю это надо? Никто не будет это смотреть»… А сейчас люди смотрят и говорят, что такое кино непременно нужно снимать и воспитывать на нем детей. Так что у нас с этим фильмом тоже было свое преодоление. Как у паралимпийцев!