снейп северус актер в жизни
5 лет без Северуса Снейпа: 10 фактов об Алане Рикмане
1. Рикман рос в тяжелые послевоенные годы
Алан Рикман родился в 1946 году в округе Хаммерсмит в Лондоне. Он был вторым ребенком в семье с четырьмя детьми — вместе с ним подрастали двое братьев и младшая сестра. Детство Алана пришлось на тяжелые послевоенные годы. Семья была бедной: отец работал на фабрике, а мать занималась воспитанием детей.
Когда Алану было восемь, его отец умер от рака поджелудочной железы, и матери приходилось беречь каждую монету, чтобы обеспечить детям счастливое будущее.
Рикман прекрасно осознавал, что для семьи наступило тяжелое время. Он всячески поддерживал мать — помогал по дому и старался прилежно учиться. Будущий актер утверждал, что родители придерживались строгих принципов воспитания, поэтому порядок и дисциплина были для детей превыше всего — это помогало им достигать поставленных целей. В частности, уже в подростковом возрасте Алан проявил немалое упорство и получил стипендию для обучения в престижной лондонской школе.
2. Первый театральный опыт Рикман получил в школе
Кадр из фильма «Разум и чувства»
Обучаясь в элитной лондонской школе «Латимер», юный Алан посещал уроки театрального искусства. Родные не поощряли его интерес, так как считали это не слишком рациональным увлечением. Впрочем, отсутствие их поддержки не помешало Рикману дебютировать в ученической постановке, за которой последовали и другие спектакли.
Преподаватели отмечали талант Алана и особенно выделяли не по годам бархатный голос, впоследствии ставший его визитной карточкой. Творческий наставник Рикмана говорил: «Алан, твой голос — это руководство к дальнейшей жизни». Действительно, многие друзья и одноклассники актера считали, что его будущее должно быть связано со сценой.
3. В 80-е Алан Рикман побывал в СССР со спектаклем «Братья Карамазовы»
Кадр из фильма «Распутин»
После окончания школы и Колледжа искусств и дизайна Алан открыл собственную дизайн-студию, ненадолго оставив актерскую деятельность. Однако бизнес не приносил ощутимой прибыли, а мечты о покорении профессиональной сцены так и не улетучились. Поэтому в 1972 году Рикман пошел учиться в Королевскую академию драматического искусства.
Окончив академию, Алан стал артистом театра, но значительных успехов добиться никак не получалось — он исколесил всю Англию, играя небольшие роли в пьесах Брехта и Шекспира. В 1981 году, оттачивая свое сценическое мастерство в спектакле «Братья Карамазовы», Рикман побывал в СССР.
Он так вспоминал этот опыт: «Спектакль играли на английском, с четырьмя актерами и одной шубой, которую передавали один другому. В одном месте мы выступали в церкви VII века, стоявшей на холме, и в финале все вчетвером забирались на колокольню, распевая «Оду к Радости» — не думаю, что русские поняли хоть одно слово».
4. Голливудские продюсеры заметили Рикмана на Бродвее
Кадр из фильма «Парфюмер: История одного убийцы»
Несмотря на наличие внушительного театрального опыта, Алану не удавалось блеснуть по-настоящему. Он брался за любую работу, в основном играл роли второго плана и вскоре был вознагражден за упорство.
В спектакле по «Опасным связям» писателя Шодерло де Лакло Рикман исполнил роль Виконта де Вальмона и настолько полюбился английской публике, что зрители стали скупать афиши с изображением актера. Постановка пользовалась колоссальным спросом не только в Британии, но и в США — в 1986 году Рикмана вместе с труппой пригласили на Бродвей.
После одного из многочисленных бродвейских представлений к тогда уже 40-летнему Алану подошел восхищенный продюсер Джоэл Силвер, предложив попробовать себя в кино. Эта встреча стала для Рикмана поворотной.
«Слово „злодей“ ничего для меня не значит»: творческий путь Алана Рикмана Статьи редакции
От трусливых безумцев и безжалостных террористов до меланхоличных роботов и настоящих героев.
Алан Рикман — наверное, один из самых необычных актёров последних 50 лет. В его карьере было множество абсолютно разных, противоположных ролей, как в театре, так и в кино. Он успел поработать в качестве режиссёра и актёра озвучки, стал символом храбрости и настоящей любви для целого поколения зрителей. За всю свою жизнь он почти ни разу не ошибся в выборе фильма — все картины, в которых он снимался, сегодня, за редким исключением, культовые.
В рамках «Лонгридов на заказ» рассказываем о карьере и главных ролях легендарного британского актёра, которому в этом году исполнилось бы 75 лет.
Алан Рикман родился 21 февраля 1946 года в Лондоне в семье домохозяйки-валлийки Маргарет Дорин Роуз и ирландского рабочего и художника Бернарда Уильяма Рикмана — впоследствии Алан называл себя «чистокровным кельтом». Родители любили друг друга, несмотря на то, что исповедовали совсем разные религии: Маргарет была методисткой, а Бернард — католиком. Когда Алану было 8 лет, его отец скончался от рака лёгких, так что матери пришлось в одиночку растить четверых детей — Алана, Дэвида, Майкла и Шейлу.
Она могла заниматься чем угодно. Она работала в самых разных местах и в то же время училась ещё многому другому. Она постоянно переизобретала саму себя.
Вскоре семья была вынуждена переехать в Актон, где Алан поступил в начальную школу. На протяжении обучения мальчик проявлял интерес к каллиграфии и рисованию. В Латимерской старшей школе, куда он попал благодаря гранту, он впервые сыграл на сцене, а после её окончания начал обучение в Колледже искусств Челси, где встретил свою будущую жену Риму Хортон.
Рикман отучился в Челси три года, после чего в 1968-м поступил в Королевский колледж искусств, где проучился до 1970-го. За это время он успел поработать над дизайном и наполнением Ark — внутреннего журнала учебного заведения, а именно над 45 и 46 выпусками. После окончания колледжа Алан с друзьями даже основал собственную студию графического дизайна Graphiti в Сохо.
Фирма была довольно успешна, хотя, по воспоминаниям актёра, приносила не самый впечатляющий доход. Но после выпуска, когда Рикману было 24 года, он решил осуществить свою давнюю мечту и послал письмо в RADA — королевскую академию драматического искусства, лучшую драматическую школу Британии. Тем более, что ещё во время работы в Graphiti Рикман выступал в любительском театре. Кстати, старший брат Алана, Дэвид, всё-таки стал графическим дизайнером.
Я бы всё равно занимался этим, пусть и с любительскими труппами, это всегда было для меня самым важным. Наша дизайнерская группа была очень успешной, так что никто и не думал о том, чтобы идти дальше. Мы будто достигли всего. Мы немного зарабатывали, но у нас были выставки и мы хорошо делали нашу работу. Так что я подумал: «Вот и всё». Знаете ли, пришло время заняться другим делом.
В первое время Рикману не давали громких ролей, но в то же время он отметился как костюмер знаменитых драматических актёров Ральфа Ричардсона и Найджела Хоторна, и даже заслужил высшую награду RADA — медаль Бэнкрофта.
Он проработал в Академии четыре года, в течение которых вплотную работал над её репертуаром, после чего присоединился к Королевской шекспировской труппе. В её составе Рикман играл как незначительные и странные роли вроде поющей «She’s Pooped Without Her Porridge» белки из рождественской пантомимы, так и более серьёзные в таких постановках, как Ubu Rex и «Человек есть человек». В 1976 году тридцатилетний Алан Рикман сыграл на сцене Шерлока Холмса, а в кино дебютировал в 1978-м, когда исполнил роль Тибальда в адаптации «Ромео и Джульетты» от Би-би-си.
Алан, казалось, был не только в состоянии поразить любого зрителя, но и оказывал гипнотический эффект на людей, с которыми играл на одной сцене.
В 1982 году Рикман снялся в паре других проектов — «Барчестерских хрониках», где он исполнил роль Обадайи Слоупа, и «Людях Смайли». А в 1987-м в составе шекспировской труппы исполнил роль виконта де Вальмона в постановке Говарда Дэвиса по мотивам адаптации «Опасных связей» за авторством Кристофера Хэмптона.
Алан Рикман в роли виконта, с его протяжным голосом, полным истомы, и с бесстрастным лицом хитро и непостижимо скользит сквозь действие, как кот к сливкам.
В составе труппы Рикман сыграл ещё много примечательных ролей, но уже в 1988 году приобрёл настоящую известность и зарекомендовал себя как образцовый антагонист на большом экране.
Интересно, что изначально Рикман не хотел играть в боевике, но агенты убедили его, что нельзя упускать такое предложение, которое поступило всего через два дня после его приезда в Лос-Анджелес. Хотя сценарий актёра впечатлил: ему показалось очень правильным, что темнокожие актёры не играют в нём негодяев, как было принято в те годы.
Я ничего не знал о Лос-Анджелесе, я ничего не знал о кинобизнесе… Я никогда раньше не снимался в кино, но я и стоил очень недорого.
После бродвейских постановок Рикману было очень непривычно сниматься в Голливуде — в первый же день он на десятом или одиннадцатом дубле порвал сухожилие в колене. В итоге Алан даже поспособствовал проработке сценария: знаменитая сцена в конце фильма, где Ганс Грубер притворяется заложником, появилась именно благодаря Рикману. Хотя изначально продюсер Джоэл Сильвер был против неё и даже чуть не выгнал актёра, когда тот оставил на его столе записку с предложением.
Тем более Рикман считал, что зрителю будет интересно, если Грубер и МакКлейн будут уважать друг друга или даже смешить. В то же время они были полными противоположностями внешне — Уиллис был гораздо больше похож на террориста в кровавой безрукавке, чем Рикман в элегантном костюме.
Хотя Рикман и не хотел сниматься в боевике, он неосознанно внёс вклад и в эту составляющую фильма — в финале, когда Ганс Грубер падает в окно небоскрёба, Рикман решил выполнить этот трюк самостоятельно. По задумке, участники съёмочной группы должны были отпустить тросы, которые удерживали его на высоте 12 метров, на счёт три. Но координатор трюков Чарли Пицерни подговорил их сделать это сразу же, так что эмоции на лице Ганса в фильме — настоящий шок Алана Рикмана от падения.
Мне нравится ощущать небольшую опасность, а театр, конечно, смертельно опасен. В позднем начале карьеры хорошо то, что ты думаешь: «Ну, что такого уж плохого может случиться?»
Террорист в лице Рикмана вызывает одновременно и страх, и интерес — Грубер непредсказуем, но в то же время расчётлив. Не зря он до сих пор удерживает позиции в разнообразных списках лучших кинозлодеев всех времён.
Всего через три года после выхода «Крепкого орешка» Рикман сыграл ещё одного культового злодея — шерифа Ноттингема из фильма «Робин Гуд: Принц воров» с Кевином Костнером. Как ни странно, он в одиночку практически спас фильм от провала. Ходили слухи, что Кевин Костнер, который исполнил главную роль, даже лично проследил за тем, чтобы некоторые сцены с Рикманом вырезали из фильма, так как он «переиграл» самого Робина Гуда — зрителям из фокус-групп больше запомнился Алан Рикман, чем главный герой.
Но дело не только в актёрской игре. На церемонии BAFTA Алан Рикман признался, что втайне от создателей фильма попросил своих друзей Руби Уокса и Питера Барнса подправить «ужасный», по его словам, сценарий. Кстати, с Барнсом он встретился, когда тот обедал в закусочной Pizza Express.
Я спросил у него: «Может, взглянешь на этот сценарий, потому что он просто ужасен, а мне нужно несколько хороших реплик?» И он пробежался по всему сценарию с пиццей в руках.
Что интересно, Алан Рикман всегда очень любил детей. Перед съёмками сцены с маленькой девочкой Рикман разговаривал с ней, веселил её и корчил рожицы, чтобы ей не было страшно — дошло до того, что она незаметно хихикала во время записи.
Съёмки были очень тяжёлыми, и Алан всегда был бесконечно, удивительно изобретателен и отзывчив. Помпезность шерифа — это всё он: Алан придумал несколько своих реплик, и это была его идея раздвинуть ноги Марианне в одной из финальных сцен, так что она выглядела скорее комично, чем страшно. Он — моя любимая часть фильма, что тут ещё сказать.
Рикман внёс вклад и во внешний вид шерифа — он захотел сделать его как можно более «чёрным», избавиться от всех цветов в костюме. Сначала Алан хотел играть без парика, но ради своей задумки надел пышные тёмные волосы. Как и Ганс Грубер, шериф Ноттингемский попал в списки лучших антагонистов кинематографа.
В 1996 году Рикман вновь сыграл безумца — он исполнил главную роль в телефильме HBO «Распутин» от режиссёра Ули Эделя. Эту роль можно назвать одной из лучших в карьере актёра: он передал всё сумасшествие и неоднозначность персонажа так, что при просмотре невольно вздрагиваешь от его речей с нарочито русским акцентом. Распутин в исполнении Рикмана пьёт, буянит, дискредитирует царскую семью и в то же время становится неотъемлемой её частью, когда убеждает царицу в необходимости его «услуг».
Я просто не делю людей на хороших и плохих. Чтобы быть актёром, не нужно судить персонажей, которых вы играете. Для меня даже странно характеризовать персонажа всего одним словом. Не нужно считать себя хорошим или плохим, вы должны видеть своего персонажа как человека с определёнными потребностями. И быть этим человеком.
Алану Рикману довелось сыграть и у легендарного Тима Бёртона — в фильме «Суини Тодд: демон-парикмахер с Флит-стрит» он исполнил роль зловещего судьи Терпина. Персонаж Рикмана получился трусливым и безнравственным человеком, который внушает страх всем нижестоящим, но сам боится потерять нечестно нажитую власть. Кстати, это была первая картина Рикмана, в которой ему нужно было петь.
Думаю, одно из главных чудес этого фильма в том, что при просмотре ты забываешь, что это мюзикл, потому что речь и пение сливаются друг с другом.
Ещё один легендарный фильм в карьере Рикмана — «Догма» Кевина Смита, в которой он исполнил роль Метатрона, Гласа Божьего. Фильм стал частью View Askewniverse — условной «киновселенной» Смита. Режиссёр хотел снять этот фильм ещё раньше, но решил отложить задумку до того, как спецэффекты позволят её воплотить, а он сам наберётся опыта.
В «Догме» Смит пытается разобраться в том, что такое вера и религия, показывает взгляды разных людей и существ на этот вопрос. Сам Рикман после того, как ему предложили эту роль, спросил всего две вещи: будут ли создатели во всём придерживаться сценария и будут ли крылья настоящими.
Алану досталась роль Метатрона — ангела, который говорит от лица самого Бога, так как голос самого божества лишает смертных рассудка. Несмотря на то, что актёр здесь появляется во второстепенной роли, его персонаж — немного циничный, но сочувствующий людям — запоминается. Что забавно, во время съёмок в Мексике Рикман так пристрастился к игре на маракасах, что целыми днями злил ей съёмочную группу.
Спасибо, что одолжил такому писаке, как я, своё мастерство и авторитет, Алан. Ты был для меня не столько Снейпом, сколько повзрослевшим Гарри Поттером: настоящим волшебником, который мог творить магию, используя лишь слова.
А в 2001-м, через два года после «Догмы», Алан Рикман впервые появился в образе самого культового персонажа в своей карьере — профессора Северуса Снейпа. На протяжении восьми фильмов персонаж вводил в заблуждение зрителей и читателей, а Рикман был единственным человеком, помимо самой Джоан Роулинг, который всегда знал о своём герое больше других актёров. Изначально он вообще не хотел играть Снейпа — профессор казался ему поверхностным и стереотипичным персонажем, так что писательнице пришлось переубедить Рикмана.
Знания, которые мне дала Джо Роулинг — которые я пообещал никогда не раскрывать — показали мне, что я должен играть одновременно двух героев в одном персонаже, пока сюжет не сведёт их воедино. Так что я всегда знал, что в нём есть эта неоднозначность.
Кстати, после этой беседы Рикман ни разу не видел Роулинг на съёмочной площадке, а его «тайна» иногда порождала интересные ситуации. Иногда режиссёр говорил Алану, что нужно делать в сцене, а он отвечал: «Нет, я не могу этого сделать, я знаю, что должно произойти, а вы — нет»
Хотя после того, как франшизу передали Дэвиду Йейтсу, Рикман был не очень доволен своей ролью — об этом стало известно из письма под заголовком «Внутри Северуса Снейпа», которое нашли в архивах актёра.
Такое впечатление, что Дэвид Йейтс решил, будто всё, [что касается Снейпа], по большому счёту неважно. А точнее — не привлекает подростковую аудиторию.
Все актёры на съёмочной площадке очень любили Рикмана, а он с большим уважением относился к троице главных героев и следил за их карьерами.
Работа с ним в таком молодом возрасте была для меня невероятно важной, и я буду следовать урокам, которые он мне преподал, до конца своей жизни и карьеры.
Хотя массовому зрителю Рикман известен в первую очередь по ролям Ганса Грубера и Северуса Снейпа, далеко не самых приятных персонажей, особое место в его карьере занимают герои историй о любви. Уже в 1990-м году он сыграл одну из главных ролей в картине «Верно, безумно, глубоко».
Фильм рассказывает о девушке, которая тяжело переживает потерю любимого, пока тот не является к ней в виде призрака. Завязка чем-то напоминает «Привидение» с Патриком Суэйзи, но «Верно, безумно, глубоко» целиком построен на химии влюблённой пары: роль призрака Джейми исполнил Алан Рикман, а компанию ему составила Джульет Стивенсон.
Для этой роли Рикман даже научился играть на виолончели. Правда, в фильм попала лишь его правая играющая рука, в то время как левая принадлежала профессиональному музыканту.
Рикман и Стивенсон уже работали вместе в театре, и Алан с уважением относился к коллеге. По его словам, сцена из самого начала «Верно, безумно, глубоко», в которой Нина, персонаж Стивенсон, опускается на пол и рыдает от горя — лучшая во всём фильме, так как показывает зрителю самые настоящие эмоции главной героини, заставляет поверить в эту историю.
А в 1995 году вышла экранизация романа Джейн Остин «Разум и чувство», в котором рассказываются истории влюблённости сестёр Элианор и Марианны Дэшвуд. Алан Рикман исполнил в фильме роль полковника Брэндона, который в последний момент спасает Марианну от несчастья в забытье и становится для неё опорой, так как способен на её импульсивную, детскую любовь ответить взрослым и не менее сильным чувством.
Ещё одним важным фильмом в карьере Рикмана и массовом кинематографе в целом стала «Реальная любовь» Ричарда Кёртиса — чуть ли не классическая романтическая комедия и третий совместный фильм Алана Рикмана и Эммы Томпсон.
В сборнике новелл о любви Алан сыграл директора дизайн-агенства Гарри, который поддаётся на намёки своей новой секретарши, что обнаруживает его жена, когда замечает его за покупкой дорогого ожерелья, а сама получает от него на Рождество диск с альбомом любимой певицы.
Мне показалось чудом, что Алан согласился играть в нашем фильме, и, разумеется, он исполнил роль великолепно, гораздо лучше, чем она была написана. Он сделал буквально каждое слово многогранным и интересным.
Одна из отличительных черт Алана Рикмана, которая так полюбилась зрителям — его уникальный голос, который в 2008 году даже оказался идеальным по результатам исследования лингвиста Эндрю Линна из Шеффилдского университета. Дело в том, что с детства у Алана был дефект нижней челюсти, из-за которого ему приходилось прикладывать усилия для чёткого выговаривания слов. Эта особенность сохранилась за ним до конца жизни.
Среди всех персонажей, которых он озвучил, сильнее всего запоминается, пожалуй, грустный робот Марвин из «Автостопом по галактике». Эта роль стала одной из немногих в карьере Рикмана, что связаны с космосом. Реплики Марвина можно было разбирать на цитаты ещё в книге, но голос Алана сделал из него ещё более необычного персонажа. Что забавно, оба актёра, которые воплотили на экране Марвина, играли профессоров в «Поттериане» — Северуса Снейпа и Филиуса Флитвика.
Другая культовая «космическая» роль в карьере актёра — это сэр Александр Дэйн, или доктор Лазарус, в фильме «В поисках галактики». В этой полнометражной пародии на классический «Стартрек» Рикман сыграл одного из второсортных сериальных актёров, которого больше коллег утомила рутинная работа на потеху сумасшедшим фанатам. Персонаж Рикмана выделяется среди других своим постоянным развитием и душевными терзаниями.
«В поисках галактики» стал культовым благодаря очень сильному актёрскому составу (помимо Рикмана, в нём снялись Сигурни Уивер, Сэм Рокуэлл и Тони Шалуб) и необычному подходу к заезженной сюжетной концепции. В 2014 году в Голливуде впервые заговорили о его сиквеле, но два года спустя Рикман умер, поэтому фильм так и не увидел свет.
Это был замечательный сценарий, но появилась загвоздка, когда Алан Рикман покинул нас. Нам было очень грустно, потому что сценарий концентрировался на отношениях Лазаруса и Таггарта (капитана корабля, роль которого исполнил Тим Аллен — прим. DTF). Он был целиком завязан на их истории.
В 2016 году Алан Рикман скончался от рака поджелудочной железы. За свою почти сорокалетнюю карьеру он внёс вклад в несколько очень популярных франшиз, поставил собственные картины и успел запомниться как массовому зрителю, так и любителям авторского кино. Да что там — он известен и заядлым посетителям KFC, и фанатам мультфильмов для взрослой аудитории: в шестом сезоне «Царя горы» он озвучил короля Филиппа.
«Гарри Поттер» был не последней «волшебной» историей в карьере актёра — в дилогии про Алису с Мией Васиковской в главной роли он озвучил мудрую гусеницу Абсолема. Рикману посвятили «Алису в Зазеркалье», так как он не дожил до премьеры фильма.
А ещё Рикман внёс свой вклад в политику — одним из его проектов стала театральная постановка по мотивам дневников вашингтонской антивоенной активистки Рэйчел Корри, которая погибла, когда пыталась остановить израильский бульдозер во время сноса палестинских домов.
В 2022 году в печать выйдут дневники Алана Рикмана, которые актёр вёл на протяжении всей своей карьеры — возможно, оттуда мы узнаём о нём ещё больше. Пока же остаётся лишь наслаждаться его работами, в каждую из которых он вложил частицу самого себя.
Алан Рикман
Биография
Алан Рикман появился на свет в феврале 1946 года в одном из Лондонских боро – Хаммэрсмите, который расположился на северном берегу Темзы. На момент его рождения в семье уже подрастал 2-летний сын Дэвид. Спустя несколько лет появились ещё двое детей – сын Майкл и дочь Шейла.
Актер Алан Рикман
Семья жила небогато. Её глава Бернард Рикман трудился простым рабочим на заводе, а мама Маргарет Дорин Роуз воспитывала четверых детей. Когда Алану исполнилось 8 лет, жить стало ещё трудней: от рака лёгких скончался отец.
С ранних лет к Алану Рикману пришло понимание, что в этой жизни нужно рассчитывать только на себя и не ждать милости от судьбы. Мальчик старательно учился и даже заслужил стипендию в престижной лондонской школе «Латимер».
Алан Рикман в юности
Здесь он впервые вышел на сцену. Школьный драмкружок ставил любительский спектакль и мальчику дали роль. Кажется, именно тогда он полюбил подмостки и задумался об актёрстве как о будущей профессии. И если бы не увлечение рисованием и дизайном, то карьера артиста началась бы гораздо раньше.
Но Алан Рикман пошел по ложному пути. Он поступил в «Школу искусства и дизайна» в Челси. Потом прошел обучение в «Королевском колледже искусств». Ещё в студенческие годы молодого специалиста приняли на должность дизайнера в издание «Notting Hill Herald».
Алан Рикман в молодости
Эта работа помогала ему сводить концы с концами. После окончания колледжа искусств он вместе с пятью единомышленниками открыл студию дизайна в Сохо. Но предприятие не приносило ощутимого дохода.
Лишь тогда Алан Рикман вспомнил о давнем увлечении театром. Он отправил письмо с просьбой о прослушивании в Королевскую академию драматических искусств. После прослушивания молодого человека приняли. Вскоре он начал демонстрировать заметные успехи. Студенту вручили несколько премий за блестящую игру на сцене, а в академии назначили королевскую стипендию.
Фильмы
Творческая биография Алана Рикмана начиналась на театральных подмостках. В середине 1980-х на Бродвее прошел спектакль «Опасные связи», в котором актёр сыграл главного персонажа – виконта де Вальмона. Здесь перспективного лицедея и заметили известные продюсеры Джоэль Сильвер и Чарльз Гордон.
Алан Рикман в спектакле «Опасные связи»
Они заглянули к нему в гримёрку и предложили роль в боевике «Крепкий орешек», где главного героя должен был сыграть Брюс Уиллис. Алан Рикман уже давно мечтал попасть на экраны и с радостью согласился. Фильм вышел на экраны в 1988 году и получил оглушительный успех.
В «Крепком орешке» британцу достался образ злодея, с которым он отлично справился. Это подтолкнуло режиссёра Кевина Рейнольдса предложить актёру ещё одну отрицательную роль в своей приключенческой ленте «Робин Гуд: Принц воров». Лента вышла в 1992 году и была тепло встречена зрителями и кинокритиками, многие из которых отметили гениальную игру британца в «злодейском» амплуа.
Алан Рикман в фильме «Крепкий орешек»
Но приблизительно в то же время на экраны вышел ещё один проект – замечательная мелодрама «Искренне, безумно, сильно», где Алан Рикман получил первую положительную роль. Как оказалось, он настолько «пластичен», что одинаково легко перевоплощается в самые противоположные амплуа.
Ещё одна звёздная роль, к тому же главная, была сыграна Рикманом в картине «Распутин». За эту работу он получил свои первые значительные награды – престижные премии «Золотой глобус» и «Эмми».
Алан Рикман в фильме «Распутин»
Актеру давно хотелось попробовать свои силы в качестве режиссёра. Воплотить эту мечту он смог в 1997 году. Сначала Алан Рикман поставил спектакль, а потом и снял фильм по пьесе Шарман МакДональд. И постановка, и картина получили то же название, что и пьеса – «Зимний гость». Режиссёрский дебют оказался весьма успешным. Лента получила сразу две премии от Венецианского кинофестиваля.
Спустя несколько лет режиссёр поставил пьесу «Меня зовут Рэйчел Кори». Драматический спектакль театралы увидели в 2005 году на подмостках одного из Лондонских театров.
Алан Рикман в фильме «Догма»
Поклонники Алана Рикмана любят его не только за блестящую игру, но и за удивительный тембр голоса, который является неотъемлемой частью его успеха у зрителей. Проведённые исследования, имевшие своей целью выявление «идеального голоса», пришли к выводу, что голос Рикмана один из лучших. Артист обладал идеальным английским произношением.
Алан Рикман в роли Северуса Снейпа
В 2000-х звезда продолжил радовать своих поклонников новыми ролями в кино. В 2006-ом появились два замечательных фильма, где Алан Рикман снялся в ключевых ролях. Это нашумевшие проекты «Снежный пирог» и «Парфюмер. История одного убийцы».
А в следующем году его увидели в образе судьи Тёрпина в картине знаменитого режиссёра Тима Бёртона «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». Продолжал Алан Рикман выходить и на театральные подмостки.
Алан Рикман в фильме «Всевидящее око»
Из последних работ британской звезды нельзя не отметить комедию «Гамбит», музыкально-историческую драму «Клуб «CBGB»» и «Всевидящее око», где Рикман перевоплотился в генерала Фрэнка Бенсона. Этот фильм вышел в кинотеатрах весной 2016 года, когда звезды уже не было в живых. Не дождался он и выхода фэнтезийной приключенческой ленты «Алиса в Зазеркалье», в которой неповторимым голосом Рикмана говорит бабочка Абсолема.
Личная жизнь
Единственной любимой женщиной знаменитого артиста была Рима Хортон. Они познакомились, когда Алану было 19, а Риме 18 лет. С тех пор пара была неразлучной долгие десятилетия. Рима Хортон – преподаватель Кингстонского университета. А ещё – видный член лейбористской партии. Их супружеская пара всегда была эталоном крепкого брака и полного взаимопонимания, хотя детей у супругов не было.
Алан Рикман и его жена Рима Хортон
Примечательно, что узаконить свои отношения они решили почти через 50 лет после знакомства, в 2012 году. А новость о том, что брак перешел в официальный статус, проникла в средства массовой информации ещё позже – в 2015-ом.
Немецкая газета «Бильд» сообщила, что личная жизнь Алана Рикмана и Римы Хартон наконец обрела «законные очертания». Той же газете актёр сообщил, что свадьба состоялась в Нью-Йорке и была прекрасна тем, что на ней не было гостей.
Смерть
Алан Рикман
Причина смерти Алана Рикмана – быстротекущий рак поджелудочной железы. Этот диагноз знаменитому британцу поставили летом 2015-го, когда он попал в больницу с микроинсультом.
Актёр не дожил до своего 70-го дня рождения всего месяц.