смысл жизни рик и морти
Почему «Рика и Морти» нужно смотреть всем, кто любит безумный юмор
Но сначала небольшое вступление. Когда все мои знакомые начали смотреть «Рика и Морти» и делиться своими восторгами, я не разделял их мнение, и на то было несколько причин:
Но когда я решил начать смотреть заново и проглотил залпом первый сезон, я наконец понял, почему людям так нравится этот мультсериал. Он безумен.
Вселенная хомяков в задницах
Мультивселенная
Основная идея «Рика и Морти» заключается в том, что наша вселенная не единственная. Существует бесчисленное количество миров, в каждом из которых события пошли по-своему.
Где-то изменения незначительны, а где-то все изменилось настолько, что там нет каких-то планет или звездных систем, существующих в других вселенных.
То же самое и с персонажами. В мультсериале существует бесчисленное количество Риков Санчезов, каждый из которых по-своему безумный гений. И почти у каждого Рика есть внук Морти, который может быть похожим на остальных, но в то же время отличается от них.
Рик и Морти постоянно путешествуют не только по космосу, но и по Мультивселенной.
И все эти причудливые безумные миры подаются глазами школьника Морти, который пытается трезво мыслить и взывать к своему деду, который, кажется, уже давно осознал бессмысленность существования конкретного человека в мире, где обитают миллионы форм жизни и миллионы вариантов этих жизней.
Абсурдный юмор
В «Рике и Морти» очень много запоминающихся персонажей. Помимо самой семьи Смитов (дочь Рика, ее муж Джерри и дети Саммер и Морти), в сериале есть друзья Рика, Галактическое правительство, бывшая подружка Рика и многие другие. Очень многие шутки в мультсериале строятся на контрасте между персонажами. Например, гениального, но уставшего от жизни, которая не может его ничем удивить, Рика и его зятя Джерри, который всеми силами пытается доказать, что он главный в доме, но при этом он, мягко говоря, не очень умный человек.
Рик и его внук постоянно попадают в совершенно асбурдные ситуации или создают их сами.
Например, в одном из эпизодов появляется персонаж по имени Аврадольф Линклер — киборг, которого Рик создал, использовав ДНК Авраама Линкольна и Адольфа Гитлера.
Результат его эксперимента из-за полярных взглядов, сосуществующих в нем, постоянно находится в замешательстве и не знает, кого на самом деле он должен ненавидеть и почему.
Большинство шуток в мультсериале построено на столкновении несочетаемых элементов, которые гармонично смотрятся в рамках Мультивселенной «Рика и Морти», где в буквальном смысле возможно все что угодно.
Десятки пародий
В мультсериале множество пародий, и проявляются они не только в конкретных сериях, но и в некоторых мирах, которые посещают Санчез и его внук.
Например, одна из серий рассказывает о парке аттракционов, который Рик построил внутри бомжа. И в этом парке, как и в «Парке Юрского периода», в какой-то момент все идет не по плану, и вирусы, которые должны были быть экспонатами зоологического уголка парка, выбираются наружу и охотятся на главных героев, напоминая зрителям знаменитую франшизу о борьбе людей с динозаврами.
В различных параллельных вселенных тоже много пародий. Например, в мультсериале есть мир, который отличается от нашего тем, что в здешней версии «Игры престолов» все карлики, кроме Тириона Ланнистера, — у него здесь нормальный рост, и он все равно изгой в глазах своей семьи.
Большинство названий серий в «Рике и Морти» пародирует названия известных научно-фантастических произведений: «Судная ночь», «Близкие контакты риковой степени», «Анатомический парк», «Пес-газонокосильщик».
А некоторые серии пародируют конкретных людей — «М. Найт Шьямал-Инопланетяне!», а в серии «Напиток Рика #9» из-за действий Рика и Морти вселенную начинают называть «мир кроненбергов».
Миллионы теорий
«Рик и Морти» заставил фанатов строить бесконечные теории в попытках объяснить то, что происходит на экране:
Из какой вселенной на самом деле Рик Санчез? Правда ли, что Морти из сериала — его родной внук? Где пропадал Рик в течение всего детства Морти? Существует ли Галактическое правительство в других измерениях? Как устроена Мультивселенная в «Рике и Морти»?
Эти и многие другие вопросы возникают у фанатов, и они строят бесчисленные теории, пытаясь понять, как работает этот мир, и попутно все глубже и глубже погружаются в детали, задаваясь вопросами, которые создатели мультсериала могут никогда и не раскрыть.
«Рик и Морти» — очень дискуссионный мультсериал, потому что в нем множество моментов, которыми хочется поделиться с друзьями, обсудить, разобраться или сравнить с тем, как ту или иную вещь поняли вы, а как на нее смотрят ваши друзья.
Философия мультсериала
«Рик и Морти» гораздо глубже, чем кажется. На первый взгляд, это все веселый и беззаботный мультсериал о безумных приключениях эксцентричного гения и его внука, но на деле это история о том, как Рик Санчез, осознав безграничность вселенной, потерял смысл жизни.
Ему не нужна слава, деньги и влияние, поскольку благодаря своему интеллекту и знанию Мультивселенной он может добыть, что угодно. Но другой вопрос в том, что ему ничего не нужно.
Из-за своего богатого приключениями прошлого Санчез устал от жизни, и это разочарование проявляется в его алкоголизме, скептицизме и совершенно наплевательском отношении к жизни.
Цель его жизни в последние годы — борьба с Галактическим правительством, которое в этом мультсериале — метафора порядка, стирающего грани между видами живых существ и пытающееся сделать весь мир унифицированным. Рик — противник такого исхода.
Франшиза
«Рик и Морти» уже давно не только мультсериал, а полноценная франшиза. С 2015 года издательство Oni Press выпускает комиксы про Рика и Морти, только в комиксе рассказывается не про тех Рика и Морти, которые в мультсериале, а про похожую на них парочку из другой вселенной.
По мотивам «Рика и Морти» существует несколько игр. В одной из них — мобильной Pocket Mortys — нужно, играя за Рика, собирать команду из Морти разных видов и сражаться с их помощью с другими инопланетными игроками и их командами Морти. Эта игра пародирует «Покемонов».
Другая игра для VR-шлема HTC Vive — Rick and Morty Simulator: Virtual Rick-ality. В ней можно почувствовать себя Морти и побродить по лаборатории Рика Санчеза, прикасаясь к различным предметам.
Если вы сможете преодолеть сомнения, которые возникают у вас, когда вы слышите слова «Рик и Морти» или видите примитивный рисунок в скриншотах из серий, то обнаружите удивительный мир, полный безумия и гениальных пародийных находок.
«Рик и Морти» — это мультсериал, в котором может произойти что угодно, и его можно развивать в любом направлении до тех пор, пока авторам не надоест его делать.
СериалыСемейные ценности:
Чему нас научили
Рик и Морти
Подошёл к концу третий сезон мультсериала «Рик и Морти», остроумной взрослой пародии на хиты научной фантастики, созданной Джастином Ройландом и Дэном Хармоном. Самое время вспомнить, что сериал о безумных путешествиях по квантовым вселенным ценен не только циничными шуточками, но и способен преподать зрителям несколько важных важных уроков.
«Нормальных» семей не бывает
Говорить о сложности семейных уз в мультсериалах всегда чуть проще: достаточно ввести в повествование злого гения в ползунках (Стьюи Гриффин), говорящую собаку (Брайан из тех же «Гриффинов»), взбалмошного пришельца (Роджер из «Американского папаши») или ещё какого радужного единорога. Однако даже в анимации в центре внимания всё равно чаще всего оказывается «типичная (американская) семья», с ярко выраженной отцовской фигурой, хранительницей очага и, скажем, девочкой-подростком, застрявшей в мучительном пубертате; за эксцентричность отвечает второстепенный персонаж. Шаблон из классических ситкомов, пусть и тысячу раз застёбанный, не перестаёт быть шаблоном.
Дэн Хармон, который противоречивую семейную динамику пристально изучал ещё в «Community» (где семёрка героев была не рабочим коллективом и не клубом по интересам, а именно что суррогатной семьёй), в «Рике и Морти» перевернул игру, сделав главным героем отъявленного отщепенца и маргинала. Движущей силой в доме Смитов оказывается не непутёвый папаша вроде Хэнка Хилла из «Царя горы» или Гомера Симпсона, а Рик Санчес — вечно пьяный (или похмельный), беспрерывно рыгающий экзальтированный учёный с сомнительными моральными принципами. Это он обычно вывозит семью на пикник (в далёкую галактику в параллельной вселенной) и он же — пусть и не всегда осознанно — помогает близким разобраться в самих себе.
Многообразие — это весело
То же касается и разнообразия — культурного, расового, гендерного и даже видового. В научной фантастике, где достаточно рано начали исподволь бороться с ксенофобией, оно никогда не было слабым местом, но в «Рике и Морти» заиграло новыми красками, не в последнюю очередь благодаря межгалактической компании друзей и собутыльников, собранной Риком Санчесом. Персонажи вроде гендерно нейтрального Birdperson, говорящего на малопонятном диалекте котоподобного существа Сквончи или карикатурного гибрида Абрадольфа Линклера пусть и заброшены в сериал ради разухабистой шутки, создают симпатичное разнообразие, начисто лишённое искусственности или назидательной подоплёки.
Полезно давать выход своим эмоциям
Персонажи «Рика и Морти» переживают кризисы и нервные срывы, впадают в гнев и в депрессию, ненавидят себя и ненавидят весь остальной мир — и это, в числе прочего, делает их полнокровными и близкими даже в заданных фантастических обстоятельствах. Семейная терапия у Смитов чаще всего сводится к проигрыванию возможных ситуаций в бесконечных квантовых мирах. Среди них, само собой, находятся и те, где из героев вылезает всё самое злобное, циничное и манипулятивное — и какой бы отвратительной ни оказалась эта тёмная сторона, загонять её совсем уж глубоко — занятие исключительно вредное.
То, что мы сами порой принимаем за слабости, делает нас теми, кто мы есть: герои Хармона и Ройланда в третьем сезоне проверяют это на себе совсем уж буквально, отделяя от себя «токсичных Рика и Морти», что в конечном счёте не делает их лучшими версиями себя, а лишь приводит в мир новых, одинаково ужасных монстров.
Излишняя подозрительность убивает.
По-настоящему
Мистер Пупибатхол, павший жертвой охоты на паразитов, мы обязаны тебя помянуть.
Не всегда стоит тратить время на поиск глубинного смысла
Иногда гигантская голова, прилетевшая к Земле в поисках самой цепляющей песни во вселенной, — это просто голова, прилетевшая к Земле в поисках самой цепляющей песни. Однако не все из семьи Смитов считают так, присоединяясь к наспех созданному культу головы, подозревая, что за её пришествием стоит нечто большее, чем проведение межгалактического Евровидения.
Ройланд и Хармон не первыми напоминают о том, что в неспокойные времена (особенно перед лицом глобальной опасности) люди склонны впадать в религиозный фанатизм — над этой особенностью любят иронизировать многие фантасты. Однако от этого урок не становится менее ценным, а наблюдение — менее актуальным.
О смерти надо говорить
Прыжки в пространстве и времени вообще-то подразумевают опасность, и создатели шоу напоминают об этом самым простым и понятным способом — создавая ситуацию, где Рик и Морти должны неминуемо умереть (и осознать эту неминуемость, похоронив самих себя). Без такого сценария, реализованного с нужным эмоциональным градусом, сериал быстро превратился бы в беспечную самопародию. С ним даже эмоциональные сцены самопожертвования (вот уж троп распространённее некуда) в шоу не выглядят фальшиво.
Есть идеалы, за которые стоит бороться
Даже если этот идеал — сычуаньский соус, выпущенный «Макдональдсом» на время промокампании диснеевского мультфильма «Мулан». Быстро исчезнувший из продажи, соус стал объектом охоты Рика в первом эпизоде третьего сезона, а следом и предметом вожделения фанатов сериала. И дело не ограничилось продажей на eBay завалявшихся упаковок за тысячи долларов (по большей части в качестве шутки, конечно). Зрители «Рика и Морти» завалили «Макдональдс» петициями с требованиями вернуть соус в продажу — и в итоге добились своего. Фастфуд-гигант, ещё весной пообещавший крепко подумать над предложением, на этой неделе впервые за девятнадцать лет выпустит ограниченную партию сычуаньского к наггетсам, пусть и продаваться она будет только в США. Спасибо, Рик, ты снова научил нас верить в силу петиций.
Феномен Рика и Морти. И почему мы его любим?
Гайд для тех, кто не успел запрыгнуть. Wubba lubba dub dub.
Честно говоря, с Риком и Морти у меня странные отношения. Дело в том, что, когда первый сезон был в самом разгаре, я смог уклониться и не запрыгнул на этот HypeTrain. Общественность билась в экстазе, авторы сериала смогли ублажить всех: гики остались довольны, фанаты жести и трэша тоже и даже любителей глубоких эмоциональных историй не обделили.
Охватив и оставив довольными такую большую аудиторию, сложно избежать успеха и популярности. Так и вышло, вокруг сериала появился настоящий культ: его называли чуть ли не «надеждой поколения», что-то по масштабу сравнимое с «Игрой Престолов».
Так уж вышло, что сам я познакомился с сериалом совсем недавно, буквально перед выходом 3 сезона(ну, конечно, не считая первоапрельскую серию). Ну вы знаете, как это бывает: ты долго и упорно пытаешься уклоняться от встречи с продуктом, о котором назойливо твердят все вокруг, чтоб не ощущать себя таким попсовым или жертвой маркетинга, плюс у каждого из нас всегда есть свои тайтлы, которыми он уже занят.
Рик и Морти довольно неоднозначное произведение. Впервые включив сериал, вы заметите мультяшную рисовку не очень высокого качества. Для некоторых это может стать причиной отказаться от просмотра. Но я всё же рекомендую дать шанс этому произведению, потому что первое впечатление обманчиво, ведь Рик и Морти лишь в самую последнюю очередь мультсериал. И он далеко не такой легкомысленный, каким может показаться.
Он совсем не детский: черный юмор, мат, ультранасилие, цинизм, серьёзные темы, которые даже «взрослого» могут оставить сидеть с открытым ртом после 20-минутной серии(да-да, думаю, знатоки уже поняли, о каких сериях я говорю). Всё это не просто дефекты(кроме серьезных тем), которые принято осуждать в современном искусстве и обществе, это инструменты, которыми написан сериал. Именно они создают те запоминающиеся атмосферу и стиль, характерные лишь для Рика и Морти, а также помогают лучше раскрыть персонажей и ситуации, доводя градус повествования до предела. Ведь лишь в такие моменты мы можем видеть истинную суть вещей.
Будьте готовы, что никто не будет разжёвывать для вас смысл. Сериал не тычет тебе в лицо мораль, как это делают другие произведения, например, «Американский Папаша» или бессмертные и вездесущие «Симпсоны». Да, именно за это мы и любим Рика Морти, ведь за этой пеленой безумия и вакханалии каждый зритель способен отыскать свой собственный смысл.
Но если вы всё же беспокоитесь о низком качестве визуального оформления, то, начав просмотр, будьте уверены, вы быстро об этом забудете, ведь Рик и Морти совсем не об этом. Плотность повествования здесь настолько высока, что недавно пересмотрев серию(5 серия 1 сезона, не считая пилота, опять таки для знатоков), я понял, что это было очень изматывающее для моего сознания, так как эмоций от просмотра одной 20-минутной серии было, как после просмотра полноценного 2+ часового фильма.
К тому же не очень высокое качество рисовки с лихвой окупается сюжетом и проработкой историй, на которые, по признаниям самих авторов и уходит львиная доля времени производства. Но разве качественный продукт не стоит того, чтобы его ждать?
И все же если кто-то почувствует легкое возбуждение от моего рассказа, рекомендую вам в начале просмотра пропустить пилот, потому что это довольно размеренная серия, которая своим неторопливым темпом выбивается от остальных, которые несутся, как поезд, Всадники Апокалипсиса или деградация. Но потом обязательно посмотрите.
Сериал стал настоящим глотком свежего воздуха на ТВ. Эксперимент, определенно, удался: Рик и Морти – это феномен, с которым сложно спорить. Оказывается, то, чего так долго пытались избегать в популярной культуре, на деле отлично работает, и думаю, что множество довольных зрителей и фанатов по всему миру заставят шоураннеров пересмотреть стандарты шоу на ТВ.
«Чтобы не прошло мимо»: мультсериал «Рик и Морти»
«Рик и Морти» – это не только остроумный сериал, наполненный черным юмором и отсылками к массовой культуре, но и настоящий учебник по философии экзистенциализма. Конечно, славу мультфильм снискал в первую очередь за юмор и беспощадный стеб над реальной жизнью, но самое интересное скрыто в образах героев, которые и заставляют преданных фанатов ждать выхода новых серий по нескольку лет и разбирать на атомы те эпизоды, что уже вышли.
Для тех, кто еще не успел ознакомиться с творением Джастина Ройланда и Дэна Хармона, рассказываем. Рик – пожилой гений и по совместительству алкоголик, Морти – его непутевый внук с проблемами по учебе и переходным возрастом. Сериал рассказывает про их путешествия по галактике и параллельным мирам. Изначально связи между сериями можно вовсе не уловить, а сами образы главных героев остаются лишь пародией на персонажей фильма «Назад в будущее». Но это происходит лишь до определенного момента, пока зритель не втягивается в абсурдную жизнь гениального ученого и его семьи.
Не будем распинаться о том, насколько «Рик и Морти» гениальный сериал по своей сути и структуре. Те, кто его смотрел, и сами это знают, а те, кто ещё нет, рано или поздно это сделают. Лучше перейдем непосредственно к виновникам данного текста – главным персонажам этой безумной нарисованной вселенной.
«Герой абсурда» Рик
«Рик и Морти» пропитан экзистенциальным восприятием мира и философией Альбера Камю в частности. Сериал регулярно поднимает вопрос о смысле жизни, бытия и самого человечества. С точки зрения экзистенциализма жизнь не имеет никакого смысла, ведь, как сказал Камю, все люди смертны, и с ним сложно спорить. А сквозь весь мультфильм проходит мысль о том, что не стоит копаться в смысле происходящего: это лишь ухудшит твою жизнь.
Камю считает, что счастливым человеком является именно «герой абсурда» – тот, кто осознал бессмысленностьмира, но вместо виселицы выбрал вписаться в эту абсурдную жизнь и примириться с тем фактом, что мы живем в мире без предназначения. Ведь, если ты признаешь жизнь абсурдной, то еще большим абсурдом будет противодействовать этому абсурду.
В мультфильме можно разглядеть столкновение двух личностей: Рика и его зятя Джерри. Джерри – типичный семьянин, старающийся быть любящим отцом и правильным мужем, а Рик – безумный ученый, «строящий роботов по приколу» и уничтожающий целые миры. Эта игра на контрастах показывает столкновение заурядности и абсурда. Рик постоянно ставит под сомнение общественные ценности, не принимает этики и морали. Наблюдая за Риком, можно легко разочароваться в нем как в хорошем человеке. Но в философии абсурдизма нет таких понятий, как хороший и плохой. Человек абсурда рождается тогда, когда умирает человек, питающий надежды – то, что и произошло с Риком.
Что мы знаем об этом персонаже? Он циничный, жестокий и аморальный человек, знающий все и обо всем. Рик полностью поддерживает идею того, что все вокруг не имеет никакого значения. Он высмеивает все вокруг и даже смеется над зрителями, раз за разом вводя их в заблуждение о собственных мотивах и планах. Новый сезон отличное тому подтверждение. На протяжении целой серии нам показывают драматичную историю становления личности, за которой мы наблюдали последние четыре года. Но Рик оказывается не таким тривиальным парнем, каким нам его пытаются преподнести. Внезапно всплывший в его памяти сычуаньский соус из МакДональдса значит для него гораздо больше, чем личное прошлое.
Поиски сычуаньского соуса, о котором говорится в конце первой серии нового сезона, – объективно абсурдная цель и мотивация персонажа. Но по своей сути она ничуть не хуже любой другой жизненной цели обычного человека, будь то карьера, семья, дом, учеба или удовольствия. Проще всего охарактеризовать одну из главных тем всего мультфильма цитатой Жан-Поля Сартра: «Смысла жизни не существует, мне придется самому создать его». Этой позиции придерживается и Рик, говоря о том, что нет ничего важнее соуса к наггетсам.
Творец и его детище
И еще немного о Рике, раз уж он является главным героем мультфильма.
Как подтвердили сами создатели сериала в одном из интервью, в «Рик и Морти» особое место занимает тема творца и его детища. Мысль о нашем Создателе, смысле, который он в нас вложил, – главные вопросы всего человеческого существования. Каждый задумывается о том, кто его создал и что создать ему самому.
Именно Рик представляет эту идею. Несовершенство мира и его существ – одна из его больных тем. Ко всем своим созданиям он не питает любви: робота, который должен лишь передавать масло, он наделяет искусственным интеллектом будто бы специально, чтоб тот осознал свое ничтожное предназначение; Арвадольф Линклер (результат эксперимента по скрещиванию ДНК Линкольна и Гитлера) чувствовал себя отродьем, угнетенным двойственностью своей сущности и мечтающим о любви своего «отца»; а созданная Риком микровселенная, в которой жили разумные существа, служила аккумулятором для его машины. Даже любовь собственной дочери он эксплуатирует в корыстных целях, чтобы брать в путешествия ее сына и иметь крышу над головой. Теплые слова Рика в ее адрес можно было услышать лишь пару раз в качестве банальной лести.
Если для описания смысла жизни опираться на Закон Божий, то наше существование имеет глубокий смысл, великое назначение и высокую цель. Христианский Бог ответственен не только за наше создание, но и за дальнейшее существование. Мы должны услышать Бога, понять его, приблизиться к нему. Ведь он только этого и ждет.
У экзистенциалистов и на этот счет свои мысли: отрицание бессмысленности и абсурдности зачастую приводит к «прыжку веры» – обращению к комфорту религиозных догмат. Позицию «Рика и Морти» можно описать так: если и допустить присутствие подобной силы в реальности и задуматься о ее отношении к нам, то станет очевидно, что срать на нас хотел Бог или то, что виновато за наше появление.
Джерри и «мораль рабов»
Рик – творец, он борется за свободу и индивидуальность личности, ее уникальность. Поэтому одним из его главных врагов в сериале выступает Галактическая Федерация. Она обесценивает такое понятие, как «личность», подавляет индивидуальность человека. Именно в мире, который захватывает Галактическая Федерации, Джерри чувствует себя комфортно и добивается успеха, даже не до конца поняв, чем именно он занимается.
Философию Рика можно описать одним из первых принципов буддизма: «жизнь есть страдание». Джерри – полный антипод Рика и примечателен лишь тем, что в большинстве случаев признает свою неправоту. Он желает быть хорошим отцом, хочет быть богатым, мечтает стать красивым и успешным. Но мир вокруг раз за разом напоминает ему о недостижимости этих целей.
Тем не менее, понимание бессмысленности жизни не всегда идет Рику на пользу. Осознание своей беспомощности и одиночества в одной из серий побуждают Рика совершить самоубийство, которое не состоялось лишь потому, что тот слишком много выпил и в последний момент потерял сознание. Джерри в то же самое время показан самым счастливым человеком в мире: он рад просто потому, что нашел свою газонокосилку и наконец может ей воспользоваться.
Поведение Джерри – собирательный образ того, что Ницше называл «моралью рабов». Он мелочен, покорен, убежден в полезности этих качеств. Это мораль человека, так зацикленного на себе, что, даже находясь в виртуальной проекции с мощностью работы в 5%, он не только не замечает подвоха, но и прекрасно себя чувствует. Для Джерри очень важно мнение общества, он так хочет казаться хорошим, что готов совершать самые идиотские поступки, лишь бы угодить людям вокруг. Остается лишь надеяться, что мировоззрение Джерри рано или поздно попадет под влияние Рика.
Внуки как пустые сосуды
Морти – подросток с еще только формирующимся характером. Первая встреча с ним дает понять, что он – типичный мальчишка с плохой успеваемостью, примитивными взглядами и такими же моральными принципами. Спустя один сезон можно разглядеть эволюцию этого персонажа, который не просто меняется, а наполняется, словно пустой сосуд, убеждениями и принципами, которые совмещают в себе и посредственность отца и цинизм и многогранность взглядов деда. Новый сезон практически полностью убивает юношескую наивность в обоих внуках: и Морти, и Саммер, которая становится не менее важной частью приключений.
Рик является отличным примером того, что осознание бытия, каким бы оно ни было, может в конечном счете никуда тебя не привести. Морти пошел дальше в этом плане. В одной из серий он сказал своей сестре: «Никто не существует по определенной причине. Никто ни к чему не привязан. Все однажды умрут. Пойдем посмотрим телек». Суть в том, что чем больше ты акцентируешь внимание на мысли о бессмысленности бытия, тем тяжелее будет перенести эту суровую правду. В конце концов, когда фокусируешься на чем-то более приземленном (семейной любви, чувствах и отношения между людьми, своих переживаниях, даже простых развлечениях), ты можешь обнаружить во всем этом свой смысл. Каждый много раз испытывал простые эмоции, которые становились в этот момент центром вселенной: «я люблю девочку из класса», «я люблю своего пса», «люблю свою семью» – и что же в этом плохого?
Осознание жестокой правды о том, что ничего не имеет значения, может помочь в определенных ситуациях (когда ты нежеланный ребенок, как Саммер, или когда твои жизненные цели и мечты недостижимы, как в случае с Бэт и Джерри). И как только ты переступаешь через этот ужасающий порог принятия, каждое действие и чувство становится твоим центром вселенной, каждый момент превращается в важнейший в жизни и абсолютно все обретает смысл. Именно это и происходит с Морти.
Экзистенциальный выбор Бэт
Еще одна тема, затронутая в «Рик и Морти», – это экзистенциальный выбор, термин Жан-Поля Сартра. Это момент в нашей жизни, когда мы определяем ее дальнейшее развитие. И проблема этого выбора в том, что какое бы решение человек ни принял, он всегда будет возвращаться в прошлое и думать: «А что, если бы я поступил иначе?».
Бэт, дочь Рика, стала матерью слишком рано, карьере она предпочла семью, о чем теперь не перестает жалеть. Эта тема поднимается в одной из серий первого сезона, когда все семейство получает очки альтернативной реальности и видит свою жизнь по иному сценарию: там Бэт не родила Саммер, Джерри не женился на ней, а она сама стала настоящим человеческим хирургом. Но в конце серии создатели сериала предлагают свой ответ на вопрос «экзистенциального выбора». Бэт узнает, что в этой альтернативной реальности она все равно несчастна, но уже из-за отсутствия любви Джерри. А это значит, что любое решение, которое бы ты ни выбрал, правильное.
Другая тема, связанная с Бэт, – борьба за любовь и внимание отца. Но рассуждать об этом пока рано – третий сезон показывает новый этап в отношениях Бэт и Рика. Дочь, глядя на отца, пытается быть такой же решительной и независимой, поэтому нам нужно лишь дождаться окончания третьей части этой истории.
У творения Джастина Ройланда и Дэна Хармона нет персонажей первого и второго плана. Хоть в названии присутствуют имена двух человек, мультфильм все же рассказывает о жизни всей семьи. «Рик и Морти» может показаться слишком жестоким и циничным сериалом, однако за черным юмором и иронией открывается настоящая семейная драма.