смысл жизни человека по мнению стоиков состоит в
Смысл жизни человека по мнению стоиков состоит в
б) Лейбниц
2. Отличительными признаками научного знания считают: систематизированность, доказательность, а также…
а) личностный характер
б) проверяемость
3. Современный этап в развитии культуры характеризуется.
а) созданием глобальной коммуникационной сети
б) отсутствием опоры на традиции
в) расцветом локальных культур
г) медленными темпами смены систем ценностей
4. В основе философских систем французских просветителей была.
а) религиозная картина мира
б) идея универсального эволюционизма
в) мифологическая картина мира
г) механистическая картина мира
5. Проблемы языка, науки, логики занимают центральное место в…
г) аналитической философии
6. Современные производительные силы общества включают в себя.
а) отношения собственности на средства производства
б) отношения распределения
в) отношения потребления
г) научное знание
7. Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии именовался.
г) Дао
8. В политической сфере процессы глобализации выражаются в…
а) создании международных организаций и союзов
б) появлении суверенных государств
в) появлении новых демократических государств
г) росте числа национально-этнических конфликтов
9. Понимание природы как поля приложения физических и интеллектуальных сил человека характерно для.
а) Нового времени
г) эпохи Возрождения
10. Интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения называется.
б) картиной мира
11. Постижение истины без обоснования с помощью доказательств есть…
а) интуиция
12. Начало материалистической традиции в русской философии положил…
в) Ломоносов М.В.
13. Понимание времени как безотносительной к чему бы то ни было текучести, равномерной длительности, характерно для ________________ концепции.
в) субстанциальной
14. Исторический материализм считает основным критерием общественного прогресса.
а) уровень развития производительных сил общества
б) развитие научного знания
в) духовное развитие человека
г) наличие правового государства
15. Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях» (общих понятиях) разделил их на два основных лагеря…
а) эмпириков и рационалистов
б) монистов и дуалистов
в) реалистов и номиналистов
г) диалектиков и метафизиков
16. Авторами книги «Происхождение человека и половой отбор» является…
а) Ч. Дарвин
в) философия
18. Генетически первой малой социальной группой, из которой формировались крупные общности, является.
г) племя
19. Как единичный представитель вида или социальной группы, человек есть.
в) индивид
20. Качество предмета с точки зрения диалектики есть.
а) то, что можно измерить
б) система необходимых свойств предмета
в) совокупность всех свойств предмета
г) то, что никогда не изменяется в предмете
21. Смысл жизни человека, по мнению стоиков, состоит в…
а) умении мужественно и достойно подчиниться судьбе
б) умении наслаждаться жизнью
в) стремлении отказаться от всех общественных обязанностей
г) стремлении бороться за справедливый общественный порядок
22. Философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития, есть…
а) история философской мысли
23. Внутреннее упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется…
г) системой
24. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в(о)
а) Италии
25. Теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества называют…
б) философию
26. Постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия представляет собой.
Стоицизм — философия для придания смысла жизни
Стоицизм — это не просто отношение, это настоящая философия жизни. С помощью этих заповедей — принимать, рассматривать в перспективе, размышлять, медитировать, использовать преимущества настоящего момента — мы можем придать больше смысла нашей жизни и сосредоточиться на самом главном, удалив лишнее.
«Жизнь похожа на сказку; важна не её длина, а её ценность»
Стоицизм — философия жизни
Стоицизм — это философское течение, разработанное в Греции Зеноном де Китионом в 301 году до нашей эры. Под влиянием Аристотеля и Платона эта система мышления пережила века и претерпела многочисленные преобразования.
Его 3 самых известных представителя: Эпиктет — греческий философ, Сенека — римский философ и Марк Аврелий — римский император.
Название «стоицизм» (по-гречески «стоа» означает «портик») происходит от Стоа Пойкиле, монумента в Афинах, где раньше встречались Зенон и его ученики.
Сегодня термин «стоик» относится к спокойному, даже бесчувственному отношению. Однако стоицизм выходит далеко за рамки простого отношения. Это настоящая философия жизни.
Стоицизм был школой философии, действующей в течение нескольких веков в Греции и Риме. Как формальное учреждение, оно исчезло, но его влияние пережило столетия и продолжается до сих пор.
Христианские богословы, такие как Фома Аквинский, восхищались его интересами к добродетелям и поддерживали его. Существуют параллели между стоической ататаксией (или спокойствием души) и буддийской концепцией нирваны (или пробуждение). Для Эпиктета страдание происходит не от событий в нашей жизни, а от наших суждений о них.
4 основных достоинства стоицизма
Вместо того, чтобы представить себе идеальное общество, стоики видят мир таким, какой он есть, и стремятся к самосовершенствованию через четыре кардинальных достоинства:
Если стоицизм сосредоточен на личностном улучшении, это не эгоцентрическая философия.
В то время, когда римские законы считают рабов собственностью, Сенека призывает к гуманному обращению и подчеркивает, что все мы живем в одном и том же человечестве.
Стоицизм также не поощряет пассивность. Идея состоит в том, что только люди, которые взращивают добродетели и самообладание, могут вносить позитивные изменения в других.
Для стоиков важно трансформировать эмоции, чтобы достичь внутреннего спокойствия. Эмоции — это человеческие инстинктивные реакции на определенные ситуации. Их нельзя избежать. Но разум может отвлечься от необузданных эмоций и посмотреть, уместны ли они.
Стоики отличают инстинктивную реакцию от чувств, вытекающих из правильного суждения. Цель состоит в том, чтобы достичь душевного спокойствия в результате ясного суждения.
Совет Сенеки
Многие мысли Сенеки известны нам благодаря письмам, которые он написал своим друзьям, давая им советы о том, как преодолеть трудности. Как, например, когда его друг Люцилий узнает, что ему предъявлен иск, угрожающий его карьере и его репутации. Стоик отвечает своему испуганному другу, который, вероятно, ожидает получить поддержку. Однако Сенека выбрал другой путь и порекомендовал ему подготовиться к худшему.
Это основная идея стоицизма. Всегда старайтесь представить себе худшее, затем помните, что вы пережили это. Цель состоит в том, чтобы понять, что мы способны перенести самые большие несчастья.
Чтобы успокоить Люцилия, Сенека советует ему принять понятия унижения, бедности и безработицы. Чтобы увидеть, что даже худшее не конец всему. Если Люцилий проиграет испытание, что может случиться с ним более серьезнее, чем изгнание или тюрьма? Сенека имеет все возможности для рассмотрения этих вопросов, он сам пережил банкротство и 8 лет ссылки на Корсике.
4 принципа стоицизма
Стоицизм — это прежде всего состояние души. Чтобы достичь этого, требуется несколько вещей.
1. Примите то, что вы не можете изменить
Эпиктет предлагает нам различать, что находится под нашим контролем, а что нет. Нет никаких причин позволять обстоятельствам, не зависящим от нас, нарушать наш баланс. Эти внешние диктуемые обстоятельства включают такие вещи, как погода, движение транспорта, мнение людей.
Признание того, что большая часть жизни находится вне нашего контроля, означает, что нам нужно сосредоточиться на одной вещи, которую мы контролируем: на наших собственных действиях.
Вместо того, чтобы концентрироваться на результатах, на которые влияют внешние обстоятельства, которые мы не можем контролировать, мы ставим цели, которые строго связаны с нашими собственными усилиями.
Например, вместо того, чтобы ставить цель выиграть матч, многие параметры которого не зависят от нас, убедитесь, что вы готовитесь как можно лучше, что вы тренируетесь как можно больше и играете по максимуму ваших возможностей. Если, несмотря ни на что, вы потерпите поражение, что хорошего в том, чтобы винить себя? Вы не могли сделать больше ничего.
Или например эта статья о стоицизме может не стать вирусной даже после тысяч акций. Это параметр, который не зависит от автора, который находится вне его контроля. Единственная цель должна состоять в том, чтобы сделать интересное исследование и написать соответствующую статью, которая приносит ценность для читателя.
2. Подумайте, прежде чем говорить
Стоицизм предлагает вам работать над собой, чтобы иметь больше контроля и осознанности. Быть стоиком — это не говорить, а говорить хорошо. Слушание для понимания позволяет размышлять, а затем действовать, а не реагировать.
Действие спокойное, ясное, сознательное, безмятежное. Реакция эмоциональная, с желанием и страхом. Если кто-то оскорбляет вас, не вступайте в эмоциональную борьбу. Подумайте, есть ли доля правды в этом утверждении, и подумайте, как вы могли бы улучшить себя.
3. Оставайтесь скромными и открытыми для новых знаний
Смиренно признайте, что вы не знаете всего и старайтесь учиться при каждой возможности. Вы не можете учиться, если вы уже думаете, что знаете всё. Мудрость является фундаментальной стоической добродетелью.
Совершенствоваться — это значит признать, что вам ещё есть чему поучиться. Читайте, слушайте, смотрите. Знания у вас под рукой, воспользуйтесь этим.
4. Фокус на справедливости, а не строгости
Настоящий стоик не заинтересован в эмоциональном конфликте, мести или обиде. Но это не значит оставаться холодным и далеким. Столкнувшись с атаками, необходимо отступить назад и управлять ситуацией рационально, а не эмоционально.
10 стоических упражнений
Есть целый ряд стоических практик, которые можно применять ежедневно.
1. Утренняя медитация
Сядьте удобно в тихом, слабо освещенном месте и мысленно рассмотрите потенциальные проблемы, с которыми вам предстоит столкнуться в течение дня, помня о четырех основных достоинствах, которые могут помочь в решении этих проблем.
2. Цитата
Среди всех предложений авторов стоиков выберите одно, прочитайте его несколько раз и сделайте его источником вдохновения на день.
3. Концентрические круги Иерокла
Упражнение состоит в визуализации серии кругов, вложенных друг в друга. Первый круг соответствует человеческому духу (себе). Второй, который включает первый, представляет вашу семью. Третий — это друзья, затем ваш район, ваш город, ваша страна и, наконец, все человечество.
Цель — нарисовать круги по центру, перенести людей во внутренние круги. Это способ напомнить себе, что остальной мир так же важен, как и вы, и что вы должны привыкнуть заботиться.
4. Вид сверху
В том же духе представьте свою личность, затем попробуйте увидеть себя сверху, затем свою страну, затем планету, затем солнечную систему, затем Млечный путь и, наконец, весь космос. Это чтобы напомнить вам, что всё это вопрос перспективы. То, что с вами происходит, это песчинка во вселенной.
5. Отрицательная визуализация
Отрицательная визуализация — это визуализация чего-то плохого, что может случиться с вами, чтобы преодолеть ваш страх и лучше подготовиться в случае, если это произойдет. Этот метод медитации похож на упражнения по когнитивной поведенческой терапии, предназначенные для преодоления страхов или тревог. Это может создать устойчивость перед лицом болезненных ситуаций.
Это упражнение может заставить поверить, что стоицизм нечто негативное, а стоики — пессимисты, но это совсем наоборот. Они на самом деле являются окончательными оптимистами. Для них стакан не наполовину пуст и не наполовину полон. Они просто рады, что в нем есть вода.
Когда мы предвидим возможность негативных вещей, они лишены части своей власти. При переживании потери, если мы смогли полностью оценить то, что у нас было в то время, рана глубокая, но чистая.
6. Осознание выбора
Стоики живут здесь и сейчас, обращая внимание на то, что они делают. Они практикуют своего рода осознанность, которая обращает внимание на тот факт, что выборы, даже самые тривиальные, имеют неразрывную этическую составляющую, что мы должны осознавать их, и что они должны быть сделаны в соответствии с одной из основных добродетелей.
Время драгоценно, нет смысла тратить его на бессмысленные отвлечения. Стоицизм предлагает вам сосредоточиться на действии. Например, разговор с другом заслуживает нашего полного внимания и присутствия. Напротив, рекомендуется уделять как можно меньше времени новостям, которые не повышают ценность вашей жизни и часто вызывают больше беспокойства, чем радости.
7. Вечерние размышления
Прежде чем ложиться спать, сделайте вечернюю медитацию, пройдя через основные моменты дня и подумав о том, чего вы достигли хорошего или плохого. Взгляд на прошедший день помогает очистить ваш ум и спать спокойно.
8. Memento mori («Помни о смерти»)
Размышлять о собственной смерти — это не то же самое, что спрашивать: «Если бы вы знали, что это был ваш последний день на Земле, что бы вы сделали?»
Задавать этот вопрос — не медитация. Он вызывает депрессию или беспокойство. Вероятность смерти завтра невелика, но она существует. Это даёт полную ценность жизни. Не тратьте своё время зря.
9. Стоицизм приветствует дискомфорт
Стоики навязывали себе периоды нищеты, чтобы научиться не зависеть от материальных вещей. Еда, напитки, богатство, комфорт и однополые отношения. Они зашли так далеко, что оказались в нелепых ситуациях.
Если вы слишком зависимы от комфорта, когда вы теряете его, всё это разваливается. Эта практика дискомфорта затвердевает. Жизнь не доставляет удовольствия, есть трудные и болезненные моменты, с которыми нам приходится сталкиваться. Вкус этого дискомфорта учит нас тому, что мы способны преодолеть его. Это также учит нас лучше ценить то, что мы имеем в настоящее время.
10. Энергично преследовать характер и добродетели
Для стоиков жить хорошо нужно было в соответствии с 4 добродетелями. Становясь лучше, мы естественным образом найдем удовлетворение, но мы также внесем больший вклад в развитие общества в целом.
Как вы становитесь более добродетельными? Регулярно спрашивайте себя: «Что бы я делал лучше всего в этой ситуации?» У нас у всех на уме идеальная версия. Эта версия лучше ест, больше тренируется, имеет больше терпения, более продуктивна и т. д.
Стоики не просят людей потерять всё и сознательно жить в нищете, чтобы обрести внутренний мир. Скорее, чтобы развивать свои внутренние ресурсы, чтобы быть в состоянии обеспечить процветание и невзгоды беспристрастно.
Речь идет о надежде на то, что правильно, и готовит к тому, что несправедливо.
Стоицизм не имеет репутации философии счастья. Всё же это может привести к невероятно удовлетворяющему образу жизни. Это минимизирует негативные эмоции и максимизирует благодарность и радость.
Важно не рано или поздно умереть, а умереть хорошо или плохо. Другими словами, независимо от того, когда мы умрем, мы должны жить хорошо.
Что такое Стоицизм? Знакомство и 9 упражнений, помогающих начать
Стоицизм — пожалуй единственная философия созданная специально для тех кто живет в реальном мире.
Стоицизм был основан в Афинах Зеноном Китийским в начале 3-го века до н.э., но стал широко известен благодаря таким фигурам, как Эпиктет, Сенека и Марк Аврелий. Стоицизм утверждает, что добродетель (например, мудрость) — это счастье, а наши суждения должны основываться на поведении и поступках, а не на словах. По определению стоиков, мы не контролируем, а значит и не можем полагаться на внешние события. Контролировать мы можем только себя и свои реакции а значит, и полагаться следует только на них.
В Стоицизме немного основных постулатов. Он напоминает нам о том, каким непредсказуемым может быть мир. Как коротка наша жизнь. Как быть стойким, сильным и контролировать себя. И, наконец, то что источник нашей неудовлетворенности кроется в нашей импульсивной зависимости от чувств, а не от логики.
Стоицизм не беспокоится о сложных теориях мироустройства, но помогает нам преодолевать разрушительные эмоции и действовать в соответствии с тем, что можно предпринять. Он создан для конкретных действий, а не для бесконечных дебатов и споров.
У Стоицизма было три главных лидера. Марк Аврелий — император Римской империи, самый могущественный человек на земле, садился каждый день, чтобы написать себе заметки о сдержанности, сострадании и смирении. Эпиктет — перенес ужасы рабства, чтобы основать собственную философскую школу, где он обучал многих величайших умов Рима. Сенека — когда император Нерон отвернулся от него и потребовал самоубийства философа, Сенека беспокоился только о том, чтобы утешить свою жену и друзей.
На протяжении всей последующей истории, Стоицизм практиковали короли, президенты, художники, писатели и предприниматели. Для многих из них стоицизм стал не просто философией, а настоящим образом жизни.
Говорят, что прусский король Фридрих Великий путешествовал с работами стоиков в своих седельных сумах, потому что эти труды, по его словам, могли «поддержать вас в беде». Мишель Монтень — политик и публицист, вырезал любимую цитату из Эпиктета на деревянной балке своего рабочего кабинета, в котором он проводил большую часть времени.
Стоицизм также оказал значительное влияние на теории экономиста Адама Смита о капитализме. С философией его познакомил школьный учитель, переводивший работы Марка Аврелия.
Политический мыслитель Джон Стюарт Милль написал о Марке Аврелии и стоицизме в своем знаменитом трактате «О свободе», назвав эту философию «высочайшим этическим продуктом античного разума».
Стоицизм — это не чисто интеллектуальное предприятие. От большинства философских учений его отличает то, что целью Стоицизма является практическое применение.
Это инструмент, который мы можем использовать, чтобы стать лучше в своем ремесле, быть лучшими родителями, друзьями и в конечном счете — лучшими людьми.
Для развития полезных способностей, Стоики практиковали так называемые «духовные упражнения».
Давайте же рассмотрим девять важнейших упражнений стоиков.
1. Практика Несчастья
«Во времена безопасности дух должен готовиться к трудным временам; пока переменчивая Фортуна благоволит вам, используйте это время для подготовки к ее грядущей неблагосклонности». — Сенека
Сенека, пользовавшийся огромным богатством и влиянием как советник императора Нерона, предлагал отводить определенное количество дней каждый месяц, чтобы практиковать бедность. Возьмите немного еды, наденьте свою худшую одежду, покиньте комфорт и удобства своего дома, и постели. Поставив себя лицом к лицу с нуждой, говорил он, задай себе вопрос: «И это то, чего я раньше так боялся?»
Важно не забывать, что это именно упражнение, а не чисто риторический прием. Это не просто «думать о» несчастье, а именно прожить и пережить его. Комфорт — худший вид рабства, потому что вы всегда боитесь, что что-то или кто-то отнимет его. Но если вы сможете не только предвидеть, но и практиковать несчастье, тогда досадные случайности потеряют способность разрушать вашу жизнь.
Монтень любил древнюю игру, участники которой по очереди держали в руках картину трупа в гробу и произносили тост: «Пей и веселись, ведь когда ты умрешь, то будешь выглядеть так же».
Негативные эмоции, такие как беспокойство и страх, порождаются неопределенностью, и очень редко реальным опытом. Любой, кто давал волю таким эмоциям, знает, как много энергии они могут потреблять. Решение состоит в том, чтобы сделать что-то с этим невежеством. Познакомьтесь ближе с теми вещами и наихудшими сценариями, которых вы так боитесь.
Практикуйте то, чего боитесь, будь-то в вашем воображении или в реальной жизни. Неприятности, пугающие вас, почти всегда бывают обратимым или мимолетными.
2. Тренировка восприятия, чтобы избегать добра и зла
«Реши для себя, что тебе не причинили вреда, и ты не почувствуешь его. Ты не чувствуешь вреда, а значит тебе его не нанесли». — Марк Аврелий
У стоиков было упражнение «Перевернуть препятствие вверх ногами». Это делалось для того, чтобы сделать невозможным не практиковать искусство философии. Потому что, если вы можете правильно перевернуть проблему с ног на голову, то каждое «плохое» становится новым источником хорошего.
Марк Аврелий описывал это так:
«Препятствие к действию продвигает действие. То, что стоит на пути, само становится путем».
3. Помни, что всё эфемерно
«И Александр Великий и его погонщик мулов умерли… с ними обоими случилась одна и та же вещь». — Марк Аврелий
Марк Аврелий написал для себя простое и эффективное напоминание, чтобы помочь себе восстановить перспективу и сохранить равновесие:
«Вспомни всех тех, кто сильно злился на что-то: кто-то самый известный, самый несчастный, самый ненавистный, какой-угодно… где все они сейчас? Дым, пыль, легенда… или даже не легенда. Подумай обо всех примерах. И пойми как незначительно то, чего мы так страстно хотим».
Важно отметить, что «страсть» здесь используется не в современном значении, как энтузиазмом или забота о чем-то. Как объясняет Дон Робертсон в своей книге — когда стоики обсуждают преодоление «страстей», они говорят об иррациональных, нездоровых и чрезмерных желаниях и эмоциях. Гнев является хорошим примером. Что важно помнить, и это ключевой момент — стоики стремятся заменить эти страсти на здоровые эмоции, такие как, например радость вместо чрезмерного удовольствия.
Возвращаясь к сути данного упражнения, все довольно просто: Кем бы ты ни был, вспомни, сколь мал и незначителен ты на самом деле. И в связи с этим, помните, какими ничтожными являются большинство вещей и событий, окружающих нас.
Помните, что любые достижения и успехи могут быть эфемерными, и что ваше обладание ими длится лишь мгновение.
Если все эфемерно, то что же имеет значение? Прямо сейчас имеет значение. Быть хорошим человеком и делать правильные вещи прямо сейчас — вот что важно для нас, и вот что было важно для стоиков во все времена.
Это ли признак успешной жизни? С личной точки зрения, не имеет большого значения, будет ли ваше имя отмечено на карте, если вы потеряли перспективу и наносите вред окружающим.
Учись на ошибках Александра. Будь скромным, честным и осознающим. Это то, что ты можешь делать каждый день своей жизни. И тебе никогда не придется бояться, что кто-то заберет это у тебя или, что еще хуже, что это поработит тебя.
4. Взгляд с высоты
«Как красиво это сказал Платон. Всякий раз, когда вы хотите поговорить о людях, лучше всего взглянуть с высоты птичьего полета и увидеть все сразу: людные собрания, армии, фермы, свадьбы и разводы, рождения и смерти, шумные залы суда и тихие безлюдные места, все иностранцы, праздники, поминки, рынки — все смешано и объединено в единстве противоположностей». — Марк Аврелий
Марк Аврелий часто выполнял упражнение, называемое «взгляд сверху» или «взгляд Платона». Он предлагает и нам сделать шаг назад, уменьшить масштаб, и увидеть жизнь с более высокой точки зрения, чем наша. Это упражнение, охватывающее все миллионы и миллионы людей, все «армии, фермы, свадьбы и разводы, рождения и смерти», побуждает нас смотреть в будущее и, подобно предыдущему упражнению, напоминать нам о том, насколько мы малы. Это переориентирует нас, и, как сказал ученый-стоик Пьер Адо:
«Взгляд сверху меняет наши ценностные суждения о вещах: роскошь, власть, война… и заботы повседневной жизни становятся просто смешными.»
Видеть, как мы малы в великой схеме вещей, — это только одна часть упражнения. Второй, более тонкий момент, — это использовать то, что стоики называют симпатией, или взаимозависимостью со всем человечеством. Как сказал астронавт Эдгар Митчелл, один из первых, кто действительно испытал реальный «взгляд сверху»:
«В космическом пространстве вы моментально обретаете глобальное сознание, ориентацию на людей, сильное недовольство текущим состоянием мира и непреодолимое желание что-то с этим сделать».
Отойдите от своих собственных забот и напомните себе о вашем долге перед другими. Посмотрите на все взглядом Платона.
5. Memento Mori: Размышляйте о своей смертности
«Давайте подготовим наш разум так, как будто мы подошли к самому концу жизни. Давайте не будем ничего откладывать. Давайте сводить баланс жизни каждый день. … Тот, кто каждый день наносит последние штрихи на свою жизнь, никогда не теряет времени». — Сенека
Цитата Сенеки, приведенная выше, напоминает нам о «Memento Mori» — древней практике размышлений о смертности, восходящей к Сократу, говорившему, что надлежащая практика философии — «ни о чем ином, кроме умирания и смерти». В своих «Размышлениях» Марк Аврелий писал, что «Ты можешь оставить жизнь прямо сейчас. Пусть это определит, что ты делаешь, говоришь и думаешь». Это было напоминанием самому себе продолжать жить добродетельной жизнью сейчас, а не ждать подходящего момента в будущем.
Размышления о вашей смертности удручают, только если вы упускаете суть. Стоики считают эту мысль бодрящей и смиряющей. Неудивительно, что одна из биографий Сенеки называется «Умирать каждый день». В конце концов, именно Сенека побуждал нас говорить себе: «Ты можешь не проснуться завтра», когда ложишься спать, и «Ты можешь не заснуть больше никогда», когда просыпаешься, как напоминание о нашей смертности. Или, как еще один стоик, Эпиктет, призывал своих учеников:
Используйте эти напоминания и размышляйте о них каждый день — пусть они станут строительными блоками полнокровной жизни, и помогут вам не терять ни секунды.
6. «Контролирую ли я это»
«Главная задача в жизни заключается просто в том, чтобы идентифицировать и разделить дела, чтобы я мог четко сказать себе, какие внешние факторы не находятся под моим контролем, а какие связаны с выбором, который я фактически контролирую. Где тогда мне искать добро и зло? Наверняка — не в неконтролируемых внешних воздействиях, но внутри меня, в том выборе, который принадлежит только мне…» — Эпиктет
Пожалуй, самая важная практика в философии стоиков — это различие между тем, что мы можем изменить, и тем, что не можем. На что мы имеем влияние, а на что нет. Рейс задерживается из-за погоды — никакие крики на представителя авиакомпании не прекратят грозу. Сколько бы вы не желали, это не сделает вас выше или ниже или позволит вам быть рожденным в другой стране. Независимо от того, как сильно вы стараетесь, вы не можете сделать кого-то, таким же как вы. И вдобавок ко всему, время, потраченное на безнадежные попытки изменить то, что нам не под силу — это то время, которое вы могли бы потратить на вещи, которые можно изменить.
Возвращайтесь к этому вопросу ежедневно — в каждой трудной ситуации. Размышляйте об этом постоянно. Если вы сможете четко определить, какие части вашего дня находятся под вашим контролем, а какие нет, вы не только станете счастливее, у вас будет явное преимущество перед другими людьми, которые не осознают, что сражаются в битве, в которой невозможно победить.
7. Журнал
Эпиктет — раб. Марк Аврелий — император. Сенека — влиятельный политик и драматург. Три этих абсолютно разных человека вели совершенно разные жизни. Но, не смотря на это, у них была одна общая привычка: журналирование.
В той или иной форме каждый из них сделал это. Был ли это Эпиктет, наставлявший своих учеников, что философия — это то, что они должны «записывать изо дня в день», и что именно записывая они «должны тренироваться». Любимое время, когда Сенека писал свой дневник, было по вечерам. Когда наступала темнота и его жена засыпала, писал он другу:
«Я вспоминаю весь свой день и возвращаюсь к тому, что я сделал, ничего не скрывая от себя, и ничего не пропуская.»
Затем он шел в кровать, отмечая, что «сон, который следует за этим самоанализом» бывал особенно сладким. Марк Аврелий был самым потрясающим журналистом и нам очень повезло, что его труды сохранились для потомков, с соответствующим названием, Τὰ εἰς ἑαυτόν — «для себя».
В стоицизме искусство журналирования — это не просто ведение дневника. Сама эта ежедневная практика — и есть философия. Подготовка к предстоящему дню. Размышления о прошедшем дне. Напоминание о мудрости, которую мы узнали от наших учителей, из прочтенного, из нашего собственного опыта. Недостаточно просто услышать эти уроки один раз, необходимо практиковать их снова и снова, переворачивая их в уме и, самое главное — записывая их, буквально чувствуя, как они текут сквозь пальцы.
Таким образом, ведение журнала — это стоицизм. И почти невозможно иметь одно без другого.
8. Практика Негативной Визуализации
Premeditatio Malorum («Предвосхищение Зла») — это стоическое упражнение, заключающееся в воображении вещей, которые могут пойти не так или быть отняты у нас. Это помогает нам подготовиться к неизбежным жизненным неудачам. Мы не всегда получаем то, что по праву принадлежит нам, даже если мы и заслужили это. Все не бывает так просто и понятно, как нам часто кажется. Психологически мы должны готовиться к этому. Это одно из самых мощных упражнений из набора инструментов стоиков, для повышения устойчивости и силы.
Сенека например, собираясь в путешествие, начинал с пересмотра или репетиции своих планов. А затем, в своей голове (или в журнале, как мы уже говорили выше), он рассматривал вещи, которые могли пойти не так и то, как не допустить этого — мог возникнуть шторм, капитан мог заболеть, корабль мог быть атакован пиратами и т.д.
«Ничего не происходит с мудрецом вопреки его ожиданиям», — писал он другу, — «… и не все случается с ним так, как он того хотел, но так, как он рассчитывал, и прежде всего, он рассчитывал, что что-то может помешать его планам»
Выполняя это упражнение, Сенека всегда был готов к неприятностям и старался включать эти препятствия в свои планы. Он был готов как к поражению, так и к победе.
9. Amor Fati: Любить все, что происходит
«Когда ты желаешь, чтобы ничто не было по другому, ни до, ни после, ни во всей вечности. Не просто переносить то, что необходимо, не пытаться уклониться от этого … но — любить это».
Стоики были не только знакомы с таким отношением, но и полностью принимали его. Две тысячи лет назад, записывая в своем личном дневнике, ставшем известным как «Размышления», император Марк Аврелий говорил: «Пылающий огонь создает пламя и свет из всего, что в него брошено». Другой стоик, Эпиктет, искалеченный рабством, постоянно сталкивающийся с трудностями и несчастьями, повторял то же самое:
«Не жди, что все будет происходит так, как ты хочешь; лучше желай, чтобы то, что происходит, происходило именно так, как оно происходит: тогда ты будешь счастлив».
Вот почему Amor Fati — это упражнение и образ мыслей стоиков, которое вы можете применять для извлечения максимальной пользы из всего, что происходит: рассматривая каждый момент, независимо от того, насколько он сложен, как что-то, что нужно принять, а не избежать. Чтобы не только принимать происходящее, но любить то что происходит и стараться становиться лучше благодаря случившемуся. Тогда, как кислород для огня, препятствия и невзгоды будут становиться топливом для вашего развития.
Стоицизм идеален для реального мира
Стоики писали честно и зачастую самокритично, о том, как они могут стать лучшими людьми, стать счастливее и справляться с неизбежными проблемами на своем пути. Вы также можете почувствовать, как «Практика Несчастий» делает вас сильнее перед лицом бедствий; как переворачивание препятствия с ног на голову превращает проблемы в возможности; и как ваше понимание того, насколько вы малы и незначительны, поддерживает ваше эго под контролем, и помогает видеть истинную суть вещей.
В конечном счете, в этом и заключается стоицизм. Это не какое-то отвлеченное обсуждение того, почему или как существует наш мир. Это серия напоминаний, советов и пособий помогающих жить, и жить хорошо.
Стоицизм, напоминал себе Марк Аврелий, — это не какой-то великий Наставник, а бальзам, мазь снимающая боль от травмы, когда бы мы ее не получили.
Эпиктет был прав, когда сказал, что «жизнь — тяжелая, жестокая, изматывающая, незначительная и ограниченная… смертельно опасное дело».
Нам стоит принимать любую помощь на этом сложном пути, и бывает, как в случае Стоицизма, что эта помощь может прийти от нас самих.