смотреть в кейптаунском порту актеры и роли 2020
В ушах оглохших пароходов горели серьги якорей: Рецензия на фильм «В Кейптаунском порту»
Фильм, своим описанием обещающий привычную ретродраму, разворачивается в мощный сюрприз от одного из сильнейших современных режиссеров страны.
Смотрите «В Кейптаунском порту» онлайн
Трейлер
Смотрите «В Кейптаунском порту» онлайн
Правообладателям
Ежемесячно более 17 миллионов пользователей посещают и активно используют Film.ru.
Чтобы дать нашим пользователям возможность смотреть фильмы легально, мы приглашаем к сотрудничеству онлайн-кинотеатры.
Участие в нашей партнерской программе значительно расширит ваш охват и увеличит долю новых зрителей.
Чтобы стать партнером, отправьте заявку на адрес partner@film.ru.
Будьте готовы предоставить API на библиотеку ваших фильмов и сериалов для интеграции на Film.ru.
Летом 1945 года на Дальнем Востоке произошла судьбоносная встреча. Моряк, Пахан и Салажонок стреляли на поражение, и каждый из них был уверен, что двое других погибли от его пули. Но на самом деле выжили все трое, и им удалось прожить счастливую жизнь. Полвека спустя события прошлого вновь настигают их, и зрителю предстоит узнать, как тот день повлиял на жизни героев.
Кадр из фильма «В Кейптаунском порту»
Наверное, лучше ничего не знать о новой картине Александра Велединского до его просмотра. Разве что прослушать одноименный дворовый шлягер (желательно в исполнении Аркадия Северного), который прозвучит в фильме не раз и не два. И еще поможет тот факт, что фильм снят по реальной истории, которая произошла с отцом режиссера в 1945 году. Остальные знания и информация, начиная с краткого содержания и заканчивая долгой историей создания, только лишь собьют с толку и направят зрителя по ложному следу.
Кадр из фильма «В Кейптаунском порту»
В «Порту» нет главных ролей, и ни один из множества героев не выдвигается на первый план. Напротив – актриса Юлия Ауг, заявленная в первом ряду титров фильма, появляется в камео, без хотя бы одной реплики. Актеры здесь – отлаженный ансамбль, где каждый сверчок знает свой шесток, и все, от заслуженных зубров экрана (Владимир Стеклов и Юрий Кузнецов) до лучших актеров прямо сейчас (Евгений Ткачук, на удивление сдержанный здесь) и заканчивая новичками, равны перед дирижером-режиссером, как дети в том хоре на севастопольском пляжу, стройными голосами выводящие «Дубинушку». Эта слаженность позволяет Велединскому развернуть историю так, что хватило бы на несколько мультивселенных, не теряя при этом ритма повествования и стройной согласованности сюжета.
Кадр из фильма «В Кейптаунском порту»
По ощущениям картину не хочется сравнивать с обычными подозреваемыми в случаях с разветвлением времени, как Квентин Тарантино или Акира Куросава. «Кейптаунский порт», скорее, ближе к тому, что делал в восьмидесятых Карен Шахназаров, выводивший крайне самобытный и сугубо местный вид кинематографа, до сих пор не пропитавшийся запахом нафталина. Оранжевое тепло курортных ретросцен и многозначительная бессодержательность диалогов с налетом ироничной обреченности вызывает в памяти «Зимний вечер в Гаграх» (что для современного российского кино можно смело считать огромной удачей). Кадр насыщен (но не захламлен) предметами, которые, как бюстик Гоголя с наклеенными усами, врезаются зачем-то в память. Но ни одна сцена, даже столь причудливая, как роды экскурсовода в Эрмитаже или такая анекдотичная, как случайный выход пожарника на сцену театра, не кажется снятой ради самой себя. Все они крепко встроены в размеренный пазл повествования, который не разваливается, а лишь крепнет с новыми просмотрами.
Новый фильм Велединского, очень личный и семейный (посчитайте, сколько раз эта фамилия встречается в финальных титрах), не претендует на то, чтобы польстить зрителю, как в случае с «Географом». Но если этот зритель попадет под его чары, то уйдет удовлетворенный и ошарашенный. Как после редкой встречи с диковинной птицей – и что важно, не из заморских, а из местных краев.
Рецензия на фильм «В Кейптаунском порту»
Юлия Кузищина рассказывает о фильме открытия кинофестиваля «Окно во Европу» — сложносочинённой нелинейной истории в духе «Криминального чтива».
В 1945 году, в день летнего солнцестояния, где-то на Сахалине сталкиваются три персонажа: Пахан, Моряк и Салажонок. Дело оборачивается короткой перестрелкой: каждый из героев уверен, что остальные погибли. Спустя полвека отголоски этой встречи переплетаются в судьбах, вовлеченных в нее людей, соединяя Сахалин с тремя портовыми городами — Санкт Петербургом, Севастополем и Кейптауном.
Режиссер и сценарист Александр Велединский часто обращается в своих работах к мужской аудитории, помещая персонажей в ситуации, связанные с армией/войной, криминалом или разборками со спецслужбами. Впрочем, иногда находя в них место и более лирическим персонажам с претензией на неустроенную интеллигентность — например, таким, как Виктор Служкин из его предыдущей картины «Географ глобус пропил». Новый фильм Велединского «В Кейптаунском порту» не становится исключением: это тоже очень «мужская» история, в которой есть место бандитам, военным, морякам и сентиментальности, а ее основой становится эпическая байка, похожая на изобретательный тост на ностальгическом застолье.
Источником вдохновения для Велединского послужили любимая песня отца режиссера и реальная история, рассказанная им. Места становятся такой же важной частью повествования, как и герои, среди которых Велединский не выделяет главных, свободно «перепрыгивая» с одной линии на другую, и переплетая их с мыслями о добре и зле, правде и лжи, боге и судьбе.
Первое, на что хочется обратить внимание — это хорошо подобранный актерский состав в лице опытных актеров Владимира Стеклова, Сергея Сосновского, Юрия Кузнецова и Александра Робака, постоянного «талисмана» режиссера. Отдельно стоит отметить Евгения Ткачука, чье амплуа складывается из ролей чувствительных гопников («Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», «Зимний путь»). Здесь Ткачук предстает в немного неожиданном образе вынужденного стать киллером математика, которому также свойственны колебания между мягкостью и дерзостью.
Удачная команда и тщательно продуманная история, где все сюжетные линии продуманы и доведены до конца, могли бы стать рецептом хорошим жанровым кино, но фильм упирается в значительную проблему, которую Велединскому не удается разрешить. Сценарий слишком завязан на тексте: все детали проговариваются в диалогах, зачастую настолько концентрированно, что за ними сложно следить. Большое количество персонажей и хитрые соединения их жизненных путей должны в итоге сложиться в целую мозаику, приправленную диалогами с заявкой на будущие цитаты, правда, не всегда остроумными. К тому же, они слишком перегружены: очень тяжело серьезно воспринимать поучительные философские ремарки героев и при этом помнить, кто кому кто в запутанном сюжете. Некоторые шутки доходят до зрителей слишком поздно — в это время нужно следить уже за следующим сюжетом. Кейптаунская линия, в которой за наследство одного из героев борются его многочисленные потомки, могла бы стать сюжетом для отдельного фильма.
Фильм оставляет впечатление немного старомодной, хотя и симпатичной работы, которой пошло бы на пользу быть немного менее «разговорчивой» и более динамичной визуально. Нелинейная структура заставляет вспомнить о «Криминальном чтиве» и «Вавилоне», и сама головоломка явно рассчитана на то, что зритель будет смотреть картину несколько раз. Но вот захочется ли ему это делать? Впрочем, что-то еще может измениться. Версия, показанная на фестивале «Окно в Европу», не является окончательной, хотя работа над фильмом идет уже более трех лет.
«В Кейптаунском порту» должен выйти в прокат в следующем году.
Ботик добра
Михаил Трофименков о фильме Александра Велединского «В Кейптаунском порту»
В прокат выходит долгожданный фильм Александра Велединского «В Кейптаунском порту». Мощный и добрый дар Велединского неоспорим еще со времен короткометражки «Ты да я, да мы с тобой» (2001) и подкреплен двумя гран-при «Кинотавра» — за фильмы «Живой» (2006) и «Географ глобус пропил» (2013). После «Кейптауна» его смело можно назвать сильнейшим русским режиссером
Фото: Renovatio Entertainment
Фото: Renovatio Entertainment
Фото: Renovatio Entertainment
Фото: Renovatio Entertainment
Фото: Renovatio Entertainment
Фото: Renovatio Entertainment
Фото: Renovatio Entertainment
Фото: Renovatio Entertainment
Фото: Renovatio Entertainment
Фото: Renovatio Entertainment
Фото: Renovatio Entertainment
Фото: Renovatio Entertainment
Фото: Renovatio Entertainment
Фото: Renovatio Entertainment
За те двадцать лет, что ждал своего часа сценарий «В Кейптаунском порту», он не мог не пожухнуть, обмелеть, отяжелеть. Но вопреки всем законам мироздания — настоялся, достигнув крепости того самого рома и не утратив ветреной лихости тех самых девиц, за которых в одноименной песне сложили буйны головы четырнадцать французских моряков в эпической резне в кейптаунской таверне «Кэт».
Фото: Renovatio Entertainment
Фото: Renovatio Entertainment
В 1950-х годах французы сочинили утопию «камеры-пера». Не в силах ее воплотить (для этого галльский ум слишком уж рационален), они грезили о том, чтобы кинокамера обрела свободу и право на сюжетный, пространственно-временной и эмоциональный произвол, которых добились писатели-модернисты. «В Кейптаунском порту» — фильм, созданный именно что при помощи камеры-пера. Его дробная структура сродни «Модели для сборки», роману Кортасара, который заново конструировал для себя каждый читатель, тасуя главки-кирпичики. Его жанр не определить иначе как «философский водевиль». Потому возможны два взаимоисключающих и взаимодополняющих варианта, как его смотреть.
Фото: Renovatio Entertainment
Фото: Renovatio Entertainment
Можно делать паузу каждые пять минут, чтобы всмотреться в плотно насыщающие экран детали: от татуированной лиры, опутанной колючей проволокой, до извещения о переезде похоронного бюро на 666 шагов. Разгадать мерцающие связи между пластами действия, разыгрывающегося в один роковой день войны-солнцестояния — 22 июня, но параллельно в 1945-м и 1996-м годах на Сахалине, в Севастополе и Ленинграде, мистических вершинах треугольника русской морской славы. Чтобы, наконец, не пропустить метафизические откровения, которыми, как байками бывалых людей, перебрасываются ветераны в севастопольском кафе и шпанистые зулусы из стремных кварталов Кейптауна.
Но можно и нужно просто нырнуть в этот фильм, отключив рацио, и его волны сами вынесут на берег финала. Фрагменты мозаики сами собой встанут на место. И прояснится, кем и почему за 50 лет обернулись те трое в униформе, что, посветив наколками и передернув затворы, встретились в недобром сахалинском тумане последнего военного лета: Моряк (Филипп Ершов/Сергей Сосновский), Пахан (Арсений Робак/Александр Робак) и Салажонок (Данил Стеклов/Владимир Стеклов). Трое, каждый из которых считал себя единственным выжившим в той бессмысленной и беспощадной, как побоище в «Кэт», перестрелке.
Фото: Renovatio Entertainment
Фото: Renovatio Entertainment
И выяснится, кем теперь работает ангел, чей голос мерещился им в пистолетно-автоматной оратории. Кто прятался в трюме линкора «Миссури», когда на его палубе генерал Макартур принимал капитуляцию Японии; зачем подозрительного вида кейптаунцы скупают у русского моряка буханки черного хлеба; что сталось с обломком глобуса, разбитого Паханом в сахалинском борделе, и сыграл ли терпеливый зулус Томас вожделенную роль Отелло.
«В Кейптаунском порту»: Рецензия Киноафиши
Многослойная и путанная история о странностях жизни и истории.
Если вы любите песню «В кейптаунском порту», то будете не разочарованы – в фильме она напевается не один раз, так что можно напевать с героями. Более того, ситуация, описанная в песне – вооружённая драка британских моряков с французскими, закончившаяся «мокрухой», – имеет важное, но не первостепенное значение для сюжета. Что же имеет первостепенное?
Фильм Александра Велединского состоит из трёх сюжетных линий, соединённых одним событием – перестрелкой, случайно произошедшей 22 июня 1945 года на Дальнем Востоке. В ней поучаствовали трое: молодой моряк и конвой из двух военных. Как считает каждый из участников перестрелки, двое других мертвы. Но это не так. Живы все трое, более того, им предстоит долгая и насыщенная жизнь. Нам покажут эту жизнь, а также то, как они проведут 22 июня 1996 года.
От фильма с несколькими сюжетными линиями ожидаешь неожиданных рифм между ними по ходу сюжета и яркой точки схождения в конце. Но «В Кейптаунском порту» (прилагательное в названии фильма пишется именно с большой буквы) нарушает этот драматургический принцип. Здесь истории сходятся в начале, чтобы разойтись кардинально. Некоторое взаимодействие между сюжетными линиями есть, но это скорее ни к чему не обязывающие переклички, чем что-то важное. Да, оказывается, что у людей, находящихся в одном квадратном метре, может быть что-то общее. Но в эпоху глобализма это не так уж удивительно, так что были бы создатели фильма помоложе, можно было б сыронизировать, что «миллениалы изобрели теорию шести рукопожатий». Но нет, Александр Велединский хочет рассказать историю более глобальную, не просто поразмышлять о курьёзности случайных встреч. Не зря фильм начинается титром, что 22 июня – особенный день, когда ночь короче всего и начинается битва между добром и злом.
Но эпичности и не хватает этой истории, что во многом связано с неравнозначностью составных истории. Первая жизнь – моряк (Сергей Сосновский в старости, Филипп Ершов в молодости). В 1996 году он решает закодироваться у нарколога на следующие пять лет. Так он надеется продлить себе жизнь (в фильме немало заигрываний с мистикой) и встретить XXI век. Его история снята в изумительных локациях летнего Севастополя и Балаклавы, но красивый задник не вытягивает лаконизм истории, граничащий с примитивностью.
«В кейптаунском порту»
Вторая жизнь – писатель (Владимир Стеклов в старости, Данил Стеклов – в молодости). После событий 45 года он сделал себе имя на криминальной прозе. Некоторые бандиты озабочены творчеством писателя и хотят выразить ему фидбек в виде пули в лоб. Зритель, ностальгирующий по девяностым, посмотрит этот фрагмент с наслаждением. Также здесь есть Евгений Ткачук, знакомый массовому зрителю по ролям гопников. На этот раз он играет интеллигента, вынужденного выполнять функционал гопника.
Третья жизнь – Пахан (Александр Робак большую часть фильма и Арсений Робак пару моментов юности). Его история богата событиями, но проблема в отчаянной несимпатичности его героя. Это беспредельщик, правила презирающий (неслучайно он вор, нарушивший воровские «понятия»), пытающийся на смертном одре подвести всю жизнь к общему знаменателю. Хочется проникнуться сочувствием к герою в такой ситуации, но не совсем понятно, есть ли такие зрители, у которых герой Пахана вызовет симпатию.
Три этих очень разных истории проходят в самых разных локациях. Здесь и театральная репетиция, и двор госпиталя; и Кейптаун, и Петербург; и комната пожилого писателя, и дальневосточный притон. Но всё это внешнее богатство не подтверждается богатством содержания. Фильм выходит одновременно обо всём и не о чём.
Известно, что Александр Велединский сформировал сюжет фильма на основе реальной истории, произошедшей с его отцом. По сути, автор деконструировал, разложил по полкам и объяснил увлекательный курьёз из прошлого, ставший мифом. Но не все мифы нужно объяснять. Древние греки, наверное, сильно бы расстроились, если бы им объяснили, что гром и молния – это не ярость седого небесного эротомана, а, видите ли, взаимодействие электрических частиц. Некоторым историям лучше обойтись без подробностей.
«В Кейптаунском порту…» – зачем смотреть новый фильм Александра Велединского
Рассказывает «Индустрия кино»
45-й год. Лето. Дальний Восток. Конфликт в порту, «на ровном месте»: моряк, пахан и салажонок стреляют друг в друга. Пройдёт полвека, и всё это время каждый будет убеждён, что в тот день выжил только он один. Но связь — магическая, роковая, страшная, — между ними останется. Где бы ни были потом — в Питере, в Крыму или в Кейптауне, чем бы ни занимались — писали пьесы, ходили в море или управляли бизнесом, — эта связь останется неразрывной.
«В Кейптаунском порту…» – зачем смотреть новый фильм Александра Велединского
Александр Велединский — сценарист сериала «Бригада», режиссёр и также автор сценария фильма «Географ глобус пропил». Так что многие мечтают поработать с мастером — особенно артисты.
Евгений Ткачук, исполнитель ролей Лоха и Милиционера:
Александр Велединский написал сценарий в 97-м году, а это более 20 лет назад! Он хотел снимать эту историю практически сразу после выхода дебютной картины. Удалось запуститься только в 2008-м, но в итоге по финансовым причинам проект приостановили. Потом возникло одно роковое обстоятельство.
Александр Велединский, режиссёр, автор сценария:
Интервью с Александром Велединским, как и с Евгением Ткачуком, писали в Выборге — в прошлом году картиной «В Кейптаунском порту…» открылся фестиваль «Окно в Европу». У режиссёра с Выборгом связь крепкая. В 2004-м году он дебютировал здесь с драмой взросления «Русское» и завоевал награду за лучший фильм. Режиссёр нам рассказал, что эти места узнал и полюбил задолго до премьеры своей первой картины.
Трейлер сериала «Обитель» режиссёра Александра Велединского
Многосерийный фильм «Обитель» покажут на канале «Россия 1» уже осенью, а пока можно сходить на Александра Велединского в кино. «В Кейптаунском порту…» — в прокате с этого четверга.