«ТАКОВА СПОРТИВНАЯ ЖИЗНЬ» (англ. «This Sporting Life») 1963, Великобритания, 129 минут — спортивная драма Линдсея Андерсона по одноимённому произведению Дэвида Стори
Фрэнк Мэчин надеется стать профессиональным рэгбистом. Вокруг него увивается огромное количество женщин, Фрэнк же жаждет любви своей домовладелицы миссис Хэммонд, ожесточившейся бесстрастной вдовы, которая в конце концов вступает с ним в физическую сексуальную связь, но и только. Пока Фрэнк остается любимцем и звездой своего клуба, менеджеров и болельщиков, пока он прекрасно играет на поле, все терпят его упрямый, мятежный характер. Миссис Хэммонд надоедает грубость Фрэнка, происходит ссора, он вынужден сменить квартиру. Осознав, насколько необходима была для него эта любовь, Фрэнк пытается помириться, но происходит трагедия. И Фрэнк остается один на один с жестоким и полным насилия миром регби…
Режиссёр: Линдсей Андерсон Сценарий: Дэвид Стори Продюсеры: Карел Рейш, Лесли Паркин, Джулиан Уинтл Оператор: Денис Н. Куп Композитор: Роберто Герхард Художники: Алан Уити, Софи Дивайн Монтаж: Питер Тейлор
«Самый неприятный из фильмов-манифестов «рассерженных молодых людей» — формула истинно британских бунтов, от луддитов до панков. Злобный, несчастный, агрессивный, одинокий йоркширский шахтер Фрэнк (Ричард Харрис) дерется в пабах, мечтает стать свободным, то есть — игроком в регби, домогается страшноватого тела домохозяйки миссис Хэммонд (Рейчел Робертс) и — это катарсис — вбивает пролетарским кулаком в стену огромного паука» (Михаил Трофименков).
Каннский кинофестиваль, 1963 год Победитель: Серебряная премия за лучшую мужскую роль (Ричард Харрис) Номинация: Золотая пальмовая ветвь
Оскар, 1964 год Номинация: Лучшая мужская роль (Ричард Харрис) Номинация: Лучшая женская роль (Рейчел Робертс)
Золотой глобус, 1964 год Номинация: Лучшая женская роль (драма) (Рейчел Робертс) Номинация: Лучший иностранный фильм на английском языке — «Великобритания»
Британская академия, 1964 год Победитель: Лучшая британская актриса (Рейчел Робертс) Номинация: Лучший фильм Номинация: Лучший британский актер (Ричард Харрис) Номинация: Лучший сценарий британского фильма Номинация: Лучший британский фильм
Генерал ВДВ Василий Маргелов, посмотрев фильм, распорядился внедрить регби в общефизическую подготовку десантников.
Смотрите трейлер и фильм
2 марта 2012 года Киноклуб «Ностальгия» представляет фильм №18 (283) сезона 2011-2012 «ТАКОВА СПОРТИВНАЯ ЖИЗНЬ» режиссёр Линдсей Андерсон, Великобритания
О фильме «ТАКОВА СПОРТИВНАЯ ЖИЗНЬ» посетители сайта http://www.kinoexpert.ru
Запоминающийся фильм о трудной любви многообещающего регбиста и просто красавца (Ричард Харрис) к немолодой и некрасивой вдове (Рэйчел Робертс), обремененной и раздавленной своим прошлым. Своеобразный этот мезальянс поначалу может показаться неправдоподобным, но по мере приближения к своему трагическому концу эта история будит щемящее чувство нежности к ее героям, и сильным, и слабым одновременно.
Очень сильный фильм. Думаю, тогда проник на экраны лишь как фильм «обличение нравов буржуазного спорта». К тому же Ричард Харрис получил, если не ошибаюсь, приз на МКФ за лучшую мужскую роль. В результате мы смогли увидеть блестящего Ричарда Харриса и этот прекрасный фильм Линдсея Андерсона.
О фильме «ТАКОВА СПОРТИВНАЯ ЖИЗНЬ» посетители сайта http://www.afisha.ru
Высказывание о социальном расслоении и неодобрение как высших, так и низших слоев, звучит из каждой сцены, из каждого кадра. Напыщенные богатеи, разбрасывающиеся деньгами налево и направо ничем не хуже внезапно разбогатевших простаков, которые просто не знают где купить правила поведения в обществе, моральную этику и такт. Довольно хорош в иллюстрации подобной эволюции оказался Харрис, которого, впрочем, не без обоснований обвиняли в том, что он копировал мачизм и стиль игры молодого Марлона Брандо. Но это, конечно же, вряд ли можно назвать минусом картины, а учитывая, что остальные актеры сыграли не менее плохо, весь актерский состав выглядит потрясно.
Пожалуй, единственное, что можно поставить в укор Андерсона – так это слишком серьезное выражение лица у фильма. Понятное дело, для автора проблематика, поднимаемая фильмом, была настолько серьезна и близка, что он не намеревался заигрывать со зрителем. По крайней мере, в остальном все выглядит более чем прилично. Тот, кто ранее критиковал постановщиков смог лично поставить фильм так, что не придерешься. Впрочем, где-то такое уже случалось.
О фильме «ТАКОВА СПОРТИВНАЯ ЖИЗНЬ» посетители сайта http://www.kinopoisk.ru
Самый что ни на есть Angry Young Man…
Как известно, в конце 50-х — начале 60-х бал в кинематографе старой-доброй Англии правили небольшая кучка режиссеров-идеологов, точно подмеченных критиками эмоциональным определением «рассерженные». Они, двигаясь в фарватере «прогрессивной» литературы и театра, переносили на большой британский экран картины на особо «злободневные» темы, ибо до них все, что выходило в кинопрокат страны, являло собой «чушь про средний класс, чушь про средний класс, или просто глупость» («История английского кино от С. Фрирза»). Неудивительно, ибо в этот момент мир накрывает новая волна реализма в кинематографе («Новая волна» во Франции, поэтический реализм в Италии, в конце концов Советский оттепельный кинематограф). Посему нельзя пройти мимо этого первого крупного успеха Линдсэя Андерсона.
«Такова спортивная жизнь» представляет уже более осмысленный взгляд на социум, анализом которого в своих картинах занимались режиссеры из «Free cinema».
Удивительно гармонично смотрятся в фильме флэшбэки воспоминаний Фрэнка — анализируя свое прошлое, он помогает зрителю беспристрастно разобраться в себе самом. Интересно, но перед нами возникает знакомый портрет «бешеного быка», прилагающего все свои силы для Борьбы — а сражение идет не за абстрактные идеи, а за нечто более ценное для бедного трудяги-парня: за Славу, Власть (путь даже над любимой женщиной), Уважение, Деньги. Вот только Фрэнк, расправляясь с «противниками» на поле, уничтожает своей нерастраченной энергией своих близких и любящих его людей. И в конце его ждет жесткая плата за все грехи.
Именно в этом проявляется новое веяние на излете кинематограф «рассерженных». Если то же Тони Ричардсон оставлял перед зрителями надежду на светлое будущее и в «Оглянись во гневе», и во «Вкусе меда», то в 60-е его программный «Одинокий бегун» заканчивался на полуслове. Бунт «рассерженных» сам себя исчерпал, так и дав ответ на вопрос — а что же делать дальше? Не дает такого ответа и Андерсон — для него «Спортивная жизнь» — это бесконечная схватка под названием «жизнь», где нет ни победителей, ни проигравших. Скоро на смену Джимам Портерам и Фрэнкам Мачиным придут «Билли-лжецы» — молодые британские яппи, а английский кинематограф подомнут под себя крупные голливудские кинокомпании. Эпоха «Джейса Бонда» не за горами.
ИНТЕРНЕТ
Дата: Пятница, 02.03.2012, 14:00 | Сообщение # 3
ТАКОВА СПОРТИВНАЯ ЖИЗНЬ /THIS SPORTING LIFE/
О судьбе Фрэнка Мэчина (Хэррис), бывшего шахтера из Йоркшира, надеявшегося «выбиться в люди», став профессиональным регбистом. Вокруг него увивается огромное количество женщин, Фрэнк же жаждет любви своей домовладелицы миссис Хэммонд (Робертс), ожесточившейся бесстрастной вдовы, которая в конце концов вступает с ним в физическую сексуальную связь, но и только. Пока Фрэнк остается любимцем и звездой своего клуба, менеджеров и болельщиков, пока он прекрасно играет на поле, все терпят его упрямый, мятежный характер. Миссис Хэммонд надоедает грубость Фрэнка, происходит ссора, он вынужден сменить квартиру. Осознав, насколько необходима была для него эта любовь, Фрэнк пытается помириться, но происходит трагедия. И Фрэнк остается один на один с жестоким и полным насилия миром регби…
ИНТЕРНЕТ
Дата: Пятница, 02.03.2012, 14:00 | Сообщение # 4
Такова спортивная жизнь This Sporting Life
Фрэнк (Харрис), в прошлом шахтер, а ныне звезда регби, тренирует в баталиях жизни не только тело, но и душу — к несчастью для самого себя и женщины, которую любит (Робертс).
Спустя три года после «Рокко и его братьев» и за семнадцать лет до «Бешеного быка» Андерсон, дебютант в полнометражном кино, сделал свой вариант спортивной экзистенциальной драмы. Она оказалась ближе к Висконти, чем к Скорсезе, а еще ближе — к тенью витающему над всеми Достоевскому. Харрис и Робертс играют с накалом, достойным русского гения, хотя сюжет и не подсовывает им типично достоевских тем, как Делону с Жирардо. И хотя фильм уделяет достаточно внимания продажной изнанке большого спорта, очевидные мотивы Андерсон топит и растворяет в чем-то другом — в своих маниях и наваждениях. Так было и в дальнейшем: фильм «Если…» (1968), вроде бы поставленный ради критики кастовой системы образования, вошел в историю благодаря первому яркому появлению Малколма МакДауэлла и не принятым доселе в большом кино обнаженным мужским телам. Сексуальные фрустрации преследовали режиссера всю жизнь и заметны уже в его дебюте. И в этом Андерсон не был одинок в британском социальном кино, которое напрасно завидовало эстетизму французского. Оно не было менее утонченным, просто прятало свои тайные наваждения под маской социальной критики.
ИНТЕРНЕТ
Дата: Пятница, 02.03.2012, 14:01 | Сообщение # 5
Такова спортивная жизнь This Sporting Life, 1963 Драма
Для тех, кто знает английского режиссёра Линдсея Андерсона по своеобразной притчевой трилогии «Если» (1968)-«О, счастливчик!» (1973)-«Больница «Британия» (1982), где с годами всё заметнее усиливалось сатирическое и даже абсурдно-сюрреалистическое начало, его первая работа в игровом кино, осуществлённая, пожалуй, поздновато — уже в сорокалетнем возрасте, может показаться довольно неожиданной. Если же, напротив, знакомство с творчеством Андерсона происходило именно в хронологической последовательности (начиная с документальных короткометражек 50-х годов, которые заложили основу так называемого «свободного кино» Великобритании), то художественный путь этого постановщика представится вполне логичным.
Ведь и в будто бы приближенной к реальности ранней ленте «Эта спортивная жизнь» (принципиально важен подобный вариант названия: жизнь — словно спорт, а вот в принятой у нас версии перевода «Такова спортивная жизнь» утверждение «такова» относится только к спорту) исследуется, в общем-то, схожая ситуация, в которую попадает отдельный индивид, проходя по своеобразным кругам некой специально созданной модели общества. Пусть в данном случае эта сконструированная действительность имеет чётко очерченные границы поля для игры в регби.
Именно там хочет неистовый и амбициозный Фрэнк Мэчин во что бы то ни стало добиться успеха. У него, правда, возникает возможность более лёгкого достижения «места наверху» или же совершения стремительного «пути в высшее общество» (если воспользоваться оригинальным английским и советским прокатным названиями картины Джека Клейтона, снятой пятью годами ранее). Надо лишь ответить взаимностью на недвусмысленные предложения миссис Уивер, жены владельца команды регбистов. Но Мэчин решительно отвергает подобный способ карьеры. Он должен сам, при помощи собственных усилий, конечно, расталкивая соперников локтями (на то и существует «эта спортивная жизнь»!), пробиться в чемпионы, оказаться круче и выше всех.
Также, линия того, что все возвращается тебе той же монетой, которой платишь ты, ярко прослеживается в самом конце фильма. Он никогда не понимал, что Маргарет не может забыть умершего мужа, считал, что это глупости. Но потом он и сам ее потерял, и сломался он сильнее, чем Маргарет. Потому что он всегда казался таким большим и сильным, но на самом деле он был слишком слаб для того, чтобы пережить потерю той, в которой он нуждался. Так же сцена, где он рассказывал богатейшим мира сего, как он дал кому-то из противников под дых, вернулась ему в последней сцене, где с ним поступили точно так же. Мораль такова, что он зашел слишком далеко, в погоне за своей славой, но потом просто получил все в обратную.
Жаль было мне нескольких персонажей, которые пострадали от его рук. Самый первый, это тот самый «отец», который был в него «влюблен». Настолько стало жалко, что этот громила, ослепленный собственной славой, перестал замечать того, кто фактически пробил ему дорогу в свет. А другие персонажи, это дети Маргарет, которые, наверняка, привязались к нему. А он прошел мимо них после того, как они потеряли все, что у них было. Если честно, очень жестокое поведение. Но от него другого ожидать не стоило. Слишком он любил себя. Своя потеря для него стала важнее всего.
Если же говорить о чем-то позитивном, то это, конечно же, тонкий английский юмор, которым пропитаны 2/3 всего фильма. Сидела, смотрела и отдыхала душой. Настолько все великолепно подано, что просто пальчики оближешь)
Дэвид Стори — один из известных писателей современной Англии. Он вырос в шахтерской семье и в 19 лет стал профессиональным игроком в регби, чтобы заработать деньги для поступления в Высшую художественную школу. Несмотря на то, что ему удается достигнуть определенных успехов — его картины выставлялись на нескольких выставках в Лондоне, — он оставляет живопись и целиком посвящает себя литературному творчеству.
«Такова спортивная жизнь» — первый роман Стори. Он сразу же принес ему мировую известность. В 1962 году роман был экранизирован. Фильм «Такова спортивная жизнь» с успехом обошел экраны многих стран мира и в том числе Советского Союза. С тех пор Стори опубликовал еще два романа — «Бегство в Кэмден» и «Рэдклиф».
Такова спортивная жизнь
Я упирался головой в крестец Меллора, ожидая, когда мяч появится между его ногами.
Но он замешкался. Я уже отодвинулся, когда мяч влетел мне в руки, и, прежде чем я успел отпасовать, снизу в мою челюсть ударило чье-то плечо. Лязгнули зубы, и все провалилось в черноту.
Первое, что я различаю, — это виновато-растерянное лицо Меллора рядом с лицом Дея, нашего тренера, который выжимает на меня из губки воду.
— Отдохни-ка пока, — говорит он. — Ты себе рот разбил.
Я встаю, заложив кулаки под мышки. И говорю Меллору пару теплых слов; остальные игроки стоят и смотрят — для них это приятная передышка. Я ухожу с Деем, и он сует мне под нос пузырек с нашатырным спиртом.
Я сижу на скамье, а он выкрикивает распоряжения игрокам, а потом закладывает большие пальцы мне под губу и оттягивает ее вверх.
— Ах, черт! — ахает он. — Ты же себе все передние зубы разбил!
— Вот, вот, вали все на меня, — говорю я, и получается шипенье с присвистом.
Он заглядывает мне в разбитый рот, и его глаза прячутся где-то за кончиком моего носа.
— Ну, Меллор тут тоже ни при чем, — говорит он. — Что, очень больно? Пожалуй, придется тебе вставлять искусственные зубы.
А запасные толпятся у него за спиной, и каждый норовит заглянуть ко мне в рот.
— И на что же я похож?
Глаза Дея на секунду встречаются с моими — надо же узнать, очень ли я зол.
— На старика. Недельку лучше держись от девочек подальше.
— Совсем онемело, — говорю я, когда он отнимает пальцы и губа сползает на место. — Я сейчас вернусь на поле.
Возвращаться-то не так уж и нужно. Мы ведем двенадцать очков, противник совсем вымотался, а до конца игры остается меньше десяти минут. Зрителям все давно ясно, и не расходятся они только потому, что на поле всегда может приключиться что-нибудь веселенькое, вот как со мной. Пожалуй, оттого-то я и возвращаюсь — пусть знают, что мне плевать.
Уже темнеет, и из долины навстречу низким тучам поднимается туман. Я бегу сквозь сумерки на поле и машу рукой судье, а по трибунам проносятся насмешливые приветствия и свист.
Времени остается как раз на один прорыв. Бензедрин уже перестал действовать. Я бегу посредине поля, зажав мяч в ладонях, хоть этот прием и мальчишку не обманет. Меня перехватывают, я падаю, пасую, а потом держусь в сторонке до финального свистка.
Мы по двое и по одному уходим с поля. Толпа зрителей разделилась посредине, как черная занавеска, и потихоньку рассасывается через главные выходы по обоим концам поля. Снаружи ждут автобусы — их освещенные вторые этажи видны над трибунами. Самый приятный для меня час за всю неделю — один и тот же час каждую субботу, когда игра кончается, в сумерках загораются огни и легко дышать, потому что не надо работать и завоевано право ничего не делать. Но сегодня я смотрю на сволочную спину Меллора и разделываюсь с ним и так и эдак. В туннеле он опускает голову и, ни на кого не глядя, равнодушно проходит мимо толпящихся там служителей. Он всегда такой — делает вид, что ему все нипочем. Потому, наверное, и лицо у него неподвижное, как у идиота.
Оно не меняется и тогда, когда мы залезаем в бассейн и горячая вода щиплет ссадины. По поверхности расплывается муть из грязи и крови. Она завивается вокруг наших поникших тел. Головы торчат над водой, словно какое-то зверье загнали в пруд; я бросаю думать — все равно ничего не получается.
Позади нас запасные с помощью горбатого служителя разбирают рубашки и трусы — берут самыми кончиками пальцев, чтобы не выпачкаться в липкой от пота грязи. Они в дождевиках, их движения медлительны и сердиты. А над головой все еще топочут расходящиеся зрители, и от этого гудят металлические перекрытия. В комнате сквозняк раскачивает тусклую лампочку, воняет потом, грязью из сточной канавы, мазями, жиром и дубленой кожей, и духота плавает в клубах пара, скрывающего стены.
И в этом тумане стоит Джордж Уэйд. Я чуть не сбиваю его с ног, когда переваливаюсь через край бассейна и бреду к массажному столу. Впрочем, узнаю я его, только когда наступаю босой ногой на лапу его собаки и слышу визг. Он подходит и стоит надо мной, пока Дей растирает и разминает мое бедро.
— Ну, как вы, Арт? — спрашивает он и, опираясь на палку, наклоняется над горами и долами моего тела. Но старательно смотрит только на мой рот.
Я оскаливаюсь прямо в его старую унылую физиономию, чтобы он сам посмотрел. Ему это кажется шуткой, и он смеется.
— Теперь вы больше не сможете огрызаться, — говорит он и добавляет: — Ну, там день или два. (Он, видимо, догадался, до чего мне смешно.) Я договорюсь, чтобы дантист принял вас в понедельник… Ах, да что это я? Сейчас ведь рождество. Ну, я посмотрю, что удастся сделать.
Он стоит и смотрит на меня, словно запоминая, как я выгляжу без зубов. По-моему, это ему нравится — во всяком случае, он спрашивает так, будто говорит с нормальным человеком:
— А вы сегодня идете к Уиверу? Он упоминал, что ждет вас.
Я уже сам об этом думал. Жаль упускать возможность отпраздновать сочельник и познакомиться со Слоумером. Но что делать, еще не знаю.
— Да, но мои зубы? — говорю я. — Вы не можете устроить, чтобы мне починили их сегодня? Не то я раньше чем через неделю к врачу не попаду.
Уэйд жует губами и щурится, будто раздумывая.
— Ведь при клубе есть дантист? — подсказываю я.
— Не знаю, Артур. Право, не знаю. Попробую навести справки.
Он смотрит на меня, словно прикидывает, стоит ли хлопотать.
— А не могли бы вы узнать прямо сейчас, сэр?
Он поворачивается и, волоча за собой пса, бредет между ворохами грязной одежды к двери. Собака пытается поднять заднюю лапу над одной такой кучей и чуть не летит кувырком.
— Я попробую, старина. Попробую. Положитесь на меня! — кричит он где-то в желтом тумане.
— Чтоб сегодня! — кричу я.
Он выходит, и духоту пронизывает струя холодного воздуха.
Я сползаю со стола и кутаюсь в одежду. Из бассейна доносятся вопли: чье-то поведение ниже ватерлинии не нравится остальным. Двое-трое как очумелые перемахивают через край и стоят, глядя на воду и почесываясь.
— Свиньи, — бормочет Дей и тоже смотрит на воду, а потом хохочет.
Настроение у меня как раз такое, без какого я сегодня с радостью обошелся бы.
Скамья скрипит — это Фрэнк сел рядом и, сам того не замечая, привалился всей тушей к моему плечу. Он сострадательно глядит на меня: его медлительный шахтерский мозг соображает, каково мне сейчас. С той же сосредоточенной неохотой он растирает себе плечи, не найдя другого способа выразить сочувствие. Я улыбаюсь ему; я ему всегда улыбаюсь, потому что в нем есть та скромность, которой обзаводятся профессиональные игроки под конец выматывающей жизни. Это отсутствие высокомерия и нравится мне во Фрэнке больше всего. Я не злюсь, что он капитан, и к его возрасту тоже отношусь спокойно. Скоро он совсем бросит играть.
Такова спортивная жизнь (1963) ( This Sporting Life )
Дата выхода в России (или в Мире): 07.02.1963
Продолжительность: 02:14:10
Фрэнк – бывший шахтёр. Последние несколько месяцев мужчина в буквальном смысле выживает. В какой-то момент он решает заняться профессионально регби. Он здоровый, выносливый и сильный мужчина, который может намного больше, чем просто рубить уголь за гроши. Фрэнк приступает к усиленным тренировкам и вскоре делает первые успешные шаги. Вкусив немного славы, он быстро собирает толпу фанатов. Сотни поклонниц вьются вокруг Фрэнка, признаваясь тому в любви. Деньги у него вываливаются из всех карманов. Он может позволить себе всё, что душа захочет. Ему доступна любая красавица, но влюбляется регбист в равнодушную вдовушку, которой до лампочки какой-то там профессиональный регбист.
Оскар, 1964 год Номинации (2): Лучшая мужская роль (Ричард Харрис) Лучшая женская роль (Рейчел Робертс)
Золотой глобус, 1964 год Номинации (2): Лучшая женская роль (драма) (Рейчел Робертс) Лучший иностранный фильм на английском языке — «Великобритания»
Британская академия, 1964 год Победитель (1): Лучшая британская актриса ( Рейчел Робертс ) Номинации (4): Лучший фильм Лучший британский актер (Ричард Харрис) Лучший сценарий британского фильма Лучший британский фильм
Каннский кинофестиваль, 1963 год Победитель (1): Серебряная премия за лучшую мужскую роль ( Ричард Харрис ) Номинации (1): Золотая пальмовая ветвь