смирнов актер фронтовик фото
Боевой путь любимого актёра
Честно он пал в бою.
Ты же сражайся с фашистом проклятым,
Капитан Г. Милиенко, командир 1-го дивизиона 169-го минполка
169-й миномётный полк
Алексей Макарович оказался на фронте с первых дней войны. К сожалению, информация о начальном периоде его службы небогата. Известно, что с июня 1941 по июнь 1943 года Смирнов воевал на Западном фронте. Его медаль «За оборону Москвы» говорит о том, что он участвовал в боях за столицу. Но в каких частях служил тогда Макарыч, точно определить не удалось. Можно предположить, что он начал воевать в составе 24-го отдельного миномётного батальона, впервые вступившего в бой 2 июля 1941 года у города Борисов. С 23 июля часть вела бои под Ельней в составе 24-й армии. 2 октября батальон был передан в подчинение 43-й армии и принял участие в обороне Москвы.
Дальнейшая судьба Смирнова была связана со 169-м миномётным полком, сформированным 8 мая 1942 года на базе 24-го отдельного миномётного батальона артиллерии Резерва Главного Командования (РГК). Боевое крещение части состоялось 14 июня 1942 года, когда полк принял участие в Ржевской битве. С 1 августа в составе 20-й армии он поддерживал наступление 354-й стрелковой дивизии к реке Гжать. В конце августа его миномёты помогали 31-й армии наступать на Ржев, после чего полк вновь вернулся в распоряжение командующего 20-й армией. 4 декабря он был придан 29-й армии и поддерживал огнём её части во время действий у Гжати. С 15 декабря полк снова действовал в составе 31-й армии во время наступления в районе Бондарево – Табаково в Калининской области.
17 января 1943 года 169-й минполк вошёл в состав 7-й миномётной бригады 3-й артиллерийской дивизии РГК. С 22 февраля по 5 апреля он вёл боевые действия в районе городов Жиздра и Спас-Деменск современной Калужской области. 1 мая его вывели во второй эшелон Западного фронта для приведения его в порядок. Миномётчики готовились к новым сражениям, а те были не за горами: впереди бойцов ждала Орловская наступательная операция, за участие в которой Алексей Смирнов получил свою первую награду.
Медаль «За Отвагу»
22 июля 1943 года приказом по 169-му минполку химический инструктор 3-й батареи сержант Смирнов был награждён медалью «За Отвагу»:
«(…) за то что в бою 14.07.43 г. за жд разъезд Еленск с группой разведчиков проник в расположение врага и огнём из автомата уничтожил 3-х гитлеровцев.
18.07.43 г. в бою за ст. Еленск заменил вышедшего из строя командира миномёта, вёл интенсивный огонь, благодаря чему рассеял до 2-х взводов пехоты».
Рассмотрим оба эпизода подробнее.
8 июля 169-й минполк занял позиции у деревни Серая для поддержки частей 11-й гвардейской стрелковой дивизии из состава 11-й гвардейской армии. 12 июля началось наступление, в котором его миномёты обеспечивали огневое прикрытие пехоте 40-го гвардейского стрелкового полка. В течение трёх дней боёв дивизия прорвала немецкую оборону, устремилась вперёд и освободила свыше десяти населённых пунктов. К 15 июля 40-й гвардейский полк вышел к селу Александровка. До этого момента части дивизии наступали узким фронтом, но теперь он расширился. Поэтому 169-й минполк был разделён на две группы: 2-й дивизион остался с 40-м полком, а 1-й дивизион придавался 33-му гвардейскому стрелковому полку. Последний наступал на железнодорожную станцию Еленск, взяв её к 08:00 того же дня.
Перед началом боя разведгруппа во главе с начальником разведки 1-го дивизиона лейтенантом Борисом Ивановым проникла в Еленск. Обнаружив там противотанковую артиллерию и пехоту, группа начала отход. Вероятно, она была замечена противником, вступила в бой, но смогла уйти и доставить ценные сведения. С высокой долей вероятности можно предположить, что Смирнов был тогда в группе Иванова, и именно этот эпизод отмечен в приказе о награждении. Правда, произошло это не 14-го, а в первые часы 15 июля.
Подобная путаница возникает и со вторым эпизодом. 17 июля 33-й гвардейский полк уже вёл наступление на деревни Теребень и Глебовка. В тот же день его 2-й батальон, поддерживаемый артгруппой, в 19:30 взял Глебовку. В бою миномётчики израсходовали «14 мин 120 мм и 80 мин 82 мм». А вот 3-й батальон потерпел фиаско: Теребень оказалась крепким орешком. Там засело до 400 немцев, поддерживаемых огнём бронепоезда. На следующий день противник подтянул резервы и попытался отбить Глебовку. 2-му батальону пришлось отразить шесть контратак вражеской пехоты и бронетранспортёров. Вероятнее всего, именно в этом бою и отличился Алексей Смирнов, когда вёл огонь из миномёта, заменив его командира.
Бои на Орловской дуге завершились для миномётчиков 8 сентября. 169-й минполк в составе своей бригады был выведен с линии фронта в Резерв Главного Командования. Он разместился неподалёку от Орла в деревне Спицино, где находился до 11 декабря 1943 года. 12 декабря началась переброска 7-й минбригады к Киеву в распоряжение 1-го Украинского фронта. Спустя десять дней она была придана 1-й гвардейской армии для участия в Житомирско-Бердичевской операции, во время которой миномётные полки поддерживали действия 94-го и 11-го стрелковых корпусов.
Орден «Красная звезда»
В начале марта 1944 года, во время Проскуровско-Черновицкой операции, 7-я минбригада вновь действовала в составе 94-го корпуса. За те бои Алексей Смирнов как командир огневого взвода 2-й батареи был представлен к награждению орденом Отечественной войны I степени, но отметили его орденом Красной Звезды.
4 марта 1944 года соединения 94-го корпуса перешли в наступление, в котором полки 7-й минбригады поддерживали огнём прорыв немецкой обороны на участке 30-й стрелковой дивизии. В этот же день удалось освободить пять деревень, включая и село Онацковцы. Его взял 2-й батальон 35-го стрелкового полка, которому активно помогали миномёты батареи Смирнова. Этот эпизод отражён в представлении нашего героя к ордену:
Второй эпизод связан со взятием города Староконстантинов:
Стоит отметить, что в обоих эпизодах ущерб от огня миномётов Смирнова указан достаточно условно. К примеру, когда 7 марта 169-й минполк вёл огонь по отступавшему противнику, результат стрельбы не наблюдался. А 9 марта общий ущерб от действий всей минбригады оценивался «до 60 солдат и офицеров».
Наступление на Староконстантинов обернулось для миномётчиков настоящей му́кой. 6 марта полк Смирнова переключился на поддержку 99-й стрелковой дивизии, двигавшейся на этот город. И если пехота ещё как-то шла вперёд, то артиллерия застряла в непролазной грязи и слякоти. Другой проблемой были авианалёты. В тот же день немецкие бомбы уничтожили шесть грузовиков и повредили ещё три. 7-я минбригада отчаянно сражалась с бездорожьем — и проигрывала ему. Два из трёх её полков отстали в пути. Штаб бригады писал о ситуации, сложившейся 8–9 марта:
«Дороги для автотранспорта без помощи тракторов непроходимы. При большом напряжении личного состава удаётся вытаскивать небольшое количество автомашин для обеспечения действия пехоты (…). Части бригады отдельными подразделениями поддерживают действия 99 СД, продвигаясь в боевых порядках вперёд».
Одним из этих подразделений был 1-й дивизион 169-го минполка, куда входила батарея Алексея Макаровича. Но 9 марта первым в Староконстантинов ворвался не 1-й, а 206-й стрелковый полк, который поддерживал огнём дивизион 171-го гвардейского минполка. Город был взят в ночном бою с 9 на 10 марта. После этого с 19 марта 7-я минбригада обеспечивала наступление 167-й стрелковой дивизии из состава 47-го корпуса, помогая взять город Проскуров (ныне Хмельницкий). 25 марта он был освобождён, а бригаде было присвоено наименование Проскуровской.
Медаль «За боевые заслуги»
После взятия Проскурова 47-й корпус продолжил наступление на юг и юго-запад, способствуя окружению Проскуровско-Винницкой группировки вермахта, которое произошло к 27 марта. Попавшая в кольцо у Каменец-Подольска немецкая 1-я танковая армия пыталась вырваться из него в западном и северо-западном направлениях. В первых числах апреля корпус вместе с другими соединениями 1-й гвардейской армии перешёл к жёсткой обороне, отбивая атаки танков, самоходок и пехоты.
Рассмотрим этот эпизод подробнее.
Утром 8 апреля штаб 47-го корпуса отдал распоряжение:
«167 СД с 374 САП при поддержке 7 МБр с 3.00 8.4.44 г. перейти в наступление на фронте: Пилява, Стадница, Медведовце в направлении Медведовце и к 7.00 8.4.44 г. выйти на рубеж Подзамочек (…), где занять прочную оборону».
9 апреля 615-й полк подвергся контратаке противника и был потеснён со своих позиций. Но миномёты Смирнова открыли яростный огонь по наступавшим немцам, выпустив по ним 130 мин. По данным бригады, взвод Смирнова уничтожил «50 солдат и офицеров, один пулемёт, подбил и сжёг 13 автомашин и одну танкетку».
На следующий день обстановка осложнилась. Немцы бросили в бой «более полка пехоты при поддержке 40–50 бронемашин». Этим наступлением они отбросили части 167-й дивизии, взяв Пыляву. Миномётчики помогали сдерживать движение противника, выпустив по его боевым порядкам ещё 130 мин. По данным бригады, 10 апреля миномётным огнём был уничтожен «один пулемёт, подавлена одна 81 мм минбатарея, рассеяно и частично уничтожено 20 солдат и офицеров».
Очевидно, что указанный эпизод в наградном листе Смирнова является не конкретным, а обобщающим. В него вошла информация о действиях батареи за несколько дней. Впрочем, это никак не умаляет героизма Алексея Макаровича в боях у Пылявы. Хотя в данном случае полученная награда не соответствовала подвигу.
Орден Славы III степени
С 14 апреля по 2 июля 1944 года 169-й минполк в составе 7-й минбригады занимал оборону в районе сёл Пылява и Доброполе. Его подразделения приводили в порядок матчасть и автотранспорт. К этому времени вышел указ о награждении полка орденом Красного Знамени за Орловскую операцию. 2 июля минбригаду вывели из подчинения 1-й гвардейской армии и переподчинили 38-й армии, которая занимала позиции юго-западнее Тернополя. В её составе миномётчики приняли участие в Львовско-Сандомирской операции, начавшейся 13 июля 1944 года. Огнём они поддерживали наступление соединений и частей 101-го стрелкового корпуса. Во время этих боёв Алексей Смирнов отличился в двух эпизодах и был награждён орденом Славы III степени. Оба произошли, когда 169-й минполк наступал в боевых порядках 96-го стрелкового полка 140-й стрелковой дивизии.
Утром 20 июля батальоны 96-го полка вышли на участок железной дороги у станции Плугов
«(…) и преодолевая сопротивление мелких групп противника переправились через р. Глувна Стрыпа овладев домами юго-вост. ст. Плугув. К 15:30 96 сп, встречая сопротивление мелких групп противника и фланкирующий пулемётный огонь в направлении высот 406,0 и 388,0 передовым сб достиг лощины 300 мт.зап. отм.362,0: двумя батальонами развернулся в районе ст. Плугув».
Отступавшие немцы постоянно контратаковали преследовавшие их советские части. 21 июля 96-му полку крепко досталось, когда он отбил атаку вражеской пехоты и трёх танков. Его 2-й батальон понёс большие потери, но немцы были отброшены. После этого советская пехота продолжила движение вперёд, поддерживая огневой контакт с отступавшим противником. 23 июля у села Липовцы 3-й батальон полка был обстрелян немецкими танками и завязал бой с пехотой противника, во время которого было взято 13 пленных, семеро из которых были захвачены лично Алексеем Смирновым:
Хотя в наградном листе указано 20 июля, вероятнее всего этот эпизод произошёл всё же 23 июля, так как в документах 96-го полка факт пленения немцев отмечен в этот день. Указанная «высота 283,0» является ошибкой, так как 96-й полк вёл бой у высоты с отметкой 402,0.
Тем временем наступление развивалось успешно. 101-й корпус продвигался южнее Львова, чтобы перерезать немцам пути отхода из города в южном и юго-западном направлениях. К 27 июля 140-я дивизия вышла на шоссе Львов – Стрый и вела бой за село Солонка. 96-й и 283-й полки сумели овладеть им и оседлали шоссе на этом участке. Этот день стал одним из самых ярких и трудных в истории 169-го минполка.
Когда его батареи перемещались вслед за пехотой на новые позиции, прямо на марше у села Жировка они столкнулись с большой колонной немцев, выходивших из Львова. Миномётчикам пришлось вступить с ними в бой и даже завязать рукопашную схватку, чтобы спасти батареи от разгрома. Личный состав 169-го полка понёс потери, но сумел отбиться, обратить немцев в бегство и взять трофеи. Особенно отличились командир 1-го дивизиона капитан Ислам Шанаев и командир миномёта 5-й батареи старший сержант Алтмиштбай Нурлиев. Совершил свой подвиг и старший сержант Алексей Смирнов:
За освобождение Львова 169-й минполк был награждён орденом Богдана Хмельницкого. Кроме указанных эпизодов, во время Львовско-Сандомирской операции полк вёл тяжёлые бои в районе польского города Санок, поддерживая огнём части 211-й стрелковой дивизии. Путь продвижения полка к городу проходил по горно-лесистой местности Прикарпатья. Немцы оказывали яростное сопротивление. Хотя миномётчики впервые вели бои в таких условиях, они не подвели пехоту. После ожесточённых боёв Санок был взят.
24 августа 1944 года 7-я минбригада была передана 5-й гвардейской армии и обеспечивала действия 14-й гвардейской стрелковой дивизии. До января 1945 года миномётчики держали оборону на Сандомирском плацдарме. К этому времени Алексей Макарович Смирнов уже стал старшиной.
Орден Славы II степени
12 января 1945 года началась Сандомирско-Силезская операция. В этот день миномёты бригады своим огнём помогали частям 9-й и 58-й гвардейской стрелковых дивизий проламывать немецкую оборону у посёлка Стопница. После этого бригада встала на «колёса», чтобы двигаться в боевых порядках 14-й гвардейской дивизии, которая прорвала оборонительную линию у местечка Метель и погнала противника на запад. 169-й минполк вошёл в группу поддержки 36-го гвардейского стрелкового полка. Во время наступления Смирнов отличился дважды, был представлен к ордену Славы II степени и награждён им.
Дивизия успешно двигалась вперёд. Противник организованного сопротивления не оказывал, поэтому наступление в чём-то напоминало гонку. Главные силы немцев держались от советских частей на расстоянии 10–15 км. Чтобы задержать их движение, немцы прикрывались небольшими арьергардными группами, которые быстро рассеивались после коротких боёв. К 15 января отступающие немцы сумели оторваться от передовых отрядов 14-й гвардейской дивизии. Контакт был потерян, и в тот день миномёты бригады не произвели ни одного выстрела.
Достигнув села Рокитно, 16 января дивизия завязала бой в районе местного завода. Выбив оттуда противника, она продолжила двигаться южнее Ченстохово. 17 января её части вышли на окраину города Бляховня. Там гвардейцы встретили организованное сопротивление немцев и завязали с ними бой в городских районах. Утром того же дня 7-й минбригаде на марше пришлось столкнуться с разрозненными группами немцев и вступить с ними в бой.
Именно здесь имел место первый подвиг, описанный в наградном листе Смирнова:
Этот эпизод подтверждается записью в журнале боевых действий 7-й минбригады:
Тем временем, преодолевая сопротивление противника, части 14-й гвардейской дивизии продолжали гнать его на запад. К исходу дня 21 января гвардейцы подошли к границе Германии в Верхней Силезии, пересекли её и 22 января вышли к Одеру у деревни Эйхенрид (ныне польская Гольчовице), которая располагалась на западном берегу реки. Немцы заняли подготовленный рубеж обороны и взорвали переправы. Их командование, опасаясь успешного форсирования реки советскими войсками, сконцентрировало значительные силы авиации и артиллерии на этом участке обороны. В результате гвардейцам не удалось переправиться через реку с ходу.
В 03:00 23 января полки дивизии начали преодоление речной преграды. К 05:00 1-му батальону 36-го гвардейского полка удалось форсировать Одер и создать небольшой плацдарм на левом берегу. В течение дня противник предпринимал яростные контратаки, чтобы сбросить гвардейцев в реку. Ему удалось вытеснить 38-й гвардейский полк на правый берег, но батальон 36-го гвардейского полка, ведя бои, сумел устоять. Именно в это время старшина Смирнов совершил свой новый подвиг, который описан в наградном листе так:
Стоит отметить, что первыми на другой берег переправились вместе с пехотой командир дивизиона капитан Шанаев и 2-я батарея лейтенанта Ивана Зеленцова, куда входил миномёт Смирнова. Шанаев установил связь с батареями на восточном берегу и корректировал их огонь, что сильно помогло во время отражения вражеских атак. Кроме Смирнова, в боях за плацдарм отличились старший сержант Нуриев и младший лейтенант Владимир Чехмарев, а Шанаев был представлен к званию Героя Советского Союза.
Бои за удержание и расширение плацдарма продолжались ещё пять суток. За это время 7-я минбригада выпустила по противнику более 4 500 мин, половина из которых пришлась на 24 января. Это сыграло существенную роль в успешном форсировании Одера и удержании плацдарма частями 14-й гвардейской дивизии. В дальнейшем миномётчики помогали гвардейцам в расширении плацдарма на Одере и овладении городами Гротткау, Штрелен, Бриг, Опельн.
Медаль «За освобождение Праги»
Как утверждается в различных передачах и статьях о Смирнове, Алексей Макарович в последние дни войны получил контузию, попал в госпиталь и был комиссован, что помешало ему дойти до Берлина. Так ли это? Безусловно, факт контузии требует дополнительного исследования, но одну версию стоит рассмотреть. Согласно документам 7-й минбригады, в период с 1 по 10 мая 169-й минполк понёс потери только в один день — 8 мая 1945 года: «легко ранен командир 4 батареи 169 мп лейтенант Юдин и один сержант».
Предположим, что под «сержантом» мог подразумеваться старшина Смирнов. Если Алексей Макарович попал в госпиталь в тот день, то он мог рассчитывать на награждение медалью «За освобождение Праги», ведь по статуту она полагалась участникам штурма и освобождения Праги в период с 3 по 9 мая 1945 года. Однако «дойти до Берлина» Смирнов никак не мог, так как его полк вёл боевые действия южнее столицы Рейха и завершил войну в Чехословакии.
Боец и артист
Отдельным моментом фронтовой жизни Алексея Смирнова было участие в полковой самодеятельности. В 169-м минполку служили творческие люди, на фронте не забывавшие об искусстве. С 7 ноября 1942 года начал выходить полковой журнал «Миномётчик», в котором печатали свои стихи поэты-самородки. Среди них особенно выделялся капитан Григорий Милиенко, чьи строки из стихотворения «Наказ матери» использованы в качестве эпиграфа к статье. Как говорят, уже после войны он написал двухтомную историю 169-го минполка, но не издал её. Особой гордостью части была её художественная самодеятельность. Вот что написано о ней в историческом формуляре полка:
«Немаловажную роль в деле боевых успехов полка сыграла массовая художественная самодеятельность. Большим успехом пользовались и пользуются среди личного состава полка такие актёры-самородки, как ст. сержант Смирнов Алексей, лейтенант Яковлев Юрий, сержант Евграфова Лидия (…), мл. лейтенант Левина Анна (…), сержант Мурашов (…) и другие.
Они дали полку и дивизии десятки концертов и заслужили похвалу частей за свою самодеятельность».
Алексей Макарович Смирнов был прирождённым артистом. Совершая подвиги на фронте, он не забывал об искусстве во время перерывов между боями. Многих поклонников его таланта удивляет, как Макарыч мог смешить людей после пережитого на войне. Ответ прост: это было его призванием. Даже война не смогла лишить Смирнова его артистического таланта.
Автор выражает признательность А. Томзову, Е. Дригу, Е. Чирве и другим лицам за помощь в работе над статьёй.
Алексей Смирнов
Биография
Алексей Смирнов — советский актер, мастер эпизода, который прославился как исполнитель в комедийном амплуа. Ему посчастливилось сотрудничать с мэтрами отечественного кинематографа Юрием Озеровым, Леонидом Гайдаем, Леонидом Быковым, Роланом Быковым. Не все зрители догадывались, что за его добродушной улыбкой скрывается тяжелая судьба, которая принесла ему множество испытаний и потерь.
Детство и юность
Алексей Смирнов родился в Ярославской области, в городке Данилове. У его родителей Анны Ивановны и Макара Степановича был также младший сын Аркадий. Когда Леше исполнилось 6 лет, семья перебралась в Ленинград, но там их застало горе: неожиданно скончался глава семейства, и матери пришлось одной растить двух мальчишек. До конца жизни Алексей Смирнов прожил в той коммунальной квартире, которую получил еще его отец.
Алексей Смирнов в молодости На Украинском и Белорусском фронтах также выполнял функции разведчика, неоднократно ходил в.
В школьные годы мальчик посещал кружок драмы. Участие в постановочных сценках настолько увлекало его, что сразу после школы Смирнов отправился учиться в студию при Ленинградском театре музыкальной комедии, которую окончил в 1940 году и сразу стал актером этого театра. Но на сцене Музкомедии успел поучаствовать только в оперетте «Роз-Мари», так как был призван на срочную службу, где его и застала война. Алексей Смирнов служил командиром огневого взвода, а позднее — артиллерийской батареи.
На Украинском и Белорусском фронтах также выполнял функции разведчика, неоднократно ходил в тыл врага. Благодаря его персональным действиям было уничтожен ряд подразделений противника, освобожден город Староконстантинов, а также захвачена деревня Эйхенрид.
Не раз Алексей Макарович совершал подвиги: для того чтобы воодушевить боевых товарищей, в одиночку бросался в атаку на 4 десятка фашистов; вырывался из окружения во время разведки, причем захватывая в плен солдат противника; на себе переправлял через реку миномет.
За доблесть Алексей Смирнов был награжден орденом Красной Звезды, дважды — орденом Славы, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Но об этих наградах в последующие годы предпочитал не распространяться, считая, что делал то же самое, что и другие защитники Отечества. Великую победу актер встретил в звании гвардии старшина, но уже в запасе: во время одного сражения он был контужен и впоследствии комиссован.
Театр
После войны он вернулся в родную Музкомедию. В молодости ему доставались малозначительные персонажи в спектаклях, отчего актер испытывал чувство творческой неудовлетворенности. К тому же маленькие заработки не позволяли ему обеспечивать достойный быт. Во время гастролей Алексей Макарович умудрялся жить на одни суточные, которых не хватало на нормальное питание. Всю зарплату он отдавал матери, которая уже в те времена нуждалась в лечении.
Алексей Смирнов (кадр из фильма «Три толстяка»)
Актер не рассказывал коллегам о совершенных на войне подвигах, хотя их было немало. Труппа театра узнала о геройском прошлом Смирнова случайно, благодаря его встрече с маршалом Георгием Жуковым. Дело было на гастролях в Капустином Яру, где отдыхали военные. Генерал лично поздоровался с Алексеем Макаровичем на глазах у его коллег и пообещал артисту прибыть на спектакль, в котором тот играл.
Со временем публика запомнила внушительную комплекцию Смирнова (рост артиста составлял 186 см) и стала требовать новых появлений в образе добродушного увальня. Но мужчину такое амплуа тяготило: внутренне он был драматическим актером, а вовсе не комиком. Но единственная некомедийная роль в театре досталась ему в постановке «Табачный капитан», где он вышел на сцену как царь Петр I.
Алексей Смирнов в театре (кадр из фильма-спектакля «Эти невероятные музыканты или Новые сновидения Шурика»)
Многие из окружения Алексея Макаровича подтверждали, что артист обладал уникальным тембром голоса — у него был глубокий грудной бас. Вокалистов, владеющих такими способностями, были единицы, поэтому исполнителю неоднократно предлагали сменить профессию. Но Смирнов так и остался драматическим артистом.
Фильмы
В кино Алексей Смирнов появился уже знаменитым актером благодаря участию в спектаклях. Сначала его попробовали в эпизоде военной драмы «Балтийская слава», затем дали единственную комедийную роль буржуя в серьезном фильме «Кочубей». После этой работы предложения посыпались на актера.
Алексей Смирнов (кадр из фильма «Полосатый рейс»)
Не всегда он выбирал картины из-за хорошего сценария или сотрудничества с опытными коллегами. Например, в мелодраме «Роман и Франческа» Смирнов захотел участвовать, чтобы посмотреть на восстановленный Киев, в котором бывал во время войны. Первыми «народными» ролями Алексея Макаровича были матрос Кныш из «Полосатого рейса» и атаман запорожских казаков в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Публика с восторгом встречала его появление на экране.
Самую большую любовь зрителей принесли Смирнову фильмы великого режиссера Леонида Гайдая. Киноновелла «Вождь краснокожих» и особенно «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» сделали его всенародным любимцем. Зрители цитировали персонажей Смирнова, как будто это были настоящие люди, а не экранные герои.
Алексей Смирнов (кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»)
А режиссеры встали в очередь за популярным актером, так как стало повсеместно известно, что Алексей Смирнов не только требовательный к себе профессионал, но и очень послушный исполнитель, готовый беспрекословно купаться в ледяной воде, контактировать с дикими животными, падать с высоты и выполнять любые требования руководителей кинофильмов.
Сам актер считал по-настоящему «своим» режиссером только Леонида Быкова, с которым у него к тому же завязалась крепкая дружба. Вместе они поработали в комедии «Зайчик», героической картине «Разведчики», а затем в военной драме «В бой идут одни “старики”», которую Быков не представлял себе без участия Смирнова.
Леонид Быков и Алексей Смирнов (кадр из фильма «В бой идут одни «старики»)
Режиссеру пришлось натуральным образом бороться за товарища с Министерством культуры. Эта работа по праву считается жемчужиной фильмографии артиста. Благодаря роли механика Макарыча в этом фильме Алексей Смирнов открылся зрителю как незаурядный драматический актер, а финальная сцена у могилы остается одним из самых драматических эпизодов в советском кинематографе.
Личная жизнь
Алексей Смирнов никогда не был женат. Перед самой войной он сделал предложение своей возлюбленной Лидии Масловой. Но так как из-за контузии, полученной на фронте, актер не смог впоследствии иметь детей, он, скрыв настоящую причину, разорвал помолвку.
Впоследствии актер пытался наладить личную жизнь и одно время подыскивал себе будущую жену среди знакомых, но делал это неумело. К тому же Смирнов страшно комплексовал из-за своей внешности. В середине 70-х он пытался построить отношения с женщиной, которая одна воспитывала двоих детей, но из-за пристрастия к алкоголю не смог удержать ее рядом.
До конца жизни Алексей жил в коммунальной квартирке и ухаживал за больной матерью, страдавшей тяжелым психическим недугом. Болезнь развилась у Анны Ивановны после гибели на фронте младшего сына Аркадия. В последние годы жизни женщина уже никого не узнавала, ее пришлось определить в дом престарелых. Алексей Макарович переживал эту ситуацию болезненно.
Документальный фильм «Алексей Смирнов. Его знали только в лицо. Трагедия комика»Артист мечтал о детях, даже хотел усыновить ребенка-инвалида, на протяжении 10 лет он навещал в интернате мальчика, страдающего сердечной недостаточностью. Но ему не позволили взять ребенка под опеку власть имущие. Тем не менее Смирнов не переставал общаться с детьми-сиротами и дарил ребятам из детских домов собственноручно сделанные игрушки, которые искусно вырезал из дерева.
Актер увлекался коллекционированием. У него была обширная библиотека редких книг, большое количество высушенных насекомых и заспиртованных пресмыкающихся, а также альбом с вырезками из прессы о самом себе.
Смерть
Алексей Смирнов вел замкнутый образ жизни. К этому привели усилившаяся болезнь матери, собственное ухудшение здоровья, а также начинавшаяся зависимость от алкоголя. Скончался актер 7 мая 1979 года. Существует несколько версий того, что именно привело к трагическому финалу жизни 59-летнего Алексея Смирнова.
По официальной версии, он находился в больнице из-за ишемической болезни сердца и в течение 2 недель восстанавливал здоровье. В день выписки он узнал, что в автокатастрофе погиб его друг Леонид Быков. Эта новость стала сильным ударом для актера, который он не выдержал.
По другой информации, он попал в больницу как раз после известия о гибели Быкова и не пережил этой трагедии. Третья версия исходит от главврача больницы и говорит о том, что актер втайне от докторов решил помянуть друга, и выпитая рюмка коньяка стала для него фатальной.
Похороны Алексея Смирнова состоялись в ставшем родным ему Санкт-Петербурге. Его могила расположена на Южном кладбище, там же похоронена мать, которая скончалась двумя годами позже. На памятной доске размещено фото артиста в образе механика Макарыча. Позднее стало известно, что актер хотел, чтобы на его похоронах прозвучал вальс «На сопках Маньчжурии». Но из-за закрытого образа жизни артиста об этой просьбе узнали не сразу.
Долгие годы память об актере хранилась только в кинолентах с его участием. О нем не писали в газетах, могила не посещалась.
Только в 21-м веке люди отблагодарили великого артиста и героя войны, установив ему памятник в Харькове. Экспозиция представляет собой Алексея Смирнова в образе механика Макарыча из фильма «В бой идут одни “старики”». А в Санкт-Петербурге в 2011 году появилась мемориальная доска. В новом тысячелетии были сняты документальные ленты о жизни актера, одна из них — «Острова. Алексей Смирнов» вышла в 2012 году.
В память об Алексее Макаровиче был создан персональный сайт, на котором собраны все документальные материалы об артисте, размещены его военные фотографии. Здесь же представлены интересные факты из биографии звезды экрана, воспоминания его коллег и друзей.