смешарики про смысл жизни
«Смысл жизни» Смешарики
Сама серия «Смысл жизни» по словам создателей самая взрослая, философская и серьёзная серия. Важно заметить что в её основу легли весьма глубокие кинофильмы («Сталкер»Тарковского и «Мертвец»Джармуша). Но даже не зная этого у серии весьма депрессивная атмосфера.
В начале серии Бараш просыпается с такими мыслями:
Этот монолог сразу задаёт нужное настроение серии, ещё у Бараша можно выявить признаки экзистенциального кризиса, что свойственно и таким творческим натурам как он. Так же у него в доме можно заметить кучу несуразно разбросанных скомканных бумажек из чего можно сделать вывод что он вновь пережил творческий кризис. Ещё стоит обратить внимание, что во время этого монолога камера медленно скользит по комнате Бараша, лейтмотив поиска, на котором у Тарковского завязана вся лента, расплывчатый образ Кузинатры, способной дать Барашу то, чего он желает (по аналогии с Комнатой из «Сталкера», которая исполняет самые сокровенные желания людей), минимализм и камерность действа в виде всего двух действующих лиц (Карыча и Бараша, чьи образы в серии похожи на образы Сталкера и Писателя), отсутствие прямого пути к Кузинатре, философские диалоги между героями, не достижение Барашем цели и завершение эпизода (правда, содержащее куда больше позитива, нежели окончание фильма Тарковского).
По мимо атмосферы так же и саундтрек отсылает нас к фильму «Мертвец». Саундтрек сильно напоминает музыку Нила Янга, которую тот сымпровизировал и сыграл, просматривая отснятый материал к «Мертвецу».
После своего монолога Бараш выходит на улицу врезается в дерево и падает на снег. В таком состоянии его находить Карыч. В ходе беседы Карыч рассказывает Барашу о некой «Кузинатре» которая даст ответы на все вопросы Бараша касательно смысла жизни. Приободрённый Бараш уговаривает его отвести его туда на что Карыч неохотно соглашается.
По ходу их путешествия Бараш чуть было не обрекает себя на гибель скача по узким дорожкам поднимаясь в гору, но Карыч успевает его поймать. Стоит подметить что Бараша это даже никак не задело то что он чуть не умер, а его товарищ спас его, он как ни в чем не бывало энергично шел дальше. Что может означать то что Бараша в этот момент не волнует ничего кроме приобретения желанного им смысла.
После ночевки в пещере горы они вновь отправляются в путь.
На неизвестном отрезки пути Бараш теряет дух. В жуткую метель он говорить Карычу:
Затем теряет сознание. Очнувшись дома под присмотром Карыча который уже было предлагал отправляться снова в путь, Бараш заявляет:
На протяжении всей серии Карыч подталкивал Бараша к понимаю того, что смысл жизни в повседневных мелочах. В эпикурействе (к чему Бараш по видимому и приходит в конце серии). Кар-карыч даёт знать что для жизни и не обязательно знать в чем её смысл.
Можно заметить что Бараш побывал в смертельной опасности 2 раза. Что можно назвать «пограничной ситуацией» в последствии которой он и познал простые истины жизни, тем самым утолив свою жажду какого то большого смысла.
Эта серия даёт юному зрителю чёткие и сложные вопросы на которые он сам в праве ответить, потому что ответы на эти вопросы в данной серии в какой то степени размыты из за сложности их понимания. Серия закончилась тем же чем и началась, Бараш снова в свой кровати, снова говорит об обыденных вещях, но уже в хорошем ключе. Возможно Бараш угряз в своеобразной рутине, но пройдя через долгое путешествие и оказавшись в пограничной ситуации он изменил взгляд на некоторые вещи.Начал по настоящему ценить жизнь. В общем зрителю есть где разгуляться в раздумьях.
Смешарики совершенно уникальный мультсериал, который заслуживает уважения и достойного продолжения (которое вроде как обещается быть).
“Смысл жизни” Смешарики
Сама серия “Смысл жизни” по словам создателей самая взрослая, философская и серьёзная серия. Важно заметить что в её основу легли весьма глубокие кинофильмы (“Сталкер”Тарковского и “Мертвец”Джармуша). Но даже не зная этого у серии весьма депрессивная атмосфера.
В начале серии Бараш просыпается с такими мыслями:
“Иногда случается, что вещи теряют свой смысл. Вот смысл окна, например — чтобы в него смотреть. А порой смотришь в него — а смотреть там нечего. Ничего интересного. Или вот какой смысл умываться по утрам? Чтобы быть бодрым. А какой смысл быть по утрам бодрым? Какой вообще смысл быть по утрам? Хм, непонятно. И непонятно: то ли жизнь всегда была такой бессмысленной, а ты просто не замечал этого, то ли смысл был, но куда-то затерялся.”
Этот монолог сразу задаёт нужное настроение серии, ещё у Бараша можно выявить признаки экзистенциального кризиса, что свойственно таким творческим натурам. Так же у него в доме можно заметить кучу несуразно разбросанных скомканных бумажек из чего можно сделать вывод что он вновь пережил творческий кризис. Ещё стоит обратить внимание что во время этого монолога камера медленно скользит по комнате Бараша, лейтмотив поиска, на котором у Тарковского завязана вся лента, расплывчатый образ Кузинатры, способной дать Барашу то, чего он желает (по аналогии с Комнатой из «Сталкера», которая исполняет самые сокровенные желания людей), минимализм и камерность действа в виде всего двух действующих лиц (Карыча и Бараша, чьи образы в серии похожи на образы Сталкера и Писателя), отсутствие прямого пути к Кузинатре, философские диалоги между героями, не достижение Барашем цели и завершение эпизода (правда, содержащее куда больше позитива, нежели окончание фильма Тарковского).
По мимо атмосферы так же и саундтрек отсылает нас к фильму “Мертвец”. Саундтрек сильно напоминает музыку Нила Янга, которую тот сымпровизировал и сыграл, просматривая отснятый материал к «Мертвецу».
После своего монолога Бараш выходит на улицу врезается в дерево и падает на снег. В таком состоянии его находить Карыч. В ходе беседы Карыч рассказывает Барашу о некой “Кузинатре” которая даст ответы на все вопросы Бараша касательно смысла жизни. Приободрённый Бараш уговаривает его отвести его туда на что Карыч неохотно соглашается.
По ходу их путешествия Бараш чуть было не обрекает себя на гибель скача по узким дорожкам поднимаясь в гору, но Карыч успевает его поймать. Стоит подметить что Бараша это даже никак не задело то что он чуть не умер, а его товарищ спас его, он как ни в чем не бывало энергично шел дальше. Что может означать то что Бараша в этот момент не волнует ничего кроме приобретения желанного им смысла.
После ночевки в пещере горы они вновь отправляются в путь.
На неизвестном отрезки пути Бараш теряет дух. В жуткую метель он говорить Карычу:
“Нам нужно написать записку и составить схему маршрута до Кузинатры, чтобы тем, кто нас найдёт, было легче идти. Они будут сильнее нас и подготовленнее. Они обязательно дойдут!”
Затем теряет сознание. Очнувшись дома под присмотром Карыча который уже было предлагал отправляться снова в путь, Бараш заявляет:
“Не надо торопиться — Кузината от нас никуда не денется. Смысл этого бульона — чтобы я его ел и набирался сил. Смысл этой кровати — чтобы я на ней спал и отдыхал. Пока этих смыслов вполне достаточно.”
На протяжении всей серии Карыч подталкивал Бараша к понимаю того, что смысл жизни в повседневных мелочах. В эпикурействе (к чему Бараш по видимому и приходит в конце серии). Кар-карыч даёт знать что для жизни и не обязательно знать в чем её смысл.
Можно заметить что Бараш побывал в смертельной опасности 2 раза. Что можно назвать “пограничной ситуацией” в последствии которой он и познал простые истины жизни, тем самым утолив свою жажду какого то большого смысла.
Эта серия даёт юному зрителю чёткие и сложные вопросы на которые он сам в праве ответить, потому что ответы на эти вопросы в данной серии в какой то степени размыты из за сложности их понимания. Серия закончилась тем же чем и началась, Бараш снова в свой кровати, снова говорит об обыденных вещях, но уже в хорошем ключе. Возможно Бараш угряз в своеобразной рутине, но пройдя через долгое путешествие и оказавшись в пограничной ситуации он изменил взгляд на некоторые вещи.Начал по настоящему ценить жизнь. В общем зрителю есть где разгуляться в раздумьях.
Смешарики совершенно уникальный мультсериал, который заслуживает уважения и достойного продолжения (которое вроде как обещается быть).
Про Кузинатру и Черного Ловеласа из Смешариков
Сразу перейду к сути — меня несколько лет интересовал вопрос, что такое Кузинатра из Смешариков. Я всегда считал, что это просто забавный набор букв, и этого смысла мне вполне хватало.
Напомню, Кузинатра появляется в эпизоде «Смысл жизни», где по сюжету Бараш потерял этот самый смысл жизни, и Карыч ведет его к таинственной Кузинатре, которая должна ему открыть его предназначение.
Если вдруг вы не видели этот эпизод, то лучшего занятия для ближайших 6 минут я и представить себе не могу:
Повторюсь, я считал что кузинатра — это просто некая абракадабра, мифическая цель, которая абсолютно неважно как называется и как выглядит, ведь это просто условный ориентир (а «пока этих смыслов вполне достаточно»).
В целом, все так, но оказалось, что кузинатру придумали не создатели Смешариков!
Это слово появилось в 90-ых, при надмозговом переводе романа Роберта Желязны «Карты судьбы» (который в оригинале «Trumps of Doom», что, скорее «Козыри судьбы»).
Так вот, там есть момент, когда герой книги спрашивает у сфинкса, что такое «зеленое, красное и бегает по кругу?».
А когда сфинкс сдается, то герой отвечает, что это «frog in Cusinart», то есть, грубо говоря, лягушка в блендере (Cusinart — это фирма, делавшая кухонную технику, и ставшая в США именем нарицательным, по аналогии с ксероксом).
Но тогда переводчики были не такие осведомленные, как мы с вами, поэтому перевели дословно — лягушка в Кузинатре (чтобы это не значило).
Хотя и тут сплоховали — если уж переводить дословно, то тогда уж лягушка в КузинаРТе (а не кузинаТРе).
Видимо, создатели Смешариков знали про эту шутейку и использовали это слово.
Кстати, о факте я узнал совсем недавно, когда писал пост про «Бегущего по лезвию».
Я задумался о том, как созвучны слова Кузинатра и фирма Cusinart, про которую я там упоминал — погуглил — оказалось, что так и есть!
Вот такие вот перипетии судьбы, слабо связать «Бегущего по лезвию» и «Смешариков» одной логической цепочкой, мм?)
В целом, «Смысл жизни» — один из лучших выпусков Смешариков, который в себе кристаллизирует саму суть сериала — то что он очень простым сюжетом правильно объясняет очень сложные вещи.
Ну а то, что это все еще и с визуальным рядом «Сталкера» и звуковым фоном из «Мертвеца» Джармуша — это прям вишенка на торте.
Это, пожалуй, моя самая обожаемая серия оттуда ( если не брать в расчёт гилти плежа «Полеты во сне и наяву», после которой мой мозг раз в пару часов начинает кричать «ААААААТ ААААААТ ААААААТ ВИИИНТААА»).
Как-то давно на глаза попалась обложка последнего альбома Rainbow, «Stranger In Up All» — никого не напоминает изображенный на ней Ричи Блэкмор?)
Выяснилось, что, действительно, создатели использовали этот визуальный референс при создании образа Черного Ловеласа.
Кстати, тут еще есть фанатская теория.
В серии «Утерянные извинения», Совунья рассказывала про своего друга, который обидел её и не извинился (потом выяснилось, что он слал ей письма, которые Совунья не заметила).
Так вот, нам на секунду показывают тень этого друга, и она очень похожа на Ловеласа — есть мнение, что он и есть тот самый друг.
И тогда в серии «Страшилка для Нюши» (его первое появление), он приходил именно к Совунье, а не к Нюше (именно поэтому она встречает его около совиного дома).
Ну и закончим мы на одном из самых мемных предметов во вселенной мультсериала — панталонах Совуньи.
В серии «Путь в приличное общество» она прожигает их утюгом, оставляя характерную дыру (отверстие потом постоянно будет менять свое расположение).
И далее по сериалу, эти панталоны появляются то у Совуньи, то у, внимание, Карыча! 🙂
Скрытый смысл
Анализ фильмов и философская пропедевтика
Вы здесь
Смешарики: скрытый смысл жизни. Разбор мультфильма
Шестиминутный мультфильм «Смысл жизни» из сериала «Смешарики» отображает самую сердцевину мировоззрения человека современного западного общества, но кроме этого описывает механизм, с помощью которого это самое общество подавляет в индивидах стремление к истине и саморазвитию.
В начале мультфильма мы видим Бараша, утратившего понимание смысла всего существующего.
«Смысл окна – чтобы в него смотреть»
Назовем смыслы предметов, находящихся в непосредственной близости к человеку, локальными смыслами. А смысл действительности в целом – глобальным смыслом.
В результате своих размышлений Бараш осознаёт, что смысл его собственного существования совершенно неясен.
«какой вообще смысл быть по утрам?»
Во время прогулки Бараш встречает Кар-Карыча и говорит, что ему нужно знать смысл всего, т.е. глобальный смысл.
Обратим внимание, что Кар-Карыч в обществе смешариков представляет собой авторитет. Это эрудированный, имеющий хороший вкус, хорошо воспитанный персонаж. Он гуманитарий, и обладает большим жизненным опытом. Только его можно представить, как обладающего тайным знанием всех мировых процессов. И похоже, что так и есть: Кар-Карыч знает что-то, чего не знают другие смешарики, и его задача – вернуть Бараша к нормальной жизни.
По-видимому, Карыч имеет определенное представление и о глобальном смысле.
Но сообщает ли он об этом Барашу? Нет. Он не собирается помогать Барашу постигать глобальный смысл, но намеревается вернуть ему локальный смысл. По определенной причине, он заинтересован в том, чтобы скрывать наличие глобального смысла.
Это видно из его следующей фразы:
03:00 «А что мне даст эта информация? А вдруг окажется, что смысл жизни – не есть сладкого и не спать до 12-ти. Я тогда только расстроюсь.».
Карыч определенно знает, что постижение глобального смысла связано с самоограничением, но он не хочет отказываться от удовольствий, не хочет выходить из зоны комфорта, поэтому он намеренно избегает познания глобального смысла, игнорирует его. Но мало того, что он избегает познания сам, он не даёт этого сделать и Барашу.
«Меньше знаешь – крепче спишь» 02:40
Карыч создаёт симулякр, образ несуществующего существа – Кузинатру, дающую смысл. И тем самым направляет Бараша на ложный путь.
Вполне возможно, что Кузинатра, дающая смысл, на самом деле существует и Кар-Карыч не обманул Бараша. Так, в серии «Свет и тьма» Кузинатра упоминается Карычем в контексте познания добра и зла.
«Похоже, без Кузинатры здесь не разобраться»
Но независимо от того, существует она или нет, Карыч не ведет Бараша к ней, а водит кругами, чтобы вымотать. Задача Карыча – переключить Бараша из режима творческого поиска в режим выживания.
Пока Бараш мечтает о том, как будет хорошо, при достижении осознанности:
03:38 «Когда тебе будет всё понятно».
О достижении взаимопонимания:
«Каждый в одном и том же видит разное». «Когда смысл будет один, все будут жить дружно».
Кар-Карыч хладнокровно действует согласно своему плану.
В результате измученный Бараш вынужден сосредоточиться не на трансцендентной цели, а на том, что у него уже есть. Подавив в себе эрос к запредельному, Бараш сосредоточивается на «маленьких радостях жизни». Испугавшись истощения в погоне за журавлём, он начинает ценить синицу в руках.
В серии «Свет и тьма», когда Пин озаботился похожим вопросом о добре и зле, а потом переключился на исследование физического мира, Кар-Карыч удовлетворенно заметил:
«На этот раз обошлись без Кузинатры»
Это подтверждает наше предположение о том, что Карычу важно, чтобы каждый был занят своим делом и не задумывался о том, как всё устроено на самом деле. Индивид должен довольствоваться локальным смыслом и не задаваться философскими вопросами.
Послание мультфильма
Таким образом, мультик «Смысл жизни», с одной стороны показывает отношение современного человека к фундаментальным экзистенциальным вопросам, но вместе с тем и транслирует зрителям определенную установку, формируя их отношение к проблеме смысла. Эту установку можно сформулировать так:
«Тебе что, не нравится быть здоровым?»
Механизм просветления
Это первый смысловой слой мультфильма. Вторым слоем является изображение самого механизма, с помощью которого у простого человека, Бараша, провоцируется такое «локальное просветление».
По иронии судьбы, слово Кузинатра произошло в результате неправильного перевода названия марки бытовой техники Cuisinart. То есть, Кузинатра – это, по сути, продукт потребления, бытовая техника, которая должна облегчить человеку его домашнюю работу. Так что, даже слово Кузинатра указывает на истинное положение дел: истина как объект стремлений человека подменена идолом потребления и заботы о комфорте.
Кузинатра, дающая смысл, и другие философские истории от Смешариков
Герои «Смешариков» учат нас дружить, радоваться мелочам, быть добрыми, честными и никогда не терять присутствия духа. Но ведь они не только веселятся в своём идеальном мирке. Знают Смешарики и о серьёзных вещах: верности, любви, долге. А есть серии, где поднимаются уж совсем философские темы.
1. Право на одиночество
Тонкий и чувственный поэтический гений Бараша требует тишины. Он устал от своих друзей, и даже муза, трепетно и тайно любимая Нюша, его раздражает. Бараш заявляет высшим силам о своём праве на одиночество — и попадает на необитаемый остров, где поначалу отрывается и кайфует, а потом заводит себе друзей из ананасов и манго, зарабатывает лёгкое расстройство личности и швыряет в море кокос с надписью SOS. Конечно, после череды серых дней одиночества друзья его выручают. Но, надо думать, вернувшись в социум, и Бараш, и зрители мультфильма навсегда запомнят, что «…художник может жить один, а человек — никак».
2. Счастьемёт
Хорошо бы изобрести такую машину, из которой — пух! — и все счастливы. Так однажды подумал Пин и изобрёл счастьемёт. Да только он не работает — не хватает маленькой детали. Ёжик и Крош долго копаются в механическом мусоре, прежде чем понять: лучше пригласить грустного друга в уютный дом и налить ему тёплого чаю вместо того, чтобы под дождём искать забытую шестерёнку. И это работает надёжней счастьемёта.
3. Ёжик в туманности
Волею Кроша и его неуёмной фантазии мир Смешариков накрывает густой туман, а Ёжик, как водится ёжикам, в нём теряется. Набродившись и отчаявшись вдоволь, он наконец встречает Кроша, который сорванным голосом хрипит, что «… мы на кусочке скалы, летящем в пространстве бесконечного космоса». Так оно и есть, правда? И оторопь берёт, когда задумываешься об этом. Но, если рядом друг, даже бесконечный космос не так уж одинок.
4. Не может быть
«Не всё бывает по науке» — эту мысль никак не может принять учёный Лосяш, в сад которого залетело семя космического цветка. Цветок растёт не по дням, а по часам, светится, играет чудесную музыку и привлекает хороводы бабочек. Но Лосяш переводит это на свой учёный язык: «Растение помимо световых волн излучало также звуковые колебания, напоминающие музыку венских классиков… Привлечённые светом чешуекрылые семейства нимфалид кружились в ритмическом согласии, более всего похожем на танец… Это же совершенно ненаучно! Этого не может быть!». И вот Лосяш бульдозером срывает огромный светящийся цветок, засаживает сад розой-брюквой и, вместо того, чтобы успокоиться, отчаянно тоскует. А следующей же ночью включает запись, зажигает фонарь и глядит на слетевшихся светлячков… Не всё, что чувствуешь, можно описать формулой. Не всё, чего нельзя описать, не может быть.
5. Без никого
Во время игры в фанты Нюша загадывает провокационное задание: отправиться в тёмный лес в одиночку. Фант выпадает робкому и интеллигентному Ёжику. Сначала всё вроде бы терпимо, летучие мыши и пауки не в счёт. Но потом, перепугавшись, Ёжик падает в колодец, а пытаясь выбраться, проходит все стадии: испуга, отчаяния, смирения и борьбы. Он всё-таки выбирается на поляну — растерзанный, мокрый и одинокий. Но стоит ему оказаться на поверхности, как вдруг прекращается дождь, и вокруг разворачивается волшебство лунного света, ночных бабочек и лесной ночи «без никого». Неудивительно, что всё это замечает тонкий по натуре Ёжик. Но когда в лес, чтобы ощутить эту красоту, в одиночестве отправляется баламут-Крош… Природа показывает всё своё величие и хрупкость только тем, кто готов и подготовлен смотреть. И порой делать это нужно «без никого».
6. Смысл жизни
Венец философии Смешариков — рассказ о неведомой Кузинатре, за которой в поисках смысла жизни отправился Бараш. «Зачем умываться по утрам? Чтобы быть бодрым. А зачем быть бодрым по утрам? Зачем вообще быть по утрам?» — вопрошает он. Лишь преодолев хандру, пургу и горы, заплутав в метели и едва не замёрзнув в снегу, он понимает: смысл есть у каждой вещи, и у каждой вещи он свой. И пока этих смыслов вполне достаточно…