слушай жизнь тихо сказала дагни я люблю тебя

Корзина с еловыми шишками — Паустовский К.Г.

Ком­по­зи­тор Эдвард Григ про­во­дил осень в лесах около Бергена.

Все леса хороши с их гриб­ным воз­ду­хом и шеле­стом листьев. Но осо­бенно хороши гор­ные леса около моря. В них слы­шен шум при­боя. С моря посто­янно нано­сит туман, и от оби­лия влаги буйно раз­рас­та­ется мох. Он све­ши­ва­ется с веток зеле­ными пря­дями до самой земли.

Кроме того, в гор­ных лесах живет, как птица пере­смеш­ник, весе­лое эхо. Оно только и ждет, чтобы под­хва­тить любой звук и швыр­нуть его через скалы.

Одна­жды Григ встре­тил в лесу малень­кую девочку с двумя косич­ками – дочь лес­ника. Она соби­рала в кор­зину ело­вые шишки.

Сто­яла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выко­вать из них тысячи тысяч тонень­ких листьев, то они соста­вили бы ничтож­ную часть того осен­него наряда, что лежал на горах. К тому же кова­ные листья пока­за­лись бы гру­быми в срав­не­нии с насто­я­щими, осо­бенно с листьями осины. Всем известно, что оси­но­вые листья дро­жат даже от пти­чьего свиста.

– Как тебя зовут, девочка? – спро­сил Григ.

– Дагни Педер­сен, – впол­го­лоса отве­тила девочка.

Она отве­тила впол­го­лоса не от испуга, а от сму­ще­ния. Испу­гаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.

– Вот беда! – ска­зал Григ. – Мне нечего тебе пода­рить. Я не ношу в кар­мане ни кукол, ни лент, ни бар­хат­ных зайцев.

– У меня есть ста­рая мамина кукла, – отве­тила девочка. – Когда-то она закры­вала глаза. Вот так!

Девочка мед­ленно закрыла глаза. Когда она вновь их открыла, то Григ заме­тил, что зрачки у нее зеле­но­ва­тые и в них поблес­ки­вает огонь­ками листва.

– А теперь она спит с откры­тыми гла­зами, – печально доба­вила Дагни. – У ста­рых людей пло­хой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.

– Слу­шай, Дагни, – ска­зал Григ, – я при­ду­мал. Я подарю тебе одну инте­рес­ную вещь. Но только не сей­час, а лет через десять.

Дагни даже всплес­нула руками.

– Пони­ма­ешь, мне нужно ее еще сделать.

– Разве за всю свою жизнь, – строго спро­сила Дагни, – вы можете сде­лать всего пять или шесть игрушек?

– Да нет, это не так, – неуве­ренно воз­ра­зил он. – Я сде­лаю ее, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят малень­ким детям. Я делаю подарки для взрослых.

– Я не разо­бью, – умо­ля­юще ска­зала Дагни и потя­нула Грига за рукав. – И не сло­маю. Вот уви­дите! У дедушки есть игру­шеч­ная лодка из стекла. Я сти­раю с нее пыль и ни разу не отко­лола даже самого малень­кого кусочка.

«Она совсем меня запу­тала, эта Дагни», – поду­мал с доса­дой Григ и ска­зал то, что все­гда гово­рят взрос­лые, когда попа­дают в нелов­кое поло­же­ние перед детьми:

– Ты еще малень­кая и мно­гого не пони­ма­ешь. Учись тер­пе­нию. А теперь давай кор­зину. Ты ее едва тащишь. Я про­вожу тебя, и мы пого­во­рим о чем-нибудь другом.

Дагни вздох­нула и про­тя­нула Григу кор­зину. Она дей­стви­тельно была тяже­лая. В ело­вых шиш­ках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых.

Когда среди дере­вьев пока­зался дом лес­ника, Григ сказал:

– Ну, теперь ты добе­жишь сама, Дагни Педер­сен. В Нор­ве­гии много дево­чек с таким име­нем и фами­лией, как у тебя. Как зовут тво­его отца?

– Хагеруп, – отве­тила Дагни и, намор­щив лоб, спро­сила: – Разве вы не зай­дете к нам? У нас сеть выши­тая ска­терть, рыжий кот и стек­лян­ная лодка. Дедушка поз­во­лит вам взять ее в руки.

– Спа­сибо. Сей­час мне неко­гда. Про­щай, Дагни!

Григ при­гла­дил волосы девочки и пошел в сто­рону моря. Дагни, насу­пив­шись, смот­рела ему вслед. Кор­зину она дер­жала боком, из нее выва­ли­ва­лись шишки.

«Я напишу музыку, – решил Григ. – На заглав­ном листе я при­кажу напе­ча­тать: «Дагни Педер­сен – дочери лес­ника Хагер­упа Педер­сена, когда ей испол­нится восем­на­дцать лет».

В Бер­гене все было по-старому.

Все, что могло при­глу­шить звуки, – ковры, пор­тьеры и мяг­кую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только ста­рый диван. На нем могло раз­ме­ститься до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.

Дру­зья гово­рили, что дом ком­по­зи­тора похож на жилище дро­во­сека. Его укра­шал только рояль. Если чело­век был наде­лен вооб­ра­же­нием, то он мог услы­шать среди этих белых стен вол­шеб­ные вещи – от рокота север­ного оке­ана, что катил волны из мглы и ветра, что высви­сты­вал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баю­ка­ю­щей тря­пич­ную куклу.

Рояль мог петь обо всем – о порыве чело­ве­че­ского духа к вели­кому и о любви. Белые и чер­ные кла­виши, убе­гая из-под креп­ких паль­цев Грига, тос­ко­вали, сме­я­лись, гре­мели бурей и гне­вом и вдруг сразу смолкали.

Тогда в тишине еще долго зву­чала только одна малень­кая струна, будто это пла­кала Золушка, оби­жен­ная сестрами.

Григ, отки­нув­шись, слу­шал, пока этот послед­ний звук не зати­хал на кухне, где с дав­них пор посе­лился сверчок.

Ста­но­ви­лось слышно, как, отсчи­ты­вая секунды с точ­но­стью мет­ро­нома, капает из крана вода. Капли твер­дили, что время не ждет и надо бы пото­ро­питься, чтобы сде­лать все, что задумано.

Григ писал музыку для Дагни Педер­сен больше месяца. Нача­лась зима. Туман заку­тал город по горло. Заржав­лен­ные паро­ходы при­хо­дили из раз­ных стран и дре­мали у дере­вян­ных при­ста­ней, тихонько поса­пы­вая паром.

Вскоре пошел снег. Григ видел из сво­его окна, как он косо летел, цеп­ля­ясь за вер­хушки деревьев.

Невоз­можно, конечно, пере­дать музыку сло­вами, как бы ни был богат наш язык.

Григ писал о глу­бо­чай­шей пре­ле­сти деви­че­ства и сча­стья. Он писал и видел, как навстречу ему бежит, зады­ха­ясь от радо­сти, девушка с зеле­ными сия­ю­щими гла­зами. Она обни­мает его за шею и при­жи­ма­ется горя­чей щекой к его седой небри­той щеке. «Спа­сибо!» – гово­рит она, сама еще не зная, за что она бла­го­да­рит его.

«Ты как солнце, – гово­рит ей Григ. – Как неж­ный ветер и ран­нее утро. У тебя на сердце рас­цвел белый цве­ток и напол­нил все твое суще­ство бла­го­уха­нием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе ни гово­рили о ней, верь все­гда, что она уди­ви­тельна и пре­красна. Я ста­рик, но я отдал моло­дежи жизнь, работу, талант. Отдал все без воз­врата. Поэтому я, может быть, даже счаст­ли­вее тебя, Дагни.

Ты – белая ночь с ее зага­доч­ным све­том. Ты – сча­стье. Ты – блеск зари. От тво­его голоса вздра­ги­вает сердце.

Да будет бла­го­сло­венно все, что окру­жает тебя, что при­ка­са­ется к тебе и к чему при­ка­са­ешься ты, что радует тебя и застав­ляет задуматься»,

Источник

Корзина с еловыми шишками

Константин Георгиевич Паустовский Корзина с еловыми шишками

Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.

Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается зелёными прядями до самой земли.

Кроме того, в горных лесах живёт, как птица пересмешник, весёлое эхо. Оно только и ждёт, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.

Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.

Стояла осень. Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал в горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.

– Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ.

– Дагни Педерсен, – вполголоса ответила девочка.

Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.

– Вот беда! – сказал Григ. – Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

– У меня есть старая мамина кукла, – ответила девочка. – Когда-то она закрывала глаза. Вот так!

Девочка медленно закрыла глаза. Когда она вновь их открыла, то Григ заметил, что зрачки у неё зеленоватые и в них поблескивает огоньками листва.

– А теперь она спит с открытыми глазами, – печально добавила Дагни. – У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.

– Слушай, Дагни, – сказал Григ, – я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

Дагни даже всплеснула руками.

– Понимаешь, мне нужно её ещё сделать.

– Разве за всю свою жизнь, – строго спросила Дагни, – вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?

– Да нет, это не так, – неуверенно возразил он. – Я сделаю её, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.

– Я не разобью, – умоляюще сказала Дагни и потянула Грига за рукав. – И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.

«Она совсем меня запутала, эта Дагни», – подумал с досадой Григ и сказал то, что всегда говорят взрослые, когда попадают в неловкое положение перед детьми:

– Ты еще маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. А теперь давай корзину. Ты её едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом.

Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжёлая. В еловых шишках много смолы, и поэтому они весят гораздо больше сосновых.

Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал:

– Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни Педерсен. В Норвегии много девочек с таким именем и фамилией, как у тебя. Как зовут твоего отца?

– Хагеруп, – ответила Дагни и, наморщив лоб, спросила: – Разве вы не зайдёте к нам? У нас есть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка. Дедушка позволит вам взять её в руки.

– Спасибо! Сейчас мне некогда. Прощай, Дагни!

Григ пригладил волосы девочки и пошёл в сторону моря. Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из неё вываливались шишки.

«Я напишу музыку, – решил Григ. – На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».

В Бергене всё было по-старому.

Всё, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нём могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.

Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль.

Рояль мог петь обо всём – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и чёрные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.

Тогда в тишине ещё долго звучала только одна маленькая струна, будто это плакала Золушка, обиженная сёстрами. Григ, откинувшись, слушал, пока этот последний звук не затихал на кухне, где с давних пор поселился сверчок…

Григ писал музыку для Дагни Педерсен больше месяца.

Началась зима. Туман закутал город по горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонько посапывая паром.

Вскоре пошёл снег. Григ видел из своего окна, как он косо летел, цепляясь за верхушки деревьев.

Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык…

Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с сияющими зелёными глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке.

«Спасибо!» – говорит она, сама ещё не зная, за что она благодарит его.

«Ты как солнце, – говорит ей Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на солнце расцвёл белый цветок и наполнил всё твоё существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Потому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни…»

Григ думал так и играл обо всём, что думал. Он подозревал, что его подслушивают. Он даже догадывался, кто этим занимается.

Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье.

Каждый слушал по-своему.

Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля.

Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и подглядывал в щёлку за Григом.

Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол.

Около её босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из дома Грига.

Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.

В восемнадцать лет Дагни окончила школу.

По этому случаю отец отправил её… погостить к своей сестре Магде. Пускай девочка (отец считал её ещё девочкой, хотя Дагни была уже стройной девушкой с тяжёлыми русыми косами) посмотрит, как устроен свет, как живут люди, и немного повеселится…

Магда работала театральной портнихой. Муж её Нильс служил в том же театре парикмахером.

Жили они в комнатушке под крышей театра…

В комнате у тётушки Магды было множество театральных вещей: парчи, шёлка, тюля, лент, кружев, старинных фетровых шляп с чёрными страусовыми перьями, цыганских шалей, седых париков, ботфортов с медными шпорами, шпаг, вееров и серебряных туфель, потёртых на сгибе. Всё это приходилось подшивать, чинить, чистить и гладить…

В комнату надо было подыматься по крутой лестнице. Там всегда пахло краской и лаком для позолоты.

Дагни часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие. Но после спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели.

Напуганная этим, тётушка Магда успокаивала Дагни. Она говорила, что нельзя слепо верить тому, что происходит на сцене. Но дядюшка Нильс… сказал, что, наоборот, в театре надо верить всему. Иначе людям не нужны были бы никакие театры. И Дагни верила.

Но всё же тётушка Магда настояла на том, чтобы пойти для разнообразия в концерт…

Был тёплый июнь. Стояли белые ночи. Концерты проходили в городском парке под открытым небом.

Дагни пошла на концерт вместе с Магдой и Нильсом. Она хотела надеть своё единственное белое платье. Но Нильс сказал, что красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки. В общем, длинная его речь по этому поводу сводилась к тому, что в белые ночи надо быть обязательно в чёрном и, наоборот, в тёмные сверкать белизной платья.

Переспорить Нильса было невозможно, и Дагни надела чёрное платье из шелковистого мягкого бархата. Платье это Магда принесла из костюмерной.

Когда Дагни надела это платье, Магда согласилась, что Нильс, пожалуй, прав – ничто так не оттеняло строгую бледность лица Дагни и её длинные, с отблеском старого золота косы, как этот таинственный бархат…

Источник

Круг чтения: К.Г. Паустовский.

а) если бы Дагни не пошла за шишками в лес, она не встретила бы Эдварда Грига;

б) композитор помог девочке донести тяжёлую корзину, так началось их знакомство;

в) девочка понравилась Григу, и у него появилась мысль написать музыку для Дагни.

План рассказа был, примерно, таким:

Заголовок – это не просто слова:
Эти слова всему голова.

Значит, за разгадкой тайны «Корзины с еловыми шишками» надо обратиться к главной идее содержания.
А она заключается в следующих словах Грига, обращённых к Дагни:

— « Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна ».

Двигаемся в обратном направлении.

Дагни благодарна композитору за музыкальный подарок, который был обещан ей десять лет назад
во время встречи в лесу, когда Э. Григ помог ей донести тяжёлую корзину с еловыми шишками.

Это значит, что вчитываться необходимо в каждое слово писателя. Только тогда станет понятен смысл названия, в котором тяжёлая корзина – это трудная жизнь Дагни, её безрадостное детство.

Это первый секрет писателя. Вот как он описал эту встречу.

« Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку (ей восемь лет) с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки. Он предложил свою помощь: » А теперь давай корзину. Ты её едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом… « Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжёлая. В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых… Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из неё вываливались шишки».

А вот несколько коротких фраз о жизни Дагни.

В доме есть « маленькая стеклянная лодка (у дедушки), вышитая скатерть, рыжий кот, старая мамина кукла, когда-то она закрывала глаза. А теперь она спит
с открытыми глазами ».

Здесь единственный раз упоминается мама ребёнка. Видимо, её нет. Нет материнского тепла и заботы (иначе бы её не послали одну в лес собирать тяжёлые еловые шишки), девочке не дарят игрушки, ей нечем и не с кем играть.

На ней лежит обязанность по уборке дома. Поэтому она и хотела сразу же получить подарок от композитора и не поняла, почему тот отсрочил его на десять лет.

Описание осени и состояние девочки контрастируют друг с другом. Потому что красоту природы видит автор и Э.Григ, а печаль девочки выражается в её словах, вздохах и коротких взглядах. Потому композитор и решил написать для неё музыку, которая изменила бы её мироощущение, сделала её счастливой.

Иллюстрация Екатерины Чудновской точно передаёт настроение и характер первой части рассказа.

Второй секрет рассказа в следующем: композитор спрашивает девочку:
— «Как зовут твоего отца?»
– Хагеруп,–ответила Дагни.

К. Паустовский вкладывает в уста Э. Грига главную мысль рассказа, обращённую не только к Дагни, но и ко всем нам, об удивительной красоте жизни. А далее композитор добавляет, что он счастливее Дагни, потому что « отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата ». Это другая, более высокая, «героическая» сторона счастья. Не всем она дана, но среди выдающихся людей можно назвать К.Паустовского и Э.Грига.

В заключительной части рассказа Дагни на концерте слушает музыку, написанную для неё.
Её охватывает чувство благодарности к композитору, который когда-то помог ей донести корзину
с еловыми шишками (появляется связующая нить с первой частью), а теперь открыл перед ней
«то прекрасное, чем должен жить человек».

Писатель показывает, как «занимается северный рассвет, как мучительно рождается новая Дагни.
«Дагни сжала руки и застонала от неясного ещё ей самой, но охватившего всё её существо чувства красоты этого мира.

Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.

«И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Нильс, стоявший поодаль, услышал её смех и пошёл домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что её жизнь
не пройдёт даром».

Думаю, что план рассказа может быть таким:

1.Корзина с еловыми шишками (безрадостное детство Дагни). Обещанный подарок.
2.Э.Григ музыкант – «волшебник».
«Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она(жизнь) удивительна и прекрасна».
3. Дагни на концерте. Благодарность композитору, он открыл «то прекрасное, чем должен жить человек».
4.«Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя».
« Её жизнь не пройдёт даром».

Автор: Вершинина Тамара Борисовна

Спасибо автору за подробный образцово-показательный разбор рассказа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *