случай в квадрате 3680 актеры
Случай в квадрате 36-80
События киноленты развиваются в 1980-годы. В Атлантическом океане проходят учения военно-морского флота СССР. В этих же водах упражняются моряки из США. Советскому руководству докладывают, что неподалеку от них расположилась американская подводная лодка, оснащенная передовой компьютерной техникой. Но загвоздка в том, что на борту субмарины запрограммированные боеголовки, способные отправиться по назначению без помощи человека. Разумеется, цели ракет – советская эскадра.
По никому неизвестным причинам происходит сбой в работе атомного реактора судна США. Под серьезной угрозой оказываются как американцы, так и находящиеся неподалеку советские моряки. Командование СССР готово прийти на помощь, но капитан Тернер категорически против, он не может допустить врагов к секретным разработкам.
В месте учений оказывается и генерал-майор Георгий Павлов, командующий авиацией Северного флота. Мужчина обучает молодых летчиков делать дозаправку самолетов в воздухе. Он хочет понаблюдать за пилотами, чтобы выбрать самых талантливых для обучения летать на новых машинах. Заправляться в небе – задача непростая. Но происшествие на американском корабле и вовсе делает ситуацию экстремальной.
Смогут ли конфликтующие стороны действовать сообща? Согласятся ли офицеры хотя бы ненадолго забыть о противостоянии и спасти жизни обычных солдат?
Для съемок ленты был выбран Крым, а также Кольский полуостров. В кинокартине фигурируют боевые судна Северного флота. Стоит отметить, что актеры, задействованные в проекте, также размещались на кораблях.
Случай в квадрате 36-80 (фильм)
Содержание
Сюжет
События происходят во времена холодной войны в 1980-е годы.
Военно-морской флот СССР проводит боевые учения в Атлантическом океане. Экипаж воздушного танкера майора Волка выполняет обычную задачу по дозаправке самолётов разведчиков в районе учений. В штаб советского командования поступает информация, что недалеко места учений в квадрате 36-80 потерпела аварию американская подводная лодка сил НАТО с крылатыми ракетами на борту.
Неисправность в атомном реакторе грозит катастрофой. Самостоятельно экипаж не может исправить поломку и запрашивает экстренной помощи. Советские войска оказываются ближе чем американцы, однако для того чтобы доставить команду спасателей к подводной лодке необходимо, чтобы самолёт майора Волка отдал всё своё топливо самолёту спасателей.
В ролях
Интересные факты
В фильме показаны в деталях:
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Случай в квадрате 36-80 (фильм)» в других словарях:
Фильм-катастрофа — или фильм катастроф (англ. disaster film) фильм, герои которого попали в катастрофу и пытаются спастись. Специфическая разновидность триллера и драмы. Речь может идти как о природном бедствии (смерч, землетрясение, извержение вулкана… … Википедия
Завещание Сталина (фильм) — Завещание Сталина … Википедия
Волкодав (фильм, 1991) — У этого термина существуют и другие значения, см. Волкодав. Волкодав … Википедия
ТОМКУС Витаутас — (р. 29.06.1940, город Радвилишкис, Литва), актер. Заслуженный артист Литовской ССР (1982). Окончил Литовскую государственную консерваторию (1961). С 1961 актер Шяуляйского драматическоготеатра, с 1962 Каунасскогодраматического, с 1970… … Энциклопедия кино
БУТКЕВИЧ Паул Паулович — (р. 08.08.1940, Рига), актер. Заслуженный артист РСФСР (1990). Учился в студии Рижского художественного театра им. Я.Райниса (1959 1961). В кино с 1960 года, солист эстрады. 1965 КЛЯТВА ГИППОКРАТА 1967 СИЛЬНЫЕ ДУХОМ 1968 ДАЛЕКО НА ЗАПАДЕ 1969… … Энциклопедия кино
БАБУШКИН Виктор Борисович — БАБУШКИН Виктор Борисович, российский композитор, звукорежиссер. 1927 Октябрь («Десять дней, которые потрясли мир») (см. ОКТЯБРЬ) звукорежиссер 1965 Операция «Ы» и другие приключения шурика (киноальманах) (см. ОПЕРАЦИЯ «Ы» И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ… … Энциклопедия кино
ПАШУТИН Александр Сергеевич — (р. 28.01.1943, Москва), актер. Народный артист РФ (1999). Окончил Школу студию при МХАТ (1968). В 1968 1981 актер театра имени Н.В.Гоголя, с 1985 театра имени М.Н.Ермоловой, затем в Театре имени Моссовета (с 1996 играет в «Антрепризе Михаила… … Энциклопедия кино
СЕДОВ Владимир Алексеевич — (р. 06.06.1928), актер, заслуженный артист России. 1963 ИМ ПОКОРЯЕТСЯ НЕБО 1965 ДОРОГА К МОРЮ (см. ДОРОГА К МОРЮ (1965)) 1966 СЕРАЯ БОЛЕЗНЬ 1967 ВОЗМЕЗДИЕ 1967 ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОТОК 1969 ДИРЕКТОР (см. ДИРЕКТОР (1969)) 1972 СИБИРЯЧКА 1975 РОДИНЫ СОЛДАТ… … Энциклопедия кино
Прекрасный случай — это «Случай в квадрате 36-80». Некоторые пояснения на авиационную тему.
Здравствуйте, друзья!
На эту тему я писал уже в статье «Самолет и кино». Всегда довольно критически относился к таким вещам, однако «агрессивным критиком» себя назвать не могу :-). Есть в авиационном сообществе интернета такие люди, которые считают своим долгом наградить нелестными эпитетами практически любой фильм с использованием авиации, при этом уделяя совсем мало внимания положительным сторонам или вовсе о них забывая.
А о недостатках этого кино (если их вообще так можно назвать :-)) я узнал много лет позже с чужих слов и, присмотревшись внимательнее, их, конечно, увидел. Но вот что интересно, когда я этот фильм смотрел в следующий раз, я об этих минусах как будто забыл. Они просто не всплыли в моем сознании ни в соответствующие моменты, ни после окончания кино.
В чем же тут дело? Да все просто. Фильм настолько хорошо снят, что никакие недостатки, спорного, вобщем-то, характера не могут ему повредить.
Ему присущ особый патриотический дух, который очень важен для того, чтобы фильм был не просто увлекательной современной стрелялкой, как на компьютере, а еще и, что называется, брал за душу. Это хорошо знакомо людям старшего возраста. К сожалению, современные российские фильмы, на мой взгляд, только подбираются к такому уровню, правда довольно успешно :-).
На одном из сайтов-фильмотек в комментариях к фильму «Случай в квадрате 36-80» я прочитал очень верную, на мой взгляд, мысль. «Сегодня ни за какие деньги такой фильм не снять. Для этого нужен какой-то залихвастский позитивный настрой».
К сожалению, сейчас с этим делом у нас туго. Очень многое изменилось. Армия и авиация (или то, что от нее осталось) совсем другая и люди уже не те. Хочется верить, что все утраченное еще вернется, однако, ломать, как известно, не строить.
А тогда, в начале 80-х все еще было на уровне. Режиссер Михаил Туманишвили снял подряд несколько остросюжетных фильмов, патриотических по духу, призванных воспитывать в сознании людей гордость за свою армию и государство (вполне заслуженно, я считаю).
Эти люди стали настоящими мастерами своего дела и снимали отличное кино. Много раз я уже все эти фильмы пересматривал и думаю, что это еще неоднократно повторится :-).
Большое впечатление производят качество и острота сюжета воздушных съемок. Что касается авиации, то съемки здесь все натуральные, сделанные конкретно для этого фильма за исключением, так сказать, посторонних кадров об уничтожении запущенной с подводной лодки ракеты. Там взлетают палубные ЯК-38 (для этого не предназначенные и без вооружения :-)) и стреляет МИГ-21 из совсем старой хроники.
Натурные съемки фильма «Случай в квадрате 36-80» проходили в большинстве своем в двух местах, точнее на двух аэродромах.
В нескольких километрах от Острова-2 как раз и расположен Остров-5. В тот период времени, когда снимался фильм «Случай в квадрате 36-80» на этом аэродроме базировались два полка морской авиации Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ), вооруженных ТУ-16-ми различных модификаций: 12 отдельный морской ракетоносный орденов Кутузова и Александра Невского авиационный полк ( 12 ОМРАП ) и 342 отдельный авиационный полк радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
12-й ОМРАП был полком с большой историей, богатыми боевыми традициями и опытным летным составом. Экипажи 3-ей авиационной эскадрильи (3 аэ) этого полка как раз и участвовали в съемках на базе аэродрома Остров-5.
Аэродром Остров-5, по фильму базовый.
Начальный этап дозаправки (по фильму).
По некоторым (непроверенным, впрочем :-)) данным сам режиссер М. Туманишвилли находился в это время в кабине заправляемого самолета и руководил воздушной съемкой, в осуществлении которой участвовал и начальник связи 3-ей аэ А. Валиуллин.
А сцена получилась, конечно, знатной :-), кадры просто восхитительные. И пилотаж экипажей ТУ-16 во взаимодействии с самолетом, изображавшим «Орион», так близко подошедший к нашей паре, был на очень высоком уровне. Вы и сами это наверняка уже оценили :-).
Теперь что касается изображавшего… По сюжету — это должен быть береговой (базовый) патрульный самолет американских ВМС Lockheed P-3 Orion (может быть в различных модификациях, в том числе и противолодочной P-3C ). К сожалению, в кладовках Мосфильма и на складах Министерства обороны «Ориона», необходимого для съемок, не нашлось :-). Поэтому вместо него в фильме участвует противолодочный самолет ИЛ-38 авиации ВМФ СССР.
Базовый патрульный самолет Lockheed P-3 Orion.
Противолодочный самолет ИЛ-38.
🙂 Шутить я пытаюсь потому, что некоторые особо ярые «критики» записывают этот факт в недостатки фильма. Какой же это недостаток? Вполне понятно, что без замены здесь обойтись было невозможно, а сама замена оказалась достаточно, так сказать, выгодной.
Дело в том, что P-3С Orion и Ил-38 — самолеты одного класса и довольно близки по компоновке, поэтому внешне замена вполне логична. Оба эти аппарата, как у нас, так и у американцев, несмотря на почтенный возраст до сих пор летают, и самолетам нашей дальней авиации частенько приходится с ними «видеться» над нейтральными водами. Так что сцена разговора командира нашего заправщика майора Геннадия Волка с командиром «Ориона» майором Армстронгом хоть выдумана и маловероятна, но тем не менее имеет право на жизнь :-).
Нейтральные воды. Р-3С «Орион» сопровождает наш ТУ-142М.
Тоже назойливое сопровождение.
«Живой» ИЛ-38 для съемок фильма «Случай в квадрате 36-80» взяли из состава 145-й отдельной противолодочной авиационной эскадрильи Балтийского Флота ( ОПЛАЭ БФ ), которая базировалась на аэродроме Скултэ (Латвия). Самолеты 145-й и сам аэродром мне хорошо знакомы. Дело в том, что там же, в Скултэ находилась стоянка самолетов учебного аэродрома принадлежащего военному училищу, которое я заканчивал (Рижское Высшее Военное Авиационное Инженерное Училище им. Я. Алксниса). Мы еще будучи курсантами туда частенько ездили прямо через военный городок морской авиации.
Кабина экипажа Р-3С «Орион» (передняя часть).
Кабина экипажа ИЛ-38 (передняя часть).
Отлично видна плохо закрашенная звезда. Прапорщики нерадивые :-).
Народная молва говорит, что это произошло из-за того, что двое прапорщиков, занимавшихся камуфлированием использовали часть краски на собственные нужды. Сейчас уже правды не узнаешь, но, вобщем-то, все возможно. Племя прапорщиков в то время пользовалось определенной незавидной славой, впрочем не всегда оправданной.
С экипажем американского самолета, кстати, связана парочка киноляпов, которые, однако, рядовому зрителю совсем незаметны. Разговаривая с Волком в воздухе, Армстронг вдруг оказывается в правом кресле в кабине своего лайнера :-). Командир, ведь в полете занимает левое кресло, но для того, чтобы видеть наш заправщик, идущий справа, и жестикулировать в разговоре так, чтобы видел Волк, нужно сидеть тоже справа. Вот так и получаются определенные «фокусы в кабине».
Кстати, капитан Гремячкин тоже в определенном смысле прыгает с места на место :-). Он в экипаже Волка летал на правом кресле, то есть в качестве помощника командира корабля, а на спасателе летит на левом, то уже есть в качестве командира. На самом деле это невозможно (если, конечно, он уже не был допущен к полетам в качестве командира корабля), командиром надо сначала стать и быть к этому допущенным.
ТУ-134, в таком сидел «американский» экипаж.
Вот на таком же месте сидел майор Армстронг во время разговора с майором Волком.
Транспортный самолет АН-12. Такой же участвовал в съемках фильма «Случай в квадрате 36-80».
Дело в том, что часть съемок проводилось на борту этого самолета (в том числе и в воздухе). Ведь не только Скиба, но и другие члены экипажа во время действия фильма (то есть в течение своего полета) иногда «вдруг» оказываются в кабине АН-12-го. Та же история с экипажем капитана Гремячкина.Только рядовой зритель об этом не догадывается, да и мне, честно говоря, как-то не очень неважно, что такой факт существует :-).
Снято в кабине АН-12-го.
Михай Волонтир в кабине АН-12 (по фильму штурманская ТУ-16).
Командир огневых установок в ТУ-16 по фильму. На самом деле кормовая кабина АН-12.
А вот это на самом деле ТУ-16.
Михай Волонтир и его «Инструктор» штурман АН-12-го Г.Бударин на фоне «съемочного» самолета.
На аэродроме Кача проводились и съемки знаменитого пробега заправщика ТУ-16 после его вынужденной посадки без топлива с остановленными двигателями, когда он (по сюжету) сел на заброшенный аэродром, сбивая при этом всевозможные препятствия и врезавшись перед окончательной остановкой в старый ангар.
Помню после первого просмотра фильма «Случай в квадрате 36-80» я все думал, как же это снимали. Неужели это была на самом деле такая аварийная посадка, ведь пробег был реальный, и все его обстоятельства сняты очень хорошо? К тому же самолет основательно повредили, даже жалко его стало :-).
На самом деле никакой аварийной посадки, конечно, не было. Однако самолет был настоящий и пробег тоже. С соседнего аэродрома Гвардейское (около 50 км от Качи, 13 км от Симферополя) из 1 24-го МРАП перегнали подготовленный к списанию ТУ-16 и летчик Ю.Карцев из этого полка выполнил на нем несколько реальных пробегов по грунту (по количеству дублей). Получилось, по-моему очень здорово и абсолютно реально.
Интересно, что хоть сама вынужденная посадка снималась на южном аэродроме, северный пейзаж в виде живописных скал и маленьких голубых озер, который видел экипаж Волка во время планирования без двигателей был на самом деле северным. Кадры этой местности снимались в районе поселка Териберка (теперь это уже город), расположенного на Кольском полуострове. Там же находилась и посадочная площадка, которая была видна из кабины ТУ-16-го.
Такая вот интересная кухня. Специфичная обстановка, необычные обстоятельства, сложные съемки. В таких условиях без ляпов, мне кажется, не обойтись :-). Однако в этом фильме они какие-то мягкие, совсем не кричащие. Но это удел «критиков» :-). Человек, увлеченный фильмом, их попросту не заметит.
Перед вылетом. Бортовой номер 17.
Более того перед самой посадкой на вынужденную ТУ-16-й вдруг превращается из обычного самолета с остекленной кабиной штурмана (в которой, кстати, сидел Скиба) в другую модификацию ракетоносца с большим обтекателем радиолокационной антенны вместо этого остекления. Кадры не совсем правильные, но, конечно, эффектные :-). Ради этого, видимо, и были использованы.
Ракетоносец иной модификации.
В бомбоотсек он не мог быть помещен из-за своих размеров и поэтому подвешивался под самолет. Естественно никаких людей (спасателей) во время сброса на парашюте в нем быть не могло. Он, как я уже сказал, управлялся по радио.
Взлетает ТУ-16С с катером «Фрегат».
Сам ТУ-16 тоже не предназначен и не имеет условий для перевозки людей и тем более для их десантирования (в том числе и из бомболюка). Поэтому как попали спасатели вместе с их командиром, постоянно «торчавшим» в кабине самолета капитана Гремячкина на спасательный катер не очень понятно (хотя в кино они и садились в ТУ-16-й) :-).
По кадрам фильма они перед сбросом сидят в каком-то странном помещении. Не совсем ясно где это снималось. Но видимо подразумевается, что они сидят в лодке. Точность была принесена в жертву эффектности. Ну и вобщем-то неплохо получилось, если не вдаваться в подробности :-).
Похоже, что режиссер фильма «Случай в квадрате 36-80» об этом был осведомлен и попытался поправить положение, потому что перед началом дозаправки четко звучит фраза: «Убрать Фрегат в бомболюки.» Однако сделать это в действительности, как я уже выше писал, невозможно. Ну уж как есть, так есть :-).
Еще одна любопытная деталь. Экипаж в фильме одет в специальные костюмы (оранжевого цвета), так называемые высотные морские спасательные комплекты (в данном случае ВМСК-4 ). Выглядит это конечно красиво и очень внушительно (мне понравилось :-)), но, так сказать, не совсем правомерно.
Защитный шлем летчика ЗШ-5.
Такие комплекты применялись на высотных и скоростных самолетах (вместе с защитным шлемом ( например ЗШ-3, ЗШ-5 ) или гермошлемом, а не с обычным кожаным шлемом (шлемофоном), как показано в фильме), но на ТУ-16 они не использовались никогда. Класс самолета не тот и конструкция этого не предусматривает. Максимум, чего оранжевого летчики морской авиации могли на себя надеть — это обычные спасжилеты :-). Но тоже кстати не всегда и не везде.
Экипажи перед летной сменой. Все одеты в спасательные жилеты, никаких ВМСК.
Базовый противолодочный самолет ТУ-142М3.
Но более любопытно то, что майор Волк сидит не в кабине ТУ-142, а в кабине гражданского пассажирского самолета ИЛ-86 (видимо, что подвернулось под руку :-)). Кроме того на нем надет защитный шлем (ЗШ-5, по-моему) и высотно-компенсирующий костюм (вроде как ВКК-6М ).
Майор Волк в кабине ИЛ-86 (подразумевается ТУ-142).
Пассажирский лайнер ИЛ-86.
Кабина экипажа ИЛ-86. Волк по фильму сидел в левом таком же кресле.
Этот костюм предназначен для выполнения примерно тех же функций, что и ВМСК-4, только без спасения на воде. Вся эта «одежда» на нескоростных и невысотных самолетах наземного базирования (типа ТУ-16, ТУ-95, ТУ-142, ИЛ-38 ) не применялась и не применяется. Вот если бы Волк взлетал на ТУ-22МЗ (они есть в составе российской морской авиации), тогда я бы все понял и порадовался за него :-). Но увы…
Высотно-компенсирующий костюм ВКК-6М.
Впрочем есть эта радость или нет :-), но уверенность в мастерстве наших летчиков ощущается четко. И по ходу фильма как-то само собой не подвергается сомнению возможность посадки тяжелой машины без двигателей на неподготовленную площадку :-). Однако, есть одна деталь о которой нельзя не упомянуть.
Когда генерал Павлов (Анатолий Кузнецов) узнав, что до берега осталось 400 км, задает Волку вопрос «дотянем ли?», хочется ему сразу ответить, что вряд ли :-). Зная аэродинамику ТУ-16-го несложно прикинуть, что ему просто не хватит высоты, чтобы пролететь такое расстояние с неработающими двигателями.
Но они его пролетают и совершают, вобщем-то, благополучную посадку. И это правильно :-). Закон жанра, который должен стать законом жизни. Именно для этого такие фильмы и снимают.
А сам фильм живет и до сих пор пользуется высокой популярностью, даже среди молодого поколения. Он, как некое наследство, как некая (пусть и малая) часть того, что потеряла наша авиация в период смутного времени.
Это один из самых лучших советских фильмов в своем классе и таковым уже останется навсегда.
Если вы по какой-либо причине его еще не смотрели или смотрели уже очень давно, обязательно посмотрите, получите удовольствие :-). При этом совсем необязательно вспоминать о вышеописанных недостатках. О них наверняка интересно было узнать для общего, так сказать, развития, но какой-либо существенной роли в общей картине действия они не играют. Это замечательный фильм!
КиноЛяпы «Случай в квадрате 36-80» 1982
Ляп №1
Но когда он ведёт радиопереговоры с нашим командиром Геннадием Волком, Армстронг вдруг оказался в правом кресле второго пилота.
Да и вообще, подобные «разговорчики» маловероятны и чреваты последствиями для обоих пилотов.
Наличие этих мелких ляпов не означает, что фильм — плохой. Фильм как был шедевром советского кинематографа, так им и остаётся. Подобных масштабных натуральных съёмок в киноискусстве очень мало. Рекомендую посмотреть молодёжи, кому до 30-ти. Фильм впечатляет.
Ляп №2
Сцена, когда «Орион» совершает опасный манёвр, проходя над советским заправщиком, с целью помешать процессу заправки самолёта спасателей.
Насколько известно, роль американского «Ориона», исполнял наш ИЛ-38. Это вполне логично, не могли же они для съёмок у американцев самолёт попросить.
Но вот плохо закрашенная звезда под крылом «Ориона», это очевидный ляп.
Ляп № 3
Израсходовав весь запас топлива, наш самолёт — заправщик выполняет аварийную посадку на заброшенный аэродром.
Вот только в момент касания земли, в кадре совершенно другой самолёт. Обратите внимание на нос самолёта.
Ляп № 4
В течении фильма, бортовой номер заправщика несколько раз меняется.
Перед посадкой команды в самолёт, бортовой номер — 17
Во время взлёта — 21.
Когда самолёт осуществляет аварийную посадку — 55.
В течении фильма, командир Волк называет себя «полсотни пятым (55)».
Ляп № 5
Под брюхом у самолёта — спасателя, была закреплена оранжевая спасательная лодка.
Во время сцены дозаправки в воздухе, лодка исчезает.
Чтобы у таких как я, не возникало по этому поводу вопросов, перед заправкой командир сказал: «Убрать Фрегат в бомболюки».
Но размеры лодки несопоставимы с габаритами бомболюков. Иначе, зачем было крепить лодку снаружи? Сразу могли бы поместить в бомболюки…
Ляп № 6
Перед взлётом заправщика, генерал подменяет второго пилота Гремячкина.
Но в дальнейшем, Гремячкин сидит в кресле командира спасательного самолёта.
Подобная замена — маловероятна. Будучи вторым пилотом, Гремячкин должен был получить допуск к управлению в качестве командира. На это у него не было времени.
Ляп № 7
Командир американской подводной лодки ведёт радиосвязь с пилотом «Ориона» Армстронгом, находясь в подводном положении.
Авария ещё не произошла, лодка пытается сохранять скрытное положение. Этим радиопереговором, он обозначил своё местоположение.
Понравилась статья? Жмите «палец вверх» и подписывайтесь на канал.