слово раньше означало жизнь

Славянская Академия ДУХовного РАзвития — Я ЗДОРОВ

Помогаем людям и обучаем с 2002г. Проводим обучение и посвящение в Славянские РОДовые практики, консультации, энергетические сеансы до результата. Поможем обрести Здоровье и Гармонию.

Жизнь — пояснение и раскрытие образа на основе древне-славянской буквицы

Пояснение и раскрытие общего образа слова — Жизнь

Жизнь — Живое Земли Нашей Созданное Свыше

Если бы нам в школе преподавали настоящий славянский язык, нам бы не пришлось изучать языки иностранные.

Предлагаю восстановить утерянную способность.

Выбор Учителя и посвящение, без этих двух составляющих не будет дальшейшего ДУХовного пути.

Предисловие о выборе Учителя:
Так устроен наш мир, не буду утверждать как в других мирах, «пусто место не бывает», оно всегда заполняется, хотите вы этого или нет, занимаясь какой либо практикой вы освобождаете «готовите пустое место, которое нужно заполнить, в нашем случае знанием, но если на знание нет разрешения или нет Учителя приходят лжеучителя и дают вам знание в красивой упаковке но с плохим содержанием, хорошо если вы быстро это увидите, что происходит.
Раньше в старые добрые времена все дети получали посвящения в 9 позже в 12 лет в жизнь правильную, ученичество, на всё это кроме усилий родителей, бабушек, дедушек нужны и помощь Сил Света, это обязательное условие правильного воспитания и дальшейшего РАзвития!
Жизнь показывает и знание о энергетических телах, что одновременно мы живем в разных мирах, не только в физическом мире! Посвящение дают на возможность быть «полноправными гражданами» и в других мирах, но для обретения этого должен быть Наставник.
Особенно нужно позаботится о детях, (получать посвящения, ученичество – школа, вуз и т.д., в жизнь) воспитание должно быть не только на физическом уровне, но и на Духовном.
Ступая на нелёгкий путь Духовного роста, стоит хорошенько задуматься, выбирая себе учителей.
Выбор Учителя, это очень важный шаг, к какой бы практике это не относилось, поэтому обязательно вы должны убедится кто был Учителем Мастера, какая традиция практики, линия Учителей! Если этого нет, каким бы уровнем знаний он не обладал, бежите от него. Чем быстрей тем лучше!

Почему важно получить посвящение?
На суд ЗДРАВОмыслия. 1.Это сохранит вам прежде всего здоровье, думаю это очень важно.
Обьясню почему: Мы живем в мире духов, на каждое действие (практику), мы должны получить разрешение(посвящение). Если этого не делать, то можно нахвататься не тех, что требует практика Духов и иметь очень большие проблемы! Это нужно Знать и Помнить!
2.Вы только проводник, между вами и Источником – «Владельцем», а Силы Света (Боги и Богини, Проводники) дают вам Знание – Информацию! В процессе духовной практики мы выходим за пределы своих пяти чувств и спрашиваем совета у духовного мира, который окружает нас и пронизывает все вокруг.
Что примечательно за почти 20 лет моей практики и более 50 лет практики моего Учителя Раслава, разрешалось проводить сеансы и посвящение не всем! Это происходит и сегодня с техниками Жива, со всеми, но это и хорошая подсказка, что то не то у человека, слабо или совсем не развита духовность, это сигнал.
Во время принятия посвящения происходит изменение всей энергетической структуры человека. Уходит все лишнее, искусственное — человек становится таким, каким он должен быть от природы. Раскрывается его внутренний потенциал, происходит переосмысление жизни и Духовного Пути. Посвящение в Живу – это та Сила, которая разбивает панцирь противоречий, проблем и неврозов и наполняет сердце Светом, Любовью, Гармонией. Оно помогает открыть внутренние Силы, почувствовать свой потенциал и наполнить жизнь Энергией радости. Двойственность уступает место Единству. Это Знания наших Предков! Хорошо восстанавливается связь с Предками!
Сеансы и Посвящения проводятся как в контакте, так и без него, не имеет значения где Вы находитесь в каком городе, стране, континенте!

Несколько слов, хочу сказать о практиках Жива, это очень сильные и мощные энергии, на данный момент, мне неизвестно сильнее и результативнее Энергий наших Светлых Богов и Богинь.
Которые помогают не только исцелить но и гармонизировать человека с окружающим пространством и природой.
Это Знания наших Предков! Хорошо восстанавливается связь с Предками!
В нашей Академии мы проводим обучение и посвящение в Славянские РОДовые практики
Славянская школа «Золотой Вихрь»
Славянская школа «Жива»
Школа Славянских Рун
Лично или дистанционно, не имеет значения где Вы находитесь в каком городе, стране, континенте! Если есть вопросы обращайтесь
Приглашаю на обучение! Ты уже готов! Света, Любви, Гармонии!

Источник

История слова «жизнь» в русском языке

слово раньше означало жизнь

Муниципальное учреждение управления образованием

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19
с углубленным изучением экономики»

Городская конференция обучающихся 5-7 классов

ИСТОРИЯ СЛОВА «ЖИЗНЬ» В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Глава 1. История слова в русском язык………….……………………………

Глава 2. История слова «жизнь» в русском языке…….…………. …………

Что такое ЖИЗНЬ? Над этим вопросом думали и продолжают думать не только учёные и философы, но и большинство жителей планеты Земля. На дворе XXI век, но точного ответа на этот вопрос так и нет. Почему? Может быть, дело в том, что само слово «жизнь» на протяжении всего существования меняло своё лексическое значение?

В русском языке появляются новые слова, а некоторые утрачиваются навсегда или заменяются синонимами. Оказывается, каждое слово живёт своей жизнью, рождается и умирает, то есть имеет свою историю. Поэтому тема моей работы звучит так: «История слова «жизнь» в русском языке».

Цель моей работы: определить происхождение слова «жизнь» и его историю в русском языке.

Предметом моего исследования является история слова, а объектом будет являться само слово «жизнь» по отношению к науке этимология.

Была выдвинута следующая гипотеза: слово «жизнь» появилось в общеславянском языке.

Для решения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

2. Проанализировать изученную литературу.

3. Выдвинуть гипотезу.

4. Написать работу с доказательством выдвинутой гипотезы.

5. Анкетирование с целью определения значения слова «жизнь» в современном русском языке.

6. Обработать результаты анкетирования.

Глава 1. История слова в русском языке

В современном русском языке изучением истории слов занимается наука этимология. Эта наука занимается не только происхождением слов, но и происхождением всего русского языка. История слов на протяжении многих веков может быть вовсе отделена от этимологии. Можно следить за историческими судьбами слова с любого момента его жизненного пути. Вместе с тем, этимология, в сущности, имеет дело не со словом, как исторической реальностью, как членом живой языковой структуры, а с семантической фикцией, условно принимаемой за этимологический центр разных слов. Этимология изучает перемещения этого воображаемого центра во времени и пространстве и связанные с этим изменения его функций.

На всём протяжении своего развития русский язык существенно изменился. Перестроились его фонетическая система, морфологический и фонетический строй. Лексический состав языка пополнялся новыми словами, а некоторые слова перестали употребляться. Изменения в лексике происходили и происходят в связи с изменениями в обществе. Из века в век развивалась общественная, экономическая и культурная жизнь русского народа, появились новые орудия труда, машины, средства связи и передвижения, материалы, улучшался быт людей, появились новые предметы домашнего обихода, новые виды одежды и обуви, предмет культуры и т. д. Для называния предметов сохранялись древние русские слова и создавались новые русские слова на базе уже имеющихся слов в результате разных способов русского словообразования.

Задолго до нашей эры на территории между Днепром и Вислой обособились племена славян, у которых сложился свой общеславянский язык.

К V-VI вв. в среде славян, к тому времени значительно расширивших свою территорию, обособились три группы: южная, западная и восточная. Обособление групп славянских племён сопровождалось распадом общеславянского языка на самостоятельные языки.

С VII поIX в. складывалось, а с IX до начала XII в. существовало восточнославянское (древнерусское) государство Киевская Русь. Население Киевской Руси говорило на близких друг другу говорах восточнославянского (древнерусского) языка.

В XIV-XIIIвв. Киевская Русь расчленилась на отдельные княжества. Восточнославянский (древнерусский) язык дал начало трем языкам русскому, украинскому, белорусскому. (В основном они обособились уже к XIVв.)

Общеславянские (борода, бровь, бедро, голова, губа, горло, и др.) и восточнославянские (древнерусские) слова (багор, вдосталь, веревка, ежевика и др.) русский язык унаследовал из общеславянского и восточнославянского (древнерусского) языка. С XIVв. В русском языке стали появляться собственно русские слова (беседка, заблудиться, кочегар, ополчение и др.). В настоящее время собственно русские слова составляют значительный пласт лексики современного русского языка.

Учёные, определяя происхождение исконно русских слов, сравнивают во всех славянских языках значение и происхождение слов, обозначающих одни и те же предметы, явления, признаки, действия. Общеславянскими будут те слова, которые окажутся во всех славянских языках, причём среди этих языков обязательно должны быть если не все, то хотя бы часть каждой из трёх групп славянских языков (восточной, южной, западной). Если окажется, что слова имеются, например, только в болгарском, сербскохорватском, македонском и словенском языках, то это южнославянские слова. Если в русском, украинском, белорусском, то это восточнославянские (древнерусские) слова. Если слова имеются только в одном из языков, то это уже собственные образования того или иного славянского языка, например русского.

Словарь языка имеет в своём составе активную лексику, т. е. слова, которыми пользуются в данный момент все говорящие или какая-то часть населения, и пассивную лексику, т. е. слова, которыми люди либо перестают, либо только начинают пользоваться.

Пассивная лексика делится на две группы: устаревшие слова и новые слова.

Деление словаря языка на активную и пассивную лексику оправданно только в строго определённое историческое время: каждой эпохе свойственна своя активная и своя пассивная лексика.

Другие слова забываются, если для называния того же предмета, признака, действия появляются новые слова. Например, в древнерусском языке было слово тук-«жир». Со времён в этом значении стало употребляться слово жир, первоначально обозначавшее «корм, пища», а слово тук перестало употребляться. Подобные устаревшие слова (предмет остаётся, а слово устаревает) называют архаизмами.

Устаревшие слова используются в художественных произведениях, повествующих о прошлом. Историзмы и архаизмы помогают писателю создать колорит той эпохи, о которой он рассказывает.

Глава 2. История слова «жизнь» в русском языке

В русском языке много фразеологизмов, пословиц и поговорок со словом «жизнь»:

Жизнь дана на добрые дела.

Жизнь измеряется не годами, а трудами.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Эти фразы несут в себе информацию, но древние славяне вкладывали в понятие «жизнь» куда более глубокие знания.

В латинском языке слово «vita» означает «жизнь». Если сравнить это звукосочетание с исконно русскими словами «виток», «виться», «витать», то везде встречается корень

–ВИТ–. Получается, что «жизнь» равнозначна «витию» спиралей в жизненных процессах, а отсюда прослеживается и связь исследуемого слова с латинским языком.

В этимологическом словаре М. Фасмера слово «жизнь» является старославянским по происхождению, а также приводится «ближайшая» и «дальнейшая» этимология этого слова:

«Ближайшая этимология: жить, укр. жиґти, живуґ, блр. жыць, ст.-слав. жив†, жити zБn, o„ke‹n (Супр.), болг. живеґя «живу», сербохорв. жи°вjети, «живу», словен. јiveґti, чеш. јiґti, јiji, слвц. јit’, јijem, польск. z†ycґ, в.-луж. јicґ, јiju.

в своём «Историко-этимологическом словаре современного русского языка» также выделяет корень –zi– в словах общеславянского происхождения со значением «жизнь».

Само слово «жизнь» встречается в старославянских памятниках письменности, а до этого значение данного слова передавалось через слова «жись», «жисть», «живот», «житие». В Древней Руси среди народа бытует такая поговорка «не на живот, а на смерть». В современном русском языке по словарю и «живот – часть тела, заключающая органы пищеварения». Это значение слово «живот» приобрело уже в древнерусском языке в «Житии» Аввакума.

В пословицах рядом со словом «жизнь» часто встречается антоним «смерть». Это слово по этимологическому словарю М. Фасмера образовалось в праславянскую эпоху. По словарю слова «жизнь» и «смерть» являются антонимами, из чего следует, что слова образовались, примерно, в одно и то же время.

Исследуя научную литературу, анализируя данные школьных словарей, было доказано, что слово «жизнь» является общеславянским по происхождению, образовано от слова «жить» и имеет антоним «смерть».

В современном русском языке по словарю и слово «жизнь» имеет несколько значений:

1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи.

2. Физиологическое существование человека, животного, всего живого.

3. Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-нибудь его период.

4. Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях.

5. Реальная действительность

6. Оживление, проявление деятельности, энергии.

Так что же такое «жизнь»? Если посмотреть на словообразовательную сторону данного вопроса, то можно заметить, что слова «жизнь», «болезнь», «боязнь» и т. п. одинаковы по способу образования, а значит и значение этих слов должно обладать некой схожестью.

Для того чтобы выяснить, как живёт это слово в современном мире, было решено провести исследование с целью определения значения слова «жизнь» в русском языке.

В анкетировании приняли участие 50 человек разного возраста, которым было предложено продолжить фразу «Жизнь – это…»

В результате было выявлено следующее:

1. 5% людей не смогли ответить на этот вопрос;

2. 15% опрашиваемых дали определение слову «жизнь», сходное определению в современном толковом словаре;

3. 35% соотносят «жизнь» с такими словами как «любовь», «дети», «семья», «счастье» и «судьба».

Некоторые причины трудности определения понятия «жизнь» могут заключаться в том, что данное понятие не является организованным по своей природе, будучи лишь хаотичным набором разрозненных ассоциаций. В своем бытовом мышлении каждый человек с детства имеет привычку относить одни феномены окружающего мира к проявлениям жизни, а другие феномены — к проявлениям неживого.

1. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. – М.: Русские словари,1999.

2. Безлюдова тайны древнерусских пословиц. – М.: «Пилигрим-Пресс», 2007.

3. Даль словарь русского языка. Современная версия. М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс,2003.

4. Корнеслов русского языка, сравненного со всеми главнейшими славянскими наречиями и с 24 иностранными языками./ Сост. Ф. Шимкевич. – С-П: Типография Императорской Академии Наук, 1842.

5. Львов словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. М.: Просвещение,1999.

10. Этимологический словарь русского языка: в 4-х т. – 2-е изд., стереотип. – М.:Русский язык, 1987.

11. Хрестоматия по истории русского языкознания. Сост. ёзин. Учеб. Пособие для филол. специальностей ун-тов и пед. ин-тов. Изд. 2-е, испр. М., «Высш. Школа»,1999.

Источник

Значение слова жизнь

Словарь Ушакова

1. только ед. Существование вообще, бытие в движении и развитии. Жизнь мира. Законы жизни.

2. только ед. Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения. Жизнь человека. Жизнь растений.

| Физиологическое существование человека и животного. Жизнь его была в опасности. Рисковать жизнью. Положить жизнь за кого-что-нибудь (см. положить). Спасти кому-нибудь жизнь. Лишить жизни кого-нибудь (убить). Дать жизнь кому-нибудь (родить).

4. только ед. Развитие чего-нибудь; события, происходящие с чем-нибудь существующим. Переломный момент в жизни государства.

7. только ед. Реальная действительность во всей совокупности ее проявлений. Бояться жизни. Жизнь есть борьба и труд. Нужно жить не воображением, а действительной жизнью.

| Реальная действительность в ее отдельных внешних проявлениях. Повесть из дореволюционной жизни. Писатель хорошо изобразил городскую жизнь. Изучать жизнь средневековья.

внешнее движение, оживление. Улицы полны жизни. Жизнь у нас в доме начинается рано.

11. только ед. Самое дорогое для человека, источник радости, счастья (книж.). Наука была его жизнью.

13. Отдельное живое существо, человек (устар.). Загубил не мало.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

комплексное, многозначное явление и понятие.

1. В естественнонаучном (биологическом) смысле понятие жизни тождественно понятию органического явления, согласно Э. Расселу, характеризующемуся своей направленностью, в частности:

1) прекращением действия с достижением цели;

2) продолжением действия, если цель не достигнута;

3) возможностью варьирования методов или способностью их комбинирования при неудаче; при этом стереотипное поведение ориентировано на нормальное, обычное, а приспособленное — на непривычное;

4) ограничением, но не определением, направленного поведения внешними условиями (например, деление клеток или размножение несмотря на недостаток вещества или питания). Такое поведение необъяснимо и невозможно с причинно-механистической (детерминистской) точки зрения; указания границы между органической и неорганической материей также недостаточно (например, неясно, являются ли вирусы низкоорганизованными организмами или их надо рассматривать как химические вещества особой сложности). С указанных позиций жизнь можно определить как самоподдержание, самовоспроизведение и саморазвитие больших систем, элементарно состоящих из сложных органических молекул (ДНК, РНК, белков и др.), происходящее в результате обмена веществ внутри этих молекул и между ними, а одновременно с внешней средой на основе затраты получаемой извне энергии и информации.

2. Жизнь в метафизическом смысле — основной мотив созерцающего мир мышления как содержанке переживания человека, жизненная судьба вообще. В таком варианте понятия жизни ставятся вопросы о смысле, ценности и цели жизни, а ответы даются на основе того или иного существующего в обществе мировоззрения. 3. Психологическая жизнь характеризуется своей естественной упорядоченностью, не оставляющей место хаосу. 4. С историко-культурной точки зрения жизнь в смысле «духовного, или духовной жизни», означает наличие на протяжении всей мировой истории действия идей, идейное содержание мыслей и.поступков. Особенную важность имеет здесь использование естественнонаучного понятия жизни для объяснения духовно-исторических явлений (пример — теория пас-сионарности Л. Гумилева в этногенезе). 5. С биографической точки зрения «жизнь одного человека» есть все его телесно-душевно-духовное становление, поведение и судьба в мире, от рождения до смерти.

Фразеологический словарь русского языка

1) и в молодые годы умирают

2) не в молодости счастье

Словарь антонимов русского языка

Фразеологический словарь (Волкова)

Где ваша подруга жизни?

Я ему по гроб жизни обязан.

Ни в жизнь не поверю, что так и было.

Долго будешь жизнь прожигать?

На всю жизнь я запомнил эти слова.

Раненый несколько дней находился между жизнью и смертью.

Видно, она уме не жилец на белом свете.

Драка будет не на жизнь, а на смерть.

Гаспаров. Записи и выписки

♦ Анекдот: разговаривают два близнеца в утробе: «Знаешь, как-то страшно рождаться, ведь оттуда еще никто не возвращался».

С. — О suitably-attired-in-leather-boots

Head of a traveller! Wherefore seeking whom

Whence by what way how purposed art thou come

To this well-nightingaled vicinity?

My object of inquiring is to know,

But if you happen to be deaf and dumb

And do not understand a word I say,

Then wave your hand to signify as much.

A. — I journeyed hither a Boeotian road.

C. — Sailing on horseback, or with feet for oars?

C. — Beneath a shining or a rainy Zeus?

A. — Mud's sister, not himself, adorns my shoes.

C. — To learn your name would not displease me much.

A. — Not all that men desire do they obtain.

C. — Might I then hear at what your presence shoots?

C. — What? for I know not yet what you will say.

A. — Nor will you ever if you interrupt.

C. — Proceed, and I will hold my speechless tongue.

C. — Nor did he shame his throat wit hateful lies.

A. — May I then enter, passing through the door?

C. — Go, chase into the house a lucky foot!

And, О my son, be, on the one hand, good,

And do not, on the other hand, be bad,

For that is very much the safest plan.

I would not willingly acquire a name

For ill-digested thought;

But after pondering much

To this conclusion I at last have come:

This truth I have written deep

In my reflective midriff

On tablets not of wax,

Nor with a pen did I inscribe it there,

For many reasons: Life, I say, is not

A stranger to uncertainty.

Not from the flight of omen-yelling fowls 359

This fact I have discovered,

Nor did the Delphic tripod bare it out,

Its native ingenuity sufficed

My self-taught diaphragm.

Первый адрес пародии — Эсхил, который был любимым поэтом Хаусмена. Второй — его английские переводы. Не поэтические переводы, которые были бледными, вольными и настолько привычными, что вызывали не смех, а скуку, но буквальные учебные переводы, естественно рождающиеся при всяком школьном чтении трудного автора на малознакомом языке. Устно они естественны, в печатных подстрочниках для ленивых комичны, под пером самовлюбленного филолога досадны. Поколение спустя после Хаусмена эти «профессорские переводы» дали Эзре Паунду толчок для авангардистского «Оммажа Сексту Проперцию». Когда в 1959 г. отмечалось столетие со дня рождения Хаусмена, то веселые английские филологи напечатали в журнале «Greece and Rome» упражнение в благородном старом стиле: обратный перевод «Отрывка из греческой трагедии» стихами на древнегреческий язык, с комментарием. Оказалось, что комизм непривычности при такой операции сразу снимается, и текст звучит иногда вычурно, но нимало не смешно:

О eu podendutoisi dermasin prepon

kara planetou, pros ti, kai zeton tina,

pothen, ti mellon, pe te pros toutous ebes

aedoneious anchigeitonas topous;

ei d' on aphonos tynchaneis kophos homou,

prosphthegmath' hoste tama me sunienai,

tod' europaltoi cheiri semenon torosи т. д.

Передать в переводе буквализм и прозаизм оказалось самым легким: учебные подстрочные переводы одинаковы повсюду. Передать второй адрес пародии оказалось труднее: пришлось вдвинуть между читателем и «греческим трагиком» об раз традиционного высокохудожественного перевода — конечно, Вяч. Иванова. Так пародия из двухадресной стала трехадресной: сюжетные и структурные натяжки в ней — от Эсхила, ритмическая вычурность (особенно в хоре) — от Иванова, буквализмы и прозаизмы — от учебного перевода. Хочется думать, что от обыгрывания также и ритмики она сделалась интересней,

Х. — О ты, прекраснокожанообутая

Глава пришельца! Как, какие поиски,

Кого, зачем, отколь тебя доставили

В пределы наши славносоловьиные?

Я, вопрошая, жажду услыхать ответ, —

Но ежели случишься ты и глух и нем

И не поймешь ни слова из речей моих,

То возвести об этом мановением.

X. — Под омраченным Зевсом или солнечным?

X. — Узнать твое мне имя будет радостно.

X. — Вещай: сдержу я речь мою безмолвную!

X. — Не посрамил он горла мерзкой ложию.

И, о мой сын, во-первых, помни: добрым будь,

А во-вторых, о сын мой, помни: злым не будь,

Затем, что это лучше, чем обратное.

Из худо переваренных умом дум

Трудно рождалось слово;

Взвесив его стократно,

Я смог, наконец, все рассудив, решить так:

Эту высокую истину я начертал

На размыслительном воске

Не восковых скрижалей

И не пером ее запечатлев!

Я повторяю: В ЖИЗНИ, говорю я,

Не полеты вещающих крыл

Раскрыли мне тайну,

Не дельфийский треножник ее изрыгнул,

Своим умом, утробою своей

О той, кого любил отец богов, Зевс,

Той, кому злые боги

В странной заботе дали

Две пары копыт, пару рогов и один хвост, —

И отослали в далекие страны затем,

Как пережевывать жвачку.

И вот, в зеленых аргосских полях

Она, бродя по травке и крапиве,

Пусть питательна эта еда,

Но мне не по вкусу!

Пусть Киприда не выберет троном своим

Зачем я вспомнил Ио? почему?

Но вещее сердце мое

Напев, не зовущий в пляс;

Но вот предстает дворец

(Вот правый, и левый вот) —

Бойнею, так сказать,

Где столько шерстистых смертей

И кораблекрушений коров.

И веду я плач на Киссийский лад,

На моей груди разрывающий лен,

Головы моей бедной биенье.

Э. — О! челюсть топора в меня вгрызается,

Язвя меня не в шутку, а доподлинно.

X. — Мне кажется, я слышу из покоев крик,

Не схожий с криком тех, кто скачет в радости.

Э. — Ах! он опять хватил меня по черепу:

X. — Пусть не винят меня в поспешномыслии,

Но я скажу: кому-то там невесело.

Хотя об этом вовсе не просила я.

Зато непогрешима арифметика.

♦ «Мы никогда не жили, а только стояли в очереди за жизнью» (ОГ 15. 3. 96). Три четверти человечества делали то же, но мы почему-то считаем себя вправе сравниваться с четвертой четвертью.

♦ Л. Я. Гинзбург: «Жить по Достоевскому интереснее, а по Толстому важнее».

♦ Жить тихо — от людей лихо, жить моторно — от людей укорно. (Посл., изд. Симони, 102).

Уж ты торна, маторна моя,

Фигурна, мигурна моя,

(Соболевский, ГУ, 185-186)

♦ Сталинградский солдат сказал корреспонденту: «Жить нельзя, но находиться можно» (М. Соболь).

♦ Родился мал, рос глуп, вырос пьян, помер стар, ничего не знаю (отзыв запорожца на том свете; ответ: «Иди, душа, в рай»). — Даль.

♦ «Жизнь ушла на то, чтоб жизнь прожить» (из письма С).

«Жизнь — усилие, достойное лучшего применения». — Карл Краус.

♦ «А пребывание наше здесь — не жизнь, не житие, а только именно пребывание —…» (Лесков, письмо 2309.1892).

♦ «Не могу же я относиться к этому, как к литературе, — только как к жизни, то есть бесчувственно. Или хотя бы: бессловесно».

♦ Увайсу предложили денег, он отказался: «Не надо, у меня есть одна монета». — Надолго ли? — «Поручитесь, что я проживу дольше, и я приму ваш подарок». Суфийская притча.

♦ Комс. правда от 15 дек 1990: в Чите организовано общество «За выживание» в помощь бедствующей советской медицине. Можно было бы расширить смысл названия и вступать в него поголовно.

♦ Воспоминания Н. Ге (младшего): гуляя вечером по Хамовникам, Толстой остановился у неплотно прикрытого ставня, постоял, подсматривая, сказал: «Как интересна жизнь» — и пошел дальше (СЗ 64).

♦ Рассказ в НЖ 3 (1942): записка самоубийцы: «В жизни моей прошу никого не винить».

♦ Записи Л. Гинзбург. Она сказала Олейникову, что Брики страстно стремятся доказать, что они живы: Маяковский умер, а они живы. Олейников задумчиво ответил: «А ведь, в сущности, это так и есть…»

♦ И. Эренбург, «Виза времени», 245, закарпатские вывески: «Великое похоронное предприятие». «Продажа виктуалов». «Торговля жизненными потребностями и прочим мешаным обходом».

♦ Он же, там же, о последнем цадике. Рай — это память о добрых делах, а ад — это стыд. Всюду солдат учат по-своему, но всюду «раз-два»; но плох солдат, который в войну не забывает «раз-два». А что вся жизнь, как не война?

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Самое красивое из определений жизни принадлежит, на мой взгляд, Биша (***): «Жизнь – это совокупность функций, противостоящих смерти» («Физиологические исследования», I, 1). Это одно из проявлений conatus’а, но весьма специфическое. Это определенный способ, каким данное существо продолжает свое бытие, включающий развитие (рост), восстановление (обмен с окружающей средой посредством питания, дыхания, фотосинтеза и т. д.), адаптацию и стремление к воспроизведению (размножение). Жить значит предпринимать жизненные усилия. Твердое желание продолжаться – вот что такое подлинный вкус к жизни и, как показал Спиноза, принцип всякой добродетели («Этика», IV, теорема 21, 22 и королларий).

Словом «жизнь» обозначают также и продолжительность этого усилия – тот временной промежуток, который отделяет зачатие от смерти. Однако ценность жизни определяется не столько в зависимости от величины этого промежутка, сколько от того, чем этот промежуток заполнен. Во всяком случае, это справедливо по отношению к большинству людей. Цель их жизни – счастье, а не долгожительство, норма их жизни – человечность, а не здоровье. Здесь Биша с его биологией нам больше не помощник, и мы обратимся к Монтеню и к философии: «Смерть действительно конец, однако не венец жизни. Это ее последняя грань, ее предел, но не в этом же смысл жизни, которая должна ставить себе свои собственные цели, свои особые задачи. В жизни надо учиться тому, как упорядочить ее, должным образом прожить, стойко перенося все жизненные невзгоды» («Опыты», книга III, глава 12). Нужно ли учиться умирать? А зачем, если так или иначе все равно с этим справишься? Нужно ли учиться жить? Вот это другое дело, и этому учит философия.

Мари Франсуа Ксавье Биша (1771–1802) – французский врач, один из основоположников патологоанатомии и гистологии. Основатель научной школы.

Энциклопедия «Биология»

, см. уровни организации живого.

Библия: Тематический словарь

А. Прокомментированные темы

Евангелия от Иоанна:

первого послания Иоанна:

2. ЦЕЛЬ ЖИЗНИ как тема Екклесиаста:

Бог есть Живой Бог:

Втор 5:26; Пс 41:3; 1Фес 1:9

Он имеет жизнь в Самом Себе:

Иисус жив во веки веков:

Ин 11:25; Ин 14:6; 1Ин 1:1,2

Иисус имеет жизнь в Самом Себе:

В. Физическая жизнь

1. Растений и животных

Быт 1:11,12,20–25; Пс 103:24,25,30

Пс 103:21,24–29; Пс 144:15,16; Пс 146:8,9

ее источник — Господь:

Быт 2:7; Иов 33:4; Ис 42:5; Деян 17:26,28

Бог забирает ее в наказание за грех:

человеческая жизнь должна воспроизводиться:

жизнь человеческая быстротечна и преходяща:

Иов 20:4-11; Пс 89:3-10; Пс 102:14-16

Царство Божие важнее земной жизни:

Мф 6:25–34; Мф 10:38,39; Ин 12:25

лишать человека жизни запрещено:

Быт 9:5,6; Исх 20:13; Рим 13:9,10

1. Источник духовной жизни

Иисус Христос, Сын Божий:

Ин 1:4; Ин 10:10; Деян 3:15

Иез 37:14; Ин 3:5,6; Рим 8:2,11

2. Слова, описывающие духовную жизнь

быть распятым со Христом:

воскреснуть со Христом:

стать новой тварью:

быть записанным в книгу жизни:

иметь уже жизнь вечную:

Ин 3:36; Ин 6:47; 1Ин 5:11-13

смерть вторая уже не имеет власти:

3. Как достичь духовной жизни

слышать Слово Божие:

Деян 16:14; Рим 10:13,14

быть призванными Богом:

раскаяться в наших грехах:

4. Ступени духовной жизни

младенчество во Христе:

возрастание во Христе:

Еф 4:14–16; Кол 1:10; 1Пет 2:2

зрелость в христианской жизни:

1Кор 2:6; Еф 4:13; Евр 5:14-6:1; Иак 1:4

нельзя отступать (стремление к почести высшего звания во Христе Иисусе),

Флп 3:13–16; Евр 5:12-14

1. Как мы можем получить жизнь вечную

предоставлением к ней Богом:

чтением Священного Писания:

принятием ее как дара от Господа:

принятием ее как дара от Иисуса:

желанием держаться ее:

пониманием, что Иисус — жизнь вечная:

питием воды жизни Иисуса:

питанием хлебом жизни Иисуса:

питанием от дерева жизни:

повиновением заповедям Божиим:

житием жизнью Духа:

2. Жизнь вечная начинается сейчас

уже со Христом на небесах:

3. Вечная жизнь еще в будущем

воскреснем, чтобы получить ее:

получим ее как венец:

будем царствовать в ней:

Иисус приведет к ней:

будем в раю однажды:

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG life)

состояние живого бытия, используемое в Священном Писании как в смысле физической жизни, так и в смысле качества отношений индивида с Богом и другими (духовной жизни).

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: существование, бытие (кн.)

Энциклопедический словарь

литературно-политический журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1897-1901, в Лондоне и Женеве в 1902. С 1898 орган «легальных марксистов».

Словарь Ожегова

ЖИЗНЬ, и, ж.

1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Ж. Вселенной. Законы жизни.

2. Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Дать ж. комун. (родить; высок.; также перен.). Ж. растения. Даровать ж. комун. (помиловать осуждённого; высок.). Рисковать жизнью. Спасти комун. ж. Вопрос жизни и смерти (наиважнейший). Между жизнью и смертью (в очень опасном для жизни положении). Отдать ж. за кого-чтон. (пожертвовать собой). Положить (класть) ж. за кого-чтон. (умереть, умирать за кого-чтон.).

3. Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какойн. его период. Короткая, долгая ж. В начале, в конце жизни. Под конец жизни (в её конце). Прервалась чьян. ж. Ж. прожить не поле перейти (посл.). Моя ж. в деревне.

4. Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях. Общественная ж. Семейная ж. Духовная ж. Кипучая ж.

5. Реальная действительность. Провести решение в ж. Войти в ж. (осуществиться).

6. Оживление, проявление деятельности, энергии. Улицы полны жизни. Больше жизни! (призыв действовать энергичнее, живее; разг.).

Не на жизнь, а на смерть (бороться, биться) (разг.) до последней возможности, не жалея жизни.

Как жизнь? (разг.) как поживаете?

Ни в жизнь (прост.) никогда, на за что.

Не от хорошей жизни (разг.) поневоле, вынужденно, под давлением обстоятельств.

Дать жизни кому (прост.) устроить чтон. неприятное.

Весёлую жизнь устроить кому (разг. шутл.) причинить неприятности.

| прил. жизненный, ая, ое (к 1, 2, 3 и 4 знач.).

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Вл. С.

Жизнь трудно поддается какому-либо категорическому определению, несмотря на многочисленные попытки, сделанные в этом направлении представителями как школы анимистов, так и материалистов. Анимисты большей частью стремились вникнуть в сущность Ж. и вдавались в метафизические соображения, имевшие мало общего с биологическими основами Ж. С другой стороны, материалисты в своих попытках свести Ж. на простую механическую игру атомов живого тела и своим стремлением к упрощению доводили дело до смешного, до вопиющего противоречия с реальными явлениями Ж. Что могут значить определения вроде того, например, что «Ж. есть питание, рост и одряхление, причиной которых принцип, имеющий цель в самом себе, Энтелехия» (Аристотель), или, что «Ж. есть душа мира, уравнение вселенной» (Бурдах), или, что «Ж. есть внутренний принцип действия, по-видимому, независимый от внешних условий», что Ж. есть совокупность отправлений, которые сопротивляются смерти (Биша) и т. д. Все определения подобного рода, нося спиритуалистический характер, проводят тот взгляд, что жизненные явления производятся действием особого жизненного принципа или жизненной силы; но говорить, что Ж. происходит от жизненного принципа, есть то же, что сказать Ж. есть Ж., т. е. вводить определяемое в самое определение. Старейшие материалисты Демокрит и Эпикур учили, что в основе жизненных явлений лежит механический принцип соединения и разъединения атомов и что душа состоит из круглых и гладких атомов, подобно огню, и проникает повсюду, производя теплоту и жизненные явления. Каждому понятна неудовлетворительность и этого определения, повторявшегося на разные лады и позднейшими материалистическими школами, ибо хотя Ж. и связана с движением атомов, определяющим физико-химические явления, протекающие в живом организме, тем не менее условиями этими никоим образом не объясняется группировка, стройность и течение жизненных явлений в порядке, свойственном живым организмам.

Агентами обоих этих течений — разрушения и созидания — являются, по-видимому, особые бродила или ферменты, вырабатываемые клетками организма. По крайней мере, большинство процессов превращения и разрушения веществ в живом теле совершается по типу брожения. Начиная с пищеварительного канала, где воспринятые вещества подвергаются пищеварительным ферментам для переведения их в удобовсасываемое состояние и переходя к прижизненному превращению уже отложенных в тканях веществ, легко видеть, что и эти последние превращаются по типу бродильному. В одних случаях ферменты этих превращений открыты в клетках различных органов, в других же о присутствии их заключают по характеру разрушения веществ: если характерная сторона этих химических изменений не объясняется процессами прямого окисления или восстановления, то они являются последствием бродильных процессов, в которых сами живые клетки организма играют роль организованных ферментов. Анализируя химические явления в организме с этой точки зрения, исследователям пришлось убедиться, что углеводистые, жировые и белковые вещества, входящие в состав живых тканей, превращаются и разрушаются везде или по типу просто брожений, или брожений путем окислений, причем бродилами являются или растворимые неорганизованные ферменты или организованные, т. е. сами клетки, действующие при содействии свободного кислорода или без его участия. Вследствие этого и является близкая аналогия между конечными продуктами разнообразных брожений и продуктами разрушения веществ в сложных животных организмах. Имеются, кроме того, намеки, что и агенты синтеза веществ, т. е. созидания, относятся к ряду тел, действующих наподобие ферментов. По крайней мере, решаются уже говорить о ферментах, обуславливающих органопластику, т. е. восстановление живой протоплазмы (Данилевский); о химозине, превращающем пептоны в белок-альбумин, необходимый для питания и роста тканей, и весьма распространенном в теле, о фибринопластине, производящем то же, что и химозин, только в щелочной среде, и о регулировании действия обоих этих ферментов двумя другими ферментами: стимулином — усиливающим и депримином — задерживающим деятельность органопластических ферментов. Таким образом два основных химических течения Ж. — разрушение и созидание живого клеточного вещества, скорее всего могут быть подведены под тип брожения. Неудивительно, что и многие другие общие явления Ж. носят характер бродильных процессов. Так, процесс возникновения Ж. в яйце, вследствие внедрения в него микроскопического по величине семенного живчика и вызывающего между тем громадные последствия в развитии, росте плода и т. д. с развитием при этом газообмена в яйце, тепла и т. д., представляет большие аналогии с бродильными процессами и дает повод думать, что Ж. в ее первом источнике обязана действию на яйцо одного или многих сложных и могучих бродил, носителями которых являются семенные живчики и яйца. Циклообразность явлений Ж., т. е. периодически повторяющиеся промежутки между работой и отдыхом, между бодрствованием и сном, также легче всего объясняются с точки зрения развиваемой аналогии между Ж. и брожением. Как Ж., так и брожение ослабляются, замедляются благодаря накоплению в среде, где действуют клеточные элементы, продуктов прижизненного разрушения или превращения веществ. По удалении их вновь наступает бодрствование, вновь появляется брожение. Спирт, хлороформ, эфир, цианистый потассий прекращают ферментативную деятельность бродильной дрожжевой клетки и аналогично с этим деятельность элементов животного тела и в особенности нервных центров, деятельность которых по преимуществу носит характер ферментативный. Они направляют ко всем почти органам нервные импульсы, т. е. молекулярное движение, подобно тому как это делают (по Либиху и Негели) ферменты по отношению к разлагаемым ими веществам, которое, будучи крайне слабым по силе, вызывает, однако, огромные взрывы, частые разложения в сфере мышц, желез и т. д. Но и миру психических явлений, как он ни далек он от материальных физико-химических процессов, лежащих в основе их, тоже присуща характеристическая особенность бродильных процессов; и как минимальные дозы бродильного вещества, попав в подходящую вещественную среду, могут обусловить ряд обширных и продолжительных изменений и разложений, так и невесомые, незначительные с виду чувство или мысль, запав со словом в сознание человека, могут служить импульсом к обширным переворотам в области духовной и телесной жизни как отдельного человека, так и народов. Пока нет аналогии более плодотворной и верной чем та, которая проводится между явлениями Ж. и ферментативными процессами, и поэтому вернее всего будет выразиться с точки зрения биолого-химической, что Ж. есть брожение. Чем отличаются живые существа от мира неодушевленных предметов? Со стороны бросается в глаза то, что все живое состоит из клетки или клеточных образований, снабженных в большинстве случаев протоплазмой, оболочкой и внутри ядром. Клетки эти дифференцируются, складываются в разнообразные ткани и органы, взаимно связанные между собой как путем кровеносных сосудов, так и нервов. При всем дифференцировании сложных животных тел на ткани и органы с различными функциями, с целью более совершенного выполнения их, все части тела все же солидарно связаны между собой кровью и нервной системой в видах объединения их совокупной деятельности, направленной к сохранению анатомической и физиологической целости организма. При этом форма, взаимное расположение и сложение как отдельных органов, так и всего тела, в общем, представляют для животных одного и того же рода один и тот же в основных чертах постоянный тип. Относительно химического состава живых образований следует указать, что они выстроены из сложных углеродистых органических соединений, состоящих из 3-4-5 и даже более простых элементов, среди которых азотистые соединения занимают первое место; в общем в состав животных тел входит всего только 12 простых элементов: углерод, кислород, водород, азот, сера, фосфор, хлор, калий, натрий, кальций, магний и железо. К ним следует прибавить в самых небольших количествах еще кремний, фтор, йод и бром, в особенности в растительных организмах. Таким образом, постоянной составной частью живых образований служит всего 1 /5 всех известных нам пока простых элементов, которых насчитывается более 60 [Всех простых тел в 1889 г. Менделеев приводит 66. Менее были известны в то время еще 11.]. Эти 12 элементов представляют, следовательно, характерные особенности. Многие из них представляются в газообразном виде и способны давать газообразные соединения вроде углекислоты, аммиака, сероводорода и т. д. Все обладают более легким удельным весом и, следовательно, большей подвижностью атомов; соединения их легко растворимы в воде; все — плохие проводники тепла и электричества и обладают высоким запасом теплоты. Этими перечисленными особенностями данных элементов обуславливаются многие типические черты жизненных функций, как-то: обмен веществ, основанный на подвижности, нестойкости сложных органических соединений, легкое выведение продуктов обмена, сохранение животной теплоты и т. д. Все разнообразие органических соединений, встречающихся в живых образованиях, сводится к разнообразнейшему сочетанию этих элементов по 3-4-5 и в различных пайных количествах. Со стороны своего состава, как видели раньше, живые существа беспрерывно меняются, живая протоплазма беспрерывно разрушается, в особенности во время функций, и вновь созидается. Продукты обмена выводятся наружу (выделения), новые вещества вводятся и усваиваются (питание). Среди поглощаемых живыми образованиями веществ извне поглощение кислорода, необходимого для жизни, стоит на первом месте и вместе с выделением углекислоты обособляется в особую важную функцию дыхания. Кислород нужен не для прямых окислений, а для восстановления разрушенных частиц протоплазмы; он переходит в интрамолекулярный кислород, который тратится при взрывчатом разложении вещества в живом теле в форме углекислоты. Пфлюгер считает, что этот фиксируемый тканями кислород как бы заводит часы Ж. Вечный обмен веществ, поддерживаемый во время Ж. между живым существом и окружающей его средой, является главным отличием между живыми и безжизненными образованиями. Что касается деятельности, то живые тела отличаются тем, что поводы или толчки к деятельности кроются как бы в них самих, что выражается способностью к самовозбуждению, к самодеятельности и произвольности. Они развиваются путем превращения клеточных образований по плану, как бы данному внутри самого организма, они размножаются, давая из себя отпрыски или почки, развивая семя и яйца; они заключают в себе внутреннюю питательную среду, пропитывающую их (растения и низшие организмы) или циркулирующую в особых сосудах кровеносных и лимфатических (кровь и лимфа). Лимфа и кровь составляют внутреннюю среду, в которой живут тканевые элементы и гарантирующую им на время независимость от окружающей среды. Они обладают чувствительностью, многие — способностью к передвижениям непроизвольным и произвольным. Все живые существа проходят через известный цикл различных стадий превращений, через различные возрасты для того, чтобы под конец погибнуть. Все рожденное уже приговорено с момента первой зари Ж. — к смерти. Таков неумолимый закон Ж. После смерти все живое подвергается разрушительному действию физико-химических сил природы и подвергается гниению и тлению, переводящим составные части животного или растительного трупа в элементы неорганической мертвой природы. В противоположность всему этому безжизненные тела бывают или аморфны, или кристаллической формы, большей частью ограниченными прямолинейными поверхностями. По составу бывают большей частью двухэлементными или 2+2 и т. д. В них протекают процессы разрушения, выветривания под влиянием внешних условий, но нет вовсе противоположных процессов созидания, размножения; растут они не под влиянием внутренних им присущих сил развития, а наложения снаружи химически подобных им частиц вещества, как, например, кристаллы льда, застывающие на окнах; они не обладают никакими органами, а следовательно, не размножаются, лишены кровообращения, чувствительности, движения и т. д. Что касается отличия между Ж. животных и растений, то оно касается только некоторых функциональных сторон Ж., но не подрывает общих основ жизненных функций, о коих речь была выше. Растения суть по преимуществу живые механизмы синтеза веществ, созидания и в несравненно более слабой степени орудия разложения или анализа; вследствие этого они развивают во время Ж. малое количество живых сил, т. е. образуют лишь самую ничтожную степень тепла, представляют почти полное отсутствие активных движений, отсутствие сознательной чувствительности и всяких проблесков психической деятельности; понятно, что вещества, усваиваемые ими из почвы и воздуха, должны, накопляясь в растениях и превращаясь созидающими силами их клеток в живое клеточное вещество, идти беспрерывно на рост их и на размножение. Характеристичной особенностью растений и служит беспрерывный рост их во время Ж., периодически задерживаемый и усиливаемый сообразно с временами года, с периодическими сменами холода и тепла. Единственным актом в Ж. растений, во время которого деятельно развиваются живые силы, это акт размножения, т. е. цветения и образования плодов, который и сопровождается усиленным газообменом и произведением тепла. В этом как раз периоде происходят особенно деятельно в растениях и процессы взрывчатого разложения, разрушения клеточного вещества, служащие источником развития живых сил, необходимых для осуществления высшего назначения растения — его размножения. Прорастание семян, как акт в высшей степени деятельный в Ж. растений, также сопровождается деятельным обменом не только в синтетическом направлении, но и в аналитическом, вследствие чего он и сопровождается, как известно, сильным развитием тепла. Таким образом в растениях мы встречаемся с более или менее резко выраженными превращениями и разложениями клеточной протоплазмы только в наиболее деятельных фазах Ж. Вот почему акт цветения истощает большинство растений, замедляет в них вегетативные процессы и служит нередко финалом их Ж. Если аналитические функции растительной протоплазмы крайне слабы сравнительно с таковыми же функциями животной клеточной протоплазмы, то дело как раз стоит наоборот относительно синтетических свойств ее. Эти последние изумительны в растительной протоплазме, так как она из простейших неорганических соединений, забираемых ею извне, т. е. углекислоты воздуха, азотных солей почвы и т. д., рождает живую клеточную протоплазму, не имеющую ничего общего с ними, тогда как животная протоплазма способна создавать себе подобное вещество только из готовых, сложных органических соединений, стоящих со стороны своего элементарного состава очень близко к веществам, из которых выстроены сами живые клетки. С общей точки зрения для теории Ж. несравненно больший интерес представляет синтетическая деятельность растительных клеток, представляющая одну из величайших тайн. И в Ж. животных организмов различают так называемые растительные процессы, или явления растительной Ж., от процессов животных, или явлений животной Ж. К первым относят процессы питания, дыхания, обмена веществ, роста и размножения, общие как растительным, так и животным индивидуумам; ко вторым же — явления преимущественно свойственные животным, каковы — область движений, чувств, психических отправлений с венцом их — сознанием и волей. Хотя и среди растений мы встречаем такие, которые обнаруживают видимую чувствительность к внешним раздражениям и способность к движению (например, мимоза, мухоловка и т. д.), но ближайшее знакомство с предметом показало, что явления эти не имеют ничего общего с нервными животными актами. Таким образом, растительной Ж. организмов поддерживается их анатомическая и физиологическая целость, а также гарантируется и продолжение рода, тогда как животная Ж. лежит в основе отношений организмов как между собой, так и со всей остальной окружающей их средой. Впрочем, это подразделение Ж. животных на растительную и собственно животную Ж. не выдерживает строгой критики, так как в сложных, более совершенных организмах чувствующие и двигательные акты принимают самое деятельное участие в явлениях питания, обмена веществ и размножения, и последние немыслимы без первых.

Кроме того, различают три формы Ж.: форму скрытую, колеблющуюся и постоянную. В первой отсутствуют все жизненные проявления, но элементы еще жизнеспособны и, попадая в соответственные условия света, тепла, влажности и т. д., начинают жить нормальной Ж. Сюда относится мир многих низших организмов — коловраток, колпод, тардиград, многих бактерий, кокков, и, наконец, растительные семена. В сухом виде, в сухой среде они могут хранить в себе Ж. в скрытой форме многие годы и не терять жизнеспособности. Принимали даже, что зерна хлебные, пролежавшие в египетских гробницах в течение 2-3 тысячелетий, не теряют способности к произрастанию. Во всяком случае, живучесть некоторых сохраняется десятками, а иногда и сотнями лет. Форма Ж. колеблющаяся есть та, образцом которой может служить лучше всего Ж. растительного царства — всем известно в какой резкой зависимости находится она от внешних условий, в особенности t°, влажности, света и т. д. Каждому известно, как все растительное царство замирает в течение холодных осенних и зимних месяцев и развертывается с первыми теплыми лучами весеннего солнца. Многие животные, склонные к зимней спячке, во время которой резко ослабляются все жизненные функции, например сурки, медведи, летучие мыши, лягушки и т. д., служат также образцом этой зависимости Ж. от внешних условий. Все эти факты как скрытой, так и колеблющейся формы Ж. ясно доказывают, что Ж. является частным выражением круговращения материи и сил природы в условиях, данных живыми организмами, имеющими свой modus faciendi в деле переработки и превращения как сил, так и материи. Форма Ж. постоянная, как бы независимая от колебаний в окружающих организм условиях и к которой принадлежат все высшие классы животного царства, с человеком во главе, обуславливается существованием внутри организмов внутренней питательной и согревающей среды крови и лимфы и внутренних регуляторных нервных механизмов, отстаивающих status quo организма в течение более или менее долгого времени, вопреки резким колебаниям окружающих условий. По истощении этой внутренней среды и расстройстве нервных регуляций, форма постоянной Ж. исчезает и зависимость Ж. от окружающих условий начинает резко выплывать. Заканчивая этот очерк, можно сказать, что Ж. есть продукт взаимодействия внешних условий среды и внутренних условий, данных самим организмом.

Ср. Тревиранус, » Biologie » (1802-22); Шульц-Шульценштейн, » Die Verjungung d. menschlichen Lebens » (1850); Молешотт, » Der Kreislauf des Lebens » (1875); Фихте, » Anweisung zu einem seligen Leben » (1806); Краузе, » Die reine Lebenslehre zur Begründung der Lebenskunstwissenschaft » (1843); Юнг, » Das Geheimniss der Lebenskunst » (1858); Прейер, » Ueber die Erforschung d. Lebens » (1873); Л. Попов (Эльпе), «Ж. как движение»; Тарханов, «Жизнь как брожение» («Вестник Европы», 1886); его же, «Долголетие животных, растений и людей» («Вестник Европы», 1890-91); Клод Бернар, «Общая физиология. Явления общие животным и растениям» и статьи Пфлюгера по общей физиологии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *