следы жизни были обнаружены грамматическая основа

Следы жизни были обнаружены грамматическая основа

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) появление стало (предложение 1)

2) проблема возникновения жизни (предложение 2)

3) следы жизни обнаружены (предложение 3)

4) имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)

5) они безжизненны (предложение 5)

Неверно, подлежащему “появление” не хватает сказуемого “стало” — этот глагол не самодостаточен в этом предложении, ему необходимо смысловое дополнение “вершиной”. Правильная грамматическая основа: “появление стало вершиной”.

Неверно. Во-первых, для подлежащего в этом предложении достаточно одного слова — “проблема” (проблема (какая?) возникновения — это определение, возникновения (чего?) жизни — это дополнение). Во-вторых, сказуемое здесь составное именное с опущенным глаголом — “не решена”. Правильная грамматическая основа: “проблема не решена”.

Неверно, подлежащему “следы” не нужно смысловое продолжение “жизни”. Следы (какие?) жизни — это определение. Сказуемое указано верно. Правильная грамматическая основа: “следы обнаружены”.

Верно, у однородных подлежащих “атмосфера” и “гидросфера” есть одно действие — “имелись”.

Верно, перед нами двусоставная грамматическая основа (и с подлежащим, и со сказуемым), у которой сказуемое — составное именное (краткое прилагательное “безжизненны”) с опущенным глаголом-связкой (=“они есть безжизненны”).

Ответ: 45
2 1 6 8 1 1 6

Источник

Вариант ОГЭ по русскому языку

Демоверсия 2020 ОГЭ по русскому языку значительно изменилась по сравнению с прошлым годом. Количество заданий в тестовой части уменьшилось. Зато они стали сложнее. Это касается заданий по блокам «Орфография», «Пунктуация» и «Синтаксис». Раньше нужно было вспомнить два-три правила из каждого раздела. Теперь же задания проверяют знание всей программы школьного курса русского языка.

Давайте прорешаем вариант ОГЭ по русскому языку. Начнем с задания 2, так как задание 1 – изложение.

2. Синтаксический анализ.

(1) Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живем мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2) Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3) Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4) Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5) А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

В первом варианте ответа неверно указано сказуемое. В первом предложении составное именное сказуемое – появление стало вершиной эволюции.

Во втором номере не указано сказуемое и неверно выделено подлежащее. Грамматическая основа второго предложения – «проблема не решена».

В третьем варианте ответа не указали глагол «были», который является частью составного глагольного сказуемого. И «жизни» будет дополнением. Основа – «следы были обнаружены».

В четвертом варианте ответа верно указана одна из основ предложения. Этот ответ верный.

В пятом ответе также ошибок в определении грамматической основы части предложения нет.

Переходим к третьему заданию.

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В Александрии работало немало выдающихся учёных (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля – шар (9) вращающийся вокруг Солнца.

Выделим для начала грамматические основы. Подумаем, чем осложнено предложение. Находим причастные обороты: «сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью», «написавший 13 томов «Начал» геометрии», «почти за две тысячи лет до Коперника установивший», «вращающийся вокруг Солнца». Выпишем цифры на месте запятых, обособляющих причастный оборот: 3456789

Цифра на месте запятой 1 разделяет части сложного предложения. Выпишем и ее.

Четвертое задание проверяет знание темы «Словосочетание».

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Чтобы получилось согласование, нам нужно существительное и прилагательное. Главное слово в словосочетании «цель жизни» будет «цель». Его оставляем неизменным. А из «жизни» сделаем прилагательное. Получается «жизненная цель».

Ответ: жизненная цель

Следующее задание по блоку «Орфография».

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

Подвох тут кроется именно в формулировках. Первый вариант – верный. Действительно, в приставках перед глухими согласными пишем «С».

Второй вариант ошибочный, так как «подведены» это краткое причастие, а не краткое прилагательное.

В четвертом варианте подвох в том, что «задача» — это существительное первого склонения, а не третьего.

Пятый вариант правильный.

Выписываем ответ: 15

Далее будут задания по тексту.

Прочитайте текст и выполните задания 6-9.

* Леонид Пантелеев (1908–1987) – русский советский писатель, журналист.

Задание 6 направлено на понимание текста.

6. Анализ содержания текста

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Сверим с текстом все утверждения. Первый вариант ответа правильный (предложение 57).

Второй вариант ответа также подходит (предложения 42-48).

Третье высказывание неверное, по смыслу оно противоречит второму утверждению.

Четвертый вариант ответа правильный. Читаем предложения 50-51.

Пятое утверждение неверное (предложения 56-60).

7. Анализ средств выразительности

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

Вспоминаем, что такое эпитет. Это яркое, выразительное определение. В первом предложении находим «страшные весла». В четвертом высказывании – «смертельный ужас», «заклятая работа». Это эпитеты.

Выписываем ответ: 14

Переходим к последнему заданию тестовой части.

8. Лексический анализ

Найдите в тексте синонимы к слову ЯЛИК (предложение 16). Выпишите один из этих синонимов.
Для этого задания нам надо знать, что такое синонимы и антонимы. Вспоминаем, что синонимы – это слова, разные по написанию и близкие по смыслу. Синонимами являются слова, как правило, одной и той же части речи.
Ялик – это существительное. Значит, нам тоже нужно найти существительное. Читаем контекст слова, чтобы определить значение «ялика»: «Не успел наш ялик отойти и на сотню метров от берега, случилось то, чего, казалось бы, уж никак нельзя было ожидать в этот солнечный, безмятежно спокойный летний день». Понимаем, что речь идет о каком-то плавучем средстве. Находим в предложении 25 синоним: «лодка».

Итак, все тестовые задания мы решили. Остается последняя часть экзамена – сочинение.

Источник

РУСТЬЮТОРС

следы жизни были обнаружены грамматическая основа

следы жизни были обнаружены грамматическая основа

следы жизни были обнаружены грамматическая основа

следы жизни были обнаружены грамматическая основа

следы жизни были обнаружены грамматическая основа

следы жизни были обнаружены грамматическая основа

следы жизни были обнаружены грамматическая основа

следы жизни были обнаружены грамматическая основа

следы жизни были обнаружены грамматическая основа

Синтаксический анализ предложения. Задание 2 ОГЭ по русскому языку

Правила, которые необходимо знать для решения задания 2 ОГЭ по русскому языку.

Рекомендуем посмотреть следующие разделы:

Содержание:

↑ Формулировка задания 2 ОГЭ 2020

(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) появление стало (предложение 1)
2) проблема возникновения жизни (предложение 2)
3) следы жизни обнаружены (предложение 3)
4) имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)
5) они безжизненны (предложение 5)

↑ Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Грамматическая основа – это главные члены предложения. Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого (или только одного из главных членов предложения).

Подлежащее – то, о чем говорится в предложении.

Сказуемое – это что говорится о подлежащем в предложении.

Подлежащее и сказуемое могут быть выражены любой частью речи.

↑ Подлежащее

1. Сущ. в И.п. + С + сущ в Т.п. (кто с кем, что с чем)

Пример:
Брат с сестрой шли по дороге. (сказуемое должно быть во мн.ч)
. Брат с сестрой шел по дороге. (в этом предложении подлежащее – брат)

2. Числ (сущ.) + сущ. в Р.п. (количество деятелей)

Слова много, мало, несколько, большинство входят в подлежащее.

Примеры:
Пять тетрадей лежало на столе.
Двое ребят шли по дороге.
Часть группы осталась в стороне.
Много ребят пришло в аудиторию.

3. Слово в И.п. + ИЗ +слово в Р.п. (кто-то из кого-то, что-то из чего-то; часть целого)

Примеры:
Двое из нас пришли.
Трое из ребят остались.

4. Начало, середина, конец + сущ. (значение фазы)

Пример:
Наступило начало сентября.

5. Фразеологизм (устойчивое неделимое словосочетание) или метафора.

Примеры:
Белые мухи летали в воздухе. (белые мухи=метафора снежинок)
На небе расстилался млечный путь.

6. Неопределенное местоимение от …кто …что +имя

Пример:
Что-то неприятное было в его облике.

↑ Сказуемое

1. Простое глагольное сказуемое (ПГС)
2. Составное
-именное сказуемое (СИС)
-глагольное сказуемое (СГС)

ПГС может быть выражено 1 словом или несколькими словами.

1. Глаголом в любом наклонении (условном, изъявительном и повелительном) и времени (настоящем, прошедшем и будущем).
Он пришел. Он идет. Он будет идти. Он пойдет. Пусть он идет. Они пришел бы. (Все частицы, образующие наклонения и время входят в состав ПГС.)

2. Инфинитивом (начальной формой глагола).
Курить – здоровью вредить.

3. Глагольным междометием (бац, хвать, толк, прыг).
Она прыг да скок.

4. Фразеологизмом (неделимым словосочетанием).
Фразеологизм можно заменить на одно слово. Он бил баклуши= ленился.

5. Глаголом + модальной частицей (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)

Частицы : либо образуют форму слова (повелительное наклонение глагола, сослагательное наклонение (бы, б), либо добавляют оттенок значения.

СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ (в состав входит глагол связка)

СГС (составное глагольное сказуемое) = глагол-связка + инфинитив

Способы выражения глагола-связки:

1) Глаголы со значением «начало«, «продолжение«, «конец действия«.
Я начал читать. Я продолжил читать. Я закончил читать.

2) Модальные глаголы = отношение к действию (хочу, могу, желаю, люблю, ненавижу и др).
Я люблю петь. Я хочу есть. Мне нравится гулять.

3) Словами можно, нужно, надо и т.д
Можно выйти? Нужно верить.

Примечание:
Инфинитив не всегда входит в состав сказуемого. Он может являться второстепенным членом предложения.

Ситуации, при которых инфинитив не входит в состав сказуемого:

1. Инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц.
Они просили ее спеть. (они просили, а действие «спеть» совершает другой деятель)
Доктора запретили курить.

2. Инфинитив относится к глаголу движения.
Он пришел посмотреть фильм. (посмотреть – обстоятельство цели)

3. К инфинитиву можно задать вопрос «КАКОЙ?» В таких случаях инфинитив относится к подлежащему, а не к сказуемому.
Желание гулять посетило его только сейчас.

СИС (составное именное сказуемое) = глагол связка+ имя (сущ, числ, прил. )

Способ выражения глагола-связки:

1. Бытийные глаголы (быть, становиться, делаться, казаться, являться, бывать, называться и т.д.)
2. Глагол движения в бытийном значении (можно заменить на был, казался)

1. Обратите внимание на то, что в настоящем времени связка может отсутствовать:
Он врач. (составное именное)

2. Различайте БЫТЬ в роли связки и БЫТЬ в роли глагола в значении «находиться, существовать».

. Он был здесь вчера. (=присутствовал)
Быть = связка, Он был умным.
Быть=существовать. Он был здесь.

↑ Второстепенные члены предложения

К второстепенным членам предложения относятся:

Обособленным может быть любой второстепенный член предложения.
Обособленное определение (часто так называют причастный оборот, но не только его.)
Обособленным определением может быть и одиночное прилагательное.

Обособленное обстоятельство (так часто называют деепричастный оборот, однако может выражено и другими частями речи)

↑ Двусоставные и односоставные предложения

Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть и подлежащее, и сказуемое.

Односоставные предложения – это такие предложения, в которых есть только подлежащее или только сказуемое.

Односоставные предложения делятся на:

1. Определенно-личные (в таких предложениях нет подлежащего, но вместо него можно подставить Я,МЫ,ТЫ,ВЫ)
Хожу по городу, ничего не замечаю.

2. Неопределенно-личные (нет подлежащего, но вместо него можно подставить ОНИ)
Ходят тут, смотрят.

3. Обобщенно-личные (нет подлежащего. Как правило, это пословицы и поговорки)
Цыплят по осени считают.

Односоставные предложения могут входить в состав сложного предложения.

[Ночь], и [всем стало так спокойно].

↑ Полные и неполные предложения

Неполные предложения – это такие предложения, в которых может быть пропущен любой член предложения. Его, как правило, можно восстановить из контекста.

Отличие между неполными и односоставными заключается в том, что односоставные не требуют восстановления.

↑ Простое осложненное предложение

↑ Сложное предложение

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – предложения с 2 или более грамматическими основами.
Сложне предложения делятся на:
Сложносочиненные предложения (ССП)
Сложноподчиненные предложения (СПП)
Сложные бессоюзные предложения (БСП)

↑ Сложносочиненное предложение

↑ Сложноподчиненное предложение

Придаточное предложение может находиться до/после главного или может разрывать главное предложение.

В СПП между частями бывают не только союзы, но и союзные слова (похожи на союз, но являются членами предложения)

На союзное слово падает интонационное ударение, к союзному слову чаще всего можно задать вопрос.

Сравните:
Я увидел, что на улице светит солнце. (что – союз)
Я узнал, кто ворует мои конфеты. (кто – союзное слово, подлежащее)

СПП с несколькими придаточными

1. Однородное подчинение придаточных (от одного слова в главной части задается одинаковый вопрос к придаточным)

[Я заметил], ЧТО? (что на улице светит солнце) и ЧТО? (поют птицы).

[Я заметил], ЧТО? (что на улице светит солнце), ЧТО? (поют птицы).

[Я увидел дом], КАКОЙ?(который стоял на месте), (КАКОМ?) (где раньше росли черемухи_.

3. Параллельное подчинение придаточных (неоднородное)

(Когда я был маленьким)КОГДА?,[ я верил], ВО ЧТО? (что дед Мороз существует).

↑ Бессоюзное сложное предложение

Смысловые отношения между частями БСП:

ЗАПЯТАЯ:
Между частями БСП отношения одновременности, последовательности. (можно подставить И)

↑ Способы передачи чужой речи

1. При помощи прямой речи
2. При помощи косвенной речи

Прямая речь – дословное воспроизведение чужого высказывания.

Прямая речь может стоять до, после или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон.

Косвенная речь – пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения без сохранения всех особенностей речи говорящего.

В косвенной речи все личные местоимения употребляются с точки зрения автора пересказа. (В косвенной речи не используется местоимения в 1 лице; обращения, междометия и др. опускаются.)

Диалог оформляется двумя способами:

Каждая реплика дается с новой строки, перед каждой репликой ставится тире
— Ты придешь?
— Не знаю.

Реплики следуют в строку:
«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин).

Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.

Цитаты оформляются как прямая речь или как продолжение предложения.

1. Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью:
Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».

Цитата может быть приведена не с начала предложения:
Писарев писал: «. красота языка заключается в его ясности и выразительности».
«. Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.

3. Если автор или редактор подчеркивает в цитате отдельные слова, это оговаривается в скобках с указанием инициалов автора или слова Ред. — редактор:
(подчеркнуто нами. — Е. Л.) или (курсив наш. — Ред.).

4. Если автор вставляет в цитату свой пояснительный текст, то он помещается в прямых скобках:
«Он [Пушкин], — писал Гоголь, — при самом начале своем уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа».

Цитата как продолжение предложения

Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста:
Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин).
Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк:

Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Источник

Задание OR0222T

(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) появление стало (предложение 1)

2) проблема возникновения жизни (предложение 2)

3) следы жизни обнаружены (предложение 3)

4) имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)

5) они безжизненны (предложение 5)

📜Теория для решения:

Решение

1) появление стало (предложение 1) – грамматическая основа определена НЕВЕРНО. Выделим все грамматические основы, которые есть в 1-ом предложении: «Уникальность (подлежащее) нашей планеты заключается (сказуемое) прежде всего в том, что на ней живём (сказуемое) мы (подлежащее) – разумные люди, появление (подлежащее) которых стало вершиной эволюции (составное именное сказуемое)».

Правильная грамматическая основа одной из частей: «появление стало вершиной эволюции». Мы не можем выделить в качестве сказуемого только глагол «стало», так как в этом предложении ему необходимо смысловое дополнение.

2) проблема возникновения жизни (предложение 2) – грамматическая основа определена НЕВЕРНО, так как не указано сказуемое и неправильно выделено подлежащее. Выделим грамматическую основу во 2-ом предложении: «Сама же проблема (подлежащее) возникновения жизни до сих пор не решена (сказуемое)». Правильно: «проблема не решена».

3) следы жизни обнаружены (предложение 3) – грамматическая основа определена НЕВЕРНО, так как «жизни» – это дополнение; опущен глагол «были», который является частью составного глагольного сказуемого. Посмотрим: «Следы (подлежащее) жизни были обнаружены (составное глагольное сказуемое) в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет». Правильно: «следы были обнаружены». Правильно: «следы были обнаружены».

4) имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4) – одна из грамматических основ предложения 4 определена ВЕРНО: «Иными словами, около миллиарда лет жизнь (подлежащее) на планете уже существовала (сказуемое), имелись (сказуемое) атмосфера и гидросфера (однородные подлежащие)».

5) они безжизненны (предложение 5) – одна из грамматических основ предложения 4 определена ВЕРНО: «А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс (однородные подлежащие) похожи (сказуемое) на планету Земля, но, в отличие от неё, они (подлежащее) безжизненны (сказуемое)».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *