след сонная лощина актеры
Сонная Лощина
«Сонная Лощина» (англ. Sleepy Hollow, надм. «Дремлющая пустота») — готический фильм ужасов Тима Бёртона очень сильно по мотивам классической новеллы Вашингтона Ирвинга, один из наиболее ярких представителей недолговечной эпохи хоррор-блокбастеров.
Идея экранизировать классику «страшного рассказа» принадлежала мастеру по спецэффектам и режиссёру нескольких эпизодов «Баек из склепа» Кевину Ягеру, который с 1993 года разрабатывал её вместе с Эндрю Кевином Уокером, известным по знаменитому триллеру «Семь». Именно этим двоим принадлежит идея превратить долговязого школьного учителя из Коннектикута в нью-йоркского констебля. Согласно изначальному замыслу предполагалось снять не слишком дорогой слэшер, в котором убийства происходили бы примерно каждые пять минут, но времена на дворе стояли уже не те, и студийные боссы ответили в духе «Концепт — отстой, сын мой, но идея хороша!». Дабы развить её в нужном направлении, бюджет повысили, Ягера понизили (с постановщика до мастера по спецэффектам), а в режиссёрское кресло усадили отжигавшего все девяностые Тима Бёртона, который радостно ухватился за возможность снять, наконец, полноценный ужастик, отдав дань уважения готическим картинам Марио Бавы, Джеймса Уэйла, Роджера Кормана и студии «Хаммер», что вдохновляли его с детства.
Содержание
Сюжет [ править ]
« | Не ищите ад в другом мире. Он — в нас, и только мы способны его преодолеть. | » |
— Икабод Крейн |
Конец 1799 года. Нью-Йорк на пороге нового столетия представлял собой мрачную клоаку, где царили грязь и беспредел, насаждаемые не столько уличными головорезами, сколько стражами закона, которые вязали и приговаривали за преступления любого бродягу, который казался им подозрительным. Единственным, кто пытался по-настоящему вести следствие, используя последние достижения науки, был молодой констебль Икабод Крейн, свято верящий в торжество разума и прогресса. Дабы избавиться от нахального выскочки, власти отправили его в деревушку под названием Сонная Лощина, где кто-то совершенно безбашенный повадился сносить головы жителям. Прибыв на место со своим верным чемоданчиком, полным диковинных инструментов, Икабод узнал от старейшин, что убийства совершает призрак кровожадного гессенского наёмника, обезглавленного в этих краях во время войны за Независимость.
«Настало время о%уительных историй!» — подумал Икабод, с трудом сдерживая смех, и деловито принялся выяснять, какой собаке вздумалось изображать Стэплтона за сто с лишним лет до выхода повести Конан Дойля. Узрев Всадника в деле, он, впрочем, быстренько растерял весь свой скептицизм, но от первоначальной догадки не отказался — за потусторонним мочиловом определённо стояло заинтересованное лицо из плоти и крови, с которым Икабоду предстояло разобраться. А заодно и со своими чувствами к дочке деревенского головы Балтуса Ван Тассела, прелестной белокурой Катрине, которая вызвалась помогать ему в расследовании вместе с юным Мэсбетом, чей отец стал одной из жертв Всадника, и таинственной ведьмой, живущей в лесу…
Персонажи [ править ]
Что тут есть [ править ]
Юный Мэсбет: Он мёртв? Икабод: В том-то и проблема. Он был мёртв с самого начала.
Как снималась «Сонная лощина»
Одному из самых стильных и готических фильмов Тима Бёртона исполнилось 20 лет. В 1999-м, в год премьеры, «Сонную лощину» хвалили за потрясающие визуальные решения и ругали за скомканный сюжет. Сейчас многие воспринимают картину как чарующий, очень «бёртоновский» лёгкий детективный ужастик.
На самом же деле «Лощина» — прямая наследница золотой эпохи фильмов ужасов. В честь юбилея сдуем пыль со страниц архивов, изучим истоки легенды о Сонной лощине, повспоминаем байки со съёмочной площадки и посмотрим, почему фильм получился таким, каким мы его любим.
Легенда Сонной лощины
На создание «Сонной лощины» Бёртона вдохновила одноимённая повесть Вашингтона Ирвинга, вышедшая в 1820 году. Её герой, долговязый, нескладный и крайне суеверный учитель из Коннектикута Икабод Крейн, приезжает в голландское поселение Сонная Лощина близ Тарритауна (ныне часть Нью-Йорка). Там он ввязывается в соперничество за руку и сердце юной красотки Катрины, дочери и единственной наследницы богатого фермера Балтуса ван Тассела. Его противник — бравый парень и местный заводила Авраам ван Брант, известный под прозвищем Бром Бонсом.
Как-то осенним вечером, возвращаясь с удачной, по его мнению, вечеринки у ван Тасселов, Икабод встречает ужасного безголового всадника. Незадачливый жених дает стрекача и таинственным образом исчезает из Сонной Лощины. А Катрина выходит замуж за ван Бранта, который как будто бы знает секрет всадника без головы.
Гравюра-иллюстрация к повести Ирвинга, 1876 год
Сложно сказать, откуда Ирвинг почерпнул сюжет повести. Возможно, путешествуя по Европе, он услышал немецкую народную сказку о Диком охотнике — историю с похожими мотивами. Но, скорее всего, сюжет пришёл к писателю, когда тот с семьёй недолго жил в Тарритауне. В конце XVIII века в диаспоре голландских американцев ходила легенда о гессенском кавалеристе, немецком наёмнике времен Войны за независимость. Бедняге снесло голову пушечным ядром, и с тех пор тёмными ночами он скачет по лесам и дорогам в поисках своей головы.
Легенда могла иметь под собой историческую почву — похожий случай упоминается в мемуарах ветерана Войны за независимость, генерал-майора Уильяма Хита. Он пишет, что 1 ноября 1779 года во время битвы в десяти милях от Тарритауна одному гессенскому солдату оторвало голову пушечным выстрелом.
Дословную экранизацию «Сонной лощины» студия Disney сняла еще в 1946 году. Ни убавишь, ни прибавишь!
Именно изначальная мрачная легенда и приглянулась Тиму Бёртону. Повесть в ироничном ключе высмеивает мещанство и суеверия: Икабод Крейн в ней несимпатичный глуповатый обжора, желающий не столько жениться на прекрасной Катрин ван Тассель, сколько завладеть богатыми закромами её отца. Всадник без головы тут выступает в роли злой шутки, призванной проучить зарвавшегося и суеверного учителя. Конечно, Бёртону было неинтересно морализаторство прошлого века. А вот история безголового кавалериста — вполне.
Старые новые ужасы
К моменту съёмок «Сонной лощины» «главный гот Голливуда» слегка подрастерял форму. За предыдущие годы он снял откровенно фестивальный проект для души — биографию легендарного режиссера Эда Вуда — и блистательный «Марс атакует!», лишенный, однако, фирменного бёртоновского флёра. «Сонной лощиной» Бёртон снова хотел заявить о себе как о мастере-рассказчике страшных историй. Он решил снять фильм, достойный классических ужасов студий Universal и Hammer.
Когда мы слышим, что фильм снял Тим Бёртон, мы редко задумываемся, кто ещё стоял по ту сторону камеры. Большой вклад в «Сонную лощину» внёс мексиканский оператор Эммануэль Любецки, позднее удостоившийся «Оскаров» за работу над «Гравитацией» и «Бёрдменом». Он же предложил ряд удачных идей: например, делать акцент в кадре на мелочах, как бытовых, так и мистических.
«Лощина» могла быть черно-белой…
…но, к счастью, не стала
Сначала Бёртон и Любецки хотели сделать «Лощину» чёрно-белой и снимать в старом киноформате 1.37:1. Но задумка не оправдала себя на тестах, так что палитру фильма просто сделали максимально монохромной. Его снимали через голубой фильтр, чтобы усилить «волшебную» атмосферу и подчеркнуть красный цвет крови. Снимая «Лощину», Любецки ориентировался на мексиканские хорроры и позаимствовал из них некоторые световые решения.
Бёртон же вдохновлялся готическими хоррорами итальянского кинорежиссера 1960-х Марио Бавы. Под влиянием его фильмов он внёс важную коррективу в сценарий: Икабод Крейн из учителя превратился в нью-йоркского детектива. Сценарный «скелет» нового фильма Бёртон позаимствовал у одного из фильмов Бавы — «Операция „Страх“». Там в деревню, на которую наводит ужас злой призрак маленькой девочки, приезжает студент-медик и начинает расследование, а деревенская ведьма пытается ему помочь. Не удержался Бёртон и от сцены-оммажа: сцена, в которой маленький Икабод видит свою мёртвую мать, с кровавыми ранами на лице от шипов железной девы, в точности цитирует кадры из фильма Бавы «Маска Сатаны».
«Маска Сатаны»: маска «железной девы» и последствия её применения
Красавчик Джонни
Выбор Джонни Деппа на главную роль был молниеносным. К тому времени Бёртон уже дважды поработал с актёром, в «Эдварде Руки-ножницы» и «Эде Вуде». Депп стал его фаворитом — и останется на долгие годы. Студия Paramount настаивала на рассмотрении кандидатур Дэниела Дэй-Льюиса, Лиама Нисона и даже Брэда Питта, но Бёртон настоял на своём.
Икабод мог стать и более комическим персонажем
Депп воодушевленно подошел к роли Икабода — ему давно хотелось сыграть в классическом фильме ужасов. Он посчитал, что герой изображён в сценарии слишком миловидным, и предлагал сделать ему гротескный грим, чтобы приблизить образ Икабода к книжному: огромный нос, большие уши и непропорциональный подбородок. Но у Бёртона было своё видение персонажа. Ему нужен был совсем другой Икабод — симпатичный молодой человек, странноватый, по-юношески застенчивый и истерично пугливый. К тому же Бёртон хотел отразить дух хаммеровских фильмов ужасов и приблизить Икабода к героям Винсента Прайса, Питера Кушинга и Кристофера Ли. В итоге новая трактовка персонажа прекрасно вписалась в мистический хоррор.
Кристофер Ли исполнил эпизодическую роль судьи в самом начале фильма
Деревня за миллион долларов
Для съёмок создатели пытались найти аутентичный городок в исторических местах, где селились голландские иммигранты-пилигримы. План обернулся крахом — во многом из-за творческих амбиций съёмочной группы. В штате Нью-Йорк сохранилось множество построек начала XIX века и живописных лесных массивов, но ни одна локация не передавала атмосферу уединённости и колдовской жути. А полностью полагаться на спецэффекты команда не хотела — нужна была «душа»! За ней пришлось отправиться в Великобританию.
В Букингемшире, в местечке Хэмблден, за четыре месяца и 1,3 миллиона долларов была отстроена старинная деревня. На тот момент это были самые масштабные съёмочные декорации на территории Англии, созданные с нуля. Архитектурный комплекс включал 12 зданий с полной внутренней отделкой и интерьерами. Продакшн-дизайнер Рик Хейнрикс, ответственный за концепты фильма, хотел, чтобы вид домов не только был исторически достоверным, но и внушал зрителю чувство сопричастности к мистической тайне. Вся съёмочная команда и актеры признавались: деревня получилась настолько настоящей, что у них возникало ощущение реальности происходящего.
Пугливый всадник, покрашенный голубь и пожар на мельнице
Съёмки «Лощины» прошли гладко, без скандалов и всяких мистических проклятий, но без курьёзов не обошлось. Многие из них связаны с лошадьми. Кристофер Уокен, исполнивший роль Всадника, несмотря на опыт съёмок в вестернах, боялся ездить верхом. Для некоторых кадров использовали аниматронный макет лошади, а во всех экшен-сценах играл каскадёр Рей Парк, известный по роли Дарта Мола в «Звёздных войнах». Просто отдать роль Рею Парку мешала его недостаточная «звёздность», да и загримированный под исчадье ада Кристофер Уокен был гораздо фактурнее.
Лицом Всадника был зловещий Уокен…
…но в боевых сценах его играл Рей Парк
А вот Депп обошелся без каскадёров. В сцене, где Икабода тащат через лес две лошади, он снялся сам, поддев для страховки специальный защитный костюм под одежду. Единственное, чего актёр боялся, по его словам, — не приспичит ли одной из лошадей справить на него нужду.
Красный кардинал — символ, который проходит через весь фильм. Для крупных планов использовали куклу и не стали мучить птичку
Впечатляющую сцену с пожаром на мельнице снимали в самом большом съёмочном павильоне Британии. Стены ангара, где был построен интерьер мельницы в натуральном масштабе, убрали, чтобы освободить место для камер и службы пожарной безопасности. Несмотря на все предосторожности, кусок горящего дерева ударил по голове актёра Иэна Макдэрмида, и его ненадолго отправили в больницу.
Мельница — ещё одна отсылка к классике киноужасов. Она копирует мельницу из «Франкенштейна»
Наследие студии Hammer
Ещё одна черта, роднящая «Лощину» с классическими хоррор-фильмами, — обилие декоративных мелочей, реквизита и некомпьютерных спецэффектов. Бёртон настоял на том, чтобы графику использовали как можно меньше. Немногие вещи, которые нарисовали с её помощью, — зловещий туман, присутствующий почти во всех кадрах, и голова кошмарного Всадника. «Сонная лощина» стала первой в истории экранизацией легенды о Всаднике без головы, в которой актёру не пришлось ездить с накинутым на голову плащом и распоркой, моделирующей плечи. Рэй Парк снимался в специальной маске с хромакей-эффектом, и его голову просто стерли на постпродакшене.
К отрубленным головам в фильме вообще подошли с большим вниманием. Так, для эффекта их вращения использовался специальный механизм, а с лиц «жертв» делались точные слепки. Майкл Гэмбон, сыгравший купца Балтуса ван Тассела, оставил свою отрубленную голову себе и использовал для розыгрышей после съемок.
«Сонную лощину» мало кто считает самым сильным фильмом Бёртона. Но это отличная страшная сказка, которая не потеряет актуальности и через 50 лет. Пересмотрите «Сонную лощину» в тоскливом ноябре и взгляните на этот чудесный фильм свежим взглядом — как в первый раз.
Смотрите также
Почему Тим Бёртон снимает странные фильмы
Он снимает кино, которое нравится ему самому. Вдохновение он черпает из старых фильмов, ужастиков своего детства, сказок и снов. И получается уникальный мир, узнаваемый с первых кадров.
«Ворон» с Брендоном Ли: мрачная история готического боевика
Этот фильм называли проклятым — лишь бы не признавать, что на съёмках творился бардак. Вспоминаем историю культового готического боевика, вырезанных персонажей (кто-нибудь слышал про Ковбоя-черепа?), и как картину доснимали без главного героя.
Как создавали «Интервью с вампиром»: готика, депрессия и гомоэротизм
Ровно 25 лет назад вышел один из лучших фильмов про вампиров. Рассказываем, как он создавался, кто мог сыграть Лестата и на что намекала Энн Райс.
Сонная лощина
Актерский состав
Среди всех актеров фильма «Сонная лощина», которые принимали участие в этой картине, наиболее успешным был актер Кристофер Уокен, который исполнил в фильме «Сонная лощина» роль главного героя‑всадника без головы. При подборе актеров учитывалась, прежде всего, их харизматичность, так как необходимо было воспроизвести загадочную, мистическую атмосферу 18 века.
Основной актерский состав:
Джонни Депп
Актер Джонни Депп, который выступил в качестве главного констебля Икабода Крейна. Для актера это была не первая роль героя в фильме «Сонная лощина», актер до этого уже имел внушительную фильмографию и особенно запоминающиеся «Эдвард руки-ножницы» и «Эд Вуд». Главные герои очень схожи по способу жизни и прославились как борцы за справедливость, а после этой роли актеру Джонни Деппу стали все больше предлагать роли главных героев с положительными чертами. Успех в данной картине принёс ему не только гонорар, но и новые контракты, а также раскрыл его актерский потенциал.
Кристина Риччи
На роль партнерши Джонни Деппа была утверждена актер Кристина Риччи, которая исполнила роль Катрины Энн Ван Тассел. Кристина с особой ответственностью подошла к исполнению данной роли, она изменила цвет волос и после этого полностью избавилась от образа Венси Аддамс, которую она исполнила в комедии «Семейка Аддамс».
Миранда Ричардсон
Роль Мэри Ван Тассел досталась актеру Миранде Ричардсон, которая раскрылась в качестве драматической актрисы именно в этом фильме. Адреса была утверждена на роль после первых проб, а снималась под прямой проекцией главного режиссёра.
Майкл Гембол
Актер Майкл Гембол получил роль Балтуса Ван Тассела и на протяжении всего фильма он не только поражает зрителей своим обаянием, но и добавляет фильму интриги, роскоши и харизмы.
Каспер Ван Дин
Каспер Ван Дин исполнил роль Брома Ван Бранта. Эта роль стала хорошим стартом для участия в «Звездный десант» и «Звездный десант 3», благодаря которому актер получил мировую славу. Основными характеристиками этого персонажа является сила, власть и обаяние.
Кристофер Ли
Роль судьи исполнил актер Кристофер Ли, также принимали участие Ричард Гриффитс, Майкл Гоф и Мартин Ландау.
Хорошо подобранный актерский состав позволил обеспечить успех, ведь эти актёры не были на пике своей популярности на момент выпуска, а после него каждый из них получил крупные контракты предложение к сотрудничеству.
Интересные факты
Несколько интересных фактов об актерах и съемках фильма.
Некоторыегерои стали заложниками своего образа, например, Кристофер Уокен снимаясь в «Мертвой зона» начал занятие с учениками с того, что порекомендовал детям прочесть книгу «Легенда о сонной лощине», в фильме по мотивам которого он скоро снялся.
Почтився картина снималась в специальном возведенном павильоне.
Декорации,которые использовались для съемок фильма «Сонная лощина» одни из самых крупных в истории кино, но построены они были достаточно быстро — всего за 3 месяца.
Некоторыеактёры фильма «Сонная лощина» для того, чтобы поучаствовать в экранизации книги снимались бесплатно, например, Кристофер Уокен и Мартин Ландау были готовы отказаться от гонорара только для того, чтобы работать с этим режиссером.
Традиция,которая изображена в одном из моментов, возникла в 1840 годах, во время многочисленных миграций на каменной доске вырезали прорези в тыквах, напоминающие лицо.
Киноляпы
Грим актеров фильма «Сонная лощина» был не самого высокого качества, поэтому иногда даже можно заметить искусственные накладки на натуральных зубах актеров.
Магическими свойствами обладает не только главный герой, но и его конь, так как они не единоразово гибнут во время фильма и воскресают.
Очень нелепо смотрится сцена инквизиции над ведьмами, ведь согласно истории такие процессы были прекращены более 100 лет до момента, который изображён в фильме.