скрипач гайк казазян биография
Казазян Гайк Георгиевич
Казазян Гайк Георгиевич | |
Дата рождения: | 1982 |
Место рождения: | Ереван |
Краткая информация: Скрипач, педагог |
Содержание
Биография
Родился в 1982 г. в Ереване.
В 1989 г. поступил в Ереванскую музыкальную школу им. Саят-Новы в класс профессора Левона Зоряна.
В течении 1993-1995 гг. одержал победу на нескольких республиканских конкурсах, стал обладателем Гран-при конкурса «Амадеус-95» и был приглашен в Бельгию и Францию с сольными концертами.
В 1996 г. переехал в Москву. Учился у профессора, народного артиста СССР Э.Д. Грача в школе им. Гнесиных (1996-2000) и Московской консерватории (2000-2006), а также у профессора И. Рашковского в Королевском колледже музыки в Лондоне (2006-2008).
В период учебы 2002-2003 гг. Гайку была назначена стипендия президента РФ, с 2003-2004 стипендия правительства РФ. Брал мастер-классы у таких выдающихся музыкантов, как Ида Гендель, Шломо Минц, Борис Кушнир, Памела Франк.
В период с 1997-2007гг. Гайк становится лауреатом и победителем многих международных конкурсов, среди которых конкурс им. Чайковского в Москве (2002), конкурс им. Венявского в Познани, (2001), им. Жак Тибо и Маргариты Лонг в Париже (2005).
Награжден золотой медалью и призом зрительских симпатий на конкурсе скрипачей в Швейцарии (2004), золотой медалью и призом зрительских симпатий на конкурсе скрипачей в Тонгёнге (Южная Корея, 2007). В 2011 г. побеждает на конкурсе им. Дж. Энеску в Бухаресте. В 2015 году на 15-ом конкурсе им. Чайковского удостоен бронзовой медали.
Педагогическая деятельность
С 2008 г. преподает в Московской консерватории на кафедре скрипки под руководством профессора Э. Д. Грача.
Концертная деятельность
Выступал в Георгиевском зале Кремля перед президентами Б.Н. Ельциным и Ж.Шираком (1997), также в 2010 г. на встрече президентов Д. Медведева и И. Каримова.
С 2002г. является солистом Московской Государственной Академической Филармонии.
Концерты Гайка Казазяна транслируются телеканалами Культура, Mezzo, Брюссельским телевидением, радиостанциями Би-Би-Си и «Орфей».
Участие в международных фестивалях
Выступления в залах
Гастроли
Гастролирует за рубежом:
Сотрудничество
Сотрудничает со многими российскими и зарубежными дирижерами, такими, как
Выступления с симфоническими и камерными оркестрами
Выступал со многими симфоническими и камерными оркестрами, среди которых
Партнёры по сцене
В числе его партнеров по сцене
пианисты
виолончелисты
Альбомы
Исполняет Казазян Гайк (скрипка)
Призы, награды, конкурсы
Лауреат Республиканских, Всероссийских и Международных конкурсов. Среди них:
Гайк Казазян: Скрипка Страдивари – как красивая девушка, к ней нужно найти подход
Скрипач Гайк Казазян уверен, что счастливое детство и усердные занятия музыкой – вещи вполне совместимые. В семь лет он взял в руки свою первую скрипочку, а сейчас его называют одним из самых перспективных молодых музыкантов России. Тем не менее он помнит, как играл в футбол и как катался на велосипеде, и как бегал с соседскими мальчиками на улице. В минувшие выходные он выступил в Ульяновске – совместно с симфоническим оркестром «Губернаторский» музыкант исполнил концерт для скрипки с оркестром Арама Хачатуряна.
– Гайк, какие у вас впечатления от нашего оркестра?
– Вы знаете, я в Ульяновске уже в третий раз, и сейчас особенно чувствуется уровень ваших музыкантов. Оркестр настолько быстро все схватывает, что мы даже особо не мучили друг друга. Просто поработали немного над сложными моментами. Но в целом для такого большого произведения, как концерт Хачатуряна, который идет примерно 35 минут, мы довольно быстро справились. Это значит, что музыканты настолько профессиональны, так чувствуют эту музыку, что им не требуется слишком много времени, чтобы собрать ее воедино.
– Для вас, как солиста, вообще важно найти эту точку соприкосновения с музыкантами?
– Это очень важно. Потому что, если я буду играть в одном настроении, а оркестр в другом, случится музыкальный дисбаланс, которого, конечно, не должно быть.
– Некоторые музыкальные издания называют вас одним из самых перспективных скрипачей своего поколения, а как вы относитесь к такому негласному званию?
– Это не мои слова, поэтому они мне очень приятны. Но они накладывают и определенную ответственность. Для меня важно, что люди видят во мне потенциал, и я, конечно, стараюсь оправдать эти надежды. Но надо сказать, что делать это непросто – для этого надо много и хорошо играть. Потому что даже один неудачный концерт запоминается людям гораздо лучше, чем десять удачных. Они бывают у всех, но лучше стараться, чтобы их не было.
– Вы занялись музыкой в семь лет, и уже через несколько лет вас стали приглашать на сольные концерты во Францию и Бельгию, начались победы в конкурсах. Благодаря чему получился такой быстрый рывок от нуля до серьезного успеха?
– Во-первых, благодаря моему педагогу, у которого я начинал учиться в музыкальной школе в Ереване, Левону Зауряну. Он занимался со мной тщательно и не спеша. Мы старались не «прыгать», а идти шаг за шагом. Я не люблю себя хвалить, но потом, когда начались приглашения на гастроли и появился этот статус «звездного ребенка», нам, конечно, потребовались сложные, виртуозные вещи. К примеру, в пятом классе школы я играл труднейший каприс Паганини. Я справлялся с такими произведениями, но на тот момент это было очень непросто.
– А в семье были музыкальные традиции?
– Музыкантов в нашей семье нет, но традиции, конечно, были и есть. Мой отец очень любит классическую музыку, и можно сказать, что я слушал ее, еще не родившись. В молодости он также увлекался скрипкой и кларнетом, но не занимался ими профессионально. Он вообще очень увлекающийся человек, и мне это тоже передалось от него.
– А скрипку вы сами выбрали или все-таки родители?
– Получилось как-то обоюдно. Мне действительно было очень интересно, поэтому ломать себя не приходилось. Вообще начинать осваивать скрипку очень тяжело. Всем известно, что, например, на фортепиано начинать легче. Но все равно эти трудности меня не останавливали. Я хотел заниматься и занимался.
– Вся ваша семья переехала в Москву, чтобы вы могли заниматься музыкой, это было сложным решением?
– Да, нам действительно пришлось оставить родину. Дело в том, что я получил предложение учиться в Москве, и это, наверное, судьба, но как раз в эти дни в Ереван приехал с концертом мой будущий преподаватель, народный артист СССР Эдуард Грач. Мы подошли к нему, он меня послушал и сказал, что мог бы взять меня в свой класс. Естественно, такой шанс нельзя было упускать и мы переехали в Москву. Это было не так просто, пришлось решать вопрос с жильем и так далее. Но мне было 13 лет, и одного родители меня бы не отпустили, поэтому решение не могло быть другим.
– Чем-то приходилось жертвовать ради музыки? Может быть, пришлось отказаться от каких-то увлечений?
– Я как-то все успевал – и во дворе бегал, и на скрипке играл. Нельзя сказать, что у меня не было детства. И мои родители, и теперь я сам всегда придерживались мнения, что человек должен развиваться гармонично. Я никогда не был фанатиком, целиком погруженным в свое дело, который ничего, кроме скрипки, в этом мире не видит. Мне кажется, это неверный путь: даже если ты будешь технически совершенно играть, не живя нормальной жизнью, не влюбляясь и не страдая, ты не будешь играть по-настоящему. Поэтому я очень люблю бывать с друзьями на природе, гулять по красивым местам, интересуюсь астрономией. Не могу сказать, что есть какое-то конкретное хобби, скорее – всего по чуть-чуть. Стараюсь, кроме скрипки, просто интересоваться жизнью. Впрочем, я убежден, что и в профессии надо постоянно учиться чему-то новому. Потому что оставаться в рамках одного направления и стиля – это неинтересно, и это может привести к тому, что вы будете не стоять на месте, а идти назад. В любом случае надо всегда стремиться искать что-то новое, иначе это будет уже не творчество, а сухая, неинтересная работа, которая очень скоро наскучит.
– Вы сейчас и сами преподаете, вам комфортно в этом амплуа?
– Мне нравится, но скажу честно: я нахожу в этом больше пользы, чем удовольствия. Настоящее наслаждение я получаю, когда играю. Но и в этой работе есть огромная польза – когда ты преподаешь, ты находишь в произведении, которое играет ученик, новые звучания, новые проблемы, и это очень развивает. Это очень полезно.
– При вашем ритме работы удается выкраивать время для личной жизни?
– Я пока не женат, и как бы банально это ни звучало, но на личную жизнь действительно нет времени. Перед поездкой к вам я был в Москве всего неделю, а до этого не был дома больше месяца. Редко бывает, чтобы целый месяц я был дома. Поэтому-то многие музыканты достаточно поздно обзаводятся семьей: например, Денису Мацуеву – 38, и он до сих пор не женат. И таких примеров много.
– То есть сейчас ваша главная спутница – ваша скрипка? На каком инструменте вы сейчас играете?
– Я пока в поиске основного инструмента. Многое упирается в высокую стоимость скрипок, поэтому приходится пробовать и искать что-то свое среди доступной для меня ценовой категории. Сейчас я играю на скрипке современного американского автора, это очень удачная копия скрипки Страдивари. К вам я уже приезжал с инструментом мастера Гваданини, это очень дорогой инструмент 1750 года. Его мне временно предоставили на два месяца. Очень часто я играю на Страдивари и на Гварнери. Но стоят они миллионы, купить их может, мягко говоря, не каждый. Если же отвлечься от цены, то мне наиболее близки по духу скрипки Страдивари. Это очень своеобразные, даже капризные инструменты, но мне они подходят. К ним надо привыкнуть, но это как с девушкой: когда она очень красивая, она может быть и капризной, и избалованной, но к ней все равно хочется найти подход. То же самое и со скрипками – чем лучше скрипка, тем труднее найти с ней взаимопонимание.
Анастасия Гайнутдинова
Лауреат Международных конкурсов скрипач Гайк Казазян
Гайк Казазян (скрипка), Андрей Гугнин (фортепиано). Фото mosconsv.ru
Гайк Казазян родился в Ереване. В 1989 году поступил в Ереванскую музыкальную школу им. Саят-Новы. В 1994 г. стал лауреатом I премии на республиканском конкурсе скрипачей им. Габриеляна. В 1995 г. на конкурсе скрипачей в Бельгии был удостоен золотой медали и Гран-при. В том же году был приглашен в Бельгию и Францию на сольные концерты. В 1996 г. переехал в Москву и поступил в Музыкальную школу им. Гнесиных (класс профессора, народного артиста СССР Э. Д. Грача), которую окончил в 2000 г. с отличием. Лауреат Республиканских, Всероссийских и Международных конкурсов Гайк Казазян с 2000 по 2006 год учился в Московской консерватории у Эдуарда Давидовича, в 2009 году окончил у него же аспиранту. С 2008 года преподает в Московской консерватории на кафедре скрипки, также под руководством профессора Эдуарда Грача.
Гайк брал мастер-классы у таких выдающихся музыкантов, как Ш. Минц, И. Гендель и других. С 2006 по 2008 г. учился в Королевском колледже музыки в Лондоне, под руководством профессора И. Рашковского.
С 2002 г. является солистом Московской государственной академической филармонии.
Участвовал во многих международных фестивалях (в том числе: фестиваль в Вербье (Швейцария), «Festival international de musique» Ш. Минца (Cион, Швейцария), «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), «Кремль музыкальный» (Москва) и многие другие).
Выступал в таких залах, как «Carnegie hall (Большой зал им. Стерна)» в Нью-Йорке, в Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, в Концертном зале им. Чайковского, в ГЦКЗ «Россия», Георгиевском зале Кремля перед президентами Б. Н. Ельциным и Ж. Шираком (1997), Victoria hall в Женеве, Barbican hall и Wigmore hall в Лондоне, театр Chatelet в Париже, Usher hall в Эдинбурге, Королевский концертный зал в Глазго, Большой зал филармонии в Санкт-Петербурге и многих других, а также во многих городах России и СНГ.
Гастролирует за рубежом: США, Япония, Корея, Англия, Шотландия, Ирландия, Франция, Германия, Польша, Бельгия, Швейцария, Голландия, Израиль, Македония, Сирия и т. д.
Сотрудничает со многими российскими и зарубежными дирижерами, такими, как А. Литтон, А. Лазарев, К. Орбелян, П. Коган, Жак ван Стин, А. Бурибаев, В. Зива и другими.
Выступал со многими симфоническими и камерными оркестрами, среди которых Шотландский королевский оркестр, Российский национальный оркестр, Пражский филармонический оркестр, Ирландский национальный оркестр, Мюнхенский камерный оркестр, Камерный оркестр России, Камерный оркестр «Московия» под управлением Э. Грача, Государственный академический симфонический оркестр России им. Е. Ф. Светланова, Государственный симфонический оркестр под управлением П. Когана, Симфонический оркестр под управлением В. Зивы, Санкт-Петербургский, Екатеринбургский, Самарский, Дальневосточный симфонические оркестры и многими другими.
Армянский музей Москвы предлагает вам послушать скрипичный концерт Арама Хачатуряна в исполнении Гайк Казазян в сопровождении Московского государственного симфонического оркестра под управлением Павла Когана.
Счастливый билет армянского мальчика: как Гайк Казазян стал всемирно известным музыкантом
Алексей Стефанов, Sputnik
Скрипач Гайк Казазян известен по всему миру – в месяц дает от восьми до десяти концертов, еле успевая переезжать из одной страны в другую. Вот и сейчас Казазян находится на португальском острове Мадейра. Здесь он вместе с Симфоническим оркестром Мадейры исполнил концерт Бетховена.
До этих гастролей Казазян рассказал корреспонденту Sputnik, как стал музыкантом и какую роль в его судьбе сыграл московский меценат-армянин, много лет назад разглядевший в талантливом подростке будущего скрипача.
Жизнь по гастрольному графику
Когда музыканта спрашивают, где его дом, он часто в шутку отвечает, что в самолете.
Вернувшись в Москву, где живет постоянно с 1995 года, скрипач практически сразу принял участие в музыкальном фестивале «Органные вечера в Кусково», которые организует органистка Елена Привалова-Эпштейн в бывшем имении графов Шереметевых.
Казазян отмечает, что во время гастролей практически везде встречается с представителями армянской диаспоры, которые приходят на концерты своего соотечественника. Кто-то из армян заранее связывается с Гайком через социальные сети, договаривается о встрече, об интервью, а кто-то стихийно приходит на выступления и ждет земляка за кулисами.
В городе Фресно в Калифорнии, на родине известного писателя Вильяма Сарояна, Казазян однажды даже дал концерт в армянской церкви.
«Пусть играет в футбол»: талант разглядели не сразу
Казазян родился 37 лет назад в Ереване, в семье отца-инженера и мамы-бухгалтера. Но музыкантом стал именно благодаря папе – большому любителю классической музыки. В детстве Георгий Казазян и сам играл на скрипке, кларнете, пел, но послевоенное время не дало возможности реализоваться.
Правда, певцом Гайк не стал. Когда ему было лет пять, отец отвел мальчика на прослушивание в семью знаменитого армянского композитора Тиграна Мансуряна, с которым дружил. Сестра Тиграна Аракс – известная оперная певица, послушала будущего скрипача и сказала, чтобы мальчика оставили в покое – не заметила она потенциал.
Сам Гайк считает, что это случилось из-за того, что он был очень стеснительным ребенком, не мог проявить себя и что-то мямлил.
В Москве по воле случая
Но Георгий Казазян все-таки отдал мальчика в музыкальную школу для общего развития, и оно оказалось очень успешным. Вскоре Гайк уже принимал участие в республиканских конкурсах и завоевывал призы. Скрипач не считает, что из-за занятий музыкой лишился детства.
А в 13 лет юный скрипач принял участие в концерте в посольстве Армении в России.
Оганесян не только помог переехать Гайку вместе с родителями в Москву, но и предоставил в безвозмездное пользование большую квартиру практически в центре российской столицы. От будущего скрипача требовалось только одно – заниматься.
Гайк поступил в музыкальную школу им. Гнесиных к профессору, народному артисту СССР Эдуарду Грачу, по окончании – в Московскую консерваторию, стажировался в Лондонском королевском колледже музыки.
С Арменией в сердце и мечтами о семье
В Ереване Гайк старается бывать не реже одного-двух раз в год. Там у него живет очень много родственников.
Гайк Казазян
Гайк Казазян родился в 1982 году в Ереване. В 1989-м поступил в Ереванскую музыкальную школу им. Саят-Новы, в класс Левона Зоряна. В 1996 году переехал в Москву. Учился у Эдуарда Грача в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных (1996–2000) и Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (2000–2006), а также у Ильи Рашковского в Королевском колледже музыки в Лондоне (2006–2008).
Лауреат Международного конкурса скрипачей им. Генрика Венявского (Познань, 2001; III премия и специальный приз), Международного конкурса им. П. И. Чайковского (Москва, 2002; IV премия и три специальных приза), Международного конкурса им. Маргерит Лонг и Жака Тибо (Париж, 2005; III премия и приз зрительских симпатий). В 2004 году получил золотую медаль и приз зрительских симпатий на Международном конкурсе скрипачей им. Тибора Варги в Сьоне (Швейцария), а в 2007-м – золотую медаль и приз зрительских симпатий на Международном конкурсе скрипачей им. Юна Исана в Тхонъёне (Южная Корея). В 2011 году стал победителем Международного конкурса скрипачей им. Джордже Энеску в Бухаресте, в 2015-м завоевал III премию и бронзовую медаль на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского.
Выступал на многих известных площадках, включая Карнеги-холл в Нью-Йорке, Берлинскую филармонию, Виктория-холл в Женеве, Барбикан-холл и Уигмор-холл в Лондоне, театр Шатле и зал Гаво в Париже, Ашер-холл в Эдинбурге, Малый и Рахманиновский залы Московской консерватории, Концертный зал им. П. И. Чайковского, Московский международный дом музыки, Государственный Кремлевский дворец и Большой зал Санкт-Петербургской филармонии. Участвовал в Международном музыкальном фестивале в Сьоне и Музыкальном фестивале в Вербье, фестивалях «Звезды на Байкале», «Крещендо», «Площадь Искусств» и «Кремль музыкальный».
Выступал с Королевским шотландским национальным оркестром, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Российским национальным оркестром, Пражским филармоническим оркестром, Ирландским национальным оркестром, Государственным академическим симфоническим оркестром им. Е. Ф. Светланова и Мюнхенским камерным оркестром.
Сотрудничал с такими музыкантами, как Владимир Федосеев, Александр Лазарев, Эндрю Литтон, Константин Орбелян, Александр Поляничко, Алан Бурибаев, Джонатан Дарлингтон, Павел Коган, Владимир Зива, Денис Мацуев, Элисо Вирсаладзе, Фредерик Кемпф, Алексей Любимов, Александр Кобрин, Екатерина Мечетина, Вадим Холоденко, Наталья Гутман, Александр Князев, Александр Рудин, Борис Андрианов, Александр Бузлов и др.
В 2010 году вместе с пианистом Андреем Шибко выпустил на лейбле Delos альбом Opera Fantasies («Оперные фантазии»), а в 2017-м – альбом со скрипичными сонатами Грига, записанный с пианистом Филиппом Копачевским. С 2002 года – солист Московской государственной филармонии, с 2008-го преподает на кафедре скрипки Московской консерватории.
Информация на июль 2021 года