скрининг диагностика психического развития ребенка 1 года жизни э фрухт
К вопросу об использовании отечественных и зарубежных методик диагностики психомоторного развития в качестве инструментов раннего выявления возможных отклонений в развитии. Дискуссионные аспекты проблемы
Очевидно, что успешность раннего выявления, а, следовательно, и ранней коррекции отклонений в развитии у детей, в значительной степени определяется наличием адекватных этой цели методик, их качеством и надежностью. До начала 90-х годов в отечественной практике для контроля за психомоторным развитием детей первого года жизни использовались только методики, разработанные известными отечественными специалистами (Э.Л. Фрухт и др.).
В последние годы благодаря развитию международных связей, информационных технологий и телекоммуникаций российских специалистов «захлестнул» поток зарубежных диагностических методик, которые активно внедряются в практику, конкурируя между собой, а, подчас, вытесняя привычные отечественные. В связи с этим особенно острыми и дискуссионными становятся вопросы о преимуществах одних методов диагностики психомоторного развития детей первого года жизни перед другими, об обоснованности использования методик, созданных в рамках определенных подходов к выхаживанию детей, применительно к оценке развития детей, находящихся в других условиях воспитания, о сопоставимости результатов, полученных с помощью разных шкал развития и т.п. Не претендуя на исчерпывающее и подробное обсуждение всего круга заявленных вопросов, попытаемся затронуть некоторые из них, проведя сравнительный анализ четырех шкал развития, с которыми нам приходилось работать, а именно:
В отечественных методиках выделены содержательные линии развития младенца: развитие зрительных ориентировочных реакций, слуховых ориентировочных реакций, эмоций и предпосылок социального поведения, движений общих, движений руки и действий с предметами, предпосылок активной речи и понимания речи, навыков в режимных процессах. В зарубежных методиках выделены не линии развития, а определенные содержательные сферы развития, характеризующиеся показателями нескольких линий развития, комплексно отражающие определенные области развития и поведения младенца. Так, в Денверской шкале развития выделено 4 содержательных сферы развития: социально-адаптационные функции, включающие развитие эмоций, движений руки, предпосылок понимания речи, навыков и первых проявлений социального поведения ребенка; тонкая моторная координация, объединяющая такие линии развития, как зрительные ориентировочные реакции, зрительно-моторная координация и движения руки; речь, включающая показатели развития слуховых ориентировочных реакций, эмоций, предпосылок развития активной речи и понимания речи; общая грубая моторика, включающая показатели последовательного развития общих движений малыша.
Мюнхенская функциональная диагностика развития детей первого года жизни охватывает 6 содержательных сфер развития младенца: движения; хватание; восприятие, объединившее в себе развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций; понимание речи; активная речь, рассматриваемая как сочетание развития эмоций и предпосылок активной речи; социализация, включающая показатели развития зрительных ориентировочных реакций, эмоций и предпосылок понимания речи.
Экспериментальное апробирование Мюнхенской функциональной диагностики развития детей первого года жизни и сопоставление результатов, полученных этой методикой и диагностикой нервно-психического развития детей первого года жизни (Э.Л. Фрухт) при обследовании одних и тех же детей, подтвердило наши опасения об ограниченных возможностях использования в качестве скрининг-диагностики зарубежных методов.
Итак, даже беглый анализ обнаружил ряд преимуществ отечественных методик, перед зарубежными в качестве инструментария, приспособленного для условий раннего выявления отклонений в развитии детей, что исключает однозначно положительную оценку замены и вытеснения отечественного диагностического инструментария на зарубежный. Для решения вопроса о возможности сочетания одних шкал развития с другими, их взаимного дополнения требуются специальные исследования по сопоставлению, сравнительному анализу и апробации имеющегося в мировой диагностической практике инструментария в целях создания диагностического банка данных, а также разработка собственных надежных и валидных методов, как скрининг-диагностики, так и дифференциальной медико-психолого-педагогической диагностики ранних нарушений в развитии всех категорий детей. Научный поиск в этом направлении уже многие годы ведется в исследовательских центрах страны: Институте коррекционной педагогики РАО, Российской Медицинской Академии последипломного образования, Центре психического здоровья детей и подростков (г. Москва). Их актуальность в последние годы возрастает еще в связи с тем, что сегодня, в контексте проектирования системы раннего выявления и ранней коррекции как нового структурного компонета специального образования ХХI века, проблема адекватности качества и надежности методов диагностики развития выступает на первый план.
В заключение представляется необходимым подчеркнуть, что, признавая привлекательность, прогрессивность современных тенденций расширения диапазона диагностического инструментария, многообразия подходов к решению задач оценки уровня развития маленького ребенка, привлекательность свободы в выборе возможности знакомства специалистов со всеми известными методиками, возможность расширения арсенала диагностических методик, мы считаем неприемлемым стихийное развитие этих процессов.
Ранняя диагностика развития детей как основа превентивного логопедического воздействия.
Актуальность проблемы ранней диагностики и помощи детям обусловлена тем, что в стране складывается неблагоприятная демографическая ситуация, осложненная не только снижением рождаемости, но и уменьшением доли рождения здоровых детей, клиницистами подчеркивается высокая частота рождения детей с перинатальной патологией центральной нервной системы. Известно, что в тех случаях, когда отклонение в развитии выявлено на ранних этапах, то лечение и психолого-педагогическое воздействие оказываются более эффективными. В последние годы определилось особое направление в логопедии – превентивное логопедическое воздействие, что отвечает положениям разрабатываемой концепции раннего логопедического вмешательства. Особенно важными являются вопросы диагностики и определение критериев раннего прогноза речевых нарушений.
Целью нашего исследования стали теоретическое обоснование, конструирование и апробация методики диагностики развития детей раннего возраста и разработка методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению детей первых трех лет жизни.
Научной гипотезой стало предположение о том, что исследование развития детей раннего возраста и рано начатая коррекция позволят выявить на ранних этапах имеющиеся отклонения в развитии и осуществить развивающе-коррекционную работу по предупреждению дальнейших отклонений; достичь более высокого уровня общего развития детей.
Уровень развития ребенка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития. Необходимым условием своевременного и правильного развития ребенка является достаточный уровень развития сенсомоторного аппарата. Для развития речи необходим определенный уровень созревания корковых структур мозга и воздействие окружающей среды, а именно оптимальные зрительные, слуховые, тактильные раздражения. Раздражение зрительного анализатора является важным звеном в познавательной деятельности ребенка. Психическая деятельность и речевое развитие ребенка тесно связаны с состоянием слуховой функции. Этим определяется необходимость раннего выявления нарушений слуха, проведения аудиолого-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию дефекта. Общение младенца с взрослым является необходимым условием его нормального психомоторного развития. В процессе общения с взрослым у ребенка формируются предпосылки для развития речи. При нормальном развитии становление речи и формирование коммуникативного поведения тесно взаимосвязаны. Реакция ребенка на общение с взрослым имеет важное диагностическое значение его психомоторного развития. Движения и практическая деятельность ребенка также имеют чрезвычайно важное значение для развития ряда высших психических функций, а именно мышления, речи. Манипулятивная деятельность ребенка, игровая активность оказывают большое влияние на развитие речи.
Таким образом, необходимыми условиями для формирования правильной речи ребенка являются развитие сенсорного восприятия, общей моторики, манипулятивных действий, игровая активность, социальная адаптация и формирование коммуникативного поведения.
Анализ литературных источников показал, что существующие на сегодняшний день диагностические методики громоздки и требуют значительного времени для их проведения, что не позволяет быстро и наглядно оценить развитие ребенка раннего возраста, спрогнозировать его дальнейшее развитие и необходимость дифференциальной диагностики. Назрела необходимость разработки нового диагностического инструментария, позволяющего быстро, наглядно и надежно оценить уровень развития детей раннего возраста.
Наглядной и простой диагностической методикой является Шкала психомоторного развития по Гриффитс (1954, перевод Е.С. Кешишян, 2000). Оценка психомоторного развития ребенка производится в баллах, которые сравниваются с баллами, определенными нормативами. Достоинством данной диагностической методики является возможность лонгитюдного наблюдения за развитием ребенка и возможности количественно и качественно оценить его развитие на протяжении первых двух лет жизни. Недостатком указанной диагностической методики является отсутствие данных по возрасту от 2 до 3 лет, а также недостаточность критериев оценки развития ребенка.
В связи с этим нами была разработана и предложена авторская модификация диагностической методики, основанная на Шкале психомоторного развития по Гриффитс и Показателях нервно-психического развития детей (Г.В. Пантюхина, К.Л.Печора, Э.Л.Фрухт).
Достоинством Показателей нервно-психического развития (Г.В.Пантюхина, К.Л.Печора, Э.Л.Фрухт) является то, изначально методика разрабатывалась, опираясь на данные о развитии детей, содержащихся в детских садах и яслях у нас в стране, следовательно, критерии оценки умений и развития детей здесь более адекватны и привычны, чем предложенные в Шкале психомоторного развития по Гриффитс. Методика хорошо зарекомендовала себя за время ее использования и широко применяется при обследовании развития детей. Но низкий уровень наглядности и сложность в количественной оценке результатов обследования по Показателям нервно-психического развития (Г.В.Пантюхина, К.Л.Печора, Э.Л.Фрухт) не позволяют наглядно оценить и проследить динамику развития ребенка раннего возраста.
Совмещение вышеуказанных методик стало возможно после сравнения основных линий развития, по которым проводится обследование. При конструировании шкалы произошло расширение критериев оценки умений ребенка в определенном возрасте, что позволяет более полно представить картину развития. Возможностью увеличения возрастного диапазона до 3 лет для Шкалы психомоторного развития по Гриффитс послужило сравнение обследуемых линий развития и приведение их к общему виду с линиями развития для возраста от 1 до 12 месяцев и от 13 до 24 месяцев. В качестве критериев оценки развития детей в возрасте от 2 до 3 лет были использованы данные, предложенные в Показателях нервно-психического развития детей (Г.В. Пантюхина, К.Л.Печора, Э.Л.Фрухт). Каждому критерию в определенный возрастной период была предложена балльная оценка.
В качестве иллюстрации предлагается вид шкалы психомоторного развития детей от рождения до 3 лет (Приложение 1).
Достоинством авторской модификации методики является, во-первых, то, что параметры оценки развития для всех возрастов одинаковы, во-вторых, в данной шкале предусмотрена сквозная балльная система оценки, которая позволяет, не только количественно, но и качественно оценить уровень психомоторного и речевого развития ребенка, и, в-третьих, проследить динамику развития ребенка с рождения до 3 лет.
Приведем результаты обследования детей в возрасте от рождения до 3 лет (рис.2). Полученные данные исследования удобно оформить в графическом виде, где можно проиллюстрировать применение сконструированной методики. На оси Х графиков – параметры обследования, на оси Y – баллы. Прерывистые линии показывают границы параметров нормы для данного возраста. Сплошные кривые – развитие конкретного ребенка в данном возрасте.
В ходе обследования детей было выяснено, что Соня Ш. имеет темповой отставание в развитии, необходимо проведение развивающих занятий и последующая повторная диагностика через 3 месяца; Валентин К. отстает в развитии на один эпикризный срок по параметру «речь активная», необходимо проведение коррекционно-развивающих занятий и повторная диагностика; Артем С. отстает в развитии на 2-3 эпикризных срока по всем параметрам, требуется проведение углубленной дифференциальной диагностики.
Таким образом, сконструированная диагностика позволяет оценить состояние развития ребенка (1, 2, 3 года жизни), выявить детей «группы риска», спланировать корригирующий режим, направленный на стимуляцию тех или иных функций, обосновать необходимость дальнейшей дифференциальной диагностики и применить превентивное логопедическое и психолого-педагогическое воздействие.
Сконструированная методика показывает высокий уровень надежности результатов, благодаря слиянию двух хорошо зарекомендовавших себя ранее методик диагностики развития детей раннего возраста: Шкала психомоторного развития по Гриффитс (1954, в переводе Кешишян, 2000) и Показатели нервно-психического развития детей (Г.В. Пантюхина, К.Л.Печора, Э.Л.Фрухт).
Сконструированная нами методика исследования детей раннего возраста может быть использована специалистами Службы ранней помощи, Центра раннего развития, Центра игровой поддержки ребенка, Центра медико-психолого-педагогического сопровождения, Психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов и других.
Литература: