скримеры в реальной жизни
Самые страшные видеоскримеры для розыгрышей на этот Хэллоуин (17 видео)
Интернет-скримеры (также их иногда называют видеопугалками или крикунами) существуют с давних пор, как минимум с 1996 года. Эти вирусные сенсации проявляются в различных формах – играх, картинках или видео – но все они сделаны с одной целью: привлечь внимание, концентрацию или расслабление беспомощной жертвы, а затем сильно шокировать или даже ужаснуть при помощи необычной концовки.
Большинство интересующихся этой темой считают, что из различных интернет скримеров, ставших вирусными, одними из первых были «Саботаж: слайд-шоу оптических иллюзий» (Sabotage: Optical Illusions Slideshow), выпущенный «Liquid Generation», и «Страшная игра-лабиринт» (Scary Maze Game) от «Winterrowd». Популярность этих скримеров привела к созданию сотен, а может и тысяч, подобных штучек, шокирующих интернет пользователей и приводящих к написанию статей по избеганию розыгрышей. Тем не менее, пользователи продолжают становиться жертвами старых видеопугалок, несмотря на то, что большинство из них обладают подсказками того, что произойдёт:
1. Изначально тихий звук, что вынуждает жертву увеличить громкость его или её колонок (или что ещё хуже, наушников), и что в итоге максимизирует шок от концовки. Некоторые из подобных материалов прямо просят жертву увеличить звук для лучшего эффекта.
2. Раздражённые или злые комментарии к посту (или отключённая возможность комментирования материала).
3. В случае видео на Ютубе непропорционально большое количество негативных оценок
Тем не менее, как и в случае почти всех розыгрышей, хотя всем не нравится быть разыгранным, большинство людей наслаждается жестокими мучениями своих друзей и семьи.
Перед вами одни из самых шокирующих видео, которые приведут к самому большому отклику от тех, кого с их помощью разыграют:
11. Рекламная кампания скримеров К-Фи (K-Fee Screamer Ad Campaign)
В 2004 году немецкое рекламное агентство «Jung von Matt/Fleet» создали несколько видеопугалок для продвижения К-Фи, консервированного кофейного напитка, что вызвало у многих вопрос: «Видео скримеры для раскрутки бренда кофе?» Связь становится очевидной, когда в конце каждого рекламного ролика появляется надпись «So wach warst du noch nie», что переводится как «Вы никогда не были настолько бодрыми».
Все скримеры К-Фи начинаются с достаточно обычной и расслабляющей сцены, но заканчиваются каким-либо выскакивающим монстром, пугающим зрителей. Как надеялись сотрудники К-Фи, видео стали вирусными – самые популярные из них набрали сотни тысяч просмотров на Ютубе и напугали множество зрителей телевидения. Вот некоторые из роликов:
Рекламный ролик К-Фи – Гольф
Гольф очень спокойный и расслабляющий вид спорта, и многие люди считают его невероятно скучным. Однако, не этот вид гольфа.
Рекламный ролик К-Фи – Пляж
Этот ролик, собравший более 450000 просмотров, является одним из самых популярных К-Фи скримеров. И почему бы им не быть таким? Ведь кто не любит хороший романтический вечер на пляже? (Ну, может быть не на этом пляже…)
Рекламный ролик К-Фи – Автомобиль
Этот ролик начинается как реклама элегантного бренда автомобилей. Но, как и другие ролики в этой категории, заканчивается катастрофой.
Затем К-Фи использует тот же концепт для раскрутки «Лайт» версии своего напитка. Этот ролик тоже страшен (может даже самый страшный), но совсем в другом аспекте.
Для тех, кому интересно, «Jetzt auch mit weniger koffein” переводится как «Теперь с меньшим содержанием кофеина».
10. «Матерящийся» ребёнок
Лучшие скримеры на Ютубе обычно имеют обманчивые названия, чтоб вызвать у зрителя ложное ощущение безопасности, и предоставить шутнику возможность распространять видео. Для этого видео с «матерящимся ребёнком» лучшим введением будет что-то вроде: «Эй, посмотри это. Очень милое видео. Ребёнок ругается! Но тебе надо прислушаться, или не услышишь». Это, скорее всего, убедит жертву увеличить громкость колонок и присмотреться к ребёнку. А затем, бу!
9. «Jingle Bells» задом наперёд
Открытие скрытых сообщений, когда песни играются наоборот, привлекало людей множество лет. В 80-ые годы различные христианские группы утверждали, что запись звуков наоборот применялась известными музыкантами во имя Сатаны. Некоторые из обвиняемых артистов включали в себя «Led Zeppelin», «Styx» и «Electric Light Orchestra». Но скрытое сообщение в классической и, бесспорно, нравственной рождественской песне «Jingle Bells»?
Проблема с проигрыванием звуков наоборот заключается в том, что любая песня в такой форме становится достаточно жуткой и подготавливает слушателя к жестокому сюрпризу. Так на самом ли деле открывается скрытое сообщение, когда «Jingle Bells» проигрывается наоборот? Нет, но к концу скримера никто не поспорит с тем, что видео на самом деле содержит скрытое сообщение.
8. Симпатичная балерина спотыкается
Экран телевизора с помехами должен подсказать вам, что в этом видео случится что-то необычное. Но любопытство (и шутник) всё же зачастую одержат победу.
7. Посмотрите это под кайфом
Люди, находящиеся под воздействием наркотических веществ или некоторых лекарств, обычно обладают повышенной чувствительностью и их чувства обострены. Это должно отпугнуть предусмотрительных шутников, но, вместе с тем, соблазн увидеть, насколько сильно можно испугать людей, становится почти нестерпимым. Этот скример, скорее всего, привёл к падению множества косяков на пол.
6. Песня Элмо (Elmo Song)
Все любят Элмо! Возможно, после прослушивания его песни в этом скримере у некоторых любовь поубавится.
5. НЛО врезается в самолёт
Новости о замеченных НЛО достаточно интересны сами по себе, но утверждение, что существует видео того, как НЛО врезается в самолёт, слишком соблазнительно, чтобы быть проигнорированным. Заголовок видео и предупреждение, показываемое в начале ролика, ещё сильнее увеличивает ожидания. Однако в итоге зритель видит только чёрную точку, похожую на настоящий самолёт, двигающуюся по небу, в то время как намного более хаотично двигающаяся точка (якобы неопознанный летающий объект) постепенно догоняет самолёт. Затем, впрочем, зритель «догоняет» саму шутку. По крайней мере, никто не сможет пожаловаться, что их не предупредили, что видео будет шокирующим.
4. Страшное кресло-качалка
Верящие в сверхъестественное давно интересуются видео, где якобы запечатлены призраки. Это видео, в частности, хорошо подготавливает зрителей бледно-зелёным оттенком и чем-то похожим на слабое свечение экрана телевизора. Затем, примерно после середины клипа, белое кресло-качалка, очень кстати расположенное по центру экрана, начинает раскачиваться несмотря на то, что никто в нём не сидит. И наконец, чёрная фигура вдруг начинает бежать в сторону камеры и демоническое лицо одержимой Линды Блэр из классического фильма ужасов 1973 года, «Изгоняющий дьявола», застывает на экране.
3. Google Планета Земля: парочка, занимающаяся сексом
Google Планета Земля, информационная программа, получающая изображения при помощи спутниковой фотографии и предоставляющая их пользователям интернета, стала очень полезной для людей, следящих за катастрофами. Во время сильного землетрясения на Гаити в 2010 году, например, программа смогла запечатлеть невероятные последствия катастрофы. Однако Google Планета Земля также непреднамеренно запечатлела беспомощных людей в неподходящих ситуациях. В 2013 году, например, камера Google Street View (Просмотр улиц) сфотографировала парочку в Австралии, остановившихся на обочине дороги, чтобы заняться сексом.
Скример выше обманчиво предлагает изображения парочки, занимающейся сексом, в Google Earth. Вместо этого концовка наказывает всех извращенцев за их любопытство.
2. Призрак Майкла Джексона
Примерно через месяц после неожиданной смерти Майкла Джексона в 2009 году Ларри Кинг (Larry King) посвятил один из выпусков своей передачи «королю поп-музыки». Часть программы была снята в комнате Джексона на ранчо Неверленд (Neverland Ranch) и, ко всеобщему удивлению, неотчётливый призрак Майкла был запечатлён, когда камера снимала коридор ранчо (видео выше).
Был ли силуэт на самом деле призраком Джексона или это было простое отражение одного из членов съёмочной группы, проходящего мимо, стало яростной темой для обсуждения многих поклонников музыканта. Один из создателей скримеров решил воспользоваться популярностью видео, сняв клип, в котором якобы аудиотехники извлекли дополнительный «слой» звука из изначального клипа. Однако когда видеоклип играет, звук слышен очень тихо, из-за чего зрители вынуждены делать свои колонки громче. Как же зря они это делают!
1. Diet Pepsi на сырой свинине
Слух о том, что выливание Кока-Колы на сырую свинину приводит к тому, что из мяса выползают черви, передавался из уст в уста на протяжении множества десятилетий. Его опровергали множество раз, но всё же много людей до сих пор верят в этот слух. Возможно, это объясняется тем, что свинина ошибочно считается грязной разновидностью мяса, а Кола, с другой стороны, зачастую изображается как какая-то магическая жидкость. И видеоклипы, такие как клип выше, определённо сыграли роль в распространении заблуждения о червях.
Видимо, кому-то надоело слышать это заблуждение, раз за разом и он решил создать скример, который даст людям настоящий повод ужаснуться от выливания газированного напитка на сырую свинину – на этот раз Diet Pepsi. Это видео начинается со скептического, экспериментального тона. Затем освещение странно в один момент начинает гаснуть. Наконец, видео завершается шокирующим фрагментом.
Реакция на скримеры
И наконец, перед вами собрание одних из самых смешных реакций людей на видеопугалки. Мы думаем, что множество шутников вдохновятся этим видео. Наслаждайтесь!
Видео: как устроены скримеры в хоррорах, и почему самый жуткий — у Линча
Скример, он же jumpscare, он же, простите, «нежданчик» — старинный драматургический прием, которым принято пугать в хоррорах. При должном исполнении работает он до сих пор, однако со временем поистерся. Дэвида Линча едва ли можно назвать режиссером хорроров, но он умеет вызвать сильные эмоции — и в 2001 он создал один из мощнейших скримеров в истории, при этом нарушив его классическую схему. Отличный разбор этого момента можно найти на канале Spikima.
Припугнуть, расслабить, напугать до усрачки — золотой стандарт хорроров.
Автор канала объясняет устройство простого скримера через вступление фильма «Престиж», где герой Майкла Кейна показывает девочке фокус. А хороший фокус устроен так же, как и скример: «наживка, превращение (хотя тут скорее подходит «разрядка»), престиж» (pledge, turn, prestige). Герой хоррора крадется по коридору и слышит скрип — это наживка; он всматривается в темноту — вроде никого, показалось, напряжение спадает, разрядка; и тут из-за угла выскакивает условный маньяк — престиж! Схема настолько частая, что даже неискушенный зритель зачастую бывает к ней готов.
Сцена может быть спокойной, как в «Экзорцисте»:
Или более эмоциональной, как в «Пятнице, 13-е».
Но престиж имеет примерно один и тот же эффект. При этом в кино нередки и исключения, когда выкидывается один из этапов — например, сразу наступает престиж.
Но самый оригинальный и при этом мощный скример снял Дэвид Линч.
Скример из «Малхолланд драйва» построен вопреки правилам хоррора — и он дико пугает
В начале фильма один герой рассказывает другому в кафе про свой сон: что они точно так же сидят в кафе, а затем выходят, идут за угол, а там такой страшный человек, что просто невозможно. Формально все уже не кажется прелюдией к чему-то страшному. Мы впервые видим этих персонажей и нам все равно, кто они, а один из них еще так втупую рассказывает про свой сон: осталось только пойти за угол и узнать, что никакого человека там нет.
Но как вы все, наверное, в курсе, человек за углом есть.
Особенные съемки с дрожащей камерой (даже «восьмерки» при диалоге в кафе), приглушенный звук, странное освещение на улице, отдающее «полуденным ужасом» — все это создает невероятное напряжение, которое достигает предела, когда мы приближаемся к углу. Тут из него на самом деле выскакивает чумазое нечто, один из героев падает в обморок — а может быть, даже умирает. Все это может смешно звучать, а нечто напоминает Бабу-ягу в исполнении Георгия Милляра — но оно работает.
Важно другое: лицо появляется всего на секунду, так, что в деталях его можно разглядеть только на стоп-кадре. При этом оно необычное, и быстро, практически целиком перегораживает экран — и это создает мощный эффект неожиданности.
Актриса Ааронс Бонни, сыгравшая страшного человека за углом, не может похвастаться обширной фильмографией: в начале карьеры ей вообще говорили, что ей ничего не светит из-за кривого носа и странного взгляда. В итоге кое-какие роли ей все же достались — например, в одной из самых жутких сцен в истории кино.
Теория ужасов: зачем нам скримеры?
В рубрике «Прямым текстом» автор выражает исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции. Он волен это делать как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.
Любовь к ужасам, проявившаяся еще в раннем детстве, сделала свое грязное дело: теперь напугать меня чертовски сложно, как бы писатели, режиссеры и разработчики ни старались. Впрочем, один прием работает безотказно и всегда: грамотно ввернутые в произведение скримеры способны напугать любого, включая меня, — в этом я убежден. Об этом зачастую подлом, но таком популярном приеме мы сегодня и поговорим.
Как всегда, на объективность не претендую, но если вам понравится — пишите в комментариях и делитесь текстом с друзьями. В прошлый раз мы поговорили насчет логики сна в хоррорах. Давайте продолжим изучать теорию ужасов вместе.
Ожидание и сатисфакция
Я сторонник той идеи, что плохих приемов в хоррорах, да и в видеоиграх вообще, не бывает. Просто нужно уметь ими пользоваться. Известный факт: ожидание неожиданного гораздо страшнее, чем само неожиданное.
Однажды я поспорил с подругой на внезапный пинок под зад. Не делайте этого никогда. Никогда, слышите?! В тот раз я проспорил. Изюминка в том, что пинок может быть отвешен в любой момент: через час, через день, через месяц. Мало что в мире страшнее тягостного ожидания пинка под зад, знаете ли. В любой момент! Абсолютно в любой!
В общем, уже через тридцать минут я жался к стенам и слезно умолял себя пнуть. Не буду рассказывать, чем закончилась эта история моего позора, но вожделенный пинок я получил тем же вечером и был этому несказанно рад.
► Fatal Frame 2 в плане скримеров во многом эталон. Ситуация осложняется еще и тем, что призраков нужно ловить в объектив, а главная героиня в это время двигаться не может. |
Та же концепция отлично работает с игровыми скримерами. Создайте напряжение, нагнетайте его постепенно таким образом, чтобы игрок умолял вас испугать его. Но запустите скример лишь тогда, когда играющий начнет забывать об этом и наконец начнет чувствовать себя комфортно.
При посещении первого же дома в Fatal Frame 2 вы сразу встречаете призраков. Они где-то далеко, мелькают как будто бы на краю поля зрения. Вы нервничая ожидаете, что один из них вот-вот бросится на вас. Но через полчаса вы уже облазите весь дом, а ничего так и не случится. Внимание переключится с ожидания скримера на решение загадки, и тут-то призрак безголовой девушки выползет на вас из-за занавески, на которую вы как раз вроде бы случайно нацелили камеру.
► Среди сонма гениальных игр с Dreamcast нам интереснее всего Illbleed, которую вы, скорее всего, пропустили. В ней вы сознательно ищете скримеры и помечаете их специальным устройством до того, как вас напугают. Словно циничный рецензент плохого ужастика. |
Скримеры должны работать по тому же принципу, что и идеальная журналистская статья. По принципу «пилы», где факт заменяется скримером: скример — рефлексия — рефлексия на рефлексию — рефлексия на рефлексию на рефлексию — зона комфорта — скример. Между скримерами, в тягучем ожидании, вы должны погружаться в самого себя.
Получив скример, вы будете ожидать нового немедленно: вы испугались, но вам понравилось это чувство. Однако хороший режиссер не удовлетворит ваше больное желание быть напуганным тотчас. Сначала он будет делать все, чтобы ваше возбуждение нарастало: даст вам как следует поволноваться в ожидании сатисфакции, подумать, почему вы волнуетесь, позволит вам изучить природу своего страха, убедит, что бояться нечего, и только потом напугает вновь.
► «Дожить до рассвета» пугает не столько ожиданием неожиданного, сколько шансом открыть подозрительный люк и потерять еще одного подопечного. Сами же скримеры там примитивные и включаются тогда, когда их ждешь. Все изменилось бы, доведи разработчики до ума идею с тотемами, предсказывающими будущее. |
Пример удручающе неправильного скримера мы видим в «Крипте» Mortal Kombat X. Вы исследуете гробницу, бродите туда-сюда, и время от времени прямо у вас под носом совершенно случайным образом возникает покойник или какой-нибудь паук. Лучше уж купить все костюмы и фаталити за реальные деньги, чем проходить через эти мучения!
Жизнь без скримеров
Все дело в том, что сам испуг от неожиданности никакого отношения к страху не имеет. Да, вы вздрогнете, ваши зрачки расширятся, может быть, вы даже вскрикнете — но все это обычная реакция любого живого существа на неожиданный раздражитель. Поэтому сам по себе скример не может вызвать страх, разве что паранойю и панику. Надо ли вам это?
► Помните, да? Страшно вам было? Не-а, вы всего лишь испугались. |
Именно поэтому Five Nights at Freddy’s — игра нисколько не страшная. Она напряженная. Есть большая разница между чувством (страх) и простой реакцией организма на раздражитель (испуг). Пугаться неинтересно самому, зато интересно наблюдать за тем, как пугаются другие: на этом поднялись многие летсплееры. А вот страх — вещь гораздо более тонкая и сложная, с ней приятно иметь дело лично.
Увы, далеко не все это понимают. Что среди игр, что среди фильмов я постоянно вижу произведения, построенные на одних скримерах. Да, люди пугаются и вздрагивают, но. что с того? К тому же испуг такие произведения обычно вызывают далеко не один раз — а это никогда не пробудит в вас страх и, более того, может легко свести его на нет, если удалось добиться того же другими способами.
Скримеры так всем надоели, что некоторые разработчики и режиссеры особо подчеркивают: здесь, дескать, скримеров нет, ни одного. Но ведь это пагубная тенденция.
Но соль в том, что в Silent Hill неожиданные моменты имелись всегда: вспомните кошку в школьной раздевалке. Были они и во второй, и в третьей частях, просто зависели в большинстве случаев от действий самого игрока. Что будет, когда ты откроешь дверь в эту комнату? Радиоприемник шипит: что это там в тумане?! А знаменитая сцена больного секса Пирамидоголового с двумя манекенами? Вы никак не могли ожидать, что за следующей дверью вас ждет такое. В сущности, каждое появление Пирамидоголового можно считать скримером, не зависящим от вас. Но в основном Silent Hill спроектирован так, чтобы неожиданный ужас настигал вас из-за ваших же действий.
► Скримеры в Silent Hill 2 вы рискуете не заметить, поэтому на них не делается акцент. Однако недавно я посадил за игру человека, почти не знакомого с играми, и обнаружил множество неожиданных моментов. Если играть медленно, шарахаясь от каждого угла, скримеры тут же всплывут наружу. |
Интересно пользуются скримерами разработчики Layers of Fear. Система почти как в P.T. Хидэо Кодзимы (вспомните этот ужасный хрип и шаги призрака): все самое страшное обычно происходит за спиной. Но в Layers of Fear за спиной не просто хлопают двери или кто-то бродит, о нет — здесь, кроме всего прочего, изменяется само пространство. Получается этакий кошмар эскаписта, который верит, что если отвернуться от стола, то стол вполне может начать плясать со стульями вальс.
Эффект получается неожиданный, однако к изменяющемуся позади тебя пространству достаточно быстро привыкаешь. Если идти некуда, а перед тобой запертая дверь, нужно отвернуться от нее — тогда она наверняка откроется. Вывод простой: однообразие — враг.
Скримеры ни в коем разе не создают страх, но они несут важную функцию — вызывают и поддерживают напряжение, необходимое для создания страха. В возбужденном состоянии разум принимает все за чистую монету: когда ты ожидаешь неожиданного нападения, мысли собираются в пучок, а сознание становится особо восприимчивым. Это важный и ценный инструмент, которым просто глупо пренебрегать.
Когнитивный диссонанс
Казалось бы, схема проста: используй себе скримеры по «принципу пилы», нагнетай напряжение и не перебарщивай. Но как избавить игрока от малейшей возможности привыкнуть?
Тут может помочь процедурная генерация мира. Если пространство изменяется на ходу, у игрока просто не будет шанса адаптироваться. Но я не знаю ни одного успешного хоррора с процедурной генерацией, а вы? Если пространство создается случайным образом, то есть большой риск, что не подфартит (см. Daylight).
Но есть второй вариант, при котором не будет таких трудностей: сделать монстрам сложный искусственный интеллект и заставить изучать действия игрока. В таком случае скримеры будут иметь место в результате действия (или бездействия) игрока, но при этом не вызовут привыкания. Вы, наверное, догадались, что речь об Alien: Isolation?
► Не устаю удивляться разуму Чужого. Да, иногда он застревает в углах и отчаянно тупит, но в остальное время это самая умная и непредсказуемая тварь в истории видеоигр. |
В «Чужом» скримеры не просто есть, их там очень много. Но благодаря искусственному интеллекту ксеноморфа они не повторяются и не раздражают. Да, есть редкие срежиссированные моменты, да, есть некая модель поведения врага для каждой из локаций, и эту модель можно просчитать. Но при том Чужой абсолютно непредсказуем, и вы никогда не знаете, откуда он появится, где будет следующий скример.
Мы долго спорили с Сергеем Непрозвановым насчет работы Creative Assembly: все то, что понравилось мне, он воспринял в штыки. Спор может разгореться в любой момент и сейчас (главное — на внезапный пинок не спорить): дело в том, что и сейчас большинство игр работает по старой схеме времен хитов Konami на NES. Ты бежишь, из-за угла выходит монстр, ты умираешь. Повторить. Бежишь, из-за угла выходит монстр, ты отпрыгиваешь и убиваешь его, бежишь дальше, падаешь в пропасть. Повторить.
Не нужно бояться скримеров, их нужно использовать. Если они будут работать на нагнетание напряжения, по принципу «пилы», будут логичными и при этом зависящими от действий игрока, это можно считать успехом.
Но, конечно, скримеры — лишь одна, пусть и необычайно важная, деталь в механизме хорроров. Помимо них есть то, что мы привыкли называть эфемерным словом «атмосфера», а также сюжет, проработка персонажей и монстров, ну и прочее. Итак, о чем поговорим в следующий раз?