сколько получали советские актеры
Вицин, Моргунов и Никулин зарабатывали в 50 раз меньше, чем сегодня получают Нагиев, Безруков и Хабенский
Сколько бы зарабатывали великие советские актёры в пересчёте на современные деньги
Мы давно привыкли, что популярные современные актёры, именуемые, конечно же, чаще звёздами кино и экрана, — это практически небожители. Они живут или в просторных квартирах в жилых комплексах в центре Москвы (или Питера), или в собственных загородных коттеджах закрытых посёлков, ездят на престижных автомобилях, а если появляются на публике, то шествуют по красным дорожкам в брендовых одеждах от ведущих кутюрье.
И, само собой, они могут себе это позволить: космические гонорары и статус, можно сказать, обязывают.
Полмиллиона за съёмочный день — это не шутка!
Но таковых, кто получает баснословные для простого смертного суммы за съёмки, надо отметить, не так уж и много — до двух десятков, а то и меньше. К категории актёров первого эшелона, как уточняют СМИ со ссылкой на свои источники в киноиндустрии, относятся, в частности, Константин Хабенский, Сергей Безруков, Инна Чурикова, Евгений Миронов, Дмитрий Нагиев и ряд других. Стоимость съёмочного дня у них может достигать и полумиллиона рублей, и это, считается нормальным: именно на медийных персон прежде всего идёт зритель, а уже потом — непосредственно на премьеру.
Д. Нагиев. Фото: Anatoly Lomokhov/Globallookpress
Впрочем, и сам рынок сильно изменился, объясняют специалисты: качественная картина сегодня, по сути, — редкость. Ведь нужен не только оригинальный сценарий, красивые и дорогие декорации, антураж и всё прочее, но ещё и хорошие актеры, которые смогли бы сыграть так, чтобы вызвать интерес у публики.
Есть, разумеется, такие самородки, что они схватывают суть на лету и способны поразить зрителя. Но сколько их? Хотя понятно, само собой, что есть Фонд кино и Минкульт, выделяющие деньги на «нужные» картины, укладывающиеся в нынешнюю повестку дня, но кино — это, как известно, бизнес. И очень дорогой. И те, кто им занимается, хотят получать отдачу. Поэтому и нужны те лица, которые своим присутствием будут «делать» конкретный фильм.
Если у продюсеров не хватает средств на дорогостоящих актёров, то нет проблем, есть менее раскрученные, но очень добротные мастера своего дела. Их работа стоит значительно меньше — 100-200 тысяч рублей за смену. Всё зависит от типажа и задач, которые ставятся перед будущим фильмом.
При этом подобная зарплатная, назовём ее так, планка устраивает не только модных представителей сериалов, нескончаемым потоком идущих по всем телеканалам (по центральным — так премьеры раз в две-три недели стабильно), но и уже известных актёров. Таких, например, как народные артисты Михаил Боярский и Елена Яковлева или заслуженный артист Максим Аверин. А вот гонорар Александра Петрова (сыгравшего главных героев в сериалах «Полицейский с Рублёвки», «Метод», «Звоните ДиКаприо») может составлять и 250 тыс. рублей за смену.
А. Петров. Фото: АГН Москва/Globallookpress
Актёрам второго плана платят, даже если они имеют регалии, намного меньше: 50, 30 или 20 тысяч рублей за смену.
Актёр из массовки получает 500 рублей или тысячу, эпизодник — около трёх тысяч рублей. Начинающий студент может получить 10-20 тыс. рублей. Зависит от того, какой продакшн, режиссёр, бюджет.
— уточнила звезда сериала «Деффчонки» Полина Максимова.
Съёмочный день троицы из «Кавказской пленницы» стоил бы сегодня 11 тысяч (рублей)
А вот труд великих актёров советского времени, чьи фильмы до сих пор с удовольствием смотрят зрители разных поколений, а цитаты из них давным-давно превратились в классику, оплачивался, к слову, гораздо скромнее. Да, когда они приобретали всесоюзную известность, им выделяли квартиры в хороших местах, премировали автомобилями, но платили согласно «установленным расценкам».
И это выражение здесь — не фигура речи. Существовал разработанный в недрах Госкино документ, в котором были чётко прописаны все должностные оклады — и режиссёров, и сценаристов, и актёров. Причём эти ставки действовали начиная с 1961 года и фактически до распада СССР.
В высшую категорию входили две группы: в первой значились «яркие дарования», олицетворявшие на экране выдающиеся образы. Во второй — «значительные образы», кому платился приличный в те времена оклад — 450 рублей одним и 350 другим. Во время простоя между съёмками они получали, соответственно, по 300 и 230 рублей.
Актёрам, входившим в первую категорию (главные и основные роли, с обязательным условием — иметь «в багаже» 5-8 фильмов), 250 и 200 рублей, во вторую (вторые и эпизодические роли) — 180 и 150 рублей, в третью (только эпизодические роли) — 120 и 100, а участникам массовки — от 65 до 80 рублей. В сравнении с существовавшими на тот момент зарплатами это были вполне приличные деньги.
Но к истинно народным любимцам — из тех, кого мы сегодня относим к звездам «первой величины», — было особое отношение. Таким, как, допустим, актёры, снимавшиеся в комедиях Леонида Гайдая.
Кадр из фильма «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика». Фото: Russian Look /Globallookpress
Вот, например, ведомость за участие в фильме «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика» (в скобках приводится пересчёт на современные рубли, в соответствии с курсом Банка России по отношению рубля и доллара, применяемого для расчётов по операциям СССР сегодня. Один советский рубль равен 116 нынешним российским рублям).
* Леонид Гайдай: 4 140 рублей и 2 000 рублей за сценарий (712 тысяч рублей в нынешних ценах);
* Александр Демьяненко: 5 220 рублей — за 74 съёмочных дня (605 тысяч)
* Наталья Варлей: 1 219 рублей 24 копейки (141 тысяча)
* Владимир Этуш: 1 800 рублей — за 24 съёмочных дня (208 тысяч);
* Фрунзик Мкртчян: 939 рублей — за 24 съёмочных дня (109 тысяч);
* Юрий Никулин: 4 238 рублей — за 43 съёмочных дня (491,6 тысячи);
* Георгий Вицин: 3 389 рублей 84 копейки — за 34 съёмочных дня (393,2 тысячи);
* Евгений Моргунов: 1 979 рублей 50 копеек — за 29 съёмочных дней (229,6 тысячи).
Иными словами, если пересчитать, скажем, гонорар за съёмочный день Никулина, то в переводе на нынешние цены он бы получил сейчас примерно 11,5 тысячи (как и Вицин, у него даже получается чуть побольше), а Моргунов — около 8 тысяч рублей.
Примерно такая же оплата была и в других, не менее знаменитых картинах. Так, за «Бриллиантовую руку» Юрию Никулину заплатили 5188 рублей (601,8 тыс.), Андрею Миронову — 1920 рублей (222,7 тыс.), Анатолию Папанову — 2288 рублей (265,4 тыс.), Светлане Светличной — 346 рублей (40,1 тыс.).
А. Миронов. Фото: Igor Gnevashev/ Globallookpress
Самыми высокооплачиваемыми актёрами, сыгравшими в гайдаевских фильмах, оказались исполнители главных ролей в «12 стульях»: Арчил Гомиашвили (Остап Бендер) получил 6120 рублей (709,9 тыс.), Сергей Филиппов (Киса Воробьянинов) — 6275 рублей (727,9 тыс.). А вот Михаилу Пуговкину за отца Фёдора заплатили 3800 рублей (440,8 тыс.).
Или вот ещё пример: многосерийный телевизионный фильм «Семнадцать мгновений весны». Вячеславу Тихонову за роль разведчика Штирлица-Исаева начислили 5500 рублей (638 тыс.), Евгению Евстигнееву за профессора Плейшнера — 3025 рублей (350,9 тыс.), Леониду Броневому за группенфюрера Мюллера — 3000 рублей (348 тыс.).
Ещё раз оговоримся: для времён СССР и это были огромные деньги, но, разумеется, особо шиковать на них бы не получилось. Хотя, например, машину на гонорары ведущих исполнителей купить вполне было можно.
Между тем кинокритики иногда и как бы вскользь, но время от времени всё-таки задаются вопросом, а много ли сегодняшних фильмов по количеству зрительских просмотров смогли бы сравниться, например, с любой из картин Гайдая?
Такое сравнение не вполне корректно, — считает, однако, Олег Курников, владелец кинотеатра. — Реалии таковы, что в настоящее время поход на просмотр фильма на большом экране — во-первых, это событие не из дешёвых, а во-вторых, является чем-то вроде дополнительного досуга: очень многое можно посмотреть и по телевизору.
В советское же время, по его словам, популярность картины оценивалась именно по количеству проданных билетов в кинотеатрах большой страны, где премьера становилась событием всесоюзного масштаба. Сейчас критерий другой — кассовые сборы, а вот «просматриваемость» гораздо ниже, в разы.
Допустим, фильм «Москва слезам не верит», выпущенный в 1979 году, посмотрели почти 85 млн человек, «Бриллиантовую руку» (1969 г.) и «Кавказскую пленницу» (1967 г.) — свыше 76 млн, «Экипаж» (1980) — 71,1 млн, «Операцию «Ы» и другие приключения Шурика» (1965 г.), «Щит и меч» (1968 г.) — около 70 млн (каждый), и так далее.
Кадр из фильма «Экипаж» Фото: Russian Look /Globallookpress
Современные лидеры проката из отечественных картин (данные портала «Кинопоиск») набирают существенно меньше: «Т-34» (2018 г.) — 9 млн зрителей, «Последний богатырь» (2017 г.) — 7,8 млн, «Полицейский с Рублёвки. Новогодний беспредел» (2018) — 6,7 млн, «Лёд» (2017) — 6,4 млн, «Экипаж» (2016) — 5,4 млн, «Адмиралъ» (2008) — 5,3 млн.
Но и тогда, и сейчас нашим актёрам, в отличие от голливудских, не платили то, что называется роялти — то есть процент с кассовых сборов. А ведь если бы такое правило было, то, учитывая хотя бы просто стоимость билетов, те, кто сыграл в советских фильмах, были бы миллионерами.
Но, к сожалению, этого не происходит — сегодня, наверное, никто не сможет гарантировать, соберёт миллионы картина или нет, а в советское время об этом, по большому счёту, просто никто и не думал.
Актеры в СССР получали больше 5 000 сов. руб. за главную роль
Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 15 июня 2019 Обновление статьи: 07.06.2019. Время чтения 7 мин.
Актерам в Союзе, которые являлись работниками киностудий, начисляли заработную плату от 60 до 450 сов. руб. Размер оклада зависел от категории работника и занятости в съемках. Простой между постановками оплачивался по пониженным ставкам. Исполнителям главных и основных ролей назначались вознаграждения в повышенном размере – 1 000–2 000 сов. руб. с надбавкой до 10%, в зависимости от идейности и формата фильма. Востребованные актеры в СССР за постановку могли получить до 5 000 руб.
Актеры советского кино даже не могли мечтать о миллионных гонорарах и роялти от проката. Однозначно они не работали ради идеи, их труд оплачивался государством. Но по сравнению с заработками голливудских звезд тех времен, постановочные вознаграждения кинознаменитостей Союза меркнут. С другой стороны, в условиях уравниловки доходы востребованных исполнителей главных ролей на порядок превышали среднюю зарплату в стране. Неудивительно, что в кинематограф многие шли не только ради искусства и славы – даже актеры второго плана в СССР получали неплохие гонорары.
Экономика советского кино
Правила плановой экономики прекрасно совмещались в Союзе с принципами рыночных отношений. Несмотря на требование о согласовании плана съемок и оплаты труда, работали киностудии на самоокупаемости. Госкино получало кредитное финансирование из Госбанка СССР в размере около 100 млн руб. Эта сумма дальше распределялась между отдельными студиями и картинами.
То есть, выделенных средств должно было хватить и на декорации, костюмы, постановочные расходы, и на оплату труда сценаристов, режиссеров, обслуживающего персонала, а также актеров первого и второго плана, массовки. Отснятый фильм после одобрения продавался Госкинопрокату. Кассовые сборы шли на возврат государственного кредита и финансирование новых проектов.
Рис. 1. Съемки фильма «Три тополя на Плющихе» в 1968 году
Казалось бы, чем больше денег собрал фильм, тем выше должны быть доходы съемочной группы. Но не тут-то было, актеры получали в СССР гарантированные штатным расписанием оклады, и речи о премировании за популярность картины или отчислений процентов от показа не шло. Но если ставки были ограничены законодательно, откуда тогда появились легенды о баснословных заработках сценаристов и актеров в Союзе?
В 1961 году Советом Министров СССР было издано постановление, направленное на «…повышение материальной заинтересованности работников кино и киностудий в создании фильмов высокого идейно-художественного уровня и улучшение организации производства кинофильмов». Именно этим документом все снимаемые ленты, в том числе художественные, документальные, мультипликационные, короткометражные, делились на 3 категории в зависимости от идейной ценности, а не потенциальной популярности или доходности.
От уровня «полезности» картины и зависили постановочные вознаграждения. Кроме этого, артисты получали гарантированную оплату за простои. То есть, актеры, трудоустроенные в определенной киностудии, могли на протяжении нескольких лет не сниматься, а заработную плату получать.
Размер оплаты труда советских актеров
В 1973 году Госкино был издан «Сборник нормативных актов и ведомственных указаний», в котором и были прописаны должностные оклады всех сотрудников киностудий, в том числе и артистов.
Рис. 2. Сборник, изданный Госкино
Указанные в нем ставки были введены в 1961 г. и действовали до распада Союза.
Таблица 1. Должностные оклады работников в системе кинематографии
Группа | Требования | Оценка работы | Во время съемок, руб. | На время простоя между постановками, руб. |
Высшая категория | ||||
1 группа | Яркое дарование; Выдающиеся образы | Народное признание | 450 | 300 |
2 группа | Яркое дарование; Значительные образы | Отлично | 350 | 230 |
Первая категория | ||||
1 группа | Высокая квалификация; Главные и основные роли; Продублировано – 150 ролей | Отлично Хорошо | 250 | 160 |
2 группа | Высокая квалификация; Озвучили 100 героев | 200 | 145 | |
Вторая категория | ||||
1 группа | Отличное или хорошее мастерство; Вторые и эпизодические роли; Дубляж – 50 героев | Отлично Хорошо | 180 | 120 |
2 группа | Хорошее мастерство; Вторые и эпизодические роли; Озвучили 30 героев | Хорошо | 150 | 100 |
Третья категория | ||||
1 группа | Эпизодические роли | – | 120 | 90 |
2 группа | Выпускники актерских вузов | – | 100 | 80 |
Вспомогательный состав | ||||
Массовка; Исполнители шумов при озвучке | – | 65; 70; 80 | – |
Источник: Постановление Совета Министров №196
Установленные оклады за работу между постановками действовали до 3 месяцев. Если актер не был востребован дольше, ставка снижалась на 25%.
Для исполнителей главных и основных ролей устанавливались разовые постановочные вознаграждения. В зависимости от идейно-художественной ценности им выплачивали премии за съемку в кинофильме:
Широкоэкранные, панорамные, широкоформатные и со стереофоническим звучанием ленты оплачивались дороже. Вознаграждение увеличивалось на 10%.
Однако не все актеры были постоянными сотрудниками киностудий. Некоторые трудились в театрах, а в кино подрабатывали. Точно также сотрудники студий могли играть в спектаклях и получать дополнительную заработную плату.
Оплата труда работников театра оплачивалась в размере:
Выплаты рассчитывались для совместителей по фактически отработанному времени.
Рис. 3. Съемки кинофильма «Собачье сердце» в 1988 году
Как видим, доход артиста в СССР мог складываться из различных сумм и зависел от уровня мастерства, наличия званий, востребованности и пр. Но даже новички с актерским образованием на вторых и эпизодических ролях при не самом низком уровне мастерства могли зарабатывать до 180 руб. без подработок. А это уровень зарплаты выше средней по стране. Если же сюда прибавить дальнейший рост, доплаты за звания, вознаграждения за основные роли, выходят довольно приличные суммы.
Вознаграждения известных артистов
Чтобы окончательно разобраться, какие были доходы у актеров в СССР, рассмотрим вознаграждения звезд за съемки в популярных фильмах.
Таблица 2. Оплата за съемки
Год | Название фильма | Актер | Вознаграждение, сов. руб. |
1956 | «Карнавальная ночь» | Людмила Гурченко | 3 250 |
1966 | «Кавказская пленница» | Александр Демьяненко | 5 520 |
Юрий Никулин | 4 238 | ||
Георгий Вицин | 3 389,84 | ||
Евгений Моргунов | 1 979,5 | ||
Наталья Варлей | 1 219,24 | ||
Фрунзик Мкртчян | 939 | ||
1968 | «Бриллиантовая рука» | Юрий Никулин | 5 188 |
Анатолий Папанов | 2 288 | ||
Андрей Миронов | 1 920 | ||
Нина Мордюкова | 1 531 | ||
Светлана Светличная | 346 | ||
1973 | «Семнадцать мгновений весны» | Вячеслав Тихонов | 5 500 |
Евгений Евстигнеев | 3 025 | ||
Леонид Броневой | 3 000 |
Источник: Комсомольская правда
Суммы гонораров исполнителей главных ролей самых кассовых фильмов в СССР впечатляющие. Ведь, например, в 1967 г. автомобиль «Волга» стоил 5 602 руб. А новый «Москвич» можно было купить за 4 511 руб. При средней заработной плате на тот период 100 руб. копить среднестатистическому гражданину на авто нужно было 4–6 лет без учета прочих затрат.
Но нужно учитывать, что вознаграждение включает как постановочную премию, так и заработную плату за весь период съемок.
Рис. 4. За кадром съемки «Бриллиантовой руки», 1968 г.
Например, Юрий Никулин за главную роль в фильме «Бриллиантовая рука» получил баснословную по тем временам сумму – 5 188 руб. Лента снималась с 25 апреля 1968 г. и вышла в прокат в апреле 1969 г. 29 октября 1968 г. были отсняты последние эпизоды, до середины ноября шел монтаж и озвучка. То есть, главные актеры были задействованы в постановке на протяжении 6,5 месяцев.
Кинофильму комиссией была присвоена первая группа по оплате. Значит, Никулин получил 2 200 руб. премии с надбавкой за исполнение роли. Получается, что зарплата актера составила:
5 188 – 2 200 = 2 988 руб.
Если ее разделить на весь период съемок, то получается, что в месяц главный герой зарабатывал ориентировочно:
2 988/6,5 = 460 сов. руб.
Еще плачевнее выглядит картина, если сравнивать доходы советских звезд с их западными коллегами тех времен:
И самое главное, все отснятые в СССР киноленты принадлежали государству. Поэтому никаких роялти с показов в дальнейшем ни один актер не получал.
Зарплаты актеров СССР: сколько зарабатывали за съемки, и хватало ли этого
В нынешнее время мы нередко читаем о том, как тот или иной актер отказался от съемок из-за слишком маленького гонорара, а приходя в кинотеатр и вовсе удивляемся, за что такие баснословные деньги выплачиваются некоторым. Но если быть честными, то и в советское время популярные и любимые нами актеры получали немалые деньги, на которые можно было жить более чем комфортно.
Средняя зарплата в период с 50-х по 70-е годы почти никогда не превышала 200 рублей. В это время актеры кино получали зарплату в размере от 60 до 450 рублей. Однако исполнителям главных ролей платили уже куда более солидные деньги – от 1 000 до 2 000 рублей. А вот востребованным исполнителям платили еще больше – их зарплата могла достигать и 5 000 рублей.
А теперь более детально про актеров, фильмы и их зарплату:
Людмила Гурченко — 3 250 рублей
Александр Демьяненко — 5 520 рублей
Юрий Никулин — 4 238 рублей
Георгий Вицин — 3 389,84 рубля
Евгений Моргунов — 1 979,5 рублей
Наталья Варлей — 1 219,24 рубля
Юрий Никулин — 5 188 рублей
Анатолий Папанов — 2 288 рублей
Андрей Миронов — 1 920 рублей
Нина Мордюкова — 1 531 рубль
Светлана Светличная – 346 рублей
«Семнадцать мгновений весны»:
Вячеслав Тихонов — 5 500 рублей
Евгений Евстигнеев — 3 025 рублей
Леонид Броневой — 3 000 рублей
Суммы кажутся действительно впечатляющими, но стоит отметить, что съемки фильмов длились по несколько месяцев, поэтому сумму за кино резонно делить.
Конечно же, это многим больше, чем средняя зарплата по стране в размере 200 рублей, но уже и не такая баснословная сумма, которой могла показаться в начале. Актеры в СССР зарабатывали, их труд оплачивался страной, но была единственная проблема – фильмы принадлежали государству и никаких процентов с них актеры не получали. Это одно из многих отличий между кинематографом в СССР и Голливудом, где гонорары актеров могли достигать заоблачных миллионов долларов.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов