сколько лет вере васильевой актрисе самой пожилой
Вера Васильева
Имя: Вера Васильева (Vera Vasileva)
Отчество: Кузьминична
День рождения: 30 сентября 1925 (96 лет)
Кто родился в этот день: узнать
Место рождения: г. Москва
Вес: 57 кг
Карьера: актриса
Фото: Вера Васильева
Биография Веры Васильевой
Детство и юность
Всем им приходилось ютиться в коммуналке. Позже актриса вспоминала, что каждый раз выходя из комнаты, ей приходилось распугивать мышей. Из-за крайней нищеты девушка дважды пыталась покончить с собой, но оба раза что-то ее останавливало.
Однажды мамина подруга привела Веру на «Царскую невесту» Н.И. Римского-Корсакова в Большой театр. В один момент театр захватил впечатлительную девочку. С подругой они копили деньги, чтобы попасть на спектакль, хотя бы на галерку, а однажды даже продали для этого свои учебники и оставили себе один комплект на двоих.
Актерская карьера
Дебют Васильевой в кино состоялся в 1945 году, в маленькой роли в фильме Константина Юдина «Близнецы».
Первая крупная роль досталась Вере два года спустя – девушка предстала в образе официантки-буфетчицы Настеньки Гусенковой в драме «Сказание о земле Сибирской» Ивана Пырьева. Чтобы получить роль девушки, которая, по задумке режиссера, должна была быть «похожа на бабу на чайнике», на прослушивании стройной девушке пришлось засунуть в декольте два скомканных чулка, расчесать тугие кудри и смыть косметику. Старания оправдались – эта роль принесла молодой актрисе не только всенародную узнаваемость, но еще и Сталинскую премию.
Еще одну «звездную мать» Вера Кузьминична сыграла в 1985 году в мелодраме «Выйти замуж за капитана» с Верой Глаголевой и Виктором Проскуриным. В том же году актриса снялась в одном из немногочисленных советских фильмов в жанре комедийного фарса «Зловредное воскресенье», в котором появились такие звезды отечественного кинематографа, как Михаил Пуговкин, Валентина Талызина, Борислав Брондуков и Михаил Кокшенов.
В 1989 году Вера Кузьминична выпустила мемуары «Продолжение души (монолог актрисы)»., где рассказала о себе и тех, с которыми ее сводила судьба. После распада СССР ролей в кино у Васильевой стало меньше, но среди них были те, что покорили сердца зрителей разных возрастов. К ним можно отнести мини-сериал «Вино из одуванчиков» по роману Рэя Брэдбери, где коллегами Веры Кузьминичны по съемочной площадке стали Владимир Зельдин, Лия Ахеджакова, Сергей Супонев и Иннокентий Смоктуновский, который скончался еще до завершения работы над картиной (его позднее озвучил Сергей Безруков).
В 2014-2015-х Васильева исполнила яркую и запомнившуюся многим роль бабушки в мини-сериале «Деревенщина» (Россия-1), сюжет которой в чем-то перекликается с сюжетом фильма «Карнавал», а также в детском фильме «Праздник непослушания».
В 2017 году режиссер Валерий Харченко объявил о том, что планирует снять фильм по чеховской «Скучной истории» с Натальей Фатеевой, Юрием Соломиным и Верой Васильевой в главных ролях. Но съемки фильма состоятся только в том случае, если Фатеева восстановится после серьезной травмы.
Актрисе Вере Васильевой исполнилось 95 лет
Когда случайная встреча определяет судьбу на 70 лет. Вера Васильева, необыкновенно обаятельная и привлекательная, талантливая и всегда элегантная, попала в актерскую профессию случайно. Но, как известно, не бывает случайных случайностей, и в свой 95-й день рождения ярчайшая звезда театра и кино это уже всем доказала. Веру Кузьминичну сегодня поздравлял президент и все почитатели ее таланта, ее образа жизни, который позволил ей и сегодня играть главные роли, подавать пример другим и быть до сих пор иконой стиля.
Васильки в шляпной коробке как напоминание Вере Васильевой о далеком детстве — о синеве полей на родине отца и о каждой шляпке, что примеряла на себя, представляя артисткой. Первое выступление — и сразу на сцене Большого театра, перед всем правительством. Запевала в пионерском хоре. «Широка страна моя родная».
«Много в ней лесов, полей и рек. А потом уже весь хор: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». И как раз стали говорить: «Он там! Он там!» И мы стали так заглядывать, но не видели», — вспоминает народная артистка СССР Вера Васильева.
А уже увидев ее Настеньку на экране, Сталин восторженно скажет Пырьеву: «И где вы нашли эту прелесть?» На самом деле студентку театрального училища с ямочками на щеках случайно встретили ассистентки режиссера. Правда, он решил немного подправить внешность юной актрисы.
«Ему надо было пышную грудь, и он сказал: «Принесите два простых чулка». Принесли чулки, он замотал в два кулака, подошел ко мне и сунул туда один чулок, другой чулок, потом посмотрел: «Хорошо. Мне нравится, так и будем делать»», — рассказала народная артистка СССР Вера Васильева.
На самом деле сибирскую чайную снимали даже не на «Мосфильме», а в Чехословакии. И в той поездке Вера Васильева считала себя Золушкой, попавшей на бал.
«К нам относились очень хорошо. Если мы заходили в магазин и кто-то говорил, что это русские пришли, нас обнимали, потому что это же было после войны», — говорит народная артистка СССР Вера Васильева.
В эту любовь — не героев, а самих Веры Васильевой и Владимира Ушакова — тогда поверила вся страна. Хотя актриса давно не скрывает, что любила тогда совсем другого человека, но без взаимности, и потому согласилась на предложение партнера по фильму.
«Он сказал, что он очень любит меня и мечтает, чтобы я была его женой. Прожили 50 лет, и прожили прекрасно. Но я не могу сказать, что была в него влюблена», — сказала народная артистка СССР Вера Васильева.
Открытая и душевная, всегда элегантная и очаровательная, она с детства считала себя человеком не из нашего циничного времени, а откуда-то из романтического прошлого.
Каждую роль в кино и театре она подпитывает сердечными переживаниями, личным расположением или неприязнью.
«Иногда приходили к маме какие-то дамы, они почти всегда говорили о каких-то романах, будучи замужем, говорили: я его очень любила. И я понимала: значит, они изменили своему мужу. От них веяло какой-то самоуверенностью, что когда я получила эту городничиху, я думала только о тех женщинах, которых я видела в жизни и которые мне не нравились», — говорит народная артистка СССР Вера Васильева.
Сегодня она по-прежнему несколько раз в месяц выходит на сцену Театра сатиры, где служит уже больше 70 лет, играет и саму себя в спектакле о своей судьбе, и голливудскую актрису, испытывающую роковое влечение, и все понимающую мать.
«Во-первых, я бы хотела сыграть еще хоть одну новую роль, где я могла бы быть самой собой, может быть, чуть в другом веке. Женщину мудрую, сильную, которая хочет быть опорой для своих детей, внуков», — говорит Вера Васильева.
Так сложилось, что любящую маму или мудрую бабушку она играла чаще всего. Но между детьми и работой осознанно выбрала любовь зрителей. И лишь недавно Вера Васильева обрела личное счастье — крестную дочь Дарью и названную внучку Светлану. Это ее семья, опора и любовь. И за них она больше всего благодарна судьбе.
Мы присоединяемся ко всем поздравлениям, которые сегодня звучат в адрес Веры Васильевой, и восхищаемся талантом замечательной актрисы, на чьи спектакли всегда хочется пойти еще и еще раз, а это и есть настоящий секрет успеха. В субботу ко дню рождения народной артистки Первый канал покажет документальный фильм «Вера Васильева. С чувством благодарности за жизнь». Смотрите третьего октября в 15:00.
Вера Васильева
Биография
О возрасте женщины говорить не принято, но актриса Вера Васильева не скрывает количество прожитых лет. Народная артистка СССР, любимица публики и символ вдохновения для молодых коллег и сегодня продолжает служить в театре. Вера Кузьминична всегда при полном параде, на каблуках и с неизменной улыбкой, от которой на щеках появляются узнаваемые ямочки.
Детство и юность
Васильева родилась в Москве 30 сентября 1925 года. Отец и мать знаменитости — люди разного происхождения и характера. Кузьма Васильевич вырос в деревне Сухой Ручей и слыл скромным и покладистым человеком. Александра Андреевна — горожанка, окончившая коммерческое училище и знавшая французский язык. Молодая жена тяготилась бытом и порядками, к которым привыкли родители супруга, и мечтала переехать в столицу.
В Москве Васильевы поселились в коммунальной квартире на Чистых прудах. Условия оказались не многим лучше деревенских. Вера Кузьминична вспоминала, что перед выходом из комнаты приходилось громко топать ногами, дабы отпугнуть мышей.
Артистка росла со старшими сестрами Антониной и Валентиной, а перед войной родился младший брат Василий. Многодетная семья имела низкий достаток. Отец трудился шофером, а мать занималась хозяйством. Ряд женских обязанностей лежал на плечах Кузьмы, но Александра отвечала старанием украсить окружающую обстановку.
Во время Великой Отечественной войны Вера осталась с папой в Москве. Маму с маленьким сыном отправили в Башкирию, а сестер эвакуировали, так как одна работала в наркомате обороны, а другая имела медицинское образование. Васильева не забыла город, окутанный паникой, бомбардировки и то, как приходилось спать в метро. Чтобы прокормиться, будущая актриса устроилась на завод.
Из-за тягот мирной и военной жизни родные даже не заметили увлечение дочери. Однажды подруга матери взяла Веру в Большой, где показывали «Царскую невесту». Роскошные декорации впечатлили Васильеву. С тех пор девочка «заболела» сценой. В 1943-м Васильева поступила в театральное училище, немало удивив близких.
Фильмы
Фильмография Веры Кузьминичны начала пополняться на студенческой скамье с эпизода в комедии «Близнецы». А вскоре артистка проснулась знаменитой после участия в картине «Сказание о земле Сибирской». По слухам, увидев Васильеву на экране, Иосиф Сталин умилился и приказал наградить. Так или иначе, в 1948-м исполнительница стала лауреатом Сталинской премии I степени в размере 100 тыс. руб.
В интервью звезда делилась, что перед съемками старательно подготовилась — накрасилась и сделала кудри. Но при виде нарядной студентки Иван Пырьев попросил ассистентов расчесать и умыть претенденту на роль Насти Гусенковой. В завершение образа режиссер вложил скрученные чулки под платье Васильевой, добавив округлости в области груди.
По яркости и объему ответной любви зрителей со «Сказанием» сравним фильм «Свадьба с приданым», ставшим экранизацией одноименного спектакля, за участие в котором Васильевой присудили Сталинскую премию III степени (25 тыс. руб.). Музыкальная комедия отразилась и на личной жизни актрисы, подарив знакомство с будущим мужем.
Среди запоминающихся ролей артистки — мать ключевого персонажа цикла «Следствие ведут ЗнаТоКи» Маргарита Николаевна Знаменская. В привычном для поклонников детективной эпопеи образе Васильева появлялась и в 1970-е, и в 2000-е годы.
Театр
В 1948-м Вера Кузьминична пришла в Московский академический театр сатиры и через два года получила статус примы. Журналисты не раз восторженно писали о том, как актриса предана родной сцене. Васильева любит этот храм искусства и ладит с труппой. Конечно, не всегда знаменитость играла желанных героинь, но находила компромиссы, старалась не завидовать и не держать зла.
Васильева появлялась как в классических пьесах, так и в нетрадиционных представлениях. К таковым относится постановка Романа Виктюка «Реквиеме по Радамесу», где компанию артистке составляли однокурсница Ольга Аросева и оперная прима Елена Образцова.
Больше 70 лет актриса верна Театру сатиры, но выступала и на других подмостках, как московских, так и провинциальных. Так, Васильеву приглашали в Орел играть Кручинину в «Без вины виноватых». А с 2012 года в Малом театре за исполнительницей закреплена роль графини Анны Федотовны в «Пиковой даме».
Общественная деятельность
Около двух десятилетий артистка числилась секретарем Союза театральных деятелей России. Будучи председателем социально-бытовой комиссии, уделяла немало внимания поддержке коллег, попавших в затруднительное финансовое положение.
Небезразлично доброе сердце актрисы и к бездомным животным. Братьям нашим меньшим Васильева помогала не только словом, но и делом. В квартире знаменитости живет кот Филимон, которого Вера Кузьминична подобрала на улице.
Личная жизнь
В 2019 году артистка призналась в интервью, что однажды Пырьев позвал в номер, дабы получить благодарность за звездную роль. Встретив отпор, режиссер грозил испортить карьеру. Но на удивление, Васильева вспоминала Ивана Александровича не со злостью, а с благодарностью за старт, данный в молодости. Не таить обиду — отличительная черта Веры Кузьминичны.
Актриса пошла под венец лишь раз. До знакомства с Верой Владимир Ушаков был женат на коллеге Нине Гарской, а Васильева теряла голову от любви к Борису Равенских. Затем Нина ушла к композитору Николаю Каретникову. Но тот думал лишь о новых постановках и не собирался бросать семью, хотя о романе знал весь театр.
Из серии «СЕМЬЯ» Вера Васильева и Владимир Ушаков
Артистка поставила точку в отношениях, длившихся не один год. В это время Ушаков терпеливо ждал, добивался внимания Веры Кузьминичны, пока та не ответила согласием. Свадьбу отпраздновали скромно: без пышных нарядов, в общежитии. Васильева вспоминала, что в то время была как во сне и испытывала сомнения в правильности выбранного пути. Впервые белое платье и обручальное кольцо надела только на золотом юбилее.
Пара прожила в браке 56 лет. Владимир Петрович красиво ухаживал и ежеминутно доказывал чувства. Вера не хотела вести хозяйство — муж решил не обременять любимую и нанял домработницу. Благодаря таким поступкам Ушаков окончательно расположил избранницу.
Внешность и стиль
Неувядающая звезда утверждает, что после каждого спектакля — а это практически на ночь — любит побаловаться чем-нибудь вкусненьким, но вес контролирует. Но, глядя на фото Васильевой, не скажешь, что актриса злоупотребляет лишними калориями. Секрет в объеме порции: Вера Кузьминична ест только из маленьких тарелочек.
Вера Васильева рассказала об игре на сцене в 95 лет
«Графиня сильно в возрасте, поэтому я могу долго кряхтеть и сердиться»
Народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии, старейшая актриса Театра сатиры Вера Кузьминична Васильева отмечает потрясающую дату — 95 лет. Можно сказать иначе — сто без пяти, но в любом случае это производит сильное впечатление. Тем более что в столь почтенном возрасте актриса выходит на сцену, поражая осанкой, хорошо поставленным голосом и игрой. В жизни отличается трезвостью оценки и правду о себе предпочитает легендам и мифам. Редкое качество.
Фото: Из личного архива
Вера Кузьминична накануне юбилея самоизолировалась. «Отказалась отмечать юбилей, артисты ее поколения должны брать пример», — сказал министр культуры Москвы. А мы сидим с ней у нее на кухне на Старом Арбате. За окнами притихла осень. Вера Кузьминична разливает чай. Прямая спина, туфли на невысоком каблучке, аккуратная укладка седых волос. «Не актриса Васильева, — думаю я. — Королева английская, Елизавета!»
Только в этом году почувствовала возраст
— Вера Кузьминична, мне кажется, вы могли бы играть английскую королеву.
— Да? Вы полагаете? Вот я считаю, что Инна Чурикова прекрасно играет английскую королеву (спектакль «Аудиенция». — М.Р.). Я-то, к сожалению, целиком этого спектакля не видела — только отрывки, но даже ее такая некрасивость, которая на самом деле красивость, совпадает с моими ощущениями покоя и собственного достоинства, свойственными королевской особе.
— Да и королева Елизавета не красавица, у нее довольно простое лицо, однако какая харизма! Как у вас: невероятное обаяние простоты и силы — для жизни и сцены.
— Да, я играю, и если хватит сил — думаю, еще поиграю. У меня сейчас три спектакля: «Таланты и поклонники», «Вера» (на «Чердаке», под крышей театра), а вот с «Роковым влечением» мы решили подождать, потому что там много переодеваний и восхождений на крутую лестницу. А так как ноги у меня уже не очень-то, то пока подождем.
— Если честно, в 95 оставаться на сцене — абсолютный рекорд.
— Трудно, очень трудно. Есть очень большой страх — забыть текст, страх пошатнуться, потому что голова кружится… И что публика подумает тогда? Знаете, Мариночка, я ведь не чувствовала возраста, когда мы сдавали «Роковое влечение», потому что была увлечена ролью. Я только в этом году почувствовала возраст, а до этого играла, как будто мне 60. А потом вдруг чувствую, что не помню, допустим, какого-то имени — такая ерунда, которая, казалось бы, чего она стоит, когда играешь? А все равно… Говорят, что пожилые актеры обычно играют с суфлером в ухе, — не знаю, не пробовала. Теперь, может быть, попробую. Но вот в «Пиковой даме» сама роль к этому располагает: графиня сильно в возрасте, поэтому я могу долго кряхтеть, сердиться, злиться на себя и на прислугу, а сама спокойно ждать подсказки. Это все, конечно, не радость. Тяжело, но ничего не поделаешь — 95. Но не будем о здоровье — от нас все равно мало что зависит.
С Александром Ширвиндтом и Марком Захаровым. Фото: Из личного архива
— А вам не жалко, что без вас сойдут со сцены ваши спектакли?
— Скажем, «Роковое влечение» — не тот сатирический спектакль, который предельно необходим нашему театру. Это подарок был сделан лично мне, потому что я таких ролей прежде не имела. А роль получилась. И поэтому, когда я где-то ляпнула, что на мою роль можно кого-то ввести (например, Зою Зелинскую или Светочку Рябову), мне сказали: «Без вас это вообще не пойдет». Думаю, что мне придется поговорить разок с Александром Анатольевичем (Ширвиндтом. — М.Р.). Но если на этот счет он что-то и думает, то независимо от того, что думаю я. Ведь актеры сейчас работают очень честно. Вот, например, Светлана Рябова — она очень выросла. Я иногда думаю, что она может взять мою роль в «Роковом влечении» — у нее такое мощное нутро! Ну и что, что молодая? Можно же гримом состарить лицо.
Сейчас я нахожусь в таком состоянии, что человек с совестью должен пойти и сказать: «Больше я играть не имею права». У меня совесть-то есть, а сил пойти и сказать… Ну не могу! Все думала: может, за время карантина силенки придут. Ну а если не придут… Единственное, что мне не трудно, — это разговаривать со зрителем от своего имени. И так появился спектакль «Вера» на «Чердаке» Сатиры.
В общем, спасаюсь пока как могу, но временами испытываю безумный страх и стыд, что не имею права в таком состоянии выходить и играть.
Ранняя молодость. Фото: Из личного архива
Ни с кем никогда не дружила в театре
— Но без лести — скажу вам правду, и только правду: фантастически выглядите для возраста без пяти сто.
— Выгляжу, может, и так, как вы говорите… Я не жалуюсь, но в деле я сейчас уже не та.
— Я думаю, что это ответственность говорит в вас.
— Наоборот, я даже иногда думаю: «Какая я халтурщица!» И даже люблю, чтобы я была немного халтурщицей: во-первых, это дает ощущение свободы, возможность импровизировать, и во-вторых (это главное) — не такое паническое отношение к любой своей ошибке. А когда я со всей серьезностью отношусь к работе, то каждое отступление от истины драматично.
— Сколько интересных людей, потрясающих артистов было в вашей жизни! Вы скучаете по кому-то из своих партнеров?
— Те, кого уже нет, — я о них не думаю. Скажем, с Юрием Авшаровым я играла с наслаждением и очень его любила. А Андрюша Миронов был настолько блистательным, что я понимала: рядом с ним что я, что, скажем, Валечка Шарыкина — у него в игре ничего не изменится. Ему партнер не был уж так необходим.
— Разве он таким равнодушным был партнером?
— Нет, не равнодушным, но он был так занят своей ролью, и тот, кто в данный момент находился с ним рядом, абсолютного значения для него не имел. Но человеком он был идеально воспитанным: ни разу не видела его грубоватым и уж тем более хамоватым или неблагодарным. Все, что положено хорошо воспитанному человеку, у него было: желание помочь, подать руку и быть на высоте. И играть с ним было приятно, потому что публика вся была от него как наэлектризованная.
Потом, я ведь отдельная, ни с кем никогда не дружила в театре. Вот Олечка Аросева — она компанейская была, душа любой компании, веселая, отзывчивая, вечно с остротами, а я как-то так… Тихая, наверное. Счастье, что мы играли с ней последний спектакль «Реквием по Радамесу», который Ромочка Виктюк сделал, — я, Оля и Елена Образцова. Мы любили этот спектакль и играли с большим наслаждением друг от друга. Оля меня всегда звала Кузьмишкой. А в это время параллельно в Малом театре я репетировала «Пиковую даму» и однажды, отыграв сцену, по дороге в кулисы ногой наступила на подол платья и упала — вывих плеча. В театре тут же сказали: «Ну, вот вам Пиковая дама и отомстила». Но «Радамеса» я продолжала играть, и в общих сценах Олечка держала меня за плечо и повторяла: «Верушечка, держись, держись, а то мы потеряем спектакль…»
Не знаю, может быть, спектакль того и не стоил, но удивительное дело — мы чувствовали, что публика идет, чтобы сказать нам троим: «Мы вас любим». Может, моментами им и не так интересно было, но они ждали, когда можно захлопать, то есть так проявляли свою любовь. А в «Роковом влечении» я до сих пор чувствую, как они слушают, смотрят, а не то что «когда же это кончится?» — и аплодируют только в финале.
— Еще один вопрос о прошлом: насколько правдива история о том, как Людмила Гурченко поступала в Театр сатиры? Рассказывают, что когда она вышла на сцену, весь дамский состав Сатиры, сидевший в зале, продемонстрировал ей что-то вроде презрения…
— Не знаю, как все женщины, но на обсуждении действительно был холодок. Этот холодок как бы говорил: она привыкла быть премьершей, а в театре нужно понимать, что главное — сам спектакль. Ее звездность как бы немножечко мешала тут. Но много лет спустя, в 90-х годах, она все-таки играла с Шурой (Александром Ширвиндтом. — М.Р.) в спектакле «Поле битвы после победы принадлежит мародерам».
А между прочим, к нам в театр показывалась Инна Чурикова с драматическим отрывком из Тургенева, и она тогда мне очень понравилась. Но я понимала, что ей предстоит в Театре сатиры моя судьба: то есть ей не будут давать такие роли, в чем она самая прекрасная, — в своей искренности. И я на худсовете тогда сказала: «Я бы на ее месте в наш театр не пошла».
Ведь роли в наших спектаклях были неглубокие: ну, хорошенькая девчушка должна спеть песенку, поссориться со своим парнем, а через один акт помириться с ним и спеть уже вдвоем. Такого рода ролей было много — Маша, Оля, Зина, Таня (дело не в именах), — но там актрисе нечего было играть. И я считаю, что Инну Чурикову спасло то, что ее не взяли: она бы у нас погибла. Я сама всегда очень страдала от таких ролей. Она же комедийная, но у нее непременно есть вторая сторона: глубокий драматизм, невозможность вписаться в жизнь, которая вокруг. Она намного глубже — и тогда она сверкает.
Два великих Васильева: Вера Кузьминична и Владимир Викторович. Фото: Из личного архива
Ничего жутко колхозного во мне уже не было
— Вы никогда не пытались перейти в другой московский театр, где у вас были бы роли под амплуа?
— Нет, я не верила, что кто-нибудь меня возьмет. Я не видела у режиссеров никогда к себе никакого интереса. Поэтому прийти и сказать: «Я хотела бы играть Джульетту, или Адриенну Лековрёр, или даже мадам Бовари!» — значило обречь себя на посмешище. Они сказали бы: «Идиотка пришла». Так что даже в голову такое не приходило.
Я была уверена, что если представляю хоть какой-то интерес, то тогда кто-то хоть когда-нибудь да скажет: «Хорошо, если бы вы были в нашем театре». Но такого никогда и нигде не было сказано. Поэтому ходить и обивать пороги, играя в своем театре роли из советской драматургии (я же играла хорошие роли), было смешно.
— Поражаюсь вашей трезвой самооценке. Актрисы обычно себя переоценивают, поэтому испытывают разочарование от ожиданий, страдают, а вы…
— Бывает, что и переоценивают. Тут часто происходит путаница: я хочу, но могу ли? Хотеть-то я могла много чего, но понимать… Я понимала про себя много.
— Но в тот плодотворный для вашего возраста период вы уже понимали, что можете сыграть Раневскую в «Вишневом саде»?
— В какой-то момент точно понимала, что не могу, потому что во мне нет какой-то особой женской породы того времени. Я не видела, что могу заинтересовать собой в таких ролях. Поэтому иногда какие-то кусочки учила наизусть просто для себя — как бы проверяла: могу ли это чувствовать на сцене? Но спустя какое-то время оказалось, что могу. И в Орле, и в Твери я потом сыграла Раневскую, но мне уже было хорошо за 50.
— То есть наконец проступили порода и благородство?
— Ну, во всяком случае, ничего жутко колхозного во мне уже не было. Чем я моложе была, тем ближе к своим героиням — Настеньке из фильма «Сказание о земле Сибирской» или Ольге из «Свадьбы с приданым». Режиссер Борис Равенских, который и сделал «Свадьбу», любил каждого актера. Любовно показывал, наслаждался их игрой. Так что жизнь много подарков мне сделала…
— Как сохранить фигуру в 95? В чем секрет Веры Васильевой?
— Знаете, Мариночка, у меня никогда такого не было, чтобы я дико поправилась, а потом не знала, как похудеть. Всегда один и тот же вес — плюс-минус два килограмма. Это природа, а не результат изнурения себя. Я ведь по натуре жуткая лентяйка и мало что делаю, если мне этого не хочется. А не хочется почти всегда.
Я даже когда вышла замуж, и мы с Володей (артист Владимир Ушаков — покойный муж Веры Кузьминичны. — М.Р.) жили в пятиметровой комнате в театральном общежитии, у меня была домработница Анна Ивановна. Она до нас работала поваром у каких-то важных людей и любила повторять: «Настоящие господа едят только дичь». А когда мы просили ее сварить курицу, она как будто презирала нас: «Курицу едят только простые». Брезгливо готовила, на полу валялась куриная кожа, и тогда Татьяна Ивановна Пельтцер своим низким прокуренным голосом кричала на все общежитие: «Вера, иди убирай за своей прислугой!» И я шла и убирала.
Татьяна Ивановна была потрясающей. А какая была у нас Валентина Токарская! Сложной судьбы женщина, силы огромной, но она никогда ничего не рассказывала, хотя прошла и немецкий плен, и потом — сталинские лагеря в Воркуте. Но сколько я ее помню, она все время хохотала. Роскошная была женщина! Говорила мне так: «Пойдем на рынок, Вера, надо туфли купить на высоком каблуке». — «А не трудно ходить на высоком?» — спрашивала я. «Не трудно. Если ты женщина, надо ходить на высоком».
С внучкой Светой. Фото: Из личного архива
Бог меня наградил за что-то
— Я слушаю вас: сколько же вы жизней прожили!
— Много, и все они разные. В родительском доме было все предельно скромно, ни о каком театре нельзя было мечтать. А потом — кино, театр, Сталинская премия…
— Мне кажется, вы единственная остались, у кого она есть?
— Может быть. Это фантастическая история моей жизни: на третьем курсе института никому не известная девочка вдруг попадает в фильм, да еще самого Пырьева! Это ассистентка его меня нашла в Школе-студии МХАТ. Увидела и просто сказала: «Приходите завтра в группу Ивана Александровича — у него будут пробы». Я и пришла. Сначала в своем платье была, но ему оно не понравилось, и меня переодели в костюм Настеньки. Он позвал Бориса Андреева (слава его была тогда огромной), мы сыграли с ним сцену, и Пырьев велел: «Оформляйте ее. Будет играть Настеньку. Поедем все в Прагу».
И первый раз в жизни я оказалась за границей: божественный город, деньги большие… Там я купила на зиму себе котиковое пальто с роскошным воротником, а на весну — серое. Так что была приодета. Все были счастливы. Но, как ни странно, после съемок я почти ни с кем не поддерживала отношений: ни со своим «женихом» — Борисом Андреевым, ни с Мариной Ладыниной. Только немного с Володей Дружниковым. Мы как-то мгновенно все расстались: у всех работа, поездки с концертами… Огромная, огромная жизнь, которая, кажется, была когда-то, но при ком-то другом. А сейчас совсем другое…
— У вас прекрасное имя — Вера. Да и день 30 сентября — Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи — почитаем. Во что вы верите?
— Вопрос неожиданный. Но я бы так на него ответила: вообще, я верю в Бога. Бог для меня — это доброта, справедливость, желание людям счастья. Иногда — прощение и утешение.
Даша Милославская, как родная дочь. Фото: Из личного архива
— На что вы надеетесь — и вообще на что можно надеяться, особенно сегодня?
— Сейчас я бы надеялась на то, чтобы не очень стать мне плохой, что было бы нехорошо и для меня, и для моей Дашеньки (Дарья Милославская не родственница, но самый близкий для Веры Кузьминичны человек. — Прим. авт.). Ведь из моей семьи у меня никого нет. Сегодня моя семья — это Дашенька и ее дочка Светочка. Она зовет меня бабушкой — а я и не думала, что когда-нибудь буду бабушкой. Мы ведь с Дашенькой 30 лет вместе. С детства она хорошо воспитана, прекрасно знает два языка. Она полностью мной занимается. И хотя у Дашеньки папа жив, сестренка есть, но она мне как дочка. Она награда мне в жизни, но я не знаю за что. Это Бог меня наградил за что-то.
— За долгую жизнь вы поняли, что такое любовь?
— Многие не знают, что это такое, да и я не знаю. Наверное, любовь — это счастье. Когда ты любишь, хочется жить. Даже если любовь без взаимности. Я так скажу: не дай Бог никого не любить.