сколько лет актрисе светличной в 2020 году
Светлана Светличная
Имя: Светлана Светличная (Svetlana Svetlichnaia)
Отчество: Афанасьевна
День рождения: 15 мая 1940 (81 год)
Кто родился в этот день: узнать
Место рождения: г. Ленинакан, Армения
Вес: 55 кг
Карьера: актриса
Фото: Светлана Светличная
Биография Светланы Светличной
Детство и юность
Мама настояла, чтобы Света по окончании школы собирала чемодан и отправлялась в Москву – поступать в театральный вуз. По словам актрисы, без маминой веры в ее силы она бы никогда не решилась на этот шаг, так как была напугана и самостоятельной поездкой в столицу, и тем, что во ВГИК, куда девушка собралась поступать, был конкурс в 80 человек на место.
Но в итоге Светличная прошла все туры и стала студенткой на объединенном актерско-режиссерском курсе легендарного Михаила Ромма. Учиться ей очень нравилось, особенно привлекали актерское мастерство и танец. Творческая атмосфера была потрясающей, к первокурсникам приходили Василий Шукшин и Андрей Тарковский, а в числе однокурсников Светланы были Андрей Кончаловский, Валерий Носик, Галина Польских. Со второго курса вместе с ними стали учиться Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Кинокарьера и театр
В 1963 году Светличная окончила учебу и стала актрисой Театра-студии киноактера. Наиболее значимыми ее ролями на сцене стали Марья Лебядкина в «Бесах» в постановке Вячеслава Спесивцева и Сюзанна в спектакле «Чудо», который поставил Савва Кулиш по пьесе Мориса Метерлинка «Чудо святого Антония».
Еще в студенческие годы Светлана дебютировала в кино в роли Натки из «Колыбельной» (1959). Этот фильм был также режиссерским дебютом Михаила Калика. Там же актриса впервые проявила свои вокальные данные.
Первая брачная ночь, измены и другие факты о Светлане Светличной
О неуверенности
Стать актрисой Светлана Светличная мечтала с детства, но неуверенность в собственных силах была сильнее — будущая звезда комплексовала и скорее пошла бы в медицинский или физкультурный институт, чем попробовала себя на сцене.
Родители настояли, сразу после получения девушкой аттестата отправив ее поступать во ВГИК. Увидев конкурс в 80 человек на место, Светличная поняла, что не справится. И от страха выложилась на полную, впечатлив приемную комиссию. Юное дарование зачислили на курс к советскому мэтру Михаилу Ромму.
О первой брачной ночи
В молодости артистка жила в коммуналке вместе с родственниками мужа, актера Владимира Ивашова. Спали на полу втроем с братом супруга. Исполнительница признавалась, что зачатие первого из двух детей, Алексея, стало возможным только благодаря свадебной поездке к родне Светланы — молодоженам выделили отдельную комнату, где и состоялась долгожданная первая брачная ночь.
Светлана Светличная и Владимир Ивашов с сыновьями
Со свекровью отношения у Светличной не сложились сразу. Несмотря на многочисленные попытки мужа примирить двух любимых женщин, все окончилось печально. Молодую чету родственники супруга в итоге выставили за дверь с вещами. Благо, что артистку, тогда беременную, с мужем приютили соседи.
О горькой славе
О «несоветской» внешности
Часто исполнительницу не утверждали на роли из-за яркой, «несоветской» внешности. Зато из-за нестандартной красоты артистку часто отправляли в командировки за границу — она в составе советских делегаций занималась презентацией фильмов на всевозможных зарубежных фестивалях.
Во время одной из таких поездок на актрису обратил внимание Лукино Висконти. Желая предложить Светличной роль в очередной картине, итальянский режиссер отправил запрос в Минкульт СССР — просил разрешить артистке сыграть в зарубежном кино. Однако там ответили, что Светлана слишком занята в съемках на родине, что, конечно, было ложью.
Месть режиссера
По словам звезды, красота не только открывала новые горизонты, но и создавала проблемы. На Светлану Светличную «положил глаз» известный советский актер и кинорежиссер Сергей Герасимов. Его желание обладать женщиной было столь сильно, что даже супруг артистки не казался помехой. Отказ исполнительницы от романа с прославленным кинематографистом дорого обошелся Светличной — на 10 лет ее «отлучили» от кино. Отказывались снимать даже в эпизодах.
Родственники ее травили и добивали: стало известно о потере 80-летней Светланы Светличной
Продолжение: «Как тяжело выживать!»: крик души добиваемой родными 80-летней Светличной
Неделю назад в эфире телеканала НТВ звезда «Бриллиантовой руки» жаловалась, что самые близкие люди – сын, внука и невестка – сживают ее со свету, травят ртутью, не дают спокойной жизни. «Я родила таких отвратительных людей!» – вздыхала Светличная.
ПО ТЕМЕ
Новая жертва: Цивин и Дрожжина обработали миллионершу Кравец
Ложись и умирай: Кравец забирает к себе загоняемую бесстыжими родственниками в гроб Светличную
Светлана Афанасьевна Светличная актриса
Но мир не без добрых людей. Актриса и певица Алена Кравец предложила Светлане Светличной помощь. Мол, пусть Светлана Афанасьевна оставит все бессовестным родственникам и переезжает жить к ней в шикарный дом на Рублевке. «Я обеспечу вас всем, от еды и париков до массажистов и водителя», – обещала Кравец.
Тогда Светличная за любезное предложение поблагодарила Кравец, но отказалась его принять. «Я сейчас стараюсь, чтобы меня защищала полиция. А дом я свой люблю и я не могу в таком возрасте менять постель. Я такой человечек, да. Спасибо ей, она очень добрая, теплая и красивая. Она настоящая. Спасибо за заботу!» – пояснила актриса в интервью «5 каналу».
Но Алена Кравец такой человек, что снимет последнюю рубашку, чтобы помочь близкому. «Я в хорошем дорогом магазине купила Светлане Афанасьевне две корзины с гостиницами, – рассказала Кравец. – Там и рыба, и французское шампанское, и пирожные, и сыры, и колбасы всех сортов».
А Светлана Светличная вдруг перестала отвечать на звонки. «Я много раз звонила и на домашний, и на мобильный, – вздыхает Кравец. – Но никто не отвечает. То ли Светлана Афанасьевна сменила номера, то ли не подходит к телефону, то ли ей не дают отвечать. Словом, она перестала выходить на связь, и я очень беспокоюсь. Встревожена тем, что потеряла ее, но очень надеюсь, что у нее все в порядке. Просто я помню, как певица Валентина Легкоступова тоже много дней не отвечала на звонки дочери, а потом случилось страшное. «
Светлана Светличная осталась одна в свой юбилей
Продолжение: Страдающая от диких болей Светличная щеголяет в туфлях на шпильке
Именно Светлана Светличная виртуозно исполнила роль той самой эффектной блондинки-аферистки в халатике, пытавшейся соблазнить героя Юрия Никулина в легендарном фильме «Бриллиантовая рука». На счету актрисы множество ролей в кино и театре. Однако жизнь артистки не всегда состояла из одного только успеха. На долю Светланы Светличной выпало немало горя: она похоронила мужа, актера Владимира Ивашова, и младшего сына Олега.
ПО ТЕМЕ
«Просто негодяи»: Светличная обвинила внучку в покушении на ее жизнь
Светлана Афанасьевна Светличная актриса
«Володя был лучше меня. Я была неплохой актрисой, а он был еще и прекрасным человеком. Володя был талантлив во всем: мог и дом построить, и на сцене играть, прекрасно пел, читал стихи, а как он вкусно готовил… Он даже умел гнать отличный самогон», – рассказала Светлана Светличная.
Актриса вспомнила, как часто после спектаклей у них с мужем засиживались друзья. Однако сейчас никто даже не вспомнил о годовщине со дня его смерти. «Ни передач о нем, ни вечера памяти, хотя в марте исполнилось 25 лет, как его не стало», – посетовала актриса.
Со старшим сыном Алексеем у Светланы Светличной долгое время были натянутые отношения. Но после того, как артистка пришла на помощь наследнику, который якобы в начале года попал в реанимацию, все наладилось: возобновилось общение с внучкой Марией, невесткой Ольгой, правнуком Владимиром.
Однако, по словам актрисы, все опять испортилось. «У сына было несколько инсультов. Я устроила его в лучший госпиталь, где ему сделали сложнейшую операцию и спасли его. А он даже спасибо мне не сказал», – с обидой отметила актриса.
По словам Светличной, сейчас сын не работает. Она помогает семье по мере сил, однако ее якобы все равно воспринимают как чужого человека. Актриса считает, что всему виной квартирный вопрос. Но не исключает, что негативное отношение к ней обусловлено банальной ревностью. «Я была действительно хороша собой, и вокруг все восхищались: какая Светличная красивая. Ольге, моей невестке, наверное, это было неприятно. Она даже не ходила на мои спектакли», – отметила Светлана Светличная.
В свой юбилей актриса не намерена устраивать никаких громких торжеств. Из-за режима самоизоляции она даже не уверена, что к ней кто-то придет. Тем не менее, именинница купила несколько бутылок шампанского, а еще у нее есть красная икра, белый хлеб и хорошее сливочное масло. «Могу и не накрывать стол – просто подарю шампанское своему гостю. А могу что-то приготовить и вынести на улицу. Собираться, как раньше, конечно, сегодня не стоит», – убеждена актриса.
Конечно, больше всего в свой день рождения Светлана Светличная хотела бы услышать поздравление от сына Алексея, однако особых надежд на этот счет она не питает. «Боюсь, что он даже не позвонит. Он очень изменился из-за… своей болезни», – печально констатировала именинница.
Светлана Светличная отмечает 80-летие в затворничестве
Вгиковские друзья сравнивали ее с Мариной Влади
Возраста Светлана Светличная никогда не скрывала. Гордилась тем, что может позволить себе то, на что другая женщина уже не осмелится: мини-юбку, например. Актриса не раз выходила к зрителям в маленьком черном платье, открывавшем ее умопомрачительные ноги, и говорила: «Мне 75, 77, 79…» Зал взрывался аплодисментами, как это бывало, когда Владимир Зельдин объявлял, что ему 100 лет.
Фото: Сергей В.Иванов
Светличная говорит: «Я уходящая натура, но мне нравится хулиганить, носить шорты. Женщина и в таком возрасте способна любить. Когда задают вопрос: «Кто вам нравится в последнее время больше всего?» — отвечаю: «Светлана Светличная».
Пять лет назад, когда ей исполнилось 75 лет, она весь год активно путешествовала, принимала поздравления на фестивалях. На день рождения сбежала в Пензу к брату, который тоже, кстати, родился 15 мая, но 1953 года. Еще до пандемии Светличная категорически отвергла предложение Гильдии актеров кино провести ее юбилейный вечер. Жаль, поскольку есть что вспомнить и о чем рассказать. С каждым ее фильмом связана удивительная история.
Полтора месяца Светличная провела дома в самоизоляции, но перед юбилеем все-таки сходила в магазин за шампанским и перестала отвечать на телефонные звонки. Взяла паузу.
В ее жизни были необычные работы, о некоторых зрители почти ничего не знают.
Так, в 1969-м она снялась в четырехминутной «Папироснице» у Суламбека Мамилова в роли разносчицы папирос в шляпке с надписью «Моссельпром». Вышла эта картина через год после «Бриллиантовой руки» Гайдая, ставшей самый знаменитой работой актрисы.
Светлана Светличная после показа «Папиросницы» поделилась с «МК»:
— Мы снимались с Суламбеком Мамиловым и моим мужем Владимиром Ивашовым у Станислава Ростоцкого в «Герое нашего времени». Суламбек сыграл Казбича. Там мы и подружились. Потом он поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, начал снимать кино и пригласил меня. Но картина многие годы где-то у него пролежала, никто ее не видел. А к моему 50-летию Суламбек мне ее подарил. Такая радость, что она дожила до своего часа. Давно не была я так счастлива.
В фильме «Девушка и смерть» голландского классика Йоса Стеллинга Светличная сыграла Ренату Литвинову 50 лет спустя, некогда содержавшую то ли отель, то ли бордель в Германии.
С Вячеславом Тихоновым в фильме «Семнадцать мгновений весны».
Йос Стеллинг так объяснил «МК» свой выбор:
— Я ее совсем не знал. Но Рената Литвинова снимала Светлану в своем фильме «Богиня: Как я полюбила» и предложила ее на роль пожилой Нины. Я почувствовал, что между ними какая-то связь, а когда сам увидел Светлану, сразу же уловил ее сходство с Ренатой. Оно в их лицах. Они сильные женщины, и мне это нравится. Когда человеку лет 40, то он боится смерти больше, чем в 70. Моя мать в 95 лет так устала от жизни, что хотела умереть, жила прошлым, поскольку почти все близкие покинули этот мир.
Стеллинг, размышлявший о смерти и старости, был слегка удивлен, когда к нему пришла необычно одетая, в экстравагантной шляпке и ярком макияже русская актриса. А ведь ей предстояло сыграть 80-летнюю героиню.
Версия Светланы Светличной такова:
— Я часто в мини хожу. Люблю оригинальничать. У меня сразу же появляется задор, ничего не болит. Нужно же как-то выживать. Стеллинг, увидев меня, засомневался. Но я же многое могу сыграть, просто не предлагают.
Уже после работы со Стеллингом вышла документальная картина «Осень в дубовых лесах» Валерия Бакирова о писателе Юрии Казакове и его вдове — шекспироведе Марине Литвиновой. Она делится воспоминаниями об их знакомстве на похоронах Бориса Пастернака. Ее рассказ прерывается черно-белыми кадрами из фильма Михаила Калика «Любить» 1968 года, где Светличная с русалочьим взглядом и Лев Круглый блуждают по Москве, едут непонятно куда в такси, сидят на скамейке в пустом парке. Из-за этой запрещенной и изуродованной цензурой картины Калик уехал из СССР в Израиль, там уже восстановил авторскую версию. В 2017-м его не стало, а незадолго до этого он, старый и больной человек, похоронивший жену, плакал на глазах у зрителей в Варшаве после показа фильма — туда привезли из Москвы истерзанную цензурой копию.
У Калика Светличная дебютировала еще в 1959 году в «Колыбельной» и первый свой гонорар потратила на кроличий жилет для мамы. В финале документального фильма «Осень в дубовых лесах» появляется не только в кадрах фильма Калика, но и такая, как есть в жизни, — в белой шляпе, с ландышами. На лавке у дома, где живет вдова Казакова, она целует ей руки, доведя ее до слез. «Мы люди простые», — говорит вдова, а Светличная отвечает: «Я тоже простая. Я никто, просто человек, который сам по себе гуляет, как кошка». Она представляла этот фильм на фестивале «Литература и кино» в Гатчине, получила там «Гранатовый браслет» за преданность кинематографу под музыку из «Баллады о солдате», где когда-то впервые увидела Владимира Ивашова в роли русского солдата Алеши Скворцова и загадала, что будет он ее мужем. Там же рассказала «МК» о своих знаменитых поцелуях:
— Первый — с мужем Владимиром Ивашовым. Второй — со знаменитым советским боксером Валерием Попенченко. Третий — с Юрием Гагариным. В 1965 году я вернулась со съемок из Чехословакии. Меня встретили представители из ЦК комсомола, повезли в ресторан гостиницы «Юность». Там я увидела Юрия Гагарина. Он подошел и спросил: «Можно вас поцеловать?»
А ее военные картины, в которых не раз снималась? Ей немного обидно, что показывают их реже, чем «Летят журавли». Скажем, у Юлия Файта она снялась в 1964-м в «Пока фронт в обороне» по прозе Юрия Нагибина. Ее героиня связистка Катя, не успев полюбить, погибает. Про эту работу актриса сказала: «Как хорошо, что у меня есть Катя: трогательная, молоденькая, в шинельке. А не только «Бриллиантовая рука».
В фильме «Бриллиантовая рука».
Мы поговорили с Юлием Файтом о совместной работе со Светличной.
— Почему вы пригласили на главную роль именно ее?
— Она была очень хороша и популярна, в том числе и среди вгиковцев. Геннадий Шпаликов очень хотел, чтобы она сыграла главную роль в фильме по его первому сценарию «Причал». Светлана Светличная была у нас как Марина Влади.
— А что в ней особенного как в актрисе?
— Лицо, взгляд. Слегка замедленная реакция. Это было не то чтобы модно, но о чем-то вроде того, что свойственно актрисам Антониони. Поэтому и была она так востребована, так хорошо пошла. Мы не так часто встречались. После «Бриллиантовой руки» к ней было совершенно неправомерное отношение, потому что Светлана — хорошая актриса и многое могла сыграть. Восприятие ее как легкомысленной женщины на экране — совсем не верное. Могла играть серьезные роли, как это было у Марлена Хуциева в «Заставе Ильича», и это помогло ей в жизни. Картина-то культовая. Роль там у нее небольшая, но заметная даже в такой роскошной компании. Светлана не так много снималась, к сожалению, как могла бы. У нас используют актеров однобоко и мало. Она могла быть звездой. Но, наверное, так себя и ощущает. В последнее время она достаточно экстравагантна, но не мне об этом судить.
Роль у Хуциева в «Заставе Ильича» очень дорога актрисе.
— Я рада, что принимала хотя бы скромное участие в этой картине. Когда Марлен Мартынович меня пригласил, я сразу же обратилась за советом к своему мастеру Михаилу Ильичу Ромму, у которого училась во ВГИКе. Ромм сказал: «У Хуциева надо сниматься». О нашем горе и добре будут судить по таким фильмам. Оказавшись на площадке в студенческие годы, я поняла, что такое павильон, режиссер и команды: «Мотор!», «Начали!», «Стоп! Снято!». Марлен Мартынович, скорее всего, заметил меня во ВГИКе, почувствовал мою душу. Если бы он меня еще пригласил сыграть хотя бы молчаливый проход, то я бы побежала. Но тогда я боялась, что не попаду в нужное состояние в сцене с разбросанной по полу картошкой, не прочувствую душу девицы, которая разгулялась, не впишусь в сцену с участием Тарковского, Кончаловского. Песня «Летят утки» вернула мою героиню в отчий дом.
Павел Финн, ныне знаменитый сценарист, принимал участие в съемках «Заставы Ильича» и теперь вспоминает о том, какой была Светлана Светличная:
— Светлана была простой девочкой, когда появилась у нас. Она скромно себя вела. Но, конечно, привлекла к себе внимание, потому что была очень красивая. На нее ходили любоваться. Это же ВГИК, мы все варились в одном котле. Девочки занимались сценическим движением наверху в черном трико, и, конечно, мы бегали на них смотреть. Зрелище было замечательное — фигуры дивные. Светлана выделялась. У нас была своя компания — Генка Шпаликов, Марианна Вертинская, Валька Попов. После съемок мы все заваливались в ВТО, выпивали. Я ухаживал за Олей Гобзевой. Смешная была жизнь. Тарковский относился к нам очень строго, потому что мы пропивали деньги, которые нам давал Марлен на еду. А Света была отдельно, сама по себе, немножко как из другого мира. Но ее «Летят утки» очень запомнились. Роль в «Заставе Ильича» ее раскрыла. Она же там модель, демонстрирует одежду и вдруг начинает петь. В этом была ее народная сущность.