сколько лет актеру заманскому
Владимир Петрович Заманский
Фото Все
Видео Все
«Культура» с Николаем Бурляевым. Народный артист России Владимир Заманский
Обет молчания знаменитых актеров
Владимир Заманский. Фронт, тюрьма, сцена и брак длиною в 59 лет
Владимир Заманский — биография
Владимир Заманский – театральный и киноактер, сыгравший за всю карьеру около восьмидесяти ролей. Особую популярность получил после выхода драмы «Проверка на дорогах», где он сыграл роль полицая.
Воплощенные патриархом советского кино Владимиром Заманским образы наполнены силой духа, мудростью и волевым характером. Играя положительных или отрицательных героев, актер мастерски раскрывал в них как добрые, так и негативные черты. Зрители полюбили его за картины «Проверка на дорогах», «Завтра была война», «Сто дней до приказа» и еще более восьми десятков картин.
Жизненный и актерский путь Владимира Петровича нельзя назвать простым: он и сам мог бы послужить сценарием для отдельного фильма.
Ранние годы
Актер родился 6 февраля 1926 года в городе Кременчуг на Украине. Отца своего мальчик не знал, а когда в 1941 году город оккупировали немцы, погибла и растившая сына в одиночку мать. Для юноши это стало тяжелым ударом, и он решил во что бы то ни стало попасть на фронт. На тот момент Володя еще не достиг призывного возраста, поэтому ему пришлось пойти на хитрость перед военной комиссией.
Вступив в ряды добровольцев, будущий актер отправился воевать. В боях он показал себя героем: раненый в голову радист Заманский спас своего командира, который погибал в горящей самоходке. Проведя несколько недель в госпитале, солдат вновь вернулся в строй. Вместе с боевыми товарищами он подбил вражеский танк, ликвидировал несколько десятков фашистов и героически оборонял стратегически важный объект. В конце войны был представлен к медали «За отвагу», а в мирное время получил орден Отечественной войны II степени.
Владимир Заманский в молодости
Когда закончилась война, Владимир не спешил начинать гражданскую жизнь и остался служить в армии. В 1950-м славная биография бойца омрачилась неприятным инцидентом: вместе с товарищами он избил помощника командира, за что был осужден Военным трибуналом на девять лет исправительных работ.
Наказание Заманский отбывал на стройке высоток. Работа была опасной, и по решению комиссии срок осужденного был сокращен. На свободу артист вышел в 1954 году.
Несмотря на то, что срок Владимир Петрович отбывал с настоящими уголовниками, тюремная жизнь не развратила и не испортила его. Как вспоминал актер Игорь Кваша, Володя остался замечательным, глубоко нравственным и гуманным человеком.
Освободившись, Заманский поступил в Школу-студию МХАТ. После ее окончания прослужил по восемь лет в двух театрах – «Современнике» и Театре-студии киноактера. Некоторое время сотрудничал с Театром им. М. Н. Ермоловой. В последующие годы театральную сцену артист не бросил, но основной его работой стали съемки в кино.
Кинематограф
За всю актерскую карьеру Владимир Петрович снялся без малого в восьми десятках картин. Первую картину с его участием – «Каток и скрипка» режиссер Андрей Тарковский снял в 1960 году. Через некоторое время актер получил главную роль в драме «Пока жив человек» Григория Аронова. В 60-е годы Заманскому поступало много предложений от именитых режиссеров, поэтому он буквально жил на съемочных площадках.
Владимир Заманский в фильме «Проверка на дорогах»
Настоящую славу артисту принесла роль коллаборациониста Лазарева в военной ленте «Проверка на дорогах». После выхода фильма Владимир Петрович обрел всесоюзную популярность и несколько высоких наград. Однако главные премии – Государственную и звание Народного артиста он получил лишь в конце 80-х.
В 70-80-е годы на экраны вышли наиболее известные фильмы с участием Заманского: «Здесь наш дом», «Завтра была война», «Два капитана», «Вечный зов», «В зоне особого внимания», «Единственная…». В последней картине его партнерами по съемкам были Владимир Высоцкий и Елена Проклова.
Владимир Заманский в фильме «Завтра была война»
Под конец 80-х актер стал появляться на экранах все реже, но все еще получал множество предложений. В 1988 году он предстал в образе Павла в короткометражке «Гражданин убегающий» а еще через год сыграл главного персонажа в фильме «Корабль».
Драматическая картина в стиле арт-хаус «Сто дней до приказа» вышла в прокат зимой 1991 года. В центре сюжета – социально-бытовые проблемы, которые постигают солдат на службе в армии.
Владимир Заманский в фильме «Сто дней до приказа»
Последней картиной с участием Заманского стала лента «Ботанический сад», где актер представил образ отца главного героя – Петра Николаевича. После этой работы Владимир Петрович оставил художественное кино.
Личная жизнь
Со своей будущей супругой Натальей Климовой артист познакомился в начале 60-х. Красавица-актриса известна зрителю по роли Снежной Королевы в знаменитом детском кинофильме. На тот момент Наталья была звездой «Современника», а Владимир уже прославился благодаря «Проверке на дорогах».
Владимир Заманский с Натальей Климовой
Личная жизнь супругов складывалась хорошо, пока в их дом не пришли болезни. Сначала недуг поразил Наталью – у нее обнаружили туберкулез в тяжелой форме. По состоянию здоровья актриса была вынуждена уйти из любимого театра. Вскоре недомогание почувствовал и Заманский: дало о себе знать фронтовое ранение. Он страдал от невыносимых головных болей.
В настоящее время
Сегодня пожилая пара проживает в Муроме, где они приобрели небольшой деревянный домик. Дом находится на берегу Оки рядом с церковью, в которую артисты регулярно ходят. Детей у Заманского и Климовой так и не появилось, поэтому они живут закрытой, уединенной жизнью.
Владимир Заманский
Состояние здоровья Владимира Петровича в последние годы неважное, поэтому он практически не выходит из дома.
Избранная фильмография
Ссылки
Владимир Заманский
Биография
Владимир Заманский снялся в восьми десятках картин и регулярно появлялся на экранах вплоть до начала нового тысячелетия. Жизнь известного актера и Народного артиста РСФСР Владимира Петровича Заманского достойна того, чтобы о ней снять отдельный фильм.
Детство и юность
Заманский родился в феврале 1926 года в украинском Кременчуге, на Полтавщине. Сына воспитывала лишь мама. Но и ее не стало, когда в 1941 году в город вошли немцы. С этого момента сын думал лишь об одном – как попасть на фронт. Это оказалось непростой задачей, ведь Заманскому не было 18-ти. Парню пришлось обмануть комиссию и уйти на фронт добровольцем.
Владимир Заманский в молодости (кадр из фильма «В трудный час»)
Владимир Заманский успел повоевать, причем героически. Летом 1944-го он участвовал в боях под Оршей в качестве радиста. Получив ранение в голову, сумел спасти своего командира, вытянув его из горящей самоходки. Подлечившись, в феврале 1945 года Заманский снова участвовал в боях. Вместе с экипажем своей самоходки он сумел подбить немецкий танк, уничтожить полсотни вражеских солдат и долгое время удерживать стратегически важный перекресток.
За эти заслуги перед Родиной будущий артист был награжден. По окончании войны он продолжил служить в армии, где с ним случилась неприятная история. В 1950-ом Заманский вместе с сослуживцами избил своего командира и попал под трибунал.
Получив 9 лет лагерей, он вместе с другими заключенными трудился на строительстве высотных зданий. Одно из них – МГУ. За опасную работу Владимиру Заманскому сократили срок. Он освободился в 1954-ом.
После освобождения из тюрьмы Владимир Заманский стал студентом Школы-студии МХАТ. Окончив вуз, начинающий актер начал делать первые шаги в карьере. Он сменил два театра, прослужив в каждом из них по 8 лет. Сначала артист выходил на сцену «Современника», потом выступал на подмостках Театра-студии киноактера. Короткое время служил в Театре имени М. Н. Ермоловой. В дальнейшем Заманский не отказался от работы на театральной сцене, но перешел на договорную основу, сконцентрировав силы на работе в кино.
Фильмы
Кинематографическая биография Владимира Заманского – это почти 80 картин. Дебютным стал фильм «Каток и скрипка», вышедший на экраны в 1960 году. Режиссер картины – знаменитый Андрей Тарковский. Вскоре Заманскому доверили главную роль в драматической ленте Григория Аронова «Пока жив человек». В этот период – 60-е годы – роли на актера сыпались как из рога изобилия. Он был очень востребован и пропадал на съемочной площадке круглосуточно.
Владимир Заманский в роли полицая Лазарева (кадр из фильма «Проверка на дорогах»)
В 1971 году Владимир Петрович сыграл звездную роль, принесшую ему невероятную славу. Это военная драма «Проверка на дорогах». Доставшийся образ полицая Александра Лазарева принес Заманскому не только всесоюзную известность, но и награды. Правда, Государственная премия СССР за эту работу, как и звание Народного артиста, были присуждены лишь в 1988 году.
На закате собственной творческой карьеры актер стал сниматься очень редко. Тем не менее, и в конце 80-х актер все еще регулярно получал главные роли. В 1988 году Владимир Заманский исполнил роль Павла в короткометражной драме «Господин Убегающий». Через год актер появился в главной роли в драме «Корабль». Это сложное по композиции и идее произведение, где переплелись судьбы неудачливого самоубийцы, подростков, которые остались в дачном поселке без родителей, и корабля, который не собирается отплывать.
Владимир Заманский в роли Петра Николаевича (кадр из фильма «Ботанический сад»)
Артхаусная драма «Сто дней до приказа» вышла в феврале 1991 года. Это экранизация повести авторства Юрия Полякова, первого российского произведения, главной темой которого стали социальные проблемы, с которыми сталкиваются солдаты в армии.
Последняя лента в фильмографии Заманского «Ботанический сад» вышла на экраны в 1997 году. В этом фильме актер сыграл роль Петра Николаевича, отца главного героя. Больше Заманский не снимался в художественном кино. В 2004 году Владимир Заманский как телеведущий появился в третьей серии под названием «Монашество» из цикла документальных фильмов «Земное и небесное».
Личная жизнь
Владимир Заманский в начале 1960-ых встретил свою будущую жену – актрису Наталью Климову. Многие зрители старшего поколения помнят ее в роли Снежной королевы из одноименного фильма-сказки. Это была одна из красивейших актерских пар Советского Союза. Климова блистала с «Современнике». Заманский был в зените славы после «Проверки на дорогах».
Владимир Заманский и его жена Наталья Климова (кадры из фильмов «На семи ветрах» и «Снегурочка»)
Но потом несчастья и болезни начали преследовать супругов. Наталья заболела тяжелой формой туберкулеза. За частые больничные ее отчислили из театра. А Владимир Заманский начал страдать от последствий фронтового ранения: актера преследовали ужасные приступы головной боли.
Детей у пары так и не появилось.
Владимир Заманский сейчас
Пара решила спасаться верой и удалилась от мирской жизни в старинный Муром. Там они купили старенький деревянный дом на берегу Оки. Рядом с домом стоит церковь, которую эта пара регулярно посещает.
Известно, что последние годы Владимир Заманский почти не выходит из дома из-за болезни.
Актер Владимир Заманский встретил 95-летие в Муроме с молитвой
Больше 20 лет выдающийся артист живет уединенной жизнью около церкви
6 февраля выдающемуся актеру Владимиру Заманскому исполнилось 95 лет. В расцвете карьеры, имея за плечами такие фильмы, как «Проверка на дорогах» Алексея Германа, «Трясина» Григория Чухрая, «Вечный зов» Владимира Краснопольского и Валерия Ускова, «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова, «Скорбное бесчувствие» Александра Сокурова, он неожиданно покинул Москву, просто куда-то исчез. В течение нескольких лет даже близкие люди ничего не знали о том, где он находится. Накануне юбилея нам удалось дозвониться до Владимира Петровича и его супруги.
В 1998 году вместе со своей любимой женой и актрисой Натальей Климовой, которую все знают по роли Снежной королевы в одноименном советском фильме, Заманский уехал во Владимирскую область, как оказалось, навсегда. Живет он в старинном Муроме рядом с Николо-Набережной церковью, стоящей на высоком берегу Оки. Место удивительное и укромное. Купола ярко-желтой церкви видны из окна их дома. По преданию стояла когда-то она рядом с дворцом Ивана Грозного, а знаменита помимо прочего еще и тем, что крестили в ней изобретателя современного телевидения Владимира Зворыкина. Владимир Заманский крестился в 49 лет.
В отличие от жены, родившейся в Москве, Владимир Петрович родом из Кременчуга, что под Полтавой. Наталья Ивановна вспоминает, как мыкался он когда-то в столице, не имея жилья. А жизнь прожил трудную. Рос с матерью, погибшей в самом начале войны, когда в город вошли фашисты. Сироту приютила ее сестра, вместе с которой Владимир Заманский подростком оказался в эвакуации в Узбекистане. Оттуда он и пошел на фронт, прибавив лишние годы. Ему тогда не было и 18-ти. Сражался под Оршей, был ранен в голову, спасая командира, потом вернулся в строй. Был награжден медалью «За отвагу» и орденом Отечественной войны II степени. Остался в армии, где в 1950 году с сослуживцами избил молодого командира взвода, оказавшегося слишком требовательным (кто-то говорит, что подлым). Трибунал приговорил Заманского к девяти годам лагерей. Но на свободу он вышел по амнистии после смерти Сталина, проведя в неволе три с лишним года. Поехал в Москву и поступил в Школу-студию МХАТ, хотя по меркам театрального вуза считался стариком.
Все складывалось успешно. На протяжении восьми лет Заманский работал, наверное, в лучшем тогда театре «Современник». Его собственная актерская индивидуальность, созвучие времени, как нельзя лучше отвечали тому, чем привлекал тот молодой театр. В нем он практически и жил с женой и актрисой «Современника» Натальей Климовой, обустроив складское помещение. Подушка, простыни и одеяло – вот и все, что у них было. Зато жили весело и дружно. В 1970-х Заманский перешел в Театр-студию киноактера, где числились почти все артисты, снимавшиеся тогда в кино. Недолго работал в Театре им. М.Ермоловой.
С Роланом Быковым в фильме «Проверка на дорогах»
С Тарковским он встретился еще раз на «Солярисе», где озвучил литовского актера Донатаса Баниониса. Их образы настолько совпали, что еще дважды потом Владимира Петровича приглашали за кадром играть роли Баниониса. Последней работой Владимира Петровича в кино стал «Ботанический сад» Владимира Гостюхина, снимавшийся в Белоруссии и вышедший в 1997 году. Трудно представить, что бы он сейчас играл в кино. Кажется, что он ему не по размеру. Другой калибр. Отойдя от активной актерской работы, Владимир Заманский еще появлялся на экране как ведущий документального проекта о православии, к которому и сам пришел. Привела его к этому, наверное, любовь к жене, хотя в какой-то момент переживал, что идет его Наталья в эту сторону. Теперь, просыпаясь по утрам, они видят в окне церковь, пьют крещеную воду и идут в храм.
Заманские купили в Муроме старый деревянный домик с видом на церковь и Оку. Живут там более 20 лет. В 2013 году Владимиру Заманскому присвоили звание почетного гражданина города. Здоровье у обоих не самое лучшее, и Владимир Петрович признается, что «тащит» его жена. Если бы не она, неизвестно, жил ли бы он сейчас.
Поскольку самому юбиляру говорить трудно, рассказала нам о нем за день до 95-летия супруга Наталья Ивановна. Такой она светлый и сердечный человек, что никаких вопросов не возникает, почему именно так, а не иначе сложилась жизнь этих незаурядных людей.
— Как вы живете? Нужна ли вам помощь?
— Слава богу, нам всего хватает. К Владимиру Петровичу здесь относятся очень внимательно. Мы не жалуемся. Живем хорошо. А уж возраст есть возраст. Тут ничего не поделаешь, смириться надо. Владимиру Петровичу – 95. Это, конечно, большая дата.
— Будете отмечать?
— Близкие люди к нам, конечно, зайдут, но никаких особых приготовлений не будет. Владимиру Петровичу уже трудно.
— В новогодние дни я побывала в Муроме после долгого перерыва. Город очень изменился.
— Здесь очень хорошо. Я недавно спрашивала Владимира Петровича: «Тебя не тянет в Москву? Не скучаешь? Не хочешь вернуться домой?». Он ответил: «Нет».
— То есть не жалеете, что столько лет прожили вдали от Москвы?
— Не только не жалеем, но сами удивляемся, что Господь помог нам так изменить жизнь. Очень нам здесь хорошо. Рядом храм, четыре монастыря в небольшом городе. И вообще совершенно другая жизнь, не такая, как у нас в центре. Там тяжело. Но с другой стороны, и в Москве было нам когда-то хорошо. Слава богу за все. Мы очень благодарны.
Николо-Набережная церковь в Муроме находится рядом с домом актера. Фото — Светлана Хохрякова
— Вы посещаете храм на горе?
— Да, мы живем рядом. До храма нам 15-20 шагов. Но Владимиру Петровичу уже трудно ходить. За нами приезжают наши друзья, отвозят нас. Мы ездим и в Воскресенский монастырь. Там матушка замечательная. Она очень любит Владимира Петровича. Так что у нас здесь очень складно.
— В Гильдии актеров кино мне сказали, что вы нуждаетесь в специальном медицинском сопровождении, чтобы в любой момент можно было поехать в больницу. Разослали даже письма начальству.
— У нас все это есть. Есть замечательный доктор, который Володю курирует. Он постоянно заходит. В этом плане тоже у нас все хорошо. Владимир Петрович еще ходит, хотя на второй этаж уже не поднимается. Сейчас он на первом этаже живет, а на второй поднимаюсь только я.
— А кто же хозяйством занимается, за домом и огородом следит? Как справляетесь?
— У нас есть славный человек, наша приятельница. Три раза в неделю она к нам приходит, варит, убирает. К Володе здесь относятся очень хорошо. Лучшего и желать не приходится. Я вообще считаю, что все это нам Господь даровал. Владимир Петрович, конечно же, причащается. Вот и в субботу в свой день рождения будет причащаться. Тут все в этом плане как-то по-домашнему, по устоявшимся правилам. В общем, нам здесь нравится. Нас в Москву не тянет, хотя я в Москве родилась.
— То есть в помощи чиновников, сильных мира сего не нуждаетесь?
— Мы вообще не общаемся с сильными мира сего. Скажите, какая тут сила? Когда человек становится старым, он понимает, что сильные мира сего – это только слова, а на самом деле, Господь управляет нашей жизнью. Владимир Петрович – глубоко верующий человек. Я удивляюсь, как господь хранит нас. Спасибо! Все-все у нас складно. А красота-то какая вокруг! Как спокойно. Не то, что ничего не боишься, а знаешь, что тебе помогут. Поклон вам и благодарность за память, желание нам помочь.
Директор Гильдии актеров кино России Валерия Гущина рассказала «МК» о том, что с точки зрения правления гильдии, опекающей актеров старшего поколения, необходимо Владимиру Заманскому и его супруге.
Владимир Заманский: «Я перестал быть Владленом, только когда крестился»
Народному артисту – 95 лет!
Владимир Заманский 6 февраля 2021 года исполнилось 95 лет Народному артисту РСФСР Владимиру Петровичу Заманскому, а 27 февраля отпразднует свой день рождения его жена актриса Наталья Ивановна Климова. Владимир Петрович и Наталья Ивановна вместе уже 60 лет. Более 20 лет назад они оставили шумную столичную жизнь и переселились в город Муром.
Владимир Петрович прославился после выхода в прокат в 1985 году фильма «Проверка на дорогах» (снят в 1971 г., но был «положен на полку» как идеологически вредный), за роль в котором в том же 1985-м он получил Государственную премию СССР. Заманский работал с такими известными режиссерами, как Андрей Тарковский и Алексей Герман-старший, снялся более чем в 70 фильмах, среди которых «Каток и скрипка», «Бег», «Вылет задерживается», «Два капитана», «Вечный зов», «Трясина», «Аллегро с огнем», «Завтра была война», «Скорбное бесчувствие», «Солярис» (озвучивание главной роли) и другие. Наталью Ивановну все русские дети знают как Снежную королеву (по одноименному фильму).
Несмотря на популярность и востребованность, супруги оставили актерскую карьеру и в 1998 году по благословению духовника переехали в Муром. Из окон их дома открывается великолепный вид на Оку, а рядом расположены старинная Николо-Набережная церковь и Воскресенский женский монастырь – любимый приход Заманских. До недавнего времени голос Владимира Петровича можно было услышать на радио «Радонеж», где он озвучивал творения отцов Церкви.
В гостях у Владимира Петровича и Натальи Ивановны необычайно уютно, тепло и светло. В чем секрет их счастья? «Ой, вы знаете, я даже не могу сказать. Просто… мы с Володей вдвоем. Мы каждый вечер перекрестим друг друга, попросим прощения. Мы вместе. И ничего другого и быть не могло», – говорит Наталья Ивановна.
В небольшом интервью супруги рассказали о своем пути к вере, вспомнили случаи из жизни и поделились своим отношением к актерскому ремеслу, театру и кино.
Путь к Богу
– Владимир Петрович, Наталья Ивановна, расскажите о вашем пути в Церковь. В какое время для вас стала открываться вера в Бога? Как это произошло?
Владимир Петрович: Вы сразу взяли такую высоту – боюсь, что я даже рассказать об этом ничего не могу. Путь к Богу у каждого свой. И всегда очень непростой, очень-очень трудный. Первой воцерковилась Наташа, а я вслед за ней.
Наталья Ивановна: Да Володя бы и без меня воцерковился! Это было заложено в нем с самого начала. Во многом он пришел к вере через русскую литературу, которую любит и очень хорошо знает. Мне вообще кажется, что потребность веры заложена в каждом русском человеке. История России – это такая духовная школа. Здесь хороший человек всегда пойдет своим путем, каким бы трудным он ни был. У нас очень много поразительных людей, в которых прежде всего развито нравственное чувство. Поэтому у нас такая литература.
Но на тему прихода к вере действительно сложно говорить, ведь Бог зовет к Себе всех. Одинаково. Почему один откликается, а другой нет? Почему. Это тайна. Я тоже не знаю, как пришла к вере… Это просто чудо. Самое настоящее чудо. До какого-то возраста я ничего не понимала в этом. Ни одной книжки, ни одной иконы у нас дома не было. И так во всей интеллигентской прослойке Москвы. Это тайна – почему и как Господь призвал.
Супруги Владимир Заманский и Наталья Климова с настоятельницей Свято-Воскресенского монастыря (г. Муром) игуменией Еленой (Богдан)
В.П.: Преподобный Амвросий Оптинский почти отшутился на подобный вопрос. Он сказал: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение». Вот если это исполнить, то это будет ответ на всё: как жить, как быть настоящим христианином.
Я помню, как однажды со съемочной группой мы попали в город Романов-Борисоглебск. Сейчас он называется Тутаев. Это уже было то время, когда я по-пластунски полз к Богу, ко Христу. В один свободный день я отправился в соборный храм. А в то время там служил замечательный, удивительный человек – архимандрит Павел (Груздев), которого уже тогда любили и почитали.
Отец Павел (Груздев) и говорит: «Актер? Бросай ты это все! И уезжай…»
И вот захожу я в соборный храм и вижу большую очередь. Спрашиваю: «Это чего?» – «А вот – к батюшке». Ну, и я тоже встал. Очередь идет, идет… вот уже подходим… Впереди меня – молодая женщина. У меня уже тогда были кое-какие познания: я понимал, что надо стоять немножко поодаль, когда человек разговаривает со священником. Женщина отцу Павлу что-то говорит-говорит, и я только слышу, как он ей отвечает: «Ну, иди!» – сказал и махнул рукой. «Ну, – думаю, – сейчас моя очередь. Сейчас он меня тоже погонит». Подхожу. Он смотрит на меня. Ну, как смотрит – к тому времени он уже почти ослеп. Но он смотрел нутром – ему этого достаточно было, не обязательно различать черты лица. Спрашивает: «Ты кто?» Я отвечаю: «Актер. Вот приехали кино снимать». – «Откуда?» – «Из Москвы». – «Слушай, – говорит… (а у него была удивительная способность сразу сблизиться с человеком, встать к нему вплотную, независимо от того, каков человек, какое у него звание. Я сейчас читаю воспоминания о нем, изданные в 2012 году, обязательно почитайте!) «Слушай, – говорит, – бросай ты это все! И уезжай…» И вот спустя лет 12–15 я приехал в Муром. Это я рассказываю не для того, чтобы показать, какой я «хороший» – исполнил завет старца. Ведь только через 15 лет до нас с Натальей Ивановной дошло, что надо бежать…
Театр и кино
– Но сначала Господь направил вас по актерской стезе. А какое у вас сейчас отношение к этой главе вашей жизни, к актерскому делу? В одном из интервью вы сказали, что «современный театр отводит русского человека от Христа».
В.П.: Ну, от судьбы не уйдешь, как говорится. И это надо было пройти. Но сейчас у меня отношение к актерской деятельности, как вы правильно заметили, весьма скептическое. Да, иногда актеру удается высказать, затронуть какую-то частицу истины в своем творчестве. Но в целом театр – это… химера! Никакой актер, конечно, не согласится с этим определением. Я сам себя вспоминаю в те годы, абсолютно погруженного в мир кино и театра… Тогда бы тоже не согласился.
Владимир Заманский
– Может быть, только как первая ступень к христианству?
В.П.: Да… И здесь нельзя не сказать о нашей русской классике, которая в лучших своих произведениях очень многое сделала для того, чтобы человек пришел к вере: Пушкин, Лесков, Достоевский (безусловно), Толстой (с оговорками). В каждой их строчке звучит знаменитое пушкинское: «…что чувства добрые я лирой пробуждал». Но когда я сейчас, листая телевизионную программу, вижу: «Карамазовы. Мини-сериал» [2] – это же несерьезно! То есть очевидно, что в этом мини-сериале все очень «мини». Там цепляются за внешние факты, факточки, ситуации, но высказать мысль, которую заложил Достоевский в «Карамазовых», в эту огромную эпопею страдания и мук, невозможно! Это не под силу ни театру, ни кино, ни актеру.
– А как вам кажется, у вас все-таки получилось в каких-нибудь ролях сделать такое высказывание об Истине, шагнуть вместе со зрителем на ту самую первую ступень?
Кадр из фильма «Проверка на дорогах»
«Проверка на дорогах» – о смысле покаяния: о том, что за содеянное нами можно только покаянием оправдаться
И здесь можно говорить не только о герое, Александре Лазареве, но и о реальных людях. Ведь такие люди, как Лазарев, были, и они так и расплачивались. Хотя это и редчайший случай.
Н.И.: И редчайший фильм!
В.П.: Конечно, мой скептицизм, такой решительный и бесповоротный, тоже уязвим, я думаю. Все-таки я уже долгое время живу как бы на обочине театрального мира. А ведь можно представить, что тот же Володя Малягин вдруг напишет пьесу (а он может это сделать), пронизанную истинно православным, христианским чувством, и найдется такой режиссер, такой театр… И тогда то, что я говорю, станет не очень справедливым.
В.П.: Михаил Григорьевич Щепенко? Я помню его. Я с ним встречался, но это было так давно, что многое уже ушло из памяти… Но да, он из таких. Достойный и редкий режиссер.
Но я смотрю на эту проблему еще и с той точки зрения, что публика образовывает актера. Об этом Пушкин говорил. Какая публика сейчас может образовать актера? Где она, эта публика? Да, в зале может сидеть один человек, который, размышляя об увиденном, что-то скажет актеру или актрисе. Но ведь Пушкин говорил не об одиночке. Гоголь, например, разговаривал своими произведениями со всем русским православным народом, с его историей, с его муками, с его падениями и взлетами. Сейчас такого нет. Так что в этом отношении положение театра, конечно, очень тяжелое. И недаром в нем множество умелых и вместе с тем беззастенчиво безбожных деятелей.
Наталья Ивановна Климова
– Наталья Ивановна, а каков был ваш путь как актрисы?
Н.И.: Я вообще не люблю театр. Пошла туда, потому что меня отправили в строительный институт, а это совсем не мое. Решила поступить в театральный и выбрала школу-студию МХАТ. Там мы с Володей и познакомились.
– Значит, все-таки это было не случайно и не напрасно?
Н.И.: Конечно! (Улыбается.) А потом я оставила театр по болезни и больше туда не возвращалась, хотя были данные, были способности. В кино совсем немножечко успела посниматься – и заболела, слава Богу. Господь отвел. Театр – это не наше.
О военном поколении
– Владимир Петрович, вы сказали, что в «Проверке на дорогах» главный герой, Александр Лазарев, проходит путь покаяния и искупления. А вам на войне встречались ситуации, когда люди через весь тот ужас и кошмар, который творился вокруг них, приходили к Богу?
В.П.: Нет. Я такого не встречал.
Н.И.: Я думаю, что наверняка были такие люди. Их не могло не быть!
В.П.: Но мне такие не встречались. Вообще я в действующей армии был год (В.П. Заманский ушел на фронт в 1944 г. – Д.П.). Я не встречал ни офицера, ни солдата, с которым у нас возник бы подобный разговор. Но, с другой стороны, как он мог возникнуть? Тогда об этом не говорили «страха ради иудейска» (Ин. 19: 38). А потом почти все действительно были безбожники. Я вспоминаю себя самого в то время, в те 18–19 лет… Знаете, как я впервые услыхал слово «душа»? В нашем полку был почтальон – мужик лет 45. Естественно, он уже не мог быть на передовой, но его дело было приносить солдату письмецо или, в редчайших случаях, дошедшую посылочку. Он был необычайно славный человек и, вручая письмо, всегда говорил: «Ну, душа моя, держи!» Вот так я впервые познакомился со словом «душа».
О духовном наставничестве
– Владимир Петрович, вы говорили о своей встрече с одним из удивительнейших старцев нашего времени – архимандритом Павлом (Груздевым). Как вам, человеку с большим жизненным опытом, кажется: что такое хороший священник, какими он должен обладать качествами, какие совершать поступки?
В.П.: Скажу на примере отца Павла. Это тот поразительный тип священника, который, будучи в формальном смысле необразованным, замещал всю образованность сердцем с необыкновенной силой веры. Вот это священник! Вот это пастырь! У него была свобода мысли, опиравшаяся не на разухабистое желание высказаться, а на необычайную, великую любовь ко Христу и к человеку. Но такие пастыри – редкость.
Н.И.: Ведь знаете, как бывает… К одному священнику идут, не зная его, потому что чувствуют благодать, а рядом с другим остановятся и еще подумают: подойти ли.
Хороший священник – милостивый человек. Это очень трудно, но без милости – никак
Н.И.: У него всегда было сочувствие и никогда – человеческое осуждение. Только искреннее сожаление.
– Отец Геннадий бывал строг?
Н.И.: Он всегда говорил всё как есть. Но прежде чем сказать, так вот долго топтался на месте, а потом всё равно всё говорил. Не то чтобы он был строг… У него было редкое качество: за его строгостью чувствовалась боль за человеческую душу. Он жалел человека. Любого.
В.П.: Вот мы сейчас, живя в Муроме, Божиим Промыслом стали близки к Воскресенскому женскому монастырю. Так бывает, что в конце жизни ты находишь некое прибежище, в котором для всех без исключения – и для матушки Елены, и для священников Виктора и Александра, и для насельниц – становишься своим человеком. И они тоже тебе близки. Это великий дар.
[1] Малягин В.Ю. – драматург, прозаик, сценарист, главный редактор издательства «Даниловский благовестник», член Союза писателей России, член Издательского совета Русской Православной Церкви, руководитель семинара драматургии в Литературном институте им. А.М. Горького.
[2] Имеется в виду телесериал «Братья Карамазовы» (2008).
[3] В фильме режиссера Алексея Германа-старшего «Проверка на дорогах» (1971) главный герой Александр Лазарев, ранее перешедший на службу к немцам, добровольно сдается партизанскому отряду и кровью готов искупить свою измену Родине.
[4] Щепенко М.Г. – театральный режиссер, актер и педагог, художественный руководитель Московского театра русской драмы, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, занесен в книгу рекордов Гиннеса как единственный профессиональный режиссер, имеющий высшее богословское образование (окончил Православный Свято-Тихоновский богословский институт в 1996 г.).
[5] Владлен – имя, распространенное в СССР, аббревиатура, раскрывающаяся как Владимир Ленин.