сколько комплексных эквивалентов в жизни человека по мнению юрия мащенко

Комплексный эквивалент

Комплексный эквивалент подразумевает, что мы говорим о двух или более переживаниях так, как будто они являются одним и тем же, или «эквивалентны» друг другу. Комплексные эквиваленты отдаленно связаны с критериальными соответствиями, однако существенно отличаются от них. Критериальные соответствия принимают форму сенсорного подтверждения определенной ценности или критерия. Они подразумевают «разделение» этой ценности или критерия на специфические показатели. Комплексный эквивалент в большей степени является «определением», чем «процедурой обоснования», и по сути своей ближе к процессу бокового смещения. Комплексный эквивалент для конкретной ценности или критерия принимает форму другого обобщения или номинализации.

В утверждении «Его здоровье никуда не годится, он, должно быть, уже ненавидит самого себя» говорящий подразумевает, что «плохое здоровье» эквивалентно «ненависти к самому себе». В его «карте мира» эти два переживания в той или иной мере являются «одним и тем же» (несмотря на то, что в реальности между ними может не быть никакой связи). Можно привести и такие примеры комплексных эквивалентов: «Если человек думает или действует, выходя за рамки социальных норм, это значит, что он психически не уравновешен», «Безопасность подразумевает возможность дать отпор враждебным силам», «Если ты мало говоришь, это значит, что тебе нечего сказать».

Каждым высказыванием устанавливается определенного рода тождество двух понятий, точнее сказать, «упрощенная эквивалентность». Опасность кроется в том, что с помощью подобных высказываний сложные взаимосвязи на уровне глубинных структур чрезмерно упрощаются на уровне поверхностных структур. Как говорил Эйнштейн, «все следует упрощать насколько это возможно, но никак не более того».

Наши интерпретации событий и переживаний являются следствием установления и применения множества комплексных эквивалентов. Позитивной стороной этого процесса является то, что связи, создаваемые за счет интерпретации, иногда помогают упростить или выявить более сложные отношения. С другой стороны, комплексные эквиваленты способны также искажать или излишне упрощать внутренние отношения в системе. Например, пациенты (и их семьи) склонны интерпретировать симптомы своих заболеваний слишком негативно либо так, что болезненное проявление только усиливается.

С нашей точки зрения, проблема заключается не в том, чтобы установить «правильный» комплексный эквивалент. Важнее суметь найти такие интерпретации, которые давали бы новое видение ситуации, расширенную «карту мира» или новый способ мышления, отличный от того, которым была создана исходная проблема.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Концепция DIR, комплексный подход

Концепция DIR, комплексный подход Таким образом, концепция DIR не преподносит универсального решения на все случаи жизни, но предполагает совместное применение множества разных подходов и дает метод анализа, который позволяет подобрать подход к целям вашего ребенка. Поиск

Глава 14.Сопоставление теста ТиГр с проективными тестами «Рисунок дерева», «Рисунок несуществующего животного» и «Цветовой тест Люшера». Комплексный психографический анализ

Глава 14.Сопоставление теста ТиГр с проективными тестами «Рисунок дерева», «Рисунок несуществующего животного» и «Цветовой тест Люшера». Комплексный психографический анализ Психографический анализ теста «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™»

Комплексный подход

Комплексный анализ рисунков несуществующих животных

Комплексный анализ рисунков несуществующих животных Процедура комплексного анализа рисунков просто несуществующего животного, а также самого злого и страшного, самого счастливого и самого несчастного несуществующих животных разбирается на двух примерах.На рис. 123

Глава 8 Используйте комплексный подход

Глава 8 Используйте комплексный подход Как решать серьезные, сложные, неприятные проблемы Знакомьтесь, вас приветствуют самые неприятные и сложные проблемы. Они-то и содержат самые благоприятные возможности. Ральф Марстон Овладев всем набором методов, необходимых для

Комплексный подход к решению проблем подростка

Комплексный подход к решению проблем подростка Родитель, столкнувшийся с гомосексуальностью своего сына или дочери и желающий помочь ребенку преодолеть это, сегодня идет против течения: против него будут и СМИ, и многие представители психологического сообщества, и

Источник

Как понять другого человека? Комплексные эквиваленты.

Как часто нам доводилось слышать эту брошенную в порыве эмоций фразу.

Кому-то ее говорили, кто-то сам ее кому-то говорил, и уж, наверно, каждый из нас слышал ее в фильмах. А может, подружка жаловалась на то, что ее молодой человек (муж) ее совсем не любит. Но так ли это? И как понять другого человека?

Итак, мы видим на примере это небольшой истории, что важно понимать, что вкладывает в различные понятия близкий человек. Давайте разберемся, как это можно сделать?

Из-за того, что часто люди не осознают свои комплексные эквиваленты, происходит множество конфликтов, ссор, недопониманий и обид. Появляется вопрос: как понять другого человека? Поэтому я предлагаю попробовать разобраться в них. Хотя бы в самых важных. Для этого нужно взять понятие (комплексный эквивалент) и описать 3-6-10 основных действий, по которым вы понимаете, что это к вам проявляется и 3-6-10 действий, по которым можно понять, что вы проявляете некое действие или отношение. Например, как вы понимаете, что вас любят? И как вы проявляете свою любовь?

Как вы понимаете, что вас уважают? И как вы проявляете уважение?

Еще очень интересно бывает сравнить две ваши расшифровки комплексных эквивалентов. Потому что иногда можно увидеть, что человек в какой-то сфере требует от людей больше, чем готов дать. Часто это бывает причиной отсутствия гармонии в отношениях, в общении с людьми. И такое упражнение с комплексными эквивалентами помогает это осознать.

Вы все еще не уверены в том, важно ли лично для вас понимание комплексных эквивалентов? Тогда приведу еще один пример :))

Валентин Денисов-Мельников и Юлия Пономарева, специально для сайта Красотуля.ру

Разобраться подробнее в комплексных эквивалентах можно в теме нашего форума http://www.krasotulya.ru/telo/index.php?showtopic=10062

Понравилось?! Лайкни, поделись с друзьями, отправь к себе на страницу:

Всего прочтено: 5217

Отзывы о массаже в Москве и в Петербурге у авторов сайта

Отзыв о массаже. Юля, СПб

Отзыв про массаж «Бразильские ягодицы» в Москве
Уменьшение объемов. Отзыв про массаж, Наташа, Москва
Массаж «Бразильские Ягодицы», отзыв. Алёна, Санкт-Петербург
Отзыв об антицеллюлитном массаже, Марина, Москва
Рассказ о массаже в СПб, Полина
Видео отзыв о массаже «Бразильские Ягодицы». Аня, Москва
Екатерина, Москва. Отзыв о массаже и массажисте
Юля, Петеребург, Отзыв о массаже «Бразильская Попка»
Студия Коррекции Фигуры и Массажа Красотуля. Отзыв
Лимфодренажный массаж результаты. Похудение ног
Массаж для похудения живота. Видео отзыв

Источник

Сколько комплексных эквивалентов в жизни человека по мнению юрия мащенко

Мы создаем комплексный эквивалент всякий раз, когда приравниваем часть опыта (аспект внешнего поведения) к его общему значению (внутреннее состояние). Таким образом, по внешнему признаку мы делаем вывод о значении всего опыта, считая эквивалентными два разных утверждения: «Ты не сказал этим утром, что любишь меня; ты больше меня не любишь». В данном случае человек приравнял определенные виды внешнего поведения (произнесение слов, выражающих любовь) и внутреннее состояние (чувство любви). При конструировании комплексных эквивалентов используются слова, описывающие равенство: «является», «это значит», «все равно, что» и т.д. Человек делает некое внешнее событие идентичным определенному внутреннему событию.

Следовательно, мы берем опыт на разных логических уровнях и смешиваем эти уровни, мысленно приравнивая некоторое внешнее поведение (ВП) к некоторому внутреннему состоянию (ВС).

Мы бросаем вызов комплексному эквиваленту при помощи вопроса о равенстве: «Каким именно образом то, что я не сказал, что люблю тебя (ВП), означает, что я больше не люблю тебя (ВС)?» «Было ли когда-нибудь, что я не говорил тебе, что люблю тебя, но ты все же знала, что я по-настоящему люблю тебя?» Такие вопросы позволяют говорящему определить комплексно-эквивалентное убеждение и восстановить опущенные и искаженные дополнительные данные. «Когда я видел, что лицо Джо краснеет (ВП), я знал, что он разгневан (ВС)». Этот комплексный эквивалент приводит к чтению мыслей. Фраза «Если вы повышаете голос (ВП), это означает, что вы разгневаны» приводит к установлению причинно-следственной связи.

При комплексном эквиваленте мы мысленно создаем связь между словом или словами и опытом, который эти слова обозначают. Льюис и Пьюселик (Lewis & Pucelik, 1982) объясняют:

«Для каждого знакомого ему слова человек имеет внутренний опыт, в чем-то отличающийся от опыта других людей. Эти специфические виды опыта, связанные со словами, называются комплексными эквивалентами. Обычно тонкости между различным пониманием слов людьми несущественны. Однако есть слова, которые иногда приводят к непониманию между людьми. Такие слова, как «любовь», «взаимоотношение», «партнерство», «страх», «сила», «доверие», «уважение» и все выражения, связанные с восприятием человеком самого себя и окружающей среды, являются основополагающими для процесса коммуникации…»

Я упоминал, что мы иногда находим наиболее полезным придать высказыванию человека форму причинно-следственной связи, но мы также рекомендуем придавать его высказыванию форму комплексного эквивалента. Запомните, комплексный эквивалент по определению устанавливает значение, которым мы наделяем свою внутреннюю репрезентацию. Итак, когда кто-нибудь говорит «Для меня это означает ______», он, по существу, определяет значение первого уровня, которым он наделил свою внутреннюю репрезентацию.

Следовательно, мы можем взять любое высказывание человека, спросить его: «Что это означает для вас?» и мы разукрупним его высказывание до значения первого уровня, которым он наделил свои внутренние репрезентации. Если вы думаете, что он не разукрупнил высказывание достаточно специфичным образом, просто повторите: «И все-таки, что же это означает для вас?». Это побудит человека описать значение высказывания более детально. Аналогично вопросу о причинно-следственной связи «Каким образом это является проблемой для вас?», это подготавливает человека к рефреймингу. Вы можете сказать: «Я знаю, что вы убеждены в этом, но можете ли вы рассмотреть возможность того, что это может означать для вас_______?» Здесь, конечно, я забегаю вперед. Я просто хотел показать вам значение метамодели (см.: «Линии разума: пути изменения сознания»).

У Джо красное лицо. Это должно означать, что он разгневан.

Вы здесь, значит, вы изменитесь.

Если вы рано ложитесь спать, это означает, что вы будете бодрым.

Вы знаете ответ, поэтому вы компетентны.

Сидя в этой комнате, вы узнаете о многих вещах.

Когда вы разовьете эти навыки, вы станете более хорошим коммуникатором.

Если ваши глаза открыты подобным образом, это означает, что вы войдете в транс.

Если вы закроете глаза, вы погрузитесь в него еще глубже.

Источник

сколько комплексных эквивалентов в жизни человека по мнению юрия мащенкоfrankpucelik

Практика навыков Фрэнка Пьюселика

«Words don`t change people, expirienсе does» Milton Erickson

«УК»: Нужно ли учиться скрывать свои эмоции?

Ф.П.: Нет, не нужно. Скрывать эмоции — означает переживать их внутри себя, но не показывать окружающим. Эффективные коммуникаторы так не делают. Они изменяют свои эмоции так, как это им выгодно, и демонстрируют их. А наиболее выдающиеся лидеры не только не скрывают, но и всегда рады показать эмоции, соответствующие ситуации. И это помогает им добиваться успеха.

«УК»: Как можно изменять свои эмоции?

Ф.П.: Самое главное — не позволять себе автоматически реагировать на происходящие события. Многие люди считают, что эмоции и реакции — это то, что с вами происходит, а не то, что вы создаете. На самом же деле, если кто-то вас разозлил или что-то вас расстроило — это вы сами позволили себе так отреагировать. Многие также считают, что быть естественным — хорошо. Но это всего лишь означает, что у вас нет выбора, как реагировать. Эффективный коммуникатор должен научиться выбирать реакцию на каждую ситуацию. К примеру, кто-то подходит к вам и говорит что-то неприятное. Вы должны подумать и принять решение: какая реакция в данном случае наиболее выгодна для вас, и отреагировать именно таким образом.

Как этому научиться? Существует всего шесть основных состояний, или, как мы их называем, калибровок. Задача коммуникатора — удерживать полный контроль над этими состояниями:

позитив/актив (воодушевление, радость);
позитив/пассив (спокойствие, комфорт, расслабленность);
негатив/актив (агрессивность, злость, раздраженность);
негатив/пассив (грусть, депрессия);
интерес (желание получить информацию, научиться чему-то);
принятие решений (состояние размышления над альтернативами).
Необходимо научиться быстро переключаться с одной калибровки на любую другую. А развить такой навык поможет упражнение, состоящее из следующих шагов:

Обнаружить «ключ» — то есть сигнал, который позволит понять, в какое состояние мы автоматически переходим. К примеру: когда я начинаю злиться (перехожу в состояние негатив/актив), то чувствую, как в груди что-то сжимается, перехватывает дыхание. Если я сумею сразу же распознать этот симптом, то смогу быстро скорректировать эмоцию.
Глубоко вздохнуть.
Спросить себя: в какое состояние я хочу прийти? И найти ответ — скажем, в состояние спокойствия (позитив/пассив).
Достичь желаемого состояния. Для этого нужно обратиться к своей памяти, вспомнить самый яркий случай, когда вы переживали подобные эмоции. И попытаться вернуться в это состояние, подключив все органы чувств, то есть вспомнить, что вы слышали, видели, ощущали тогда.
Назвать желаемое состояние, придумать для него кодовое имя. К примеру, «пляж» для вас может означать спокойствие.
Вернуться в реальную действительность, сохраняя то состояние, в которое вы смогли перейти.
Выполнять это упражнение нужно регулярно: три месяца подряд тратить каждый день 10 минут на тренировку навыка переключения калибровок. Со временем вы заметите, что некоторые шаги выполняются сами собой. Вам будет достаточно назвать желаемое состояние, чтобы перейти в него, и занимать это будет всего три-четыре секунды.

«УК»: Как добиться от человека желаемых результатов независимо от того, в каком состоянии он находится?

Ф.П.: Умелые коммуникаторы понимают: успех порученного человеку дела во многом будет зависеть от его настроя. Сначала вам нужно определить, в каком состоянии пребывает собеседник (это можно сделать, наблюдая за мимикой, жестами, речью), и при необходимости изменить его состояние (оптимальные варианты — позитив/актив или интерес). И только потом действовать.

Конечно, воздействовать на калибровку других людей непросто. Для этого прежде всего необходимо распознать, как они мыслят. У каждого человека есть несколько приоритетных жизненных ценностей, которые мы называем комплексными эквивалентами (к примеру, уважение, ответственность и т.д.), и набор действий, которые в его понимании соответствуют этим эквивалентам (скажем, я буду считать, что человек меня уважает, если он не будет помогать мне без моего на то согласия). Если в разговоре вы «наступаете» на комплексный эквивалент собеседника, то такая коммуникация не будет успешной. Зато если вы продемонстрируете действие, соответ ствующее его ключевому эквиваленту, он моментально изменит свою калибровку с негативной на позитивную. И вы сможете добиться от него желаемого результата.

«УК»: А как определить чужие комплексные эквиваленты?

Ф.П.: Прежде всего — по повторениям в речи. Как правило, достаточно беседы длительностью в час, чтобы выявить, какие слова и выражения человек использует чаще всего. Это и будут его комплексные эквиваленты. Особенно заметно это у руководителей, когда они начинают жаловаться на то, что у их подчиненных недостаточно развиты те или иные качества.

Второй способ определения комплексных эквивалентов — маркировки, то есть выделение слов в речи ритмом, громкостью, тональностью, визуально (с помощью кивков, жестов и т.д.). Чтобы стать эффективным коммуникатором, необходимо научиться все это отслеживать.

«УК»: Такой подход несколько напоминает манипуляцию…

Ф.П.: Коммуникация — это и есть манипуляция, и это не плохо. Каждый раз, вступая в беседу с человеком, вы создаете один из четырех типов отношений: «выиграл-выиграл», «выиграл-проиграл», «проиграл-выиграл» или «проиграл-проиграл». Эффективный коммуникатор старается любой разговор сделать выигрышным для обеих сторон. При этом вам должно быть все равно, естественно это или нет. Если получается это сделать естественным путем — хорошо, если же нет — нужно корректировать свои эмоции и эмоции собеседника так, чтобы в итоге сложилась ситуация «выиграл-выиграл».

«УК»: Нужно ли разбираться в собственных комп лексных эквивалентах?

Ф.П.: Конечно, следует определить шесть-десять своих комплексных эквивалентов и для каждого прописать по три конкретных действия, которые вы сами используете и ожидаете от окружающих. Если вы не разберетесь в себе, то не сможете разобраться и в других людях. Помните идею о зеркале? «Зеркало» — это ваши комплексные эквиваленты, используемые вами для того, чтобы вешать ярлыки на все вокруг. Разобраться в них нужно еще и потому, что некоторые поведенческие проявления, относящиеся к разным комплексным эквивалентам, могут вступать в противоречия друг с другом.

Источник

Статья:: Фокусы языка: как быстро изменить убеждение

Итак, что это за фокусы языка и зачем они нужны?

Есть такие штуки – убеждения. Это правила жизни человека. Правила у каждого свои. И собственно то, как человек ведёт себя в мире, что для него важно, а что нет, что он себе запрещает, а что позволяет – всё это определяется этими самыми убеждениями. Ну и как водится, наряду с толковыми, восхитительными и полезными, среди этих правил попадаются на редкость дурацкие, просто тупые, совершенно бесполезные, сильно мешающие и изумительно идиотские. Возникает естественное желание научиться их изменять, желательно быстро.

Вот фокусы языка – это набор речевых стратегий (паттернов) именно для этого самого быстрого изменения. Их можно быстро и эффективно применять и в переговорах, и в терапии, и для утилизации вредного клиента. И наверно это один из самых употребимых инструментов, и не только у НЛПеров. Фокусы языка ведь можно применять как для того, чтобы «разломать» ограничивающее убеждение, так и для того, чтобы закрепить расширяющее. Вполне универсальный инструмент.

О термине

Немного о самом термине. Оригинальное английское выражение: sleight of mouth. На русский адекватно перевести сложно, так как здесь так любимая НЛПерами игра слов и ассоциаций. Есть такое английское выражение sleight of hand: ловкость рук. Sleight of mouth – ссылка на эту самую ловкость рук и прямой перевод: ловкость языка. По-русски звучит несколько странно. Поэтому переводчики долго бились, предлагая разные конструкции: «фокусы языка», «словесная эквилибристика» и проч. В том числе и не слишком соответствующее переводу «раскрутки».

Вступление

Вначале немного теории. Быстренько, скорее тезисно, чтобы не утомлять читателя.

Ценности, критерии, убеждения

Ценности, критерии, убеждения – основные фильтры восприятия.

Ценности – наши внутренние цели.

Ценности – это то, что для человека важно в этом мире, при помощи чего он совершает выбор.

Ценности выражаются в речи номинализациями.

Ценности обычно выражаются одним-двумя словами: любовь, счастье, надежность, обеспеченность семьи, уверенность в будущем, карьера и т.д. Видно, что это номинализации. Но номинализации, скажем так, «высшего порядка» – полностью «упакованные» взаимоотношения. То есть не «муж люби меня» а «любовь». Поэтому часто бывает полезным привести ценность к полной структуре (СДО): кто с кем что делает. Например:

Ценности образуют иерархию.

Одни ценности важнее, другие мене важны. Именно поэтому мы способны делать выбор: если бы безопасность была бы для нас столь же важна как и экономия времени, куча людей бы бросалась под машины стараясь быстренько перебежать «вот прямо сейчас».
Причем эта иерархия подвижна – если ценность долго не удовлетворяется, она становится более важной, а удовлетворённая ценность на время становится менее важной.

Критерии – это способ измерения реализации ценностей.

Ценности внутри, это наши внутренние цели. А человека в гораздо большей степени волнует его внутренний мир, чем то, что снаружи. Но живём мы, не смотря на сопротивление, в этой самой «снаружи» и нам надо как-то связать внутренние цели с окружающей действительностью. Для этого служат сенсорные критерии. Они связываются с ценностью при помощи убеждения о значении. Собственно именно поэтому смысл события обычно намного важнее самого события.
Сенсорные критерии это всегда то, что можно пощупать, увидеть, услышать, измерить – 2 килограмма яблок, 47 сантиметров, 4 раза в день, крик вот такой громкости…

— Нормальная зарплата для меня – это когда получается не менее 200 долларов в месяц.

То есть ценность – «хорошая зарплата», а критерий «200 долларов в месяц».

Не всегда «хорошая зарплата» – это конкретная сумма. Иногда это «если я могу позволить себе каждый месяц покупать хороший костюм» или «если моя зарплата не менее чем в 4 раза выше зарплаты машиниста метро».

Но человек пользуется ещё и другими критериями – удовлетворёнными ценностями. Ведь слышали фразу, типа:

— Счастье – это когда тебя любят, ценят и заботятся.

В этой фразе ценность счастье определяется при помощи «суммы» трех критериев (любят, ценят, заботятся), но среди них нет ни одного сенсорного! Эти критерии внутренние (обычно о них и говорят просто как о критериях) и они сообщают только о том, что ценности более нижнего уровня иерархии удовлетворены. Соответственно, для этих ценностей тоже можно выяснить критерии, и продолжая эту цепочку получить список сенсорных критериев. Например:

Счастье = любят + ценят + заботятся.
Любят = проявляют внимание + помогают + помнят.
Помнят = делают подарки на праздники + регулярно звонят.
Регулярно звонят = звонят не реже раза в месяц (сенсорный).

Если простраивать всю систему, то получится такое бо-о-льшое ветвистое дерево.

Критерии работают по принципу «включено – выключено».

Если получаю больше 200 долларов – зарплата нормальная, если только 199 – то нет. Иногда для определения одной ценности может быть несколько одновременно выполняемых критериев:

— Хорошая работа – это зарплата не менее 400 долларов и чтобы добираться не более часа.

Если один из этих критериев не выполняется (зарплата меньше 400 долларов и добираться больше часа), то считается, что работа плохая.

Естественно, может быть выполнение условия по принципу «или – или»:

— Для меня хорошая работа – это или большая зарплата, или интересно.

Так как человек ориентируется на реализацию своих собственных ценностей по критериям, то от правильного определения критерия зависит реальное достижение целей.

Намерение – желание удовлетворить определенную ценность.

Ценностей у человека много, но не все они требуют удовлетворения именно в данный момент и в данном контексте. Намерение – это обычно желание удовлетворить наиболее важную ценность в данной ситуации.

Убеждения – правила жизни.

Убеждения – обобщенные правила жизни. Убеждения определяют что делать в каких ситуациях, как что оценивать, что можно, что нельзя и т.д. Человек либо что-то делает ради своих убеждений, либо не делает ничего.

Убеждение = ценность + правило взаимодействия.

Убеждения связывают ценности с внешним миром и между собой. Это – цемент карты. Собственно именно убеждения определяют, как человек взаимодействует с ценностью.

— Любви не бывает.
— Любовь – самое важное в жизни.
— Любовь – это женский предрассудок.
— Истинная любовь – это любовь к богу.
— Любовь может быть только одна и на всю жизнь.
— Я не способен любить.
— Я такая влюбчивая!

Убеждения по структуре: А=Б (комплексный эквивалент); А=>Б (причинно-следственная связь).

Лингвистически, убеждения – это либо убеждения о соответствии (А=Б, «зависть – это та же жадность«) или о причинно-следственных отношениях (А=>Б «если ты будешь так много курить, то это подорвет твоё здоровье«).

Ценности связаны с критериями при помощи убеждений о соответствии.

«Счастье – это когда рядом с тобой любимый человек и ты уверен, что всё хорошо«. Счастье = любимый человек (рядом) + всё хорошо.

Убеждения – это все Логические Уровни выше способностей.

В системе логических уровней убеждения – это все уровни выше способностей. То есть это убеждения о том «что важно», «что я умею/могу» – ценности, «кто я такой» – личностное своеобразие, к чему я стремлюсь – «миссия».

При этом нужно различать способности, и убеждения о способностях: я могу…/я убежден, что смогу.

Убеждения можно разделить на ограничивающие и поддерживающие.

Ограничивающие убеждения «мешают» жить, поддерживающие – «помогают». Учтите, что в разных контекстах и в разное время одно и то же убеждение может быть поддерживающим и ограничивающим. Убеждение «нельзя на улице разговаривать с незнакомыми мужчинами» может быть поддерживающим для девочки-подростка и ограничивающим для взрослой женщины.

Структура убеждений

Итак, убеждения это правила взаимодействия с ценностью. То есть в любом убеждении будет содержаться ценность. А чего могут касаться эти правила?

Комплексные эквиваленты и причинно-следственные отношения

По структуре это могут быть либо комплексные эквиваленты (то есть когда А равно Б) или причинно-следственные связи (из А следует Б).

комплексный эквивалент (=)

причина-следствие (=>)

Свобода – это счастье.

Ты не обращаешь на меня внимание, значит ты меня не любишь.

Так как ты опоздал, ты невнимательно относишься к своей работе.

Невнимательность приводит к неуспеваемости.

Из раздражения ничего хорошего не получится.

Следствием успеха является уважение окружающих.

Абсолютно чётко разделить эти две конструкции нельзя (да в большинстве случаев и не слишком нужно). Но довольно точный критерий: в причине-следствии обязательно будет присутствовать временная рамка

В речи комплексные эквиваленты и причинно-следственные связи будут представлены в виде слов-связок

комплексный эквивалент (=)

причина-следствие (=>)

потому что
в то время как
подобно тому, как
когда
если, то
так как
несмотря на
значитпрежде чем
следовательно
после того как
получается
приводит к

сколько комплексных эквивалентов в жизни человека по мнению юрия мащенко

Убеждения будут давать ответ на вопросы:

— Что приводит к данной ценности (результату)?
— Каковы последствия достижения этой ценности?
— Каковы критерии данной ценности?
— Как вы определяете эту ценность для себя?

Причина (П=>Ц).

— Если много работать – это приведёт к успеху.

Убеждения о причинах сообщают нам, что нужно делать в конкретной ситуации для удовлетворения данной ценности. Исходя из убеждений о причинах человек собственно и совершает те или иные поступки.

Следствие (Ц=>С).

— Отсутствие любвив семье приводит к разводам.

Критерии (К=Ц)

— Хороша работа – это высокая зарплата, хороший коллектив и интересное занятие.

Скорее всего будет некая сумма критериев: К1+К2+К3=Ц

При помощи критериев мы связываем ценности с внешним миром и нижними (верхними) уровнями важности. Вопрос о критериях – вопрос о смысле/значении поведения или удовлетворения ценности.

Определение (О=Ц)

— Гармония – это равновесие между собой и миром.

Сюда же будет относиться и «приравнивание» ценностей между собой.

— Здоровье – это красота.

Эти убеждения о том, чем является или не является данная ценность. При помощи определений мы связываем ценности между собой. Собственно, это цемент карты.

Довольно часто в речи убеждение пропускается и связываются между собой, например определение и следствие, причина и критерии, критерии и определение и т.д. В таком случае весьма желательно установить собственно ценность.

Хорошая семья – это любящая жена и дети. (определение).

Для того, чтобы у тебя была хорошая семья, нужно уметь прощать. (убеждение о причинах).

Это два убеждения относительно ценности «хорошая семья». Но эквивалентом второго убеждения может быть:

Для того, чтобы у тебя были любящая жена и дети, нужно уметь прощать.

В данном убеждении ценность «хорошая семья» заменена её определением «любящая жена и дети», то есть между собой связаны определение и причина.

Такая структура является не полной. По крайней мере для большинства раскруток весьма желательно выяснить саму ценность.

Лингвистическая структура убеждения

Если рассматривать убеждение с точки зрения метамодели, то полная лингвистическая структура убеждения будет выглядеть так: метарамка веры [ценность + утверждение относительно этой ценности ].

Итого

Убеждения о критериях связывают наши внутренние цели с внешним миром и нижними/верхними уровнями иерархии.

Определения помогают нам понять, чем является данная ценность и связать её с другими ценностями (не по иерархии).

Убеждения о причинах нам сообщают, что нам нужно делать.

Убеждения о последствиях – задают мотивацию, помогают определить приемлемость данных действий.

Фокусы языка

Ну а теперь собственно о фокусах языка. Вернее об их структуре. Вначале наиболее типовой меню, предложенное Робертом Дилтсом в «Фокусах языка».

Описание паттернов

Намерение

Переключение внимания на задачу или намерение, скрытые за убеждением.

Переопределение

Замена одного из слов, используемых в формулировке убеждения, новым словом, которое обозначает нечто сходное, однако наделено другим подтекстом.

Последствия

Внимание направляется на те позитивные или негативные последствия данного убеждения или определяемого им обобщения, которые позволят изменить или укрепить это убеждение.

Разделение

Изменение или укрепление обобщения, определяемого убеждением, с помощью дробления элементов убеждения на меньшие части.

Объединение

Обобщение части убеждения до более высокого уровня, позволяющего изменить или укрепить взаимосвязи, определяемые данным убеждением.

Аналогия

Поиск взаимосвязи, которая была бы аналогична определяемой данным убеждением и ставила бы под сомнение (или укрепляла) соответствующее обобщение.

Изменение размера фрейма

Переоценка (или усиление) подтекста убеждения в контексте более длительного (или краткого) временнoго фрейма, с точки зрения большего числа людей (или отдельного человека), в более широком или узком ракурсе.

Другой результат.

Переключение на другую цель (отличную от заявленной в убеждении), для того чтобы подвергнуть сомнению (или обосновать) своевременность данного убеждения.

Модель мира

Переоценка (или укрепление) убеждений с позиции другой модели мира.

Стратегия реальности

Переоценка (или укрепление) убеждений, основанная на том факте, что убеждения создаются с помощью когнитивного процесса восприятия мира.

Противоположный пример

Поиск исключений из правила, которое ставило бы под сомнение (или обогащало) обобщение, определяемое данным убеждением.

Иерархия критериев.

Переоценка (или укрепление) убеждений согласно критерию, превосходящему по значимости любой из тех, на которые опирается данное убеждение.

Применение к себе

Оценка самой формулировки убеждения согласно взаимосвязи или критериям, определяемым этим убеждением.

Метафрейм

Оценка убеждения из фрейма непрерывного, личностно-ориентированного контекста – создание убеждения относительно убеждения.

Давайте разберёмся

Роберт Дилтс определяет 14 паттернов, но некоторые из них пересекаются.

Например, «разделение» и «объединение» – это явно частные случи «изменения размеров фрейма», «другой результат» очень близок к «иерархии критериев», «метафрейм» к «последствиям». Поэтому мы объединим их вместе, и вместо 14 будем рассматривать 10 паттернов.

1. Намерение

Переключение внимания на задачу или намерение, скрытые за убеждением.

Буквально: Клиент сообщает об убеждении, а Оператор делаете предположение о его намерении:

К: – Я не могу позволить себе бросить работу.

О: – Я понимаю, что стабильность крайне важна для вас.

Учтите, что данная раскрутка может строиться на провокации. В этом случае Оператор выдвигает предположение о намерении или задаче, которая может следовать из утверждения Клиента, но при этом, скорее всего, противоречит его моральным принципам:

К: – Я не могу позволить себе бросить работу.

О: – Вы ещё не отомстили сослуживцам за прошлый год?

В данном примере, намерением убеждения выступает «месть».

2. Переопределение

Замена одного из слов, используемых в формулировке убеждения, новым словом, которое обозначает нечто сходное, однако наделено другим подтекстом.

Хочу обратить ваше внимание на то, что меняется только одно слово или смысловая конструкция. Практически, это то, что Ричард Бендлер называл «однословным рефреймингом»: ищется слово или фраза, описывающая приблизительно то же качество или действие, но с другой оценкой. Например: вороватость – домовитость, лгун – дипломатичный, наглость – настойчивость, доносчик – социально активный, раздражительность – эмоциональность.

В первом варианте был сделан негативный рефрейминг: послушная => безвольная. Во втором – позитивный: поступать совершенно непоследовательно => способность вести себя как настоящая женщина.

3. Последствия/метафрейм

Рассматривается последствия использования данного убеждения.

Понятно, что пользование убеждением приводит к последствиям. Или может привести.

Иногда последствия описываются в гротескном виде.

4. Аналогия

Поиск аналогии, которая придаст убеждению другой смысл.

Здесь может использоваться прямая аналогия, притча, анекдот и т.п.

5. Изменение размера фрейма

Меняем рассматриваемую продолжительность времени, количество людей, размер территории и т.д. таким образом, чтобы убеждение сменило смысл или стало абсурдным.

Практически, это рефрейминг контекста. Но контекст позволяется менять только в размерах. Например, расширив временную рамку, можно предложить Клиенту взглянуть на ситуацию из будущего.

Точно так же можно взглянуть на ситуацию из прошлого.

Можно уменьшить временную рамку.

Или увеличить количество людей.

Разделить на кусочки:

Или максимально обобщить:

Играя с размерами рамок, можно довести утверждение до абсурда:

6. Другой результат/Иерархия критериев

Смещение фокуса внимания на другой результат или критерий.

Клиенту сообщается, что «на самом деле» важен «вот этот вот результат», а не то, что он сообщает или намерение стоящее за его убеждением. Желательно перед этим удостовериться, что «вот этот вот результат» не только важен для Клиента, но и обладает более высоким уровнем значимости.

7. Модель мира

Переоценка убеждений с позиции другой модели мира.

Приводится пример других вариантов убеждения, ссылаясь на других людей. Обычно в предложении будет присутствовать: «а вот я считаю», «древние верили», «учёные установили», «немцы считают, что», «мой сосед утверждает», «народная мудрость говорит». По видимому, эффективность раскрутки в большой степени зависит от авторитетности для Клиента той группы людей, на которую ссылается Оператор.

8. Стратегия реальности

Переоценка убеждений, основанная на том факте, что убеждения создаются с помощью когнитивного процесса восприятия мира.

Убеждения имеют историю создания – они обычно на чём то основываются. И ещё у них есть структура. Практически мы получаем два паттерна в одном: в первом случае мы обращаемся к событиям, приведшим к появлению данного убеждения, во втором случае – к его внутреннему представлению.

9. Противоположный пример

Поиск исключений из правила, которое ставило бы под сомнение обобщение, определяемое данным убеждением.

Оператор может как сам предложить исключение из правил:

Но так же можно попросить найти исключения и самого Клиента.

10. Применение к себе

Правило применяемое по отношению к другим людям должно работать и по отношению к автору убеждения.

Если человек сообщает о правиле для других людей, то очень хочется применить это правило и к нему тоже.

В первом случае сделано обобщение относительно людей, которое просто «возвращается» Клиенту. Во втором случае сообщается о требовании «быть откровенным» к конкретному человеку, и это требование тут же применяется к Клиенту.

Примеры фокусов языка

Рак заканчивается смертью

Только тяжелый труд может привести к успеху.

Семья – это рабство.

Намерение

Я знаю, что ваше намерение – избежать ложных надежд, но не стоит отказываться от всех надежд вообще.

Видимо, вы готовы заплатить высокую цену, чтобы получать желаемое.

Я понимаю, что свобода для вас очень важна!

Переопределение

В конечном итоге, к смерти приводит не рак, а истощение иммунной системы. Давайте поищем способ укрепить её.

Ваша способность упорно работать просто восхищает!

Семья – это контракт о взаимных обязательствах.

Последствия

К сожалению, подобные убеждения склонны становиться самоисполняющимися пророчествами, поскольку люди прекращают поиск альтернативных возможностей.

Зато вы можете быть уверены, что вы точно заслужили успех!

Пока вы верите в это, вам приходится трудиться слишком тяжело

Пока вы так думаете, никаких других отношений вы построить и не сможете.

Аналогия

Рак подобен полю, которое зарастает сорняками, если на нём как следует не попаслись овцы. Если стрессы, отсутствие спортивной нагрузки, бедная диета снижают количество овец, то травы становится слишком много и она превращается в сорняки. Если количество овец увеличить, они могут снова вернуть поле в состояние экологического равновесия.

Действительно! Тяжелоатлеты будут с вами совершенно согласны! Однако им достаточно удержать штангу всего несколько секунд, чтобы почувствовать себя победителем.

Когда люди объединяются ради достижения общей цели они подчиняются определённым правилам. Но вы же не скажете, что альпинисты в связке, идущие к вершине – это рабы?

Изменение размера фрейма

Если каждый будет думать так же, мы никогда не найдём лекарство от рака. Вам хотелось бы, чтобы ваши дети разделяли то же убеждение?

Меня всегда интересовало: сколько «смерти» содержится в одной раковой клетке?

Когда-нибудь вы с гордостью будете рассказывать внукам о своих достижениях

Какая часть предстоящей работы кажется вам наиболее трудоемкой?

Из ваших слов следует, что вся Земля – это просто большой концлагерь.

Да, вы правы! Любые отношения между людьми приводят только к потерям.

Другой результат

Не хотели бы вы задуматься скорее о том, кто или что может облегчить ваш труд, чем идти к у спеху в одиночестве и без какой-либо помощи?

Может вам лучше задуматься о том, как не остаться в одиночестве?

Модель мира

Врачи считают, что наличие злокачественных клеток является лишь одним из многих факторов, которые определяют длительность нашей жизни.

Есть много людей, которые уверены, что успех – это просто в любой момент времени делать то, что хочется

А я считаю, что семья – это договор свободных людей.

Стратегия реальности

Как именно вы представляете себе это убеждение? В вашем воображении рак – смышлёный захватчик вашего организма? Является ли в вашем представлении организм и иммунная система более смышлёными, чем рак?

Ваш внутренний фильм об успехе включает в себя последовательность кадров о самом труде или об усталости от этого труда?

Вы себе представляете супругов закованными в цепи, кирками долбящими камень? Или затянутыми в кожу и с плётками в руках?

Противоположный пример

Существует множество документально подтверждённых случаев, когда люди переболели раком и прожили в добром здравии ещё много лет.

Неужели вы никогда даже не слышали о людях, которые живут вместе и действительно счастливы?

Применение к себе

Это убеждение, подобно раку, разрасталось в вас последние несколько лет и само по себе представляет серьёзную угрозу для вашей жизни. Интересно было бы посмотреть, что случится, если это убеждение исчезнет.

Насколько сильно вам нужно устать, чтобы считать себя успешным?

Получается, ваши родители рабы? Ну и как можно назвать человека, который вырос в рабстве?

Авторы примеров: Роберт Дилтс («Рак заканчивается смертью»), Юлия Синарёва («Только тяжелый труд может привести к успеху»), Александр Любимов («Семья – это рабство»).

Про другие способы описания фокусов языка можно почитать в моей книжке: «Структура фокусов языка«.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *