Сколько китай заплатил за акции мотор сич
Skyrizon считает, что китайские инвесторы понесли значительные убытки из-за продолжавшегося пять лет спора о покупке доли в украинской компании.
В 2016 году китайские инвесторы намеревались купить 56% акций «Мотор Сич», но Антимонопольный комитет Украины не согласовал сделку. В августе 2019-го Skyrizon и Xinwei Group приобрели более 50% акций «Мотор Сич». В августе 2020 года прокуратура Украины арестовала акции компании после объявления о подаче заявки китайскими инвесторами и группой DCH о покупке доли в ней.
Против планов китайских компаний по приобретению «Мотор Сич» высказывались власти США.
В марте 2021 года украинские власти национализировали «Мотор Сич».
В январе Минторг США внес Skyrizon в список «военных конечных пользователей» (Military End-User List) — физических и юридических лиц, которые напрямую или опосредованно участвуют в производстве иностранной военной техники. В отношении таких компаний в Соединенных Штатах действуют дополнительные экспортные ограничения. По версии американских властей, Skyrizon «может разрабатывать, производить или эксплуатировать военную технику, например двигатели военных самолетов». Вслед за Вашингтоном санкции против инвестиционной компании ввел Киев. В украинский санкционный список попали еще три компании и одно физлицо, участвовавшие в приобретении акций «Мотор Сич».
Дело проигрышное заведомо: эксперты об иске от Китая по «Мотор Сич»
Журналист Дмитрий Василец предлагает обратиться за помощью к США, которые настояли на расторжении сделки: «Предлагаю от Украины в международный суд послать «бизнес-няню» президента, с заявлением, что США все это заварили, США 4,5 миллиарда и оплатят)))
А вообще, при плановой экономике в Украине, такой ситуации просто не могло бы быть, ведь высоко-технологическая промышленность работала бы на государство».
Юрист Марина Ставнийчук считает, что выиграть дело Украина не сможет: «Доигрались пацаны! Китай подал против Украины иск в международный арбитраж в Гааге на 4,5 миллиарда долларов за Мотор Сич?! Дело проигрышное заведомо. Это же было очевидно, когда начинали эти игры: дали-отдали. Кто будет отвечать?»
Политический эксперт Юрий Романенко также считает, что дело заведомо шло к судебному процессу: «Китайцы влупили в Гааге иск на 4,5 млрд против Украина за «национализацию» Мотор-Сичи. Этого и следовало ожидать, но нелохи ж:)»
Народный депутат Максим Бужанский убежден, что к такому исходу дела страну подвели незаконные решение Совбеза: «Внеюридическая деятельность СНБО наконец то принесла первые плоды. Китайский инвестор предъявил иск на 4,5 миллиарда из за национализации Мотор Сичи. Это ж сколько ветеринаров можно было бы подготовить на эти деньги».
Журналист Светлана Крюкова советует Зеленскому обратиться к оманским друзьям за финансовой помощью: «Жёсткий поворот в скандале с национализацией «Мотор Сич».
Китайский инвестор «Мотор Сич», компания Beijing Skyrizon подала в суд в Гааге на Украину.
Сумма иска — 4,5 миллиарда долларов.
Компания считает, что Украина оказывает «несправедливое отношение к китайским инвесторам в течение последних пяти лет», а также «непрерывно применяет незаконные меры».
Теперь вся надежда на оманские инвестиции».
Продажа «Мотор Сичи»: сколько заплатил Китай и потеряет ли Украина уникальные разработки
Накануне глава компании «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев сообщил, что украинское предприятие уже продало свои акции китайским компаниям. Что же для Украины может значить продажа столь крупного и уникального предприятия и сколько Китай заплатил за него?
Часть денег уже получена
Новыми собственниками украинского завода станут китайские компании Skyrizon Aircraft и Xinwei Technology Group, которые приобретают более 50% акций компании «Мотор Сич». Более 25% акций оставались за «Укроборонпромом».
По словам Богуслаева, предприятие продано за 250 миллионов долларов. На данный момент инвестор уже заплатил 100 миллионов долларов за акции. Еще 150 миллионов он обязался вложить в предприятие в следующем году.
Что будет с разработками
Продажа «Мотор Сич» не означает продажу уникальных разработок ГП «Ивченко-Прогресс». По крайней мере, в этом уверяет генеральный конструктор предприятия Игорь Кравченко. По его словам, все запатентованные в Украине и других странах разработки останутся в интеллектуальной собственности предприятия.
Кравченко также добавил, что инвестор, который будет работать с «Мотором», не может не сотрудничать с конструкторским бюро.
Справка КП в Украине
ГП «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» имени академика А. Г. Ивченко (ГП «Ивченко-Прогресс») входит в состав ГК «Укроборонпром» и является лидером в проектировании и изготовлении опытных образцов авиационных двигателей. Авиадвигатели, разработанные ГП «Ивченко-Прогресс», применяются на 64 типах летательных аппаратов в более чем 100 странах мира.
ПАО «Мотор Сич» является одним из крупнейших мировых производителей двигателей для авиационной техники, а также промышленных газотурбинных установок. Продукция предприятия
После того, как стало известно о намерении Китая приобрести украинский завод, частная американская военная компания Blackwater также начала переговоры о покупке «Мотор Сичи». Вопросами приобретения запорожской компании занимается лично основатель Blackwater Эрик Принс. Таким образом, США якобы пытались помешать Китаю заключить собственную сделку с «Мотор Сич».
В тему
Три сценария для «Мотор Сич»:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Абромавичус рассказал, когда завершат сделку по продаже «Мотор Сичи»
Несмотря на все попытки США помешать сделке по продаже «Мотор Сичи» китайским компаниям, переговоры все-таки продолжаются и находятся в самой активной фазе. По словам главы «Укроборонпрома» Айвараса Абромавичуса, урегулирование всех формальностей займет не более двух месяцев. Также он добавил, что акции уже приобретены китайскими инвесторами.
Не будите спящего тигра. Как Китай накажет Украину за «Мотор Сич»
Пробивание дна длится с 2019-го, когда хозяин предприятия Вячеслав Богуслаев продал 56% акций китайским компаниям. СБУ арестовала эти акции на основании того, что «Мотор Сич» — стратегическое предприятие. В ноябре 2020-го китайская сторона подала на Украину в суд иск на 3,5 млрд долларов. Но тут снизу постучали: 29 января был опубликован указ Зеленского о введении санкций против китайских инвесторов «Мотор Сич». 1 февраля СБУ не дала провести собрание акционеров. Это теперь называется «национализацией».
Злополучная «Сич»
История продажи «Мотор Сич» уже вошла в обиход как имя нарицательное.
Точно так же в 2005 году отняли у покупателя и продали другому покупателю «Криворожсталь». Шмыгаль заявил, что не слышал о национализации «Мотор Сич»
Та история — важный маркер этой, обозначим ее с самого начала, но напомним ниже. Ну а пока вернемся в сегодня.
«Мотор Сич» станет как минимум символом «свободной экономики» в марионеточном государстве. А как максимум — витриной тоталитарного глобализма имени США. Именно воля Вашингтона диктует Зеленскому все его действия в данном вопросе. Китайские инвесторы это знают и подали иск именно в американский суд. Зачем разговаривать с колонией, если есть метрополия, где все решают?
Судебные перспективы тухлые, но китайцев это, похоже, не смущает. Вопрос давно вышел из экономического контекста. У условного Зеленского, за которым стоят вполне реальные украинские олигархи (тот же Богуслаев), был выбор: национальные интересы или темник Вашингтонского обкома. Без метафор: выполнить контракт, передав КНР «Мотор Сич», сохранив лицо и продлив жизнь предприятию. Или апортировать дяде Сэму, который не только сам ввел санкции в отношении фигурантов этого дела, компаний CNOOC и Skyrizon, но и активно, публично и открыто, без церемоний давил на Киев, требуя отмены сделки.
Зеленский, вернее его кукловоды, выбрали второй путь. Ставки сделаны.
Санкционное шулерство
1 февраля Служба безопасности Украины (СБУ) пресекла проведение общего собрания акционеров «Мотор Сич». На повестке дня стоял вопрос о вхождении ряда китайских инвесторов в капитал предприятия. Однако 29 января 2021 года потенциальные китайские инвесторы попали под санкции Украины по указу Зеленского № 564-27. На этом основании СБУ фактически не разрешила их выход на украинский рынок.
Важно знать и то, что перечень потенциальных инвесторов из КНР полностью совпадает со списком лиц, попавших под санкции Украины 29 января. Указ был подписан не в конце января, а за полтора месяца — 14 декабря 2020-го. Все это время имена попавших под ограничения были неизвестны. Эта особенность наблюдается уже не впервые: Зеленский вводит в действие решение Совета нацбезопасности и обороны (СНБО), а списки фигурантов появляются через полтора — два месяца. Отобранный у китайских инвесторов завод «Мотор Сич» национализируют
Почему так? Обычное мошенничество: владелец «казино» берет себе фору для того, чтобы манипулировать, шантажировать, торговать местами в списке за выход из него. По итогу торгов перечень строптивых и упрямых зачитывается людьми президента-голограммы. На последствия для страны и ее народа власти наплевать. Американский зонтик все скроет, накроет и прикроет.
Слухами полнится земля, что лишение оппозиции их частных СМИ произошло не столько потому, что Зеленского и его хозяев пугает падение собственного рейтинга и рост рейтинга ОПЗЖ, сколько для затыкания рта оппозиции в 2021-м. Ходят упорные слухи, что он будет объявлен Годом масштабной приватизации государственных активов. Полнейшей распродажей государственных активов правительство хочет обеспечить бюджет доходами. Это будет сопровождаться скандалами, и Медведчуку со товарищи заблаговременно отключили «микрофон».
Злоключения олигарха
Больше всех в приходе китайских инвесторов был заинтересован 82-летний владелец «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев.
«Мотор Сич» — это его детище, он своих не бросает. Содержать дальше не может, поэтому хочет передать в хорошие руки. Будучи «красным директором» по происхождению, Богуслаев считает Китай, чей флаг — красный, идеология — социализм, где чтут Ленина и Сталина, хорошими руками. К тому же китайцы помогли бы модернизировать предприятие, чем продлили бы ему жизнь.
Но тут явились США, и Украина показала хорошо отработанный на российских резидентах протекционизм посредством санкций.
Интересны эволюции олигарха Богуслаева с этим активом. Он еще в начале 2000-х понял, что свои акции лучше хранить подальше от политически нестабильной, опасной Украины и сбросил 17,31% на панамский офшор. В украинских джунглях не до шуток: активы защищают все, причем не столько от врагов, сколько от друзей. Богуслаев крепил ряды «Партии регионов», но именно из этих рядов к его заводу тянулись жадные руки членов семьи Януковичей. Хеджируя риски, Вячеслав Богуслаев продал 10% акций «Мотор Сич» The Bank of New York Mellon (США). И когда ряды «друзей» успокоились, начал контакты с китайцами. В Запорожье СБУ сорвала собрание акционеров «Мотор Сич»
Уже тогда эти движения попали в поле зрения Вашингтонского обкома. Богуслаеву предложили какие-то «воздушные замки» и «космические корабли», но красный директор был стреляный воробей. Он выкупил 10% акций у американского банка и интенсифицировал работу с КНР. Конкретно с Skyrizon Aircraft Holdings Limited и Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment. Последняя в 2016-м подала в Антимонопольный комитет Украины заявление на концентрацию акций «Мотор Сич». Уже тогда у китайцев был 41% акций, у Богуслаева напрямую 15,83%, еще 17,31% у офшора Business House Helena, и 15,7% были распылены по левым фирмам.
Тогда же начался скандал, который продолжается до сих пор и грозит лишить Украину китайских инвестиций.
Пример «Криворожстали»
Раз дядя Сэм решил наказать Китай, Богуслаева и «Мотор Сич», то дело, можно считать, уже в его звездно-полосатой шляпе.
Тогда остается маленький вопрос: а как же технически проведут эту самую национализацию, если она незаконна, а процедура нигде не прописана?
Это наивный вопрос. Украина — страна возможностей, где возможно все. Как это и случилось с крупнейшим украинским металлургическим заводом «Криворожсталь». Был 2004 год, до «оранжевой революции» оставались считаные месяцы, и уходящий Леонид Кучма спешил с его продажей. Претендентов было шесть, но условия конкурса написали под одного, вернее, «двух в одном»: украинских олигархов Рината Ахметова и Виктора Пинчука. Им и досталась «Криворожсталь». За 800 миллионов долларов США они овладели гигантом сталинских пятилеток. Справедливости ради: судебные тяжбы начались не после победы тандема Ющенко/Тимошенко, а сразу же. Но суды признали сделку законной.
И тут грянула «оранжевая революция».
Премьер-министр Юлия Тимошенко через Верховный cуд отменяет решения вышеупомянутых судов. Затем новые суды признают сделку незаконной, возвращают «Криворожсталь» в Фонд госимущества, срочно готовятся документы для повторной приватизации комбината. Ахметова с Пинчуком суды на этот раз огорчили. Все кассации были отвергнуты, ничто не помогло: ни карманные СМИ, ни ЕСПЧ, ни даже президент Ющенко. Тимошенко довела дело до конца, «Криворожсталь» продали новому владельцу 24 октября 2005-го.
Юлия Владимировна стояла в аукционном зале, несмотря на то что полтора месяца назад коварный Ющенко отправил ее в отставку. Справедливости ради: новый владелец заплатил за «Криворожсталь» в 10 раз больше, чем Пинчук с Ахметовым. Но теперь это больше не украинский завод.
Но и «Мотор Сич» не «Криворожсталь». Как наукоемкое предприятие, кроме Китая, он никому не нужен. Тем, кто понимает эту истину, так же ясно, как ее видит Богуслаев, открываются совсем уж мрачные перспективы. На Украине никого не волнует вопрос выживания «Мотор Сич». Китайский инвестор бьет тревогу
Дна нет
А ведь еще вчера китайская Skyrizon и «Мотор Сич» планировали построить завод в городе Чунцин, где хотели производить и обслуживать авиадвигатели по украинским технологиям. А еще китайская компания планировала инвестировать 250 миллионов долларов в модернизацию украинских производственных и проектных мощностей «Мотор Сич». Все это в прошлом.
Грядет чума. Все прямые и косвенные признаки указывают на то, что 2021 год будет годом тотальной распродажи государственных активов. Доброта западных партнеров связана только и исключительно с тем, что они все будут играть в эту игру. Все они толпятся у лотов, в том числе у главного — земли. До нее обязательно дойдет очередь. Будут проданы «Южмаш», «Антонов», «Мотор Сич», «Укрзализныця» и так далее.
Это будет великая распродажа — оптом и в розницу. После этого Украины, какой мы ее знаем, не останется. На фоне этой катастрофы история с «национализацией» «Мотор Сич» как-то меркнет. Но все же: зачем рвать с третьим после России и ЕС инвестором?
На одной из китайских информационных площадок вышел интересный материал на эту тему. Автор — Чжао Хуэжун. Он писал по-конфуциански спокойно. Украина игрок несамостоятельный, решение это принимала не сама и пыталась ему изо всех сил сопротивляться. Следовательно, наказывать ее за это решение глупо.
Инцидент спустят на тормозах, в пользу этого говорят и недавние высказывания Зеленского об отношениях с Китаем. Украина по-прежнему емкий рынок, рвать с ним из-за одного актива не станут. За то Майдан и стоял, чтобы построить вассальное государство и служить хозяину! Но совсем без наказания оставлять за такое нельзя. Накажут по-китайски мудро: ни один китайский инвестор не будет участвовать ни в одном крупном новом проекте на Украине.
И это может стать хорошей новостью для всех соседей Украины. Например, для Белоруссии.
Дракон атакует: чего китайцы хотят от «Мотор Сич»
Многолетний конфликт
Инвестиционному спору вокруг украинского предприятия «Мотор Сич» уже более пяти лет, но он до сих пор не разрешен. Около 80% продукции компании традиционно покупала Россия, но в марте 2014 года Киев запретил поставки. Потеряв крупнейший рынок сбыта, завод оказался в тяжелой ситуации. Этим воспользовались китайцы. Они предложили «Мотор Сич» контракт на авиадвигатели по выгодным для себя ценам, пообещав инвестировать в предприятие.
Однако уже год спустя сделкой заинтересовалась Служба безопасности Украины (СБУ). После того как выяснилось, что предприятие и его китайские инвесторы хотят построить завод в КНР по производству и обслуживанию китайских двигателей, СБУ завела уголовное дело. Возникли подозрения, что стороны сговорились и хотят переместить активы и производственные мощности «Мотор Сич» за пределы Украины. Весной 2018 года украинский суд арестовал 56% акций компании.
Представители китайской компании заявили, что таким образом Киев нарушил международные обязательства, закрепленные в украинско-китайском межправительственном соглашении 1992 года. Китайцы возмущены тем, что из-за ареста акций они до сих пор не могут управлять приобретенным активом и влиять на менеджмент компании.
Купили за бесценок
Китайские инвесторы и их украинские партнеры попытались решить вопрос. В августе 2020 года Beijing Skyrizon и DCH подали заявление в антимонопольный комитет Украины о покупке акций «Мотор Сич». Однако заявку украинский суд рассматривать отказался. Интересно, что саму сделку по покупке контрольного пакета акций китайской Beijing Skyrizon наблюдатели сочли абсурдной.
Собрались национализировать
Уже в январе 2020-го китайские бизнесмены оказались под санкциями из-за указа президента Владимира Зеленского. В приложении к указу перечислено четыре компании, имеющие отношение к Skyrizon. Им заблокировали активы, ограничили торговые операции, запретили вывод капиталов за пределы Украины, сделки с ценными бумагами, эмитенты которых находятся под ограничениями, и прочее. А в списке физических лиц значилось только одно имя — гражданина Китая Ван Цзина, ключевого акционера Skyrizon.
Американские интересы
Однако дело было не только в защите национальных интересов и стратегического актива. Спор о производителе авиадвигателей завершился после того, как Зеленский встал на сторону США, а не Китая. Еще в 2019 году советник по национальной безопасности США Джон Болтон посетил Украину и провел несколько встреч, на которых обсуждался и «Мотор Сич». Стало понятно, что Киев хочет запретить продажу компании, чтобы уступить ее американцам. Это результат сильного давления Вашингтона на Владимира Зеленского, в том числе угрозы приостановки военной помощи.
Параллельно администрация Трампа взялась искать нового, «благонадежного» покупателя на «Мотор Сич». И нашла его в лице малоизвестной компании Oriole Capital Group.
«США рассматривают влияние Китая на Украине и покупку этой компании как угрозу», — отмечали эксперты Программы вооружений и военных расходов Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI).
Идти до конца
В Китае таких сюрпризов не ждали. Как заявил владелец Skyrizon Aircraft Holdings, это только поможет Пекину отстоять инвестиции и право на собственность в судах. По его словам, Skyrizon приготовилась к настоящей войне с Киевом. Было подано несколько исков — в китайские, украинские и международные суды.
Что дальше
29 ноября председатель Верховной рады Руслан Стефанчук заявил, что Киев готов «адекватно» реагировать на попытки китайских инвесторов возместить убытки за несостоявшуюся по вине украинской стороны сделку по продаже завода «Мотор Сич».
Каковы перспективы иска — вопрос открытый. С одной стороны, арест акций «Мотор Сич» и их последующая национализация повлекли за собой убытки китайского инвестора. И, как указывают юристы, арбитражный суд в Гааге, как правило, встает на сторону инвестора в спорах с государствами.
«В данном случае государство (Украина) не скрывает исключительно политического мотива для национализации предприятия. Более того, речь идет именно о национализации, то есть ситуации, когда имущество инвестора было передано государству вне воли инвестора. Исходя из судебной практики этого суда и логики его работы, у китайских инвесторов очень хорошие шансы по победу. А Украине в таком случае останется только платить, так как, в отличие от России, игнорировать решения международного арбитража эта страна, вероятно, не будет», — считает Дмитрий Константинов, руководитель практики банкротства и финансовой реструктуризации юридической фирмы «Ильяшев и партнеры».
С другой стороны, интерес США к активу, а также общий курс на сдерживание китайской экспансии не исключают принятия политического решения в пользу Украины с минимальными для нее потерями, считает Констатин Ерохин, партнер коллегии адвокатов «Джей Энд Эс Лигал Каунселз Энд Трастиз»
По мнению юриста и медиатора Юрия Капштыка, Гаага будет рассматривать иск долго и скрупулезно, но прогноз однозначный: завод с учетом интересов Киева останется в юрисдикции правительства Украины. В этом случае, как предполагает он, китайские инвесторы получат обязательства о выплате им их инвествзносов и, возможно, какую-то часть неполученной прибыли.
Опять к России?
Между тем 29 ноября администрация Харькова, президент АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев, председатель правления АО «ФЭД» Виктор Попов, гендиректор ЧАО «Авиакомпания Константа» Михаил Пинкевич и представители профсоюза авиаотрасли подписали меморандум о возобновлении выпуска самолетов на авиационном заводе Харькова. В течение пяти лет планируют выйти на уровень выпуска пяти самолетов в год и создать 1500 рабочих мест.
Однако для успеха предприятия, как заявил Богуслаев, нужно разрешить закупки комплектующих в России. По его словам, временное разрешение покупки произведенных в России составляющих необходимо для возобновления авиапроизводства. В противном случае запуск производства самолетов на Харьковском государственном авиационном предприятии невозможен.
«Комплектацию нужно на сегодня на пять лет в виде моратория разрешить. Для этого нужно напрячь СБУ вашу областную и центральную и Совет безопасности. Мы к президенту Украины обратились, чтобы сняли санкции с 23 предприятий в России, то есть даже если сохранят нам комплектацию, мы не сможем ее купить», — сказал гендиректор «Мотор Сич».