сколько картин написала яблонская за всю жизнь
Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Автопортрет» 1945
В 1940 году Татьяна Ниловна вышла замуж за однокурсника,
На фотографии Отрощенко Сергей Борисович
Отрощенко Сергей Борисович (1910-1988) «Пейзаж»
Отрощенко Сергей Борисович (1910-1988) «Опошнянские Куманцы», «Хохлома» 1962
Отрощенко Сергей Борисович (1910-1988) «На IV-ом участке», «Пейзаж», «Обнажённая натура»
Отрощенко Сергей Борисович (Россия, 1910-1988) «В дни фестиваля» 1958
Отрощенко Сергей Борисович (1910-1988) «Дочь Карпат», «Зимняя сказка»
Весной 1941 года молодые окончили институт с большими планами на будущее, которым, увы, было не суждено сбыться. Война, внезапно ворвавшаяся в жизнь, заставила отложить на время многие начатые дела. Сергей Борисович сразу был призван в армию и на целых три года стал художником фронтового Дома Красной Армии. А Татьяна Ниловна была беременна, и только благодаря этому удалось добиться направления в эвакуацию в восточные регионы. Для сестры Елены Ниловны направления в эвакуацию не достали, и она решила ехать с сестрой так, спрятавшись перед самым отходом поезда под полку в вагоне.
Елена и Татьяна Яблонские
24 июля 1941 года, сразу по приезде в Саратов, где жила их тетя Варвара, работавшая врачом, Татьяна Ниловна родила дочь Елену (Отрощенко, в замужестве Бейсембинова). На поселение сестер отправили в колхоз «им. Штейнгардта», село поволжских немцев, которых Сталин выселил в Казахстан в самом начале войны. В освободившихся домах начали размещать беженцев из западных регионов СССР. Им достался добротный дом с мебелью, засаженный огород, корова. Елену Ниловну определили учетчицей в тракторную бригаду, а Татьяну Ниловну (когда дочку Леночку уже можно было отдать в ясли) направили работать овощеводом. О мольберте, кистях, красках пришлось на время забыть. Даже нормальную женскую одежду они тогда не носили — ходили в выданных спецовках и телогрейках.
В колхозе Татьяна Ниловна косила, полола, скирдовала, молотила, возила на волах воду для поливки огородов, словом, была заправской колхозницей. Здесь она «познала радость труда в коллективе и воочию убедилась, сколь велико значение взаимной поддержки в тяжелую годину, горела желанием побольше сделать для колхоза, для его людей». Изредка ей удавалось сменить грабли или вилы на кисть живописца. Она безотказно выполняла просьбы колхозниц «срисовать» с фотографии погибшего на фронте мужа или сына. Таких портретов за три года пребывания в колхозе Татьяна Ниловна сделала немало. текст написан kykolnik
1945 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Враг близко»
1946 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Автопортрет»
1947 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Почта»
В 1947 году семья пополнилась ещё одна дочерью, Ольгой (1947-1999), ставшей тоже живописцем.
В этом же году была написана картина «Перед стартом», выдвинутая на Государственную премию.
1947 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Перед стартом»
В институте началось «гонение на ведьм». Нельзя было и заикнуться об импрессионистах студентам. Возник термин «подножный пейзаж», что значит подробнейшее выписывание деталей в пейзаже на первом плане.
Все это, конечно, действовало. Как-никак сталинская эпоха. Но я была еще не до конца напугана. Меня выручала любовь к жизни и восторженность»
Картину «Перед стартом» сняли с подрамника, и она долго валялась в подвалах Музея украинского искусства. Вместо премии Татьяна Ниловна получала лишь какие-то бранные эпитеты.
1948 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «За вязанием»
Следующим созданным полотном, огромным, почти в четыре метра, ставшим самым известным, было полотно «Хлеб».
Летом 1948 года она побывала в кооперативной артели им. Ленина в селе Летава, где делала рисунки и зарисовки с натуры. Создавая обобщенный образ, она включила в картину и конкретность факта: на первом плане неслучайно изображен мешок, на котором указаны точный адрес места и время действия.
1948 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) Этюд
1949 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Портрет Анны Горячок»
1949 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Село Летава. Возвращение с работы»
Такая же идеализированная фальшь была заложена и в холсте Татьяны Ниловны. Ей изначально отводилась роль «маяка» советского соцреалистического искусства. Но в первоначальном варианте картина «не дотягивала» до «образцово показательной», и Татьяне Ниловне пришлось в сжатые сроки ее дорабатывать
Жизнерадостный пафос, горы золотого зерна на колхозном току, счастливый коллективный труд, великолепная серебристо-голубая аура вокруг белых одежд здоровых красавиц-колхозниц, которые ступают как античные богини по изобильному зерну. Всё это было призвано утвердить в сознании зрителей идею торжества социалистического бытия
1949 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Хлеб»
Татьяна Ниловна Яблонская: «Картину «Хлеб» я писала с полнейшей отдачей, с сердцем, полным любви к этим женщинам, к зерну, к солнцу. Что нужно еще, кроме правдивого изображения жизни?
1950 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Весна»
1950 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «В парке»
1950 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «На улицу хочется»
Яблонская, художница вне рамок: сталинские премии и ненависть чиновников
Кажется, каждый знает историю о девочке с картины «Утро». Репродукцию картины напечатали в журнале. В далёком Казахстане один мальчик вырезал репродукцию и повесил на стену: он влюбился в нарисованную девочку. А через много лет они познакомились и поженились: Лена, дочь художницы с той самой картины, и Арсен. Они оба приехали в Москву учиться на художников. Лена — чтобы не прослыть в родном Киеве блатной, Арсен — потому что мечтал научиться рисовать такую красоту и увидеть столицу.
Лена позировала матери много раз. В семьях художников это обычное дело. На картине девочка была нарисована за своим обычным занятием — гимнастической разминкой, у своей настоящей кровати, в одной из двух комнат в коммуналке, где жила с дочерьми Татьяна Яблонская. Татьяна вообще всегда рисовала только то, что видела, хотя в разное время её упрекали как в искажении и очернении советской реальности, так и, наоборот, в её приукрашивании, наведении глянца.
На самом деле, Яблонская всегда была безумно влюблена в свою натуру. Она легко влюблялась — в идеи, людей, пейзажи, предметы. Она и сама знала за собой это качество, определяя его как «любовь к жизни и восторженность». Казалось бы, это качество могло возникнуть только в пионерке из идеологизированной, настроенной на бесконечную радость социалистического бытия семьи, но в том-то и загадка — не было у Яблонской такой семьи, и пионеркой она никогда не была.
Островок антисоветчины
Татьяна родилась в Смоленске, в семье учителя русского и учительницы французского языка. Татьяна оказалась ровесницей революции — родилась в семнадцатом году. Но это совпадение никто не счёл хорошим знаком — родители Тани и особенно отец, попович по происхождению, очень прохладно приняли перемены в обществе. Впрочем, отец старался вписаться, как мог. Поехал учиться на художника во ВХУТЕМАС; Тане тогда было четыре года, её брату и сестре того меньше.
Мама Тани осталась одна содержать и семью, и дом. Шила шляпы из каракуля, продавала на базаре, давала уроки на дому. Положение её было опасным — не только жена поповича, но и дочь инспектора народных училищ, дослужившегося до дворянства. Наверное, некрепко ей спалось в те дни. Дом был сырой и старый, крыша протекала, и однажды все три малыша заболели воспалением лёгких. Яблонский примчался из Москвы и больше семью не покидал. Нашёл себе работу: в одном из смоленских храмов устроили художественную галерею, и он стал там смотрителем.
По поводу детей у него были две твёрдые цели: вырастить их художниками и обучать только дома, чтобы они не пропитывались новыми порядками. Забегая вперёд — получилось то и другое. Художественных техник отец детям не преподавал специально, направлял по-другому. Мог заметить, что у сына или дочки ручка нарисованного самовара «сейчас отвалится», не чувствуется, что прикреплена. Прикрепляй! Детские рисунки просматривались всей семьёй раз в месяц. Те, что получше, получали право лежать дальше, остальные уничтожались. Эту привычку — уничтожать рисунки — Яблонская надолго сохранила. Уже взрослой сжигала множество готовых работ. Хотела и «Утро» сжечь — остыв от работы, поглядела на полотно и решила, что оно. антиживописно. Чудом уговорили её оставить.
Татьяна
Ниловна Яблонская
Татьяна Ниловна Яблонская ( 24 февраля 1917, Смоленск – 17 июня 2005, Киев ) – советская и украинская художница, собрала все самые высокие государственные награды и занимала завидные должности, преподавала в Киевской художественной академии. При этом в каждом новом художественном и стилистическом поиске оказывалась прежде всего независимым и уникальным живописцем.
Особенности творчества художницы Татьяны Яблонской: каждый новый период в долгой творческой биографии художницы никогда не равен предыдущему. И в каждой новой обретенной художественной истине Яблонская остается предельно искренней: воодушевленная послевоенным возрождением страны, пишет жизнеутверждающие огромные полотна в рамках соцреализма, в поисках новой изобразительной правды увлекается декоративностью народных украинских мотивов, побывав в Италии, уравновешивает колористические и образные решения под впечатлением от раннего Возрождения, обретает особое зрение и учится находить все главные смыслы мира, глядя на мир из одного и того же окна.
Две недели Татьяна Яблонская прожила еще при царе. Будущая художница родилась поразительно вовремя, чтобы стать ровесницей всей сложной истории Советского союза, прожить и пережить ее. История же ее жизни – еще никем не написанная хрестоматия предельных состояний советского художника, для которого от всесоюзной славы до многолетней опалы – один шаг, а обратно к славе – ровно столько же.
Яблонская – настоящий советский художник еще и в траектории творческих поисков. Там, где у западных художников были творческие поиски и обретение собственного стиля – у советских художников были роковые ошибки и идеологические заблуждения. Там, где западных художников наказывали за смелость насмешками и злыми рецензиями, советский художник расплачивался часто признанием, здоровьем и иногда жизнью. Поэтому у советской художницы Татьяны Яблонской не найти творческой плавности и спокойного обретения собственного художественного виденья – каждый период жизни начинается с конкретного, поворотного события. Живой ход ее жизни иногда трудно рассмотреть за попытками критиков и журналистов всю ее увековечить и превратить в памятник. А настоящая Яблонская одной из первых женщин в Киеве надела брючный костюм, на первую Государственную премию купила моторную лодку и страстно любила гонять на своих белых Жигулях по городу.
1930 год. Ночь. Каменец-Подольск. Яблонские грузят на телегу вещи, усаживают троих детей и едут в лес. Там назначена встреча – им пообещали помочь уехать из Советского Союза по морю. Долгое и мучительное ожидание, но никто так и не появился. Едут домой со всеми пожитками и сонными детьми. Страшно, что кто-то заметит их отчаянное возвращение.
В киевской Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, говорят, до сих пор сохранился один из первых рисунков Татьяны Яблонской – как показательный. Она была первым студентом в истории тогдашнего Художественного института, для которого устроили персональную выставку. Невиданный успех, первая любовь, замужество и ожидание первого ребенка – студентка Яблонская успела очень много к началу войны. Когда она уехала в эвакуацию, ее дипломную работу порвали на куски и завешивали окна при налетах авиации.
И все равно в 1944 году она возвращается в освобожденный Киев и сразу же становится преподавателем Художественного института. Возвращение хотя бы довоенных живописных навыков стоило Яблонской немалых усилий и ежедневных упражнений, зато совсем легко давалась радость мирной жизни. Эта радость была жизненно необходима оживающей стране, и потому Яблонскую вознаградили сполна: вручили две Государственные премии, разместили репродукции «Хлеба» и «Утра» в букварях, обязав каждого советского человека еще в детстве проникнуться этой радостью жизни и написать о ней сочинение. Можно было беззаботно вырабатывать эту тему до бесконечности, как породу из нескончаемо глубокой шахты. Но через несколько лет Яблонской станет скучно махать одним и тем же отбойным молотком.
Весна 1961. Село Апша, Закарпатье. Татьяна Яблонская с двумя друзьями-художниками едет в Закарпатье искать «старовинне». Поближе к границе с Румынией, а там неожиданная архитектура и яркие костюмы, старинные народные образы и мотивы. Все это вдохновило на огромный переворот. Яблонская в ближайшие 10 лет будет увлечена декоративностью западноукраинского искусства, искренне веря, что нашла настоящую точку опоры. Ей тесно в цветовой палитре обычных масляных красок, она с восторгом использует типографские. Но большинство этих картин придется спрятать в мастерской и с дрожью перебирать их, отыскивая хоть что-то традиционное к приезду комиссии из московской Академии художеств.
За одну из первых картин закарпатского цикла «Жизнь продолжается» Яблонскую на несколько лет лишили всех занимаемых должностей и возможности участвовать в выставках. А подарочное издание, в котором картинами Татьяны Ниловны проиллюстрировали баллады украинского поэта Ивана Драча, уничтожили на выходе из типографии. Удалось спасти только 4 экземпляра.
P.S. На последней прижизненной выставке Яблонской она попросила не указывать никаких регалий и званий, просто Татьяна Яблонская. И ни слова о том, что она была обладателем трех Государственных премий и золотой медали Академии художеств, Героем Украины, ни слова о том, что 1997 год был объявлен ЮНЕСКО годом Яблонской, а в 2000 в Кембридже ее объявили Женщиной года. Потому что один пастельный рисунок последних лет стоит всего этого монументального списка.
Картины Яблонской Татьяны Ниловны и биография художницы представлены на страницах портала Артхив.