сколько картин написал шишкин за свою жизнь
Иван
Иванович Шишкин
Шишкин Иван Иванович (13 (25) января 1832 год, Елабуга, Вятская губерния – 8 (20) марта 1898 год, Санкт-Петербург) – знаменитый русский пейзажист, мастер реалистического изображения леса. Учился у Аполлона Мокрицкого в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, у Сократа Воробьева – в Императорской Академии художеств. Был одним из учредителей и активным участником Товарищества передвижных выставок, картины Шишкина Ивана Ивановича присутствовали на всех выставках передвижников до самой смерти художника.
Особенности творчества художника Ивана Шишкина: точность рисунка даже в мельчайших деталях, верность и правдивость изображенного (по картинам художника Шишкина можно изучать строение растений), эпический размах. Шишкин очень скрупулезно подходил к достоверности изображения, что ему иногда ставили в вину. Считается, что мастерство Шишкина-колориста уступает его таланту рисовальщика. Пейзажи Шишкина реалистичны, его отношение к природе – не романтический восторг увлеченного красотой, а спокойное вдумчивое исследование.
Когда Иван Шишкин будет терять любимых людей, забывать вдохновение и проваливаться в глубокую тоску, смысл жизни ему неоднократно вернёт Елабуга – родной город, расположенный в Вятской губернии. Отец его на протяжении многих лет был там городским головой, написал «Историю горда Елабуги» и, конечно, надеялся, что сын продолжит купеческое семейное дело и прославит родной город. Со вторым всё получилось: картины Шишкина Ивана Ивановича воспели и красу малой родины, и нескончаемые леса родины большой.
Не получившийся чиновник и нашедший свой путь живописец
Петербург и Академия художеств в жизни Ивана Шишкина
Летом Иван Шишкин часто бывал на Валааме, где самозабвенно писал его суровую природу. На пленэрах Валаама созданы известные картины Шишкина, благодаря которым о нем во всеуслышание заговорили как о крупном самобытном русском таланте.
За картину Шишкина Ивана Ивановича «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» Академия наградила его Большой золотой медалью и правом пенсионерской поездки в Европу. За границей он прожил с 1862 по 1865 год, в основном в Германии и Швейцарии, посещал также Бельгию, Чехию, Францию, Голландию. В Дюссельдорфе, прежде чем стали известными картины Шишкина, он прославился своими виртуозными рисунками, их выставка была организована в Дюссельдорфском музее. А работа «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла ему звание академика. Истосковавшись по родине, Шишкин вернулся в Россию раньше, чем закончился срок его пенсионерства.
Шишкин и передвижники
Вернулся, с жадностью взялся писать родные просторы и окунулся в страсти, бурлившие в художественной среде. Нешуточные, кстати, страсти: знаменитый Бунт 14-ти под началом Ивана Крамского (подробнее – в его биографии), отказ молодых талантливых художников следовать омертвевшим законам академизма, требование наполнить живопись жизнью, Артель художников, с которой Шишкин сблизился, а после стал одним из учредителей Товарищества передвижных выставок. Идеям передвижников он был верен до конца жизни.
Личная жизнь и невосполнимые потери художника Шишкина
Ольга Ладога была одной из первых тридцати женщин, принятых в Академию художеств в качестве вольнослушательниц. Позже она занималась в мастерской Шишкина. Художник полюбил свою ученицу, и в 1880 году она стала его женой. Счастье и в этот раз оказалось недолгим. Через год Ольга родила дочь Ксению, а еще через год умерла от воспаления брюшины. Девочку забрала к себе и воспитала сестра Ольги.
Картины Шишкина Ивана Ивановича – самая долгая любовь в его жизни
В защиту художника
Нередко можно встретить как бы авангардистское и как будто современное отношение к Шишкину как к устаревшему пейзажисту, застрявшему в своих лесах и не соответствующему духу времени, и прочая, прочая. Мы с таким подходом не согласны, имеющие очи увидят, что, к примеру, для картин Шишкина Ивана Ивановича 1890-х годов характерен повышенный интерес к световоздушной среде и не просто интерес, а великолепная его реализация. Посмотрим хотя бы на известную картину Шишкина «Дождь в дубовом лесу». Изобразить не просто туман, не состояние перед дождем или после него, а написать сам дождь – при этом настолько убедительно. Затихающий ливень, прозрачное марево в воздухе, проблески солнечного отражения на ряби большой лужи. Нет, не заигрывания с импрессионистическим течением, достоверность и реалистичность по-прежнему превыше всего. Перед нами гораздо больше чем гениальное фото – это картина художника Шишкина. Вам всё еще кажется, что он недостаточно современен? Шишкин отлично умел меняться, при этом не изменяя своим принципам.
Оценка, продажа и реализация картин Шишкина
Мастер русской пейзажной живописи И.И. Шишкин
Иван Иванович Шишкин появился на свет в 1832 году в семье богатого купца. Еще в юности он увлекся живописью и поэтому оставил Казанскую гимназию, в которую его отправил отец, и поступил в московское Училище живописи.
Достижения Шишкина во многом объясняются его желанием постоянно учиться, постигать новое и в деталях разбираться в своем деле. Еще во время учебы у А.Н. Мокрицкого и С.М. Воробьева молодой художник начал проявлять интерес к пейзажной живописи, а позже прославился с ее помощью на весь мир.
Интерес к природе со всеми ее таинствами превратился для Шишкина в настоящую страсть. И эту страсть по достоинству оценили любители живописи. Еще в академии он получил малую серебряную медаль, а позже и большую медаль за изображение окрестностей Санкт-Петербурга и острова Валаама.
Иван Иванович Шишкин много путешествовал по России и другим странам, что нашло отражение и в его работах. К числу наиболее известных его картин относятся «Утро в сосновом лесу», «Рубка леса», «Рожь», «Корабельная роща», «Среди долины ровныя». Его работы регулярно представлялись на художественных выставках и экспозициях.
Ушел из жизни художник в 1898 году, оставив после себя великое наследие всему миру.
Направление в живописи художника
Иван Иванович Шишкин фактически положил начало оригинальной русской пейзажной живописи. Для этого направления характерно изображение могучей русской природы со всем ее разнообразием и яркостью красок. Именно Шишкину удалось создать в его полотнах образ русской земли, которая предстает перед зрителями такой необъятной и гармоничной.
Любимая тема, которая вновь и вновь повторялась в картинах художника, — это русский лес. Характерные для него чащобы, вековые деревья, сила земли передаются через перо художника с высочайшей живостью и точностью. И эти качества рождались в том числе под влиянием священника К.И. Невостроева, который часто общался с Шишкиным. Священник говорил ему, что красота вокруг нас представляет собой красоту божественной мысли, воплощенной в природе, а художнику нужно стремиться к максимально точному отражению этой мысли в картине.
Хотя художник много работал и за границей, и в лесах Германии, Франции или Италии он неизменно искал места, напоминающие ему родную Елабугу.
Работы Шишкина дали новый толчок для дальнейшего развития русской пейзажной живописи. Многие писатели Товарищества передвижных художественных выставок продолжили работу в этом направлении. А в 1894–1895 годах Шишкин стал во главе пейзажной мастерской известного Высшего художественного училища при ИАХ.
Особенности стиля мастера
Шишкин менее других художников был склонен к подражанию чужим полотнам, поэтому ему удалось выработать собственный художественный стиль. Для него характерны такие свойства, как простота, содержательность и выразительность образов.
Простота сюжета. Многие современники Шишкина искали сюжеты, полные драматизма, разлада. Даже в пейзажной живописи это сводилось к изображению разбушевавшейся стихии, игры света и тени, поиску контрастов. Однако Ивана Ивановича привлекали простые сюжеты, в которых не было никакой драмы. Как заметила племянница художника А.Т. Комарова, именно Шишкин начал рисовать просто лес или просто поле, но делал это по-настоящему виртуозно. Вероятно, именно первозданная красота «воплощенной божественной мысли» так привлекала его, что он не нуждался в поиске других образов.
Содержательность. Отсутствие в сюжете драматизма позволяло Шишкину полностью концентрироваться на конкретном образе. Он с величайшей страстью погружался в мир природы, изучая каждое растение, каждую травинку, чтобы затем воспроизвести на бумаге максимально точный образ. Однажды он даже удивил художника Репина, когда поинтересовался деталями репинской картины. Шишкину стало любопытно, какую именно древесину Репин изобразил на своем полотне. Однако последний был в недоумении и не мог понять, зачем ему это надо знать. Шишкин в ответ заметил, что для плота подходит отнюдь не каждое дерево, так как одно окажется слишком тяжелым, а другое может просто разбухнуть в воде.
Выразительность. Когда мы видим на картине резкую смену тени и света, произведение кажется выразительным. Но только не для Шишкина. Он считал, что это отвлекает зрителя от подлинной выразительности пейзажа. От той глубины и того покоя, которым пропитана сама природа. Поэтому его даже называют художником полудня, так как Шишкин практически все свои картины рисовал в полдень, когда тени не отвлекают внимание мастера от созерцаемого пейзажа.
Стоимость картин Шишкина
Ценителей антиквариата интересует, сколько стоят картины Шишкина сегодня. Оригинальные его полотна стоят дорого. Для примера упомянем картины, проданные на аукционах несколько лет назад.
В зрелые годы своей творческой деятельности Иван Иванович Шишкин написал картину «Сумерки». В 2013 году ей суждено было побить мировой рекорд цены, по которой когда-либо продавали картины известного русского мастера. Оценочная стоимость его картины «Сумерки» была определена в 1,2-1,8 миллиона фунтов стерлингов, а в итоге полотно было приобретено на аукционе MacDougall’s в Лондоне за 2 млн 158 тыс. фунтов стерлингов.
Три года спустя на аукцион Sotheby’s была выставлена еще одна работа художника, за которую развернулась борьба между ценителями живописи. Это произведение «На опушке соснового леса» с любопытной историей. Впервые картину представили на 25-й выставке передвижников, после чего ее пожелал купить царь Николай II. Однако Шишкин предпочел продать картину состоятельному племяннику Н.Д. Стахееву. Позже у Стахеева приобрел картину художник Шарль Дефрейн, наследники которого в 2016 году и продали картину на аукционе.
Интересно, что кроме художественной выставки картина больше нигде не выставлялась. Хотя ей не удалось побить рекорд «Сумерек», все же цена была вдвое выше оценочной и составила 1 млн 385 тыс. фунтов стерлингов при начальной цене 500-700 тысяч.
Также в 2016 году с лондонского аукциона MacDougall’s была продана одна из ранних работ Шишкина 1866 года за 457 тысяч фунтов стерлингов.
Заметим, что внушительная цена картин Шишкина привлекает и желающих выдать подделку за подлинник. Весной 2004 года все на том же аукционе Sotheby’s разразился громкий скандал вокруг ранней работы Шишкина «Пейзаж с ручьем». Картину оценили примерно в 700 тысяч фунтов стерлингов, однако владельцу не суждено было получить деньги. В последний момент в аукционный дом позвонил один из экспертов и заявил, что картина является поддельной. Расследование выяснило, что картина является перелицовкой полотна художника М.Кукка из Голландии и стоит менее десятой части от запрошенной суммы. С полотна голландца просто аккуратно удалили людей и животных и нанесли на него подпись Шишкина.
Во избежание случая, описанного выше, перед покупкой рекомендуется тщательно проверять картину с помощью независимой экспертизы.
Оценка, продажа и реализация картин И.И. Шишкина
Если вы хотите продать картину Шишкина, но не знаете ее истиной ценности, предлагаем свою услугу по оценке и экспертизе картин. Мы сотрудничаем с ведущими научными центрами, которые могут провести детальное исследование вашей картины. Научные центры располагают современными лабораториями, позволяющими решить множество задач по оценке картины от определения ее подлинности до оценки общего состояния. Условия проведения экспертизы вы найдете в разделе «Экспертиза антикварных вещей».
Если вы не знаете, где и как продать картину Шишкина, мы поможем вам выгодно ее реализовать после проведенной экспертной оценки нашими специалистами. Мы можем разместить ее на сайте антикварной площадки на комиссионных условиях. Так как нашу площадку посещает множество ценителей живописи, готовых приобрести дорогие произведения искусства, это ускорит продажу вашей картины.
Как с нами связаться
Для заключения сделки или уточнения информации свяжитесь с нами.
Иван Шишкин: жизнь и творческий путь
Вехи биографии
Зарождение Мастерства
Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в городе Елабуга в купеческой семье. Уже с детских лет юный Иван проявлял себя как творческий любознательный человек. Увлекался историей, археологией и естественными науками.
Отец, заметив интересы сына, после обучения мальчика в казанской гимназии отдаёт его учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852 — 1856). Наставником молодого человека становится А.Мокрицкий, российский художник, портретист, академик Императорской Академии художеств.
Окончив обучение в училище, Шишкин поступает в петербургскую Императорскую Академию художеств к М.Н. Воробьёву — значительному русскому живописцу и наставнику целого поколения отечественных пейзажистов. Кроме учёбы в Академии Шишкин начинает посещать и другие живописные места Петербурга.
В 1860 году художник получает престижную академическую награду — золотую медаль.
Заграница и новый вид искусства
Решив не останавливаться на достигнутом, Шишкин уезжает перенимать мастерство у зарубежных художников в Мюнхен, затем в Цюрих. Картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» приносит ему звание академика (1865).
За рубежом Иван Шишкин активно увлекается рисованием пером. Для иностранцев такие работы были удивительны и некоторые из рисунков даже оказались в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками известных художников Европы. К слову, Академия была в восторге от творчества Шишкина, по его словам, работы «произвели страшный фурор, и Совет Академии торжественно объявил, что таких рисунков Академия еще не видела».
Рисунок. 1 год обучения. Учебное пособие для дополнительного предпрофессионального образования
Выставки, кружки и новое звание
Вернувшись в Петербург в 1866 году, Шишкин начинает выставлять свои картины на различных экспозициях и вернисажах. В конце XIX века (и до 1923 года) образовалось объединение российских художников, называющих себя Передвижниками, или Товариществом передвижных художественных выставок. Передвижники ставили во главу угла идеи народничества и противопоставляли себя художникам-академистам. После учреждения Товарищества Шишкин начинает выставлять свои работы, в частности рисунки пером.
В 1870 году Иван Шишкин интересуется петербургским кружком аквафортистов, становится членом кружка. Пробуя выполнять гравирование «царской водкой» (смесь концентрированных азотной и соляной кислот, способная растворять золото), Шишкин вошёл во вкус и уже не бросал этот вид творчества, уделяя равное внимание гравированию и живописи.
Неустанное совершенствование, мастерство и разносторонность усиливали за Иваном Шишкиным славу одного из лучших русских живописцев и талантливого аквафортиста.
В 1873 году Шишкин получает от Академии Художеств профессорское звание за картину «Лесная глушь». Через 19 лет художника приглашают руководить пейзажной мастерской (обособленные творческие группы в высших учебных заведениях, руководителями которых становились ведущие художники и педагоги).
Умер Шишкин 8 (20) марта 1898 за делом всей своей жизни — за работой над новой картиной.
Раннее творчество
Среди мастеров русского пейзажа Иван Иванович Шишкин занимает, пожалуй, признанное лидирующее место. Ему удавалось воплощать растительные формы с удивительной точностью, чувством — передавать не только внешнее сходство, но будто чувствовать «душу» любого деревца, кустика и травинки. Каждая ель в сосновом лесу, каждый дубок в чаще — всё передавало истинный вид природы. Если на картине была изображена непролазная чащоба, то любой зритель будто бы переносился прямо туда, в лес, настолько реалистичны были полотна художника. Переплетённые корни, спутавшиеся ветки, валежники, камни, песок, сухие листья и влажные после дождя стволы деревьев, молодая поросль и усохший бурьян — всё это принимало вид совершенной действительности.
Ранним работам Шишкина («Пейзаж с охотником. Остров Валаам», 1867 г.; «Летний пейзаж», 1867 г., «Рубка леса», 1867; «Лес вечером», 1866-1869 гг.) присуще романтическое «кулисное» построение картины. Несмотря на чётко оформленные планы, нет ещё полного, общего образа. Но уже в 1869 году, например, в картине «Полдень. В окрестностях Москвы», единство образа уже воплощается в действительности, в частности благодаря тонкой чувственности неба, облаков и удивительно натурально изображённой почве.
Творческая зрелость
Картины «Перелесок», «Скамейка в аллее» (1872); «Рожь» (1878); «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880 г.); «Пасека», «На окраине дубового леса» (1882 г.) ярко свидетельствуют о зрелости в творчестве художника, о становлении Мастера. Это не только образы природы, но образы в конкретный промежуток времени — будь то полуденные лучи солнца или озаряющий лес розоватый закатный свет («Лес вечером», 1869 г.). Потрясающее внимание к деталям проявляется не только в описании предметов, но и в подаче освещения их солнечными лучами, прописывании контуров тени.
Чаще всего художники любят изображать яркие контрастные природные явления — рассветы, закаты, бури. А писать «пограничные состояния» может не каждый. Шишкина называют художником полудня, в честь его мастерских работ по изображению полуденного света: солнце в зените, природа как бы сливается, нет ярких очертаний и теней. Создавать такие чудесные образы, писать натурально и свежо — вот одно из призваний Шишкина, сравниться с мастерством которого оказалось практически невозможно.
Реализм всё сильнее проступает на полотнах художника. Каждый кусочек природы прописан с удивительной точностью и кропотливостью. Считается, что одним из людей, оказавшим сильное влияние на творчество Шишкина,был елабужанин Капитон Иванович Невостроев — священник, занимающийся описанием рукописей в московской синодальной библиотеке. Он говорил: «Красота, нас окружающая, — это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника — как можно точнее передать эту мысль на своем полотне». И действительно, Иван Шишкин скрупулезно передавал все детали природы, поэтому и все пейзажи, написанные рукой мастера, пронизаны духовностью и связью с Родиной.
Шишкин признан настоящим «певцом» земли и дерева. Для мастера не может быть просто «почва» или просто «лес», это всегда конкретный подробный предмет картины. Знание природы у Шишкина было потрясающее. Рассказывают, что однажды, во время визита в мастерскую Репина, Иван Иванович заметил на полотне художника изображённый сплав плотов по реке. Шишкин спросил у своего коллеги, из какого дерева изготовлены эти плоты, на что Репин недоумённо ответил, что разницы нет, ведь это рисунок, а не настоящий плот. На такое замечание Шишкин подробно отвечал, что разница в изображениях плотов из различных пород дерева велика. Ведь только из некоторых пород деревьев может получиться настоящий плот, тогда как из прочих выйдут либо набухшие брёвна, либо и вовсе плота не получится — вся конструкция пойдёт на дно.
Природа у Шишкина не сама по себе и не только лишь часть земной жизни. Русская природа — это часть России, образ Родины: «Рожь», «Среди долины ровныя. » (1883 г.); «Лес зимой» (1884 г.). Лесные «герои» прописаны с потрясающей точностью как с близкого расстояния — «Дубы. Вечер» (1887 г.), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888 г.), «Кора на сухом стволе» (1889 — 1890 гг.), так и на «общем» плане — «Сестрорецкий бор» (1886 г.); «Поляна в лесу», «Скалистый пейзаж» (1889 г.); «Дорога» (1890 г.).
Отдельную ценность представляют рисунки и офорты (гравюра на меди или цинке с рисунком, протравленным кислотой). Шишкин был неутомимым рисовальщиком, художник оставил после себя десятки тысяч рисунков. Природа, изображённая не так красочно, как в живописи, ничуть не потеряла своё очарование и детальность — «Вырубленный лес», «Сестрорецк», «Сосны», «Часть ствола сосны».
Неизвестный «известный Шишкин»
Утро и медведи
Главным и, пожалуй, любопытнейшим в истории написания известного полотна И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» является тот факт, что создание картины принадлежит не только Ивану Ивановичу. За «флору» на картине отвечал Шишкин, а вот за «фауну» — известный анималист Константин Савицкий.
Шишкин прекрасно изобразил на картине сосновый лес, написание же мишек «досталось» талантливому Савицкому. Когда картина была закончена, было решено поставить подписи обоих художников на полотне. Так, картина с двумя подписями и отправилась к известному российскому коллекционеру и меценату Павлу Третьякову, который выкупил её ещё на стадии написания.
Заметив две подписи на полотне, предприниматель воспротивился — ведь он купил картину одного Шишкина, а не нескольких художников. Таким образом, Ивану Ивановичу пришлось согласиться с Третьяковым и удалить подпись Савицкого. И по сей день «Утро в сосновом лесу» выставляется под именем одного художника — И.И. Шишкина.
Не такой, как все
И.И. Шишкин выходил за принятые рамки не только своим творчеством, но и стилем жизни. Многие художники умирали так и не став известными при жизни, а Шишкин прославился ещё в молодости. Он был известен не только на Родине, но и в других странах.
Большинство собратьев по творчеству Шишкина испытывали стеснение в средствах или имели неудачи на семейном поприще. Шишкин же был дважды женат и не испытывал материальных затруднений.
Современники, знавшие художника близко, описывали Шишкина как человека душевного, шутливого, хотя незнакомым людям он казался весьма замкнутым, за что и получил прозвища «монах» и «семинарист».
Живописная география
Рассматривая картины И.И. Шишкина, невольно вспоминаешь родные поля, лес, в котором гулял в детстве, дорожки. Кажется, что художник описал именно родные зрителю места. Непременно хочется узнать, где же именно был художник, когда писал ту или иную картину.
А «география» пейзажей Шишкина поистине обширна. Учась в Москве, Иван Иванович изображал московскую природу — для этого он отправлялся в Троице-Сергиеву Лавру, Лосиноостровский лес, Сокольники. Находясь в Петербурге, Шишкин писал пейзажи Валаама, Сестрорецка. Изображал белорусскую природу Беловежской пущи и, конечно же, писал родные мотивы Елабуги. Известная картина «Рожь» писалась как раз неподалёку от родного дома художника.
Иван Иванович Шишкин — потрясающий художник русской природы. В январе 2019 года будет знаменательная дата — 186 лет с даты рождения любимого народного пейзажиста.
Иван Шишкин
Иван Шишкин
Шишкин | |
И. Н. Крамской. Портрет художника И. И. Шишкина. (1873, Третьяковская галерея) | |
Дата рождения: |
---|