Сколько акций яндекса у лебедева

Государство давит на Яндекс. Что происходит и какие риски для инвесторов

Новое предложение законотворца «Единой России» — ограничить иностранцев во владении значимыми интернет-ресурсами. Ну, чтобы условный gosdep не мог потенциально получить контроль в Яндексе и влиять таким образом на Россию.

Таким иностранным владельцем может оказаться россиянин, который создал юридическое лицо за границей и владеет долей в российском бизнесе. Поправки к закону могут отразиться на акциях Яндекса: инвестор, покупая акции компании, приобретает долю в нидерландском холдинге. Если закон примут, придется как-то менять юрисдикцию и структуру акционеров. Ситуация может не понравиться иностранным инвесторам, и акции Яндекса могут упасть — так уже было, когда появились слухи о попытке Сбербанка купить крупную долю акций в Яндексе.

Зачем Яндексу регистрация в Нидерландах

Регистрация в Нидерландах позволяет создать сложную структуру владения компанией, которую нельзя устроить по российскому законодательству. В голландской юрисдикции компания может создать несколько типов акций с разным количеством голосов.

Схему с несколькими типами акций обычно выбирают стартапы и технологические компании: выпускают много обыкновенных акций с одним голосом для инвесторов и небольшой пакет акций специального класса с большим количеством голосов для основателей. Обычно специальные акции продать нельзя, а можно только конвертировать.

Кто сейчас владеет акциями

У Яндекса два типа акций. Акции класса A торгуются на фондовом рынке и имеют один голос. Акции класса B принадлежат основателям, дают 10 голосов, их нельзя купить или передать. Одну акцию класса В можно конвертировать в одну акцию класса А.

Акции класса B сильнее влияют на принятие решений: легче назначить руководителей и контролировать проекты. Но акций класса А больше — если Яндекс начнет платить дивиденды, то владельцы этих акций получат больше денег.

Кто владеет акциями Яндекса

ВладелецКоличество акций А — один голосКоличество акций B — 10 голосовКоличество голосов
Аркадий Волож — основатель Яндекса343 67432 209 684322 440 514
Владимир Иванов — бывший сотрудник Яндекса9 157 4913 318 88442 346 331
Совет директоров и менеджмент Яндекса973 5650973 565
Крупные инвестиционные фонды48 922 996048 922 996
Остальные инвесторы227 819 2132 350 090251 320 113

Основателям Яндекса и топ-менеджменту принадлежит 55% голосов. Такая доля позволяет контролировать компанию. Постепенно Аркадий Волож и Владимир Иванов конвертируют свои акции класса B в обыкновенные акции Яндекса.

Чего могут бояться власти

Возможно, власти беспокоятся о будущем Яндекса. Когда-нибудь Аркадий Волож конвертирует все свои акции класса B в акции класса A. Это единственный способ получить деньги — конвертировать акции и продать их на рынке.

Когда Волож конвертирует все свои акции класса B в акции класса А, то гипотетически крупные инвестиционные фонды смогут накупить акций Яндекса класса А и побороться за назначение своих руководителей в совет директоров.

Получить какой-то существенный контроль все равно не получится: у государственного Сбербанка есть золотая акция Яндекса. Покупка пакета акций в 25% и более состоится после одобрения банка. А такой пакет среди прочего позволит блокировать решения руководителей компании.

Яндекс — значимая компания для российской экономики: поисковиком пользуются около 60% российских пользователей интернета, а бизнес приносит около 46 млрд рублей EBITDA.

EBITDA — прибыль до вычета налогов, процентов и амортизации

А что с «Яндекс-деньгами»?

Другие законотворцы хотят запретить анонимное пополнение кошельков. Если закон примут, то клиентам «Яндекс-денег» придется вводить паспортные данные и подтверждать их. Доля Яндекса в «Яндекс-деньгах» — всего 25%, а в финансовой отчетности Яндекса результаты кошелька не отражаются.

Что в итоге

Автор законопроекта об ограничении иностранных инвесторов в значимых интернет-ресурсах допустил, что закон может быть кардинально изменен. Вроде бы пока сильной угрозы нет.

Недавно мы разбирали бизнес Яндекса: компания в своих финансовых отчетах упоминала о потенциальном риске появления и работы такого закона. Возможно, Яндекс сможет защитить свое право на владение поисковиком через нидерландскую компанию. Если нет, то акции Яндекса могут упасть так же сильно, как упали, когда появились слухи об их возможной покупке Сбербанком.

Источник

Сбербанк хочет купить большую долю Яндекса. Или не хочет

18 октября СМИ пустили слух, что Сбербанк планирует купить до 30% акций Яндекса и хочет получить право вето на решение отдельных вопросов. Инвесторы на бирже взгрустнули и начали продавать акции Яндекса — за два последующих дня акции упали на 23%.

Яндекс опубликовал письмо: получить большую долю в компании без согласования с другими акционерами невозможно. А главный акционер — основатель Яндекса Аркадий Волож — продавать свою долю не собирается. Короче, разбираемся.

Тип акций Яндекса

Акция — это доля в бизнесе. Купив акции, инвестор приобретает права на участие в голосованиях по вопросам бизнеса и на дивиденды. Больше акций — больше голосов и дивидендов. У Яндекса три типа акций, разница — в количестве голосов, которое принадлежит каждому типу. Владельцы компании так сделали, чтобы поделиться с инвесторами будущей прибылью, но оставить себе владение бизнесом.

Акция класса A равна одному голосу, торгуется на фондовом рынке.

Акция класса B равна 10 голосам, принадлежит основателям Яндекса. Ее нельзя передать или продать конкретному лицу: акции этого типа только конвертируются в акции класса A и C.

Акция класса C равна 9 голосам. Это временные акции: когда кто-то хочет продать акцию класса B, ее обменивают на одну акцию класса A и одну акцию класса C. После сделки акции класса C сгорают.

стр. 8, ст. 4А, пп. 1, 3 — про продажу акций класса B

стр. 25, ст. 20, п. 1 — распределение голосов по типу акций

Структура акционеров

В новостях говорят, что Сбербанк хочет получить право вето, — но банку еще в 2009 году передали золотую акцию Яндекса. Она позволяет блокировать продажу крупных активов и вносить в устав поправки, изменяющие права владельца золотой акции. Может быть, Сбербанк хочет расширить полномочия — смотрим, что для этого нужно.

В таблице ниже я указал структуру акционеров Яндекса и количество голосов на 15 февраля 2018 года. Аркадию Воложу принадлежит 49,2% голосов, Владимиру Иванову — 6,2%, Грегу Абовски — 0,01%, совету директоров — 0,1%, прочим инвесторам — 44,49%.

Финансовый отчет Яндекса за 2017 год, стр. 76PDF, 13,4 МБ

Аркадий Волож в письме заявил: продавать долю не буду. Суть доли Воложа — в большом количестве акций класса B, которые нельзя продать кому-то напрямую. Акции класса B конвертируются в акцию класса A и C — десять голосов превращаются в один.

Сбербанк может выкупить акции с рынка или у других инвесторов. Или купить акции, если Яндекс решит выпустить дополнительные акции. Чтобы существенно влиять на решения в Яндексе, нужно, чтобы Аркадий Волож продал треть акций класса B. Или нужно выпустить 350 млн дополнительных акций, которые купит только Сбербанк. Тогда у банка будет больше голосов, чем у Воложа. При цене акций на 24 октября в 27,14 доллара сделка обойдется Сбербанку в 9,49 млрд долларов. Но это далеко не контроль над компанией.

Источник

Состояние Артемия Лебедева

Артемий Лебедев является одним из самых успешных веб-дизайнеров в России. Владелец нескольких самых дорогих студий дизайна, блогер и бизнесмен. Один из самый частых поисковых запросов в сети Интернет звучит так “Артемий Лебедев состояние”, так какое же состояние у самого успешного веб-дизайнера России?

Родился 13 февраля 1975 года в городе Москве. На данный момент также проживает в Москве, где и ведет свою деятельность. Артемий Лебедев учился на факультете журналистки МГУ имени М. В. Ломоносова, но был отчислен со 2 курса, потому что не посещал занятия. До этого учился в нескольких московских школах, в том числе и в школе №57, год отучился в средней школе Парквиля, после чего уехал из Америки.

В начале 90-х Лебедев основал свой первый проект. Студию “А-Квадрат” вместе со своим партнером. А в 1995 году открыл “Студию Артемия Лебедева”, которая на данный момент стала одной из самых крупных студий в России.

Артемий Лебедев регулярно ездит с лекциями по городам России, он рассказывает о веб-дизайне. С 1197 Лебедев пишет обзоры рунета. С 2001 года он ведет собственный блог на платформе “Живой Журнал”, где в 2013 году занял 4 место в топе блогеров этой платформы. С 2019 года Артемий Лебедев занимается видеоблогингом.

Лебедев, по его словам, имеет 10 детей, 4 дочери и 6 сыновей, женат на журналистке Марине Литвинович.

На данный момент Артемий Лебедев много путешествует, его хобби фотография. Лебедев посетил все страны мира и является известным путешественником.

Самый известный его проект это “Котоводство”. Который посвящен графическому и промышленному дизайну. Он был создан в 1997 году.

Общий размер состояния на 2020 год

На данный момент Артемий Лебедев входит в рейтинг самых богатых людей России. Его состояние оценивать в несколько сотен миллионов рублей. Стоит рассмотреть данные дохода Артемия Лебедева за 2020 год.

Доход за год Доход за месяц Доход в день

5 млн 400 тысяч 13 тысяч в день

12 млн 600 тысяч 20 тысяч в день

Таким образом, состояние у самого известного веб-дизайнера России за 4 года выросло почти на 10 миллионов. В таблице указано примерное состояние, которое дают официальные источники, также не исключена вероятность, что состояние Артемия Лебедева в разы выше

Источник

Сколько акций яндекса у лебедева

Сколько акций яндекса у лебедева

Сколько акций яндекса у лебедева

Сколько акций яндекса у лебедева

Сегодня в копилке «Студии Лебедева» более 3300 выполненных заказов, а среди постоянных клиентов – Центральный банк РФ, «Газпром», «Лукойл», московская мэрия, крупнейшие банки и сотовые операторы. Совокупный оборот его бизнеса может превышать 1 млрд рублей в год. Лебедев отказался общаться с Inc. для этого материала, пояснив, что ему «нечего сказать прессе». Его примеру последовали сооснователи Студии Денис Шохин и Константин Моршнев, арт-директор Эркен Кагаров, а также директор Студии Андрей Дьяков. Тем не менее, Inc. выяснил, когда прошел (и прошел ли) «золотой век» Студии, для чего создан десяток юридических лиц и откуда ценник на дизайн сайта в 3 млн рублей.

Путь к вершине

Дизайнер Андрей Логвин вспоминает, что в те годы Лебедев был «маленьким незаметным мальчиком», но не боялся сложных задач.

— Мне предложили создать один из первых новостных сайтов Рунета (сайт «Ситилайн», одного из первых интернет-провайдеров России – Inc.). Я отказался, потому что не понимал, что надо делать, а Тема взялся за работу, — вспоминает Логвин.

Постепенно число заказчиков Лебедева росло. С «Ситилайн» и агентством корпоративных коммуникаций NetSkate, для которого Лебедев сделал логотип и сайт, сотрудничал блогер Антон Носик, которого причисляют к «отцам Рунета».

— Не было так, что сначала дружба с нами, а потом что-то ему удалось, — вспоминает Носик. — Мы обращались к Лебедеву за дизайном не по дружбе. Наоборот, он стал другом, потому что мы любили его дизайн.

Сколько акций яндекса у лебедева

Сколько акций яндекса у лебедева

Сколько акций яндекса у лебедева

Сколько акций яндекса у лебедева

На первой волне успеха WebDesign, сменив название, стала «Студией Артемия Лебедева», а ее логотип в 1999 году появился на порталах, определивших судьбу российского Интернета: «Яндекс» (дизайн третьей версии поисковика), Лента.ру и Газета.ру. Стараниями основателя вокруг «Студии Лебедева» уже с конца 1990-х была атмосфера эксклюзивности и избранности, чему способствовала популярность сайта в Рунете: в мае 1999 года его посетил 1 млн уникальных пользователей.

— В моем восприятии Лебедев всегда был человек номер один в интернете, и его студия мне всегда казалась крутой. Для меня и моих друзей это был просто бог интернета, — рассказал Inc. основатель кафе «Циферблат» и проекта «Болотов Дача» Иван Митин, который в 2000-м году работал в Cтудии программистом.

Лебедев был заботливым работодателем: в студии было «модно, уютно и прогрессивно», сотрудников кормили за счет «Студии» в расположенном неподалеку ресторане «Мурена». Рабочий день начинался в 12 часов, но приходить можно было в любое время, некоторые предпочитали ночь. При этом, несмотря на творческую атмосферу, работа с заказчиками была выстроена четко и системно.

— Сейчас таким никого не удивишь, а в 90-е это было круто. Мне кажется, Тема с самого начала к этому шел, — вспоминает дизайнер Петр Банков.

Х***о или О*****о?

В июне 2000 года студию преобразовали в холдинг Art Lebedev Group (ALG), где работали более 130 человек. Та структура во многом сохранилась до сих пор: Лебедев отвечал за дизайн, Константин Моршнев — за техническую составляющую, Денис Шохин — за финансовую. В холдинг входил целый ряд компаний, вспоминает бывший начальник пресс-службы холдинга Николай Данилов: ООО «Студия Артемия Лебедева» делала сайты, студия TeleType брала заказы попроще и работала с дизайнерами на аутсорсе, «Артографика» занималась графическим дизайном, iman – трехмерными картинками. Кроме того, в холдинг входила компания RotaBanner, рекламное агентство ADEX и Учебный центр Артемия Лебедева.

Заказывать проекты у Лебедева было показателем статуса, вспоминает Илья Мерензон, основатель журнала Russia! Magazine, дизайн которого в 2005 году разрабатывала команда Лебедева.

— В тот момент лучшим пиаром было размещение проекта в разделе «Портфолио» на сайте Студии. То, что делал Лебедев, было классно и очень важно: это помогло нам получить первые рекламные контракты, — говорит Мерензон.

— Студия присутствует в жизни заказчика ровно столько, сколько нужно. Документы, доски для решения вопросов, встречи – минимум затрат по времени, максимум проникновения в задачи, идеальная организация, идеальный документооборот, — перечисляет Васильева. Стоимость заказов она не раскрывает, ссылаясь на NDA (договор о неразглашении — Inc.).

Сегодня «Студия Лебедева» работает во всех сферах, где так или иначе требуется дизайн: шрифты, книги, навигационные знаки, городская среда, промышленные объекты и даже пищевая упаковка. Для подмосковной кондитерской фабрики «Озерский сувенир» студия в 2008 году создала фирменный стиль, сайт и обертку для конфет «Ореховичи» и «Фруктовичи». С новым дизайном фабрика быстро вошла в столичную розницу, хотя до этого пробиться на полки московских магазинов не могла.

В прошлом году «Студия Лебедева» разработала логотип, фирменный стиль и сайт для крем-меда «Демилье» от «Фабрики Медолюбов». Продукт появился в продаже в феврале 2017-го. По словам руководителя отдела продаж ООО «Демилье» Сергея Бородкина, с задачей Студия справилась «на все сто» — дизайн упаковки привлекает внимание любого, даже незаинтересованного человека.

Сколько акций яндекса у лебедева Сколько акций яндекса у лебедева

— Лебедев — шоумен настолько, насколько это нужно для бизнеса. Профессионал и хороший организатор, – говорит совладелец крупной дизайнерской компании, пожелавший сохранить анонимность. — «Студия Лебедева» — фабрика, с администрированием и дисциплиной. Насколько я знаю, Лебедев не ездит на встречи с заказчиками, — приезжают к нему. С клиентами не церемонятся: тем, кто не нравится, указывают на дверь. Стиль рискованный, но у него это срабатывает: подтверждает «крутизну».

Заказчики Студии, не называя конкретных цифр, признают: расценки существенно выше рынка. Это надбавка не только за статус, но и за гарантию качества, считает генеральный директор издательств Byblos и Pretext Дмитрий Пасечник, с 2006 года оформляющий почти все обложки книг в «Студии Лебедева».

— С фрилансерами дешево, но много мучений. Неизвестно, что вам товарищ частный дизайнер выдаст. Здесь ты получаешь определенную гарантию, — говорит Пасечник.

Но есть и клиенты, считающие, что гарантий на самом деле нет. Евгений Чичваркин в 2010 году за 120 тыс. евро заказал Лебедеву создать интернет-магазин для своего лондонского стартапа по продаже вин Hedonism Wines. В феврале 2012 Студия разработала для этого проекта логотип и брендбук, которыми бизнесмен доволен и использует их до сих пор. Но разработка сайта затянулась: она продлилась более года и онлайн-версия не успела к открытию оффлайн-магазина в 2012 году. Менеджеры Студии, по словам бизнесмена, не отвечали на письма и звонки, и Чичваркин отказался принять выполненную с опозданием работу. Он хотел вернуть хотя бы часть аванса, но договориться не удалось.

— Прежде мы прекрасно сотрудничали, общались, и бдительность моя уснула: я должным образом не посмотрел договор. Считал, что в России принято верить на слово, — рассказал Чичваркин в разговоре с Inc.

В итоге он заказал сайт вместе с мобильным приложением британской студии Click Here Media вчетверо дешевле, за 29 тыс. фунтов. Хотя Артемий Лебедев во время дебатов с Алексеем Навальным в эфире «Дождя» говорил, что работа была выполнена и что Студия отработала деньги, конфликт положил конец и дружеским, и деловым отношениям предпринимателей.

— Их слоган «Долго. Дорого. О*****о». Только в нашем случае концепт был «х***о», а не «о*****о», — говорит Чичваркин.

Сколько акций яндекса у лебедева Сколько акций яндекса у лебедева

Около дизайна

Помимо основного дизайнерского, у Артемия Лебедева есть другие бизнесы, прямо или косвенно связанные со Студией. Например, как подтвердили собеседники Inc., в Студии действует внутренняя биржа, где наименее интересные заказы продают на сторону. Это происходит так: клиенту направляется предварительное предложение с расценками и сроками работ (Студия берется за создание сайтов или шаблонов дизайна от определенной суммы и за определенный срок). Если клиента не устраивают входные параметры, он может сообщить бюджет, сроки и Студия выставит кейс на биржу. В пул подрядчиков входят компании, прошедшие конкурс и отобранные Лебедевым. «Среди крупных студий это распространенная практика: к нам тоже обращаются региональные студии, предлагая передавать им не интересные для нас заказы», — говорит сооснователь дизайн-бюро «Щука» Иван Величко.

Еще один дополнительный источник дохода Студии – Магазинус: онлайн и оффлайн-магазины собственных дизайнерских товаров и продуктов партнеров. Розничная сеть включает 5 собственных (3 в Москве, по одному в Санкт-Петербурге и Киеве) и 5 партнерских магазинов – в Петропавловске-Камчатском, Челябинске, Одессе, Харькове и Минске. Точки работают под разными названиями: «Лавка на Никитской», «Магазинус на ВДНХ» или вообще «Наноприлавок». Кроме того, в регионах товары продаются и в других магазинах. Партнерские магазины — по сути франшизная сеть, хотя и без формального лицензирования: Студия продает им товары оптом и со скидкой, предоставляет макеты торгового оборудования, материалы для обучения продавцов, шаблоны ценников и визиток, а взамен просит от партнеров «внимательного и ответственного
отношения к работе».

Сколько акций яндекса у лебедева

Кроме того, «Студия Лебедева» продает паттерны (образцы принтов для оформления интерьера или одежды) по 2999 руб. за штуку и шрифты, стоимость лицензии на которые начинается от 2999 руб. Юристы Студии отслеживают факты пиратского использования шрифтов. Так, в июне 2015 года они подали несколько исков к издательству «Эксмо» на 1,5 млн рублей за незаконное использование шрифта «Клементина» в оформлении книг Татьяны Устиновой. В феврале 2017 года стороны заключили мировое соглашение по книге Устиновой «Ковчег Марка», пояснили Inc. в юридическом отделе «Эксмо», и издательство заплатило Студии отступные в размере 30 тыс. рублей. По остальным книгам заключили лицензионное соглашение и выплатили Студии вознаграждение.

Кроме того, у «Студии Лебедева» есть открывшаяся в 2009 году сеть «Кафетериус», куда входят 15 собственных и франшизных кофеен в России и одна в Латвии. Совладельцы московского «Кафетериуса» — бывшая сотрудница «Студии» Анастасия Мещерякова и Игорь Красилов, генеральный директор «Нефтегазимпекс» (компания поставляет оборудование «Лукойлу», «Газпрому» и «Газпромнефти»). По данным СПАРК, выручка ООО «Кафетериус» за 2015 год составила 33 млн рублей. При сети кафе также есть фабрика-кухня, которая доставляет еду в московские офисы, и школа бариста, обучение в которой стоит 40 тыс. рублей.

Сколько акций яндекса у лебедева

Деньги Лебедеву приносит и блог — третий по популярности в кириллическом сегменте LiveJournal. Tema.livejournal.com ежедневно читают 16 тыс. пользователей, больше только у блогеров Варламова (25 тыс.) и Нефедова (18 тыс.). Стоимость рекламных постов в его ЖЖ доходит до 300 тыс. рублей, говорит сооснователь компании «Авторские медиа» Екатерина Патюлина. Это чуть меньше, чем у Ильи Варламова, чья ежемесячная аудитория блога доходит до 1,5 млн человек, а рекламный пост стоит от 350 до 410 тыс. рублей), но больше, чем у большинства топ-блогеров, чьи расценки — 150 тыс. рублей и ниже.

Кроме того, Лебедев продает спонсорство своих путешествий (дизайнер утверждает, что стал первым россиянином, побывавшим во всех странах мира и более чем в 280 городах России) и делает партнерские проекты — например, с поисковиком авиабилетов Aviasales, который в марте 2015 года запустил мобильное приложение «Тревел – Артемий Лебедев и его путевые заметки» (основатель Aviasales Константин Калинов отказался от комментариев).

Вероятно, миллиардер

«Студия Артемия Лебедева» научилась нравиться властным структурам, чем вызвала интерес Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального: он утверждает, что часть госконтрактов Студия получила непрозрачным путем, а значит, может быть замешана в коррупции. Лебедев на дебатах с Навальным в эфире «Дождя» обвинения отверг.

Госконтракты без тендеров

В январе этого года Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального подсчитал, что из 27 госконтрактов, заключенных с 2013 года на общую сумму более 140 млн рублей, более половины Студия получила непрозрачным путем. Часть конкурсов не объявлялась официально (например, на разработку логотипа городов Сатка, Ижевск или Ярославль), часть контрактов отсутствует в реестре на сайте госзакупок (например, контракты на разработку фирменного стиля Парка Горького или на оформление плоскостных парковок в Москве).

Особенно горячий спор вызвал контракт на дизайн напольной навигации в московском метро на сумму 117 млн рублей зимой 2013-14 года – на сайте госзакупок он официально проходит как несостоявшийся (заявки обоих участников не были допущены до участия). Но студия, тем не менее, выполнила работу. Это дало Фонду борьбы с коррупцией повод предположить, что договор заключался в обход процедуры госзакупок.

Однако Лебедев ответил, что заключил контракт с частным подрядчиком, а потому не обязан отчитываться. По словам дизайнера, за два года студия проиграла тендеры на общую сумму более 408 млн рублей, в том числе тендер на разработку мобильных приложений для аэропорта Шереметьево, графического дизайна для «Роснефти», ребрендинга концерна «Алмаз-Антей» и т.д. То есть не имеет привилегий при госзакупках.

Один из первых госзаказов Студии — разработка фирменного стиля Парка Горького в 2012 году. Тогдашняя дирекция парка сама обратилась к Студии — сыграла на руку известность Лебедева.

— Почему мы обратились именно к Лебедеву? Потому что он был толковый и креативный парень. На тот момент, 5 лет назад, мы других-то дизайнеров в Москве и не знали, — рассказал Inc. бывший руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков (цену контракта он не вспомнил, но уверил, что все происходило в правовом поле).

Впоследствии Лебедев неоднократно сотрудничал с правительством Москвы, для которого Студия разработала дизайн схемы линий Московского метро, неофициальный логотип города, оформила ряд станций и поездов метрополитена, а также придумала плакаты в честь Года культуры в России-2014. Часть из этих проектов Артемий разработал и «внедрял» в правительство по собственной инициативе, вспоминает Алла Семенышева, советник Капкова в департаменте культуры Москвы в 2011–13 гг.

— Многие вещи Лебедев делает не потому, что у него есть заказчик, а потому что он считает это важным и нужным, — говорит Семенышева. – Помню, он принес в мэрию карту московского метро. Сергей Александрович [Капков] ему сказал, что мы не можем ее официально утвердить, это не в нашей компетенции. Лебедев пошел в Дептранс, а спустя некоторое время мы увидели эту схему в вагонах.

По словам источника Inc. в мэрии Москвы, Лебедев продолжает предлагать чиновникам проекты. В 2015 году Студия хотела сделать навигацию и арт-объекты в московских парках (контракт не заключили из-за высокой стоимости в несколько миллионов рублей), а сейчас представители Студии ведут переговоры о сотрудничестве со столичным департаментом культуры.

Лебедев неоднократно говорил, что некоторые работы, сделанные его Студией по госконтрактам (в том числе логотип московского метро), выполнены за 1 рубль. «Если кто-то покупает рекламу за миллионы, то я покупаю себе рекламу за рубль», — объяснил он в эфире телеканала «Дождь». Однако эта практика вышла боком. 27 февраля 2017 года Управление ФАС по Санкт-Петербургу постановило: городской Комитет по туризму нарушил закон, заключив без проведения открытых торгов договор на разработку туристического логотипа Петербурга с ООО «Студия Арт. Лебедева» по цене 1 рубль, и теперь власти города должны расторгнуть договор.

По результатам опроса Ассоциации брендинговых компаний России (АБКР), среди владельцев компаний из индустрии дизайна нашлось немало тех, кто готов был разработать логотип по такой цене, что подтверждает вывод о нарушении условий справедливой конкуренции, рассказала Inc. исполнительный директор АБКР Елена Радзионтковская.

Общая доля госзаказов, в том числе опосредованных, в бизнесе Лебедева в разные годы составляла не более 10–15%, оценивает бывший бизнес-партнер дизайнера Демьян Кудрявцев. По его словам, упреки в непрозрачности в адрес Лебедева несправедливы.

— Если какому-то подрядчику заказали делать большой проект для государства, а он какую-то часть этого проекта, например, дизайн, заказывает Лебедеву, это не является, с моей точки зрения, госзаказом, хотя это опосредованно работа на государство. Заказывает частная структура и она же принимает работу, — сказал Кудрявцев Inc.

При этом госзаказы нельзя считать лакомой частью бизнеса дизайн-студий, говорит сооснователь студии «Щука» Иван Величко. По его словам, некоторые заказы стоят дешево: например, цена контракта на разработку мобильного приложения для ВДНХ с навигацией в двух версиях для iOS и Android, который выполнил Лебедев, составляла всего 3,6 млн рублей. При этом участие в госконтрактах требует соблюдения сложной процедуры закупок, а также умения работать с чиновниками, говорит бывший исполнительный директор агентства Firma Андрей Савельев:

— Если вы работаете с государством, то это почти самые невыгодные условия на рынке. Если меня попросят выбрать между госзакупками на 10 млн рублей или взять 10 коммерческих клиентов по 1 млн рублей, я выберу второе. Надо понимать, что в госструктурах сидят не бренд-менеджеры, с которыми мы привыкли общаться, а чиновники, — и c этими чиновниками сложно договориться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *