Сколько акций газпрома давали за 1 ваучер в саранске
Новое в блогах
Дикая распродажа моей Родины.
Многие ещё помнят «лихие 90-е», и этой лихости немало поспособствовала приватизация 90-х в России. С распадом Советского Союза и началом рыночных отношений, многие оказались не готовы к таким переменам, и растерялись. Другие же воспользовались моментом и этой растерянностью, большинство нынешних олигархов, выросли именно из приватизации 90-х.
8 декабря 1991 г. Советский Союз официально прекратил своё существование, и это выпустило джина из бутылки. А точнее, этими «джинами» были Егор Гайдар и Анатолий Чубайс – главные либералы-реформаторы и идеологи приватизации. Конкретной даты, когда началась приватизация в России – не существует.
Фото из открытого доступа.
В 1988 г. вышел закон о «государственном предприятии», что подразумевало подготовку юридической базы для проведения приватизации. Это был длительный процесс согласований, происходило вырабатывание правовой базы для проведения приватизации. А пока чётких правил передачи государственной собственности в частные руки не было, приватизировали кто как хотел, но «щипали» по чуть-чуть, опасаясь слишком жадничать.
Тем временем между Б. Ельциным с правительством и депутатским корпусом, во главе с Руцким и Хасбулатовым, постепенно нарастала конфронтация.
Фото из открытого доступа.
Депутаты требовали немедленно приостановить приватизацию и разработать ряд правил, чтобы не допустить разбазаривание государственной собственности. Однако, команда Ельцина обвинила депутатов в препятствии экономическим реформам, и попытке вернуться с советской модели государственности. В итоге это противостояние вылилось на улицы Москвы. «Путч 1993 года» запустил по всей стране приватизацию, которая только называлась приватизацией, а на деле являлась чистым грабежом.
Во времена СССР частной собственности не было. В конце 80-х появились было небольшие кооперативы, но все более или менее крупные предприятия находились исключительно в государственной собственности. Государственное управления было не всегда эффективным и многие, потенциально прибыльные предприятия работали себе в убыток. По мнению экономистов-реформаторов того времени, перевод этих предприятий в частную собственность должен был круто повысить эффективность работы.
Во-первых, в казну поступили бы деньги от продажи предприятия, во-вторых, государство получало налоги с прибыли предприятия, которое по идее должно было стать более рентабельным. Чистая выгода, особенно если учесть, что вкладываться в развитие предприятия должен был собственник, а не государство. Идея отличная, только вот реализация пошла не по плану.
Фото из открытого доступа.
Ваучерная приватизация в России стартовала в октябре 1992 г. Все предприятия должны были быть преобразованы в Акционерные Общества и проданы. Исключение составляли лесные хозяйства, автодороги, шельфы, места добычи полезных ископаемых, телестанции и стратегические объекты.
Фото из открытого доступа.
По правилам приватизации, 71% акций должны были остаться в собственности предприятия и 29% проданы через аукционы. 71% акций делили между работниками предприятия, и эти акции им доставались бесплатно. Понятно, что дирекция по-своему понимала, как именно распределять акции между работниками и чаще всего, контрольный пакет оставался у верхушки предприятия, так называемых «Красных директоров». Если же до контрольного пакета акций не хватало, дирекция выкупала у своих работников акции, по смешной цене. Наверняка многие помнят то время, когда предприятия практически остановились и люди месяцами не видели зарплаты. С развалом Советского Союза были разорваны хозяйственные связи с другими предприятиями, которые прежде были разбросаны по всем союзным республикам, и друг без друга они работать не могли.
Фото из открытого доступа.
В лучшем случае рабочие могли получать зарплату своей же продукцией, которую они потом реализовывали самостоятельно, и как-то выживали. Поэтому люди соглашались на предложение дирекции и отдавали свои акции за копейки. Воспитанные при коммунизме, люди не понимали, как это рабочие могут владеть предприятием и не осознавали ценности акций. Для тех, кто не работал на предприятии, но хотел купить его акции, продавались ваучеры.
Их распространяли через отделения Сбербанка, и один ваучер номиналом 10 тыс. руб. стоил 25 р. Ваучеры были не именные, и купить их с рук было достаточно легко. За ваучеры можно было купить акции какого-либо предприятия, и для этого специально организовывались аукционы. Никто не отслеживал источники доходов покупателей и нередко один—единственный покупатель, физическое лицо, становился владельцем крупного предприятия.
Фото из открытого доступа.
Если говорить о том времени и о ценности ваучера, стоит упомянуть Газпром, который у всех на слуху и является синонимом к богатству и роскоши. В 1994 г., за 1 ваучер в Перми можно было купить 6 тыс. акций РАО «Газпром», в Москве же только 50 акций. Существовало распределение акций и в зависимости от региона, ценность ваучера была разной. Порой, чтобы не мудрить, люди просто отдавали свои ваучеры за пару бутылок водки или обменивали на сахар. Водка – это «жидкая валюта», стабильная и понятная каждому, а что такое ваучеры и акции?
Фото из открытого доступа.
Финансовая и правовая безграмотность населения очень помогла новым собственникам. Но многие понимали, насколько Газпром лакомый кусочек. Никто не планировал выкладывать акции в открытую продажу на аукционе, но нужно было создать видимость честной и открытой приватизации. Согласно указу президента, 5.2% акций Газпрома следовало продать за ваучеры на закрытом аукционе в Ямало-Ненецком автономном округе и исключительно «малочисленным народам Севера». Таким образом, если перевести эти акции на деньги, каждый из тех, кто считался «малочисленным народом», разбогател сразу на 4 млн руб., включая стариков и младенцев. Так было бы, если акции действительно достались ямальцам и ненцам.
В 1995 году появилась новая схема приватизации предприятий – «залоговый аукцион». При приватизации некоторых, особо крупных и важных предприятий, государство сохраняло себе определённый пакет акций. По закону, государство должно было владеть контрольным пакетом акций этих предприятий, но само же государство и придумало, как этот закон обойти. Государство начало брать кредиты в банках под залог пакетов акций, и не отдавать деньги. Эти пакеты акций выставлялись на закрытых аукционах по существенно заниженной цене и покупателей тщательно отбирали и фильтровали.
Управлять приватизацией в стране было поручено комитету Госимущества РФ, в состав которого входили 35 американских советника, включая действующих сотрудников ЦРУ. При этом никаких планов или схем по продаже не было. Цель была одна – распродать всё в ускоренном темпе и не дать коммунистам обернуть распродажу России вспять. Вопреки запретам прокуратуры, были проданы морские порты, которые продавать было нельзя, они являлись стратегическими объектами. Тем не менее продавалось всё. На некоторые закрытые аукционы Чубайс приезжал лично и сам руководил торгами.
Если предприятие нельзя было продать, его дробили на дочерние компании и продавали за бесценок. Доходило до смешного: американцы владели даже российскими оборонными заводами, обходя запреты на их приватизацию и входили в состав директоров. Эту схему придумал Альфред Кох.
Альфред Кох. Фото из открытого доступа.
Организовывалось предприятие (чаще просто на бумаге), выбирался нужный завод и по «инициативе» акционеров этого предприятия, покупалась вот эта самая американская компания, которая становилась «дочерней», с соответствующей долей в оборонном заводе, и с доступом ко всем секретам нашей оборонной промышленности.
Так как шла приватизация в России, наши враги не могли себе представить даже в своих самых радужных снах. Реформаторы на десять шагов вперёд опережали все планы западных «партнёров» по развалу России.
За всё время приватизации, когда было распродано более 500 крупнейших предприятий СССР, Россия в казну положила около 8 млрд долларов, при их рыночных стоимости в 200 млрд долларов. Столько же выручила Польша, продав 20% гос. собственности.
В. П. Полеванов, бывший вице-премьер РФ, попытался было разобраться в ситуации и доложить Ельцину о том, как на самом деле идёт приватизация. Он уволил всех американских советников, убрал из Госкомимущества всех людей Чубайса и поручил прокуратуре разобраться с теневыми схемами. Он же рекомендовал В. Черномырдину отстранить Чубайса от распределения Госфонда. Но дальше этого дело не пошло, его просто уволили. Но за эти 70 дней, что он провёл на своём посту, он многое раскопал и подвёл свои итоги приватизации.
Фото из открытого доступа.
Чубайс ненавидел СССР и не скрывал этого. Чубайс считал мусором тех людей, которые не вписались в рыночную экономику страны.
Когда я пришёл в Госкоимущество и попытался изменить стратегию приватизации, Чубайс заявил мне открытым текстом: «Что вы волнуетесь за этих людей? Ну, вымрет 30 миллионов. Они не вписались в рынок. Не думайте об этом – новые вырастут.
В. Полеванов. Председатель Госкомимущества России в 1994 – 1995 гг.
Привела ли приватизация в России к желаемым результатам? Стали ли крупные предприятия приносить больше прибыли государству? Однозначно – нет. Многие эксперты сейчас признают, что приватизация государственной собственности 90-х годов была чистым дерибаном. Ни одно предприятие не было продано так, как задумывалось.
И несмотря на это, пересматривать итоги приватизации никто не будет. Некоторые предприятия сменили собственников, другие сумели договориться и реабилитироваться перед государством, заплатив налоги.
Ваучер. Национальное достояние
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
Мы продолжаем наш цикл материалов к юбилею ваучера – 14 августа 2012 года ему исполняется 20 лет.
Чековые аукционы по акциям «Газпрома» начались почти на излете «народной» приватизации. Руководство крупнейшего на тот момент российского предприятия (его уставный капитал составлял 236,7 млрд рублей), поддерживаемое тогдашним премьером Виктором Черномырдиным, долго сопротивлялось общим принципам приватизации, которые предусматривали равные возможности для всех жителей страны. В результате 33,9% акций компании были выставлены на закрытые чековые аукционы в 62 из 89 российских регионах, в которых располагалось имущество «Газпрома». Распределялись акции пропорционально стоимости имущества в каждом из субъектов федерации. А принимать участие в аукционах могли только физические лица, прописанные в регионе, где он проводился.
Сравнивая количество акций и жителей, несложно было заранее определить наиболее «привлекательные» регионы. К таковым, помимо главного центра добычи газа Ямало-Ненецкого округа, можно было отнести не только Тюменскую область, в которой проводился отдельный аукцион, хотя субъект этот был сложносоставным. Потенциальными лидерами представлялись, например, Вологодская, Пермская и Свердловская области, а также Удмуртия и Мари-Эл. А вот жителям Москвы и Петербурга явно ничего не светило.
Сегодня, когда либерализация рынка акций «Газпрома» давно прошла, и о так называемых «серых» схемах владения почти не вспоминают, можно говорить о том, что именно в Тюменской области основными инвесторами выступали не только местные жители, но и целый ряд финансовых компаний. Схемы были сложны и акции еще долго передавались с помощью дарения, внесения в уставный капитал и многих других уловок. Впрочем, изначально все понимали, что простых путей не будет. Вот как писал об этом «КоммерсантЪ»: «Оценить инвестиционную привлекательность акций РАО «Газпром» достаточно сложно. Потенциально она очень высока. Реально же вложения в акции могут оказаться рентабельными, только если «Газпром» не будет препятствовать организации вторичного рынка своих акций: в этом случае крупные инвесторы наверняка предпримут скупку акций у физических лиц, что может принести мелким инвесторам неплохие доходы».
В среднем по России на ваучер пришлось 1900 акций «Газпрома», и это, пожалуй, была единственная возможность перевыполнить мечту Чубайса и с помощью ваучера превратить «Волгу» в иномарку совершенно бесплатно. Впрочем, не только иномарку – на аукционы в Тюмени, Сургуте и Салехарде приносили и по 500 и даже по 1000 ваучеров. Опросы ВЦИОМ по итогам приватизации показали, что кто-то, как и я, оставил эту ценную бумагу себе на память, 10% россиян подарили свое право на госсобственность близким родственникам, лишь немногим больше граждан (12%) купили акции каких-либо предприятий. Абсолютное большинство (29%) свои чеки превратили в небольшой, но кэш. А вот судьба больше пятой части (21%) удивительна. Их наши сограждане обменяли на акции чековых инвестиционных фондов (ЧИФов). Впрочем, судьба этих ценных бумаг оказалась совсем уж незавидной. Особенно по сравнению с прибылью, которую принесли вложения в «Газпром». Сколько получили инвесторы в разных регионах России, вы можете увидеть на интерактивной карте.
Сколько заработали жители разных регионов, вложившие ваучеры в «Газпром»
Грандиозная афера или правильное решение: какой была чековая приватизация в России? И сколько ваучер стоит сейчас?
Приватизация государственных предприятий в России проходила в сложные для страны 90-е годы, и многие экономисты считают ее примером того, как не нужно проводить приватизацию. Крупнейшие объекты хотели отдать в собственность народу, но контроль над ними захватила небольшая группа людей. С другой стороны, кто-то считает, что иного выхода и не было – а другие страны тоже были вынуждены пойти по этому пути. Мы попробовали разобраться, чьи идеи звучат разумнее, и сколько стоит один ваучер сейчас.
Первый этап большой приватизации
Через год Россия будет отмечать 30-ю годовщину одного из самых неоднозначных событий в истории страны – старта массовой приватизации через ваучеры. Изначально цель этого процесса была вполне понятной и логичной: все страны, которые свернули с социалистического пути на капиталистический, проходили через приватизацию. Это базовый принцип рыночной экономики – государство не может быть эффективным собственником.
Поэтому, уже в 1992 году в России стартует чековая приватизация, причем по совершенно новому на тот момент формату: каждый житель страны становится не просто совладельцем народного достояния (как это было при СССР), а получает вполне реальную долю во вполне реальном предприятии.
Чтобы «провернуть» такую масштабную операцию, правительство оценило все имеющиеся на тот момент предприятия в 4 триллиона советских (на тот момент) рублей, а 35% от этой суммы, или 1,4 триллиона, было решено раздать людям. По цифрам все совпало удачно – в стране проживало как раз около 140 миллионов человек, поэтому на каждого россиянина вышло ровно по 10 000 рублей. Потом, правда, оказалось, что стоимость в 4 триллиона взяли из данных переоценки балансовой стоимости активов советских предприятий за 1984 год, но за прошедшие 8 лет эти активы изрядно потеряли в цене.
Приватизационный чек (их назвали ваучерами в народе) – государственная ценная бумага, которая, по изначальной задумке, была нужна для оплаты приватизации государственных и муниципальных предприятий в собственность граждан. Чеки выдавались на определенных условиях:
В итоге в России было выдано 144 миллиона ваучеров, их получили около 97% населения. Чаще всего владельцы вкладывали свои ваучеры в акции предприятий, где работали, по закрытой подписке (так использовали 50% всех чеков) – это допускалось, если владелец проработал на предприятии 7/10 лет (женщины и мужчины). Четверть чеков направили в чековые инвестиционные фонды, а еще четверть – продали.
Кстати, по одной из версий, 24 миллиона ваучеров их владельцы вообще не использовали.
Что было дальше – и так широко известно. Из-за огромного количества ваучеров в обороте и резкого обеднения населения, они начали стремительно терять в цене. Номинал, который был указан на чеке, вообще не играл какой-либо роли. В одном регионе за ваучер давали 6000 акций «Газпрома», а в другом – всего 65. Ваучеры часто просто скупали за бесценок – цены на них в одно время падали до эквивалента 5 долларов.
Но эта же программа помогла создать первых российских миллиардеров. У истоков приватизации стояли Михаил Фридман, Олег Дерипаска, Владимир Потанин и другие – которые смогли скупить акции за ваучеры, задешево купленные у россиян. Рядовые россияне же скупили акции предприятий, которые вскоре обанкротились, как и чековые инвестиционные фонды (лишь некоторые из которых выжили и стали паевыми фондами).
Главный итог программы – за неполные 2 года благодаря чековой приватизации порядка 60% российской экономики перешло в частные руки. Затем была «денежная» приватизация, но это предмет отдельного разговора.
Было ли в ваучерной приватизации что-то хорошее?
На старте чековой приватизации идеолог кампании Анатолий Чубайс говорил, что каждый ваучер будет стоить как две «Волги». Спустя какое-то время после начала приватизации «Волга» подорожала до 3-4 миллионов рублей, а чеки, наоборот, резко обесценились. Авторы реформы хотели, чтобы приватизация прошла по относительно рыночным условиям – так и случилось, но только с самими ваучерами.
Из почти 150 миллионов россиян, получивших ваучеры, осталось примерно 40 миллионов акционеров – тех, кто реально вложился в какое-то предприятие. Чаще всего такие вложения были не лучшим выбором, и дивидендов владельцы не увидели. Из 646 чековых инвестиционных фондов выжили только 136, которые смогли начислить дивиденды своим акционерам.
Конечно, если кто-то в начале 90-х обменял свой ваучер на акции «Роснефти» или «Газпрома» и за все эти годы не продал их, сейчас эквивалентное количество акций может стоить около миллиона рублей. Но большинство просто обменяли свои ваучеры на деньги или товары народного потребления.
Целью приватизации был не заработок для бюджета – государству просто было нужно отдать предприятия в частные руки, потому как само государство в один момент оказалось неспособно управлять ими. Более того – отдать не в руки олигархов, а распределить в народе. По факту, однако, именно ваучерная приватизация и создала первых российских олигархов.
Подавляющее большинство мнений касательно чековой приватизации в России – негативные. Эту операцию называют не иначе как аферой, аргументы обычно такие:
Российскую приватизацию 90-х годов действительно считают примером того, как нельзя приватизировать государственную собственность – вместо массового класса собственников в стране появилось совсем небольшое количество сверхбогатых людей, а бюджет на приватизации заработал копейки (по сравнению с реальной стоимостью приватизируемых объектов).
Тем не менее, раздаются голоса и в поддержку принятых тогда решений. Так, решение начать массовую приватизацию считают правильной – в тех условиях это было даже безопаснее, чем оставлять предприятия в госсобственности, да и так был запущен процесс структурной перестройки экономики. Правда, вопрос о том, как именно лучше всего было проводить приватизацию, остается открытым.
Как еще тогда писал «Коммерсантъ», реформы нужны были быстро, а проводить кропотливую оценку предприятий и поштучно их продавать просто не было времени. В стране попросту не было специалистов, которые могли бы грамотно организовать аукционы и провести оценку активов. С другой стороны, у потенциальных покупателей не было денег на покупку предприятий по справедливой цене.
А принятая в итоге модель соответствовала всем требованиям – люди получили что-то на руки, формально все получили равный доступ к приватизации, а главное – в процедуре практически не было коррупционной составляющей (чеки выдавали действительно всем, и купить на них акции можно было почти всегда). В итоге государство избавилось от проблемы убыточных предприятий за очень короткий срок. Беда лишь в том, что эти предприятия не перестали быть убыточными и преимущественно обанкротились…
Чего стоит ваучер сейчас?
Чубайс обещал по две «Волги» за каждый ваучер. И некоторые россияне действительно получили примерно такую сумму – если грамотно вложили свои чеки. Грамотно – в предприятия, которые не разорились в сложные 90-е и существуют до сих пор. Акции «Роснефти», которые можно было купить на ваучер, сейчас стоят примерно 700 тысяч рублей, акции «Газпрома» – примерно миллион рублей. Но стоит понимать, что многие владельцы уже продали эти бумаги раньше (что в случае с «Роснефтью» – не так уж и плохо).
С тех пор выжили и некоторые другие предприятия, но за купленные в 90-е годы акции сейчас можно выручить совсем небольшую сумму денег. Многие предприятия успели разориться – а акционеры получают выплаты самыми последними в очереди (и очередь до них попросту не доходит – имущество предприятия заканчивается).
А может выгоднее было не использовать ваучер тогда, чтобы продать его сейчас? Обменять приватизационный чек на акции можно было до 30 июня 1994 года, то есть, в 2021-м поучаствовать в приватизации уже никак не получится. Но его можно продать.
Цена самой бумаги зависит от того, успели «погасить» чек тогда или нет. «Негашеные» ваучеры стоят чуть дороже, а на гашеных пробиты отверстия, стоят какие-то отметки, или отрезана часть.
Стоят ваучеры по-разному:
То есть, все зависит от сохранности документа, его серии и номера. Хорошо ценятся непогашенные ваучеры серий «01», бумаги с интересными комбинациями цифр в номере и серии, первые номера серий и т.д.
Кроме того, можно продать купленные на ваучеры акции предприятий, которые уже разорились. В данном случае состояние предприятия не играет никакой роли – ценится сама бумага и ее редкость. Например, акция АООТ «Гермес» номиналом в 10 тысяч рублей 1994 года эмиссии стоит не так дорого – около 140 рублей, но и выпущено таких акций 11 миллионов. Для более редких акций цены будут выше.
Важно также остерегаться подделок – за ваучерами с редкими номерами идет настоящая охота, а подделать документ 90-х годов выпуска при современных технологиях не так уж и сложно.
Те же ваучеры и не только: что было в других странах
Российский вариант приватизации считается далеким от удачного – промышленные гиганты продавались в сотни и тысячи раз дешевле их реальной собственности, а контроль над большей частью экономики тогда получила ограниченная группа «избранных». Но через приватизацию – с разными результатами – прошли многие страны.
Например, в Китае госсектор за 10 лет сократился с 80 до 30%, и за один только год от приватизации было получено больше 130 миллиардов долларов. В странах Южной Америки тоже провели весьма успешную приватизацию, которая пополнила бюджет благодаря качественной проработке процедуры. Среди успешных примеров называют приватизацию в Великобритании, которую начала Маргарет Тэтчер – процесс двигался медленно, зато государство получило максимум денег за проданные предприятия, и сами предприятия работают успешно.
В США же, наоборот, приватизация не дала ожидаемого эффекта – теперь там рассматривают другие концепции вроде государственно-частного партнерства и концессий.
В странах бывшего СССР в 90-е годы тоже проходила масштабная приватизация – но в каждой стране по-своему. Одной из самых успешных считается приватизация в Грузии – для продажи крупных предприятий государство организовало аукционы, которые давали более 10% доходов бюджета каждый год (хотя небольшие предприятия инвесторов не заинтересовали).
Другие же страны пошли по пути России. Например, власти Украины тоже проводили приватизацию по приватизационным имущественным сертификатом. Схема была примерно такой же – только сертификаты были именными. Результаты – плачевные, приватизация потерпела крах и усилила проблемы в украинской экономике. А главное – с тех пор начинается восхождение украинских олигархов, которые сейчас контролируют значительную часть экономики страны.
Чековая модель приватизации применялась в Беларуси – там на разгосударствление выставили 2/3 всего имущества, при этом половину этого количества приватизировали через государственные ценные бумаги ИПЧ «Имущество». Правда, белорусские приватизационные чеки были именными и выдавались в определенном количестве в зависимости от возраста и стажа работы получателя. Однако по факту после прихода к власти Александра Лукашенко в 1994 году с чековой приватизации убрали специализированные инвестиционные фонды, но главное – из программы исключили самые привлекательные предприятия. В итоге программу так и не удалось завершить, она действует до сих пор – правда, обменять чеки на акции или на деньги сейчас практически невозможно.
Такая же массовая приватизация была и в Казахстане – но там под приватизацию через приватизационные инвестиционные купоны отдали только наименее привлекательные предприятия, поэтому особого значения это не имело. При этом крупные предприятия государство продавало только по инициативе их коллективов.
Так что модель чековой приватизации – какой бы привлекательной на вид она ни была – по факту работать, скорее всего не будет. И это доказано опытом нескольких стран, которые пытались «по-быстрому» решить проблемы госсектора экономики в сложные 90-е.