склеивание различных в повседневной жизни несоединимых качеств свойств частей называется
Психология. Представления. Воображение. Память. Тест для самопроверки
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. Генетически первичной считается … память.
двигательная
образная
эмоциональная
вербальная
2. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется … памятью.
механической
логической
эмоциональной
аудиальной
3. Не являются формой воображения
мечты
грезы
иллюзии
галлюцинации
4. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества его частей или их смещение известно как…
гиперболизация
схематизация
типизация
агглютинация
5. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется …
восприятием
мышлением
воображением
вниманием
6. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект …
ореола
плацебо
Б.В. Зейгарник
недавности
7. Такие персонажи как Дюймовочка, Змей-Горыныч, великаны созданы с помощью приема …
гиперболизации
схематизации
типизации
агглютинации
8. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется…
гиперболизацией
схематизацией
типизацией
агглютинацией
9. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является…
ведущий анализатор
предмет восприятия
активность субъекта
вид деятельности
10. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти …
7±2
неограничен
предел неизвестен
в среднем 10
11. От процесса запоминания зависит(ят) в сохранении материала ….
только полнота
только точность
только прочность
полнота, точность и прочность
12. Высшим видом памяти считается … память.
двигательная
образная
эмоциональная
словесно-логическая
13. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является …
ведущий анализатор
предмет отражения
активность субъекта
вид деятельности
14. Тип памяти, при котором представления памяти максимально приближены к образам восприятии называется ….
эйдетическая
наглядно-образная
эмоциональная
словесно-логическая
15. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется …
долговременной
эмоциональной
произвольной
механической
16. Два противоположных явления связывает ассоциация по …
смежности
скорости
контрасту
смыслу
17. Впервые представления об ассоциациях были сформулированы….
Сократом
Аристотелем
Демокритом
Р. Декартом
18. Такие образы как сфинксы, гаркульи, кентавры созданы следующим приемом воображения….
гиперболизация
схематизация
типизация
агглютинация
19. Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация по …
смежности
скорости
контрасту
смыслу
20. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память…
наглядно-образная
феноменальная
эмоциональная
словесно-логическая
21. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью…
оперативной
иконической
кратковременной
эхонической
22. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т. п., — это память …
эйдетическая
наглядно-образная
феноменальная
эмоциональная
23. Ранней генетической формой памяти является … запоминание.
непроизвольное
произвольное
послепроизвольное
оперативное
24. Опосредствованная и непосредственная память различаются по…
ведущему анализатору
использованию вспомогательных средств в процессе запоминания
степени активности субъекта
видам деятельности
Склеивание различных в повседневной жизни несоединимых качеств свойств частей называется
Тест 16. Воображение
1. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется:
в) воображением;
2. Механизмом эмпатии как необходимого условия творческого воображения выступает:
г) проекция.
3. Воспроизведенный субъектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте этого субъекта и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств, называется:
в) представлением;
г) следовым процессом.
4. Сходство представлений с восприятием характеризуется:
г) модальностью.
5. Представления с идеалистической точки зрения рассматривал:
в) И. Гербарт;
6. Устойчивостью и многообразием отличаются от других представления:
а) зрительные;
7. Между представлениями разных людей всегда есть различие:
а) только по яркости;
б) только по полноте образа;
в) только по отчетливости;
г) по яркости, полноте и отчетливости.
8. Пассивное и активное воображение различают:
а) по предмету отражения;
б) по форме существования материи;
в) по направленности отражения;
г) по степени психической активности.
9. Основанием классификации воображения на зрительное и слуховое является:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) активность субъекта.
10. Всегда направлено на решение творческой или личностной задачи воображение:
а) активное;
11. Согласно Дж. Гилфорду, творческое мышление нельзя назвать:
г) репродуктивным.
12. Феномен эмоционального предвосхищения исследовал:
в) А.В. Запорожец;
13. Феномен продуктивного восприятия изучал:
г) В.П. Зинченко.
14. Воссоздание зрительных образов, непосредственно не воспринимаемых органами чувств, характеризует:
в) репрезентативное воображение;
15. Отражение реальной действительности в иных, неожиданных, непривычных сочетаниях и комбинациях – это:
г) фантазия.
16. Мечта – это такая характеристика воображения, как:
б) форма;
17. Субъективная оценка длительности отдельных отрезков времени не зависит:
а) от разнообразия заполняющих их переживаний;
б) от характера заполняющих их переживаний;
в) от сопутствующего им эмоционального переживания;
г) от уровня интеллекта детей.
18. То, что впечатления или образы, имеющие эмоциональный язык, имеют тенденцию к объединению, утверждает закон:
а) общего эмоционального знака;
б) эмоциональной реальности;
19. Чувства влияют на воображение, а воображение влияет на чувства согласно закону:
в) эмоциональной реальности;
г) эмоциональной константности.
20. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется:
г) агглютинацией.
21. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение известно как:
а) гиперболизация;
22. Психический процесс создания новых образов, идей называется …
а) восприятием;
б) вниманием;
в) мышлением;
г) воображением.
23. Основанием классификации воображения на произвольное и непроизвольное является …
а) предмет отражения;
б) степень осознанности;
в) степень новизны;
г) степень целенаправленности.
24. Основанием различения зрительных и слуховых образов воображения является …
а) предмет отражения;
б) форма существования материи;
в) модальность образа.
г) Нет правильного ответа.
25. Верно ли утверждение, что образы воображения содержат только элементы того, что воспринималось человеком ранее?
а) Нет.
б) Да, верно.
в) Верно для женщин.
г) Верно для взрослых.
26. Мечта – это … воображения.
а) механизм;
б) форма;
в) вид;
г) уровень.
28. Функцией воображения не является …
а) программирование деятельности;
б) произвольная регуляция состояния человека;
в) обобщение характеристик объекта;
г) предвосхищение будущего.
д) Все ответы верны.
е) Все ответы неверны.
29. Когнитивный процесс, представленный способностью человека к построению новых образом путем переработки (рекомбинации) психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте (представлений) – это…
д) воображение.
30. Необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью – это…
д) воображение.
31. Воображение работает на том этапе познания, когда…
а) в психике человека сформирован образ потребного будущего;
б) неопределенность ситуации весьма велика;
в) отсутствует неопределенность ситуации;
г) все ответы неверны.
32. Если фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными, то данная форма воображения называется…
а) пассивным воображением;
б) активным воображением;
в) преднамеренным воображением;
г) непреднамеренным воображением.
33. Примерами пассивного воображения являются:
а) грезы;
в) сновидения;
г) галлюцинации;
34. Образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются –
б) грезами;
35. Пассивное воображение может возникать…
б) при ослаблении контролирующей роли сознания;
в) при галлюцинациях;
г) все ответы верны.
35. Пассивное воображение может возникать…
а) при временном бездействии человека;
б) в состоянии аффекта;
г) все ответы верны.
36 Пассивное воображение может возникать…
а) при патологических расстройствах сознания;
г) все ответы верны.
37. Пассивное воображение подразделяется на…
а) преднамеренное и непреднамеренное;
б) воссоздающее и творческое;
в) осознанное и неосознанное;
г) непосредственное и опосредствованное.
38. Активное воображение подразделяется на…
а) преднамеренное и непреднамеренное;
б) воссоздающее и творческое;
в) осознанное и неосознанное;
г) непосредственное и опосредствованное.
39. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют…
а) творческим (продуктивным);
б) воссоздающим (репродуктивным);
40. Самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности – это… воображение.
а) воссоздающее (репродуктивное);
б) творческое (продуктивное);
41. Самой элементарной формой синтезирования образов является…
а) агглютинация;
42. Механизм воображения, представляющий собой «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей – это…
а) агглютинация;
43. Механизм воображения, представляющий собой подчеркивание каких-либо признаков – это…
г) заострение;
44. Механизм воображения, представляющий собой создание образа фантазии за счет того, что представления, из которых конструируется образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план – это…
д) схематизация.
45. Механизм воображения, представляющий собой выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе – это…
Склеивание различных в повседневной жизни несоединимых качеств свойств частей называется
16. Агглютинация — это:
• «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей
17. Адлер заменил понятие Фрейда о либидо на представление о бессознательном стремлении к:
• власти
18. Активное воображение может быть:
• творческим
19. Акцентирование — это:
• заострение, подчеркивание каких-либо признаков
20. Акцептор действия — это:
• модель результата действия
21. Американскими психологами Гордоном Олпортом и Раймондом Кеттеллом разрабатывалась теория
• черт
23. Астеническому типу характера, по Э. Кречмеру, свойственны
• пессимизм, тревожность
24. Атлетическому типу характера, по Э. Кречмеру, свойственны
• настойчивость, упрямство, активность, решительность
25. Афферентными называются нервные волокна, проводящие импульсы
• в мозг с периферии
26. Безусловной является мотивация:
• агрессивности
• активности
• познания
• потребления пищи
• сохранения жизни
27. Безусловным достоинством периодизации психосоциального развития Э. Эриксона является:
• ее построение на основе анализа центрального звена личности человека — его «Я»
28. Бессознательное — это:
• принципиально не доступное сознанию содержание, включающее ценностные установки, ориентации, мотивы и составляющее энергетическое ядро личности
29. Биологическая предопределенность поведения человека его инстинктами отстаивалась в работах
• З. Фрейда
30. Блокирование со стороны «Я» внутренних импульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я», является проявлением такого защитного механизма, как:
• подавление
Общая психология
5.14. Понятие о воображении. Классификация воображения. Приемы создания новых образов воображения.
Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.
Воображение обеспечивает опережающее отражение действительности, при котором прошлое экстраполируется (проецируется) в будущее.
Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Образы, возникающие в процессе воображения, активизируют эмоциональную сферу человека, мобилизуют его энергию на достижение будущих результатов. Посредством воображения будущее детерминирует поведение человека.
Воображение интегративный познавательный процесс: в нем объединяются чувствования, рационализация и мнемические сферы психики человека.
Воображение как своеобразная форма отражения действительности:
• осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;
• способствует предвосхищению будущего;
• “оживляет” то, что было ранее;
Виды воображения. Приёмы создания новых образов воображения.
• представлять действительность в образах;
• регулировать эмоциональное состояние;
• произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
• формирование внутреннего плана действий;
• планирование и программирование деятельности.
С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.
Воображение тесно связано со всеми познавательными процессами.
Воображение обеспечивает творческую деятельность человека. Веками складывались приемы такой деятельности. Приёмы создания новых образов воображения:
• агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых частей качеств;
С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
7.3.4. Приемы создания образов воображения
Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:
Комбинирование – это не простая сумма уже известных элементов, а творческий синтез, где элементы преобразуются, изменяются, выступают в новых соотношениях. Так, образ Наташи Ростовой был создан Л. Н. Толстым на основе глубокого анализа особенностей характеров двух близких ему людей – жены Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны.
Агглютинация (от лат. agglutinary – приклеивать) – «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Менее сложным, но тоже весьма продуктивным приемом формирования нового образа является агглютинация – соединение несоединимых в реальной жизни свойств, качеств, частей различных предметов. Примером может служить классический персонаж сказок – кентавр, Змей Горыныч, русалка, сфинкс, Пегас, избушка на курьих ножках. В технике при помощи этого приема созданы аккордеон, троллейбус, танк-амфибия, гидросамолет и т. п.
Акцентирование. Своеобразным способом создания образов воображения является акцентирование – заострение, подчеркивание, утрирование каких-либо признаков предмета; выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура). Этот прием часто используется в карикатурах, шаржах.
Гиперболизация – существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер. Одной из форм акцентирования является гиперболизация – прием уменьшения (увеличения) самого предмета (великан, богатыри, Дюймовочка, гномы, эльфы) или изменение количества и качества его частей (дракон о семи головах, Калимата – многорукая индийская богиня). Разновидностью гиперболизации является приуменьшение (литота): «И шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведет под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… а сам с ноготок!» (Н. Некрасов).
Типизация. Распространенным приемом создания творческих образов является типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. Например, Печорин – это «…портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Тип – это индивидуальный образ, в котором объединены в одно целое наиболее характерные признаки людей класса, нации или группы.
Схематизация и конкретизация. К приемам создания новых образов относятся также схематизация и конкретизация. Схематизация заключается в сглаживании различий предметов и выявлении черт сходства между ними. Примером может служить создание орнамента из элементов растительного мира.
Конкретизацию отвлеченных понятий можно наблюдать в различных аллегориях, метафорах и других символических образах (орел, лев – сила и гордость; черепаха – медлительность; лиса – хитрость; заяц – трусость). Любой художник, поэт, композитор реализует свои мысли и идеи не в общих отвлеченных понятиях, а в конкретных образах. Одной из наиболее очевидных форм проявления деятельности воображения в науке является мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент – это вид познавательной деятельности, строящийся по принципу реального эксперимента и принимающий структуру последнего, но развивающийся целиком в идеальном плане. Мысленный эксперимент, замещая в некотором роде материальный, служит его продолжением и развитием. Он позволяет исследовать ситуации не реализуемые практически, хотя и принципиально возможные.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.