Скидки во внешней торговле
Скидки по внешнеторговым контрактам
Большое значение при определении конкретной цены имеют различного рода скидки с цены, которых в практике международной торговли насчитывается не менее двадцати. Наибольшее применение имеют изложенные ниже виды скидок.
Общая (простая) скидка предоставляется с прейскурантной или со справочной цены товара. Она может находиться в интервале от 20 до 40%. Эти скидки часто применяются при заключении сделок на машины и оборудование.
Бонусная скидка (за объем оборота) обычно дается постоянным покупателям на основе специальной договоренности. При этом в контракте устанавливается шкала скидок пропорционально достигнутому обороту в течение определенного срока и порядок выплаты сумм на базе этих скидок. Бонусная скидка может составлять 15—20% оборота.
Прогрессивная скидка (за количество) дается покупателю в случае покупки определенного сторонами увеличивающегося объема товарной массы.
Поставщики-экспортеры предоставляют своим постоянным посредникам дилерские скидки при продаже автомобилей, тракторов, оборудования в среднем в объеме 15— 20% розничной цены.
Экспортеры могут предоставлять специальные скидки привилегированным импортерам, в заказах которых они испытывают большую заинтересованность и которые являются их постоянными клиентами.
Поставщик может предоставить также экспортные скидки для повышения конкурентоспособности своей продукции на внешнем рынке.
Возможно также предоставление скрытых скидок импортеру при снижении процентов за кредит, оказание бесплатных услуг и предоставление бесплатных образцов.
При продаже автомобилей, электрооборудования, транспортных средств применяется скидка за возврат ранее купленного товара у фирмы в размере 25—30% прейскурантной цены.
После согласования контрактной цены и объема поставляемой продукции рассчитывается общая сумма контракта.
УСЛОВИЯ ПЛАТЕЖА
Платеж — завершающая стадия взаиморасчетов в отношениях с партнером. Условия платежа (terms of payment) — один из ключевых и сложных компонентов международного контракта. При определении условий платежа в контракте точно устанавливаются:
2. оговорки, направленные на уменьшение и устранение валютного риска — опасности курсовых потерь, связанных с изменением валюты платежа;
3. способ платежа и формы расчетов;
4. сроки и место платежа.
Валюта платежа и защитные оговорки
Валютные условия контракта (currency terms and conditions of a contract) — условия, которые согласовываются во внешнеторговых контрактах. Эти условия включают такие элементы, как
1. валюту цены контракта;
3. курс пересчета валюты цены в валюту платежа для тех случаев, когда они не совпадают
4. оговорки, защищающие партнеров от валютного риска.
В практике международных взаиморасчетов используется несколько понятий валюты.
Обратимая, свободно конвертируемая (СКВ) (hard/convertible currency),
— валюта, которая может быть беспрепятственно обменена на другую валюту.
Частично-конвертируемая (4KB) (limited convertible currency) — национальная валюта
стран, в которых применяются валютные ограничения для резидентов и по отдельным видам обменных операций; как правило, ЧKB обменивается только на некоторые иностранные валюты и не по всем видам международного платежного оборота. Российский рубль может быть отнесен к частично-конвертируемым валютам.
Блокированная (blocked currency), или замкнутая, неконвертируемая (inconvertible currency), — национальная валюта, циркуляция которой контролируется правительством; используется для платежей только внутри одной страны и не обменивается на другие иностранные валюты.
Резервная (reserve currency) — валюта какой-либо страны, наиболее часто применяемая для расчетов по внешнеторговым операциям, иностранным инвестициям, при определении цен и т.д. и используемая поэтому в качестве резерва международных платежных средств (в этой валюте центральные банки государств накапливают резервы средств для международных расчетов). В настоящее время к резервным валютам относятся: английский фунт стерлингов, американский доллар 1 ; немецкая марка, швейцарский франк, японская йена. В настоящее время на долю американского доллара приходится более половины валютных резервов.
Твердая (hard currency) — валюта, устойчивая по отношению к собственному номиналу, а также курсам других валют, обеспеченная золотом или другими ценностями. К твердым валютам прежде всего относятся доллар США, немецкая марка, французский франк, японская йена и другие устойчивые валюты ряда стран.
При использовании валюты для операций, связанных с платежами по контракту, применяются понятия валютных ограничений и оговорок, валютного риска и валютного курса.
Валютная оговорка (currency clause) — условие контракта, фиксирующее курс одной валюты относительно другой во избежание потерь от девальвации (devaluation) или ревальвации
Валютные ограничения (exchange restrictions) — система экономических, правовых, организационных мер, регламентирующих операции с национальной и иностранной валютой, золотом и т.п. Система включает ограничение и определение порядка платежей по внешнеторговым и финансовым операциям, частичное или полное запрещение свободной купли и продажи иностранной валюты. Основной причиной валютных ограничений является нехватка валюты, давление внешней задолженности, расстройство платежных балансов.
Срок платежа
Распространен способ платежа под документы (sight payment) — заказчик или покупатель переводит согласованную цену товара на счет продавца по получению, например, отгрузочных документов. Привлекателен и не требует пояснений способ «наличные против документов».
Однако, отгрузка товара выполняется на риск продавца — он должен быть уверен, что товар оплатят. Необходимо иметь гарантии или знать финансовое положение покупателя и его честность.
Способы платежа
Способы платежа (manner of payment) определяют, когда производится оплата товара по отношению к его фактической поставке. Основные способы платежа: наличный платеж, платеж с авансом и платеж в кредит. При поставках сложного оборудования с длительным \ сроком изготовления, как правило, используется сочетание всех трех способов. Платеж может быть осуществлен при посредничестве банка или непосредственно между партнерами по сделке. К последним относятся разновидности прямых денежных переводов или перечислений (платеж по открытому счету) и отчасти расчет векселями. И хотя такие переводы могут осуществляться через банк, роль последнего весьма пассивна.
Формы расчетов
Формы расчетов связаны с использованием различных видов банковских и кредитных средств платежа. Наличные денежные знаки в международных коммерческих сделках обычно не применяются.
Основными формами расчетов являются: инкассовая, аккредитивная, по открытому счету, путем телеграфных и почтовых переводов, чековая, вексельная. Подавляющая часть расчетов по международным коммерческим сделкам осуществляется в инкассовой и аккредитивной формах. Все перечисленные формы расчетов находятся в тесной взаимной связи и часто переплетаются между собой.
К особым формам финансирования и расчетов по экспортно-импортным операциям относят факторинг, финансовый лизинг и другие.
Дата добавления: 2017-03-29 ; просмотров: 742 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Система скидок, используемая в практике внешней торговли
Сметная стоимость строительно-монтажных работ и методика ее определения.
В условиях функционирования рынка недвижимости в соответствии с концепцией ценообразования в строительстве осуществляется переход от фиксированных твердых сметных цен к свободных ценам, изменяется порядок получения подрядов на строительные и монтажные работы. На этапах инвестиционного процесса применяются следующие виды цен: на этапе принятия решения о строительстве объекта применяются цены инвестора (заказчика), которые служат для оценки финансовых возможностей инвестора и возможности привлечения других инвесторов, а также заемного капитала; на этапе проведения торгов применяется цена предложения (оферта), которая определяется подрядными организациями, т.е. претендентами на получение заказа на строительство и служит для подачи ими тендерного предложения; на этапе заключения договора строительного подряда применяется договорная цена, которая фиксируется в договоре и определяется по результатам проведения торгов.
Выделяют следующие методы определения сметной стоимости:
Базисно-индексный – определение стоимости работ, услуг в базисных ценах 1991 г. и последующего ее перерасчета в текущие цены с помощью индекса изменения стоимости строительства. Индексы пересчета в каждом конкретном случае включают также компенсацию по накладным расходам, плановые накопления, транспортные расходы и другие.
Метод аналогов – подбор аналогичного по своим технико-экономическим показателям уже построенного объекта, прошедшего процедуру подрядных торгов и определении цены исходя из стоимости строительства объекта аналога.
Метод использования укрупненных показателей стоимости потребительской единицы строительной продукции – заключается в определении цены строительства объекта исходя из стоимости его потребительской единицы (1 м2 общей площади, 1 м3 строительного объема).
Метод предельных цен – определение инвестором предела цены строительства объекта исходя из его инвестиционных возможностей.
Метод предварительной оценки – определение по поручению инвестора цены строительства объекта независимой инженерно-консультационной организацией, имеющей лицензию на такой вид деятельности
Скидки по внешнеторговым контрактам
Большое значение при определении конкретной цены имеют различного рода скидки с цены, которых в практике международной торговли насчитывается не менее двадцати. Наибольшее применение имеют изложенные ниже виды скидок.
Общая (простая) скидка предоставляется с прейскурантной или со справочной цены товара. Она может находиться в интервале от 20 до 40%. Эти скидки часто применяются при заключении сделок на машины и оборудование.
Бонусная скидка (за объем оборота) обычно дается постоянным покупателям на основе специальной договоренности. При этом в контракте устанавливается шкала скидок пропорционально достигнутому обороту в течение определенного срока и порядок выплаты сумм на базе этих скидок. Бонусная скидка может составлять 15—20% оборота.
Прогрессивная скидка (за количество) дается покупателю в случае покупки определенного сторонами увеличивающегося объема товарной массы.
Поставщики-экспортеры предоставляют своим постоянным посредникам дилерские скидки при продаже автомобилей, тракторов, оборудования в среднем в объеме 15— 20% розничной цены.
Экспортеры могут предоставлять специальные скидки привилегированным импортерам, в заказах которых они испытывают большую заинтересованность и которые являются их постоянными клиентами.
Поставщик может предоставить также экспортные скидки для повышения конкурентоспособности своей продукции на внешнем рынке.
Возможно также предоставление скрытых скидок импортеру при снижении процентов за кредит, оказание бесплатных услуг и предоставление бесплатных образцов.
При продаже автомобилей, электрооборудования, транспортных средств применяется скидка за возврат ранее купленного товара у фирмы в размере 25—30% прейскурантной цены.
После согласования контрактной цены и объема поставляемой продукции рассчитывается общая сумма контракта.
УСЛОВИЯ ПЛАТЕЖА
Платеж — завершающая стадия взаиморасчетов в отношениях с партнером. Условия платежа (terms of payment) — один из ключевых и сложных компонентов международного контракта. При определении условий платежа в контракте точно устанавливаются:
2. оговорки, направленные на уменьшение и устранение валютного риска — опасности курсовых потерь, связанных с изменением валюты платежа;
3. способ платежа и формы расчетов;
4. сроки и место платежа.
Валюта платежа и защитные оговорки
Валютные условия контракта (currency terms and conditions of a contract) — условия, которые согласовываются во внешнеторговых контрактах. Эти условия включают такие элементы, как
1. валюту цены контракта;
3. курс пересчета валюты цены в валюту платежа для тех случаев, когда они не совпадают
4. оговорки, защищающие партнеров от валютного риска.
В практике международных взаиморасчетов используется несколько понятий валюты.
Обратимая, свободно конвертируемая (СКВ) (hard/convertible currency),
— валюта, которая может быть беспрепятственно обменена на другую валюту.
Частично-конвертируемая (4KB) (limited convertible currency) — национальная валюта
стран, в которых применяются валютные ограничения для резидентов и по отдельным видам обменных операций; как правило, ЧKB обменивается только на некоторые иностранные валюты и не по всем видам международного платежного оборота. Российский рубль может быть отнесен к частично-конвертируемым валютам.
Блокированная (blocked currency), или замкнутая, неконвертируемая (inconvertible currency), — национальная валюта, циркуляция которой контролируется правительством; используется для платежей только внутри одной страны и не обменивается на другие иностранные валюты.
Резервная (reserve currency) — валюта какой-либо страны, наиболее часто применяемая для расчетов по внешнеторговым операциям, иностранным инвестициям, при определении цен и т.д. и используемая поэтому в качестве резерва международных платежных средств (в этой валюте центральные банки государств накапливают резервы средств для международных расчетов). В настоящее время к резервным валютам относятся: английский фунт стерлингов, американский доллар 1 ; немецкая марка, швейцарский франк, японская йена. В настоящее время на долю американского доллара приходится более половины валютных резервов.
Твердая (hard currency) — валюта, устойчивая по отношению к собственному номиналу, а также курсам других валют, обеспеченная золотом или другими ценностями. К твердым валютам прежде всего относятся доллар США, немецкая марка, французский франк, японская йена и другие устойчивые валюты ряда стран.
При использовании валюты для операций, связанных с платежами по контракту, применяются понятия валютных ограничений и оговорок, валютного риска и валютного курса.
Валютная оговорка (currency clause) — условие контракта, фиксирующее курс одной валюты относительно другой во избежание потерь от девальвации (devaluation) или ревальвации
Валютные ограничения (exchange restrictions) — система экономических, правовых, организационных мер, регламентирующих операции с национальной и иностранной валютой, золотом и т.п. Система включает ограничение и определение порядка платежей по внешнеторговым и финансовым операциям, частичное или полное запрещение свободной купли и продажи иностранной валюты. Основной причиной валютных ограничений является нехватка валюты, давление внешней задолженности, расстройство платежных балансов.
Срок платежа
Распространен способ платежа под документы (sight payment) — заказчик или покупатель переводит согласованную цену товара на счет продавца по получению, например, отгрузочных документов. Привлекателен и не требует пояснений способ «наличные против документов».
Однако, отгрузка товара выполняется на риск продавца — он должен быть уверен, что товар оплатят. Необходимо иметь гарантии или знать финансовое положение покупателя и его честность.
Способы платежа
Способы платежа (manner of payment) определяют, когда производится оплата товара по отношению к его фактической поставке. Основные способы платежа: наличный платеж, платеж с авансом и платеж в кредит. При поставках сложного оборудования с длительным \ сроком изготовления, как правило, используется сочетание всех трех способов. Платеж может быть осуществлен при посредничестве банка или непосредственно между партнерами по сделке. К последним относятся разновидности прямых денежных переводов или перечислений (платеж по открытому счету) и отчасти расчет векселями. И хотя такие переводы могут осуществляться через банк, роль последнего весьма пассивна.
Формы расчетов
Формы расчетов связаны с использованием различных видов банковских и кредитных средств платежа. Наличные денежные знаки в международных коммерческих сделках обычно не применяются.
Основными формами расчетов являются: инкассовая, аккредитивная, по открытому счету, путем телеграфных и почтовых переводов, чековая, вексельная. Подавляющая часть расчетов по международным коммерческим сделкам осуществляется в инкассовой и аккредитивной формах. Все перечисленные формы расчетов находятся в тесной взаимной связи и часто переплетаются между собой.
К особым формам финансирования и расчетов по экспортно-импортным операциям относят факторинг, финансовый лизинг и другие.
Скидки в структуре таможенной стоимости товаров
Скидка во внешнеторговом договоре может свидетельствовать о наличии ограничений в применении метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки, например, как косвенное подтверждение взаимосвязи продавца и покупателя и влияния этой взаимосвязи на стоимость сделки.
Знание принципов формирования и порядка предоставления коммерческой скидки позволяет объективно проанализировать уровень цены внешнеторгового контракта и обосновать ее для целей определения и декларирования и контроля таможенной стоимости товара.
По своей коммерческой природе скидки, как правило, бывают плановыми и тактическими.
При этом плановые формируются за счет общей суммы накладных расходов.
В настоящей статье хотелось бы остановиться на некоторых из них, сделать попытку рассмотреть их сущность, дать практические рекомендации их оформления и документального подтверждения при определении таможенной стоимости товаров.
Одной из самых распространенных является скидка за большой объем закупок (измеряемая либо по натуральной величине покупки, либо по ее стоимости). Данная скидка может выражаться как определенный процент снижения цены, когда определенное количество товара продается по сниженной цене, или определенная сумма, которая может быть покупателю возвращена или зачтена в счет оплаты следующей партии товаров. Как правило, при предоставлении такой скидки контрагенты в лучшем случае только в цене контракта прописывают ее наличие.
Второй достаточно часто встречающейся скидкой является скидка «сконто», т.е. скидка за платеж наличными или в ранние сроки. Она может быть реализована в тех случаях, когда справочная цена предусматривает краткосрочный платеж, а покупатель готов осуществить наличный или часто встречающийся в международной торговле досрочный платеж. Размер скидки соответствует размеру ссудного процента на денежном рынке. В контракте и счете (инвойсе) она может быть записана «2/10,n 30», т.е. представляется скидка в размере 2% при оплате товара в течение первых десяти дней тридцатидневного кредита. Покупатель, оплатив товар в течение предусмотренного скидкой периода, имеет право уплатить за товар цену, уменьшенную на размер скидки. Таким образом, возникает проблемная ситуация, что если декларирование товаров и заявление таможенной стоимости было до уплаты цены товара, то впоследствии покупатель будет вынужден скорректировать фактурную стоимость товара (в первую очередь в целях соблюдения валютного законодательства).
Еще одной разновидностью тактических скидок, часто встречающихся в международной торговле, являются дилерские и дистрибьюторские скидки.
Характер взаимоотношений участников такой сделки часто носит признаки взаимосвязанности, которая, в свою очередь, в случае влияния на цену сделки служит ограничением в принятии заявленной стоимости сделки в качестве таможенной стоимости товаров. Решением такой ситуации могут послужить сведения о стоимости идентичных или однородных товаров в рамках сделок с невзаимосвязанными лицами.
К распространенным скидкам во внешней торговле можно отнести и скидки за долгосрочность отношений, однако при декларировании товара в рамках нового контракта (пусть уже и не первого) такие скидки могут вызвать сомнение. В данном случае имеет смысл в тексте контракта сделать ссылку на долгосрочные партнерские отношения.
Соглашением определено, что все сведения, относящиеся к определению таможенной стоимости товаров, должны основываться на достоверной, документально подтвержденной и количественно определяемой информации. В случае использования такого рода скидок или надбавок к цене необходимо четко оговорить перечень документов, определяющих возможность уменьшения или увеличения цены (например, акт приемки товаров с указанием уполномоченных лиц, имеющих право подтверждать снижение или улучшение качества товара, экспертное заключение), а также шкалу скидок и надбавок.
Рассмотренные в данной статье примеры далеко не полностью исчерпывают все возможные скидки.
В заключение необходимо отметить следующее: законодательство РФ не содержит запрета либо ограничений по предоставлению или размеру скидок. Более того, в ч. 3 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. I) прямо предусмотрено, что при определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные сезонными или иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги).
При этом необходимо учитывать, что согласно п. 2 ст. 1209 Гражданского кодекса Российской Федерации форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется российскому праву независимо от места совершения этой сделки.
В соответствии с п. 3 ст. 162 названного Кодекса несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки.
Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров в части положений ст. 11, ст. 29 или части II Конвенции, допускающих заключение договора купли-продажи, его изменение или прекращение соглашением сторон (либо совершение оферты, акцепта или любого иного выражения намерения) не в письменной, а в любой форме, не применима, если хотя бы одна из сторон имеет свое коммерческое предприятие в СССР (Постановление ВС СССР от 23.05.1990 N 1511-I). Таким образом, при определении цены товара по контракту и, соответственно, его таможенной стоимости предоставление иностранным контрагентом скидки на этот товар по устной договоренности не учитывается.
В том случае, если покупатель по контракту рассчитывает на уменьшение таможенной стоимости товара за счет скидки, необходимо при заключении с иностранным контрагентом контракта учесть особенности той или иной скидки и предусмотреть возможность ее документального подтверждения.
Внешнеторговые цены и скидки: виды, характеристика, порядок формирования и использования в международных сделках.
Способы фиксации цены: цена м.б. зафиксирована в момент его заключения на протяжении срока действия или к моменту его истечения.
В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен:
1). Твердая цена – устанавливается в момент подписания контракта и предполагается, что она останется неизменной на срок действия этого контракта.
2). Подвижная – фиксируется при заключении контракта, но она может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена на данный товар к моменту поставки изменится. Обычно допускается 2-5% колебания цены. В контракте должен быть указан источник, на который должны ориентироватся продавец и покупатель.
3). Скользящая цена – цена исчисляется в момент исполнения контракта путем пересмотра базисной цены с учетом изменений в издержках производства, происходящих в период исполнения контракта.
А- постоянные расходы
В- доля расходов на сырье, материалы, полуфабрикаты
М1 – средняя арифметическая цена на перечисленное сырье, материалы, полуфабрикаты, запчасти в период исполнения контракта
М0 – цена на материалы, сырье, полуфабрикаты и запчасти в момент подписания контракта
С – доля расходов на з/п
С1 – среднее арифметическая з/п за установленный период
С0 – з/п в момент заключения контракта
4). Цена с последующей фиксацией – стороны не фиксируют цену в момент подписания контракта, а делают оговорку о том, что стороны встретятся в какие-то сроки и в таком-то месте для решения этого вопроса.
В международной практике различают:
Публичные цены – цены, сообщаемые в различных специальных и финансовых справочниках
В публичные цены входят:
Справочные цены – цены оптовой внешней и внутренней торговли, публикуемые в различных справочных изданиях, а также газетах, журналах, фирменных каталогах, прейскурантах
Биржевые котировки – цены товаров, являющихся объектом биржевой торговли, которые, в основном, отражают фактические сделки
Цены аукционов – публикуются по итогам проведения аукциона и являются достаточно достоверным источником для расчета контрактных цен
Цены, приводимые в статистических справочниках
Цены фактических сделок – являются наиболее достоверными для определения уровня цен в контракте, эти цены лишь эпизодически встречаются в прессе.
Цены предложений крупных фирм-поставщиков товаров – чаще всего фирмы завышают публикуемые цены.
Расчетные цены – цены, вычисляемые продавцом или покупателем на сложное новое оборудование
1. Общая скидка с прейскурантной или со справочной цены, размер скидки может быть от 20 до 30%, в некоторых случаях до 40%. Данные скидки распространены при заключении сделок на машины и оборудование. Скидки со справочной цены действуют при поставках промышленного сырья и составляют 2-5%.
2. Скидка за оборот – предоставляется постоянным покупателям на основе договоренности. Бонус скидки м.б. до 30%, а на сырье 2-3%.
3. Скидка за серийность – предоставляется покупателям, осуществляющим серийные заказы.
4. Специальные скидки – предоставляются привилегированным покупателям, могут предоставляться на пробные партии, чтобы заинтересовать покупателя.
5. Экспортные – предоставляются при продаже товаров иностранным покупателям сверх
6. Сезонные – на покупку товаров вне сезона
7. Скрытые – предоставляются покупателю в виде скидок за фрахт путем оказания бесплатных услуг по монтажу оборудования, предоставлением бесплатных образцов
8. Скидки за возврат ранее купленного товара – вводя эти скидки, продавец стимулирует продажу нового оборудования и может продавать ранее купленный товар до 20%.
9. Дилерские скидки – предоставляются оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам.
10. Закрытые скидки – используются в замкнутом экономическом пространстве и предоставляются на товары, образующиеся при поставках внутри фирмы или во внутренней торговле международных объединений.
Могут быть и другие: за поставку к определенному сроку, за улучшенное качество, за пробные партии и т.д.
96. Роль внешней торговли в экономике России
Внешняя торговля всегда играла и продолжает играть огромную роль в экономической жизни нашей страны. Наличие больших запасов полезных ископаемых стало для России палочкой-выручалочкой, помогая компенсировать ошибки и провалы в экономической политике. Не будь у страны возможности осуществлять огромный экспорт нефти и газа, трудно сказать, как Россия пережила бы последние годы. По сути дела весь тот внешний блеск «новой экономики», который мы можем наблюдать в витринах роскошных магазинов, в рекламах развлекательных клубов и игорных домов, оплачен пока только экспортом природных ресурсов.
Поэтому легко понять, сколь серьезно экономистов и правительство интересует то, что происходит в сфере российской внешней торговли: как меняются объемы экспорта и импорта, что Россия вывозит и что ввозит и в какие страны.
В 1990-е гг. наша страна вступила с очень неблагоприятной динамикой внешнеторговых показателей: в 1991 г. по сравнению с 1990 г. импорт сократился на 20%, а экспорт — даже на 28%. При сложившейся к тому моменту огромной зависимости российской экономики от импорта продовольствия, запасных частей, кормового зерна и других дефицитных товаров такая динамика внешней торговли грозила чрезвычайно серьезными последствиями. Лишь с большим трудом в 1992 г. удалось добиться прекращения падения экспорта и роста импорта. А уже в 1993-1994 гг. началось пока еще очень медленное, но увеличение экспорта при почти стабильном объеме импорта (рис. 24.6). Сильно помогло этому резкое повышение на мировом рынке цен на нефть — главный товар российского экспорта — с 9 до более чем 25 долл. за баррель.
Куда менее радует российских экономистов ситуация со структурой отечественного экспорта и импорта. Легко можно заметить на рис. 24.7, что Россия выходит на мировой рынок (стран вне СНГ) преимущественно как экспортер природных ресурсов — энергетических и минеральных. Суммарно на эти две статьи российского экспорта приходится сейчас более 87% общей его стоимости. Доля же машиностроительной продукции составляет лишь 9%.
Собственно, в экспорте сырья и энергоресурсов нет ничего плохого. Важно лишь, чтобы доходы от вывоза невоспроизводимых природных ресурсов страна умело использовала для создания современных отраслей и высококачественных продуктов обрабатывающей промышленности. Тогда будущее истощение месторождений не грозит стране резким падением уровня жизни.
К сожалению, этого России пока добиться не удается. И потому экспорт сырьевых товаров не становится способом поддержки экономического развития страны исходя из требований XXI в. Этот экспорт лишь маскирует экономический кризис в сельском хозяйстве и большинстве отраслей промышленности.
В пользу такого вывода говорит и изучение структуры российского импорта. Как видно на рис. 24.8, 37% в российском импорте в 2000 г. составляли машины и оборудование. Эта продукция замещала товары переживающей глубокий кризис российской машиностроительной промышленности. А второй по объему статьей импорта было продовольствие, закупки которого помогали стране компенсировать слабость собственного сельского хозяйства.
Ну а с кем торгует Россия сегодня? Изучение этой проблемы многое дает для понимания общей ситуации в экономике и оценки конкурентоспособности российских товаров (рис. 24.9).
Рисунок показывает, что 87% российского экспорта уходит в про- мышленно развитые страны. Именно они покупают отечественные природные ресурсы и энергоносители. На долю же бывших союзных республик СССР, сотрудничающих ныне в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), приходится лишь 13% нашего нынешнего экспорта, но зато 58% импорта. При этом Россия все время сталкивается с конфликтными ситуациями в торгово-экономических отношениях со странами СНГ. Они охотно приобретают российские товары, особенно сырье и энергоносители, но крайне неохотно их оплачивают. Из- за этого правительству России приходится постоянно вести тяжелые переговоры о погашении долгов этих стран перед российскими поставщиками.
Дело это крайне тяжелое в силу непростого географического положения, в которое попала наша страна после распада СССР. Например, Украина, крупнейший должник России, не уплатила огромные суммы за поставленный ей российский газ. Казалось бы, самый простой выход в такой ситуации — перестать поставлять газ недобросовестным украинским покупателям. Но сделать это крайне трудно, так как все российские трубопроводы, по которым мы экспортируем газ, проходят через территорию Украины. И когда Россия прекращает поставки газа этой стране, там просто самовольно подключаются к российским трубопроводам. А перекрыть их вообще наша страна не может — тогда мы лишимся возможности поставлять газ аккуратно оплачивающим его европейским странам, и наши убытки возрастут.
Все это говорит о том, что проблемы российского экспорта и импорта еще долго будут оставаться одной из главных проблем внутренней и внешней политики. Многие годы уйдут на то, чтобы улучшить структуру экспорта и сформировать нормальную систему отношений со всеми нашими торговыми партнерами. Сделать это будет легче, если Россия выйдет из экономического кризиса и сумеет сохранить обрабатывающие отрасли промышленности. В противном случае наша страна на долгие десятилетия станет лишь сырьевым придатком индустриальных стран.
Конечно, можно жить и с такой моделью внешнеторговых отношений, но она не будет способствовать ускорению роста благосостояния россиян. Этой задаче более соответствует экспорт продукции с высокой долей добавленной стоимости. А такую продукцию создают отрасли перерабатывающей и обрабатывающей промышленности, а не добывающий комплекс.
Но при той или иной структуре экспорта величину его все равно надо наращивать как можно быстрее, чтобы обеспечить рынки сбыта отечественной продукции и заработки тем, кто на них работает. Сегодня российский экспорт настолько мал и по абсолютной величине, и по отношению к ВНП страны, что наша страна играет крайне незначительную роль в мировой торговле (а значит, и в мировой экономике). Представление о реальном положении дел легче составить, если посмотреть, какова доля российского экспорта и импорта в оборотах всего мирового рынка (рис. 24.10). Как мы видим, вопреки устоявшимся представлениям о России как о великой экономической державе, наше реальное место в мировой экономике крайне незначительно: в мировом экспорте мы занимаем менее 2%, а в мировом импорте — чуть больше 1%.
Резкое увеличение масштабов российской внешней торговли и повышение роли нашей страны в мировой экономике возможны. Но это требует стабильной экономической политики, не зависящей от смены политических партий у власти (именно так обеспечивается экономический рост в США, Японии, Италии, Великобритании). Сумеет ли Россия решить эту задачу — покажет будущее.
97.Проблемы формирования внешнеторговой политики РФ.
Задачи России после распада СССР: 1)переход от плановой экономики к рыночной;
2)структурная перестройка экономики для развития конкурентоспособных производств;
3)эффективное включение России в мировое хозяйство.
В связи с этими задачами возникли Проблемы: 1)обеспечение рационального соотношения между созданием конкурентной среды на внутреннем рынке и защитой отечественного производителя – именно в этом плане актуально создание импортозамещающих производств, в том числе конкурентоспособных производств потребительских и инвестиционных товаров;
2)развитие экспортных производств на основе переработки сырья, поддержание существующего экспортного потенциала как в топливо энергетическом, так и оборонно-промышленном комплексе и других наукоемких отраслях;
3)обеспечение равноправного участия России в международной торговле, противодействие дискриминационным мерам, предпринимаемых в отношении отечественных товаров и услуг и отечественного бизнеса со стороны отдельных государств и их союзов, а также некоторых международных организаций.
98.Динамика и особенности развития ВТ РФ.
С 1992 г. Россия выступает самостоятельным субъектом мировой экономики, и объемы внешней торговли исчисляются в долларах США по текущему курсу. Это не означает, что все внешнеторговые сделки осуществляются только в долларах или других свободно конвертируемых валютах. До 20 % объема внешней торговли составляют сделки в российских рублях и неконвертируемых или частично конвертируемых валютах, распространены и бартерные сделки.
С 1992 ПО 1997 г. наблюдался непрерывный рост внешнеторгового оборота (с 96,6 млрд. до 161,0 млрд, долл.) и импорта (с 43,0 млрд. до 72,0 млрд. долл.). Валютно-финансовый кризис 1998 г. в сочетании с падением в 1997—1998 гг. цен на нефть, главный экспортный товар России, привел к резкому спаду внешнеторгового оборота, экспорта и импорта (таблица 1). При этом изменение ситуации на мировом рынке нефти в 1999—2003 гг., когда цены на нефть существенно выросли и сохранялись на этом высоком уровне, позволило начиная с 2000 г. наращивать объемы экспорта (при одновременном росте импорта). При этом внешнеторговое сальдо России впервые в ее истории превысило 60 млрд. долл.
Следует отметить, что, несмотря на колебания объемов импорта и экспорта, с 1992 г. неизменно положительным остается сальдо внешней торговли, достигшее максимальной величины в 2000 г. в условиях высокой внешней задолженности, проблем, связанных с оттоком капитала, сложностей в отношениях с международными финансовыми центрами положительное (и довольно значительное в 2000—2003 гг.) сальдо внешней торговли способствует накоплению иностранной валюты, поддержанию курса рубля, обслуживанию и погашению внешнего долга и в целом проведению Россией более самостоятельной экономической политики.
99. Географическая и товарная структура
Географическая структура внешней торговли представляет собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами, группами стран, формируемыми по территориальному либо по организационному признаку. При рассмотрении географической структуры внешней торговли России необходимо выделить два основных направления: страны СНГ (ближнее зарубежье) и остальные (дальнее зарубежье).
Состав основных торговых партнеров России в 2009 году не изменился. Главными партнерами остаются страны ЕС. Однако их удельный вес во внешнем обороте за 4 года снизился на 4 % и в 2009 году составил 50,3 %.
Традиционно главным партнером является Германия. Ее лидерство обусловлено высоким качеством производимых и поставляемых товаров (автомобили, видео- и аудиотехника, бытовая электроника, косметика, парфюмерия, мебель, одежда, обувь) при сравнительно низких оптовых ценах, территориальной близости. Немаловажными являются также установившиеся традиционные связи российских фирм, сохранившиеся с прежних времен, а также устойчивое положение немецкой марки.
Другими важными и стабильными партнерами России остаются Великобритания, Финляндия, Италия, США, Япония, Китай.
Бывшие социалистические страны Европы, попытавшиеся в начале девяностых годов переориентировать свои связи на Запад, встретили там активное противодействие. Потеряв «западные иллюзии», эти страны начали шире использовать свои традиционные технологические и производственные взаимосвязи, географическую близость, неплохое знание российского рынка. Активно развиваются в последние годы экономические связи с Венгрией, Польшей, Чехией и Словакией.
При этом наблюдается увеличение доли стран АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества) в структуре внешней торговли РФ, с 2006 года их удельный вес увеличился на 3,6 %, составив в 2009 году 20,7 % в общем объеме.
Необходимо отметить, что в 2009 году объем внешней торговли России снизился по сравнению с 2008 годом более чем вдвое (на 53%, по данным Федеральной таможенной службы). В большей степени это связано с падением экспорта из России. Его сокращение существенно опередило падение импорта (47,4 % против 39,3%).
Причины столь резкого сокращения внешней торговли лежат на поверхности. Примерно 70% в структуре российского экспорта составляет топливно-энергетическая продукция, и при случившемся падении цен на нефть соответствующее сокращение экспорта вполне закономерно. Сокращение экспорта топливно-энергетических товаров было максимальным и составило 51%. Между тем, учитывая довольно сдержанные прогнозы цен на нефть, восстановление российского экспорта может оказаться длительным процессом. По сведениям Министерства экономического развития России, среднегодовая стоимость нефти марки Urals в 2009 году составила 41 долл. США за баррель, а в 2010 году её цена ожидается на уровне 50 долл. США за баррель.
Среди импортных товаров наименее востребованными оказались машины, оборудование и транспортные средства, которые потеряли 54 % оборота. Продукция химической промышленности упала примерно на 30 %.
Товарная структура российской внешней торговли на протяжении многих лет практически не меняется, как не меняется и перечень товаров, обеспечивающих наибольшую валютную выручку. В целом в структуру экспорта входит примерно 4 тыс. различных видов отечественной продукции. Однако список товаров, на которые приходятся все основные объемы поступающей валюты, включает не более десяти позиций, сюда входят, прежде всего, нефть, газ, лес, цветные металлы, алмазы.
100.Особенности формирования законодательной базы внешней торговли РФ
Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» (с изм. и доп. от 27 октября 1992 г.) (в настоящее время не действует) ликвидировал монополию государства на все виды внешнеэкономических связей, включая внешнюю торговлю и валютные операции. С этого момента право на внешнеэкономическую деятельность формально получили все хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности.
На формирование законодательной и нормативно-правовой базы внешней торговли оказывают следующие факторы: свободное рыночное ценообразование, приватизация, налоговая и кредитно-денежная политика, курс на конвертируемость рубля, формирование валютного рынка. Особое значение имело введение с 01.07.1992 г. единого рыночного курса рубля и перевод расчетов с большинством зарубежных партнеров на мировые цены и свободно конвертируемую валюту.
С 90-х гг. создается правовая основа внешней торговли, предпринимаются попытки формирования концепции и стратегии развития внешнеторговых связей. Разработаны основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включая таможенно-тарифное регулирование, нетарифные ограничения, валютный и экспортный контроль, координацию внешнеторговой деятельности субъектов РФ.
В Законе «О таможенном тарифе» содержатся основы государственного регулирования внутреннего рынка при его взаимодействии с мировым рынком, даются определения таможенного тарифа, таможенной территории и таможенной границы, таможенной пошлины с перечислением ее видов. Специальные разделы посвящены таможенной стоимости товара и методам ее определения, определению страны происхождения товара. Закон предусматривает предоставление тарифных льгот и случаи освобождения от уплаты таможенных пошлин.
Таможенный кодекс – обширный и детализированный законодательный акт, который содержит правовые, экономические и организационные основы таможенного дела. Таможенный кодекс Российской Федерации регулирует перемещение товаров через таможенные границы, устанавливает таможенные режимы, порядок таможенного контроля, устанавливает ответственность за нарушение таможенных правил, содержит правила ведения таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации. Указанный закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью.
Принятые в последнее время законодательные акты способствовали усилению государственного регулирования внешней торговли по направлениям экспортного и валютного контроля, защиты внутреннего рынка и национального производителя, что позволило России жестче и последовательнее отстаивать свои национальные интересы.
101.Важнейшие федеральные законы в области регулирования ВТ РФ, их цели и задачи
Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 9 ; Нарушение авторских прав