Скидки на топливо в крыму
Всем кто едет в КРЫМ.Ситуация с качеством ГСМ.
Крым — топливо! Что, почём? И где не стоит заправлять свой авто?
10. июня 2019 | Категория: Автоновости, Акции, Материалы ФАР, Тема дня
Когда ровно год назад силами ФАР был проведен первый мониторинг топлива в Крыму. В ужас пришло не только руководство Росстандарта, но и чиновники в больших кабинетах правительства. Качество топлива было настолько проблемным, что для тех, кто отправлялся отдохнуть на полуостров на дизельных автомобилях — дорога могла быть только в один конец, и это не метафора. На одной из АЗС нами было обнаружено содержание серы 3940 при норме не более 10, что в 394 раза превышало нормативные показатели предельно допустимого содержания. Среднее превышение по нормам серы из 40 проверенных АЗС составляло порядка 2400, что в 240 раз превышало норму и назвать этот сурогат дизельным топливом — язык не поворачивается.
В итоге 94% проб дизельного топлива и 72% бензина не соответствовали требованию технического регламента по физико – химическим показателям. Конечно, для этого существовали объективные причины, так как ни одна из российских вертикально интегрированных нефтедобывающих компаний, в силу санкций, не могла осуществлять оптовые поставки на полуостров. Существующие же в Крыму мини НПЗ никто до этого не контролировал. Шуму было много, в дело вмешался даже вице-премьер, в итоге было принято решение о срочном налаживании оптовых биржевых поставок и ревизии «самоваров» в Крыму.
Чиновники разного ранга вещали, что ситуация в Крыму улучшилась, что все проблемы устранены. Но мы отлично понимали, что это может быть элементарным популизмом и желанием привлечь туристов на отдых. Поэтому, для нас было важно сделать объективную оценку для автовладельцев о том, как обстоят дела на самом деле. Мы понимали также, что будут очередные нелестные высказывания в наш адрес, не исключены инциденты и провокации (19 ноября 2018 г. у руководителя ФАР Сергея Канаева сожгли дом, следствие до сих пор не нашло ни исполнителей, ни заказчиков — прим.ред.). Не смотря на всё это, ровно через год мы вернулись в Крым и провели мониторинг качественных и количественных показателей дизельного топлива и бензина АИ 95.
Сразу хочется заметить, что при следовании по новой, но еще недостроенной А/Д «Таврида» на территории Крыма мы столкнулись с неожиданной проблемой. Оказывается, на всем ее протяжении от Крымского моста до Симферополя нет ни одной АЗС! А это больше 200 км.
Все АЗС расположены только либо на старой трассе, либо в прилегающих населенных пунктах. Да указатели АЗС на новой трассе стоят, но съехать ввиду постоянного изменения схемы движения не всегда возможно, а последняя заправка Лукойл на трассе «Таврида» за 20 км. до Крымского моста. Почему мы заостряем на этом внимание? Да потому, что в силу специфики нашей работы мы заправляем ограниченное количество топлива и лично столкнулись с этой проблемой, так как не ожидали такого сюрприза. В итоге пришлось «голосовать» прямо на дороге, благо, что сумели дотянуть до площадки где можно было остановиться не блокируя движение автомобилей. Спасибо, дорожным рабочим из ближнего зарубежья, которые довезли нас с канистрой до ближайшей заправки и не взяли за это ни копейки! Проблема в том, что вместе с АЗС отсутствуют не только топливо, но и туалеты, мы уже молчим про кафе и места для отдыха. Однако, самая главная опасность – если автомобиль встанет на трассе по причине отсутствия топлива, он заблокирует движение всем остальным. Строящаяся трасса имеет в основном по одной полосе в каждом направлении и огорожена бетонными блоками, которые исключают возможность съезда на обочину. Поэтому — внимание! Совет первый: в Крым только с полным баком, тем более, что топливо на материке дешевле! Да и еще не забудьте про отсутствие туалетов, кустиков по трассе не будет:)
Ну а теперь, можно перейти собственно к тому, зачем мы приехали на полуостров. В результате нашего мониторинга мы ранжировали АЗС по конечной цене продукта, так как ситуация с качеством действительно изменилась на несколько порядков! Несоответствия качества по бензину АИ 95 не найдено ни в одном случае, и это согласитесь, не может не радовать! Соответственно, хочется отметить работу руководства Росстандарта, который провел ни одно совещание с руководством Крыма и Севастополя. Да, в силу финансовой ограниченности, мы проверили меньшее количество АЗС, но зная конъюнктуру, мы брали ни по две, а по одной пробе дизеля и 95 бензина у каждого бренда, кто имеет больше трех АЗС. Ситуация с дизельным топливом — ни такая радужная, несоответствия по сере были обнаружены в 50% случаев, но вот содержание серы сокращены на несколько порядков, и средняя величина составляла (670) при норме 10, что все равно превышает допустимые показатели в (67) раз. А самое высокое содержание серы по-прежнему ужасает и составляет 3783, но такие серьезные нарушения были найдены лишь в трёх случаях. Эти сети АЗС, мы, конечно же, озвучим! Кстати, появилась и другая проблема, у дизельного топлива температура вспышки не соответствовала в 100% случаях, что предполагает примесь воды! да в летнее время — это не страшно, но расход топлива у вас точно увеличится! Совет второй: в Крым ехать лучше на автомобиле с бензиновым двигателем или заправляться топливом на материке.
В Крыму мы проверили дизельное топливо и бензин АИ 95 — 10 брендов. В таблице БЕНЗИН, мы ранжировали сети АЗС по порядку в соответствии с минимальной разницей цены, указанной на АЗС и фактической. Учитывая, заправленное в бак топливо бензина АИ 95 (таблица №1), так как нарушений по качеству не выявлено. По ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ ранжировали АЗС соответственно качеству (таблица №2).
№ Название сети АЗС Сумма в рублях Цена в чеке Недолив в литрах Цена фактическая
1 Топливный альянс 500 49-00 0,03 49-16
2 TES 500 49-55 0,04 49-75
3 Татнафта 500 49-00 0,08 49-41
4 АТАН 500 49-55 0,13 50-15
5 Татнефть — Тетнефть 500 49-50 0,15 50-25
6 Formula 500 49-50 0,16 50-30
7 Тоби 500 49-50 0,17 50-35
8 CRS 500 49-68 0,30 51-20
9 Redpetrol 500 48-90 0,35 50-66
10 Нефтетрейдеры 500 49-45 1,03 54-93
Если говорить о ситуации, с недоливом в целом, то она даже лучше, чем в среднем по России, но на первой и последней АЗС стоит остановиться отдельно. Начнем с плохой — АЗС «Нефтетрейдеры» находится в селе Донском перед Симферополем при съезде с новой трассы «Таврида» на старую дорогу, если помните до этого не будет ни одной АЗС на протяжении 200 км. и тут вы скорее всего решите подзаправиться, а вам не дольют больше литра при покупке 10 литров бензина, такая же ситуация и с дизельным топливом, в котором к тому же и найдено самое высокое содержание серы 3783. Совет третий: АЗС «Нефтетрейдеры» лучше объезжать!
Ну, а если о хорошем, то очень нам понравились Бустеры (BOOSTER) Топливного Альянса. Это мобильные АЗС, которые нам посоветовали дорожные работники, когда у нас кончилось топливо, мы специально их взяли в рейтинг потому, что самим стало интересно из-за низкой цены топлива. Жалко только, что работают они по Феодосии и окрестностям. Совет четвертый: скачайте, на всякий случай, себе их приложение перед поездкой)
№ Название сети АЗС Сера t* вспышки
1 Татнефть — Тетнефть 5.2 40
2 TES 7.7 42
3 Formula 8,4 44
4 АТАН 11,5 48
5 Топливный альянс 16 47
6 Тоби 18,5 46
7 Redpetrol 19 47
8 CRS 967 50
9 Татнафта 1788 17
10 Нефтетрейдеры 3783 36
С качеством дизеля нас больше всего заинтересовал разбег между показателями. в трех случаях все в норме, в четырех отклонения небольшие, а вот в трёх последних превышение серы очень жесткие, при чем, неожиданно в эту тройку попала сеть CRS! В прошлом году, у них дела обстояли гораздо лучше. Совет пятый: Делайте выводы самостоятельно, но лучше заправляйтесь дизельным топливом и бензином на проверенных нами АЗС )
Ну и в конце, немножко о самих сетях.
На этом по Крыму — ВСЁ! Читайте нас на сайте и в соц. Сетях
Подписывайтесь и смотрите скоро на нашем канале «В свете ФАР» видео отчет
P.S. Следующий наш отчет о трассе М4 и мониторинге в Московском регионе. В них мы расскажим — где и сколько не доливают, и почем в итоге мы покупаем топливо?! Пока только можем анонсировать, что Московский регион, к сожалению, лидер по недоливу…
Для тех, кто дочитал до конца и кому действительно интересно — небольшая справка. Проверка качества топлива проводилась в аккредитованных лабораториях в соответствии с методическими рекомендациями Росстандарта. Мониторинг количественных показателей проводился в режиме тайного покупателя по собственной методике ФАР, одобренной ВНИИМС Росстандарта в рамках погрешности 1%.
Что-то странное творится с ценами на бензин и дизтопливо в Крыму
Акт 1-й. За дело берется бравое ФАС.
Сегодня стало известно, что крымское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) проводит проверку в одной из сети АЗС полуострова. В частности, специалисты проверяют экономическое обоснование повышения цен на топливо. Мало того, Управление ФАС по РК таки возбудило дело о нарушении закона о конкуренции в отношении крымской сети АЗС «ТЭС». Причиной стало необоснованное повышение стоимости топлива до 52,9 рублей.
Сеть АЗС «ТЭС» подозревается в нарушении запрета, установленного статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции. Согласно данной правовой норме хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на рынке, запрещается устанавливать монопольно высокие цены, — сообщили в ФАС.
Акт 2-й. Крымские нефтетрейдеры разводят руками.
Действие развивалось стремительно, и сегодня же на сайте ТЭС появился комментарий по ценообразованию. Приводим его полностью:
Рост цен на топливо в Крыму, и в частности в сети АЗС «ТЭС», связан с ростом цены на нефтепродукты на АО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (далее — АО «СПбМТСБ»), на которой компания «ТЭС» делает закупки.
В течение более четырех месяцев текущего года, со 2 марта по сегодняшний день на АО «СПбМТСБ» средний общий процент роста цены на АИ-95 составляет 23,5%. Например, стоимость 95-го бензина Саратовского НПЗ на 2.03.2020 года составляла 49 684 руб./т., на 03.07.2020 года – 61 407 руб./т.
На АЗС «ТЭС» со 2 марта по настоящий момент цена на АИ-95 выросла только на 9,12%. На 2.03 цена на АИ-95 составляла 48,20 руб./л., на сегодняшний день – 52,90 руб./л.
Исходя из вышеперечисленных данных видно, что рост стоимости топлива для клиентов максимально сдерживается руководством компании «ТЭС». Мы, также, обеспокоены сложившейся ситуации на рынке нефтепродуктов в России.
Интрига нарастает, цены опустить невозможно, виновных искать – по кругу бегать.
Акт 3-й. Завтра цены на бензин в Крыму упадут… на 1 рубль за 1 литр.
И ближе к вечеру «на сцене появляется» Глав Крыма. Сергей Аксёнов сообщает «благую весть» автомобилистам: с 16 июля в Крыму будут на 1 рубль снижены цены на бензин АИ-95 и АИ-92 и на 50 копеек – на дизельное топливо.
Это стало возможным благодаря договоренности Правительства Республики Крым с нефтетрейдерами, — отметил Аксёнов. — Снижение цен окажет позитивное влияние на социальную ситуацию в республике, это важно как для крымчан, так и для гостей полуострова.
Отмечу, что рост стоимости топлива был связан, прежде всего, с повышением цен на Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой бирже в мае-июне на 27%, а также с логистическими проблемами. Понижение цены не касается премиальных видов топлива.
Занавес? Вроде, и победа, ура, цена упала. С другой стороны, подорожание было рублей так на 4, а то и 5 (за литр). И кто победитель? И за чей счет все это произошло? А вообще, если присмотреться, история-то обычная, знакомая нам по любым товарам. Сначала цены необоснованно взлетают до небес, потом немного снижаются. И все счастливы. Или не совсем?
В разгар сезона цена бензина в Крыму бьет рекорды
В разгар курортного сезона в Крыму взлетели цены на бензин и полуостров стал для автолюбителей самым затратным в стране. Власти Крыма заявили, что ситуация связана с рекордными ценами на бирже. Эксперты полагают, что все дело в «жлобстве».
Крымчане и гости полуострова возмущены ценами на бензин. Так, например, на АЗС одной из крупнейших сетей полуострова «ТЭС» АИ-95 продают по 52,9 рубля за литр. В то же время в Сочи «Роснефть» предлагает бензин на 11% дешевле — по 47,65 рубля.
Автолюбители на полуострове настолько возмущены, что обращаются уже к главе Крыма Сергею Аксенову через его страницы в соцсетях. «Уважаемый Сергей Валерьевич, как так получается? Грузовые поезда пошли по Крымскому мосту, а цены на топливо только расти начали. Сегодня 11.07 в Симферополе за простой 95-й бензин нужно выложить почти 53 рубля за литр. Примите, пожалуйста, меры. », — написал один из крымских автолюбителей.
В Минтопэнерго Крыма агентству РИА Новости пояснили, что значительный рост цен на бензин и дизтопливо в Крыму в последние месяцы неразрывно связан с подорожанием топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. «Снижение розничных цен примерно на 1 рубль за литр можно ожидать после запуска стабильного грузового движения по железнодорожной части Крымского моста, так как около 90% топлива поступает в Крым именно железнодорожным транспортом», — сообщили в крымском министерстве информационному агентству.
По данным «Руспетрол», с начала июня цена на АИ-95 в Крыму выросла более чем на четыре рубля за литр — с 48,1 рубля до 52,28 рубля. И еще в начале лета Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вынесла предупреждение крупной сети АЗС «ТЭС». «Руководитель «ТЭС» публично выразил намерение увеличить цены на все виды топлива на принадлежащей ему сети АЗС. Такое поведение недопустимо и может нарушать антимонопольное законодательство. ФАС России предостерегает президента ООО «Фирма «ТЭС» от совершения действий, которые могут нарушать Закон о защите конкуренции. В статье, опубликованной на сайте информационного портала «Крым 24», он сообщил о намерении поднять цены на все виды нефтепродуктов на сети АЗС на 10−15%. Кроме того было заявлено, что похожая ситуация наблюдается не только в Крыму, но и в Краснодарском крае», — говорилось в сообщении антимонопольного ведомства.
Специфика полуострова состоит в том, что из-за санкционного режима в Крыму не представлены сети АЗС вертикально интегрированных компаний и там работают только независимые станции.
Напомним, что Минэнерго предписало нефтяным компаниям в возможно короткий срок увеличить реализацию бензинов и дизельного топлива на бирже — не менее чем на 3% к аналогичному периоду прошлого года. Ранее Независимый топливный союз (НТС) предлагал Минэнерго отказаться от демпферных отчислений, которые нефтяники выплачивают государству из прибыли, если оптовые цены на топливо в России выше средней экспортной цены. Однако в правительстве наотрез отказались это делать, так как при низкой цене нефти демпфер помогает государству финансировать расходы бюджета, хотя и влияет сейчас на стоимость бензина.
Скидки на топливо в крыму
Сергей, если быть точным, то за А-92, А-95, ДТ, LPG: 1 руб. = 1 бонус;
За А-95 Ultra, А-98, ДТ Ultra: 1 руб. = 2 б;
За А-92, А-95, ДТ, LPG, более 30 л.: 1 руб. = 1,5 б;
Показать полностью.
При покупке товаров в STOPMARKET и STOPCAFE: 1 руб. = 2 б;
Бонусы НЕ начисляются при покупке сигарет, табачной продукции, курительных смесей и электронных сигарет.
При заправке от 10 литров в ночное время суток с 1:00 до 5:00 и в День рожденья вы получаете вдвое больше бонусов;
Меняйте сбережения на ассортимент по всей сети маркетов и кафе круглосуточно и каждый день (100 бонусов = 1 руб.)
* кроме табачных изделий (Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 N 15-ФЗ)
Заправляйтесь топливом по Программе ATAN Club в выходные дни, при этом необходимо перед заправкой сообщить кассиру о том, что расчет будет произведен бонусами
Крымские власти уже не могут сдерживать цены на бензин
Регулярно возникавший после присоединения Крыма к России вопрос о том, когда на полуострове наконец снизятся цены на горючее, на восьмой год, похоже, окончательно утратил актуальность. Все меры по приведению топливных цен на полуострове в соответствие с материковыми, которые только можно было предпринять, уже задействованы, но значительный разрыв так и не удалось ликвидировать.
При этом крымский рынок горючего по-прежнему реагирует — неизменно в сторону повышения цен — на любые негативные факторы, и в этой ситуации оптимистичный для потребителей сценарий может быть только один: удержание роста стоимости топлива в пределах официальной инфляции.
В Новый год с новыми ценами!
В начале 2021 года горючее на крымских АЗС вновь заметно подорожало — сначала под влиянием роста цен в оптовом звене рынка нефтепродуктов, а затем в связи с резким похолоданием, обрушившимся на все Северное полушарие.
По данным Крымстата, за последние пару месяцев на АЗС Симферополя дизельное топливо увеличилось в цене на 1,4% (до 49,32 рубля за литр на 15 февраля), бензин АИ-92 — на 1,7% (до 46,43 рубля), хотя стоимость литра бензина марок АИ-92 и АИ-95 по сравнению с серединой декабря почти не изменилась.
После прошлогоднего коронавирусного форс-мажора многие наверняка забыли о том, что ровно год назад официальные лица уверенно прогнозировали сокращение разрыва цен на горючее в двух регионах после запуска железнодорожной части Крымского моста. Например, в конце прошлого февраля руководитель УФАС по РК и Севастополю Евгений Костюшкин говорил, что с введением железнодорожной части моста цена на бензин «уже будет отличаться на копейки, а не на рубли».
Очевидно, что эти расчеты не оправдались, но это ещё полбеды. Вторая половина печальной реальности крымского топливного рынка заключается в том, что за год цены вновь росли привычными темпами. Наиболее существенно по сравнению с февралем прошлого года подорожал бензин АИ-95 — на 5,1%, по данным Крымстата.
«Народный» бензин АИ-92 за год увеличился в цене всего на 1,7%, но, как показывает очередное исследование доступности бензина в регионах агентства РИА «Рейтинг», Республика Крым и Севастополь по цене 92-го по-прежнему сопоставимы с рядом регионов Дальнего Востока и Калининградской областью, где логистическая составляющая в стоимости топлива очень высока.
Дефицит, выгода, биржа
В Крыму с открытием железнодорожной части моста ситуация с логистикой в самом деле стала проще — по данным Крымской железной дороги уже в июле-ноябре прошлого года прибытие нефтепродуктов увеличилось на 40%. Но цены на горючее продолжали расти.
В Крыму цены на бензин в прошлом году поднялись по тем же причинам, что и по всей России, отмечает основатель сервиса по онлайн-оплате топлива на АЗС Benzuber Артем Скворцов. По его словам, во время ограничений, связанных с коронавирусом, в топливной отрасли многие производства были остановлены на реконструкцию, далее не планировалось быстрого возврата к прежним объемам потребления горючего, поэтому в определенный момент образовался дефицит топлива. Кроме того, для нефтяных компаний по-прежнему привлекательнее экспортная альтернатива на внешних рынках, поэтому они отправляют на экспорт больше топлива.
Очередной цикл роста цен на горючее в оптовом звене стартовал в конце прошлого года вместе с возвращением мировых цен на нефть на докризисный уровень более 50 долларов за баррель. Однако Минэнерго РФ не пошло навстречу очередной просьбе нефтяников скорректировать демпферный механизм ценообразования на топливном рынке, сославшись на то, что темпы роста цен на нефтепродукты соответствуют инфляции.
Вместо этого по итогам переговоров с нефтяными компаниями было принято решение увеличить объем переработки нефти до 1,6-1,7 млн тонн в месяц к 1 мая и увеличить объемы продаж нефтепродуктов с помощью биржевых механизмов.
В соответствии с совместным приказом Минэнерго и ФАС, производители теперь обязаны реализовывать через биржу не менее 11% от производства бензина и керосина (ранее — 10%) и не менее 7,5% от производства дизельного топлива (ранее — 6%). Теоретически это решение выглядит выгодным для Крыма, поскольку основной объем горючего для полуострова закупается именно через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСБ).
Однако, отмечает преподаватель Института мировой экономики и бизнеса РУДН Сергей Жильцов, повышение биржевых лимитов несущественно — следовательно, и эффект от него будет минимальным. При этом, полагает эксперт, переход от традиционного ценообразования к биржевому может только повысить волатильность цен на топливо, рыночному же снижению цен могут способствовать только фундаментальные факторы.
Биржа как инструмент снижения стоимости топлива работает только тогда, когда она является площадкой для действий нескольких реально независимых друг от друга игроков, указывает независимый эксперт нефтегазового рынка Александр Полыгалов. Реальная независимость, в частности, означает, что любой из таких игроков либо владеет заправочной и распределительной инфраструктурой, либо способен обеспечить для своего топлива недискриминационный доступ к такой инфраструктуре — а как со всем этим в реальности сегодня обстоит дело в Крыму, попросту неизвестно.
Специфика топливного рынка Крыма
Даже несмотря на то, что Крым давно, как считается, интегрировался в российское экономическое пространство, унаследованная от Украины специфика его топливного рынка во многом сохраняется, добавляет Александр Полыгалов. Об особенностях функционирования топливного рынка Крыма, по его словам, по-прежнему понятно гораздо меньше, чем можно сказать про любой другой российский регион, включая даже регионы Северного Кавказа.
«В регионах подальше от центра, как правило, не всегда ясны — как минимум официально — конечные бенефициары тех или иных розничных продавцов и посреднических структур между нефтепереработкой и розницей. Где-то это проявляется особенно ярко и выпукло, например, в сегменте авиакеросина, а где-то всё ясно и прозрачно даже на официальном уровне. А в каком-то регионе, как говорится, «все всё знают» и «все всё понимают», но неофициально», — пояснил эксперт.
Речь идет именно о местных игроках либо о тех, кто издавна погружён в специфику региона, продолжил он. Полный список бенефициаров крымского топливного рынка и сложившиеся между ними договорённости пока не известны.
В данном случае можно вспомнить о неоднократных намерениях крымских властей привести на полуостров какого-то внешнего игрока топливной розницы. Опять же, многие, наверное, уже и забыли, как в октябре 2019 года глава РК Сергей Аксенов на одном из мероприятий, организованных Госдумой, рассказывал, что региональные власти ведут переговоры с некой компанией из Татарстана, которой было предложено создать на полуострове сеть АЗС, альтернативную местным игрокам.
«Нас сегодня убивает отсутствие конкуренции. Поскольку крупных игроков на рынке нет, это позволяет нашим нефтетрейдерам выставлять соответствующую цену. Задача — добиться реального понижения цен хотя бы на семь-восемь процентов в реальном отношении», — говорил тогда Аксенов.
Как видно, эта ставка тоже не сыграла — топливных операторов с материка, желающих работать в Крыму, за последние годы не нашлось. Для российских вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов) работа на полуострове затруднена западными санкциями, а региональные сети АЗС определенно видят в Крыму другие риски — преимущественно нерыночного характера. Если за семь лет доставшаяся в наследство от Украины структура топливного рынка почти не изменилась — значит, это кому-нибудь нужно, а чужаков тут не особенно ждут.
Предел усилий
Инструментом ограниченного применения оказались и административные меры воздействия на рынок вплоть до грозных окриков на местные сети АЗС. Пик активности антимонопольных органов пришелся на 2019 год, когда цены на бензин в Крыму в самом деле пошли вниз, но в прошлом году они, как мы уже видели, снова выросли, и особого рвения антимонопольщиков по этому поводу не наблюдалось. Не исключено, что власти просто ощутили некий предел своих усилий.
«Давление властей на представителей топливного бизнеса позволит сдерживать цены в регионе некоторое время. Но любые нерыночные механизмы сдерживания цен имеют негативные последствия для экономики»», — отмечает Сергей Жильцов.
В долгосрочной перспективе, считает он, такие шаги приведут к нарушению инвестиционных циклов и росту долговой нагрузки на топливные компании, что впоследствии приведет к ещё большему росту цен. По его мнению, для решения проблемы с ценами на бензин в Крыму нужно повышать уровень платёжеспособности населения, а не ломать хрупкие механизмы топливного рынка. Анализ мирового опыта подтверждает бессмысленность и вред от искусственного сдерживания цен на топливо, добавил эксперт.
Из всего этого напрашивается вывод, что репертуар каких-то специальных мер для крымских топливных цен, по большому счёту, исчерпан. Все, что могли, власти уже сделали (или не сделали, но по меньшей мере пытались), а дальше пусть все решает пресловутая невидимая рука рынка вкупе с теми правилами игры, которые устанавливаются на федеральном уровне.
Прогнозы
Любопытно, что такая позиция вполне соответствует тем ожиданиям, которые сейчас сложились на рынке. Как отмечает независимый топливный эксперт Виктор Костюков в комментарии к торгам на СПбМТСБ 1-5 февраля, достигнутый уровень цен на бензин можно считать результатом компромисса между интересами производителей, интересами государства в части наполнения бюджета страны и потребителей топлива.
А дальше есть все основания полагать, что достигнутые в январе максимумы бензиновых индексов сохранятся до конца 2021 года, если мировая экономика начнет восстанавливаться после пандемии, а нефтяные котировки не обвалятся ниже 55 долларов за баррель.
По итогам января благодаря восстановлению цен на нефть производители нефтепродуктов впервые получат выплаты из бюджета за счёт демпфирующего механизма. Так что есть все основания предполагать, что оптовые цены на топливо расти пока не будут. Сейчас, отмечает Артем Скворцов, правительство вмешалось и в ситуацию с экспортом топлива, этот процесс притормозили — «всё в итоге будет хорошо», прогнозирует эксперт.
Но ждать чудес в Крыму уже точно не приходится. Если исходить из двух предпосылок — что цены на топливо на полуострове уже подчиняются общероссийским закономерностям и что федеральное правительство считает нормальным рост цен на горючее в пределах инфляции, — то прошлогодний рост цен не выглядит какой-то аномалией.
Официальный показатель инфляции в среднем по России в прошлом году составил 4,9%, а в Крыму и Севастополе он оказался еще выше, так что формального повода для очередных громких заявлений в адрес заправщиков у властей, похоже, не возникает. Остается лишь смириться с тем, что бензин в Крыму будет существенно дороже, чем на материке, ещё, видимо, долго.