Скидки на осаго по стажу вождения и возраст
Какую скидку на страховку по ОСАГО можно получить в зависимости от стажа вождения? Примеры расчетов
После ввода обязательного страхования автогражданской ответственности, в бюджетах многих российских семей появилась новая статья расходов. По естественным причинам, все они хотят ее уменьшить.
Федеральный закон №40, который регулирует данный вид страхования, позволяет им сделать это законно, за счет скидок за стаж вождения. О том, как узнать свою скидку по ОСАГО, какие бывают скидки за стаж вождения и как их получить, будет рассказано ниже.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Что это такое?
Скидки по стажу, фактически, скидками не являются. Это некоторые коэффициенты, которые применяются к базовому тарифу на «автогражданку». За счет этих коэффициентов, стоимость договора обязательного страхования транспортных средств может как увеличиваться, так и уменьшаться.
Нужен ли опыт вождения?
Существует два вида связи между опытом вождения и стоимостью договора ОСАГО.
За это, согласно Федеральному закону №40, ему полагается скидка, которая основывается на коэффициенте КБМ (Коэффициент бонус-малус). Этот коэффициент работает и в обратном направлении: чем больше дорожно-транспортных происшествий происходит по вине страхователя, тем дороже для него будет полис.
Размер и получение
Для начала разберем коэффициент, за общий стаж вождения. Данный вид стажа водителя может оказывать только повышающий эффект на стоимость страховки ОСАГО. По этому параметру все водители делятся на 4 категории:
Снижение коэффициента за малый опыт вождения и возраст происходит автоматически, на основе данных из паспорта и водительского удостоверения.
Если же говорить о втором виде: стаже за безаварийную езду, то тут ситуация сложней. Все водители делятся на 14 классов. Максимальная скидка по данному параметру составляет 50%. Для ее получения требуется ездить 10 лет без аварий по вине страхователя (за каждый год безаварийной езды начисляется 5% скидки).
Если же, по вине страхователя произойдет авария, то класс водителя снизится и скидка его будет уменьшена, а если водитель будет регулярно попадать в дорожно-транспортные происшествия по своей вине, то КБМ начнет увеличивать стоимость ОСАГО. Максимальное увеличение составляет 145%, то есть почти в 2,5 раза. Подробнее о минимальной и максимальной скидке за безаварийную езду можно узнать тут.
При первом оформлении полиса, водителю присваивается 3 класс. Согласно этому классу водитель не получает скидок, но и не получает удорожания страховки.
В общем случае, КБМ начисляется автоматически, но бывает, что данные о нем теряются. Если у страхователя потерялась скидка за безаварийную езду, то он может сделать следующее:
На каждом этапе восстановления скидки по КБМ, могут потребоваться данные о ранее выданных страховых полисах. Страховщики обязаны их хранить и выдавать по требования страхователя, даже если он больше не является их клиентом.
Калькулятор расчета
Единственное условие, которое стоит соблюдать, является использование официальных калькуляторов на сайтах страховых компаний и на сайте Российского союза автостраховщиков. Это связано с тем, что частные разработчики не всегда успевают за обновлениями законодательства, а это чревато получением неверных данных.
Подробнее о том, как рассчитать свою скидку по базе РСА, можно узнать тут.
Примеры
Для примера возьмем автомобиль, базовая стоимость страхового полиса для которого составляет 4118 рублей. Разберем 3 варианта страхователя, чтобы стало понятно, как производить самостоятельный расчет.
Подводя итог, стоит отметить, что система скидок по ОСАГО прозрачна и не сложна. Единственный минус – несовершенство контроля над скидками за стаж безаварийной езды, которые периодически теряются и заставляют страхователей писать множество заявлений и прошений. Но и эта проблема уже в процессе решения.
РСА создали единую базу страхователей, которая в течение нескольких лет исключит такие ситуации, более того, эта база данных уже уменьшило число обращений по вопросам восстановления скидок КБМ.
Полезное видео
Как рассчитать стоимость страховки на сайте РСА с учетом КМБ — подробная инструкция
Как рассчитать полис ОСАГО самостоятельно в 2020 году? Проверяем страховщиков перед покупкой
kalinovsky / Depositphotos.com |
Перед тем, как нанести визит в офис страховой компании для оформления полиса ОСАГО, автолюбителям будет нелишним прикинуть, в какую сумму обойдется страховка. Портал ГАРАНТ.РУ разобрался в правилах расчета страховой премии по ОСАГО с учетом всех поправок 2020 года.
Помимо базового страхового тарифа на цену страховки влияют множество других переменных – возраст водителя и его водительский стаж, наличие или отсутствие в прошлом ДТП по вине водителя, количество лиц, допущенных к управлению машиной, и т. п. Важно, что с 5 сентября 2020 года размер страховой премии определяется по новым правилам (Указание Банка России от 28 июля 2020 г. № 5515-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – Указание).
Рассчитаем стоимость страхового полиса ОСАГО для водителя 40 лет, зарегистрированного в Москве и имеющего водительский стаж с 2000 года. Страховать он будет легковой автомобиль категории В с мощностью двигателя 148 л.с., ездить на нем собирается один. В качестве такси автомобиль использоваться не будет. Ни одной аварии по своей вине раньше водитель не допускал.
Расчет страховой премии производится по формуле:
Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС, где:
ТБ – базовый тариф. Указание закрепляет «вилку» базовых тарифов для каждой категории транспортных средств – от мопедов до тракторов (Приложение 1 к Указанию). Законодатель дал страховым компаниям возможность индивидуализировать базовые ставки тарифов для конкретного водителя в пределах установленного коридора (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее — Закон об ОСАГО). Так, за полис придется заплатить дороже, если водителя неоднократно в течение года до заключения договора ОСАГО штрафовали за проезд на красный свет, превышение допустимой скорости более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу — за исключением случаев, когда эти нарушения повлекли ДТП (в такой ситуации изменится коэффициент КБМ, подробно о котором ниже) или были зафиксированы камерами.
К сожалению, закон не расшифровывает понятие неоднократности нарушений, поэтому страховые компании смогут решать данный вопрос по своему усмотрению.
Страховые компании могут по своему усмотрению учитывать при определении базовой ставки и иные факторы, перечень которых открыт. Банк России приводит в качестве примеров такие из них, как возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение и наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств и т. д. (Информация Банка России от 25 августа 2020 г. «Индивидуальный тариф ОСАГО: зарегистрировано указание Банка России») Утвержден также перечень обстоятельств, которые не могут выступать в качестве таких факультативных факторов: национальная, языковая и расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям и общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии (Приложение 5 к Указанию).
Все учитываемые факторы страховая компания должна отразить в своей методике расчета премии и указать на официальном сайте. Добавим, что если страховщик решит изменить базовый страховой тариф, это никак не отразится на водителях, уже заключивших с ним договоры автострахования, то есть доплачивать они ничего не будут (п. 3 ст. 8 Закона об ОСАГО).
Для транспортных средств категорий «В» и «ВЕ», принадлежащих гражданам либо ИП и не используемых в качестве такси, минимальный базовый тариф равен 2471 руб., максимальный – 5436 руб.(Приложение 1 к Указанию). Для расчета будем применять максимальный размер тарифа (5436 руб.).
КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Он определяется по месту жительства собственника автомобиля, указанному в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства, либо в паспорте гражданина. Для Москвы этот коэффициент составляет 1,9, для Санкт-Петербурга – 1,72. Максимальный коэффициент (1,99) установлен для Мурманска и Челябинска, минимальный (0,64) – для Еврейской автономной области, Республики Тыва, Чукотского автономного округа, Республики Крым, Севастополя, Байконура и т. д. (с полным перечнем коэффициентов этого вида можно ознакомиться в п. 1 Приложения 2 к Указанию).
КБМ – так называемый коэффициент «бонус-малус». Он отражает, были ли в период действия прошлых договоров ОСАГО страховые случаи по вине водителя. В зависимости от этого по итогам каждого года КБМ может увеличиваться или снижаться. Водителя из нашего примера отличает безаварийная езда на протяжении всего водительского стажа – поэтому коэффициент «бонус-малус» у него будет максимальным (0,5), что соответствует 15-му классу. Проще говоря, полис ОСАГО он сможет купить со «скидкой» в 50% по сравнению с водителем, который только сел за руль.
Данные о наличии или отсутствии ДТП по вине водителя содержатся в автоматизированной системе, за ведение которой отвечает Российский Союз Автостраховщиков (РСА). АИС РСА содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 1 января 2011 года. На своем сайте РСА подчеркивает, что не уполномочен вносить какие-либо изменения в систему – все данные заносятся в нее страховыми компаниями, что является их обязанностью. Если информация о КБМ конкретного водителя в базе отсутствует, следует обратиться с претензией к страховщикам, с которыми этот водитель ранее заключал договоры ОСАГО. В случае, если это не даст желаемого результата, действия страховой компании могут быть обжалованы в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Обращение может быть направлено в электронном виде через интернет-приемную Банка России по адресу www.cbr.ru.
КВС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя. Стаж водителя начинает исчисляться с момента выдачи водительского удостоверения (а если были замены водительского – с момента выдачи первого удостоверения). Дороже всех полис ОСАГО обойдется молодому водителю в возрасте до 21 года включительно со стажем вождения менее года – КВС составит в этом случае 1,93.
ВАЖНО ЗНАТЬ
Если страховой полис дает право управления автомобилем нескольким водителям (но их число при этом ограничено и фамилия каждого прописана в страховке), то будет использоваться КВС, который окажется максимальным среди всех водителей. Иными словами, при расчете стоимости полиса страховые компании будут ориентироваться на самого неопытного из всех указанных в страховке водителя.
Если же выдается полис без ограничения количества водителей, допущенных к управлению, КВС будет равен 1,94 для физических лиц и 1,97 — для юридических.
В нашем примере этот коэффициент будет равен 0,94 (п. 5 Приложения 2 к Указанию).
КО – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Если страховка предусматривает ограничение по количеству водителей, которые допущены к управлению автомобилем (вне зависимости от фактического их количества), коэффициент составит 1. В случае, если оформляется полис ОСАГО «без ограничений», то есть с допуском к управлению неограниченного круга водителей, этот коэффициент будет равен 1,94 для физических лиц и 1,97 — для юридических (п. 4 Приложения № 2 к Указанию).
КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя. Мощность автомобиля определяется по паспорту транспортного средства или свидетельству о его регистрации. Если в этих документах нужные сведения отсутствуют, страховая компания будет вынуждена ориентироваться на данные из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников.
Мощность автомобиля в нашем примере равна 148 л.с., поэтому будет использоваться КМ, равный 1,4 (табл. 2).
Таблица 1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «В», «BE») (п.3 Приложения № 2 к Указанию)
Инструкция: как сэкономить на ОСАГО благодаря новым правилам
24 августа 2020 года вступают в силу новые поправки в закон об ОСАГО. Теперь цена за полис ОСАГО для разных водителей будет отличаться в несколько раз. Рассказываем, как будет рассчитываться стоимость полиса автогражданки и как можно сэкономить.
Тарифы на ОСАГО станут более индивидуальными. Единого регионального базового тарифа в привычном понимании больше не будет, а стоимость полиса будет в большей степени зависеть от самого водителя.
Это можно назвать динамическим базовым тарифом — раньше он устанавливался один для целого региона и был в пределах 2746–4924 ₽, а теперь будет для каждого водителя индивидуальным, но в границах 2471–5436 ₽. Вот два значимых новых правила:
Как было раньше
Стоимость ОСАГО зависит от многих факторов:
При расчёте стоимости ОСАГО размер базовой ставки перемножался со всеми этими коэффициентами. Там, где страховые компании хотели увеличить долю рынка, они снижали тариф в регионе, но снижали его для всех — и для водителей без аварий, и для аварийных. Теперь всё будет индивидуально.
Как будет теперь
На смену единому базовому тарифу на регион приходит динамический базовый тариф. Он будет присваиваться в зависимости от факторов, которые установят страховые компании — аккуратности вождения, немного усовершенствованного учёта параметров возраста водителей, стажа и их связи с оценкой наступления риска по ОСАГО.
То есть раньше страховщик должен был устанавливать единый тариф для всех водителей на определённой территории, и от внимательности конкретного водителя мало что зависело, разве что его персональная история вождения — КБМ. А теперь в силах каждого «заработать» себе минимальный тариф.
До 24 августа 2020 года страховщик тоже устанавливал базовую ставку внутри коридора, но принимать во внимание он мог только категорию и назначение ТС в привязке к территории. Поэтому в одном городе все граждане — владельцы легковых ТС имели один и тот же базовый тариф. Например, если Краснодар — это убыточный регион для страховщиков, то компании там абсолютно для всех автовладельцев устанавливали верхнюю границу коридора. И получалось, что даже если человек — идеальный водитель, но живёт в Краснодаре, то он должен был платить больше, чем водитель, допустим, в Омске, где в среднем убыточность для страховщиков ниже и где они выставляют нижнюю границу коридора.
Средняя убыточность по региону раньше была ключевым фактором, от которого считалась базовая ставка. И это не давало возможности индивидуализировать тариф. Сейчас у страховых компаний есть возможность использовать накопленный опыт тарификации в каско, который, скорее всего, будет перенесён теперь и в ОСАГО.
Как будут измерять аккуратность вождения
Методологию измерения аккуратности вождения каждая страховая компания будет вырабатывать самостоятельно, согласовывать её с Центробанком и публиковать на своём сайте.
Пока нам остаётся только гадать, что будет в этой методологии — новый учёт соотношения возраста автомобиля к аварийности или «интеллектуальные системы расчёта базовой ставки», которые вряд ли удастся конкретизировать.
В качестве факторов, которые точно будут использовать страховщики для определения индивидуального базового тарифа:
Можно предположить, что дополнительно страховые могут начать спрашивать, но не факт, что Центральный банк это одобрит:
Страховая компания может также предложить владельцу авто бесплатно установить телематическое оборудование, которое будет фиксировать стиль его вождения. Если замеры покажут, что водитель аккуратен на дорогах, для него стоимость полиса ОСАГО также может снизиться до минимума. Однако от установки телематики можно и отказаться, и сам по себе этот отказ не приведёт к увеличению стоимости полиса.
Если в полис ОСАГО вписаны несколько водителей, и при этом только один из них часто нарушает ПДД и водит неаккуратно, то цена полиса будет формироваться именно исходя из его показателей. То есть тариф будет максимальным для всех.
Что не будут учитывать при формировании цены
Центробанк выпустил список неприемлемых факторов для измерения аккуратности вождения:
Возможно, что со временем этот список будет расширен.
Что ещё изменится
Сам тарифный коридор был расширен на 10% вверх и вниз. Теперь для физических лиц минимальный базовый тариф для легковых машин составит 2471 ₽ (ранее — 2746 ₽). А максимальный — 5436 ₽ (ранее — 4942 ₽).
Были изменены и некоторые коэффициенты. Например, коэффициент возраст-стаж (КВС):
Советы, как не переплачивать за полис ОСАГО:
2. При смене водительского удостоверения обратитесь в страховую компанию, в которой оформлен прошлый полис ОСАГО, чтобы связать новые права со старыми.
3. Если была замена прав — обязательно указывайте старые права при оформлении нового полиса, чтобы привязать к ним историю.
4. Учитывайте КБМ всех лиц, допущенных к управлению. Если вы оформляете полис на нескольких лиц, то КБМ будет рассчитываться по водителю с самой минимальной скидкой.
5. Не нарушайте скоростной режим на дороге, не проезжайте на красный сигнал светофора и старайтесь в целом как можно меньше нарушать ПДД.
6. Сравнивайте предложения разных страховых компаний, чтобы купить полис по наименьшей цене.
Сравнить стоимость в разных страховых компаниях
ОСАГО для водителей с большим стажем
Автомобили давно стали привычным средством передвижения для всех поколений: наши мамы, папы, бабушки и дедушки самостоятельно ездят за рулем, возят детей и внуков в школы, занимаются шоппингом и даже отправляются в путешествия. Опыт вождения у них длительный, дата получения водительского удостоверения – еще в советские времена. Значит, стоимость страховки ОСАГО должна быть ниже? Давайте разбираться.
Какие показатели влияют на стоимость полиса ОСАГО?
В формуле для расчета страховой премии за ОСАГО используются множество коэффициентов. Здесь и территориальный коэффициент – для крупных городов он больше, а значит, страховка будет дороже. И коэффициент по мощности автомобиля – чем мощнее машина, тем выше стоимость полиса. И многие другие коэффициенты, на которых мы не будем сейчас подробно останавливаться. В нашей ситуации важным показателем для расчета стоимости является коэффициент КВС, отвечающий за возраст и стаж водителя, допущенного к управлению транспортным средством.
Что представляет из себя коэффициент КВС? Он учитывает, сколько лет человеку, который может сесть за руль автомобиля с этим полисом ОСАГО, и сколько лет он уже ездит (то есть учитывается опыт водителя). Здесь необходимо сделать важное замечание – никто не может посчитать фактическое время нахождения за рулем, поэтому при расчетах учитывается время от момента выдачи первого водительского удостоверения до сегодняшнего дня.
Если страховка необходима на автомобиль за рулем, которого будет находиться старый водитель без опыта вождения, то ОСАГО будет дороже, чем для человека, получившего права 10 лет назад. Более подробно показатели коэффициента возраста и стажа можно посмотреть в таблице ниже – здесь представлены актуальные данные на 2020 год.
Стаж, лет | 0 | 1 | 2 | 3-4 | 5-6 | 7-9 | 10-14 | более 14 |
Возраст, лет | ||||||||
16-21 | 1,87 | 1,87 | 1,87 | 1,66 | 1,66 | |||
22-24 | 1,77 | 1,77 | 1,77 | 1,04 | 1,04 | 1,04 | ||
25-29 | 1,77 | 1,69 | 1,63 | 1,04 | 1,04 | 1,04 | 1,01 | |
30-34 | 1,63 | 1,63 | 1,63 | 1,04 | 1,04 | 1,01 | 0,96 | 0,96 |
35-39 | 1,63 | 1,63 | 1,63 | 0,99 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 |
40-49 | 1,63 | 1,63 | 1,63 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 |
50-59 | 1,63 | 1,63 | 1,63 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 |
старше 59 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 0,93 | 0,93 | 0,93 | 0,93 | 0,93 |
Пример расчета страховой премии ОСАГО
Допустим, что полис ОСАГО для автомобиля приобретает человек, который давно уже получил водительское удостоверение, и по квалификации проходит как водитель со стажем. Выбираем строку старше 59 лет и более 14 лет за рулем. Коэффициент КВС = 0,93. А значит, страховка для него автоматически получается со скидкой 7%.
Есть еще один важный нюанс, который необходимо учитывать при расчете ОСАГО для водителей с опытом. Это коэффициент бонус-малус, учитывающий безаварийное вождение. Скидка на страховку ОСАГО за безаварийное вождение рассчитывается как 5% в год и может достигать максимального значения в 50%. А значит, этот человек (который более 14 лет не попадал в дорожно-транспортные происшествия по своей вине!) получает дополнительную скидку в 50% на полис ОСАГО, как старый клиент и надежный водитель.
Страховые компании поддерживают аккуратных и опытных водителей с помощью различных бонусов. Автовладельцам остается только выполнять условия получения этих бонусов для экономии на покупке страхового полиса: соблюдать правила дорожного движения, уважать других водителей и быть внимательным на дорогах.
Как считается коэффициент бонус-малус
И как его восстановить при смене прав или ошибке страховой
Стоимость полиса ОСАГО — обязательного страхования автогражданской ответственности — зависит от страховой истории водителя. Могут дать скидку за безаварийную езду или, наоборот, надбавку — если были страховые случаи.
Разберем, как рассчитывается КБМ и сколько можно сэкономить.
Что такое КБМ
При оформлении страхового полиса ОСАГО стоимость полиса — страховая премия — зависит от базового тарифа, который умножается на различные коэффициенты — региональный, стаж водителя, мощность, период использования и другие. Так получается итоговая стоимость полиса.
КБМ — один из таких коэффициентов — это скидка за то, что у застрахованного водителя не было ДТП по его вине. Если ДТП были, то КБМ возрастает и может превратиться в надбавку — тогда полис будет дороже. То есть чем аккуратнее водите, тем дешевле страховка.
Законодательство. Размер базовых тарифов для разных категорий автомобилей и коэффициенты, в том числе КБМ, регулирует Центральный банк РФ.
Например, в конце 2018 года ЦБ изменил градацию коэффициента «возраст-стаж» до 58 ступеней вместо прежних четырех и разрешил уменьшать и увеличивать базовую ставку, но не более чем на 20%.
Где указывается в полисе. В оформленном полисе ОСАГО все коэффициенты, на основании которых была рассчитана страховая премия, указываются в пункте 7 — «Расчет размера страховой премии». КБМ каждого водителя, допущенного к управлению, указан в таблице из пункта 3.
Виды КБМ
При заключении договора ОСАГО страхователь может указать список водителей, допущенных к управлению, или оформить полис на неограниченное количество лиц — любой водитель, который сядет за руль, будет «вписан» в страховой полис. От этого зависит КБМ и стоимость страхового полиса.
КБМ водителя (ограниченная страховка). Если страхователь страхует ответственность конкретных водителей, в полис вносят данные по каждому водителю — фамилию, имя, отчество, номер водительского удостоверения. КБМ считают у каждого водителя по его персональной истории страхования.
Когда рассчитывают стоимость полиса — берут максимальный КБМ, поэтому стоимость страховки зависит от водителя с наибольшим («худшим») коэффициентом.
Например, вы в очередной раз оформляете ОСАГО на себя и хотите вписать второго водителя. Если ваш КБМ равен 0,5, а КБМ второго водителя — 1,4, то скидки при оформлении вы не получите. Стоимость полиса будет рассчитана из расчета наибольшего КБМ — то есть 1,4. Если исключить второго водителя из списка допущенных водителей, полис станет дешевле почти в три раза.
КБМ собственника (неограниченная страховка). Если страховать автомобиль без ограничения списка допущенных водителей, КБМ водителей не будет учитываться.
Например, если страхователь из предыдущего примера — владелец автомобиля, он может оформить договор страхования без ограничения перечня водителей. Тогда при расчете стоимости полиса будет взят КБМ 1, но в этом случае появится коэффициент за «неограниченность» списка водителей — КО. В этом случае он равен 1,87, то есть надбавка 87%. Поэтому неограниченная страховка выгодна, если у одного из водителей КБМ больше 2.
Когда применяется КБМ
КБМ водителя рассчитывают на основании данных ОСАГО за предыдущий страховой период. В зависимости от того, были или нет страховые выплаты, КБМ водителя увеличивается или уменьшается и используется для вычисления стоимости нового полиса.
Когда КБМ не применяется либо равен 1. Если водитель страхуется впервые, его КБМ принимается равным 1, то есть не влияет на стоимость полиса.
Такое может произойти при смене фамилии или водительского удостоверения. Когда водитель получает новое удостоверение, он должен сообщить о замене в страховую компанию и получить новый страховой полис с актуальными данными. Если этого не сделать, при наступлении страхового случая страховая компания может отказать в выплате: формально в полисе указан другой водитель с другим номером прав.
Еще КБМ может «обнулиться» — стать равным значению КБМ нового водителя. Такое происходит, если страховщик ошибся или несвоевременно внес данные в единую базу. Чтобы избежать таких ситуаций, лучше следить за своим КБМ через онлайн-сервис.
Раньше КБМ мог «обнулиться» еще по одной причине — если водитель не заключал договоры страхования за предыдущий период. Так, те, кто часто попадали в аварии, по истечении одного года могли вновь получить полис ОСАГО по номинальной стоимости. Сейчас полученный КБМ можно снизить только безаварийным вождением.
Откуда берут данные для расчета
Когда водитель получает свои первые права, страховая компания присваивает ему КБМ, равный 1. Если бы водитель всегда страховался в той же компании, страховая могла бы сама определить КБМ водителя через год. Но водители могут менять страховую компанию или страховать разные автомобили у разных страховщиков. На этот случай ввели единую базу.
База КБМ АИС РСА — часть автоматизированной информационной системы Российского союза автостраховщиков — хранит историю страхования по каждому водителю. В эту базу попадают данные об оформлении новых страховых полисов ОСАГО из всех страховых компаний, информация о страховых случаях и выплатах, в которых указанный водитель был признан виновником. Эти данные учитывают при расчете КБМ водителя. Данные в АИС РСА могут вносить только страховые компании.
Справка о безаварийной езде — документ, который использовался ранее, когда водитель менял одну страховую компанию на другую. С появлением АИС РСА страховые компании стали запрашивать эти данные самостоятельно.
До появления единой базы эта справка требовалась в новой страховой компании, чтобы верно рассчитали КБМ. Справку о безаварийной езде или о наличии страховых выплат выдавала прежняя страховая компания.
Если водитель предоставил недостоверные сведения при отсутствии технической возможности получения их из базы. Сейчас сложно представить, что страховая выпишет полис без проверки КБМ водителя или собственника по базе РСА. Чтобы оформить полис, страховая компания должна сделать запрос в электронную базу РСА.
Но если водитель по какой-то причине предоставит на оформлении поддельное водительское удостоверение или другие данные, по которым нет истории страхования в базе, ему назначат КБМ в размере 1 — как новому водителю. Но при первом же ДТП при проверке в ГИБДД номера прав страховку признают недействительной, а случай — нестраховым, потому что страхователь предоставил страховщику ложные данные.
Как считается КБМ при оформлении ОСАГО
Раз в год 1 апреля КБМ водителя пересчитывается. Новый КБМ зависит от количества страховых случаев за прошлый год. Но есть и исключения: из-за перехода в 2019 году к новой системе расчета для некоторых пограничных случаев КБМ рассчитывается сложнее. Например, если вы целый год не страховались, то КБМ будет рассчитан с учетом истории страхования, а не обнулится.
Если вы уже страховались после 1 апреля 2019 года, значит, КБМ по новой формуле уже рассчитан. При оформлении страховки на следующий год КБМ можно узнать по таблице.
Таблица КБМ показывает, как изменяется КБМ. Для вычисления КБМ водителя нужно знать две вещи:
КБМ водителя на следующий страховой период находится на пересечении КБМ на начало предыдущего периода и количества страховых случаев.
Чем меньше КБМ, тем больше скидка. Например, КБМ 0,7 соответствует скидка 30%.