Скидки для сотрудников яндекса
«Яндекс» хочет расширить программу мотивации сотрудников до 20% капитала
Совет директоров «Яндекса» предложил акционерам расширить программу мотивации сотрудников – идея описана в опубликованных материалах к годовому собранию акционеров 27 июня. Группа компаний «Яндекс» продолжает расти и важно награждать сотрудников участием в капитале, чтобы привлекать и удерживать таланты, объясняется в повестке собрания. До конца года программа охватит около половины сотрудников компании, рассчитывает ее представитель Илья Грабовский. Претендовать на вознаграждения могут все сотрудники, должностные лица, советники, консультанты, члены совета директоров «Яндекса» и его «дочек». Программа привязана к позиции каждого сотрудника и оценке результатов его работы, говорит Грабовский.
Сейчас под вознаграждение сотрудников отведено 15% капитала «Яндекса», из которых не распределено примерно 2%, следует из данных компании на 31 марта. Это 6,6 млн акций класса А, указано в повестке к собранию акционеров. Совет директоров просит дополнительно выделить 16,2 млн таких акций на программу мотивации, чтобы компания могла использовать для этого 7% нераспределенного капитала, а вся программа мотивации выросла бы до 20% капитала (всего выпущено 325,7 млн акций классов А и В).
При таких изменениях акций должно хватить на 2–3 года мотивационной программы, пишет совет директоров в повестке собрания. Но это только оценка, предупреждает он, – резерв акций может использоваться быстрее или медленнее в зависимости от цен акций, сочетания разных инструментов мотивации, вознаграждений у конкурентов, найма на работу и маркетинга.
Программа поощрения сотрудников «Яндекса» опционами распространяется и на рядовых специалистов, говорит один из таких сотрудников компании с опционом, поэтому ее можно считать одной из самых массовых программ на российском IT-рынке. Для сравнения: у Mail.ru Group было не распределено для мотивации сотрудников 4,7 млн акций на конец 2018 г. – 2,1% капитала, следует из годовой отчетности компании.
Как мотивирует «Яндекс»
В программу мотивации «Яндекса» входят опционы на акции, премии, привязанные к росту их цены (share appreciation right, SAR), и права на бесплатное получение определенного количества акций класса А, торгующихся на бирже (restricted share units, RSU). На 31 марта в обращении были опционы на покупку 3,5 млн акций компании, SAR – на 0,2 млн акций, RSU – на 13,4 млн. Из них были переданы сотрудникам опционы на 1,3 млн акций, SAR – на все 0,2 млн, бесплатно они могут получить 5,1 млн акций.
На 31 марта 2019 г. у «Яндекса», по его собственным данным, в казначейском пакете было 4,7 млн акций класса А. Акции, которые выводятся на биржу после выплаты вознаграждения, берутся из казначейского пакета, объясняет Грабовский, уменьшить влияние на котировки позволяет выкуп акций.
Если программа мотивации сотрудников будет расширяться, то «Яндекс» продолжит выкупать акции с биржи, отмечает Грабовский. Рассматривает ли компания вариант дополнительного выпуска акций под программу мотивации, представитель «Яндекса» не говорит. Но в повестке годового собрания компания описала как технически возможный вариант допэмиссии – в разделе с оценкой потенциального размывания капитала. Если необходимые для расширения программы акции выпускать дополнительно, то доли акционеров могут быть размыты на 4,6%, пишет компания, и совет директоров считает это «приемлемым».
Программа долгосрочной мотивации сотрудников до 2022 г. действует, например, в «Ростелекоме», она описана в годовом отчете компании за 2018 г. Совокупный пакет акций всех участников программы не может превышать 6% уставного капитала. Участвовать в программе могут сотрудники определенных категорий, которые готовы направлять часть вознаграждения на покупку ценных бумаг компании – тогда они получают право на дополнительное вознаграждение акциями. В 2018 г. «Ростелеком» потратил на программу мотивации 3,6 млрд руб. – это на 56,5% больше, чем годом ранее, и максимальная сумма как минимум с 2015 г., указано в отчете.
Совет директоров АФК «Система» утвердил программы двухлетней мотивации для руководителей высшего и среднего звена. Они получают обыкновенные акции, указано в документах АФК. На программу компания потратила 1,5 млрд руб. в 2017 г. и ничего не потратила в 2018 г.
В отличие от предыдущего опционного плана, на поощрения теперь могут рассчитывать и сотрудники дочерних структур «Яндекса» — размер их возможного вознаграждения будет определен советом директоров, но не должен превышать 20% от общего количества бумаг, выпущенных специально для мотивационной программы. В 2015 году «Яндекс» выделил в отдельные юрлица «Яндекс.Такси» и создал «Яндекс.Вертикали», куда вошли сервисы Auto.ru, «Яндекс.Недвижимость», «Яндекс.Работа» и «Яндекс.Путешествия». В 2016 году отдельной структурой стал и торговый агрегатор «Яндекс.Маркет».
Представитель «Яндекса» Ася Мелкумова в разговоре с «Коммерсантом» объяснила, что опционы и другие инструменты, основанные на участии в капитале, выдаются ключевым сотрудникам, от которых в определенной степени зависит успех всей компании или которых очень сложно заменить. В «ситуации острой конкуренции» необходимо удерживать существующих специалистов, большинство из которых — технические специалисты с экспертизой мирового уровня, говорит Мелкумова.
В отчете за первый квартал «Яндекс» впервые раскрыл квартальные финансовые показатели отдельных бизнес-направлений — электронной коммерции («Яндекс.Маркет»), сервисов объявлений («Яндекс.Вертикали») и «Яндекс.Такси». Непрофильные сегменты растут гораздо быстрее, чем основной бизнес «Яндекса»: если доходы «Поиска и портала» в первом квартале увеличились на 30%, до 15,1 млрд руб., то у «Яндекс.Маркета» они выросли на 55%, до 1 млрд руб., у «Яндекс.Такси» — на 176%, до 445 млн руб., у «Яндекс.Вертикали» («Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость», «Яндекс.Работа», «Яндекс.Путешествия») — на 35%, до 241 млн руб. Все эти сервисы пока вносят небольшой вклад в общую выручку «Яндекса» — 8%. Однако этот показатель растет: еще в четвертом квартале 2015 года доля подобных бизнесов не превышала 7%.
Зачем «Яндекс» поощряет сотрудников ценными бумагами?
Лента новостей
Все новости »
Все сотрудники IT-компании — от рядовых работников до топ-менеджеров — могут получить ее акции. На выкуп ценных бумаг только в прошлом году «Яндекс» должен был потратить 150 млн долларов
«Яндекс» начал выдавать своим работникам опционы на акции, сами акции и премии, которые привязаны к стоимости ценных бумаг. Всего программа охватит около половины сотрудников — как рядовых, так и членов совета директоров. Сейчас на это предусмотрено 15% капитала компании, однако предлагается увеличить долю до 20%, сообщает газета «Ведомости».
Акции, которые должны перейти сотрудникам, компания сама выкупает на бирже. Одна ценная бумага на американской бирже сейчас торгуется на уровне 38 долларов. В прошлом году «Яндекс» на эти цели должен был потратить 150 млн долларов, дивиденды компания не выплачивает.
Практика премирования акциями — довольно редкая и малоэффективная, считает заместитель генерального директора кадрового холдинга АНКОР Татьяна Баскина.
Татьяна Баскина заместитель генерального директора кадрового холдинга АНКОР «Как правило, такая вещь, как поощрение акциями, опционами и прочими подобными инструментами, — это прерогатива топ-менеджеров и других руководителей. Нет данных по индустрии, чтобы такие поощрения были широко распространены среди рядовых сотрудников, за исключением отдельных компаний со специфическими установками их основателей или акционеров. Это компании международные по своему происхождению, а не российские изначально. Если говорить о том, насколько этот инструмент может повлиять на привлечение или удержание человека в компании, то сам по себе он не работает ни хорошо, ни плохо. Акции и опционы всегда рассматриваются как элемент общей системы мотивации, инструмент, который может теоретически повлиять на то, чтобы человек проработал дольше, поскольку это привязано к определенным датам выплаты дивидендов по акциям или выкупу опционов. Но такое удержание не самый эффективный инструмент, поскольку, если у человека уже есть внутреннее решение уйти и он просто дорабатывает, чтобы получить положенное, то эффективность его работы, безусловно, не самая высокая».
Сейчас программы мотивации с выдачей акций и опционов действуют в «Ростелекоме», где премируют сотрудников определенных категорий, и в АФК «Система», где ценные бумаги распределяют среди топ-менеджеров.
«Яндекс» впервые раскрыл свои «внутренние принципы»
«Яндекс» опубликовал внутренние принципы, которыми должны руководствоваться сотрудники компании. Во вступлении к документу указано, что список был сформулирован за годы ее существования: «Это не строгий кодекс, а набор выводов, которые помогают сотрудникам «Яндекса» принимать решения. Мы публикуем этот внутренний документ, чтобы наши пользователи и партнеры также знали, что для нас важно». В документе приводится оговорка, что принципы «не высечены в камне», время от времени в список может что-то добавляться.
Про искусственный интеллект
Принципы Google
Свои внутренние принципы публикует и основной конкурент «Яндекса» на рынке поиска — Google. Эта компания сформулировала десять принципов, которые «неуклонно соблюдает», но, как и «Яндекс», время от времени проверяет список на предмет актуальности. Вот некоторые из правил, которыми руководствуется Google:
Оценка компании «Яндекс» сотрудниками
много собеседований на входе
Интересные задачи, которые постоянно как-то пересекаются с другими проектами.
Очень крутая атмосфера
Технологии, отношение к сотрудникам
Довольно много организационной информации
Крутые коллеги у которых есть чему учиться
Ревью и все что с ним связано. Осознание собственной бесполезности. Миллион и одна встреча в день. Куча менеджеров которые дольше будут обсуждать фичу чем ее нужно делать. Не корректное планирование сроков. Постоянный овертаймы воспринимаемые «как должное»
Местами задачи действительно интересные
Переработки, дежурства, процесс перформанс ревью
RSU дают с 15го грейда, но не за все оценки. А на оценку на ревью может повлиять ЧТО УГОДНО, даже просто настроение руководителя с ДРУГОГО подразделения. Но RSU долго вестятся и за то время, пока вы ждёте этот бонус, в другом месте с зп на уровне рынка вы будете получать эти деньги на руки, а не на авось.
В Яндексе хорошо качаются джуны, так как нужно пахать, как не в себя и они живутв розовых очках «это же ЯяяяяЯяяндекс», а вот старшие специалисты задерживаются редко, так как они рынку нужны и оценивают в других компаниях их выше, а стресса и переработок в разы меньше.
Яндекс подходит молодым, кто ещё готов подсаживать своё здоровье или тем, кому на здоровье всё равно. Много людей в компании на таблетках, чтобы дольше не спать, быть выносливее и не забывать миллиардный поток задач из всех щелей.
Почти в каждой команде большая нехватка специалистов разных профессий, поэтому один человек и чтец, и жрец, и мать, и всё подряд.
Крупная компания и «бейджик» в трудовой
Большое количество специалистов разных специальностей: исследователи, аналитики, редакторы и т.д
Невозможность повысить зарплату без «отсиживания» на определённом грейде нескольких лет
Плохие специалисты могут годами переходить из проекта в проект и их сложно уволить
Сложно попасть хорошим специалистам, а плохих невозможно уволить.
Можно переходить из проекта в проект, но если у вас плохие отношения с руководителем, то вам могут поставить чёрную метку и это будет означать, что вы зря будете проходить все интервью с новой командой и тратить своё время, потому что метку видят только нанимающие руководители и hr. Так из компании ушёл хороший дизайнер, который не нашёл общий язык с руководителем и его так «выдавили».
Руководителями становятся не профессионалы, а кто дольше просидел в компании. Отсюда и соответствующие повышения