Скидка за оплату наличными в wildberries
Wildberries временно уравнял скидки при оплате российскими и зарубежными системами
Маркетплейс Wildberries временно уравнял скидки при оплате российскими и зарубежными платежными системами. Об этом сообщается в поступившем Forbes сообщении компании.
«Wildberries готовится к одной из крупнейших акций «День холостяка» (Всемирный день шопинга), которая массово стартует в России 11 ноября. Уже с вечера 9 ноября покупатели получат скидки и низкие цены вне зависимости от способа оплаты — как пользователи российских платежных систем, так и зарубежных», — говорится в релизе.
Для покупателей, которые оплачивают покупки с помощью сервиса «Мир», Wildberries установил дополнительную скидку 1-2%, сообщила Forbes представитель компании. «Сейчас эта же скидка действует и на Visa, и на Mastercard», — уточнила она.
На прошлой неделе Wildberries снизил размер скидки, которую его клиенты получают при оплате товаров российскими платежными сервисами, с 2% до 1%. Представитель маркетплейса объяснил изменение начавшимся сезоном крупных распродаж. «В этот период мы снижаем свою комиссию для предпринимателей, участвующих в акциях: сейчас она находится на рекордном минимуме. Поэтому на этот период размер субсидии при оплате российскими платежными системами был сокращен компанией».
Ранее, в августе, Wildberries сообщил, что покупатели, которые оплачивают покупки с помощью российских платежных сервисов «Мир», СБП или SberPay, смогут сэкономить на комиссии 2% от стоимости покупки, которую требуют международные сервисы Visa и Mastercard. В ответ Visa начала расследование, заявив, что «такие действия негативно сказываются не только на потребителях, но и на самом бизнесе». Mastercard увидела в действиях ретейлера признаки дискриминации и отметила, что не взимает напрямую «никаких комиссий ни с торговых предприятий, ни с держателей карт».
Wildberries, в свою очередь, рассказал, что «неоднократно заявлял представителям западных платежных систем, что их комиссии являются слишком высокими для рынка и превышают тарифы отечественных систем, но их позиция не менялась». В середине октября Visa сообщила, что Wildberries больше не нарушает правила платежной системы.
Wildberries меняет правила игры на платежном рынке
Ведущий маркетплейс страны – Wildberries – предложил своим покупателям разные условия при платежах картами разных платежных систем. Теперь можно оплатить товар без комиссии картой «Мир», по QR-коду через Систему быстрых платежей (СБП) или SberPay. А вот при оплате, например, картами Visa или Mastercard появится комиссия «иностранной платежной системы» в размере 2% от стоимости покупки. Маркетплейс, по словам его представителя, с 16 августа снизил цены на 2%. По расчетам Wildberries, благодаря новой опции россияне, оплачивающие товары через отечественные платежные системы, смогут ежедневно экономить около 40 млн руб.
Логика у новации маркетплейса такая: показать клиенту стоимость товара, «очищенную» от комиссии за транзакцию, и предоставить выбор, как платить. Если у клиента есть карта «Мир» или он заплатит через СБП, стоимость покупки для него останется прежней.
Если такой возможности нет и у клиента карта Visa, Mastercard или Maestro, с него возьмут еще 2% – столько в среднем для самой площадки стоит оплата картой иностранных платежных систем, объяснил представитель Wildberries. Комиссию возьмут и если клиент платит картой «Мир» через Apple Pay – транзакция осуществляется через посредника, который не передает данные о банковской карте. У отечественной платежной системы и СБП со SberPay самые низкие тарифы, поэтому покупатели и не будут платить им комиссии, объясняет логику представитель площадки.
Нововведение Wildberries не обрадовало международные платежные системы. Представитель Visa заявил, что расследует решение интернет-магазина взимать комиссию за оплату их картой: у потребителей должна быть возможность выбирать наиболее удобный для себя способ оплаты. В Mastercard анализируют ситуацию и обеспокоены возможной дискриминацией миллионов держателей карт – активных участников рынка электронной коммерции, передал гендиректор Mastercard в России Алексей Малиновский. Он добавил, что платежная система не взимает напрямую никаких комиссий ни с торговых предприятий, ни с держателей карт, а все транзакции на территории России обрабатываются Национальной системой платежных карт.
Как устроены комиссии в торговой точке
Сейчас ценообразование и комиссии продавцов при оплате товаров картой устроены так, что сам клиент, покупая товар по карте, не платит за это дополнительно никаких комиссий. Это делает торговец – с него взимает эквайринговую комиссию банк. Но размер главной ее составляющей – межбанковской комиссии, или интерчейнджа, – устанавливают платежные системы. Интерчейндж – это комиссия, которую банк, обслуживающий торговую точку (эквайер), перечисляет банку-эмитенту, картой которого расплатились. Доходы от интерчейнджа эмитенты используют для развития карточных продуктов, выплаты бонусов и кэшбэков и т. д. Интерчейндж может зависеть от типа торговой точки или карты, которой расплатились, в среднем на рынке он составляет 0,3–2,35%. Чем он выше – тем дороже для торговца обслуживание карты. У СБП комиссии для продавцов ниже рыночных и регулируются ЦБ – продавец напрямую платит банку от 0,4 до 0,7% в зависимости от категории товара.
По правилам Mastercard и Visa торговым предприятиям запрещено взимать дополнительную комиссию с держателя карты. Торгово-сервисное предприятие, подписывая договор эквайрингового обслуживания с банком для приема оплаты по картам Visa, соглашается с правилами платежной системы, отмечает представитель Visa. Правда, по словам представителя Wildberries, введенная комиссия не является дополнительной: «Эти комиссии существовали всегда, но просто не отображались». Он добавляет, что полученная комиссия будет удерживаться сначала Wildberries, а затем идти в банк-эквайер.
Wildberries неоднократно заявляла представителям западных платежных систем, что их комиссии являются слишком высокими для рынка и превышают тарифы отечественных систем, но их позиция не менялась, рассказал представитель Wildberries в ответ на заявления Visa и Mastercard. В компании подчеркнули, что обвинения в дискриминации пользователей не имеют под собой никаких оснований, так как тарифы устанавливают сами Mastercard и Visa.
Онлайн-площадка приветствует заявления систем о проведении расследований, но «главная задача следствия – не выйти на самих себя». Сегодня западные платежные системы занимают значительную долю на российском рынке и диктуют свои условия работы отечественному бизнесу, отметил представитель компании, добавив, что там готовы к переговорам.
Расстановка сил
Карты «Мир» заняли 24% рынка по объему платежей в 2020 г., следует из отчета Национальной системы платежных карт (через нее на территории России проходят транзакции по картам любой платежной системы). Все остальное делят между собой Visa и Mastercard, свои точные доли они не раскрывают.
Закон действительно запрещает устанавливать разные цены на товар в зависимости от способа оплаты, но дьявол, как известно, в деталях, парирует партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов: как разграничить собственно цену товара и сопутствующие расходы – это «тонкая материя», которая законом четко не регламентируется.
Представитель Федеральной антимонопольной службы заявил «Ведомостям», что закон о защите конкуренции содержит запрет на создание дискриминационных условий только для доминирующих хозяйствующих субъектов – Wildberries таким не является.
Крупнейший маркетплейс не нарушил закон, но решил поменять правила игры в вызывающей манере, говорит директор по развитию OpenWay (сервисная компания на рынке обработки платежей) Сергей Лебедев. Делать системы поощрения конкретного платежного метода и программы лояльности – история известная, но это не должно быть так, что покупатель вынужден платить больше просто за то, что у него другая платежная система, продолжает Лебедев. Нормальная история, когда для поощрения определенного метода оплаты (например, через СБП) магазин вводит временную акцию – повышенные баллы с покупки на карту лояльности. В некоторых случаях сами платежные системы для поощрения оплаты их картой готовы компенсировать часть расходов на это, объясняет Лебедев. К примеру, сейчас владельцы подписки «Яндекс.Плюс» при оплате картой Mastercard получат повышенные бонусы на счет.
«Яндекс.Маркет» не взимает комиссию за оплату картой и не планирует перекладывать эквайринг на плечи пользователей, говорит представитель маркетплейса: обычно сервис либо полностью берет эквайринг на себя (так делают, например, «Яндекс.Лавка» и «Яндекс.Еда»), либо делит эти расходы с поставщиками. Ставку эквайринга определяет не платежная система, а банк, у которого заключены соглашения с платежными системами. При этом размер интерчейнджа для платежных систем различается незначительно, отмечает он.
Представители ЦБ (владеет НСПК и СБП), «Мира», Ozon и «Сбермегамаркета» не ответили на запрос. Представитель Сбербанка отказался от комментариев.
В подготовке статьи участвовала Алена Тригубко
В битве Wildberries с платёжными системами победил магазин. Платить картой Visa в интернете будет дешевле?
Летом покупатели интернет-магазина Wildberries вдруг обнаружили, что при оплате картой «Мир» или через систему быстрых платежей по QR-коду можно получить дополнительную скидку на товар. Но такая скидка — на самом деле не совсем скидка. Просто Visa и Mastercard взимают повышенные комиссии с трансакций. Вот и получилось, что Wildberries выставил справедливую цену с учётом своих расходов. И тут начался целый скандал: при оплате картами Visa и Mastercard взимается дополнительная комиссия 2%, и «обиженные» платёжные системы пытались наказать магазин за такое поведение. В итоге, видимо, наказание не состоялось, и Visa сдалась: теперь она сама снизила комиссии для интернет-магазинов. Выиграют ли покупатели?
Вы копите кешбэки, а нам ещё и комиссию платить… Лучше б наличку приносили. Фото: novicam66.ru
А вы знали? По карточным платежам есть комиссии
Когда люди расплачиваются картами — неважно, в интернете или в офлайн магазинах — удерживаются комиссии за проведение трансакции до 2,4%. Они называются эквайринговые комиссии, и их платит торговая точка. Центробанк обязал банки внедрить оплату через систему быстрых платежей — по QR-кодам, это сделано ещё летом, но широкого распространения пока не получило. При такой оплате комиссии с магазинов взимаются маленькие, не более 0,7%, но клиентам это невыгодно, поскольку никакие кешбэки за покупки не будут начислены.
В ходе скандала с Wildberries дело как раз и было в этих скрытых комиссиях, о которых рядовые граждане могли никогда и не догадываться: магазину выгоднее принимать оплату через национальную платёжную систему, вот он и сделал скидки, дискриминировав тем самым иностранные. Споры ни к чему не привели, Центробанк на иностранные платёжные системы влиять отказался — мол, пользуйтесь отечественными.
Победа конкуренции
В итоге победила конкуренция. Чтобы не уходить в России на второй план, Visa решила снизить комиссии при оплате товаров на маркетплейсах. Об этом сообщает РБК.
Изменения планируется вводить постепенно, расширяя список магазинов-льготников.
Первый этап — с 1 февраля 2022 года. Для маркетплейсов, у которых годовой объём платежей на сайте от 25 млрд до 150 млрд рублей, комиссия будет 1,4% для платежей через Apple Pay, Samsung Pay и тому подобное и 1,5% — для платежей с вводом данных карты. Если годовой объём интернет-трансакций будет больше 150 млрд рублей, то комиссии составят 1,2% и 1,3% соответственно. При этом на площадке должна отсутствовать ценовая дискриминация по картам Visa.
Второй этап — с 9 июля 2022 года. С этого дня к числу магазинов, для которых будет действовать льготная комиссия, добавятся онлайн-магазины мебели и товаров для дома с высокими объёмами продаж.
Третий этап — с 6 августа 2022 года. Пониженные комиссии распространятся и на крупные интернет-магазины бытовой техники.
Но выиграют ли покупатели?
Чтобы ответить на этот вопрос, придётся разобраться, что за комиссии снижает Visa. Она планирует уменьшить межбанковские комиссии, которые не равны эквайринговым, а являются их частью. Межбанковские комиссии устанавливаются платёжной системой, их платит банк продавца тому банку, который выпустил карту покупателя. Например, если на терминале магазина написано Сбербанк, а вы расплачиваетесь картой от Альфа-банка, то Сбер заплатит межбанковскую комиссию Альфа-банку. При этом Сбербанк, разумеется, компенсирует свои расходы за счёт магазина: ему достанется от торговой точки эквайринговая комиссия, из которой на оплату межбанковской уйдёт не более 70%.
Если же банки уменьшат эквайринговые платежи, то, получается, они останутся в минусе, ведь их межбанковские комиссии снизятся, а дополнительных доходов не появится. Магазины почувствуют облегчение и смогут ввести скидки покупателям не только по картам «Мир» и при оплате по QR-коду, но и по картам Visa. Правда, пока в этом замечен только Wildberries, так что те, кто не является его клиентами, могут даже не узнать о льготах. А банки тем временем начнут думать, как наверстать упущенную выгоду, и могут даже снизить кешбэк при оплате картами Visa, так что простые люди ещё и пострадают из-за нововведений.