Скидка за низкую ликвидность это
Что такое ликвидность
Ликвидность любой вещи — это возможность быстро продать ее по рыночной цене. Чем проще обменять вещь на деньги, тем более ликвидной она считается. Например, у станков на заводе низкая ликвидность — продать их быстро и по реальной стоимости не получится. А у денег абсолютная ликвидность — их, по сути, менять на самих себя не надо, они самоликвидные.
И станки, и деньги в этом случае называют активами. Актив на языке финансов — это какое-либо имущество. Ликвидность может быть не только у отдельного актива, но и у компании в целом.
Для чего оценивать ликвидность компании
Ликвидность активов оценивают, чтобы понять, насколько платежеспособна компания, которая ими владеет, может ли она фактически рассчитаться по своим долгам.
Если у фирмы много денег на счетах, а на складах большие запасы товаров, которые легко продать, ей проще получить кредит в банке или поставку без предоплаты. Значит, она без проблем рассчитается в срок.
Если же единственный актив предприятия — полуразвалившийся корпус завода на окраине города, а в кассе пусто, то в случае банкротства кредиторы будут долго ждать свои деньги обратно.
Виды ликвидности и их коэффициенты
Чтобы понять, способна ли компания вовремя расплатиться с кредиторами, на основе бухгалтерского баланса рассчитывают коэффициент ликвидности. Он показывает соотношение долгов компании и оборотного капитала.
Ликвидность бывает текущая, быстрая и абсолютная. Для каждого вида рассчитывают свой коэффициент.
Коэффициент текущей ликвидности, или коэффициент покрытия, равен отношению оборотных активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Его рассчитывают по формуле:
Ктл — коэффициент текущей ликвидности;
ОА — оборотные активы;
КО — краткосрочные обязательства.
Этот коэффициент показывает, как компания может погашать текущие обязательства за счет только оборотных активов. Чем выше коэффициент, тем выше платежеспособность предприятия. Если этот показатель ниже 1,5, значит, предприятие не в состоянии вовремя оплачивать все счета. Идеальный показатель — 2.
Коэффициент быстрой ликвидности равен отношению высоколиквидных текущих активов к краткосрочным обязательствам. При этом к высоколиквидным текущим активам не относят материально-производственные запасы, потому что их срочная продажа приведет к высоким убыткам. Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывают по формуле:
Кбл = (Кдз + Кфв + Дс) / КО,
Кдз — краткосрочная дебиторская задолженность;
Кфв — краткосрочные финансовые вложения;
Дс — остаток на счетах;
КО — текущие краткосрочные обязательства.
Этот коэффициент показывает способность ответить по текущим долгам в случае возникновения каких-либо сложностей. Ситуация в компании считается стабильной, если коэффициент не меньше 1.
Коэффициент абсолютной ликвидности равен отношению средств на счетах компании и краткосрочных финансовых вложений к текущим обязательствам. Этот показатель рассчитывают так же, как и коэффициент быстрой ликвидности, но без учета дебиторской задолженности:
Нормальным считается, когда этот коэффициент не ниже 0,2.
Ликвидность по сферам применения
Ликвидность предприятия — отношение долгов к ликвидным активам, то есть может ли компания быстро рассчитаться со всеми кредиторами. Часто понятия «ликвидность» и «платежеспособность» употребляют как синонимы.
Ликвидные активы — имущество, которое можно быстро продать по рыночной цене. В бухгалтерском балансе все активы предприятия указываются в самом начале. Активы делятся на оборотные и внеоборотные.
Оборотные активы — имущество, которое приносит предприятию доход в течение одного года. Как правило, это то, что используется в процессе производства или расчетов с партнерами: деньги, сырье, краткосрочная дебиторская задолженность, финансовые вложения на срок до одного года и т. д.
Внеоборотные активы используются и приносят прибыль более одного года: патенты и разработки, здания, оборудование, долгосрочные вложения.
Оборотные активы ликвиднее внеоборотных.
Активы делят на четыре группы:
А1 — самые ликвидные активы: деньги на счетах и краткосрочные финансовые вложения.
А2 — быстрореализуемые активы: краткосрочная дебиторская задолженность.
A3 — медленнореализуемые активы: запасы, НДС, долгосрочная дебиторская задолженность.
А4 — труднореализуемые активы: внеоборотные активы.
Противоположность активам — пассивы предприятия. К ним относят собственный капитал предприятия, например уставный или акционерный, а также заемные средства, например кредиты в банке. Пассивы баланса тоже делят на четыре группы — по степени срочности оплаты:
П1 — самые срочные обязательства: кредиторская задолженность.
П2 — краткосрочные пассивы: краткосрочные кредиты и займы, задолженность участникам по дивидендам и другим доходам.
ПЗ — долгосрочные пассивы: долгосрочные кредиты.
П4 — устойчивые пассивы: доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей.
Ликвидность баланса предприятия показывает, насколько активы покрывают обязательства — то есть хватит ли у компании в случае чего денег, чтобы расплатиться с долгами. При этом срок продажи активов должен соответствовать сроку погашения обязательств.
Ликвидность баланса рассчитывают как соотношение задолженности и ликвидных средств.
Баланс считается абсолютно ликвидным при следующем соотношении активов и пассивов: А1 ≥ П1, А2 ≥ П2, A3 ≥ ПЗ, А4 ≤ П4.
Сопоставление А1 и А2 с П1 и П2 позволяет выяснить текущую ликвидность, а А3 и А4 с П3 и П4 — перспективную ликвидность. Так можно спрогнозировать платежеспособность предприятия на основе сравнения будущих поступлений и платежей.
Ликвидность банка — условная характеристика. Обычно под ней подразумевают возможность банка расплатиться с клиентами, которые держат в этом банке депозитные счета. Когда банк выдает кредит, количество денег в нем снижается, а значит, снижается и ликвидность.
Чтобы ликвидность всегда была на достаточном уровне, у банка должны быть постоянные резервы. Причем не обязательно финансовые — часть денег вкладывают в разные активы, например в акции или облигации. При необходимости их можно быстро продать и нарастить собственную ликвидность. За ликвидностью банков следит Центробанк России.
Кроме того, банк, как и любая другая организация, имеет на своем балансе низколиквидные внеоборотные активы — здания, технику и так далее.
Ликвидность рынка. Ликвидность есть не только у отдельных компаний или банков, но и у целых рынков — ценных бумаг, услуг и так далее. У рынка будет высокая ликвидность, если на нем регулярно заключаются сделки, но при этом разница в ценах заявок на покупку и продажу невелика. Причем таких сделок должно быть много, чтобы каждая отдельная сделка на рынке не оказывала существенного влияния на цену товара.
Показателем ликвидности рынка является параметр «чёрн» (от английского churn — перемешивание). Это соотношение между объемом заключенных контрактов и стоимостью реально поставленных по этим контрактам товаров. Чтобы рынок считался ликвидным, чёрн должен иметь значение от 15 и выше.
Ликвидность ценных бумаг на фондовом рынке оценивают по объему торгов и величине спреда. Спред — это разница между максимальными ценами заявок на покупку и минимальными ценами заявок на продажу. Чем больше сделок и меньше разница, тем выше ликвидность.
Если можно быстро продать или купить много акций определенной компании без существенного изменения цены, то такие бумаги можно считать ликвидными, и наоборот.
Ликвидность денег — это возможность свободно расплачиваться ими, а также их способность сохранять свой номинал без изменения. В государствах с устойчивой экономикой национальная валюта обычно обладает самой высокой ликвидностью.
Изменение ликвидности денег напрямую связано с инфляцией: цены на товары растут одновременно с падением покупательной способности национальной валюты.
Ликвидность недвижимости — возможность быстро ее продать. Недвижимость менее ликвидна по сравнению с деньгами, ценными бумагами и товарными запасами предприятия. Продать ее быстро не получится — требуется оценка, сделки оформляются долго. Вдобавок продавец может предложить цену ниже рыночной, чтобы скорее продать актив.
На стоимость недвижимости влияют внешние факторы. Например, здание может дорожать, если район вокруг активно застраивается и развивается. Или, наоборот, дешеветь, если власти решат открыть рядом мусорный полигон.
При этом недвижимость — не низколиквидный актив. Для физлиц, например, вложения в недвижимость выгоднее, чем депозит в банке на сумму более 1,4 млн рублей. Если банк обанкротится, вкладчик получит компенсацию только в пределах этой суммы, а остальные деньги сгорят.
Анализ ликвидности
Платежеспособность компании можно узнать по бухгалтерскому балансу. Ликвидность баланса означает ликвидность предприятия. Когда надо оценить, может ли предприятие вовремя рассчитываться по всем обязательствам, — оценивают баланс.
Факторы, влияющие на ликвидность
Чтобы быть ликвидным, предприятие должно иметь много ликвидных активов. Кроме остатков на счетах, краткосрочных вложений и быстрореализуемых товарных запасов необходим и собственный капитал — прежде всего речь идет об уставном фонде. Вложения лучше диверсифицировать, чтобы их цена не зависела от ситуации на отдельных рынках.
На ликвидность предприятия влияют и внутренние факторы: система управления компанией, рациональная организационная структура, ее имидж. Всего этого в балансе нет: качество управления можно узнать, проанализировав другие документы компании — например, устав и финансовую отчетность. На репутацию влияют публикации в СМИ, мнения клиентов, экспертов на рынке и даже конкурентов.
Способы повышения ликвидности
Для повышения ликвидности необходимо повышать качество активов: увеличивать оборотный капитал и прибыль, снижать заемные средства. Еще один способ — снижение дебиторской задолженности: например, можно заключить с должниками договор цессии, чтобы передать обязательства дебитора третьему лицу.
Ликвидность на фондовом рынке
И как на ней зарабатывать
Мы уже рассказывали, как частному инвестору выбирать акции для покупки, основываясь не на заявлениях Трампа, а на финансовых показателях бизнеса.
Но чтобы торговать на фондовом рынке, надо учитывать и рыночные факторы. Главный из них — ликвидность. Разберем на примере Московской биржи.
Что вы узнаете
Что такое ликвидность
Ликвидность — это способность быстро продать какой-то актив по рыночной цене, то есть без скидок. Чем быстрее это можно сделать, тем выше ликвидность актива. Разберем на примерах. Сейчас будет обидно, готовьтесь.
Недвижимость — низколиквидный актив (вопреки тому, что говорили родители). Вы не сможете быстро продать квартиру по рыночной цене. Даже если есть покупатель, нужно время, чтобы собрать документы, все проверить, оформить сделку в Росреестре. Это не быстро, а значит, уменьшает ликвидность вашей квартиры. При этом у каждой квартиры ликвидность тоже разная — однушку в центре продать проще, чем трешку на окраине.
Использованная зубная щетка — неликвидный актив. Вряд ли вы сможете кому-то продать свою старую зубную щетку. Если вы, конечно, не Пэрис Хилтон. Щетка сразу после покупки теряет свою способность быть проданной кому-то по рыночной цене.
Аналогичный пример — новая машина, которая сразу после покупки теряет около трети стоимости. Некоторые старые модели можно продать разве что по программе утилизации. Машина, вопреки общепринятым представлениям, низколиквидный актив, на грани неликвидности.
Банковский вклад — ликвидность зависит от условий. Например, в том же Тинькофф-банке я могу закрыть свой вклад через приложение и на следующий день получить деньги. Но один день все же придется подождать, при этом из-за досрочного расторжения теряются накопленные проценты.
Ликвидность ценных бумаг
Инструменты фондового рынка — акции и облигации — самые ликвидные активы для инвестора. Когда биржа работает, ценные бумаги можно продать без проблем, просто открыв терминал или позвонив своему брокеру. Причем в случае с облигациями накопленный купонный доход не теряется, в отличие от тех же процентов по досрочно закрытому вкладу.
Но здесь есть свои тонкости. Представьте, что вы решили продать акции через терминал, открыли стакан заявок и в списке лучших предложений на покупку и продажу актива увидели, что на ваш объем акций нет достаточного спроса. Поздравляем: пришло время узнать о ликвидности фондового рынка.
Рынок считается высоколиквидным, если на нем регулярно заключают сделки и разница между ценами заявок на покупку и продажу невелика. При этом таких сделок должно быть много, чтобы каждая небольшая сделка не влияла на цену товара.
Ликвидность инструмента на фондовом рынке оценивают по количеству совершаемых сделок (то есть по объему торгов) и величине спреда. Спред — это разница между максимальными ценами заявок на покупку и минимальными ценами заявок на продажу. Чем больше сделок и меньше разница, тем выше ликвидность.
Если вы можете быстро продать или купить большое количество акций определенной компании без существенного изменения цены, то такие бумаги можно считать ликвидными, и наоборот.
Ликвидность на Московской бирже
У инвесторов с разным количеством денег будут разные требования к ликвидности. Разберем на примере.
Представьте трех частных инвесторов: один хочет вложить 1 миллион рублей, второй — 60 миллионов, а третий — 600 миллионов. Все трое пришли за акциями на Московскую биржу и открыли список с итогами торгов в обычный пятничный день. Когда мы писали эту статью, на Московской бирже торговалось 226 компаний. При этом для покупки доступна 281 акция: некоторые компании продают акции нескольких видов.
Вот как выглядит этот список, если отсортировать результаты по объему от большего к меньшему.
Первая страница — сливки нашего фондового рынка. Это самые ликвидные компании — так называемые голубые фишки. Возглавляет список Сбербанк: за день с его бумагами совершили 65 073 операции более чем на 11 млрд рублей.
Если представить, что инвесторы могут купить акции только какой-то одной компании, все трое легко разместят деньги в акциях первых пятнадцати компаний. Но уже дальше, начиная с «Ростелекома», объемы торгов акциями компаний падают ниже 594 млн рублей в день — инвестора с 600 млн эти бумаги не интересуют. А требованиям инвестора с 60 миллионами рублей соответствуют только первые 45 компаний.
Проще всего будет продавать и покупать акции инвестору с 1 миллионом рублей. Но даже ему подойдет чуть более сотни компаний: объемы торгов остальных уже меньше миллиона в день.
Конечно, в реальности всё иначе: с одной стороны, вам не нужно вкладывать все деньги в акции одной компании — вместо этого лучше диверсифицировать портфель, тогда требования к минимальному объему торгов будут ниже. С другой стороны, если объем торгов 1 миллион в день, то купить акции даже на 100 000 рублей будет не так легко. А потом не так легко будет их и продать. Ведь объем у нас суммарный не только на весь день, но и на всех участников рынка. Суть такова: не стоит покупать акций больше, чем потом получится легко продать.
Прежде чем покупать акции вроде как недооцененной компании, узнайте, какая у этих бумаг ликвидность. Иначе вы никогда не сможете продать их. Вернее, продать-то вы их сможете, но для этого потребуется время и, вероятно, снижение цены. А если снижать цену, то зачем было вкладывать?
Московская биржа на карте мира
Если посмотреть на ликвидность фондовых рынков разных стран, то станет понятно, что Московская биржа отнюдь не лидер по количеству компаний, чьи бумаги здесь торгуются.
Капитализация всех акций на Московской бирже около 630 млрд долларов, в то время как капитализация одной только компании «Эпл» более 900 млрд долларов. Московская биржа не входит даже в топ-20 крупнейших бирж, уступая фондовым биржам Мадрида, Тайваня и Сан-Паулу. На Московской бирже торгуется 281 различная акция от 226 компаний, в то время как на фондовых рынках США их тысячи.
Что такое Free float
Объем сделок — это еще не все, что определяет ликвидность той или иной акции. Инвестируя в ценные бумаги, важно помнить о показателе free float.
Низкий free float акций говорит о том, что частные лица могут продавать и покупать только небольшое число акций, поэтому и ликвидность их тоже будет низкой.
Чтобы понять, как free float влияет на ликвидность акций, приведу пример с двумя похожими на первый взгляд компаниями, акции которых торгуются на бирже.
Скидки и надбавки при продаже российских пакетов акций. Оценка влияния привилегированных пакетов акций
к.т.н. Яскевич Е.Е.
В отчете по оценке пакета акций, основанном на применении нескольких подходов, оценщик должен принять 2 существенно влияющих на конечный результат решения:
Подходам к решению этих вопросов посвящена настоящая работа.
Актуальность затронутой тематики заставляет сконцентрировать в данной работе отдельные рекомендации по определению диапазонов и конкретных величин скидок и надбавок, а также методики определения этих величин. Рыночные данные по продажам российских пакетов акций конкретизируют оцениваемые величины скидок и надбавок. В работе рассматриваются отдельные аспекты, связанные с определением стоимости привилегированных пакетов акций.
Данная работа ориентирована на подготовленного специалиста оценщика, — поэтому общие пояснения применяющимся терминам и определениям не приводятся, а указываются источники информации, откуда они взяты.
1. Виды надбавок и скидок.
Виды надбавок и скидок:
Другие виды скидок: скидка на блокирование (для относительно больших миноритарных пакетов акций); скидка на потерю ключевой фигуры (например, наследство); скидка на структуру портфеля (для двух и более не совпадающих видов действий компаний) и т.п. /2/
2. Факторы, обуславливающие введение скидок и надбавок.
Существенный характер имеет учет возможности государственного регулирования (например, наличие «золотой акции»).
3. Условия применимости скидок и надбавок. Взаимовлияние скидок и надбавок
ВЗАИМОВЛИЯНИЕ
- т стоимости контрольного пакета акций) /2/.
4. Диапазоны скидок и надбавок по данным зарубежных источников информации.
По данным работы /2/
По данным работы /3/:
По данным «Mergerstat Review» /www.mergerstat.com/:
По данным работы /5, Украина/:
5. Диапазоны скидок и надбавок по данным отечественных источников информации
ПП РФ № 369 от 31.05.2002 г.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ ЦЕНЫ ПОДЛЕЖАЩЕГО ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
Количество акций (процентов уставного капитала) | Коэффициент контроля |
От 75 до 100 % | 1,0 (1) |
где:
Уа — удельный вес пакета акций;
О — общая стоимость предприятия (бизнеса) как 100 % мажоритарный пакет;
НА — стоимость неоперационных активов;
Кк — надбавка за контроль;
Кл — скидка за ликвидность;
Кп — скидка за иные факторы влияния.
Следует отметить, что формула (1) при наличии «ликвидных» неоперационных активов (НА) не отражает полностью взаимовлияния скидок и надбавок (потребуется определять Кл и Кп для этих активов), как отмечалось в вышеприведенных источниках информации, — поэтому иногда целесообразно при этих условиях применять формулу:
Са = Уа * [(О — НА)*(1 + Кк)*(1-Кл)*(1 — Кп) + НА] (2)
Са = Уа * О *(1 — Кк)*(1-Кл)*(1-Кп) (3)
где:
Кк — скидка за контроль (для удобства применения используется обозначение — идентичное надбавке за контроль);
Кл — скидка за ликвидность;
Кп — скидка за иные факторы влияния.
Для блокирующего пакета может быть применен промежуточный вариант, в зависимости от оперативного применения либо скидок, либо надбавок.
9. Исследования российского рынка акций.
Для проведения исследований анализировались данные по продаже российских пакетов некотируемых акций ОАО. Для анализа были использованы данные:
У автора имеются дополнительные данные (около 15 продаж), однако отсутствие информации по «чистоте» проведенных сделок не позволяет применять их для анализа.
Нижеприведенный график показывает общие тенденции изменений надбавок и скидок для проданных пакетов некотируемых акций ОАО.
Как видно из графика, мажоритарные пакеты имеют наибольшие надбавки при продажах пакетов, близких к контрольным. Миноритарные пакеты имеют скидки, имеющие тенденции увеличения пропорционально удельному весу пакетов.
Максимальная надбавка (72,9 %) зафиксирована при продаже 51 % — го пакета акций предприятия, относящегося к пищевой промышленности.
Минимальная скидка в 73,0 % зафиксирована при продаже 0,5 % — го пакета акций автотранспортного предприятия.
На графике зафиксирована неявная тенденция снижения скидок в области «блокирующих» пакетов (20…40 %). Тенденция может быть случайной (во всяком случае, она требует статистической проверки).
На основании полученных данных определены ориентировочные диапазоны надбавок и скидок для различных пакетов акций
В табл. 4 приведены наиболее вероятные диапазоны и средние значения надбавок и скидок для различных пакетов некотируемых акций ОАО
ПАКЕТ | 0+ | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5- | 0,5+ | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
НАДБАВКА | — | — | — | — | — | — | + | + | + | + | + |
Максимум | 0,73 | 0,58 | 0,39 | 0,22 | 0,04 | ||||||
Среднее | 0,50 | 0,405 | 0,285 | 0,155 | 0,02 | ||||||
Минимум | 0,27 | 0,23 | 0,18 | 0,09 | 0 | ||||||
СКИДКА | + | + | + | + | + | + | — | — | — | — | — |
Максимум | 0,75 | 0,48 | 0,36 | 0,29 | 0,25 | 0,19 | |||||
Среднее | 0,615 | 0,40 | 0,26 | 0,185 | 0,145 | 0,095 | |||||
Минимум | 0,48 | 0,32 | 0,16 | 0,08 | 0,04 | 0 |
10. Привилегированные и обыкновенные акции (подходы на основе выплаты дивидендов, сравнительные подходы, обобщения подходов).
Облигации, привилегированные и обыкновенные акции различаются последовательностью возмещения денежных средств (если предприятие ликвидировано, то в первую очередь погашается задолженность по облигациям, затем по привилегированным акциям и в последнюю — по обыкновенным акциям). Облигации дают право на гарантированные выплаты, привилегированные акции — на дивиденды (при наличии прибыли). Скидки на ликвидность, по своей величине, — меньше для облигаций, более высокие по привилегированным акциям и самые высокие — по обыкновенным /3/.
При изучении Устава предприятия и отчетов по эмиссии акций устанавливаются:
Рассмотрим общий случай и установим максимально возможную стоимость привилегированных акций при условии выплаты дивидендов только по привилегированным акциям в размере 10 % от ЧОД.
О = Оо + Оп (4)
где:
Оо — стоимость всех обыкновенных акций;
Оп — стоимость всех привилегированных акций.
Найдем стоимость Оп путем капитализации дивидендов:
Оп = 0,1*ЧОД / Кп.кап (5)
где:
Кп.кап. — коэффициент капитализации привилегированных акций
Максимальная стоимость привилегированной акции (Сп):
Сп = Оп / 0,25*N = 0,1*ЧОД / (Кп.кап.* 0,25* N) = 0,4*ЧОД / Кп.кап.* N (6)
где:
N — общее количество выпущенных акций.
Найдем общую стоимость предприятия путем капитализации денежного потока:
О = ДП / Ккап. (7)
где:
ДП — денежный поток для всего предприятия;
Ккап. — коэффициент капитализации для всего предприятия.
Определим стоимость всех обыкновенных акций:
Оо = О — Оп = ДП / Ккап. — 0,1*ЧОД / Кп.кап. (8)
Рассмотрим гипотетическую ситуацию, когда ДП = ЧОД:
Оо = ЧОД / Ккап. — 0,1*ЧОД / Кп.кап. = ЧОД*(1/ Ккап. — 0,1/ Кп.кап.) (9)
Определим стоимость обыкновенной акции Со:
Со = Оо/ 0,75* N = ЧОД*(1/ Ккап. — 0,1/ Кп.кап.) / 0,75*N = 1,33*ЧОД*(1/ Ккап. — 0,1/ Кп.кап.) / N (10)
Найдем соотношение между максимальной стоимостью привилегированной и стоимостью обыкновенной акции:
Сп/Со = (0,4*ЧОД / Кп.кап.* N) / (1,33*ЧОД*(1/ Ккап. — 0,1/ Кп.кап.) / N) = 0,3 / [ Кп.кап.*(1/Ккап. — 0,1/ Кп.кап.) = 0,3 / (Кп.кап./Ккап. — 0,1) (11)
Найдем цифровые выражения для соотношения «Сп / Со», принимая произвольные значения коэффициентов капитализации при выполнении следующего условия:
Ккап. > Кп.кап.
Кп.кап./Ккап | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
Сп / Со | 3,00 | 1,50 | 1,00 | 0,75 | 0,60 | 0,50 | 0,43 | 0,38 |
В табл.5 приведены соотношения стоимостей обыкновенных акций и максимальных стоимостей привилегированных акций (при расходовании 0,1 ЧОД на выплату дивидендов только по привилегированным акциям ).
Рассмотрим ситуацию, когда на выплату дивидендов может расходоваться 0,1 ЧОД и общие дивиденды выплачиваются равномерно:
0,05 ЧОД — по привилегированным акциям;
0,05 ЧОД — по обыкновенным акциям.
Небольшие математические выкладки с измененными условиями в этом случае дают нам следующее выражение:
Сп/Со = 0,15 / (Кп.кап./Ккап. — 0,05) (12)
Найдем цифровые выражения для «Сп / Со», принимая произвольные значения коэффициентов капитализации при выполнении следующего условия:
Ккап. > Кп.кап.
Кп.кап./Ккап | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
Сп / Со | 1,00 | 0,60 | 0,43 | 0,33 | 0,27 | 0,23 | 0,20 | 0,18 |
Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда дивиденды выплачиваются из расчета: дивиденды по обыкновенным акциям равны половине от дивидендов по привилегированным акциям, при этом на выплату дивидендов может расходоваться 0,1 ЧОД:
Несложные математические выкладки при соотношениях 25/75%% привилегированных и обыкновенных акций показывают, что в этом случае получается:
0,04 ЧОД — по привилегированным акциям;
0,06 ЧОД — по обыкновенным акциям.
Небольшие математические выкладки с измененными условиями в этом случае дают нам следующие выражения:
Сп/Со = 0,12 / (Кп.кап./Ккап. — 0,04) (13)
Найдем цифровые выражения для соотношения «Сп / Со», принимая произвольные значения коэффициентов капитализации при выполнении следующего условия:
Ккап. > Кп.кап.
Кп.кап./Ккап | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
Сп / Со | 0,75 | 0,46 | 0,33 | 0,26 | 0,21 | 0,18 | 0,16 | 0,14 |
При производстве показательных расчетов автор намеренно сделал упрощения, которые не потребуются в процессе производства расчетов при работе над отчетом по оценке. Определим ориентировочно необходимые сведения, требующиеся для установления соотношения «Сп / Со»:
Автор считает, что сложности с определением отдельных параметров оперативно устранимы (например, в части определения Ккап., — могут быть применимы косвенные методы).
Нами рассмотрены соотношения «Сп / Со» на базе дивидендной политики предприятия (доходным подходом). Попытаемся осмыслить эти соотношения с точки зрения сравнительного подхода, опираясь на следующие положения:
Вероятно, в первом приближении, стоимость как обыкновенной, так и привилегированной акции может быть привязана к базовой стоимости акции:
По общему определению стоимость обыкновенной акции можно выразить в виде:
Со = Б*(1-Кок)*(1 — Кол) (14)
Стоимость привилегированной акции можно выразить в виде:
Сп = Б*(1-Кпк)*(1 — Кпл) (15)
где:
Б — базовая стоимость акции (определяется как общая стоимость предприятия «О», деленная на общее количество выпущенных акций «N»: Б = О / N );
Кок и Кпк — скидки за контроль к обыкновенным и привилегированным акциям;
Кол и Кпл — скидки за ликвидность к обыкновенным и привилегированным акциям.
Прочие скидки для упрощения расчетов — не учитываем.
Сп / Со = (1-Кпк)*(1 — Кпл) / (1-Кок)*(1 — Кол) (16)
Следует учесть, что при выплате дивидендов скидка Кпк — максимальная (как следует из табл.4, — 0,75), откуда имеем:
Сп / Со = 0,25*(1 — Кпл / (1-Кпк)*(1 — Кпл) (17)
В условиях невыплаты дивидендов по всем типам акций следует ориентироваться на формулу (16). В этих условиях коэффициенты контроля и ликвидности для привилегированных и обыкновенных акций могут быть близки, однако теоретически коэффициенты контроля и ликвидности по привилегированным акциям могут только приближаться к аналогичным коэффициентам по обыкновенным акциям. Равенство этих коэффициентов — маловероятно. В этой связи соотношения «Сп / Со» при доверительных вероятностях порядка 90…95 % могут располагаться в диапазоне 0,90…0,99. Иными словами: в большинстве случаев покупатели ценят обыкновенные акции выше привилегированных (это будет косвенно показано ниже при анализе стоимости предложений на покупку и продажу акций второго эшелона).
Попробуем приравнять стоимость привилегированной акции, определенную по доходному подходу (на основе выплат дивидендов) к стоимости привилегированной акции, определенной при сравнительном подходе на основе базовой стоимости
Рассмотрим, как было выше показано, три возможных варианта выплаты дивидендов:
Вариант 1 (максимальная стоимость привилегированной акции):
0,1 ЧОД — весь расходуется на дивиденды для привилегированных акций;
Вариант 2
0,05 ЧОД — выплаты дивидендов по привилегированным акциям;
0,05 ЧОД — выплаты дивидендов по обыкновенным акциям;
Вариант 3
0,04 ЧОД — выплаты дивидендов по привилегированным акциям;
0,06 ЧОД — выплаты дивидендов по обыкновенным акциям.
Приравниваем стоимости привилегированных акций:
Вариант 1:
0,4*ЧОД / Кп.кап.* N = (О/ N)* 0,25*(1 — Кпл) (18)
Кпл = 1 — 1,6* [ ЧОД / (О*Кп.кап.)] (19)
В первом приближении мы можем приравнять соотношение «ЧОД / О» к коэффициенту капитализации предприятия:
ЧОД / О = Ккап. (20)
Кпл = 1 — 1,6* (Ккап. / Кп.кап.) (20)
Аналогичные выкладки для варианта 2 приводят к выражению:
Кпл = 1 — 0,8* (Ккап. / Кп.кап.) (21)
Аналогичные выкладки для варианта 3 приводят к выражению:
Кпл = 1 — 0,64* (Ккап. / Кп.кап.) (22)
В табл.8 определены величины «Кпл» при проигрывании ситуаций с различными соотношениями «Кп.кап./Ккап».
Варианты (№) | Кп.кап./Ккап | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
1 | Кпл | — 7,00 | — 4,33 | — 3,00 | — 2,20 | — 1,67 | — 1,28 | — 1,00 | — 0,77 |
2 | Кпл | — 3,00 | — 1,67 | — 1,00 | — 0,60 | — 0,33 | — 0,14 | 0 | 0,11 |
3 | Кпл | — 2,20 | — 1,13 | — 0,60 | — 0,28 | — 0,07 | 0,09 | 0,20 | 0,33 |
Из табл.8 следует вывод:
При выплате дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям при различных соотношениях «Кп.кап./Ккап» могут иметь место для привилегированных акций как скидки на ликвидность (в табл.8 — со знаком «+»), так и надбавки (в табл.8 — со знаком «-«). При этом вероятность появления надбавок тем выше, чем больше удельный вес ЧОД, расходуемый на выплату дивидендов по привилегированным акциям. В нашем случае надбавки и скидки рассматриваются применительно к базовой стоимости акции.
Частично ответ на этот вопрос мы можем получить при анализе рынка купли — продажи акций второго эшелона.
11. Акции второго эшелона. Разница в стоимости привилегированных и обыкновенных акций
Рассматривая котировки акций второго эшелона на базе сайтов Интернет (http://www.nqs.ru/ и т.п.), при выплате дивидендов как по привилегированным, так и по обыкновенным акциям, мы видим разницу между стоимостью этих акций.
В табл.9 приведены отдельные сведения по соотношениям «Сп / Со» для различных отраслей.
Отрасль | Сп / Со Предложения | ||||||
покупка | Среднее | Продажа | |||||
Кол-во | Среднее | Коэф. вариации | Кол-во | Среднее | Коэф. вариации | ||
Нефтяная | 21 | 0,53 | 0,24 | 0,58 | 5 | 0,63 | 0,26 |
Газовая | 7 | 0,81 | 0,26 | 0,79 | 4 | 0,77 | 0,24 |
Энергетика | 6 | 0,50 | 0,34 | 0,62 | 7 | 0,76 | 0,20 |
Банковское дело | 5 | 0,84 | 0,36 | — | 0 | — | — |
Связь | 12 | 0,51 | 0,19 | 0,58 | 8 | 0,66 | 0,49 |
Металлургия | 3 | 0,91 | — | — | 0 | — | — |
Автомобильная | 1 | 0,40 | 0,49 | 1 | 0,58 | — | |
Химическая | 0 | — | — | 1 | 0,44 | — |
Рассмотрим, что-же можно почерпнуть из этой разницы:
1). Средние величины соотношений «Сп / Со» по предложениям к продаже находятся выше средних величин по предложениям к покупке:
2). Наибольшие значения соотношений «Сп / Со» зафиксированы для предложений на покупку в отраслях, связанных с банковским делом (0,84) и металлургией (0,94).Следует отметить, что в этих отраслях отдельные предложения имели соотношения «Сп / Со» на уровнях,превышающих 1,0. Это может служить косвенной характеристикой следующих параметров:
3). Средние величины соотношений «Сп / Со», найденные по осреднению спроса и предложения в вышеуказанных отраслях, находятся в диапазоне 0,49…0,79. В большинстве случаев для рассматриваемых отраслей стоимость привилегированной акции — ниже стоимости обыкновенной.
1). Виды скидок и надбавок:
2). Для практикующих оценщиков на базе рынка продаж некотируемых пакетов акций ОАО определены на графике тенденции изменения скидок и надбавок. В табл. 4 приведены наиболее вероятные диапазоны и средние значения общих надбавок и скидок для различных пакетов некотируемых акций ОАО.
3). При выплате дивидендов по определенным типам акций необходимыми параметрами, требующимися для установления соотношения между стоимостью привилегированной о обыкновенной акциями являются:
Необходимые расчетные формулы для установления этого соотношения приведены в тексте.
4). При отсутствии выплат дивидендов по всем типам акций для расчетов соотношений между привилегированными и обыкновенными акциями предлагается ориентироваться на формулу (16). Расчетные соотношения «Сп / Со» при доверительных вероятностях порядка 90…95 % могут ориентировочно располагаться в диапазоне 0,90…0,99.
5). Нормативные коэффициенты контроля, приведенные в Приложении №1 к ПП РФ № 369 от 31.05.2002 г. показывают: