Скидка на торг для транспортных средств
Торг при покупке авто с пробегом: как снизить цену б/у машины
Почти все автовладельцы, выставляя на продажу свою машину, намеренно завышают ее стоимость, чтобы сторговаться в процессе осмотра. Идеальные машины не продают! И чем раньше вы постигнете эту истину, тем скорее сможете подобрать подходящий вариант. А мы для вас составили гид о том, как снизить стоимость машины с пробегом.
Алексей Петрин, автоэксперт:
«Самое главное, что вы должны запомнить в вопросе снижения цены на б/у машину, – по телефону торговаться категорически запрещено! Во-первых, это глупо – обсуждать цену, не видя товара. Цена на продающийся автохлам может быть завышена на 100-150 тысяч рублей, а в телефонном разговоре вы сторгуете 10 000 рублей. И зачем вам это ведро с гвоздями за огромную сумму?
Во-вторых, вы можете отпугнуть продавца. Мало кто хочет заключать сделки с неответственными перекупщиками. Требуя снизить стоимость заочно, вы выглядите именно так».
Как снизить цену на б/у авто
Визуально
Стоит начать со своего внешнего вида и манеры вести диалог. Будьте опрятным и вежливым, пусть это сыграет вам на руку. Не стесняйтесь задавать вопросы.
После вежливого знакомства и расспросов с пристрастием нынешнего владельца о всех недочетах, переходите к осмотру автомобиля:
Тест-драйв
Прислушайтесь к звуку мотора. Обратите внимание, как переключаются передачи. На МКПП не должно быть слышно хруста, визга, скрежета ни в одном из положений. Передачи должны включаться с первого раза (если вы, конечно, не новичок за рулем). Машины с рабочей АКПП не дергаются при переключении передач. Если это не так, владелец должен уступить как минимум на цену новой коробки.
Проверьте, не ведет ли машину в сторону. Если да, то машине либо нужен сход-развал (от 2000 рублей), либо у него повреждена геометрия кузова вследствие аварии. Тогда от покупки лучше отказаться вовсе. Послушайте, как ведет себя подвеска: она не должна бренчать на кочках и «клевать» при торможении. Руль не должен вибрировать, и при повороте не должно раздаваться щелчков и хрустов.
Если вы обнаружили что-то из перечисленного, значит, какие-то из шарниров в подвеске в критическом состоянии, или пришла пора заменить амортизаторы. Это расходные материалы — не стоит пугаться! Но владелец обязан скинуть цену за замену элементов подвески.
Онлайн
Проверьте автомобиль заранее через онлайн-сервис «Автокод» и поезжайте на осмотр подготовленные. При встрече задавайте вопросы продавцу, уже заранее зная, где он говорит правду, а где лукавит. А после покажите отчет. Он как раз и послужит поводом для снижения цены.
Торг при покупке автомобиля с пробегом начните с обращения внимания продавца на все поломки и погрешности, о которых он умолчал. Во время осмотра складывайте в уме цены на устранение недочетов. Именно это и будет та скидка, которую вы запросите у продавца.
Екатерина Липатова, редактор женского автопортала Careta.info:
«Любой обнаруженный дефект должен стать поводом для снижения стоимости автомобиля: скол, царапина, неработающая лампочка, сломанный переключатель и т. п. А любая существенная проблема – довод в пользу отказа от покупки. Осмотрите автомобиль с пристрастием и сэкономьте свои же нервы и деньги. Итоговая стоимость машины будет зависеть от ваших способностей тактично, но четко показать продавцу недостатки машины, которые устранять придется уже вам как новому владельцу. Научитесь торговаться аргументированно».
Что говорить во время торга
Оцените все похожие предложения на рынке, сравните цены. Множество таких же автомобилей со схожей комплектацией, но с более низкой стоимостью должны поубавить пыл продавца.
Если владелец упрямо настаивает на высокой цене, ссылаясь на дорогое дополнительное оборудование: мощная аудиосистема или спутниковая охрана, то предложите его снять. Вряд ли продавец будет этим заниматься, потому что это, как правило, не так уж и просто. К тому же невыгодно. Отдельно от машины дополнительное оборудование стоит копейки.
Если продавец задает вопрос: «А за сколько возьмете?», – срочно берите инициативу в свои руки. Владелец сомневается в цене, которую указал в объявлении! Опираясь на то, сколько времени, сил и денег вам теперь придется потратить, чтобы довести машину до ума, снижайте стоимость до приемлемой.
Что делать, если продавец не скидывает цену
Если продавец никак не соглашается торговаться, будьте хитрее, обратитесь к законам НЛП. Внимательно выслушайте его, улыбнитесь, скопируйте его позу, не настаивайте. Ответьте своими доводами в пользу снижения цены. Смотрите продавцу в глаза, не перебивайте, когда он говорит. Оперируйте своим знанием автомобильного рынка и ценами на б/у машины, запчасти и работы. Но не забудьте перед этим на самом деле изучить рынок.
Если вежливость, психология, видимые недочеты авто, заключение о поломках из СТО не помогли снизить стоимость машины, но автомобиль все еще вам нравится, то может не так уж и важны эти 10-15 тысяч рублей? Если решитесь на сделку, перед заключением договора купли-продажи советуем проверить владельца авто через специальный сервис. Возможно, в отношении него возбуждено исполнительное производство, которое может привести к ограничениям ГИБДД. Может быть ситуация, при которой судебные приставы направили документы на арест автомобиля в ГИБДД, но на момент сделки автоинспекция не успела получить эти документы или внести данные об ограничениях в базу. Новый владелец покупает юридически чистый автомобиль, а на следующий день у ТС появляются запреты. Пока старый собственник не погасит долги, новый владелец не сможет зарегистрировать машину в ГИБДД.
Если и это не сработало, но машина очень нравится, попробуйте оформить автокредит. Выбрать предложение с самой низкой процентной ставкой сможете здесь.
Если же любви к выбранному авто вы не почувствовали, смело приступайте к поиску следующего варианта.
Как торговаться с официальным дилером
Содержание
До сих пор считается, что покупать у дилеров надежнее, пусть и с переплатой. Увы, это не так. Официальный представитель марки выставит на продажу «кота в мешке» без зазрения совести. И в любом случае попробует нажиться на покупателе. Потому торговаться можно и даже нужно. Разберемся по порядку.
Причины торговаться
Не упускайте возможность получить скидку, если:
Автодилер всего будет продавать машину дороже, чем она стоит на самом деле. Потому что в сумму, которую озвучивает менеджер, входят его проценты от продажи, а также расходы на ТО или рехтовку деталей, которую проходят все б/у автомобили, поступающие для продажи.
Размер скидки
Понятие «маржа» в случае с подержанными машинами также работает: автосалоны часто закупают авто с пробегом через трейд-ин, а значит, на 10-15% дешевле. Разницу салон забирает себе. В таком размере и нужно выбивать у дилера скидку.
Также дилер зарабатывает на оформлении полисов КАСКО, дополнительном оборудовании и кредитных договорах «на месте». Страховка, а также кредит от банка-партнера приносят автодилеру доход до 20% от цены. Например, если вы оформите КАСКО на 100 тысяч рублей, дилер получит с этой сделки 10-20 тысяч. Если вы берете машину за 0,5-1 миллион рублей, смело просите скинуть те самые 10-20 тысяч рублей.
Чтобы получить максимальную скидку, нужно соблюсти ряд условий.
Условия для успешного торга
Чтобы скинуть цену, приезжайте к дилеру в субботу или воскресенье за полчаса-час до закрытия: менеджер не успеет вас «обработать» за такой короткий срок.
Поезжайте выбирать подержанный автомобиль у дилера в плохую погоду или сразу же, как только небо немного прояснится. Сильный дождь, ветер, лужи или даже град не вдохновляют людей на покупки – большинство предпочитает остаться дома. Вы можете приехать к дилеру и увидеть, что, кроме вас, больше нет покупателей – просите скидку!
Посещайте дилера в последний день месяца. План продаж б/у машин есть у большинства автосалонов, и если энной суммы не хватает, менеджер будет готов на все. Если приедете 25 числа (многие в этот день получают аванс), скидку выбить получится вряд ли.
Общайтесь с одним и тем же менеджером и тратьте его время столько, сколько необходимо для разумной покупки. Но не перегибайте палку. Чем больше продавец вложит в вас сил и нервов, тем труднее ему будет «отпустить вас» и тем охотнее он пойдет на уступки. Но при этом вы не должны быть безнадежным: если интереса к автомобилю нет, не тратьте свое время и менеджера.
Ведите торги наедине с менеджером. Продавец не пойдет на уступки, если поймет, что скидку может попросить кто-то ещё. Общайтесь как покупатель и продавец, без лишней аудитории.
Используйте «живые деньги». Если вы будете трясти перед менеджером стопкой денег, пусть чуть меньшей по эквиваленту, чем стоит автомобиль, он не откажется от скидки.
Не ограничивайтесь одним дилерским салоном и одним днем. Наберитесь терпения, посетите 3-5 центров. Берите распечатки с ценами, сравнивайте. Во-первых, у одного из них цена действительно может быть ниже, чем у других. Во-вторых, на этом можно грамотно сыграть. Как именно, расскажем чуть позже.
Пара козырей в рукаве
Также полезно проверить интересующую модель с помощью мобильного приложения «Автокод». Сервис «прогонит» автомобиль более чем по 16 базам, включая ГИБДД, РСА, налоговую, таможенную службы, банки, суды и другие источники. Для начала проверки введите госномер машины в специальное поле и через 2 минуты ждите результат. Отчет покажет:
Стоимость одной проверки – 399 рублей.
Если видите, что интересующая модель стоит одинаково у частников и дилера, будьте уверены: у машины в автосалоне либо непорядок с историей/документами, либо техническое состояние оставляет желать лучшего.
Действия покупателя
Все условия соблюдены, настал час икс: вы стоите напротив менеджера дилерского салона и собираетесь торговаться. Важно понимать: а) как себя вести; б) что говорить.
Как говорить
Запомните: никакой агрессии. Даже если вы устали и хотите домой или торопитесь куда-то. В дилерском салоне работают такие же люди, которые зарабатывают на хлеб продажами машин и услуг. Будьте с менеджером вежливы, аргументируйте торг, а не просто требуйте скидку. Грубость легко приедет к тому, что ваши условия будут рассматривать часами. А продавец в это время будет спокойно заниматься другими, более тактичными покупателями.
Менеджеры дилерских салонов получают поощрение за положительный отзыв клиента. Если вы относитесь к продавцу лояльно, он сам будет готов предложить вам бонусы, выгодные условия или расскажет о машине моменты, о которых вы не знали.
Говорите ясно, четко, не бубните. Говоря не всю правду, не показывайте волнения. Если не умеете врать, а скидку хотите – надейтесь только на условия для торга. Попросить помочь друга тоже можно, но не всегда эффективно. Менеджер пойдет на уступки, если поймет, что мнение другого человека очень важно для вас.
Некоторые автовладельцы советуют в день покупки машины не ходить с сияющим лицом по автосалону – есть возможность получить бонусы, подарки. Особенно, если к моменту покупки выяснится, что автомобиль нужно долго и дорого ремонтировать, изменились условия кредитования и пр. Негативные эмоции все же можно показывать, но только не агрессию.
Что говорить
9 из 10 машин с пробегом имеют недостатки. Проблемы с подвеской, салон в ожогах от сигарет, 10 владельцев, залог и т.д. Ненавязчиво укажите на проблемы и скажите, сколько вы готовы заплатить. Так вы покажете продавцу, что хотите купить машину, но ряд недочетов заставляет вас сомневаться. Вкупе с аргументами менеджер охотно пойдет на скидку, только не выкладывайте все козыри сразу.
Сумма, которую вы предлагаете за машину, должна быть ниже той цены, которую вы нас самом деле готовы заплатить. Так, если машина стоит 500 тысяч рублей, предлагайте за нее 450-460 тысяч. Даже если готовы отдать 480. Если продавец предлагает компромисс – 470 тысяч, попросите несколько минут для раздумий и переберите варианты бонусов: ТО, доп.оборудования, аксессуаров. Предложите продавцу вместе с его ценой организовать бонус или просто ждите реакции: часто менеджеры готовы сделать скинуть цену и даже сделать подарок, чтобы не потерять клиента. Особенно это касается б/у машин стоимостью от 1 миллиона рублей.
Скажите продавцу, что видели интересующую модель у конкурентов дешевле на 15-20 тысяч рублей. Для убедительности покажите распечатку с зачеркнутой ценой. Или сами огласите сумму желаемой скидки, объяснив, что так вы не поедете в другие салоны. При таких условиях автосалоны охотно снижают цену.
Правило трех «НЕ»
Чтобы купить б/у автомобиль у дилера на выгодных условиях, запомните 3 правила:
НЕ показывайте продавцу, что хотите купить машину. Тогда скидку он вам не предложит и сам на нее не согласится. Вас просто интересует транспортное средство, никаких «автомобилей мечты»!
НЕ говорите менеджеру, сколько у вас денег на самом деле. Озвучивайте сумму несколько меньше или не говорите о деньгах вообще. Например, если хотите купить машину за 400 тысяч, скажите, что у вас есть только 360. Продавец вынужден будет скинуть. Тем более, если модель «неходовая».
НЕ рассказывайте дилеру, сколько времени потратили на поиски модели. Есть авто, найти которые действительно трудно, но указывать на это нельзя ни в коем случае! Иначе на скидку не рассчитывайте.
Что самым важным в торге считаете вы? Оставляйте свои комментарии внизу статьи.
Секреты успешного торга при продаже б/у автомобиля
Что делать, когда хочется продать машину за хорошие деньги, но при этом не потерять покупателя? Торговаться. О том, как сделать это правильно, расскажем далее.
Содержание
Узнайте, на чем может сыграть покупатель
Самый простой, эффективный способ подготовиться к торгу – знать, за что покупатель будет просить скидку. Сегодня люди легко мониторят машины самостоятельно. Так сделайте это до них!
Удобно проверить историю автомобиля на сайте или в мобильном приложении «Автокод». Сервис «прогонит» машину более, чем по 12 источникам, включая ГИБДД, страховые организации, РСА, налоговую, таможенную службы и другим. Для того, чтобы начать проверку, нужно знать госномер или VIN автомобиля.
Сервис проверит машину за 5 минут и вышлет отчет на вашу электронную почту. Вы узнаете информацию об ограничениях ГИБДД, пробега, количестве владельцев, ДТП, ремонтах и т.д.
Все потраченные на проверку средства можно будет включить в стоимость автомобиля.
Поводы снизить цену
Подготовьтесь к тому, что покупатель вполне обоснованно может просить скидку за:
Покупатель может найти другие аргументы в свою пользу. Если они адекватны – смело делайте скидку.
Подготовьтесь морально, продумайте все ходы
Перед тем, как выставить в объявлении сумму, за которую вы продаете машину, подумайте, сколько вы готовы скинуть. Обычно это 5-20 тысяч, не более. Причем, 20 – это если покупатель нашел целую кучу проблем и готов брать машину даже с ними. Да, будьте готовы скинуть цену, иначе придется продавать автомобиль перекупщикам, а те всегда здорово занижают цену.
Не упирайтесь в цену – рискуете потерять покупателя. Есть случаи, когда продавец не уступает каких-то 5 тысяч. Тогда покупатель находит другую машину, еще дешевле. Предыдущий продавец потом звонит и говорит, что готов к скидке. Но она уже не нужна, как и сам автомобиль.
Будьте готовы к торгу. Но помните: он должен быть аргументированным и разумным. Не введитесь на давление покупателя, надуманные дефекты, мнимые недостатки. Если тот перегибает палку – покидайте место встречи. Ваша машина достойна адекватного нового владельца. Нехватка денег у покупателя не должна повлиять на стоимость автомобиля.
Как себя вести
Есть, как минимум, 5 правил поведения при общении с покупателем, от которых вы только выиграете:
Можете вынести другие моменты из общения с опытными автовладельцами, вживую или на форумах. Главное, чтобы они были разумными и подтвержденными опытом продажи автомобиля.
Что делать на осмотре: советы психолога
Чтобы торг при осмотре авто прошел для вас успешно, прислушайтесь к советам психолога Оксаны Истоминой:
Торг пройдет успешно, если вы скинули минимальную цену и машина уйдет к адекватному человеку. Оба момента вы можете проконтролировать самостоятельно.
Аналитика
Информация из данного раздела является обобщением данных из открытых источников, а также опыта Экспертов Ассоциации.
Осмотр объектов
2. При невозможности произвести осмотр объекта оценки соответствующая информация должна быть отражена в задании на оценку или в самом отчете об оценке (например, см. п. 5 ФСО №7).
3. Использование результатов фотофиксации, предоставленных третьими лицами, в т.ч. Заказчиком оценки, целесообразно сопровождать анализом достоверности соответствующих материалов.
Анализ рынка
Угроза коронавируса может влиять на рыночные условия. Однако на большинстве рынков еще не ясно, в какой степени. Осложняющие факторы связаны с колебаниями на фондовом рынке и изменением процентных ставок по ипотечным кредитам.
Анализ рынка включает наблюдение за реакцией рынка. Этот анализ становится более сложным, когда сами участники рынка сталкиваются с неопределенностью.
Отчеты об оценке должны включать обсуждение состояния рынка, а также упоминание о вспышке коронавируса и ее возможном воздействии.
Appraisal Institute опубликовал два руководства, которые предоставляют полезные руководящие принципы в условиях пандемии:
Эта пандемия сделала работу по оценке недвижимости в большинстве стран трудной для проведения в отсутствие рыночной активности (сделки редки, если вообще не существуют), как это постулируется определением рыночной стоимости.
3. Позиция «Deloitte» по затронутым секторам экономики
Китай – сильное воздействие (почти во всех секторах):
Страны Европы, Ближнего Востока и Северной и Южной Америки:
Примечание Ассоциации: по мере развития пандемии в странах Европы на их рынках все больше проявляются те же негативные воздействия, что и в Китае и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
4. Позиция «CBRE group» по рынку недвижимости:
5. Позиция CUSHMAN & WAKEFIELD (рынок России):
Влияние пандемии на различные сегменты не одинаково. Если в краткосрочной перспективе основным фактором являются административные ограничения, то в среднесрочной – экономическая рецессия. В долгосрочной перспективе на первый план выходят социальные изменения.
• Офисы в меньшей степени подвержены краткосрочному влиянию, но в итоге этот рынок может измениться сильнее всего.
• Склады начинают играть все большую роль, отнимая рынок у традиционной торговли. В долгосрочной перспективе эффект будет минимальным.
• Торговая недвижимость сильно пострадала на первом этапе, однако эффект будет снижаться со временем.
• Потребительский рынок переживал спад задолго до карантина. Возвращение к исходным объемам после отмены ограничений – маловероятно.
• Девальвация рубля вкупе с социальной поддержкой создают инфляционное давление. С другой стороны, сокращение потребления и выпадающие доходы домохозяйств не позволят ритейлерам поднимать цены.
• Возможно при официально низкой потребительской инфляции, инфляция в секторе b2b будет значительно выше.
В краткосрочной перспективе следует следить за показателями занятости:
6. Статистические данные на конец марта о величине потерь в рублях за день простоя в зависимости от вида бизнеса (мнение РБК):
РБК подсчитал, сколько теряют уже попавшие под запрет из-за ужесточения мер по борьбе с распространением коронавируса в Москве московские компании (театры, рестораны, выставочные залы, кинотеатры, фитнес-клубы, бассейны) за один день простоя и сколько могут потеряют еще работающие, если развитие ситуации пойдет по худшему сценарию и им придется приостановить свою деятельность. Расчет был сделан на основе данных о среднем дневном обороте, в нем учитывается только выручка, которую не получат предприятия. Расходы, которые бизнес несет во время простоя, — аренда, коммунальные платежи, зарплаты и социальные выплаты, обслуживание кредитов и другие расходы — в расчет не вошли.
7. Экономика РФ
Наиболее пострадавшие отрасли, по данным всероссийского опроса индивидуальных предпринимателей и собственников малого и среднего бизнеса, проведенного НАФИ 28 марта – 3 апреля 2020 г.: общественное питание, туризм/отдых, торговля, сфера обслуживания, сфера развлечений, транспорт/логистика/грузоперевозки. Подробнее здесь.
Институт исследований и экспертизы ВЭБ.РФ подготовил доклад «Тенденции развития российской экономики в условиях пандемии коронавируса и возможные антикризисные меры».
Наиболее уязвимые сектора экономики:
Согласно опросу НАФИ, опубликованному 3 июля, более половины предпринимателей (54%) отметили, что их компания смогла продолжать работу в той или иной форме в период самоизоляции. 46% предпринимателей перевели сотрудников на дистанционный формат.
Многие предприниматели отметили негативные последствия от пандемии: 76% сообщили о снижении выручки, 66% — о сокращении спроса на товары или услуги, 36% — о сокращении числа поставщиков, 24% — об уменьшении числа филиалов/точек продаж. Каждый третий предприниматель (34%) отправлял сотрудников в отпуск за свой счет, а каждому пятому (18%) пришлось прибегнуть к увольнению сотрудников.
Большинство предпринимателей не рассчитывают на возврат к докризисным показателям в краткосрочной перспективе: 36% ожидают, что выйдут на прежний уровень не ранее, чем через год, 21% — через 2-3 года. Треть предпринимателей придерживаются более оптимистичных настроений: 35% рассчитывают вернуться к докризисным показателям через несколько месяцев или раньше, а 8% отмечают, что коронавирус не сказался на их работе.
Большинство представителей бизнеса (70%) предприняли меры для адаптации к кризисной ситуации. В ТОП-3 таких мер входят сокращение бюджетов на текущие траты, переход в онлайн и коррекция цен/тарифов. Большая часть тех, кто перевел бизнес в онлайн (60%), считают, что это помогло компании стать эффективнее.
Несмотря на сложности, многие предприниматели не изменили свои стратегические планы на будущее: 52% сообщили, что карантин не повлиял на их бизнес-планы, а 8% отметили, что благодаря самоизоляции нашли новые идеи, форматы ведения бизнеса. 40% предпринимателей сообщили, что планы все-таки пришлось поменять.
8. Мониторинг отраслевых финансовых потоков.
ЦБ регулярно публикует аналитический материал Банка России, в котором представлена обобщенная информация по рублевым платежам, прошедшим через Национальную платежную систему.
9. Скидка на торг.
Источники:
Прогноз денежных потоков и анализ рисков
По состоянию на 23.06.2020 ЦБ не изменил мнение о перспективах российской экономики. Источник
По данным на 24.07.2020, ЦБ скорректировал оценку динамики ВВП и прогнозирует снижение ВВП на 4,5–5,5% в текущем году и последующий восстановительный рост на 3,5–4,5% и 2,5–3,5% в следующие два года, при этом отмечает, что эти оценки в основном находятся внутри интервалов, которые ЦБ давал в апреле. Также ЦБ ожидает инфляцию в интервале 3,7–4,2% по итогам текущего года. Источник
2. Позиция «KPMG»
COVID-19 является прекрасным примером «структурного разрыва» — неожиданного сдвига во временных рядах данных при изменении закономерностей между историческими переменными. Это приводит к ненадежности модели и значительным ошибкам в прогнозировании, а также принципиально влияет на предположения и планирование (здесь на ум приходит фраза «слепой»).
Таким образом, исторические данные нужно иногда брать с долей скептицизма. Но они все же могут послужить основой для принятия будущих решений. Мониторинг и анализ того, как вы преодолеваете этот кризис, будут иметь решающее значение для обеспечения вашего в конечном итоге выхода из кризиса и выстраивания долгосрочной устойчивости. Воспользуйтесь возможностью измерить и оценить эффективность / неэффективность бизнеса, вытекающую из альтернативных моделей работы.
Управление оборотным капиталом, скорее всего, будет сопряжено с трудностями:
4. Позиция «RICS»
Рыночная активность затронута во многих секторах. По состоянию на дату оценки мы считаем, что для целей сравнения мы можем придать меньший вес предыдущим рыночным данным для обоснования мнений о ценности. Действительно, нынешняя реакция на COVID-19 означает, что мы сталкиваемся с беспрецедентным набором обстоятельств, на которых можно основывать суждения.
5. Позиция «CBRE group» о возможных прогнозах на основе анализа китайского рынка:
6. РБК и НКР выпустили исследование о восстановлении экономики.
7. Можно ожидать роста достоверности расчетов, основанных на «взвешенных скользящих средних» моделях (прогнозная величина принимается равной взвешенному значению по ретроспективе, при это чем дальше отстоит ретроспективное значение от даты оценки, тем меньше его вес).
8. Глава МВФ заявила о начале мировой рецессии. Особую угрозу МВФ видит в возможности возникновения волны банкротств и сокращения рабочих мест, которая может не только подорвать способность экономики к восстановлению, но и разрушить саму основу общества (источник).
Восстановление экономики во много зависит и от мер поддержки, оказываемых государством. Обзор ситуации в разных странах здесь.
9. По оценке МВФ, ВВП России снизится за 2020 год на 6,1% по сравнению с 2019 годом и вырастет на 4,1% в 2021 году. Снижение для развитых стран будет более сильным, но и рост будет выше (-8% в 2020, рост на 4,8% в 2021). Совокупное снижение в мире составит 4,9% в 2020, а рост в 2021 5,4%.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) спрогнозировала 2 сценария изменения ВВП разных стран: сценарий при отсутствии второй волны распространения нового коронавируса и сценарий для случая, если вторая волна появится до конца года.
Оценки ЭСР для российской экономики:
¾ Спад 8% в 2020 и рост 6% в 2021 году (1 сценарий)
¾ Спад 10% в 2020 и рост 4,9% в 2021 году (2 сценарий)
Оценки снижения ВВП России в 2020 году находятся в широком диапазоне от (-1%) до (-11,3%). Такой разброс мнений аналитиков говорит о повышенной неопределенности ситуации. Так, аналитики McKinsey, планировавшие обновить цитируемый во многих источниках доклад «Влияние COVID-19 на российскую экономику», который составлялся в конце марта, так и не опубликовали более актуальные материалы.
Ссылки по оценкам динамики ВВП:
По оценкам Минэкономразвития (данные на конец июня), размер ВВП России к 4-му кварталу 2021 года восстановится до уровня 2019 года, рост в 2022 году может составить около 3%.
10. Позиция JLL (Влияние на глобальный рынок недвижимости):
Краткосрочное влияние пандемии COVID-19 на экономический рост, деловую активность и поведение отдельных лиц неоспоримы, и, хотя согласно текущему консенсусу восстановление мировой экономики произойдет во второй половине 2020 года, точные сроки возобновления роста и его темпы неизвестны.
Предлагается не заниматься отдельными прогнозами, а использовать сценарный подход с акцентом на готовность либо к небольшому или умеренному замедлению, которое носит временный характер, либо к более серьезной и устойчивой рецессии.
Основные тенденции на рынке:
Подробнее о рынках недвижимости — по следующим ссылкам:
Прогноз изменений на рынке недвижимости пока никто не готов делать, но можно сопоставить происходящее на рынках с тем, как они реагировали на прошлые кризисы.
11. Стоимость капитала
По данным, публикуемым Асватом Дамодараном, оценка рыночной премии за риск в США, определенная им на начало 2020 года на уровне 5,20%, значительно изменилась за 1 квартал и по состоянию на 1 апреля 2020 равна 6,01%.
Оценка странового риска для России также увеличена: премия за страновой риск оценивается на 01.04.2020 в 4,03% (предыдущая оценка 2,17% на январь 2020).
12. Ссылки на онлайн-сервисы и источники информации:
Диапазоны и интервалы результатов расчета рыночной стоимости
Допущения и ограничения
Отчет об оценке должен содержать обсуждение состояния рыночных условий, в связи с чем упоминание о вспышке коронавируса уместно. Однако, не уместно включать отказ от ответственности или экстраординарное допущение, которое предполагает, что оценщик не берет на себя ответственность за анализ рынка.
2. Все используемые при оценке данные следует проверять на предмет достоверности, используя доступные Оценщику средства.
3. Примеры допущений / ограничений от «Appraisal Institute of Canada»:
Значения, содержащиеся в данной оценке, основаны на рыночных условиях на момент составления данного отчета. Эта оценка не дает прогноза будущих значений. В случае нестабильности и/или нарушения нормальной работы рынка, значения могут быстро измениться, и такие потенциальные будущие события НЕ рассматривались в данном отчете. Поскольку данная оценка не учитывает и не может учитывать какие-либо изменения в оцениваемом имуществе или рыночных условиях после даты вступления в силу, читателей предупреждают о необходимости полагаться на оценку после даты вступления в силу, указанной в настоящем отчете.
На момент подготовки настоящего доклада Канада и мировое сообщество переживают беспрецедентные меры, принятые на различных уровнях государственного управления для сокращения последствий пандемии COVID-19 для здоровья населения. Продолжительность этого события неизвестна. Несмотря на то, что существует потенциальная возможность негативного воздействия на микро- и макроэкономику, а также на различные рынки недвижимости, невозможно предсказать такое воздействие в настоящее время или воздействие нынешних и будущих правительственных контрмер. Существует некоторый риск того, что пандемия COVID-19 увеличит вероятность глобальной рецессии, однако без знаний о дальнейших ожидаемых правительственных контрмерах на национальном и глобальном уровнях невозможно предсказать какое-либо воздействие в данный момент времени. Соответственно, эта временная оценка предполагает сохранение текущих рыночных условий, а также то, что текущие более долгосрочные рыночные условия останутся неизменными. Учитывая рыночную неопределенность в отношении пандемии COVID-19, события форс-мажорного характера, мы оставляем за собой право пересматривать оценку стоимости, изложенную в этом отчете, за отдельную плату, с обновлением оценочного отчета в рамках отдельного оценочного мероприятия, включающего рыночную информацию, имевшуюся на тот момент времени.
Коронавирусная пандемия вызывает значительную степень неопределенности на рынках капитала и может оказать влияние на стоимость недвижимости в зависимости от продолжительности и тяжести кризиса. В настоящее время пока еще слишком рано предсказывать, каким образом это может сказаться на стоимости, однако вполне вероятно, что в краткосрочной перспективе это негативно скажется на рыночном спросе.
В связи с пандемией коронавируса местные органы здравоохранения настоятельно рекомендуют (или предписывают) ограниченное воздействие или контакт с другими людьми. Выезд на дом с целью осмотра противоречит рекомендациям местных органов здравоохранения и в настоящее время невозможен. Это оценочное задание было выполнено без физического доступа во внутренние/внешние помещения этого объекта. Детали собственности были идентифицированы и собраны другими способами, как указано в данном отчете.
Из-за невозможности доступа и просмотра интерьера/экстерьера этой недвижимости, информация и детали, касающиеся интерьера/экстерьерной отделки, качества и состояния, взяты из источников, которые считаются надежными. Если впоследствии будет установлено, что какая-либо из этих деталей является неточной, оценщик оставляет за собой право внести изменения в оценку и стоимость.
4. Позиция The Australian Property Institute по вопросам, связанным с неопределенностью оценки
Существует несколько потенциальных причин неопределенности оценки:
Неопределенности данных и моделирования возникают в процессе оценки и могут быть измерены.
Рыночная неопределенность возникает в результате событий, которые являются внешними для процесса оценки и, как правило, не поддается измерению на дату оценки.
Неопределенность на рынке возникает, когда рынок, по состоянию на дату оценки, нарушается из-за событий, которые происходят или недавно произошли, таких как внезапные экономические или политические кризисы.
Событием(ями), вызывающим неопределенность на рынке, может быть макроэкономическая ситуация, например пандемия COVID-19, или микроэкономическая, например, изменение закона или правила, которое изменяет или разрушает рыночный сектор.
На рынке недвижимости как макроэкономическое, так и микроэкономическое событие (события) могут привести к неопределенности в оценке. Влияние на цены и объемы продаж не будет известно до тех пор, пока на это не среагирует рынок.
Кроме того, API отмечает, что использование «справочников» может быть некорректным из-за устаревания данных во времена неопределенности на рынке.
Рыночная неопределенность не поддается измерению, так как она возникает вследствие невозможности ее наблюдения и оценки влияния события (событий) на рыночные цены по состоянию на дату оценки.
Степень влияния пандемии COVID-19 на данный момент неизвестна, поэтому это событие представляет собой рыночную неопределенность (на дату подготовки данного протокола 20 марта 2020 г.).
Рекомендуется указывать в отчете:
Цель пункта о существенной неопределенности состоит в том, чтобы установить, что клиент, опирающийся на конкретный отчет об оценке, понимает, что отчет был подготовлен при чрезвычайных обстоятельствах. Термин «неопределенность» не предполагает, что на оценку нельзя положиться, но он используется для того, чтобы пояснить, что при действующих чрезвычайных обстоятельствах оценке может быть придана меньшая определенность, чем в период отсутствия таких обстоятельств.
В то же время нельзя упускать из виду ту важную роль, которую профессиональные оценщики могут и будут играть в восстановлении доверия к неспокойным рынкам путем проведения хорошо обоснованных и прозрачных оценок.
Появление к концу 2019 г. нового коронавируса, также известного как COVID-19, и последовавшая за этим глобальная пандемия создали огромную неопределенность во всем мире.
Кроме многих других проявлений это привело к огромной волатильности рынка. Это еще более интересно с точки зрения оценки, поскольку оценщики вынуждены оценивать активы, когда отсутствуют сопоставимые данные и все рынки сталкиваются с неопределенным будущим.
Стандарт МСО 103 «Составление отчета» требует, чтобы в отчете об оценке раскрывался ряд вопросов, включая любую существенную неопределенность или ограничивающие условия, которые непосредственно влияют на оценку. Фактически, в разделе 10 МСО 103, в параграфах 10.1 и 10.2 говорится [2]:
10.1. Важно, чтобы в отчете содержалась информация, необходимая для правильного понимания оценки или экспертизы оценки. Отчет должен дать предполагаемым потребителям четкое представление об оценке.
10.2. В целях предоставления полезной информации отчет должен характеризоваться четким и точным описанием объема и содержания задания, его цели и предполагаемого использования (включая любые ограничения на использование), а также включать информацию, раскрывающую любые допущения, специальные допущения (МСО 104 «Виды стоимости», пункт 200.4), значительную неопределенность или ограничительные условия, которые напрямую влияют на оценку.
Одна из основных проблем, связанных с неопределенностью оценки, заключается в том, что стоимость не является фактом, а оценка представляет собой определение наиболее вероятного из целого ряда возможных результатов на основе допущений, сделанных в процессе оценки.
[1] Настоящее письмо выпущено Техническим Советом IVSC и предназначено в качестве полезного краткого изложения ключевых частей Международных стандартов оценки (МСО), которые могут иметь особое значение в периоды неопределенности на рынке. Настоящий документ не является стандартом. При проведении оценки оценщикам следует обращаться к последней версии IVS.
[3] См. пункт 30.1. МСО 104: Рыночная стоимость – это расчетная денежная сумма, за которую состоялся бы обмен актива или обязательства на дату оценки между заинтересованным покупателем и заинтересованным продавцом в результате коммерческой сделки после проведения надлежащего маркетинга, при которой каждая из сторон действовала бы, будучи хорошо осведомленной, расчетливо и без принуждения.
Однако даже для идентичных активов, обмен которыми происходит в рамках актуальных сделок, часто могут наблюдаться отклонения цен в различных сделках. Эти отклонения могут быть вызваны такими факторами, как различия в целях, знаниях или мотивации сторон. Следовательно, большинству оценок присущ элемент неопределенности, поскольку редко существует единая цена, с которой можно сравнить оценку.
Неопределенность оценки может быть вызвана различными факторами.
Их можно разделить на следующие категории:
Эти причины неопределенности оценки не являются взаимоисключающими. Например, ухудшение рыночной конъюнктуры может повлиять на наличие соответствующих данных, что, в свою очередь, может создать неопределенность в отношении наиболее подходящего метода или модели. Поэтому взаимозависимость и корреляция между причинами неопределенности, вероятно, существуют, и это следует учитывать в процессе оценки.
Что касается коронавируса, то его влияние на функционирование рынка можно рассматривать как микроэкономическое, но в будущем это может иметь и определенные макроэкономические последствия.
Если дата проведения оценки совпадает с экономическим или политическим кризисом или непосредственно следует за таким событием, возникает значительная неопределенность в оценке, поскольку единственные исходные данные и метрики, доступные для оценки, скорее всего, будут относиться к рынку до наступления события и, следовательно, будут иметь ограниченное отношение к ситуации на дату проведения оценки.
Отсутствие соответствующих исходных данных приведет к неопределенности оценки. Это может быть вызвано не только нарушением функционирования рынка, как описано выше, но и тем, что активы являются уникальными, или тем, что рынок для данного актива, как правило, является неликвидным. В случае отсутствия соответствующих рыночных данных может потребоваться экстраполяция исходных данных от непосредственно наблюдаемых цен на аналогичные активы или использование ненаблюдаемых исходных данных.
Использование экстраполяции или ненаблюдаемых исходных данных может быть источником неопределенности из-за сложности нахождения объективных доказательств в поддержку либо корректировок, либо сделанных допущений. Используемый метод оценки может быть скорректирован с учетом неопределенности исходных данных. Например, в модели дисконтированных денежных потоков входные данные основаны на текущих ожиданиях будущих результатов деятельности и поэтому являются неопределенными.
Для многих типов активов для оценки стоимости можно использовать более одного метода или модели. Однако эти методы или модели не всегда дают один и тот же результат, и поэтому выбор наиболее подходящего метода сам по себе может быть источником неопределенности оценки.
В пункте 10.4 стандарта МСО 105 «Подходы и методы оценки» говорится, что:
«Оценщику нет необходимости использовать больше одного метода оценки стоимости актива, особенно если оценщик и уверен в точности и надежности единственного метода и принимает во внимание факты и условия оценочного задания. Тем не менее оценщикам следует рассмотреть возможность использования нескольких подходов и методов, а также учесть несколько подходов или методов оценки и возможности их использования для получения показателя стоимости, особенно если не имеется достаточного количества фактических или характерных для рынка исходных данных для применения единственного метода в целях получения объективного вывода. Если используется более одного подхода и метода или даже несколько методов в рамках одного подхода, заключение об оценке, полученное с помощью этих многочисленных подходов и/или методов, должно быть обоснованным, а процесс анализа и согласования разных оценок в итоговый результат без проведения усреднения оценщику следует описать в отчете».
Можно утверждать, что нынешнее положение представляет собой ситуацию, в которой необходимо использовать несколько подходов, поскольку экономический и политический климат таков, что «не имеется достаточного количества фактических или характерных для рынка исходных данных для применения единственного метода в целях получения объективного вывода».
Большинство оценок содержат элемент неопределенности, однако в соответствии с МСО 103 этот элемент должен раскрываться только в том случае, если он является «значительным».
Требование о раскрытии информации о неопределенности в тех случаях, когда она не имеет никаких или ограниченных последствий, было бы ненужным осложнением при представлении отчетности по многим оценкам и могло бы нарушить принцип, согласно которому отчетность должна давать предполагаемому читателю четкое представление об оценке. Это также может привести к увеличению расходов и вызвать неоправданную озабоченность в отношении достоверности многих заключений по оценке, что не принесет пользы пользователям.
Вместе с тем наличие значительной неопределенности не означает, что оценка не может быть проведена, но означает, что в докладе об оценке должны содержаться существенные предположения, положенные в основу подхода к проведению оценки и методологии ее проведения. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос о том, когда неопределенность оценки является «существенной». Также необходимо учитывать, что другие стандарты, такие как МСФО, может иметь иную точку зрения на некоторые элементы, такие как суждения и существенность.
Значимость неопределенности следует рассматривать с двух взаимосвязанных позиций: во-первых, является ли потенциальное влияние на результат оценки существенным; и, во-вторых, имеет ли она значение для предполагаемого пользователя оценки. В то время как незначительная неопределенность очень маловероятна, существенная неопределенность может иметь или не иметь значения. Рассмотрение вопроса о том, является ли влияние выявленной неопределенности на оценку существенным, связано с потенциальной возможностью ошибки.
Для некоторых активов такой количественный анализ может оказаться сложным, особенно в текущих рыночных условиях. Даже если неопределенность может быть количественно определена и представляется значительной, либо в абсолютном выражении, либо в процентном, то ее существенность также зависит от ее значимости, которая должна оцениваться в контексте цели, для которой требуется проведение оценки, и потенциального влияния на всех предполагаемых пользователей оценки, которые впоследствии окажутся неправы на дату ее проведения.
К факторам, которые может быть полезно рассмотреть для определения того, является ли неопределенность в оценке существенной для оценки материальных активов и бизнеса, относятся:
Полезным критерием при рассмотрении вопроса о том, является ли неопределенность оценки значительной, является рассмотрение вопроса о том, не приведет ли сокрытие неопределенности к тому, что разумное лицо предпримет действия, основанные на объявленной оценке, которые оно, возможно, не предприняло бы, если бы неопределенность была раскрыта.
В случае необходимости количественной оценки неопределенности оценки, должны быть применены следующие принципы:
При оценке также нужно учитывать:
Поддержка бизнеса в Российской Федерации
Информацию о мерах поддержки бизнеса можно найти на сайте Минэкономразвития.
Новый перечень системообразующих организаций.
Прочее
1. Позиция «TEGoVA»
Там, где оценщикам предписано прийти к рыночной стоимости объекта недвижимости для неустановленной цели в течение следующих нескольких недель:
[1]The International Private Equity & Venture Capital Valuation Guidelines Board (“the IPEV Board”)
3. Дату оценки целесообразно устанавливать ДО начала активной фазы пандемии (при наличии такой возможности).
4. Итоговый результат оценки рекомендуется представлять в существенно округленном виде.