Скидка на опт в оценке тмц
Как учитывать товары в бухгалтерском учете?
Бухучет поступления товаров
Товары — это запасы, приобретенные у других лиц и предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности без дополнительной обработки (п. 3 ФСБУ 5/2019).
С 2021 года учет товаров регулируется новым ФСБУ 5/2019 «Запасы». Новый порядок учета товаров подробно рассмотрен в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Поступление ТМЦ отражается по дебету счета 41 в корреспонденции со счетами учета взаиморасчетов: 60, 71, 75, 86 и пр. (план счетов, утвержденный приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н).
Товары принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 9 ФСБУ 5/2019), в которую включаются все понесенные затраты при приобретении ТМЦ, в том числе (п. 11 ФСБУ 5/2019):
Бухгалтерский учет товаров в оптовой и розничной торговле имеет некоторые отличия. Компании, реализующие товары оптом, учитывают их по стоимости приобретения. Розничным же фирмам дано право выбора учета стоимости ТМЦ: либо по покупной, либо по продажной стоимости с отдельным учетом наценки и скидок (п. 21 ФСБУ 5/2019). Выбранный вариант учета необходимо закрепить как элемент учетной политики предприятия.
Подробнее о том, как учитывать товары в оптовой и розничной торговле, читайте в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Типовую ситуацию.
Рассмотрим основные проводки при поступлении товаров.
Управление запасами: как посчитать сколько товара должно быть в магазине
Управление товарными запасами магазина напрямую влияет на прибыль. С одной стороны, закончившийся товар и его отсутствие на полке — означают потерю прибыли от несостоявшихся продаж. С другой стороны, полный склад не распроданного товара — это «замороженные» оборотные средства и риск потерь от списания нераспроданных остатков (из-за истечения срока годности, сезонности товара или иных причин).
Эффективное управление товарными запасами — это поиск и поддержание баланса между двумя противоречащими друг-другу задачами: минимизацией складских остатков и их пополнением.
Товарный запас и способы его измерения
Товарный запас — это товары, находящиеся на складе магазина и предназначенные для реализации. Если речь идет о предприятии сферы услуг, то к товарным запасам относятся расходные материалы, комплектующие и запасные части (товарные запасы в салоне красоты — это косметика и краска для волос).
Товарные запасы можно разделить на:
Товарный запас измеряется несколькими способами:
Управление товарными запасами в магазине
Существует много вариаций расчета оптимального товарного запаса, от простых до очень сложных. Для обычного розничного магазина, подходит самый простой метод — опытно-статистический. Он основан на анализе оборачиваемости, истории продаж, сроков хранения и других факторов. К сожалению, точно предсказать продажи невозможно. Но можно учесть сезонность и иные факторы, влияющие на продажи.
Единой формулы расчета оптимального товарного запаса не существует, так как у каждого бизнеса свои особенности. Но для поддержания оптимального товарного запаса необходимо учитывать:
После того, как вы определили набор факторов, которые необходимо учесть, рекомендуется посчитать размер неснижаемого остатка (минимальная величина товарного запаса).
Как только показатель приближается к этому значению, формируется заявка поставщику. При этом нужно учитывать и сроки поставки, чтобы сделать это заранее. Если товар везут 5 дней, успеете все распродать и остаться без продукции. В этом случае неснижаемого остатка должно хватать приблизительно на 7 дней, чтобы компенсировать возможные задержки поставки и оставить себе время для маневра.
Неснижаемый остаток рассчитывается для каждой позиции в отдельности, так как у продукции различное время хранения, разные сроки поставок и продаются они тоже по-разному.
Поддерживать оптимальные остатки в ручном режиме практически невозможно. Для этого используют систему складского учета. Например, в SUBTOTAL вы можете:
Оборачиваемость товара
Помимо поддержания оптимального уровня складских запасов, важно оценивать прибыльность той или иной позиции для бизнеса. Для этого используется показатель оборачиваемости товара.
Оборачиваемость товара – это время, за которое продается товар, т. е. вложенные в товар средства возвращаются с прибылью. Одна из важных характеристик, используя которую можно:
Оборачиваемость товара можно посчитать в днях (срок оборачиваемости) или в разах (коэффициент оборачиваемости).
Формула оборачиваемости товара «в днях» (срок оборачиваемости)
Оборачиваемость товара в днях показывает, за какое количество дней продается средний товарный запас.
Об = Ср.ТЗ * Д / ТО, где
Об – оборачиваемость товара;
Ср.ТЗ – средний товарный запас, который рассчитывается так: (остатки на начало периода + остатки на конец периода)/2. Считается в штуках или денежных суммах (по цене закупки);
Д – количество дней в рассматриваемом периоде (месяце);
ТО – товарооборот, количество проданных товаров или сумма стоимостей всех проданных товаров (в ценах закупки) за рассматриваемый период (месяц).
Например, средний товарный запас (Ср.ТЗ) средства для мытья посуды «Наша марка» за месяц (30 дней) составил 300 шт., а его товарооборот (ТО) – 250 шт. Тогда оборачиваемость товара считается так:
Об. = 300 * 30 / 250 = 36
Это значит, что нужно 36 дней, чтобы реализовать средний запас средства для мытья посуды «Наша марка». Если закупка данного товара происходит раз в неделю, необходимо уменьшить его количество пр составлении заказа поставщику, что приведет к снижению суммы склада без ущерба для продаж.
Формула оборачиваемости товара «в разах» (коэффициент оборачиваемости)
Оборачиваемость товара в разах или коэффициент оборачиваемости товара (К.Об.) — это частное товарооборота (ТО) и среднего запаса за период (Ср.ТЗ).
Коэффициент оборачиваемости определяет, сколько раз за выбранный период товар обернулся (был продан). Рассмотрим тот же пример: Ср.ТЗ средства для мытья посуды «Наша марка» – 300 шт., ТО – 250 шт. за месяц. Посчитаем коэффициент оборачиваемости:
К.Об. = 250 / 300 = 0,83
То есть, за месяц товарный запас товара не был реализован полностью.
Наши услуги
Согласно Международному стандарту бухгалтерского учета (IAS 2) товарно-материальными ценностями (ТМЦ) считаются:
Независимая оценка ТМЦ
Независимая оценка товарно-материальных ценностей (оценка ТМЦ) производится в следующих ситуациях:
Необходимость в оценке ТМЦ
Чаще всего необходимость в оценке ТМЦ возникает в случае существенных отклонений цены реализации от первоначальной стоимости товара. В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации при изменении цены более чем на 20 % налоговая инспекция имеет право произвести проверку на предмет соответствия рыночных цен стоимости совершения сделки. Подвижки в цене могут быть вызваны новой маркетинговой стратегией компании или ситуацией на рынке, но наиболее распространённые причины изменения стоимости товара следующие:
Товар может подвергаться уценке по причинам морального устаревания, изменения рыночной конъюнктуры, наличия небольших повреждений (в том числе и на упаковке), некомплектности и т. д. Производя оценку уцененного товара, независимый эксперт в первую очередь определяет степень воздействия данных факторов на изменение его рыночной стоимости.
Оценка товарно-материальных ценностей применяется не только в ситуациях значительного изменения цены реализации, но и при совершении сделок между зависимыми компаниями. Для крупных холдингов характерно разделение рыночных функций между входящими в их состав организациями. Зачастую реализацией товара занимается не производственное предприятие, а примыкающая к нему дочерняя компания, и цена, по которой товар передаётся от производителя продавцу, может стать объектом пристального внимания налоговых органов. В этом случае отчет о рыночной стоимости товарно-материальных ценностей, подготовленный независимой оценочной компанией, станет веским аргументом в пользу продавца. Свидетельство о проведении независимой оценки ТМЦ является официальным документом, который подтверждает рыночный характер сделки и при необходимости может быть использован в суде.
Объектами оценки являются следующие товарно-материальные ценности:
Классические подходы для оценки ТМЦ
Оценка ТМЦ производится с применением трёх классических подходов: затратного, доходного и сравнительного. В зависимости от цели оценки стоимость товарно-материальных ценностей может быть рассчитана как рыночная, инвестиционная, справедливая (для бухгалтерского учета) и действительная (в целях страхования).
Какой метод списания товара выгоднее: разбираем подробно на примере
Затевая торговую деятельность, необходимо не только найти поставщиков и клиентов, но и определиться, каким способом рассчитывать себестоимость и списывать с учета проданные товары. Мы расскажем про разрешенные законом методы списания, а вы сможете выбрать самый оптимальный для себя.
Вернемся к определению себестоимости. Законодательно разрешены три варианта списания товара:
Показатель прибыли целиком и полностью зависит от применяемого метода. В некоторых случаях неверный выбор может привести даже к банкротству предприятия (потому что при списании вы будете завышать стоимость товаров, а значит расходы).
Чтобы вы не искали свой путь методом «проб и ошибок», мы подготовили для вас следующую инструкцию.
Какой бы вариант вы не выбрали, запомните — большое значение имеет товароучетная система. О нее зависит насколько просто, удобно и безошибочно вы будете учитывать товары.
Сервис МойСклад кроме ведения учета составляет необходимые аналитические отчеты, которые будут понятны даже начинающим бизнесменам. В мобильном приложении вы всегда сможете узнать состояние дел и контролировать бизнес.
Списание по стоимости единицы товара
Суть заключается в том, что при продаже одного конкретного товара с остатков нужно списать именно эту купленную ранее единицу и ее себестоимость.
Понятно, что этот метод применим для штучных товаров, например таких, как автомобили, предметы искусства, ювелирные изделия и другие дорогостоящие вещи.
Для этих ТМЦ важно проследить из какой партии они поступили и по какой цене. Иначе разница в стоимости может быть критической (например одно и то же платье в «сезон» и при устаревании коллекции будет иметь совершенно разную цену).
Метод средней себестоимости
Вряд ли вы сможете определить стоимость автомобиля, используя метод средней себестоимости. Зато этот способ идеально подойдет для учета канцтоваров, одежды, обуви, игрушек, косметики и любых других товаров широкого потребления.
В тех ситуациях, когда закупочная стоимость в течение месяца часто колеблется то в большую, то в меньшую сторону. Вспоминаем, как считается среднее арифметическое и находим среднюю стоимость ТМЦ в месяц:
Себестоимость проданного товара также определяется за месяц.
Метод расчета по средней себестоимости выбирают за простоту применения и для сохранения в течение месяца стабильной цены продажи. Но этот вариант нельзя назвать идеальным, потому что на уровне налогового учета рассчитанная себестоимость может оказаться невыгодной.
Например, вы закупаете одни и те же ручки у одного и того же поставщика, и он постепенно снижает вам цены. В таком случае возможно вам подойдет третий способ.
Метод ФИФО
Он оказался самым распространенным как в розничной, так и в оптовой торговле. Этот метод можно применять, буквально соблюдая очередность закупки товаров. Например, когда вам важно соблюсти сроки годности и выставить на продажу более поздний привоз, а свежий придержать.
Когда срок годности не нужно учитывать, то продавая любой товар, вы списываете его с остатка по самой “старой” цене из “первой” партии.
Когда остатки исчерпываются, списание ТМЦ идет уже по цене следующей по времени поставке, затем — следующей, и так далее.
Сравниваем методы
Мы решили сравнить описанные методы на практическом примере. Пусть мы хотим посчитать себестоимость в разных вариантах для ручек в магазине канцтоваров. Заодно посмотрим, как меняется бухгалтерская прибыль.
Расчет по методу единицы товара делать не будем — ведь тут у нас ходовой массовый товар, а не штучные дорогие украшения.
Расчет по методу средней себестоимости
1) Определяем среднюю себестоимость ручки:
(1 100 * 10) + (500 * 9,50 + 500 * 9,00) / (1 100 + 500 + 500) = 9,64 руб.
2) Считаем себестоимость товаров, которые мы продали, для списания:
Расчет по методу ФИФО
1) Всего продано 1400 штук ручек. Считаем так: 1100 штук мы продали из имеющегося на начало месяца остатка (первые закупленные по времени) по цене 10 руб. за штуку, потом продали еще 300 из первой партии (по цене 9,50 за штуку).
2) Считаем себестоимость для списания:
1 100 * 10 + 300 * 9,50 = 13 850,00 руб.
Итак: по методу средней себестоимости мы должны списать товары по себестоимости — 13 496,00 руб., а по методу ФИФО — 13 850,00 руб. В нашем случае по ФИФО — больше расходов к списанию, а значит будет ниже прибыль и, как следствие, налог на нее, а при средней с/с — ситуация обратная.
Если цена закупа на ваши товары регулярно снижается, то вам больше подойдет метод ФИФО. Если она остается примерно в одном диапазоне и не сильно колеблется — можно использовать и метод средней себестоимости.
Метод ФИФО в складской программе
Списание товаров по принципу ФИФО достаточно просто воплотить физически на складе, разместив товары в очередности поступления. Но еще проще автоматизировать учет и списание в программе МойСклад.
На основе введенных данных о поступлении и продажах программа самостоятельно рассчитает себестоимость списанных товаров по методу ФИФО. Это максимально упрощает работу бухгалтера, кладовщика и даже директора или предпринимателя, т. к. не нужно специальных знаний, чтобы провести расчеты.
От правильного определения себестоимости и цены продажи зависит рентабельность бизнеса, поэтому доверяйте расчеты только профессионалам.
Помимо расчета себестоимости МойСклад следит за всем учетом, показывает реальные остатки каждого товара. А также производит расчет еще множества показателей, благодаря которым вы сможете оперативно принять правильные управленческие решения.
Учетная политика компании
Если вы уже определились с методом оценки себестоимости, то свое решение вы обязательно должны отразить в учетной политике.
Директор обязан утверждать и подписывать разработанную бухгалтером для организации политику учета.
Наше напутствие напоследок. В отличии от налогового и бухгалтерского учета в управленческих отчетах вы вправе использовать любой метод. Но это не целесообразно и принесет только путаницу и разногласие в результатах, поэтому лучше выбрать единую оценку и применять ее везде.
В сервисе для управления торговлей МойСклад можно списать недостающие или испорченные товары после инвентаризации. Для каждого склада создается отдельный документ. В нем указываются цены и число товаров, но можно добавить и причину списания.
Акт переоценки товара составляется по образцу, если необходимо дооценить или уценить определенные товарные позиции. Причины могут быть разные – изменился срок или заканчивается срок годности, а может морально устарел продукт. Поменяться должна стоимость, по которой продается продукция. С этим сталкивается каждый предприниматель, обычно подобные операции проводятся каждый день. Они помогают не работать в убыток и вовремя реагировать на изменение ситуации на рынке. Давайте разберемся, что это за процесс, как он выполняется и когда он уместен.
Переоценка товаров: что это такое в магазине
Это мероприятие стабильного перерасчета стоимости отдельных вещей или групп товарных позиций, чтобы улучшить их спрос на рынке. Оценка может меняться в большую или меньшую сторону по разным причинам. В силу обстоятельств ценник, возможно, окажется ниже закупочного. Обычно это касается ГП, но реже – основных фондов, незавершенного производства и кадастровой цены земли.
Выполняется это, чтобы привести фактически сложившуюся ценность к реальному рыночному показателю. Выполняется в условиях меняющейся обстановки, изменения материальных и нематериальных активов под влиянием конкуренции и других временных факторов. Это необходимо, чтобы избавиться от старых запасов товарных групп, оптимизировать налогообложение и учесть амортизацию.
Основанием для подобного действия становится приказ руководителя. По собственному желанию работники не должны выполнять уценку или дооценку.
Причины переоценки товара на складе
Они могут быть самыми разными, но обязательно описываются в документах. Среди основных мотивов, закрепленных официально, можно выделить:
- Скидка на определенный товар тильда
- Скидка на опт при оценке недвижимости